ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
1.06.2004
Человек – существо сложное. Для исследования человека и его возможностей в этом Мире в разных областях жизнедеятельности существуют различные подходы как традиционные, так и нетрадиционные. К традиционным методам познания человека можно отнести методы познания объектов и их взаимосвязей, известные в естествознании: анатомии, биологии, медицине, химии, физике, биоэнергетике, информатике, философии и т. п. К нетрадиционным относятся методы исследования, основанные на экстрасенсорике (сверхчувственном восприятии объектов Мира) и/или Откровении, которое даётся как отдельным людям (в экстремальных ситуациях во сне или наяву), так и большинству искренно верующих, но по Божьему Промыслу.
В данной главе речь идёт о человеке в основном с позиций традиционной науки и в контексте раскрытия процесса познания человеком окружающего Мира.
Человека в целом можно характеризовать и как особь, и как индивидуума, и как личность. Все три понятия участвуют в раскрытии процесса познания и влияют на него, но более всего, исследуя процесс познания, мы говорим о человеке как о личности: «человеке разумном», живущем в человеческом сообществе и ведомом Космическим Разумом (Божественным Промыслом).
Акцент в понимании личности сделан на рассмотрении человека-воина, так как автор много лет проработал в военно-научной организации, но рассматриваются и иные взаимодействия человека и общества. К тому же, по большому счёту, каждый человек – воин в той или иной степени, так как вынужден бороться и за себя (выживать и самореализовываться), и за других (близких, родных, Природу, независимость государства и т.д.).
1.1. Человек-воин в современной научной картине Мира
1.10.94
Отношение личности и общества наиболее сложны и догматичны в воинских коллективах. Именно в них помимо общечеловеческих, общегосударственных, правовых и нравственных действуют дополнительно ещё и специфические законы, обеспечивающие поддержание высокой боевой готовности войск, умение выстоять в экстремальных условиях. В качестве экстремальных условий в первую очередь подразумеваются боевые действия войск (частей и подразделений), когда конфликт враждующих государств (обществ) не разрешён руководством этих стран политическим путём и начаты открытые действия на взаимное уничтожение.
Что требуется от воина в такой обстановке? Как проявится и проявится ли его личность? Каковы пути формирования личности воина в наши дни?
Попробуем кратко ответить на эти вопросы последовательно, в большей степени ориентируясь на известные знания.
1.1.1. Философское постижение человека в прошлом и настоящем (краткий обзор)
Любое размышление о познании, о природе, о жизни и смерти в конечном счёте можно непосредственно соотнести с философским постижением человека.
Человек, его сущность, понятие личности, каковы они? На эти вопросы в Европе и Азии в различных учениях и теориях в разное время исторического развития человечества мы найдём различные ответы. Важно подчеркнуть, что все они, в той или иной степени, верны, хотя ни одно из них не является ни полным, ни исчерпывающим, ни объективным на все времена. Это есть естественное положение дел, символизирующее тот факт, что любое понятие, категория, представление имеют свой путь развития и формируются, постепенно углубляясь и давая пищу уму пытливому. А пытливым ум человека был и, к счастью, остаётся таковым и потому человек всегда хочет (и это действительно необходимо) познать себя и окружающий Мир, определить Цель своего существования.
Философская антропология как раз и занимается исследованием сути (сущности), роли и значения человека в Космосе. Такая наука возникла на базе всех знаний, полученных человечеством от своего рождения, как сообществом «людей разумных».
Люди живут в реальном, исторически конкретном мире, который постоянно меняется. Общественные процессы, стало быть, позволяют с предельной выразительностью выявить истинно человеческое. Вот почему частью современной философии, как науки о человеке, является помимо феноменологии, антропологии, психологии, психоанализа, космологии, биологии и т. д. и такая наука как социология, цель которой выявить сущность и законы взаимоотношений человека и общества.
Различие в подходах к проблеме человека в Западном и Восточном сознании сложились не сразу. Древнейшая мифология не расчленяет картину Мира: природа, человек, Божество в ней слиты воедино. Человек на прежних ступенях развития не отделял себя от природы. Он теснейшим образом чувствовал свою генетическую, неразрывную связь со всем остальным органическим миром, и это чувство (по Вернадскому) охватывает его некоторые глубочайшие проявления религиозного творчества – религии древней Индии в частности, одну из наиболее высоких форм человеческого достижения в этой области – буддийские религиозные построения.
Человек в Восточной культуре – лишь материал, который содействует приобщению к высшим, не личностным ценностям. Сознание такого типа тяготеет к власти и в ней находит своё самовыражение. Во власти же предполагают выражение искомого Абсолюта. Таким образом, власть понимается как безоговорочная ценность, как наиболее полное выражение тайны бытия. Она возникает независимо от человека как отражение Духа Вселенной. Человек же должен сознательно подчиниться этой власти, даже не претендуя на постижение её смысла.
В индуизме и буддизме личность отрицается, признается лишь безоговорочная «самость». Таким образом, индивид вообще не рассматривается как ценность. Однако, это господство всеобщности не исключает зарождения этических принципов милосердия, гуманности, добра, пробуждения чувства самосознания личности. Яркий пример этих представлений находим в конфуцианстве (Китай), его ориентации на целостность и единство человеческой личности, как средство реализации в мире высшей ценности. Так, в книге философа Лунь юй читаем:
«Я на день себя трижды вопрошаю:
Остался ли я верен тем, для кого стараюсь
И сохранил ли искренность в общении с друзьями
И повторял ли то, что мне передавалось».
