1. АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП
Антропный принцип (АП) – это удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека. Во Вселенной существует точная подгонка фундаментальных физических констант, и даже малые отклонения от стандартных физических значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, что возникновение в ней человека стало бы невозможно. АП – одна из наиболее острых и спорных проблем современного миропредставления. Область его применения – роль и место разумной жизни во Вселенной, а более конкретно – человека.
Космический человек
Космический Человек – гигантская всеобъемлющая фигура, которая персонифицирует и содержит в себе всю Вселенную, – является одной из широко распространенных форм представления Самости в мифах и сновидениях. Космическая фигура Пань-гу древних китайцев, например, изображается покрытая листьями, что должно указывать на то, что Космический Человек (или Первочеловек) еще до всякого творения просто существовал подобно растению. Образ Космического Человека появляется во многих мифах и религиозных учениях. Обычно он описывается как несущий помощь и добро. Он появляется в образе Адама, персидского Гайомарта или в образе индийского Пуруши. Иногда его даже описывают как первооснову мира.
Модель времени в ИСС
Теория создана на основе материалов Института исследований природы времени, опыта переживаний измененных состояний сознания (ИСС) и психологической практики.
В ИСС я увидел модель времени, представшую мне в виде трехмерного образа, насыщенного множеством смыслов, которые потом я пытался изложить в словах, и понял, что в психологии, да и в нашем языке, недостаточно средств для описания природы времени. Сущность времени лежит где-то на границе сознания. Там, где формируется мысль, где возникает образ мысли, где начинается все, что может начинаться быть. Дальше идет мир скрытый, непроявленный, доступный только в ИСС.
Во сне я увидел модель времени, представшую мне в виде трехмерного образа
На первом рисунке изображена модель времени, а на втором – рисунок Леонардо да Винчи «Мудрец, изучающий время» (Leonardo da Vinci, Old Man Seated and Swirling Water, 1513, Royal Library, Windsor).
Рисунок Леонардо да Винчи «Мудрец, изучающий время»
Понятия, применяемые в основной схеме:
1. Материальный мир.
2. ИСС-мир, подсознание, мир смыслов и идей. Данный мир в обычном состоянии бодрствования как бы и не существует. Но стоит нам войти в ИСС, как этот мир заявляет о себе в полную силу. Здесь вполне уместно вспомнить и о теории многомирия Эверетта.
3. Точка перехода, диалога двух миров, трансцендентальной функции (психологическая функция, которая возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания).
4. Стрела времени имеет многостороннюю направленность, изгибается, делает кольца. Можно ли вообще ее называть стрелой? В настоящей модели стрела времени существует только на небольших отрезках времени.
5. Архетип, с его временной многомерностью.
Время, переживаемое в ИСС, выходит за пределы «разумного». В ИСС время порой граничит с «помешательством», так как человек переживает себя во множестве миров и времен, где ему сложно себя идентифицировать, где он может потерять ощущение себя. Да и сами ИСС есть та сфера человеческой жизни, которая, с одной стороны человеку изначально знакома и присуща (например, сон), а с другой – необъяснима с точки зрения бодрствующего сознания и опасна.
В современной психотерапии есть средства, чтобы возвратить человека в состояние «здесь и сейчас», потому путешествие в ИСС (в другие миры и времена) становится для нас менее опасным. Психотерапевтический метод «Лицо личности», организующий процесс вокруг человеческого лица, как уникальной формы, может сконцентрировать человека в настоящем времени и в настоящем пространстве, что устраняет возможное психическое расстройство.
Многие психические расстройства объясняются тем, что в человеческом сознании доминирует будущее или прошедшее, но не настоящее. Вместе с этим, способность человека жить, например, будущим открывает для нас уникальную возможность в познании будущего, что недостаточно используется в современной прогностике.
Ощущение измерения времени в ИСС часто отсутствует, так как сознание захвачено переживанием незнакомых ему событий прошлого и/или будущего, что часто происходит и в обычном состоянии бодрствования, когда люди просто теряют ощущение времени в моменты отвлечения внимания на воспоминания или на мечты.
Время есть элемент бытия, так как именно оно дает ощущение порядка, последовательности, структуры мира. Время и сознание пересекаются, и даже совпадают по своей природе. ИСС дает возможность пережить иное время, иную скорость движения времени. Время не конструкт человеческого мышления, а подобное по природе явление, так как мысль не существует без времени, а время – без своего содержания.
Смыслы времени и ток сознания очень похожи между собой, возможно, даже подменяют друг друга без нашего на то согласия и понимания.
