Вы здесь

Творчеству можно научить! Книга действия и бытия. Глава 3. Начала творчества: энергия созидания, часть I (Барнет Бэйн, 2015)

Глава 3

Начала творчества: энергия созидания, часть I

Все мы, мужчины и женщины, должны идти вперед так, будто границ наших способностей не существует. Мы – соавторы творения.

Пьер Тейяр де Шарден

Вы держите в руках эту книгу, поскольку чего-то пожелали. У вас есть цель. Мечта. Желание. Вам хочется создать что-то, и вы ищете средства и вдохновение, чтобы поддержать свое желание. Может быть, вы злоупотребляете «если бы»?

Если бы у меня была масса времени…

Если бы я чувствовал вдохновение, а не усталость…

Если бы у меня была непоколебимая целеустремленность и сосредоточенность…

Если бы у меня были необходимые условия, настоящая творческая атмосфера для работы…

Если бы у меня были деньги, чтобы поддержать проект или чтобы взять несколько месяцев отпуска…

Если бы только звезды расположились как надо и направили меня на достижение цели…

Если вы что-то хотите создать, но не занимаетесь этим, что же мешает? Нехватка времени или усидчивости могут казаться вам реальным препятствием на пути к цели, но на самом деле почти всегда так случается из-за неверного представления о творческих энергиях – мужской и женской, которые дают начало действиям и бытию.

Различие между мужскими и женскими качествами – от действия к бытию

Все мы обладаем и мужской и женской энергиями, какого бы пола мы ни были. Мужская и женская энергии вместе составляют Все Сущее. Действие, активность – атрибуты мужской энергии; обычно она динамична, но может проявляться и сдержанно. Например, поиски смысла – это тонкие проявления мужского начала. Мужская энергия делает вещи – от карандашей до небоскребов и фильмов; она строит, дает структуру, порядок и систему. Древнейший порыв защищать, обеспечивая безопасность другим людям, – это тоже мужское качество, в то время как защита на основе заботы – женское.

Бытие – атрибут женской энергии. Способность мечтать и чувствовать, а также восприимчивость к воображаемому и чувствам – все это характеризует женское начало. В сочетании с мужскими женские качества включают в себя восприятие и постижение, что открывает широкий путь к осуществлению любых возможностей. Тесно слившись с мужским, женское начало формирует способность действовать, создавать, строить, писать деловые предложения и книги, наводить порядок… Сущность этих женских качеств – первичное желание и импульс творить.

Так что, если вам хочется что-то сделать, но ничего не получается, чаще всего это проявление сильного блока творческой активности. Реальная причина, как это ни удивительно, – шовинизм.

Шовинизм и его влияние на творчество

Тот шовинизм, о котором я говорю, – это не вера в превосходство одного из полов, а системное расстройство, которое дает основу нашему упорядоченному воображению, тому самому ограниченному условностями творчеству, описанному выше.

В основе шовинизма лежит идея о превосходстве воли и действия над воображением и чувствами. Всякий раз, когда мы оцениваем мужские качества действия выше, чем женские качества бытия, – это и есть шовинизм. Женское начало – первичная творческая энергия, ведь творчество начинается именно с ощущения возможности, с желания чувствовать и воображать, с осознания потенциальных возможностей принести что-то новое в мир. Женская энергия – это среда, из которой появляется все. Независимо от того, осознаем мы это или нет, возможность созидать не может зародиться, если мы затаили гнев, враждебность или презрение к нашим внутренним женским чертам.

Сегодня и мужчины и женщины оцениваются по своим мужским качествам, и в итоге оба пола оказываются в ловушке упорядоченного воображения. Когда мы ценим действие выше бытия, когда мы хоть немного несправедливы к женской части нашей натуры, это приводит к блокировке первичной творческой силы. Этот блок и заставляет нас плыть против течения.

Когда мужские и женские черты гармонично переплетаются, они создают мощный источник силы.

Доступ к творчеству через эмоции

Эмоции – это своеобразный колодец творческой энергии, открытый женской стороне каждого из нас. Мы получаем доступ к творчеству с помощью эмоций. Если колодец эмоций пересыхает, мы можем чувствовать, что оказались в тупике, ощущать пустоту, сомнения и скуку, но, если колодец эмоций полон, мы черпаем из него идеи, вдохновение, интуитивные решения и другие сокровища, необходимые для творческого процесса.

