Вы здесь

Темпоральная психология. В измерениях времени и за его пределами. 5. ПРОШЛОЕ, ПРОШЕДШЕЕ (С. А. Кравченко)

5. ПРОШЛОЕ, ПРОШЕДШЕЕ

Прошлое – одна из форм проявления времени. Прошлое может определяться относительно настоящего: прошлое – это то, что уже было настоящим, и теперь им не является. Считается, что прошлое эмпирически не наблюдаемо, поскольку уже не существует как действительное. В этом смысле прошлое является умственной конструкцией. Оно помнится как события, которые когда-то были настоящими. Из следов прошлого настоящее и состоит. Но если мастер длительное время работает над своим предметом, то он живет и трудится не только в настоящем, но совершенствует и, казалось бы, ушедшее прошлое.

Прошлое и психоанализ

Переоценка прошлого меняет взгляд на будущее и переживание настоящего.

Прошлое является неизменным до тех пор, пока к нему не прикоснулся психоанализ. От него нельзя отказаться, но можно изменить некоторые его оттенки, прожить еще множество раз в сознании и извлечь новые уроки. Реконструируя, постигая прошлое, человек может давать ему различную интерпретацию и новую оценку. Если же работать со своим прошлым в настоящем, совершенствуя его как произведение искусства, то уже сложно назвать его ненаблюдаемым и неизменным.

Прошлое – является одной из основ формирования личности. Текущее в настоящей реальности время неминуемо становится прошлым, потому через поступки и события в настоящем мы можем взаимодействовать с прошлым.

Для удобства и эффективности психологической работы прошлое личности можно условно разделить на несколько пластов, например, индивидуальное прошлое, семейное и родовое. Не менее важным для формирования личности может стать и осознание в себе общечеловеческого прошлого. Еще более скрытым пластом нашей души является прошлая животная сущность человека, которая скрыта наиболее искусным способом, так как спрятана на самой поверхности – в нашем теле.

Ничего этого нет, скажет мой уважаемый критик, забывая о том, что каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом (филогенез). Но мы не можем опираться в своих доказательствах только на биологические законы. В наших доводах о существовании глубоких пластов души с присущей им памятью о прошлом может помочь психотерапевтическая практика маскотерапии и современный проект Глобального сознания.

О маскотерапии смотрите книгу С.А.Кравченко «Маскотерапия. В поисках лица».

Все, что было не со мной…

Все уверены в том, что наша память значительно определяет нашу жизнь. Вместе с этим, мало кто задумывается над тем, что она может содержать знание о том, чего в жизни с человеком якобы не происходило. Поэт выразил это словами: «Все, что было не со мной, помню».

В норме, распространенной среди успешных и талантливых людей, переживание прошедшего занимает четвертую часть их жизни, будь то состояние сна или бодрствования.

В этой четверти есть и знание того, «что было не со мной». Оно может быть нам присуще благодаря опыту переживаний в измененных состояниях сознания, в том числе и во сне.


Снится мне, что я морской офицер во времена Петра 1-го.


Например, снится мне, что я во времена Петра 1-го являюсь морским офицером, который перед большим морским походом просит руки дочери старого князя. Все происходит во дворце, где очень старый, щуплый и маленького роста князь сидит в окружении придворных. Я в офицерском мундире и парике с грохотом о деревянный пол падаю на колени перед князем, предполагая, что все это бесполезно. Но в это время раздается громоподобный выстрел тяжелой пушки на флагманском корабле, а стоящий рядом с князем грузный, седой офицер, видимо мой командир и покровитель, говорит громким низким голосом: «Князь, мы готовы подкрепить просьбу огнем». «Это очень мощное орудие,» – говорит встрепенувшийся князь, давая понять всем, что он человек, который тоже знает толк в военном деле. Именно залп самой мощной пушки с корабля, стоящего в гавани Петербурга, в свое время решил судьбу бедного и безродного офицера петровского флота. Я пережил этот момент как часть личной истории, как прошлое моей жизни, заложившее в мой характер опыт на все времена.

Следует предположить, что подобные переживания истории, пропитанные сильными чувствами, могут наложить значительный отпечаток на личность человека, и объяснить многие ценности и цели в его жизни.