Глубокое осмысление роли и значения личности, обладающей властью над людьми, можно увидеть в этом конфуцианском трактате.
Религиозные течения Ближнего (Средиземноморского) Востока, маздеизм и суфизм, выработали такое представление о человеке, которое во многом соотносится с христианским. Индивид выступает здесь в качестве посредника между Богом и Миром. Он сочетает в себе Божественное и тварное начало, что обеспечивает единство космического бытия и феноменального. Однако, христианская трактовка человека отличается и от мифологической и от раннегреческой.
У древних греков, как и у большинства народов Востока, ещё не сложилось ощущение личности. В античной философии поворот к антропологической теме осуществил Сократ, который считал самосознание главнейшей и единственной целью философии. Однако, уже Протагор считает, что не только способность к мышлению, но выделенной должна быть вся субъективность человека как индивида, а потому всё его знание суть относительно. Таким образом, основные проблемы современной философии человека (его природа, сущность, предназначение, соотношение души и тела, разумности и внутренней субъективности) были сформулированы ещё в Древней Греции.
Принципиально новый поворот в осмыслении человека дало Христианство. Человек стал считаться храмом, вместилищем богатейших чувств. В этом Учении человек имеет особое предназначение и несёт абсолютный личностный отпечаток Творца. Последователи в развитии христианской теории утверждают отчётливо, что пришло время считать себя не только «рабами Божьими», но и друзьями Господа Иисуса Христа, а потому во имя Его и с Его помощью перестраивать мир своей души и окружающий Мир, наполняя его любовью, добротой и светом истины.
Такая высокая цель в христианской теории создания и бытия человека особенно сильно развивалась на Западе, где роль и значение личности были подняты на большую высоту, нежели в других теориях. Следствием этого явились и теории, способствующие развитию тоталитарных систем, но в это же время выделение человека, как венца Мироздания (венца Творения), и его ответственности за всё в этом Мире привело к огромному духовному подъёму людей не только Европы, но и других континентов, стран, куда дошли теория и задачи христианской идеологии.
Заметим, что в Христианстве вопрос о соотношении души и тела нашёл своё вполне современное разрешение, а именно: телесность в идеале должна быть соотнесена с духовностью, сливаться с нею. При этом христианские мыслители утверждают, что Свободному Богу соответствует человек, обладающий свободой воли, дарованной Творцом. Как это похоже на сегодняшнее трактование философии гармонизации личности на базе свободного выбора, свободного волеизъявления. Остаётся только пожалеть, что христианская идеология отчасти превратилась в догмат, отчасти стала малоизвестной во всей своей глубине и полноте широкому кругу людей (как верующих в Бога, так и не верующих в Бога).
Учитывая историческое развитие, каждая новая ветвь философии (по Гегелю) вырастает на дереве, питающемуся корнями прошлых лет и прекрасном благодаря всем своим ветвям. Однако, последняя ветвь на сегодня – это путь к новому на базе всего (лучшего) старого. Так что, имеет смысл видимо больше пропагандировать данное учение (Христианство) и не забывать, что именно оно наиболее глубоко и полно описывает современное философское понятие человека.
Что же нового дала современная философия, в чём она продвинула христианское осмысление человека? Во-первых, идеалистическое её направление позволило более полно развить учение о человеке, который представляет собой «тройственный союз» духа, души и тела. При этом, главенствующими компонентами определяются дух и душа. Материалистическая философия настаивает на паритете души и тела, но духу отводится некая «сказочная» роль, хотя и не отвергается его наличие. Современное естествознание позволило определить более полно наличие в организме человека органов и энергий, которые подчёркивают объективную возможность, значимость и огромное влияние души (психики) и Духа (ноосферы Земли) на тело человека, и в то же время немаловажную роль оно отводит и телу-носителю и хранителю души. Таким образом, укрепляя эти положения всем опытом работы психологов и психоаналитиков, можно сказать, что человек обладает этими тремя важными, неотделимыми от понятия человека, свойствами (наличием и взаимовлиянием трёх компонент) и они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Во-вторых, справедливым является и то утверждение современной философии, что развитие человека как вида живых организмов, привело к тому, что душа стала как бы более самостоятельной и тяготеет более к общению с Духом, но при этом человек становится менее защищённым от воздействий окружающей среды. Последнее происходит из-за потери инстинкта (низшей формы интуиции), который хорошо развит у животных. Однако, если и есть «опасность оторваться от животного мира», то она компенсируется более высоким развитием интеллекта, позволяющим человеку стать независимым от условий окружающей среды.
Не вдаваясь в анализ пути развития понятия о человеке, всё-таки, можно сказать, что сложившееся представление вполне гармонично по своей сути и даёт надежду каждому человеку как на самопознание, так и на познание Мира и существование человека в нём.
Если отнести к философскому осмыслению понятия человека основные положения духовных учений, таких, например, как индуистские школы (различные виды Йоги) или современное учение Юнивер («Искусство стать и быть человеком»), то можно отметить следующее общее положение. Все учения утверждают, что человек – дитя Земли и Космоса. И даже более того, что человек – дитя прежде всего Космоса, а потому он должен научиться слышать голос Космоса и следовать его советам, чтобы сделать более совершенным и себя самого, и существующий Мир.
