Глава 4
Творчество и тело
Достигая предела ваших знаний, вы оказываетесь у истока ваших чувств.
Ваши эмоции – колодец, откуда вы черпаете вдохновение. Один из главных секретов яркой творческой жизни заключается в том, что ваши чувства возникают не в голове, а в теле.
Я понял это в путешествии на Бали. Мы с моей женой Сэнди и компанией друзей были в храме, где в то время оказался целитель. Сэнди, как самая отважная, подошла к нему первой. Не проронив ни слова, он коснулся нескольких акупунктурных точек на ее теле, после чего сказал, что разум ее активен и продуктивен, но тело живет не такой полной и счастливой жизнью. Он попросил ее улыбнуться, и она широко улыбнулась. Целитель попросил ее «поглотить улыбку», чтобы тело было так же счастливо, как и голова.
После того как Сэнди «поглотила улыбку», целитель снова коснулся тех же акупунктурных точек, и если в прошлый раз она чувствовала болезненные ощущения, то теперь никакой боли не было. Сэнди чувствовала, что между ее телом и разумом установилась связь. После этого случая я тоже стал заниматься «практикой улыбки».
Не только наши чувства, но и творчество возникает в теле, а не в голове. Другими словами, тело – родной дом нашей способности творить.
Мысли и чувства, как и эмоции, влияют на наше тело, заставляя тем или иным способом выражать то, что живет в нас. Мы говорим, молимся, пишем, танцуем, играем на музыкальных инструментах, убегаем, хватаемся, щелкаем мышкой и т. д., выражая пульсацию жизни, проходящую через нас.
Тело – родной дом нашей способности творить.
Спускаясь в колодец – описание практики
Связь «тело – эмоции – творчество» – ключевая для творческой жизни. Я благодарен Джереми Уилену, создателю «Системы мозаичного действия», за процесс, который я, вдохновленный работой Джереми, называю «спуском в колодец». Созданное для выхода за рамки упорядоченного воображения, это упражнение раздует огонь вашего творчества.
Самое важное: я прошу вас видеть, слышать и ощущать сердцем – самым надежным из органов чувств.
Следующее пояснение подготовит вас к процессу, состоящему из десяти шагов.
Создайте атмосферу. Вам необходима среда, благоприятная для творчества и проживания эмоций. Выключите мобильный. Если владеете музыкальными инструментами, сыграйте любимую композицию. Сделайте медленный глубокий вдох, чтобы сосредоточиться на текущем моменте.
Выберите эмоцию. Выберите из словаря чувств в четвертой главе одно слово – то, которое особенно бросилось в глаза. Это слово будет опорной точкой практики – точкой, в которой чувства и мысли выражаются как эмоция.
С учетом того, как на нас влияет общество, мы можем обратиться к рациональному мышлению, чтобы решить, какое слово выбрать. Мы пытаемся «понять» происходящее. С этой точки зрения мы оцениваем, сравниваем и делаем выбор: сначала нам покажется наиболее близким одно слово, а потом мы увидим в соседнем столбике какое-нибудь другое, гораздо более подходящее. Так всегда работают логика и разум. Тем не менее это упражнение – хорошая возможность вспомнить о том, что творческие эмоции ощущаются телом, а не головой. Мы же сейчас хотим подобрать то, что близко телу, а не психологические ассоциации.
Прислушайтесь к первому ощущению, которое к вам придет, – к первому запаху, который щекочет обоняние (например, запах дождя на асфальте жарким летним днем), или к первому цвету, который вы увидели (золотистый цвет омлета, который напоминает мне ржавчину на бампере). Будьте точнее, когда дело касается воображения: когда вы почувствуете или увидите «просто щеночков», всмотритесь внимательнее. У ног вашего воображения могут дремать шестинедельные щенки кокер-спаниеля.
Будьте увереннее. По мере выполнения упражнения вы будете теснее сближаться со своими эмоциями, определяя их вес, вкус, текстуру, запах, цвет, звук и символ. Используйте эти знания как возможность выражать свое творческое «я» уверенно. Делайте заявления, а не подыскивайте метафоры. Например, говорите: «Звук моей ревности – это звук сотни лопнувших воздушных шариков», а не «Звук моей ревности похож на звук сотни лопнувших воздушных шариков». Мне не нужно знать, на что он похож, я хочу знать, каков он.
