Вы здесь

Твоя бизнес-идея. Мечтать и создавать. Часть 1. РЕШИТЬСЯ (Игорь Дубинников)

Часть 1. РЕШИТЬСЯ


Что значит «быть предпринимателем»?

Истинного счастья может добиться лишь тот, кто полностью реализует свои возможности, свою гениальность.

Абрахам Маслоу

Перед тем как карабкаться по карьерной лестнице, проверьте, к той ли стенке она прислонена.

Стивен Кови

Начнем с уточнения, что такое «предпринимательство». Первые определения понятия «предпринимательства» (антрепренерства) приписывают французским экономистам начала IX века, Жану-Батисту Сэю и Ричарду Кантильону. Первый определил предпринимателя как человека, который «перебрасывает экономические ресурсы из сферы малой продуктивности в сферу большой продуктивности и пожинает плоды», второй – как того, кто «берет на себя риск покупки по определенной цене, а продажи по неопределенной». С тех пор предпринимательству было дано великое множество определений:

Человек, пытающийся превратить новую идею или изобретение в успешное нововведение.

Человек, находящий продукт, соответствующий рынку, и бизнес-модель, способную к масштабированию.

Человек, идентифицирующий или создающий возможности, привлекающий ресурсы и лидирующий в создании социальной или экономической ценности.

Человек, определяющий и реализующий возможности независимо от доступных ресурсов.

Человек, спроектировавший бизнес-модель, привлекший человеческие и другие ресурсы и взявший на себя ответственность за успех.

Человек, готовый брать на себя риски, инициативу и выгоды от реализации рыночных возможностей.

Не будем спорить о том, какое из определений наиболее правильное. Во всех можно заметить много общих характеристик: определение потребностей, создание ценности, наличие идеи, способность привлечь ресурсы, создание чего-то нового (превращение нематериального в материальное), принятие ответственности за результат, ориентация на получение результата (финансового или иного).

В рамках настоящей книги и будем определять предпринимателя как человека, обладающего данными характеристиками и предпринимающего что-либо в своей сфере, причем не так важно, какой именно.

Стоит ли быть предпринимателем? Да, но не обязательно в сфере бизнеса, ведь предпринимательство – это не только про бизнес, оно может быть:

корпоративное – по отношению к развитию и решению проблем компании, в которой работаешь;

социальное – по отношению к обществу;

карьерное – по отношению к своей карьере;

научное – по отношению к решению научных проблем.

Нет хороших или плохих сфер, главное – наличие предпринимательского подхода. Чем бы ты ни занимался, старайся быть предпринимателем в своей сфере: ориентироваться на реальные потребности, начинать новые инициативы, привлекать под их реализацию необходимые ресурсы и брать на себя ответственность за достижение результатов.

Тебе не обязательно иметь бизнес, чтобы быть предпринимателем, но ты обязан иметь предпринимательский подход, чтобы быть успешным бизнесменом, и не только бизнесменом.

Каждый человек – это уже предприниматель.

Бизнес (как строительство своей компании) – это лишь одна из возможных форм реализации твоего предпринимательского потенциала и далеко не самая простая.

А стоит ли реализовывать свой предпринимательский потенциал именно в бизнесе?

Если ты по складу характера не готов к нестабильности и повышению ответственности, то, скорее, нет. А для всех других есть два простых вопроса:

Допустим, ты стал бизнесменом. Что это тебе даст?

Является ли бизнес лучшим способом добиться этого?


Выбирать способ самореализации нужно не по удобству или текущему доходу, а по перспективам реализации своего потенциала. Задай себе вопрос: «Где ты окажешься, если будешь продолжать отлично делать то, что делаешь сейчас?» Туда ли ты стремишься? Нужна деятельность, не которая подходит тебе сегодняшнему, а которая позволяет тебе стать тем, кем ты хочешь. Не важно, будет это работа по найму или собственный бизнес. Для того чтобы прийти к такой деятельности, нужно, прежде всего, «включить» осознанность в построении профессиональной жизни. А именно этого многие и не делают, соглашаясь на первую предложенную работу или на первый «получившийся» бизнес, пуская корни и не желая оценивать соответствие личных целей и целей компании.

Профессиональную деятельность (дело) имеет смысл оценивать минимум по двум критериям: уровню удовольствия и качеству достигаемых для себя результатов (например, доходами или ростом своей ценности). Получаются 4 возможные зоны:

Мне не нравится, чем я занимаюсь, и что я от этого получаю.

Мне не нравится, чем я занимаюсь, но я от этого много получаю.

Мне нравится, чем я занимаюсь, но я от этого мало получаю.

Мне нравится, и чем я занимаюсь, и что я от этого получаю.

К сожалению, очень мало людей находится в четвертой зоне, более того, мало кто, вообще, задумывается об этом, обменивая воображаемую стабильность на свое реальное, эмоционально невовлеченное время.

Для того чтобы твоя профессиональная деятельность приносила удовольствие и, тебе нужно, чтобы ты занимался тем, что реально хочешь делать, что можешь делать на высоком уровне и результат чего нужен другим людям внутри компании (твой начальник или твои сотрудники) и снаружи компании (клиенты, партнеры).

То есть это должно находиться на пересечении ответов на вопросы: «Что хочу?» «Что могу?» «Что нужно?»


Рис 1. Критерии оценки профессиональной деятельности


Как найти это пересечение?

Выпиши 50 вещей, которые ты бы хотел делать.

Вычеркни те из них, которые ты не можешь делать очень круто (и не планируешь в ближайшее время начать мочь).

