Идея вечности у каждого из нас связана с тем периодом младенчества, когда время еще не началось.
Д. Винникотт
© Сергей Антонович Кравченко, 2017
ISBN 978-5-4490-1319-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О книге «Темпоральная психология»
Нестоящая книга призвана обобщить все мои работы, написанные на тему взаимодействия души со временем.
Тема отношений души и времени проходит красной нитью сквозь многие направления психологии, начиная с психоанализа З. Фрейда с его методом возвращения в прошлый опыт жизни человека.
Особенно значима тема времени в сфере практической психотерапии, где часто приходится встречаться с отсутствием видения перспектив развития, будущего человека или вычеркивание отрезков времени из собственной жизни, нежеланием взглянуть на свою жизнь с точки зрения вечности.
Еще более значима тема взаимодействия человека со временем в социальной психологии, когда мы встречаемся с переосмыслением исторического опыта группы людей или целого государства. Что уж говорить, когда страна живет только своим будущим, жертвуя благополучием своих граждан в настоящем, или старается определить и изменить свое будущее?
Некоторые статьи книги посвящены отдельным понятиям, которые являются ключевыми в смысловом поле темпоральной психологии, например, такие как будущее, прошедшее, настоящее и вечность. Иногда их определения расширены точками зрения разных школ психологии и имеют авторские дополнения и мнения.
Есть страницы, представляющие отдельных ученых и мыслителей, в творчестве которых мы находим подтверждение нашим идеям и которые способствуют развитию темпоральной психологии.
Книга писалась много лет и обобщает множество мыслей и идей, которые не только способствуют совершенствованию психических процессов, но и отвечают на вопросы тысячелетней давности. Например, душа вечна, или рождается и умирает вместе с телом?
Книга – психотерапевт
Психотерапевтический эффект книги существует всегда. Даже в тех случаях, когда автор намеренно этого не добивается. Я же ставлю такую задачу и не скрываю ее от моих читателей. Более того, читатель сам может усилить психотерапевтический эффект от прочтения книги, если будет вчувствоваться в вопросы и проблемы, которые автор пытается решить.
Например, до прочтения книги вы считали, что живете в физическом пространстве, с химическими процессами и элементами, среди биологических существ, чья психика является функцией их мозга. И вот появляется текст, описывающий психосферу и глобальное сознание, охватывающее все человечество. Более того, глобальное сознание взаимодействует с физическим миром и уже имеет в себе то, чему только предстоит произойти. И это еще не все! Голографическая вселенная не только содержит в себе все и всегда, но присутствует вся в своих отдельных малых частях.
Что же касается человека, то мало сказать, что его мозг может не производить некоторые психические функции, а только участвовать в их моделировании, воспроизведении или отражении. Можно утверждать, что мозг только участвует и в сотворении настоящего с опорой на все прошедшее и будущее. Другими словами, даже в самый скучный, серый осенний день, когда вы листаете эту книгу, вместе с вами ее листают все ваши близкие, родные, предки и потомки. А в самом незначительном движении чувства и мысли после воскресного полуденного сна в вас пульсирует сознание человечества и природа животного мира.
Во всем этом многообразии красок, звуков, сил и состояний вы выделяете свое лицо и понимаете его уникальность и смысл. Только так можно не потеряться в этом разнонаправленном потоке, и очень важно не только выделить свое лицо, но и подчеркнуть его выразительность, чтобы сохранить душевное здоровье или вернуть его.
Особенно книга может быть полезна в кризисные моменты развития личности, которые, даже при лучшем раскладе жизни, неминуемо приходят как переходные периоды между основными возрастами, например, между молодостью и зрелостью, зрелостью и старостью.
Уважаемый читатель!
Только ли время – поле душевного существования?
Мое обращение к вам продиктовано желанием представить в краткой и выразительной форме то, что собой представляет темпоральная психология и что меня заставило написать эту книгу.
Лет десять тому назад, когда уже существовали некоторые разрозненные части этой книги, у меня сформулировалась одна интересная мысль, что душа живет не только во времени, но и за его пределами.
Душа живет во времени и за его пределами. Это было очевидно как белый день. На семинаре по темпорологии при МГУ я тогда все время сталкивался с усилиями ученых из различных областей знания постичь природу времени. Их интуиции порой явно выходили за пределы времени, откуда они и пытались охватить его суть и представить в виде рациональных схем. Мое восприятие времени к тому моменту было уже достаточно обогащено опытом психотерапевтической практики и практики консультирования в сфере социальной психологи, где переживание времени очень существенно.