Научившись уверенно заявлять о том, что вы видите и ощущаете, вы научитесь выражать свои эмоции уверенно, честно и полно. Вы услышите поэзию образов и ощущений, которые живут в вас, и кажущаяся обыденной эмоция станет вратами, через которые придет магия.
Засеките время – три минуты. Прежде чем отвечать на вопросы, прочитайте описания всех десяти шагов. Затем выберите одну эмоцию. После этого посмотрите на часы и потратьте на это упражнение ровно три минуты (можно установить таймер). Для каждой категории надо записать один пример. Насладитесь возможностью легко переходить от одного шага к другому в удобном для вас ритме.
Спускаясь в колодец – рабочий лист
ШАГ 1. Выберите одну эмоцию. Когда вы найдете ее в списке словаря эмоций, ощутите ее телесно. Почувствуйте ее сердцем. Используйте этот список на манер «И Цзин» – пусть все решит случай: положите руки на разворот книги и позвольте пальцам пробежаться по странице. Закройте глаза и остановитесь. На каком бы слове ни замер палец, это слово и есть ваше, это та самая эмоция, с которой вы будете работать. Пример: негодование.
Моя эмоция:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
ШАГ 2. Определение эмоции. Напишите краткое определение своей эмоции. Это не должен быть текст наподобие словарной статьи – импровизируйте! Пусть это будет поток сознания. Пример: негодование – горькое чувство, которое я испытываю, когда мне кажется, что со мной обошлись несправедливо.
Определение эмоции:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
ШАГ 3. Цвет эмоции. Подумайте, какого цвета может быть эта эмоция. Не ограничивайте воображение! Визуализируйте цветовые круги и гаммы – такие, как в палитре компьютера. На смартфонах может быть показан миллион различных оттенков, так что у вас есть выбор не только между синим, зеленым или желтым. Вы можете описать цвет целым предложением (например: «Фисташковый и золотистый, как цирковой шатер, в котором я когда-то был»). Пример: мое негодование золотистого цвета, как корочка на омлете.
Цвет моей эмоции:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
ШАГ 4. Вес вашей эмоции. Ощутите, сколько она весит. Это могут быть обычные меры, например килограммы, но не ограничивайтесь только ими. Ваше творческое воображение может подсказать вам неожиданный ответ, например «девять крупнотоннажных танкеров перьев» или «две подушки гусиного пуха». Пример: мое негодование весит как семь спрессованных «хаммеров».
Моя эмоция весит:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
ШАГ 5. Вкус вашей эмоции. Вообразите ее вкус. Ваша ничем не стесненная интуиция может подсказывать очень подробное описание. Оно может быть таким: твердое, сочное яблоко, сухие коробочки хлопка или теплый куриный жир. Пример: на вкус мое негодование как жидкий солнцезащитный крем.
Вкус эмоции:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
ШАГ 6. Текстура вашей эмоции и ощущение от нее. Внутренне почувствуйте текстуру эмоции – это может быть ощущение руки, засунутой в пакет с попкорном, или снежинок, упавших на ресницы. Как показывает следующий пример, ваше логическое мышление может оценивать текстуру как неподходящую, и тем не менее нужно доверять своим ощущениям. Пример: ощущение при негодовании – будто нога скользит между атласными простынями.
Текстура эмоции:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
ШАГ 7. Символ эмоции. Подсознание использует символы как постоянное напоминание о чем-то, давая возможность доводить творение до конца. Те наброски и закорючки, которые вы рисуете не задумываясь, несут в себе особый смысл. Подсознание продолжает работать над достижением результата даже тогда, когда вы сознательно над этим не работаете. В этом смысле символы похожи на компьютерный вирус, но только этот вирус – творческий. Пример:
Символ моей эмоции:
ШАГ 8. Запах вашей эмоции. Представьте, какой у нее может быть запах. Это может быть единственная ароматическая нота, тонкое благоухание, резкий запах или странный, неожиданный букет. Позвольте струе аромата коснуться вашего сознания. Это могут быть цветы лаванды и запах лимона, запах крема после бритья, которым пользовался ваш дедушка, или запах вафель. Пример: мое негодование пахнет как свежескошенная трава и пролитое машинное масло.
Конец ознакомительного фрагмента.