Вы здесь

Творчеству можно научить! Книга действия и бытия. Глава 2. Вперед, в средоточие творческого воображения (Барнет Бэйн, 2015)

Глава 2

Вперед, в средоточие творческого воображения

Не ищите причин – у любви нет причин, поводов, объяснений, решений.

Анаис Нин. Генри и Джун

Стоя в очереди за кофе недалеко от своего дома, я случайно разговорился с мужчиной, жена которого покупала детские пляжные ведерки. Он сказал, что они из Сиэтла, но в Лос-Анджелес приехали из Санта-Барбары. Он напомнил о трагедии, которая случилась на прошлой неделе: неподалеку от студенческого городка Калифорнийского университета в Санта-Барбаре юноша в припадке буйства убил шесть человек; еще тринадцать были ранены.

Наверное, там потерял своего сына или дочь кто-то из друзей этого человека, предположил я.

– Там погибла моя дочь, – сказал он. – И мы хотим развеять ее прах над Тихим океаном. Не знаю, зачем я вам об этом рассказываю, но мне стало легче.

Я был поражен. Я пытался рационально осмыслить то, о чем рассказал скорбящий отец, но чувства, возникающие у меня в душе, заглушали голос разума.

Его и моя боль стали одной болью. Его и моя способности любить объединились.

За логикой и здравым смыслом было затронуто нечто более глубокое – незнакомый мне вид интеллекта.

В нем не было ничего логического.

Наша творческая жизнь всегда балансирует между логикой и чем-то лежащим за границами упорядоченного воображения.

Эффект IQ – наш роман с логикой и разумом

Коэффициент интеллекта, или IQ, – это количественная оценка интеллекта, основанная на унифицированных тестах, с помощью которых проверяются познавательные способности человека. Но мы знаем, что интеллект – это нечто большее, чем вербальные и математические способности, оцененные по стандартной шкале. Хотя эти тесты – непростое испытание: не очень-то приятно, когда человека сводят к нескольким числам.

Поэт Уолт Уитмен писал: «Я большой, во мне мириады». Мне кажется, что «мириады», о которых он говорил, – это множество интеллектов, способностей; измерения души, непохожие друг на друга, разноцветные, иногда парадоксальные.

Кроме логики и рассудка, любимых инструментов житейской мудрости, есть еще интеллект сопереживания, эмоциональный, музыкальный, спортивный, интуитивный и социальный интеллекты. Некоторые формы умственной деятельности относятся к самосознанию: самосознание ребенка, подростка и взрослого; самосознание себя-в-развитии, себя-в-будущем, себя-непознаваемого, подсознание, бессознательное, «коллективный разум».

Как правило, мы живем в мире, где наше «я» четко определено условностями, которые выражаются следующим образом:

«Вот так я думаю».

«Вот что я чаще всего чувствую».

«Вот что я обычно делаю».

«Вот кем я должен быть».

Но когда мы рассматриваем себя как синтез множества интеллектов, то начинаем ощущать доступную нам чудесную творческую силу. Мы – нечто гораздо большее, чем сумма своих частей. Но осознать это бывает очень сложно, потому что мы верны логике и рассудку: здравый смысл иногда создает фальшивые границы между сознанием и свободным течением нашего воображения.

От IQ к CQ – знакомство с творческим интеллектом

IQ – это один из показателей нашей способности анализировать опыт с помощью логики и разума, но за границами наших познавательных способностей существуют и другие творческие инструменты. Они включают в себя ощущения, бытие и осознание, и я называю их CQ – Creativity Quotient, коэффициент творческого интеллекта. Эти таланты, которыми мы обладаем, дают ключ к более общей способности воспринимать и постигать окружающее – даже если эта способность нам пока незнакома.

Коэффициент творческого интеллекта постоянно меняется. CQ описывает ваши взаимоотношения с «первоначалами мира» – творческой силой высших уровней осознанности и духовности.

Ниже вы найдете опросник, который поможет выяснить, насколько развит ваш CQ.

Что создавать, кем стать? Опросник для определения коэффициента творческого развития

Поразмышляйте над следующими вопросами, выберите ответы, которые вам близки. Если вам одинаково близки оба ответа, доверьтесь интуиции.


Вы узнали, что вам с некоторой вероятностью может достаться неожиданный доход.

А: Вы проанализируете причины, по которым это произойдет или не произойдет.

Б: Вы обрадуетесь тому, что деньги могут появиться так неожиданно.


Вы попали на представление мага, который показывает удивительные фокусы.

А: Вы постараетесь понять, как он это делает.

Б: Вы будете зачарованы магией представления.


Вы нашли крохотный цветок в пустыне.

А: Вы удивитесь, как ему удается расти на палящем солнце.

Б: Вы восхититесь его хрупкой красотой.


Вам завязали глаза и предложили попробовать некую пищу и понюхать некий аромат.

А: Вы попытаетесь сначала догадаться, что это такое.

