Вы здесь

Творчество как механизм. Представление. (С – картина) (Самат Галиев)

Представление

(С – картина)

«Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется Жизнь».

(Л. Дербенев).

С – картина (своя картина) – это представление само по себе в данный момент времени. Мы здесь ничего не говорим о конкретном содержании представления. Для нас важно, как мы ощущаем это представление, которое происходит в данную секунду. В этом представлении есть и ощущение собственного «я», и анализ предмета, которым мы заняты в данный момент, и оценка успешности текущего процесса. Данный перечень неполный из-за многообразия ощущения представления себя в данную единицу времени.

Насколько эта картина отчетлива, настолько отчетлив и остальной мир. И это случается совсем не потому, что картина фильтрует и игнорирует лишнюю информацию, а потому, что она активизирует природные склонности, мышление и воображение. То есть, процесс направлен на поиск нового, а не игнорирование действительно лишней информации. Причем картина обладает автономной активностью: она может в рамках своего представления обрабатывать и анализировать информацию, а также и выходить за рамки, – подключать механизмы и процессы мышления, воображения для поиска новой информации.

Сама с-картина формируется двумя процессами.

Первые процессы – физиологические: активность нервной системы, дыхание, кровяное давление, тонус мышц и другие. При оптимуме основных физиологических процессов, большую роль играет активность нервной системы, а именно: сила, скорость, устойчивость процессов возбуждения – торможения. Возбуждение и торможение – это две стороны одного процесса. Устойчивость – насколько долго мы можем сохранять с-картину на активном уровне (в контексте нашей темы). Сила – это действенность, эффективность картины, отчетливость. Скорость – это снижение или ускорение изменений в представлении.

Вторые процессы – психологические: наши ощущения, восприятия, оценки происходящего в данный момент времени.

Первые и вторые процессы обычно идут параллельно друг другу.

Но иногда нервно – физиологические процессы превалируют над ощущениями – восприятиями. В этом случае, организм находится в стадии перевозбуждения: ощущения и восприятия запаздывают; предмет не получает должного материального оформления, – это приводит к разбалансированию творческого процесса.

В другом случае, превалируют ощущения над нервной устойчивостью. Ощущения и восприятия до конца не осмысливаются, не обрабатываются, – возникают пропуски и пробелы в понимании воспринимаемого материала. Ощущения проявляются раньше их понимания, – приходится ждать осмысления.

Даже если эти процессы и идут параллельно, то амплитуда их выраженности так же может быть разная. То есть, высокая активность нервной системы – широкая воспринимаемость окружающего мира, или низкий уровень активности НС – слабая воспринимаемость сигнала.

Содержание с – картины представлено обобщенным образом, в который включено множество ситуаций, часто не вполне осознаваемых. Эти ситуации сразу не проигрываются мгновенно, но находятся в такой диспозиции, что предполагают некоторую напряженность, потенциальную энергию, – поддерживают с – картину, наше внимание в состояние активности. Превращение обобщенного образа в конкретную форму означает проигрывание одной из множества ситуаций. В этом случае, нервно – психическая напряженность снижается, а ощущения – восприятия обостряются и находят свое выражение в предмете деятельности.

Таким образом, желательно с-картину поддерживать в оптимальной форме во время работы. Это достигается готовностью воспринимать и ощущать мир и осознанием своих нервных процессов. Осознание своих нервных процессов – это, по сути, осознание своего интереса, а именно: его сила, попеременное усиление и ослабление, и, соответственно, устойчивость.

И вообще, желательно иногда отслеживать свои нервные процессы и их составляющие (даже когда Вы вечером едете в автобусе), что позволяет предохранять себя от излишней волатильности настроения.