Вычеркни те из них, за выполнение которых люди не готовы платить деньги.

Подумай, в каком из направлений предпринимательства ты с максимальной полнотой сможешь сфокусироваться на оставшихся процессах.

Данная книга, в первую очередь, про предпринимательство в плане создания своего бизнеса, но многие инструменты, о которых пойдет речь, можно будет успешно использовать независимо от той сферы, в которой ты предпринимаешь.

Упражнения

Напиши ответы на вопросы:

Какова твоя цель чтения данной книги?

Что, по твоему мнению, произойдет с тобой после ее прочтения?

Определи, какое направление максимально соответствует пересечению твоих «Хочу», «Могу» и «Надо». Каких навыков не хватает тебе, чтобы стать более успешным предпринимателем в своей сфере?

Стоит ли создавать свой бизнес?

Я никогда не помышлял о том, чтобы сочинять ради славы и почестей. Я должен дать выход тому, что у меня в сердце, – вот почему я пишу музыку.

Людвиг ван Бетховен

На восклицание «Я хочу стать предпринимателем» есть хороший вопрос – «Зачем?» Есть три наиболее часто встречающихся ответа:

Ради денег.

Ради наличия свободного времени.

Ради самореализации.


Но если мы взглянем на реальную ситуацию, то возникнут вопросы, насколько предпринимательство является наиболее адекватным методом достижения подобных целей.


Во-первых, бизнес очень редко приносит мгновенную выгоду. Несмотря на множество историй успеха и красивых анонсов учебных курсов, свой бизнес не является гарантией высокого дохода, особенно на начальном этапе. Более того, по статистике, всего 30% предпринимателей имеют доход выше среднего, а оценивают свое материальное положение как «хорошее» и того меньше – 15%. За 10-летний период после создания бизнеса средний предприниматель зарабатывает на 35% меньше, чем наемный работник2. И даже большинство успешных бизнесов начинают приносить деньги не сразу. Например, оборот Microsoft за первый год составил только 15 000 $, а за второй год —20 000 $3.

Во-вторых, бизнес не для тех, кто хочет ничего не делать. Средняя длительность рабочего дня бизнесмена – 60 часов в неделю, что немало. Особенно велика нагрузка в первый год создания бизнеса, когда предприниматель позволяет себе, в среднем, только 9 дней отпуска.

В-третьих, большинство предпринимателей, особенно на начальном этапе создания, вовсе не посвящают основную часть времени своему любимому делу, которое легло в основу бизнеса. Они сами осуществляют продажи, производят закупки, ведут бухгалтерию и общаются с проверяющими органами. В такой ситуации им совсем не до самореализации в любимом деле.


Рис 2. Отличие специалиста от предпринимателя


Готов ли ты еще сказать: «Я хочу стать предпринимателем»? Если уверен, что ответ «Да!», тогда предпринимательство – для тебя. Тем более, есть проверенные инструменты, которые позволят сделать твою личную статистику существенно выше средних показателей. О них – в следующих главах, а пока нужно сказать, что в предпринимательстве есть и свои важные преимущества:

Предпринимательство – самый вероятный способ стать миллионером: 47% миллионеров заработали деньги, создав свой бизнес; 23% – трудясь по найму; только 16% – получив большое наследство.

Предпринимательство – это отличный способ реализация талантов. Ты сможешь выбирать сферу приложения своих усилий и способностей, чувствуя, что независим и именно сам определяешь свое профессиональное будущее.

Предпринимательство – приносит «внутренний драйв», который 62% успешных бизнесменов считают главным мотиватором для старта своего дела.

И предпринимательство – лучшая возможность изменить мир.

И еще кое-что: в среднем, предприниматели – более счастливые люди.

Упражнения

Напиши ответы на вопросы:

Допустим, ты стал бизнесменом, что это тебе даст?

Является ли бизнес лучшим способом добиться этого?

Если ты станешь предпринимателем, тебе, возможно, в течение первых нескольких лет придется работать больше, а зарабатывать ты будешь меньше, чем раньше. Напиши, какие из плюсов предпринимательства компенсируют для тебя эти неудобства? Почему эти плюсы для тебя важны?

Какой правильный возраст для открытия своего дела?

Как выяснилось в результате опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), две трети (67%) российской молодежи (в возрасте от 18 до 24 лет) планируют заняться бизнесом. Однако число желающих резко снижается к моменту окончания студенческого возраста – уже с 25 до 34 лет «подумывающих» об открытии своего дела находится лишь 37%, притом с взрослением их доля продолжает снижаться. Так, лишь 26% потенциальных бизнесменов ВЦИОМ обнаружил среди 35—44-летних, 15% – среди 45—59-летних и всего 1% среди тех, кому за 604.

Вспомним известных предпринимателей: Майкл Делл начал бизнес в 19, Марк Цукерберг создал Facebook, когда ему было 20 лет, в том же возрасте Бил Гейтс основывал Microsoft, Стив Джобс начинал Apple в 21 год, а Ричард Брэнсон начал издавать журнал Student еще в 16 лет. Значит ли это, что бизнес, в первую очередь, для молодых?

Нет! Средний возраст основателей 13 крупнейших концернов составлял 27,5 лет для США и 33,5 лет для европейских компаний. Средний возраст основателя бизнеса с оборотом более 1 миллиона долларов составляет 39 лет, а вероятность создания успешного стартапа в 55 лет в два раза выше, чем в 205.

Джеф Безос создал Amazon в 30, Илон Маск создал Tesla Motors в 33, Лари Эллисон создал Oracle в 35, Сэм Уолтон создал Walmart в 44, а Рэй Крок создал текущую бизнес-модель McDonald’s в 53.