Б: Вы попробуете и то и другое.


Друг или домочадец рассказывает вам, что переживает тяжелые времена.

А: Вы начнете думать, как решить его проблему.

Б: Вы внимательно и сочувственно его выслушаете.


Вы думаете о будущем и о том, чего хотите добиться через пять лет.

А: Вы запишете свои цели и этапы пути к ним.

Б: Вы помечтаете о том, что вы будете делать и с кем; представите ощущения, которые будете испытывать.


Вас пригласили участвовать в проекте, который требует творческого подхода, применения новых инструментов, а значит – выхода из зоны комфорта.

А: Вы взвесите за и против и задумаетесь о том, как отразится на вас неудача.

Б: В тишине и покое вы эмоционально подготовитесь к предприятию.


В вечерних новостях сообщают о новой волне насилия в другой стране.

А: Вы выключите звук и пойдете искать что-нибудь вкусное в холодильнике.

Б: Вы почувствуете, что ваш желудок сжался, и глубоко вдохнете, чтобы сбросить напряжение.


Утром вы встали с болью в горле, ломотой в теле и ощущением, что не спали ни мгновения.

А: Вы мысленно переберете все свои контакты за последние несколько дней и постараетесь понять, где подцепили вирус.

Б: Вы поймете, что слишком много работали и волновались и вам нужен отдых.


Ни с того ни с сего ваша половинка нежно вас обнимает.

А: Вы гадаете, что ей или ему от вас нужно.

Б: Вы обнимаете в ответ и чувствуете, как теплеет на душе.


Подведите итог: подсчитайте общее число ответов «А» и ответов «Б». Ответы «Б» описывают восприятие, относящееся к CQ.

Что случится, если игнорировать CQ

Когда мы не прислушиваемся к нашему творческому интеллекту и опираемся только на логику и разум, происходят очень печальные вещи. Силы нашего воображения иссякают, мечты и надежды уходят. Мечта – это то, что расширяет границы возможного, а надежда – мост, по которому мы можем туда добраться.

В понимании мира мы полагаемся исключительно на здравый смысл, общественные нормы и массовую культуру. Вместо творческого воображения мы мыслим по шаблону. Наши мечты увядают, уходит уверенность в успехе наших начинаний, планка надежд и ожиданий становится все ниже и ниже. Вместо искреннего диалога появляется обмен догматами. Послушайте любой диспут на радио, и вы поймете, о чем речь: для оттенков и многогранности просто не остается места. Эксперты вещают с полярных точек зрения, и ни один из них не слушает другого и не воспринимает его мнение. Из-за этого мы теряем способность сопереживания, понимания, сострадания. Такое отсутствие воображения вызвано глобальными кризисами современного мира. Когда воображение меркнет и творческий интеллект погибает на корню, для новых открытий не остается возможностей.

Развивайте творческий интеллект, чтобы мыслить шире логики и разума.

Вперед, в новый мир

Мы на перепутье. Мы можем решить проблемы и преуспеть, если научимся переходить из устаревшей системы, в которой ценятся абсолюты, предсказуемые результаты и гарантии, в новую – более мощную и динамичную. Именно для этого нужно развивать свой творческий интеллект – чтобы построить отношения с теми сторонами нашего интеллекта, которые лежат глубже логики и разума. Мы не отказываемся от них полностью, но выходим за их пределы. Мы делаем квантовый скачок, словно переходя от шашек к 3D-шахматам.

Некоторые известные люди говорят, что их внутренняя жизнь – важный источник творческого вдохновения. Член конгресса штата Огайо Тим Райан говорит, что медитацией он занимается каждый день. Это не подчиняется какой-то логике, но его внутренние практики помогают ему видеть в своем мозге союзника. Актриса Анджелина Джоли рассказывает, что она переживает медитативные моменты в повседневной жизни. В финальной игре NBA 2012 г. Джеймс Леброн попросил свой знаменитый пятиминутный перерыв, чтобы собраться и обратить внимание на свое внутреннее состояние.

Это проявления творческого интеллекта.

Простимулируйте свое творческое воображение

Найдите место, где вы можете посидеть несколько минут в тишине. Сосредоточьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Подумайте о проекте, которым занимаетесь сейчас или планируете заняться в будущем. Или, может быть, вы только мечтали об этом?

Закройте глаза на несколько секунд и полностью примите свой проект в сознании. Первая часть этого упражнения – творческая возможность ощутить его.


Запах. Запах может разбудить память – в том числе память о творческих мечтах, которые поселились в сознании давным-давно. Если бы ваш проект благоухал, то какими духами? Или у него был бы запах полевых цветов? Запах страниц только что отпечатанной книги? Экзотических пряностей из далеких стран? Тонкий аромат духов или одеколона вашего супруга?

Прикосновение. Если бы вы могли потрогать ваш проект, как бы он ощущался? Какая у него текстура? Он гладкий, шершавый или шелковистый? Многослойный и объемистый или же тонкий, как бумага? Теплый, холодный, влажный?