С позиций Космического Разума сущностью человека сегодня можно и нужно считать его способность к самопознанию и самосовершенствованию. При этом самосовершенствование каждой личности возможно только при приоритетных акцентах развития нравственно-этической стороны человеческого сознания и самосознания. Только это преимущество позволит человеку сохранить и впредь главенствующее место в иерархии всех живых существ (систем) на Земле и занять достойное место в Иерархии живых систем в Космосе в целом.
1.1.2. Сущность человека
В истории человечества претерпевали изменения как само понятие человека, так и его частные аспекты, как-то: сущность, личность, характерные признаки, индивидуальность, самость и т. д. Рассмотрим, как менялось представление о сущности.
Так, Ветхий Завет, античность, Христианство определяют сущность человека в его разуме, познавательную способность и склонность к образованию политической общности. Человек представляется как бы двумя сторонами: он и подобие Бога и творение демонических земных сил. При этом в Христианстве не умалчивается то истинное значение тела человека, которое отнюдь не творение демонических злых сил, сулящих смертность, грехопадение, болезни и страстные устремления. Главное – это созданная система, способная адаптироваться практически ко всем условиям среды для возможного проживания (существования, рождения, развития, размножения) в любом уголке Земли. И необходимо подчеркнуть, что процесс творения человеческого «тела» ещё не завершён. Более того, можно предположить, что на самом деле «тело» человека ещё далеко не достигло той степени совершенства, которая позволила бы надеяться человеку считаться не только сыном Земли, но и сыном Неба (Космоса).
Хотя человек внешне практически ничем как будто не отличается от кроманьонца или иного древнего и не столь отдалённого предка, он, тем не менее, по своим возможностям и скрытым изменениям не сравним с древними «сородичами». Скрытые изменения человеческого «тела», в которое входят множество органов – сложнейших подсистем жизнеобеспечения главной системы – человека в целом, ещё не изучены и требуют дальнейшего осмысления. Среди явных признаков изменения общепризнанными считаются хорошее и качественное изменение кисти рук, вес головного мозга, чувствительность и даже сверхчувствительность восприятия Мира по сравнению с предками (например, дети «индиго» и подобные им). Очевидно, есть и иные, менее бросающиеся в глаза изменения.
Все изменения человеческого «тела» производятся при воздействии и при помощи окружающих условий существования и потому могут быть в разной степени выражены у представителей различных регионов Земли. Однако, следует подчеркнуть, что эти изменения могут носить не только позитивный, но и негативный характер сегодня, что в большей степени объясняется глубокими изменениями экологической и психологической обстановки в мире. Кроме того, врачи, психологи и анатомы не отрицают тот факт, что внутренние и внешние органы под влиянием окружающей среды проживания сначала изменяют свои функции, а затем и форму своего существования. Правда, подобные наблюдения не всегда связаны с радостными событиями, например, с трагедиями на химических и ядерных (атомных) предприятиях и подобных им. Испорченная экологическая обстановка планеты позволяет говорить о наличии новых и увеличении случаев возникновения старых заболеваний различных органов. Человек выживает и в этих условиях, однако, часто это сопряжено с изменениями его «тела», которые начинают носить негативный и даже генный характер, то есть, передаваться по наследству.
В рамках обозначенной проблемы – раскрытия понятия «сущность человека» хотелось бы отметить и фактор сохранения баланса всех сил природы, где человек – не единственное живое существо. И если человек хочет не только выжить, но и совершенствовать свою сущность, как существо разумное, то он должен постоянно заботиться как об экологии окружающей среды, так и об экологии собственной души.
Ещё в XVIII веке отмечалась такая сущностная характеристика человека: человек – сверхчувственная разумная сущность. Отсюда получили развитие идеалы гуманизма, разговоры о правах человека. Тогда же было отмечено, что все люди обладают идеальной физически-душевно-духовной способностью к совершенствованию.
Сегодня философия определяет сущность человека в том, что он отличает ценностное от целесообразного, полезного, приятного. Способность «схватить» суть дела с помощью понятий и отобразить её наглядными средствами искусства, так же как и свойство наделения смыслом личностей, предметов, явлений, – всё это является прерогативой личности. Вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида.
Сущность человека и его место в Мире исследует философская антропология. Казалось бы, всё хорошо и ясно. Однако, почему так плохо обустроен наш мир на Земле? Почему человек, отмеченный как высокодуховная разумная сущность, рождается, живёт и умирает в муках в основной массе своей? Видимо, одних философских суждений мало, да они, быть может, не полны и быстро устаревают, не доходя до большинства населения планеты. Вот эта оторванность человека от философского познания, отсутствие уважения к данной науке и стремления её познать – одна из существенных причин озлобления, непонимания и даже деградации человеческой личности.
Если ранее пробел в философских знаниях академического или иного типа заменяла религия, Учение о Вере и необходимость и потребность следования их Заветам, то сегодня этого нет. Но и замены этой нравственной «помощницы» философии тоже нет. В то же время сложившаяся обстановка на Земле вообще и в нашей стране в частности вопиет о необходимости разработки новой идеологической платформы в осмыслении сущности человека, Цели его существования и путей достижения этой Цели.
Никакие другие меры не дадут результатов, если в душе человеческой не будет воздвигнут алтарь для служения высшим идеалам гуманизма, а это трудная и кропотливая работа. А ведь ещё древние философы писали об этом, например, Лунь юй:
«Прекрасно там, где пребывает милосердие.
Разве достигнуть мудрости,
Если не жить в его краях?!»
