Вы здесь

Тевтонский орден. Летопись. Глава вторая. Покорение Пруссии вопреки недовольству соседей (Н. Н. Прокошев, 2017)

Глава вторая. Покорение Пруссии вопреки недовольству соседей

Итак, уладив все необходимые формальности, немцы взялись за колонизацию Пруссии. Однако сначала стоит ознакомиться с тем, что же представляли в то время прибалтийские земли. За Одером, некогда служившим главной границей между христианским миром и царством язычества, вплоть до Финского залива в объятиях хвойных и лиственных лесов простирались усеянные камнями неплодородные глиноземы.

На севере с Пруссией, толком не изведанной и загадочной, соседствовала Дания, принявшая крест еще в 960-х годах, а на западе – Священная Римская империя, уже присоединившая Померелию в 1181 году. С юга пламенный привет несговорчивым дикарям передавали поляки, с востока же дремучим народом интересовалась Киевская Русь. И ничто так не радовало сердце пылкого христианина, как возможность обратить в свою веру тех, кто еще не до конца осознал и прочувствовал любовь Божию.

Первые уверенные попытки предпринять проповеднические миссии пришлись на вторую половину XII века. Только совсем не в крайне опасную Пруссию, а чуть севернее – в Ливонию, с которой на тот момент у католиков уже сложились торговые отношения. Бременский монах, августинец по имени Мейнхард, в 1186-м крестил несколько латышей и вскоре построил там первую церковь. Дело Мейнхарда продолжил Бертольд, позже невинно убиенный во время мятежа старейшин. Они предъявили ультиматум, чтобы все крещеные немедленно уносили ноги, если хотят протянуть до следующей Пасхи.

Столь неприемлемые условия потребовали незамедлительной реакции. Главой делегации назначили Альберта фон Буксгевдена, избранного епископа Ливонии. По его настоянию папа Иннокентий III попросил всех заинтересованных лиц помочь в деле распространения учения Христа. Крестоносцы, большей частью немецкие, согласились и оказали Альберту вооруженную поддержку. Таким образом, в 1201 году была основана Рига, главный оплот христиан в Ливонии, включавшей в себя Эстляндию, Лифляндию и Курляндию. Город заселили колонисты, впрочем, не встретившие одобрения у местного населения, все еще преимущественно языческого.

Интересный факт:

Название города Рига происходит от названия одноименной реки, рукава Даугавы, позже засыпанного. Началом отсчета летописи почти любого города в те времена считалась постройка каменной церкви, и здесь исключения не было. Кафедральный же собор принялись возводить в 1211 году и закончили только в 1270. Епископ Альберт добился у папы полной индульгенции для новых переселенцев, львиную долю которых составляли этнические немцы. Коренным латышам запрещали селиться внутри городских стен, а с наступлением темноты все они обязывались покинуть ливонскую столицу.




После возвращения христова воинства домой Альберт тяжело вздохнул: кто-то ведь должен каждый день оборонять провинцию в случае чего. Некий мудрец ничтоже сумняшеся подсказал великолепную идею: нужен собственный орден под стать тем, что бесстрашно защищают Святую землю. Сказано – сделано. Ближайший сподвижник и брат Альберта Теодорик отбыл за разрешением к папе и в 1202 году (окончательно существование ордена папа подтвердил в 1210 году) его получил. Так возникло братство Ордена Христа, более известное как Орден меченосцев.

В результате долгих и упорных схваток почти через двадцать лет, в 1220 году, рыцари при помощи датчан наконец покорили Эстляндию, куда время от времени все-таки продолжали вторгаться псковичи и новгородцы. Они, впрочем, чуть позже перессорились друг с другом, потому как первые стремились обрести независимость от вторых. Как бы там ни было, к 1229 году удалось донести слово Божие до всей Лифляндии и части Курляндии. И впору бы порадоваться, но история иногда вытаскивает из рукава совершенно неожиданную карту.

Конец ознакомительного фрагмента.