Так и получается, что одни хотят, но не могут, а другие могут, но уже не хотят.


Рис 3. Вероятность успеха


Возраст сам по себе менее важен, чем опыт, но последний обычно приходит именно с годами. Очень часто предприниматели обжигаются на первом неудачном деле и отказываются от желания иметь свой бизнес, между тем их полученный неудачный опыт может послужить отличным фундаментом для старта успешного проекта. Так, по результатам совместного исследования Ernst & Young и the Wall Street Journal, 45% успешных бизнесменов начали свой первый (обычно неудачный) бизнес в промежутке с 20 до 29 лет6. Так что, если ты молод, не затягивай с запуском первого бизнеса, но будь готов к тому, что он провалится, преподав тебе важные уроки.

«Лишь бы у него хватило мужества подняться первый раз. В противном случае, он никогда не поднимется из-за боязни этого далекого полета, скорее он сам установит себе горизонт по своим силам и будет уверять себя, летая в этой клетке, что он парит в безоблачной атмосфере». – Константин Станиславский

Значит ли это, что бизнес, созданный в молодости, обречен на неудачу? Нет, особенно если опыту конкурентов ты сможешь противопоставить увлеченность узкоспециализированной темой, высокий аппетит к риску и энергию – те качества, которые в меньшей степени присущи более опытным конкурентам.

И есть еще один способ качественно повысить шансы на успех даже в молодости – это найти себе опытного ментора, коуча или наставника.

Значит ли это, что если тебе за 30 и ты еще не создавал ни одного бизнеса, то ты опоздал? Опять нет, 31% успешных бизнесменов начинали первый бизнес после 307. Только в данном случае тебе, наоборот, нужно, во-первых, по полной использовать свой опыт и, во-вторых, дополнить свою команду более молодыми и энергичными сотрудниками или партнерами.


В течение 13 лет в Бейбсон колледже в США наблюдали за выпускниками-предпринимателями. Ученые выявили главное качество успешных предпринимателей – они не ждут подходящего момента, а действуют. Так почему бы и тебе не сделать первый шаг прямо сейчас?

Но шаг не по немедленному созданию своего дела, а по подготовке почвы для того, чтобы это дело было обречено на успех.

Упражнения

Оцени, в каком «месте» графика ты находишься. В зависимости от места нахождения, определи, что для тебя лучше – найти более опытного наставника или более молодого партнера. Определи, где бы ты мог с высокой вероятностью встретить подобного партнера и чем сам будешь ему полезен и интересен.

Риск не быть предпринимателем

Я не ищу 7-футовые перекладины, чтобы прыгать через них, я ищу 1-футовые перекладины, через которые могу перешагнуть.

Уоррен Баффетт

Человек, который ничем не рискует, ничего не делает, ничего не имеет и ничего собой не представляет. Возможно, он избежит страдания и горя, но он просто не сможет учиться, чувствовать, изменяться, расти, любить и жить.

Лео Бускалья

36% людей, стремящихся создать бизнес, не начинают его из-за боязни неудачи. Принято считать, что создание своего дела сопряжено с большим риском. Безусловно, бизнес подразумевает риски потери времени, денег, нервов и пр. Но при этом стоит учитывать, что рискуют и те, кто не открывает бизнес. Неоткрытие бизнеса – это тоже риск: риск упущенных возможностей (в том числе, и новых связей, опыта и эмоций), риск зависимости от рынка труда, работодателя и состояния пенсионной системы. Поэтому при оценке целесообразности открытия бизнеса имеет смысл смотреть не только на возможные предпринимательские риски, но и на риски продолжения карьеры по найму или самозанятости. Тем более, что предпринимательские риски можно существенно снизить.

«Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше», – Марк Аврелий.

Рискованность бизнеса, во многом, обусловлена тем, что люди стремятся открыть рискованные бизнесы. Не стоит стремиться одним шагом создать огромную компанию, вместо этого лучше держать в голове огромные цели, но создавать то, что сейчас соответствует твоим компетенциям и ресурсам.

Например, не стоит стремиться, будучи студентом-аспирантом, открыть большой завод. Вместо этого лучше рассмотреть вариант продажи технологии или начать с торговли схожими товарами через интернет-магазин, потом создать розничный магазин, потом начать заказывать производство на контрактной основе, а потом уже переходить к собственному производству.

Все это вовсе не означает, что нужно отказываться от своей идеи. Это значит, что нужно построить такую лестницу к ней, чтобы каждый шаг был понятно реализуем и приемлемо рискован.

« – Допустим, все получится, как думаешь: компания будет большая?

– Думаю, – ответил Билл, – наймем человек 35 программистов», – Пол Ален, сооснователь Microsoft Corp8.


Рис 4. Лестница успеха


Что значит «приемлемо рискован»?

Как минимум, твои возможные потери не станут катастрофой для семейного бюджета и твоих нервов. Стоит временно отказаться от создания такого бизнеса, в котором твои личные риски при провале будут крайне велики (например, когда тебе нужно закладывать свою единственную квартиру, нет денежной подушки безопасности, на тебе висит несколько кредитов, нужны деньги на содержание своего маленького ребенка, а твой (я) супруг (а) не работает и пр. Семья важнее твоего эгоизма.


Как правило, человек реально может позволить себе проект, удовлетворяющий следующим критериям:

1. У тебя есть компетенции на этом рынке.

А если нет? Их можно получить, работая по найму, создавая «бизнес меньших амбиций» или привлекая более опытных участников команды.