А в древних трактатах Эпикура читаем:
«Пусть никто в молодости не откладывает занятие философией, а в старости не устаёт заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».
Быть может стоит призадуматься над мнениями мудрецов, идеи которых в виду их абсолютной истинности не стареют. Декарт утверждал: «Я мыслю – значит я существую!».
Только человек, умеющий и желающий мыслить, пытающийся понять, «что он такое» и «каков Мир», где он живёт, может считаться личностью, хотя, быть может, это определение и не сразу созрело в умах исследователей. Посмотрим, как трактовалось оно ранее, и что нового привнёс в него век двадцатый.
Примечание Проводника 2017 год:
Следует с удовлетворением заметить, что ситуация в духовно-нравственной и культурно исторической сферах в нашей стране стала, хотя и не быстро, меняться в положительную сторону.
1.1.3. Личность, как конкретная реализация человеческого природного потенциала
Окружающий человека мир готов оценить личность как некое яркое индивидуальное целостное явление. Однако, хотелось бы определить возможность его возникновения.
В появлении личности и её проявлении имеют место много причин, факторов, случайностей. Главными составляющими, определяющими возможность проявления личности, является человек (во всей полноте физико-психологических характеристик) и общество. Оставив на время рассмотрение второй составляющей, попробуем разобраться с первой: что даётся человеку от природы и как он может использовать весь свой природный потенциал в части, касающейся границ его свободы, воли и желания.
Итак, человек рождён. Рождённый человек с определёнными (генетическими и, быть может, иными) задатками в различных условиях (семьи, быта, национальных традиций, материально-этических и правовых ценностных характеристик, бытующих в обществе, и уровня экономического развития государства и пр.) пройдёт определённый путь развития или нераскрытия имеющихся предрасположенностей. Последние трактуются современной философией как природный дар, и от человека не зависит ни объем, ни глубина, ни знание о наличии подобных свойств. При этом часть способностей (свойств) – суть результат эволюционного развития всей живой природы, часть – результат исторического развития человечества. Кроме этих задатков, теперь это уже ясно, имеются и иные, которые позволяют человеку взглянуть на себя как бы со стороны, как на постороннего, чтобы оценить имеющиеся возможности и наметить цель жизни или, другими словами, пути самореализации.
Вот об этих свойствах, способностях человека к самопознанию становится всё более и более известно в наше время (последние два века). Всё, что касалось этой стороны личности, в прошлом безоговорочно приписывалось «искре Божьей» и только ей. Нельзя сказать, правы были в полной мере или нет философы прошлого, но вот мнение современной науки может нам кое-что подсказать. При этом мы говорим о науке в широком смысле слова (и история, и физика, и психология и психоанализ, и математика и теория развития сложных систем, и духовные учения и т.д.).
Душа человеческая – это то главное, что отличает человека от животного и способствует его саморазвитию не путём (пусть даже целенаправленного) отбора черт личности природой, окружением, обществом, т.е. не путём эволюции, а путём осознания себя, самооценки, определения самим человеком собственной шкалы ценностей и установления приоритетов тех или иных задатков. Кроме того, человеческую личность от животной особи отличает не только разум, но и целеустремлённость и воля, доходящая до самоотречения (в отдельных трагических или экстремальных случаях). В этом смысле любой человек выступает как скульптор, ваяющий душу свою по своему целевому и волевому устремлению. Влияние окружения тем более сильно по отношению к данному индивидууму, чем он менее психологически и нравственно защищён. Вот почему из всех качеств, дарованных человеку, целеустремлённость и воля в деле определения и сохранения целостности выработанной шкалы ценностей являются основными.
Говорят философы, что добродетель – это и есть волевое устремление человека ко благу. Причём, не разделяется в данном определении благо своё личное и благо окружающих людей. И то, и иное – суть благо, и стремление к нему – суть добродетель.
Заметим, что понятие «благо» наполняется разным содержанием различными людьми в силу указанных ранее причин (внутренних и внешних предпосылок). Однако ясно, что всегда должны быть взаимосвязаны и взаимополезны содержательные аспекты блага личного и блага общественного с приоритетом личного. Здесь нет речи об эгоизме (хотя, «здоровый» эгоизм – тоже бывает благом). Смысл данного утверждения в защите целостности и чистоты души каждой личности. Только в таких условиях невозможно раздвоение личности, двойная мораль, разочарование и саморазрушение.
Теперь ещё немного об «искре Божьей». Говорят, что дарованием (талантом) отмечены люди, которые сумели мобилизовать себя, да и условия окружения этому способствовали, когда ярко проявление в жизни отдельных предрасположенностей. То есть и философия, и психология говорят о главенствующей роли человека в деле становления его как личности вообще, так и одарённой личности в частности.
Особо одарённых людей называют гениями. За ними следуют, ими восхищаются, их боятся, им завидуют, их гонят и отвергают, но… они (гении) и причина их рождения остаются прекрасной загадкой. Ясно одно, что гении в любой области знаний, искусства, вообще культурной жизни общества – это маяки, освещающие путь человечеству. Независимо от того, признаны они или нет их окружением, гении несут на себе тяжелейшую миссию указания пути развития истинных человеческих ценностей и перспектив эволюции человеческого вида на нашей планете.