Вкус. Если бы вы могли попробовать ваш проект на вкус, какие вкусовые оттенки вы бы ощутили? Лизните его. Острый? Сладкий? Бодрящий, как капелька лимонного сока? У него один-единственный оттенок вкуса или же в нем сочетаются многие оттенки?

Звук. А как бы ваш проект звучал? Это мелодия? Шелест листвы? Прибой? Музыкальная фраза в исполнении симфонического оркестра? Шум? Это громкий звук или тихий?

Следующий шаг

Вам нужно прислушиваться к своему подсознанию по мере того, как вы задействуете глубинный интеллект для создания вашего проекта. Когда вы испытываете различные чувства, думаете о чем-то, создаете образы, подсознание не делает различий между реальным и воображаемым. Для подсознания реально все. Это происходит потому, что сознание ограничено логикой, которая старается рационализировать наши переживания. Сознание фильтрует и ограничивает реальность, наполняя ее смыслом и даря нам чувство контроля, подсознание же, напротив, принимает все. В нем есть воспоминания о меню ресторана, в котором вы побывали десятилетним ребенком, о форме и текстуре камня, которым вы пускали «блинчики» по озеру, когда вам было восемь, о номерном знаке автомобиля, который вы видели совсем давно, – о любой детали, на которую вы обращали внимание. Помнить это все сразу – тяжелая ноша: вспомним только Рэймонда Бэббита, персонажа Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя», страдающего синдромом саванта. При этом синдроме огромное количество подсознательной информации доступно все время.

Когда вы выполняете это упражнение, помните, что сотрудничество с вашим подсознанием наиболее ценно, поскольку оно стоит на страже вашей творческой силы. Развивайте его, исследуйте и задействуйте – осознанно и намеренно.

Снова закройте глаза и представьте, что проект завершен. Рассмотрите его в разных ипостасях своей личности, которые перечислены ниже. Каждая из них – уникальное выражение вашего творческого интеллекта. Что они говорят о вашем проекте и о том, как его успешно завершить? Пусть это будет слово, фраза, символ или изображение, предложенное этими «мириадами».


Ваше уверенное в себе «я» говорит: _________________

Ваше состоявшееся «я» говорит: ___________________

Ваше щедрое «я» говорит: ________________________

Ваш внутренний ребенок говорит: __________________

Ваш внутренний аналитик (хранитель вашего IQ) говорит: ______________________________________

Ваше эмоциональное «я» (хранитель эмоционального интеллекта) говорит: ____________________________

Другие грани вашего сознания говорят: ______________


Записав ответы, поверьте этим изображениям, цветам, чувствам, ощущениям, идеям и вдохновению, которое к вам придет.

Чувства и воображение, разбуженные этим упражнением, могут привести к неожиданным результатам. Когда я вел переговоры по кинопроекту на основе романа Фрэнсис Элизы Бёрнетт «Таинственный сад», я обсуждал с Джоан Шекель, консультантом по продюсированию, как описать одного из персонажей. Джоан посоветовала мне взять музыку, которая передала бы тот оттенок характера, которого я добивался от актера, и ее предложение породило во мне настоящую лавину идей. Чтобы описать качества характера, я искал музыку, стихотворения, фотографии, изображения предметов искусства, которые вызывали определенные чувства. Я нашел природные масла, запах которых вызывал определенные эмоции, и ткани с особой текстурой. Я набрал настоящие сокровища, которые отдал актеру. Я не хотел просто обсуждать с ним свои представления о персонаже – я хотел воссоздать мир ощущений, в котором мы вместе могли бы понять персонажа. И в этом нет ничего логичного.

Если вы будете работать над своим проектом, вооружившись лишь логикой, его не удастся осуществить во всей полноте.

ПОПРОБУЙТЕ ТАК!
КОЭФФИЦИЕНТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПРОТИВ КОЭФФИЦИЕНТА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ШАГ 1. Выберите какое-либо событие и опишите его с двух разных точек зрения – IQ и CQ. Например, как бы вы описали посадку «Аполлона-11» на Луну в 1969 г. или первую высадку на Марс?


ШАГ 2. Сначала опишите событие через призму логики и рассудка, IQ. Какой результат вы получите на основе структурного мышления? Например, в случае посадки на Луну или Марс это может быть огромный вклад в науку. Вы подумаете о множестве людей, посвятивших бессчетные часы исследованиям и проектной работе, чтобы это произошло.


ШАГ 3. Теперь опишите происшедшее с точки зрения CQ, творческого интеллекта. Если взять для примера космические полеты, священник смотрел бы на них как на чудо, художник, пораженный новыми красками и рельефами, – как на сюжет для картины, а ребенок – как на место для игры.

Позвольте себе войти во множество потоков мыслей и чувств, которые вы ощущаете.