Вселенная пронизана структурой, где смыслы и времена явлены в со-знании человечества. Но не потому, что им больше негде себя проявить, а потому, что человек подобен им, и может их все пережить. Если создавать модель времени, то человек, с его способностью к восприятию непроявленного мира с помощью ИСС, должен быть необходимым элементом данной структуры, который потенциально содержит в себе всю модель.
Развитие диалога с мирами
Наши диалоги с физическим, проявленным миром и миром скрытым, непроявленным в значительной степени разнятся. Более того, можно утверждать, что ощущения и восприятия этих миров от человека к человеку столь различны по степени качества и насыщенности, что их можно классифицировать по пятибалльной системе от нуля до пяти.
Всем известно, что иногда люди рождаются совершенно слепы или глухи, другими словами, им недоступен в ощущениях свет или звук. В противоположность им есть люди одаренные с рождения к тонкому восприятию мира визуально или аудиально. Более того, способность к боле точному и тонкому восприятию тренируется. В зависимости от природной предрасположенности и/или от вида деятельности, от тренированности ощущения и восприятия в значительной степени могут приближаться к экстрасенсорным параметрам.
В процессе маскотерапии, например, когда пациент создает скульптурный автопортрет, сидя у зеркала, способность видеть свое лицо во всех деталях обычно открывается ему через пару недель работы. Тогда как до автопортрета пациент, судя по всему, воспринимал свое лицо, как и все окружающие его люди, достаточно посредственно, стереотипно и в значительной степени недостаточно хорошо для того, чтобы отразить его в пластилине. Более детально можно прочесть в книге С.А.Кравченко «Маскотерапия».
Развитие видения внутренних образов, восприятие внутреннего потока сознания, с его чувствами и переживаниями, видимо, управляется теми же законами. Есть врожденные способности, есть улучшающиеся благодаря особым видам деятельности и образу жизни, а есть специально развитые. Мой первый научный руководитель, например, почти не видел сновидений, в чем он откровенно и признавался мне, когда я обсуждал с ним тему своей диссертации по предвидению будущего с помощью трансовых состояний. Мои сновидения и образы других измененных состояний сознания были столь многочисленны и значимы в моей жизни, что я невольно задумался о их содержании и смыслах в сознательной жизни человека и психолога. Он же не придавал им какого-либо значения, так как они не играли в его жизни никакой роли. Изучая книги по психологии, где человек видит сновидения только в одной из фаз сна, называемой «фазой быстрого движения глаз», я понимал, что моя способность к видению символов и знаков бессознательного превосходит средние показатели, так как я вижу образы сновидений сразу же, как только закрываю глаза. А когда достаточно уставший еду в метро, то в промежутках между станциями в 2—3 минуты успеваю увидеть отдельное сновидение. И если по дороге домой мне предстоит проехать с дюжину станций, то и сновидений будет приблизительно столько же.
Развитие способности выходить за пределы сознания, в той же мере, как и другие способности человека, может быть врожденной и развивающейся в процессе жизни. Другое дело способность сознательно останавливать поток сознания и взаимодействовать с бессознательным. Более того, как показывает опыт психотерапевтической практики, неконтролируемый выход за пределы сознания и бессознательные импульсы могут приводить к болезненным состояниям и к деперсонализации. Потому какие-либо самостоятельные практики с сознанием вне рамок проверенных духовных практик небезопасны и мной не приветствуются.
Не менее значимой в жизни человека является способность чувствовать время, ток времени и его измерения. Например, прошлое или будущее. Что касается прошлого, то здесь, казалось бы, все ясно, пока не подойдешь к изучению индивидуальной памяти, или памяти семьи более основательно. И тогда выясняется, что память наша недостаточно точна, а порой и вовсе ложна. Что же касается будущего, то здесь традиционным является переживание будущего как шестого чувства. Еще более сложным является переживание безвременья и вечности. Эти способности вовсе не развиваются, нет и методов их развития.
Редко кто может поделиться опытом переживания остановки тока времени, или его отсутствием как такового. Еще более редки переживания особых чувств времени, выходящих за пределы физического, где время нелинейно, где оно может ветвиться, замыкаться само на себя, быть фрактальным или что-то еще в этом роде.
Начало всего и всегда
Все началось с безвременья. Все начинается с безвременья. Безвременье – первый опыт всего живого. Безвременье постоянно преодолевается каждым человеком и всем человечеством. В преодолении безвременья проявляется истинная сущность человека.