Гениев мало, но даровитых людей могло бы быть и более. Многое в нашей жизни не способствует их становлению и развитию: ни школа воспитания и образования, ни экономический потенциал общества, ни духовно-нравственная обстановка. А ведь человеческая личность в цивилизованном обществе признается единственной ценностью и на неё должно быть нацелено развитие всех структур государства. Но предположим, что обстановка вокруг допускает развитие человека как личности, способствует разработке его предрасположенностей. Что тогда, каков должен быть путь человека к своей самореализации?
Справедливо утверждение, что Жизнь – лучшая Школа, но кто Учителя и Наставники в нашей жизни, подсказывающие ещё юному человеку с чего начать и как действовать? Конечно, первой ступенью Школы является семья, а родители – первые учителя. Именно они закладывают своим примером: поведением, отношением друг к другу, к работе, к другим людям, делами и поступками – духовно-нравственную базу. Далее, после или вместе с родителями (или, быть может, против родителей), подключаются учителя «второй ступени», третьей и т. д.
Школа, училище, ВУЗ, рабочий коллектив, производство, самодеятельные общества, государственные и политические структуры. «Давление» на человека (влияние на психику) производится не только в личностных отношениях, но и путём воздействия средств информации и пропаганды главенствующих идей в обществе (телевидения, радио, печати, театра, кино и т.д.).
Примечание Проводника 2017 год:
В настоящее время представляет угрозу личности и такое средство информации как интернет, который, с одной стороны, даёт много полезного для повседневной жизни, но достаточно не избирателен в сфере духовно-нравственного и культурного воспитания человека.
К тому времени, когда на человека обрушивается этот основной поток идей и эмоций, к сожалению, наш человек бывает плохо подготовлен в своём большинстве. И в данном случае он сохранит себя как личность, если база, заложенная на первых ступенях Школы Жизни, была основательна, а стремление её сохранить и постоянное умение и желание «всё понять и узнать» было отработано. В противном случае личность может быть вначале заторможена (инфантильна) или испугана, а затем начнётся её постепенная деградация. Из умения и желания жить и быть человеком останется лишь целеустремлённое желание выжить (может быть, и любой ценой) и полнейшее равнодушие (вплоть до жестокости) ко всем и ко всему.
Теперь наблюдаемая тенденция падения нравственно-духовного потенциала общества может быть оценена не только уровнем преступности, но в большей мере уровнем инфантильности в политическом и нравственном плане и числом «несложившихся» судеб. Падение деторождения, смертность, испорченная экологическая обстановка – печальные следствия этой болезни общества. Ликвидация её возможна лишь на путях духовного возрождения общества, которому способствует духовное возрождение каждого мыслящего члена общества. На эту трудную и кропотливую работу поэтому и должны быть направлены все усилия общества, которое хочет по праву называть себя демократическим.
1.1.4. Личность и общество
Человек – явление социальное. Он не может жить и развиваться без общества себе подобных. Отношения между отдельным человеком и обществом всегда имеют две стороны: положительную и отрицательную, как для отдельной личности, так и для человеческого сообщества. Сделать диалектическую связь человека и общества прогрессивной – идеал развития человеческой цивилизации.
С развитием самого человеческого общества и отдельной личности их взаимоотношения усложнились и нуждаются в научном осмыслении. Этим проблемам посвящают свои изыскания и выводы многие разделы науки (в широком смысле слова), основными из которых можно назвать в рамках настоящего исследования лишь три дисциплины: социология, психология, психоанализ.
Первая (социология) более направлена на изучение законов развития общества и способствует выработке предложений по управлению государством во всех областях жизнедеятельности. Последняя (психоанализ) из дисциплин нацелена преимущественно на рассмотрение и предотвращение конфликтов между отдельными лицами, личностью и обществом, недовольства человека самим собой, которые дают уже болезненные следствия в виде разлада души, невозможности нормального функционирования человека как целостной системы. Психология занимает центральное место в осмыслении процессов мышления (об этом ранее в книге «О методах познания») отдельного индивидуума и общества, взаимоотношения индивидуального и общественного сознания, а также самосознания отдельных людей. Она является опорой и социологии, и психоанализа, сохраняя при этом и своё самостоятельное значение.
Остановимся на проблеме взаимоотношения человека и общества с позиций всех трёх наук в целом.
В мире людей господствуют законы, которые они сами вырабатывают в ходе своего исторического развития. Взаимодействие личности и общества таково, что личность (в идеале) должна стоять в центре внимания, а жизнь общества по выработанным законам должна способствовать самореализации каждой личности. Всегда и во всём личность является более активным началом по сути, более психологически и физиологически подвижна, реактивна, нежели группа людей и общество в целом. Исследуя суть бытия и своё пребывание в нём, человек проверяет на себе действительное соответствие выработанных ранее законов своему ощущению свободы внешней и внутренней, возможности достигать те или иные поставленные им цели. И, если этого соответствия нет, то человек, пассивно или активно, но выражает неудовлетворение этим положением.
Если неудовлетворённость превалирует у большинства членов общества, то вполне справедливо задуматься над изменением существующих порядков, законов, норм, социальных принципов бытия. Однако, количество недовольных – это «дискуссионный вопрос». Очевидно, с развитием общества, его материальной, правовой и этической базы, будут созданы в далёкой перспективе возможности исправления существующих порядков и для небольшой группы и даже одного «недовольного», т.е. неудовлетворённого человека, но пока практика жизни и существующая база на данном этапе исторического развития человечества не позволяет решить проблему в полном объёме, а частичное её разрешение возможно (и это на сегодня справедливо) лишь с ориентацией на большинство или значительную (!) часть населения той или иной страны.