2. Бюджет твоего проекта не превышает трех твоих годовых доходов.

А если нет? Тогда найди себе более опытного партнера-руководителя, начни чуть более мелкий проект или подожди, пока твои доходы вырастут до нужного уровня. Обычно людям редко удается адекватно управлять бюджетами, в три и более раза превышающими те, которыми уже оперировали.

3. Бизнес-идея проверена рынком.

А если нет? Ты можешь построить и протестировать ключевые гипотезы своей бизнес-модели. Для этого есть инструменты, о которых, в частности, будет рассказано далее в этой книге.

Значит ли это, что нужно отказаться от своей большой идеи? Вовсе нет – меть высоко, имей зажигательные цели. Страх при создании бизнеса – это абсолютно нормально, более того, если его нет, то стоит подумать, не слишком ли мелко ты метишь. Просто нужно ориентироваться не на создание идеального бизнеса, а на то, чтобы вероятность успеха создания такого бизнеса стала приемлемо высокой. Для этого иногда имеет смысл начать с развития наемной карьеры или более мелких бизнес-проектов, которые помогут тебе получить необходимые знания, контакты и ресурсы. Как заметил Питер Друкер, «предпринимательство может оказаться рискованным потому, что многие так называемые предприниматели не обладают достаточной компетентностью»9. Компетентность формируется за счет прошлого опыта. А прошлый опыт постоянно обновляется за счет наших текущих дел.

Каждый день мы делаем то, что завтра становится нашим прошлым. Стремись к тому, чтобы обновлять свое прошлое таким образом, чтобы в нем образовывалась компетентность, которая поможет тебе легко прийти к желаемому будущему.

Упражнения

Выпиши и оцени свои риски при создании бизнеса и при продолжении текущей деятельности, прописав ключевые риски и их возможные последствия.

Что нужно для старта своего дела? (ресурсы)

Для старта своего дела нужно немного – начать. Для успешного старта своего дела, помимо подходящей идеи, нужно совсем немногое: опыт, знания, команда, начальный капитал. Ниже рассмотрим важность этих составляющих.

Опыт

Опытность – это школа, в которой уроки стоят дорого, но это – единственная школа, в которой можно научиться.

Бенджамин Франклин

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой

достоверности, бесплодны и полны ошибок.

Леонардо да Винчи

Было проведено исследование, в ходе которого 685 предпринимателей отметили наиболее важные условия для успешного создания бизнеса. В результате на первом месте оказался опыт работы по найму – 33% (далее шли: высшее образование, наличие менторов и поддержка семьи)10.

Опыт действительно важен и помогает лучше понять отрасль, бизнес-процессы и потребности клиентов, а также получить необходимые связи.

А как быть тем, кто начинает без опыта? Получить его, пойдя по одному из следующих путей:

Вариант первый. Получи необходимые знания и навыки, устроившись работать по найму в компанию из интересной тебе сферы, в которой отлично построены бизнес-процессы. Тогда ты сможешь детально изучить их опыт и заработать деньги для старта своего проекта. Предприниматели стараются получить результат здесь и сейчас, считая позорными любые отклонения от предпринимательского курса. Но не нужно воспринимать работу по найму как отклонение, так как, во-первых, в ней нет ровным счетом ничего плохого, а во-вторых, при выборе правильного подхода ты сможешь приблизить себя к созданию своего дела, увеличив в 2—3 раза вероятность его будущего успеха.

Вариант второй. Создай новый бизнес с нуля. Пусть ты и провалишься, но получишь ценный опыт, и свой следующий бизнес будешь создавать уже не с нуля. Как показывают исследования, вероятность создать успешный бизнес для тех, у кого уже был неуспешный бизнес, в 4 раза выше, чем у тех, кто еще не имел никакого бизнеса вовсе. Неудача в одном деле может быть подготовкой для рождения новой успешной бизнес-идеи.

Вариант третий. Помоги кому-то создать бизнес. Ты многое узнаешь и, возможно, даже заработаешь, а риски будут значительно ниже.


А когда есть достаточные знания, идея часто приходит сама собой, без целенаправленных усилий по ее поиску, поэтому развивай свои компетенции. Как говориться, «Хочешь похудеть – поумней».

Знания

Есть одно только благо – знание, и

одно только зло – невежество.

Сократ

Предметные и бизнес-знания расширяют возможности по созданию и развитию бизнеса как с точки зрения идентификации идей, так и с точки зрения построения процессов их реализации. Однако следует помнить, что необходимый набор знаний начинающего предпринимателя отличается от того, что должен знать и уметь наемный менеджер. Ниже список знаний, которыми будет полезно овладеть ещё до старта своего дела:

Знание той отрасли, где собираетесь сделать бизнес;

Знание продукта, который собираетесь продавать/производить;

Знание основных процессов, необходимых для создания и доставки продукта или оказания услуги;

Знание технологий и инструментов продаж и переговоров (если ты думаешь, что тебе эти знания не нужны, то вероятность твоего успеха в бизнесе минимальна);

Знание основных инструментов маркетинга, особенно знание инструментов привлечения клиентов и технологий оценки их эффективности;

Знание Гражданского кодекса РФ (особенно 2-й части) и Налогового кодекса РФ;

Знание инструментов и принципов управления проектами;

Знание инструментов проектирования и проверки бизнес-моделей;

Знание основ финансов, особенно в области определения и контроля ключевых метрик;

Знание, как избавляться от «лишних» знаний.