Душа живет во времени и за его пределами. Это именно так. Особенно, когда мы встречаем в жизни людей, страдающих душевными расстройствами, или наблюдаем группы людей, живущих в периоды безвременья.
Душа живет не только во времени настоящем, прошедшем или будущем, но порой она переживает и вечность. Вечность нельзя назвать временем в обычном смысле слова, но ее нельзя и обособить от времени полностью. Вечность охватывает все измерения времени и без этого чувства и переживания человек не может считаться человеком в полном смысле слова. Все самое возвышенное, духовное и ценное в человеческой цивилизации связано с понятием вечности. А теперь я хочу посмотреть на человека, который скажет мне, что для психологии это не объект исследования!
Душа живет не только во времени, но и за его пределами. За пределами времени начинается поле безвременья. И совершенно не важно, что это поле существует только в душевном пространстве. Важно только то, что оно существует как для отдельной личности, так и для социальных сообществ в целом. В состояниях безвременья человек теряет себя, теряют лицо и социальные группы. Что может быть важнее, чем познать это душевное поле, сводящее с ума целые народы? Что может быть важнее, чем найти выход из этого состояния?
Душа живет, а значит рождается, начинает жить и умирает, или живет вечно без рождения и смерти? Вновь всплывает вопрос времени, который пронизывает душевную жизнь насквозь, становясь ее центральной темой. Или уважаемый критик скажет мне, что время и душа в вопросе жизни несовместимы? Душа и время в данном вопросе становятся тождественны! Более того, душа и живет то только во времени. У души нет пространственного измерения. Только время – поле душевного существования. По стереотипному мышлению многие теоретики в психологии стремятся психическое представить в физических пространственных конструкциях, схемах или рисунках. Я тоже для большей наглядности грешу немного в этом смысле и в этой книге. Если уж быть последовательным до конца и стремиться найти физический аналог душевных процессов, то более всего для этого нам подходит человеческое тело и особенно – лицо человека. Лицо – физическое представление психического. Лицо – физическая представленность души. Лицо – явленность скрытого мира душевных процессов.
Душа живет, отражаясь в лице, и взаимодействует с другими душами порой только через лицо. Особенно, когда люди разделены во времени. Представленность человеческих душ в лицах, отраженных в портретах – ключевой элемент мировой культуры, так как именно в портретном искусстве души и их лица преодолевают прошедшее время и несут свои состояния в настоящее, и понесут его в будущее. Таким образом, лицо и его портрет – ключевой физический объективный элемент представленности душевных состояний в мире явленном и настоящем, соединяя настоящее с прошедшим, и, распространяясь в будущее, тем самым представляя нам вечность.
Более того, душа отражена в лице не только в своем сознательном состоянии, но и в бессознательном, хотя сам человек зачастую не осознает бессознательные процессы, которые исподволь все ж таки представлены.
Концентрация внимания на лице во время портретирования, когда идет синхронно психоаналитическая работа, помогает нам постичь скрытые от поверхностного взгляда субличности. Эти субличности в своем подавляющем большинстве связаны с прошедшим индивидуальности, семьи и рода, но иногда они открывают нам перспективы и будущего. Особую сложность составляют переживания безвременья, так как они отражаются в лице символами смерти, тем самым разрушая линию жизни и вводя нас в тупик. Именно здесь начинается основная работа специалиста, который практикует темпоральную психотерапию. Забегая вперед, важно заметить, что преодоление состояний безвременья возможно и очень важно. Преодолеть же их можно только в диалоге с субличностями рода Танатоса, приобщаясь к изначальной сущности человека, способной творить мир из ничего и творить себе подобных из праха земного. Это не психология искусства, это психология творчества, творения, как первоосновы вечной душевной жизни.
Таким образом мы подошли к одному очень важному умозаключению. Душа может жить вечно, если приобщается к первоосновам душевной жизни, выражающимся в творении мира, и душа может умереть, не родившись, если не сможет преодолеть патологического одиночества состояний безвременья. Если в процессе психотерапевтической помощи душа все же преодолевает безвременье, то можно с уверенностью утверждать, что психотерапия способствовала рождению души вечной. Здесь мы примиряем Аристотеля с Платоном и всех тех, кто уже тысячи лет ведет спор о том, вечна ли душа, или рождается и умирает вместе с телом?
Думаю, мой уважаемый читатель, эти мысли достаточно значимы, чтобы им посвятить время и оформить все написанное в отдельную книгу – темпоральную психологию.