Следует также сказать, что сценарии измененных состояний сознания могут и не осознаваться, протекая в «темноте» подсознания. В таком случае их воздействие на сознание личности меньше, но нельзя его исключить полностью.

Можно также предположить, что периодическое обращение нашего сознания к памяти предков, например, может происходить и в моменты увлеченности определенными историческими эпохами, которые нас необъяснимо манят, и мы неистово читаем, посещаем музеи, смотрим фильмы об этом времени.

Развитие личности, видимо, невозможно без постоянного постижения памяти предков, этноса, всего человечества и проникновения во все более отдаленные и сложные для восприятия времена и культуры. Мы по мере развития становимся все более способными к интуитивному постижению переживаний прошлого, отголоски которого иногда доносят нам произведения искусства, предметы быта, историческое оружие или что-то иное.


В психологической практике еще со времен З. Фрейда есть опыт погружения человека в гипнотическое состояние с целью помочь ему вспомнить то, что было вытеснено в подсознание. Переживая повторно причину невроза, мы помогаем человеку переосмыслить пережитое, приобрести новый опыт восприятия прошлого значимого события и избавиться от нежелательных последствий.

К. Юнг пошел дальше, доказывая, что человек способен помнить то, что в его личной истории жизни не происходило, что наше бессознательное – это резервуар без дна, который наполнен бесконечно большим содержанием. Переживая повторно опыт предков, события-причины особенных качеств личности, мы помогаем человеку переосмыслить пережитое, приобрести новый опыт восприятия исторического прошлого и избавиться от нежелательных последствий. Дополнительно смотрите статью «Регрессия возрастная».

Можно добавить следующее: мы способны узнать и пережить ровно столько, насколько у нас хватает сил и мужества. И это касается не только памяти предков, но и будущего. Это же свойственно и восприятию настоящего.


Автор работы отчетливо понимает, что здоровая и гармоничная жизнь человека возможна только при равноценном распределении внимания между всеми временами – прошлым, настоящим, будущим, вечностью и безвременьем. В противном случае альтернативой является темпоральный невроз, ведущий к дезадаптации и снижению человеческого потенциала.

Золотов Е. В.

Золотов Евгений Васильевич (30.05.1922 – 26.07.90) советский математик, акад. АН СССР (1987), академик РАН (1991 г.). Учился на мех.-матем. ф-те МГУ (1939—42), окончил Артиллерийскую академию им. Ф. Э. Дзержинского (1944). С 1957 работал в Калинине начальником отдела, а в 1962—69 – зам. нач. управления НИИ-2 Министерства Обороны СССР, в 1969 – проф. кафедры автоматики, телемеханики и электроники Политехнического института, в 1970—75 – организатор и зав. кафедрой автоматизации производственных процессов института. С 1970 член-корреспондент Дальневосточного научного центра АН СССР, в 1971—90 организатор и директор Вычислительного центра Дальневосточного научного центра. Основные научные направления: математическое моделирование больших систем на ЭВМ, прикладные вопросы теории случайных процессов и др.

В 1967 году написал работу «Телепатия», в которой рассматривает феномен телепатии как первопричину иных уникальных способностей человека, в том числе и способность к предвидению будущего. Теме настройки и приема информации проскопического и ретроскопического характера автор посвятил отдельный параграф в своей работе.

По мнению Е.В.Золотова, можно пренебречь временем, используя явления проскопии, а в любых телепатических упражнениях человек оказывается «вне времени», его физиологические процессы замедляются, а он как бы «не живет». Далее он пишет: «Воспринимая информацию в образах и звуках, скажем, из 2 века до н.э., мы убеждаемся, что она сохранилась „для нас“ в девственно чистом виде, что мы в состоянии воспринимать ее без всякого искажения. Те же соображения можно высказать и в отношении восприятия информации из будущего».

Е.В.Золотова считал своей задачей показать принципиальную возможность для каждого человека, взявшего на себя труд «видеть будущее», получать вневременную информацию из общего поля, благодаря основательной и детальной подготовке.

Отличной иллюстрацией слов Золотова о сохранении информации прошлого может служить статья «Эксперимент с автопортретом Леонардо да Винчи» настоящей книги.