Какие-то из этих направлений можно «закрыть» с помощью привлеченных экспертов, однако наличие этих знаний у тебя, как у основателя, увеличивает шансы на успех.

Команда

Люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать.

Ли Якокка

Нельзя недооценивать способности нескольких увлеченных людей изменить мир.

Маргарет Мид

В наше время распространен миф об одиноком человеке, меняющем мир. В действительности же ни один известный предприниматель не создавал свое дело в одиночку. Ничто великое не создается без команды! Одной хорошей идеи недостаточно, важнейшим из элементов успеха любой является возможность создавать вокруг своего видения сильную команду и побуждать ее на правильные действия. Будь достаточно умным, чтобы привлекать умных людей. Это увеличивает вероятность твоего успеха.

Причем более эффективным будет не искать команду под свою бизнес-идею, а найти подходящих тебе людей и уже с ними продумывать возможные варианты совместной реализации своего предпринимательского потенциала.

Начальный капитал

82% опрошенных россиян считают, что главным для старта своего дела является наличие стартового капитала11. Тем не менее, 74% долларовых предпринимателей-миллионеров как-то начинали с «0», а более 20% существующих бизнесов как-то начинаются без стартового капитала: Hewlett-Packard начался с 538 $ стартового капитала, DELL – с 1 000 $. Однако денег должно хватать, чтобы ты мог себе позволить, как минимум, сосредоточиться на проекте и не отвлекаться на дополнительные заработки.

Поэтому минимальный начальный капитал, безусловно, необходим. Он снижает нервные потери и облегчает процесс создания бизнеса, но для многих начинающих предпринимателей пора перестать оправдываться отсутствием денег и переформулировать вопрос на «Как мне создать прибыльный бизнес с имеющимися ресурсами?» Отсутствие ресурсов – отличный повод включить мозги.

Никогда не позволяй ресурсам становиться на пути к твоей цели. Развивай компетенции для того, чтобы ты мог найти способ привлечь необходимые ресурсы либо обойтись без них. Тогда недостаток ресурсов станет не преградой, а благом, позволяющим создать более эффективный бизнес.

Упражнения

Оцени свою обеспеченность необходимыми ресурсами. В том числе составь минимальный достаточный бюджет для себя и своей семьи. На какой срок хватит твоих текущих ресурсов?

Как ты можешь заполнить возможные «пробелы» в необходимых ресурсах?

Что нужно для старта своего дела? (качества)

Ниже представлен ТОП 7 наиболее характерных качеств, свойственных отечественным предпринимателям: жажда наживы, склонность к разного рода жульничеству и махинациям, деловая хватка, неразборчивость в средствах достижения своих целей, нежелание честно трудиться, авантюризм, низкий уровень общей культуры.

По крайней мере, так считает большинство наших соотечественников (Левада-Центр провел опрос населения, задавая вопрос «Какие качества, по вашему мнению, присущи нашим отечественным предпринимателям?»). Эта книга написана для тех немногих, для кого предпринимательство не ассоциируется с бандитизмом, эта книга для тех, которые, главным образом, отмечают в предпринимателях инициативность и настойчивость в достижении поставленных целей.

С нашей точки зрения, предпринимательский успех строится на 4-х важных качествах: решительность, амбициозность, настойчивость и ответственность.

Решительность

Жатвы много, делателей мало.

Евангелие

Мы дни за днями шепчем: «Завтра, завтра». Так тихими шагами жизнь ползет к последней недописанной странице. Оказывается, что все вчера нам сзади освежали путь к могиле.

Уильям Шекспир

Решительность – это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением (навыком) самостоятельно и своевременно: 1) принимать ответственные решения и 2) упорно реализовывать их в своей деятельности. В основе любого успешного продукта, проекта или бизнеса стоят однажды принятое решение и конкретный набор шагов по его реализации, поэтому решительность является абсолютно необходимым предпринимательским качеством.

Единственным реальным критерием серьезности намерений являются действия. Ни слова, ни желания, ни даже подготовка к действиям. Мысли – это газ, слова – вода, а реализованные дела – это твердое. Опираться на твердое надежнее всего, но большинство стартаперов приходят с газировкой: «блестящими» идеями и эмоциональными разговорами.

Проблема не в отсутствии идей и не в нехватке знаний, и даже не в плохом целеполагании, а в неумении или нежелании трансформировать цели в конкретные задачи и начать их выполнение.

«Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?» – Будда.

Желая чего-то, но ничего не делая для достижения этого, ты загоняешь себя в глубокий стресс нереализованности своих возможностей. Действие – переход возможности в действительность. У нас у всех есть множество хороших идей, но их нужно умножать на коэффициент реализации.


ТВОИ РЕЗУЛЬТАТЫ = КОЛИЧЕСТВО ХОРОШИХ ИДЕЙ х КОЭФФИЦИЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ

То есть, сто нереализованных хороших идей равно ноль (100 х 0=0), а реализация половины из 4-х хороших идей – уже два (4 х 0,5=2), что больше ноля.

Тебе есть чем гордиться? Сможешь ли ты объяснить себе через год, на что ты тратишь свое сегодняшнее время?

«Год назад у меня было 100 отличных идей!», – хороший повод для гордости?

Да и другим (особенно инвесторам) ты мало интересен, пока сам ничего не сделал. Пусть что-то небольшое, но то, что можно показать, сказав: «Вот моя работа! Раньше этого не было, а я сделал». Делай!

Пусть сначала это будет не супермаркет, а небольшой интернет-магазин.

Пусть сначала это будет не завод, а контрактное производство на стороне.

Пусть сначала это будет не тренинговый центр, а небольшая учебная программа.