Установление гуманистических (нацеленных на человека) законов в обществе идёт путём их преломления как в государстве в целом, так и (внутри его) среди членов отдельных сообществ. Таким образом, накопление законодательного и нравственного опыта даёт базу для улучшения реализации прав человека в государстве в целом, а значит, и на Земле.
Психология и психоанализ определяют психическую жизнь человека, как организацию, имеющую определённое строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.
Основные компоненты личности включают направленность, возможности и способности, характер. При этом, под направленностью понимают избирательное отношение человека к действительности (систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок). В этом смысле доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
Возможности и способности личности определяют успех её деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом (поэт может быть и композитором, и художником в той или иной степени и т.п.). Однако, как правило, наиболее развитая из способностей определяет талант человека в той или иной области.
Третий компонент, характер, это по существу стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Характер – это не вся личность, но это сложная система её свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических способностей, проявляющихся в темпераменте (например, холерик, сангвиник, флегматик и т.д.). В чистом виде различного рода темперамент встречается редко, что говорит о целостности системы качеств и её наивысшей формы структуризации.
С позиций Космического Разума, характер – это симбиотическая и синергетическая система, которая развивается путём бифуркационных воздействий на неё как внутреннего, так и внешнего плана. Однако, воля позволяет придать приоритет какому-либо из планов управления. Тогда и можно говорить о целенаправленном развитии своего характера или о случайном его формировании в зависимости от того, какое преимущество внутреннего или внешнего планов соответственно превалирует.
И, наконец, четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет «система управления» (внутренний администратор-распорядитель), которую обычно обозначают понятием «Я».
«Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Так как самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленной разумной жизни и деятельности личности, его необходимо рассматривать в деталях. Нужно строить государственную систему управления общества таким образом, чтобы самоуправление могло осуществляться в должной мере, без патологии (психических расстройств) и направление его было бы таковым, чтобы, не разрушая личности, вести её к утверждению в ней нравственно-этической шкалы ценностей, признанной и охраняемой государством. Последняя установка не случайна, ибо она определяет психические процессы внутри личности, обеспечивая или не обеспечивая ей комфортное состояние и возможность самореализации. Психические процессы – суть динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений, которые способствуют связи личности с действительностью.
Итак, структура психической жизни личности сложна, многогранна и динамична. Все её компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. С развитием личности происходят и изменения в её структуре. Вместе с тем структура каждой личности относительно устойчива. Она содержит типические для индивида системы свойств, характеризующих его как человека, от которого можно ожидать в тех или иных ситуациях жизни вполне определённых поступков. Таким образом, каждый человек есть единство устойчивого и изменчивого, и только такая организация позволяет человеку быть самим собой, проявлять гибкость и вести образ жизни адекватный условиям.
Необходимо подчеркнуть важную особенность, что способность к самоуправлению изменяется с возрастом и в связи с психологическими изменениями личности. Самый высокий уровень самоуправления достигается в зрелом возрасте, когда знания уже апробированы жизнью, а сама личность достигла наивысшего уровня развития всех сил и способностей и испытана во всех отношениях. Конечно, и возраст зрелости и наивысший уровень сил и способностей индивидуальны и в то же время они зависят от условий жизни и школы воспитания.
Если говорить о воине (в широком смысле слова), то его способность к саморегуляции и адаптации к обстановке должна, быть может, превышать подобные качества у людей-невоинов. Поэтому требования к воспитанию молодых людей – будущих воинов растут. Они усугубляются ещё и тем, что высок уровень развития техники (сложности в эксплуатации и управления ею), а также тем, что политические взаимоотношения государств стали наиболее изощрёнными и плохо предсказуемыми. Поэтому необходимо сочетание как традиционных, так и нетрадиционных методов воспитания, которые бы в совокупности позволили бы воспитывать до наступления совершеннолетия личностей, стремящихся к самосовершенствованию и познанию практических навыков саморегуляции. Тогда в любой обстановке (и в мирной гражданской жизни, и в воинском коллективе) человек будет способен сохранить себя как личность и в то же время самореализоваться, т.е. достичь поставленной благоприятной для себя и общества цели жизни.
1.1.5. Особенности раскрытия личности в системе военно-общественных отношений и условий жизнедеятельности
Где бы ни трудился и ни жил человек, он всегда при должном и целенаправленном воздействии на себя самое и на окружающих его людей проявит себя как личность. Хотелось бы, конечно, чтобы это проявление носило позитивный характер, как для самого человека, так и для человеческого сообщества, т.е. того непосредственного коллектива, в котором он «волею судеб» должен пребывать.
Так или иначе, для самореализации личности важны, прежде всего, ощущение внутренней свободы и возможность (материальная, законно-правовая, нравственная и этическая) достичь намеченной для себя цели. Таким образом, коллектив военнослужащих ничем не отличается от любого другого коллектива в том смысле, что задачи согласования личных и общественных интересов должны быть взаимосвязаны и решаться совместно. Отличие же коллективов друг от друга состоит, в основном, в цели их деятельности.
Воинский коллектив существенно отличается от иных тем, что наряду со сложностями самих профессиональных задач и целей действия членов воинского коллектива в большей степени ограничены в правах и возможностях. Причём, ограничения эти непостоянны, они изменяются в зависимости от военно-политической обстановки в мире (степени опасности, угрозы и, отсюда, необходимой степени боеготовности), а также от уровня гуманизации действующих законов государства, на охрану которого поставлен данный воинский коллектив.
