Вы здесь

Темпоральная психология. В измерениях времени и за его пределами. 6. ВЕЧНОСТЬ (С. А. Кравченко)

6. ВЕЧНОСТЬ

Все, что мы делаем сейчас отдается эхом в вечности.

Марк Аврелий

Психология взаимодействия человека с вечностью.

Вечность – не безвременье. Переживание чувства вечности способствует развитию таких способностей человека как выход за пределы настоящего времени, предчувствию, предвидению и предвосхищению.

Несомненно, что опыт не всегда приходит осознанно и порой он дается нам с рождения, например, Д. Винникотт считает, что идея вечности у каждого из нас связана с тем периодом младенчества, когда время еще не началось.

Вечность – это время, когда существуют идеалы. Й. П. Рихтер

Вечность? Единица времени. Станислав Ежи Лец

Время – движущийся образ неподвижной вечности. Жан-Жак Руссо

Величие человека заключается в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность. Иоганн Вольфганг Гёте

В норме, распространенной среди успешных и талантливых людей, переживание вневременья (сверхвременного) занимает четвертую часть их жизни, будь то состояние сна или бодрствования. Переживание вневременья может приобретать две формы: безвременья и вечности. Основное их отличие в том, что вечность насыщена образами, архетипами, выходящими за пределы времени, а безвременье сродни чистому сознанию, в котором нет даже мимолетных образов или они очень незначительны и совершенно не соприкасаются с архетипами.

Преимущественное пребывание в состоянии вневременья (сверхвременного), когда в переживаниях доминирует ощущение или чувство вечности, наиболее всего свойственно людям искусства, адептам религиозных, мистических и духовных практик, которые имеют свое выраженное лицо.

Символами вечности являются великие произведения искусства, звездное небо, горы, море или крупная река. Реальным воплощением вечности являются те человеческие ценности, которые тысячелетия сохраняют свою значимость. Войти в переживание состояния вечности можно при восприятии великих произведений искусства, звездного неба, гор, моря или крупных рек, размышляя о возвышенном, духовном и божественном.

Автор работы отчетливо понимает, что здоровая и гармоничная жизнь человека возможна только при равноценном распределении внимания между всеми измерениями временами (прошлым, настоящим, будущим) и сверхвременным (вечностью и безвременьем). В противном случае альтернативой является темпоральный невроз, ведущий к дезадаптации и снижению человеческого потенциала.

Определение вечности:

– Вечность выходит за пределы времени.

– Вечность не безвременье. Они принадлежат вневременью или сверхвременному.

– Идеальное время может быть названо вечностью.

– Вечность – неподвижная образность.

– Человек способен участвовать в творении вечности.

– Доминирование одного измерения времени над остальными в сознании человека ведет к темпоральному неврозу.

– Чувство вечности более всего свойственно людям искусства, адептам религиозных, мистических и духовных практик.

– Переживание чувства вечности способствует развитию таких способностей человека как выход за пределы настоящего времени, предчувствию, предвидению и предвосхищению.

Вечность – это слово употребляется в трех различных смыслах: 1) свойство и состояние существа, не подлежащего времени, то есть не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени; 2) бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах вечности мира, которая иногда (напр., у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же содержания; 3) интервал времени, который содержит в себе любой конечный интервал времени.

Вечность (в первом смысле) – духовное свойство, основанное на любви к ближнему и бескорыстной отдаче. Душа, находясь в материальной оболочке нашего мира, ощущает своё существование временным, поскольку эгоизм, отдалённый от Творца, способен выдержать лишь ограниченное число ударов, а затем умирает. Обретая духовные, альтруистические свойства, человек становится способным к неограниченному во времени развитию и получению растущего наслаждения, потому что наслаждение не ради себя не ограничено размерами собственных желаний. При этом суть человека становится такой же вечной, как сам Творец, удостаиваясь свободы от смерти.

Человек может осуществить переход из временного мира в вечный, постигнув любовь к ближнему, и по закону равенства свойств находясь в слиянии с Творцом, и вместе с Ним выходя из своего узкого мира, полного страданий и камней преткновения, в широкий и вечный мир отдачи Творцу и творениям.

Метафизическое понятие о вечности включает признаки трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Встречается впервые (помимо Откровения о Вечном Боге у евреев) в индийской теософии, в некоторых из упанишад; разработанное в греческой философии (особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов.

Чувство или Прикосновение Вечности

Расширение сознания. Укрепление личности. Приобщение к жизни вечной. Выход за пределы времени. Преодоление расстройств. Метод темпоральной психологи. Духовная практика нашего времени, уходящая корнями в историю и природу человечества.

В музее – мысли о вечном.

Что приносит успех и дает право на хранение работ мастера в лучшей художественной галерее? Прикосновение автора к теме вечности. Вот что! Например, маленькая работа Венецианова «На пашне», где крестьянка ведет лошадь, а ее младенец на земле…. Ведь это прообраз Мадонны с младенцем, но только Мадонны по-русски…. Образ Богоматери – в крестьянке…. Этот же принцип и в работах выдающихся дизайнеров и архитекторов. Композиции их произведений вызывают у нас чувство вечности. Они сумели в материальных символах форм прикоснуться к духовной материи вечности.

Конец ознакомительного фрагмента.