Пусть даже сначала это будет коммерчески неудачный проект, но это будет тоже результат.

«Ничто не происходит, пока не начинаешь движения», – Альберт Эйнштейн.

Без решительности в бизнесе делать нечего.

В 1934 году в разгар Великой депрессии американский безработный Чарльз Дэрроу показал представителям крупной для своей отрасли компании «Паркер Бразерс» проект игры «Монополия». Проект был отклонен из-за «52 ошибок в дизайне», но это не остановило Чарльза, который решил выпустить игру своими силами. С помощью друга он смог изготовить и продать 5 000 самодельных копий «Монополии» в универмаге Филадельфии. Через некоторое время он уже не мог справляться с возросшим спросом и решил снова обратиться к представителям «Паркер Бразерс». «Монополия» стала самой продаваемой настольной игрой в Америке, а общее число играющих по всему миру превысило полмиллиарда человек12.

Ги Лалиберте долго был бродячим артистом – глотал огонь, играл на аккордеоне и веселил публику, разгуливая на ходулях, а в 1984 году основал Цирк дю Солей и вошел в списки самых богатых людей планеты13.

Амбициозность

Если вы есть – будьте первыми, / Первыми, кем бы вы ни были.

Из песен – лучшими песнями, / Из книг – настоящими книгами.

Первыми будьте и только! / Пенными, как моря.

Лучше второго художника / Первый маляр.

Спросят вас оробело: / «Кто же тогда останется,

Если все будут первыми, / Кто пойдет в замыкающих?»

А вы трусливых не слушайте, / Вы их сдуйте как пену,

Если вы есть – будьте лучшими, / Если вы есть – будьте первыми!

Если вы есть – попробуйте / Горечь зеленых побегов,

Примериваясь, потрогайте / Великую ношу первых.

Как самое неизбежное / Взвалите ее на плечи.

Если вы есть – будьте первыми, / Первым труднее и легче!

Роберт Рождественский

Амбиции – это серьезное желание добиться определенных достижений и готовность прилагать для этого усилия.

Амбиции формируют нижнюю границу тех предпринимательских планок, на которую ты готов согласиться. А обычно люди получают именно то, на что они готовы согласиться. Большинство ставят воображаемые границы своих предпринимательских возможностей существенно ниже реального потенциала.

Именно амбиции формируют масштаб личности и дают мотивацию, которая толкает человека к созданию и развитию своего дела. Именно амбиции очень часто помогают преодолеть страх и неуверенность. Именно амбиции в какой-то сфере являются показателем того, что эта сфера подходит тебе.


Рис 5. Потенциал и амбиции


Братья Йонас и Роберт аф Йокник получили хорошее образование: один закончил Гарвардский университет, другой – Стокгольмскую школу экономики. Они бы сделали отличную карьеру, но у них были другие амбиции. Они мечтали создать не просто свою компанию, а что-то абсолютно новое, основанное на богатствах шведской природы и помогающее людям. В результате появилась новая концепцию в области ухода за кожей, основанная на использовании натуральных ингредиентов и распространяемая посредствам сетевого маркетинга. Свою компанию они назвали Oriflame.

После банкротства своего стартапа, Ник Вудмен взял доску для серфинга и отправился в творческий отпуск. Желая запечатлеть красоту момента смыкающихся над головой волн, он сделал себе манжету для крепления к запястью водонепроницаемой камеры Kodak. Идея оказалась удачной, но прочность текущей камеры накладывала ограничения. Вскоре, Ник принялся за разработку GoPro14.

Настойчивость

Ничто в этом мире не может заменить настойчивости. Талант ее не заменит. В мире нет ничего более популярного, чем неудачники с талантом. Гениев не бывает. Образование вам не поможет. В мире полно образованных изгоев.

Калвин Кулидж

Умей принудить сердце, нервы, тело /

Тебе служить, когда в твоей груди /

Уже давно все пусто, все сгорело. /

И только Воля говорит: «Иди!»

Редьярд Киплинг

Настойчивость – это упорство в достижении цели. Многие страдают от того, что очень сильно увлекаются, переживают эмоционально, а потом перегорают, и… вся инициатива затухает, а составленные планы постепенно сгнивают в голове, отравляя мозг перегноем нереализованных амбиций.

У жизни есть одна особенность – жизнь постоянно тестирует, проверяя твою настойчивость к достижению цели, потому что именно настойчивость является отличным показателем важности для тебя этой цели. Причем, чем лучше ты становишься, тем более изощренные тесты ждут тебя на пути. «Если бы это было так легко, то на моем месте был бы другой», – сказал один человек, достигший многого. Сложности – простой фильтр на пути к бизнес-успеху, отсеивающий тех, кто недостаточно настойчив и не способен развиваться при столкновении с трудностями. Всегда в жизни будет несколько порогов, которые не перешагнут твои конкуренты на пути к цели, а ты сможешь. При должной настойчивости. У тебя она есть?

«Гений – это терпение», – Жорж Бюффон.

«Первая и главная предпосылка успеха в бизнесе – это терпение», – Джон Рокфеллер.

Легко не будет, потому что если будет легко, то на твоем месте будут другие. Чем сложнее, тем лучше.

Никогда не позволяй неудачам становиться на пути к своему будущему бизнесу.