Итак, есть общие и специфические проблемы, которые требуется рассматривать и разрешать при создании воинских коллективов. Однако, беды и неустройства общественной жизни воинского коллектива – это беды и неустройства всего человеческого общества даже не одного государства. Таким образом, имеет смысл рассмотреть проблемы общества в целом на современном этапе его развития, а затем несколько специфицировать их для вопросов воспитания воина, как члена воинского коллектива.
Технический прогресс, уровень современной цивилизации разрывают органическую связь человека с природой, ввергает его в холодно-металлическую среду, в которой без теплоты живого мира, человек всё более теряет свою духовность.
В современной цивилизации нарушаются не только органические связи человека с природой, но и между самими людьми, всё более разрушается духовная структура человечества. Необходимо коренным образом изменить расстановку акцентов в шкале ценностей для человека, осознать первичность духовной составляющей людей, ибо она, и только она, создаёт человеческую структуру, материальная же, поставленная во главу угла, разрушает её.
С ростом могущества техники, массовой демократизации культуры происходит подавление личности обществом. Личность растворяется в социальном коллективе, отрицается личное сознание, личная совесть, личное суждение.
Необходимо защитить личность от грозящей ей гибели, соединить личность с другими в общении, в общности, в которой личность не уничтожается, а развивается, осуществляя полноту своей жизни.
Возникновение нравственного чувства по мнению философа-космиста И.А.Умова явилось следствием упорядоченности живого вещества. Совесть рождается как некий высший уровень стройности и становится мощным орудием эволюции: организует психику, упорядочивает хаотические душевные вихри, отсекает грех и зло.
Русский философ, один из основателей философии русского космизма Н. Ф. Фёдоров писал, что «человеческая личность – высшая ценность» и призывал «чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности, которая должна быть развита до своего совершенства у всех без изъятия всеобщим и личным творчеством и трудом».
Действительный рост, эволюция человека заключается в развитии ума, чувства и воли. «Идеал творческой деятельности человека – сознательное управление эволюцией, творчество самой жизни, „органический процесс“ – это и есть расширение интеллекта за счёт разбуженных и развитых ресурсов интуиции», – писал философ-космист Н. Ф. Фёдоров.
Развитие и становление личности связано с формированием «творческой морали». По определению Н. Бердяева «творческая мораль есть мораль призвания, она утверждает нравственный смысл призвания». «Моральная задача каждого – неповторима индивидуальна. И потому задача моральной оценки есть задача интуитивного вникновения в тайну индивидуальности, а не количественной моральной механики». В «творческой морали» личное переживается как мировое и мировое как личное.
Чем выше поднимаешься по ступеням духовного роста, тем яснее становится кристальная чистота истины: всё в Мире является частью бесконечной гармонии Мира. Мир нужно искать внутри: тот, кто не найдёт его там, тот его не найдёт никогда. Вне нас нет мира, он в нашей собственной душе. Мы можем идти разными путями, чтобы найти его. В той мере, как мы будем согласовывать наши телесные наслаждения и страсти с заповедями нашего духа, высшие формы счастья и мира будут наполнять нашу жизнь.
Итак, вывод один, для того, чтобы быть членом человеческого сообщества необходимо строить гармоничный внутренний мир и делать всё возможное для создания гармонии вокруг. Но что может и должен делать воин? Каковы специфические требования, предъявляемые к его личности?
Воин в широком и самом высшем смысле этого слова – человек, обладающий помимо всех необходимых любому члену общества духовно-нравственных и этических качеств, наивысшей профессиональной подготовкой, быстротой реакции, смелостью и решимостью в достижении поставленной перед ним командиром (государством) цели и способный к тому же не пожалеть «за друга живота своего». Готовность пожертвовать своей жизнью свойственна человеку, но у воина она становится профессиональным качеством. И хотя, конечно, хороший командир всегда старается поставить и решать боевую задачу с наименьшим количеством потерь, но война без жертв не бывает. В этом её трагическая неизбежность.
Когда говорят о необходимости предотвращения войн, то имеют в виду, прежде всего, предотвращение гибели людей, самых молодых, здоровых, хорошо обученных, прекрасных по душевным качествам и которые могли бы потратить свою жизнь и силы на достижение более высоких и нужных человечеству целей. Однако, условия в мире не позволяют пока создать обстановку дружелюбия и отказа от насильственного разрешения государственных, политических, идеологических, социологических и иных проблем.
Если война не неизбежна, но возможна, моральный дух в армии даже в повседневной жизни должен быть настолько высок, чтобы готовность выполнить боевую задачу была наивысшей, а любовь к Родине, глубинное понимание неизбежности жертв во славу её было настолько сильно, чтобы смерть не устрашала, а воинская дисциплина не угнетала бы душу воина.
При такой нравственно-этической подготовке родные «три берёзы при жизни никому нельзя отдать» (как пишет фронтовик и поэт К. Симонов). И никакие смены настроений в обществе, смены политических умозаключений власть имущих не смогут поколебать душу воина, его готовность отстоять свой народ, его независимость и свободу.
Современный молодой человек, не знающий войны, но бесконечно любящий свою Родину, наверное, поддержит мысль поэта.
