Вы здесь

Творчество как механизм. Пуаны (Самат Галиев)

Пуаны

«Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется Жизнь».

(Л. Дербенев)

Если в С-картинах значимо представление в данный момент времени, то в этой теме акцент – на особенностях восприятия внешней среды в данный момент времени.

Существует иллюзия, что есть единый мыслительный, творческий процесс со своим началом, основной частью и концом. Это предположение основано на трёх заблуждениях.

Первое заблуждение – что этот процесс единый, как одно целое. В действительности же, мыслительный процесс – это совокупность мыслительных актов, различающихся по своей продолжительности, содержанию, конфигурации (наличию образов, логических построений и т.д.).

Второе заблуждение, что у процесса, мыслительного акта есть начало, основная часть и конец. На самом деле такого разграничения нет. Этот процесс непрерывен, где конец одного звена одновременно является началом последующего.

Третье заблуждение – линейность: первый мыслительный акт определяет последующий, тот третий и т. д. На самом деле здесь множественность вариантов, альтернативность, выбор. И здесь выбор не всегда происходит по поиску соответствия ожидаемому результату. Чаще всего результат не известен, либо его не существует, а если и он существует в представлении, то не факт, что это то, что нам нужно. Желаемый результат в процессе решения всегда претерпевает изменения. Иначе это трудно было бы назвать творчеством – ожидать того, что ты хочешь в итоге получить.

И если это не результат, который связывает все мыслительные акты, то тогда что такое, что их объединяет, какой сценарий у творческого процесса?

Как известно, в процессе мыслительных решений всегда есть неопределенность. Часто это обратная сторона многовариантности. Если бы вопрос решался «быть или не быть», то было бы намного проще. Но тогда бы и не было творческого подхода. Поэтому неопределенность – одна из составных частей творческого процесса.

Что же включено в эту неопределенность?

Неопределенность создает разница между тем, что мы воспринимаем (даже в мысленном плане), и как мы это оцениваем. То есть, в этой неопределенности первично непосредственное физическое восприятие объекта до его оценки. До того, как мы оценили объект, он выглядит совсем иначе, чем после оценки и включенных в неё элементов памяти, мышления, социальных требований. Этот первичный образ напоминает детские образы, которые мы воспринимали непосредственно, до отсутствия существования самих оценок. Также первичный образ напоминает сны, когда оценивание их в какой-то степени заторможено. Напоминает он также и те секунды, когда мы восхищаемся прекрасным, и у нас не остается места и времени для их оценивания. «Чувств больше, чем слов». В общем, все это напоминает ирреальные состояния, характеризующиеся отсутствием оценивания, необычностью и коротким временем существования. В состоянии бодрствования это время существования еще больше укорачивается, поскольку оценки «врываются» в предмет нашей мысли. Иногда первичные образы предстают в физическом отношении времени как мгновения. Поскольку они характеризуются более внутренними, в некотором отношении, подсознательными процессами (чем оценки, сформированные социальным обществом) и имеют короткий период существования, то можно их обозначить как «пуаны». «Пуан» – точка (фр.). Их особенность – ирреальное восприятие мира и существование в короткий промежуток времени, чаще всего совпадающий с моментом настоящего данного времени, времени восприятия объекта (POINT).

Именно пуаны, которые не воспринимаются сознательным умом, после попытки их понять и оценить создают представление о неопределенности.

Но сказка рано или поздно заканчивается, приходит сознательный ум и пуаны исчезают.

Можно ли использовать пуаны в творческой деятельности, даже если они не осознаваемы? Непосредственно на них воздействовать почти невозможно, поскольку они первичны. Но можно продлить их существование и воздействие посредством изменения оценок. Если мы уберем критический настрой оценок, то сущности, пуаны получат больше свободы. То есть, нужен соответствующий положительный настрой.

Первые секунды настроя значительно влияют на всю работы в плане её эффективности. В этом случае говорят: «Идет, как по маслу». Настрой – это уверенность в каждом шаге. На уровне ощущений – это чувство, что ты прав в каждую секунду. Даже если дела идут не совсем так, как хотелось, – мы продолжаем хвалить себя. Этим самым мы снимаем критический настрой оценок. И подсознание в форме пуанов нам все больше помогает.

Пуаны обладают еще такой функцией, как предвосхищение. Поскольку они обладают глубокой связью с подсознательным, то могут доставать из её кладовых ту информацию, которая, при отсутствии видимых причин (а точнее, осознания сопутствующих условий) может восприниматься как озарение.

Наверно, неверно будет представлять, что пуаны просто определяют наше настоящее. Как и всё в мире, между ними есть взаимовлияние. То есть, осознаваемое настоящее в данный момент может воздействовать на пуаны, и если не изменять их (подсознательное довольно трудно изменить), то «выводить на сцену» другие возможные пуаны. Иначе, настоящее бывает осознанным и неосознанным. Между ними всегда есть переходы. Осознанное бывает либо в прошедшем, либо в настоящем времени. Неосознанное в прошедшем времени не бывает, – оно, допустим, превращается в иную форму материи. Неосознанное бывает либо в настоящем, либо потенциально в предстоящем, будущем времени. Для того, чтобы неосознанное в предстоящем, будущем времени проявилось, стало осознанным, и необходимы эти два процесса:

1. Как можно более полный переход ирреалий, пуанов в настоящее осознаваемое,

2. Частичное управление, корректировка, «выведение на сцену» новых пуанов.

То есть, насколько хорошо подготовлена ирреальность и ранее проверена в нескольких временных интервалах – переходах к сознанию, настолько и можно ожидать плодов его осознания в будущем: возможность предугадывать события, выбирать варианты, делать полностью осознаваемый выбор, подготовить почву для прогнозирования будущего.

Возможны три типа перехода неосознаваемого в осознаваемое:

1. Воспоминание, память – простое осознание пуанов.

2. Представление, мышление – построение искусственной системы для осознания пуанов.

3. Фантазия, воображение – между осознанием и пуанами сохраняется постоянная подвижная дистанция: на смену осознанным пуанам на «сцену» выводятся новые, – прогнозирование достигает вершины.

Конец ознакомительного фрагмента.