Пол Галвин вместе с партнером Эдвардом Стюартом открыл компанию по производству батареек. Бизнес прожил три года. Через несколько лет Галвин, вновь вместе со старым партнером, организует еще один бизнес… Эта компания смогла продержаться на плаву только два года. После нескольких банкротств Пол создал Galvin Manufacturing Corporation – компанию, которая стала производить сетевые выпрямители, позволяющие слушать переносное радио от розетки, а не тратиться на батарейки. Через некоторое время в компании разработали новый продукт – радио в автомобиль. Саму компанию позже переименовали в Motorola. «Я падал много раз и знаю, как подняться», – резюмировал Пол Галвин15.

Милтон Херши пытался создать собственный бизнес в Филадельфии, Денвере, Нью-Йорке, Чикаго и Новом Орлеане – и нигде не преуспел. Зато сумел выведать у одного денверского кондитера секрет, хорошо известный сегодня: для вкуса в карамель нужно добавлять свежее молоко. Новое открытие воодушевило его, и он предпринял еще одну попытку, на этот раз в Ланкастере. Первым продуктом будущего лидера американского рынка сладостей стала карамель Hershey’s Crystal16.

Максимилиан Факторович интересовался косметикой, он работал гримером в оперном театре в России. В возрасте 22 лет он открыл собственную лавку. Но был вынужден уехать из страны в США. Через несколько лет он сумел открыть собственную лавку в Лос-Анджелесе. Максимилиан продолжал интересоваться косметикой и смог стать пионером таких нововведений, как накладные ресницы и тональный крем. Он стал продавать их под собственным брендом Max Factor17.

«Все великие отличаются тем, что после первого шага на пути к цели способны совершить и второй, и третий, а иногда и четвертый», – Ральф Эмерсон

Ответственность

Цена величия – ответственность.

Уинстон Черчилль

Ответственность – это признание того, что результат зависит от твоих действий (или бездействий) и осознанная готовность давать ответ (себе, начальнику, супругу (е) – не важно) за достижение этого результата. Это авторство своей жизни. Для того чтобы человек принял ответственность, необходимы всего два фактора:

Мотивация (осознание того, что то, за что ты берешь ответственность, соответствует твоим целям и интересам).

Вера в себя (осознание того, что ты реально способен влиять на результат).

Первое начинается с честного диалога с самим собой для понимания себя, второе – с небольших побед.

К сожалению, сегодня единицы стремятся к ответственности, большинство старается переложить ее на других и живет «жизнью надежд», полжизни занимаясь закапыванием в землю своих способностей, а оставшуюся половину оплакиванием своей нереализованной гениальности:

– в надежде, что им подвернется прорывная бизнес-идея;

– в надежде, что они случайно встретят идеального партнера по бизнесу;

– в надежде, что какой-то инвестор загорится проектом;

– в надежде, что Контакт подскажет путь к успеху;

– в надежде, что пока не пришедшая в голову новая идея обязательно выстрелит…

Надеяться на лучшее всегда приятно, но ты должен реализовать себя вне зависимости от внешних обстоятельств: надеяться на ветер, но иметь при себе и весла, а лучше – современный двигатель. Возьми ответственность в свои руки и перестань надеяться, что кто-то найдет за тебя твое дело и твое счастье.

Я плохо умею играть в бильярд, я не могу реализовать свои задумки и приходиться бить по шарам в надежде, что они закатятся. Некоторые поступают так и в жизни: бьют на удачу, а потом сидят и ждут чуда, но это твоя жизнь, твоя возможность, твой успех. Так сотвори его сам – кто, если не ты?

Человек не понимает, насколько свободен! Он сам может выбирать, где и с кем жить, когда и как работать. Да, на некоторые изменения нужно время, но любые изменения, не противоречащие базовым законам природы, возможны. При этом абсолютно не важно, в какой ситуации сейчас находится человек. Намного важнее осознание способности изменить все вокруг и конкретные действия по уменьшению расстояния до цели.

Бизнес подразумевает повышенную ответственность за себя и за других людей. Ты готов к ней?

Упражнения

Напиши ответы на вопросы:

Насколько ты обеспечен необходимыми качествами?

Насколько ты хороший руководитель для себя?

За какие цели и задачи в ключевых сферах своей жизни ты готов отвечать?

В чем ты хочешь стать чемпионом? Мировым лидером какой сферы ты хочешь стать?

Готов ли ты посвятить этому достаточное количество времени?


Поскольку ничего нельзя добиться без усилий, нужно найти цель, усилия для достижения которых будут в радость.

«Успешные предприниматели не ждут, когда муза поцелует их и подарит им светлую идею; они идут работать. В целом они не ищут чего-то большого, инновацию, которая произведет революцию в индустрии, не хотят создать бизнес стоимостью в миллиард долларов или стать богатым за одну ночь.

Те предприниматели, которые начинают с идеи создать нечто глобальное, причем как можно быстрее, скорее всего, обречены на провал. Они почти обязаны делать неправильные вещи. Инновация, которая выглядит чем-то огромным, оказывается не чем иным, как простым техническим изменением, тогда как инновации со скромными интеллектуальными притязаниями, например «Макдональдс», могут превратиться в гигантский, высокоприбыльный бизнес. То же самое относится и к некоммерческим или общественным инновациям.

Успешные предприниматели, независимо от их индивидуальных мотиваций – будь то деньги, власть, любопытство или жажда славы и признания, – пытаются создать ценность и внести свой вклад. Тем не менее, успешные предприниматели ставят перед собой высокие цели. Они не довольствуются простым улучшением того, что уже существует, или модификацией этого. Они стараются создать новые и разные ценности, новые и разные удовольствия, чтобы преобразовать материал в ресурс или объединить существующие ресурсы в новую и более продуктивную конфигурацию», – Питер Друкер18.

Так стоит ли?