Чтобы укрепить связь со своей женской творческой силой, необходимо осознать, что все чувства возникают в теле. Например, вы можете ощущать энтузиазм и возбуждение как легкую дрожь тела, а чувство одиночества и собственной никчемности – как депрессию. Независимо от того, о чем вам говорят ваши чувства, мы никогда не воспринимаем их только головой.

То, что я много лет привык называть «чувствами», было на самом деле навязчивыми мыслями, беспокойством рассудка, а не телесными ощущениями. Тогда я бы сказал, что чувствую беспокойство, страх или возбуждение – точнее, я был сосредоточен на мыслях о беспокойстве, страхе или возбуждении. Я зацикливался на них и мог оставаться в таком состоянии очень долго, снова и снова прокручивая в голове прошедшие события или тревогу о будущем.

Однажды мой близкий друг заболел. Он начал слепнуть на один глаз, и я тревожился о том, что с ним будет, ведь у него были и другие болезни. Я передумал множество неприятных мыслей, но почти ничего не ощущал телесно – мой разум изобретал неприятности, которые существовали только в моем воображении. Моя жена Сэнди со свойственной ей чуткостью заметила неладное и попыталась помочь.

Предложив немного расслабиться, она спросила: «Что ты сейчас ощущаешь в теле?»

Сначала я не чувствовал ничего необычного.

«Я вижу, что ты едва дышишь», – сказала она.

Она была права. Я дышал очень поверхностно. Стоило только сделать несколько глубоких вдохов и ощутить, как воздух наполняет легкие, как я понял, что дышу поверхностно почти все время.

«А сейчас ты ощущаешь свое тело?» – спросила она.

Я заметил, что грудь и шея у меня напряжены, а кое-где мне было больно. Снова вдохнув, я почувствовал тошноту и понял, что это ощущение связано с моей тревогой о друге. Это был момент истины, когда я начал понимать, что все мои чувства возникают в теле – на территории, которую я не очень хорошо знал. Немного посидев спокойно, я почувствовал себя более непринужденно. Как странно жить в теле и не иметь с ним глубокой связи!

Шовинизм отделяет нас от наших чувств. Как только нам удастся воссоединиться с телесными ощущениями, мы обращаемся к нашему женскому началу, и наши чувства оживают – и творчество оживает тоже. Каждый по-своему, мы снова осознаем, что эмоции – это наши инструменты самовыражения, как резец для скульптора.

Эмоции – это наши инструменты самовыражения, как резец для скульптора.

Две части творчества

Существует две силы творчества: вдохновение и действие.

Вдохновение всегда приходит как дар откуда-то свыше – оно живет за границей того, что мы знаем, понимаем и во что верим; за границей самоощущения, за границей мыслей и чувств. Это дар, врученный нам теми сторонами нашей личности, которые нам еще неизвестны.

Так же как и вдохновение, важны воля и активность, которые относятся к сфере действия в нас, отвечающей за технику, мастерство и проявления творчества. Воля и активность дают нам возможность обжигать горшки, строить отношения, выращивать сады и начинать свое дело. В бизнесе воля и активность всегда открывают все двери.

Воля часто ощущается как мысль и способность к познанию. Вдохновение иногда включает в себя умственные процессы, и оно обязательно включает в себя чувства, которые переживаются телесно.

Чем лучше мы осведомлены о своих чувствах, тем ближе мы к творчеству.

Эрос – когда двое становятся одним

Динамические качества воли и действия проявляются вместе с качествами восприятия – воображением и чувствами – и вместе создают творчество. Когда мы сочетаем женские и мужские качества, мы призываем архетипическую силу, которая называется Эрос. Эрос вдыхает новую жизнь в наши мысли и чувства, возбуждая тело, разум и дух. Поэтому мы можем непосредственно воспринимать мир и ощущать тихую радость, вызванную возвращением тех частей нашего «я», которые мы считали потерянными.

Когда я подыскивал метафоры для описания принципов творчества, интуиция подсказала мне понятие «сеть Индры». Я не знал, что это такое, – кроме того, что это явно относится к индуизму и буддизму и описывает всеобщую взаимосвязь во Вселенной. Я поискал в интернете и нашел именно такое изображение, какое хотел: из дворца Индры простирается величественная сеть, лучи которой уходят в бесконечность. В точках пересечения нитей этой сети сияет росинка, и в каждой из бесконечного числа капелек отражаются все остальные.