Жизнь – это не поиск себя. Жизнь – это создание себя.

Джордж Бернард Шоу

У истоков каждого успешного предприятия

стоит однажды принятое решение.

Питер Друкер

Есть простая истина, высказанная многими, но в качестве цитаты приписываемая Оноре де Бальзаку: «Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти». А что значит идти? Ходьбу образно описывают как «последовательность управляемых падений». При каждом шаге человек наклоняется вперед и начинает падение, которому препятствует выдвинутая вперед нога. После того как она касается земли, на нее переносится вес тела, колено подгибается, амортизируя падение, и выпрямляется, возвращая тело на исходную высоту. Таким образом, человек ненадолго выводит себя из состояния равновесия, смещая вперед свой центр тяжести.

Итак, нельзя идти, оставаясь в состоянии равновесия, однако люди очень часто пытаются делать именно так, желая одновременно и заполучить что-то новое, и сохранить текущий равновесный комфорт. А так не бывает, потому что любое развитие подразумевает выбор между сохранением текущего положения и движением вперед. И нет правильного универсального ответа, для каждого человека в конкретной ситуации он будет индивидуальным, есть только правило – этот выбор должен быть осознан и сделан, и, самое главное, человек должен принять ответственность за последствия сделанного выбора.

За любое решение нужно платить: оставаясь в той же компании на той же должности, ты платишь упущенными возможностями профессионального роста, меняя работу – текущей стабильностью и возможностями развития в этой должности или компании. Хуже всего – отсутствие решения: когда человек, не видя дальнейших перспектив, все равно остается на определенной должности только потому, что ему это комфортно, либо он боится перемен. Худшее из решений, которое можно принять в отношении создания бизнеса, – это решение не принимать решения.

Да, бизнес подойдет не всем и далеко не в любой момент. Для его реализации необходимы, как минимум:

– готовность к нестабильности;

– готовность терпеть и проявлять настойчивость;

– готовность самому отвечать за свои результаты и результаты своего бизнеса.


Если это противоречит твоим текущим приоритетам, то от создания бизнеса стоит пока отказаться. Это ни хорошо, ни плохо. В данном вопросе не стоит идти на поводу у моды, а также советов друзей и родственников.

Но если ты действительно хочешь бизнес, то не нужно переносить его создание на неопределенный срок. Многие раз за разом ловят себя на мысли, что «Мне безумно хочется свой бизнес, но я сделаю это через несколько лет, когда заработаю денег, когда получу очередной диплом, когда будет больше свободного времени, когда удачно сложатся обстоятельства, ну, или, в крайнем случае, мои дети это сделают в будущем…».

«Завтра» – слово, убившее больше бизнесов, чем все кризисы вместе взятые. Не позволяй своей предпринимательской гениальности сгнивать в теле. Жизнь – это сейчас. И, если тебе пришла мысль, – начни действовать, иначе придется копать очередную могилу на кладбище нереализованных идей.

Однако начни действовать разумно и не спеша. Не рассчитывай на то, что успеха можно будет добиться мгновенно. Тот самый «неожиданный прорыв», почти всегда становится результатом критической массы действий, направленных на достижение результата. Именно эти часы работы становятся тем фундаментом, на котором визуально быстро строится здание большого успеха новой бизнес-идеи. Люди думают, что успеха можно добиться мгновенно, но обеспечить неслучайный успех может лишь наличие достаточного количества решенных сложностей в прошлом.

Обеспечить неслучайный успех может лишь наличие достаточного опыта (достаточных «полетных часов»). Начни их нарабатывать, играй в д-о-л-г-у-ю, а не фокусируйся на быстрых результатах.

Принятие решения о создании бизнеса вовсе не означает мгновенный уход от текущей деятельности. Но, приняв решение и назначив конкретные сроки, ты начнешь подготовку фундамента для здания своего будущего бизнеса.

«Вы там, куда вас привели мысли дня вчерашнего, а завтра вы будете там, куда вас ведут мысли дня сегодняшнего», – Блез Паскаль

Поэтому лучшее, что можно сделать сейчас, – это принять решение.

И, самое важное, какое из решений ты бы ни принял, ровно через год ты должен смочь объяснить себе, на что потратил это время своей жизни…

Упражнения

Напиши и сравни все плюсы и минусы создания бизнеса в твоей текущей ситуации.

Проведи личный SWOT-анализ с точки зрения профессионального развития (см. приложения).

Прими решение относительно необходимости создания бизнеса в твоей текущей ситуации.

Резюме главы

Строительство бизнеса – это лишь одна из форм предпринимательства. При этом часто она является далеко не самым простым способом заработка денег, «высвобождения» личного времени и фокусирования на любимом деле, зато дает ряд других уникальных возможностей.

Неоткрытие своего бизнеса – это тоже риск: риск упущенных жизненных возможностей.

Ключевым источником риска при создании бизнеса является стремление одним шагом создать огромную компанию, вместо того, чтобы пошагово двигаясь к своей большой цели, ориентироваться на то, чтобы каждый шаг был понятно реализуем и приемлемо рискован.

Предпринимательский успех строится на 4-х важных качествах (решительность, амбициозность, настойчивость и ответственность) и 4-х важных ресурсах (опыт, знания, команда, начальный капитал).

Предпринимательский успех не приходит мгновенно и почти всегда становится результатом критической массы действий, направленных на достижение результата.

Первым шагом этих действий является анализ себя и принятие обоснованного решения о создании или несоздании своего бизнеса.


Ключевая книга для проработки: Бодо Шефер «Законы победителей».