Мужская энергия действия – включая волю и активность – сводит целую сущность к составным частям: ее естественная функция – дробление, разделение и анализ. Но все же, как показывает сеть Индры, все на свете разделено и связано одновременно. В состоянии бытия мы вспоминаем нашу связь с бесконечностью и получаем к ней доступ. Вспышки прозрения, глотки изначальной творческой силы без действия помогают нам преодолеть границы упорядоченного воображения. Мы воссоединяемся с источником творческой энергии.

Это взаимодействие двух энергий создает поле для синтеза и диалога, которому не нужны слова – хотя и возможны. Это энергетическое поле ощутимо. Творчество – дар Эроса.

ПОПРОБУЙТЕ ТАК!
НАЧНИТЕ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Что бы вам хотелось создать? Песню, книгу, рецепт или новую линию поведения в отношениях? Какой проект начать? Следующее упражнение – для вас, если…

Вы знаете, что хотите создать, но вам нужно вдохновение и мотивация, чтобы снова запустить двигатель творчества.

Или сейчас вы не знаете, что собираетесь создавать, но чувствуете творческий огонь и хотите понять, за что взяться.

Начните творческий проект – упражнение

Расслабьтесь

Начните с расслабления тела и разума, позвольте себе не думать несколько минут. Сейчас мы совершим вылазку за границы упорядоченного воображения.

Случайный выбор (мое секретное оружие)

Забудьте о том, что вы думали или делали до сих пор: выберите что-то совершенно произвольное из текущего окружения. Это интересный способ сойти с засушливой почвы упорядоченного воображения и влиться в творческий поток.

Вот несколько способов, с помощью которых я нахожу информацию и вдохновение. Попробуйте какие-нибудь из них или изобретите свои собственные.

Найдите восьмое слово на случайной странице в словаре. Что вы видите? Водосточную трубу? Нарцисс? Пирата?

Откройте глянцевый журнал и найдите тринадцатую картинку. Что это за изображение? Спортивный автомобиль? Кинозвезда? Котенок?

Выйдите из квартиры и найдите четыре оранжевых предмета. Что это за предметы? Плодовое дерево? Велосипед? Конус дорожного ограждения?

Откройте журнал на десятой странице. Что находится в верхнем правом углу? Кольцо с бриллиантом? Облако? Слоган?

Найдите общий раздел в газете рекламных объявлений. Найдите двадцатое объявление. Что за услуги в нем предлагаются? Обслуживание клиентов? Очистка стоков? Копирайтинг? Страховые услуги?

Создавать связи – создавать новые идеи

Если вы уже выбрали, каким проектом заняться, подумайте, как можно применить в нем случайно обнаруженные идеи. Ищите связи между случайными находками и своим проектом. Если вы еще не знаете, что хотите сделать, найденные идеи натолкнут вас на новые мысли. Какое слово, изображение или символ вызывают у вас интересные ассоциации и чувства?

В любом случае дайте простор воображению. Пробуйте разные способы мышления – конкретное, нестандартное и парадоксальное, ищите метафоры и сходства, смотрите на вещи с юмором, оценивайте как с точки зрения логики, так и с точки зрения эмоций. И пусть все это затронет как можно больше связей и ассоциаций – идите туда, куда они вас ведут.

Много раз идея, которая поначалу казалась мне надуманной, дикой и менее всего уместной, оказывалась источником наиболее мощного творческого импульса – того самого, которого я ждал.

Выделите время

Как только вы определились с новым проектом или ощутили прилив сил, чтобы продолжать текущий, нужно сделать следующий важный шаг: выделить время. Внесите в свое расписание часы для достижения желаемой цели. Время – основа достижения творческих целей.

Как бы выглядело идеальное расписание для проекта с учетом ваших остальных занятий? 20 минут каждый день? Пять раз в неделю по часу? Один день в неделю целиком? Утром, днем, вечером? Поиграйте с возможностями и примите решение. Не меняйте ваш выбор.

Последний шаг

Почти готово! Чтобы начать проект, нужно еще одно решение, и оно связано с действием, которое может быть направлено вовне или внутрь. Определите, какие ресурсы вам необходимы – материальные или нематериальные, например доверие и вера? А может, этот шаг будет телефонным звонком, назначением встречи или уборкой на столе? Что бы вы ни запланировали, лучше всего не затягивать и сделать это в ближайшие 24 часа.

Сделайте еще один медленный, глубокий вдох и спросите себя: «Каким будет мой следующий шаг?»

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________