Державы верные сыны
Не думая о том, кто нынче сверху правит
И кто заморскою отравой душу травит,
А думая о том, чтоб сердце не угасло
Страны Родной, что и в беде прекрасно,
Держать устои те, что предки заложили
И через беды все потомкам сохранили.
Всю душу на алтарь спасения страны
Отдать должны Державы верные сыны.
И, наверное, не надо спорить, какие методы (традиционные или нетрадиционные) для воспитания воинов сегодня лучше, необходимо использовать их все в добром сочетании для того, чтобы взрастить воинов (от солдата до офицера и генерала), про которых захочется сказать: «Вот это Державы верные сыны».
Мы всегда должны помнить и понимать тяготы воинской службы. Её неустроенность, монотонность, ограниченность приятных впечатлений – всё это создаёт напряжённое состояние у воинов любых рангов. Вот почему умелое руководство собою (саморегулирование) воинов для снятия психологической усталости, разрядки и отдыха должны стать в один ряд с другими необходимыми для них профессиональными качествами. Кроме того, воспитание в себе терпимости и понимания необходимости некоторого самоограничения ради высокой цели – служения Родине, также необходимы. То и другое как раз и достигается использованием нетрадиционных методов нравственно-этической коррекции личности, которые ныне разрабатываются и внедряются в нашей стране.
Эти методы нуждаются в осмыслении и приятии их, а потому необходима соответствующая пропагандистская работа средств массовой информации и профессиональная подготовка кадров преподавателей, владеющих этими методами. Что касается средств агитации и пропаганды, то не мешало бы и им почаще пропускать в эфир тематику и произведения, в которых звучат не теряющие своей прелести и высоты слова: Родина, Отчизна, Держава. Это во многом способствовало бы улучшению взаимопонимания в обществе в целом и отношению к армии, как к своему истинному другу и защитнику.
Сделаем общие выводы:
1. Понятие о том что есть человек, его сущность, его положение в обществе и мире не является догматическим. Оно корректируется и наполняется новым содержанием в соответствии с развитием человеческого индивидуума, его самости, его среды обитания и более углублённым взаимодействием с Космосом.
2. Человек существо сложное, противоречивое, развивающееся диалектически и непрерывно в сторону раскрытия всё новых «сверхчувственных» способностей.
3. Современные условия жизни, её темп, насыщенность стрессовыми ситуациями, сложностями организации производственных и бытовых процессов требуют определённой подготовки человека к самостоятельной и саморегулирующейся адаптации к быстро меняющейся обстановке.
4. Наличие традиционных методов воспитания не снижает потребности поиска новых резервов в деле психофизической закалки современного человека. Взятые в сочетании традиционные и нетрадиционные методы могут способствовать целенаправленному развитию личности.
5. Специфика военно-общественных отношений ещё более остро ставит проблему формирования личности воина путём освоения в процессе его подготовки и обучения нетрадиционных методов психофизического и нравственно-этического воспитания.
Примечание Проводника 2016 год:
Жизнь меняется очень быстро и её изменения затрагивают все аспекты существования человека в обществе и Мире. Появляются новые технические и психологические методики воздействия на человека, его мировоззрение и мировосприятие. В этих условиях существует реальная угроза разрушения цельности и структуры человеческой личности. Есть и опасности прямой физической угрозы уничтожения человека, целых обществ и даже стран (здесь не только СМИ, но и различные тяжкие заболевания, наркомания и онкология, ВИЧ-инфекция и пр.), что порождено в том числе и отсутствием целенаправленного нравственно-этического, правового и санитарно-гигиенического воспитания подрастающего поколения.
Накладывают отпечаток на формирование личности и политические, и национально-этнические, и религиозные разногласия в мире. Всё это, вместе взятое, несколько омрачает перспективу не только гармоничного развития личности, но и самого существования человеческой цивилизации. Остаётся надеяться, что человечество с Божией помощью одумается и начнёт исправлять «перекосы» своего бытия.
Примечание Проводника 2017 год:
Анализируя прежние представления о личности человека, с позиции сегодняшнего дня отметим следующее:
1. Качество личности человека и степень её развития можно оценивать лишь по степени приближения её к Личности Иисуса Христа (см. книгу Яноса Христоса «Вера Церкви»). Православная традиция состоит в том, что каждый человек ценен и нужен Богу и может становиться лучше, набираясь знаний о Мире и духовного опыта, но истинной личностью может считаться лишь Сам Господь Иисус Христос.
2. Необходимо каждому по силам и возможностям постараться гармонично сочетать как своё стремление к самосовершенствованию, так и укрепление общественного блага, развитие страны и мира в целом.
3. В идеале было бы хорошо стремиться к взаимному уважительному отношению человека и общества, к гармоничному сочетанию интересов и нужд как общества в целом, так и отдельного человека, что дало бы наибольший эффект самореализации каждого индивидуума и привело бы к расцвету общества. Очевидно, если это станет национальной идеей развития общества, то это будет благом для всех!
1.2. Некоторые представления о контактёрах и системе их подготовки. Единое Информационное Поле
8.08.2001
Все люди, в той или иной мере, являются «контактёрами». Это говорится в прямом или переносном смысле о каждом человеке: он живёт в Мире, обществе, стране, районе, городе, семье, он окружён людьми и Природой, с которыми он взаимодействует или, иначе говоря, вступает в энергоинформационный контакт. Сила и эффект этих контактов различны равно как различен и эффект от них для жизни каждого конкретного человека.
Многообразие взаимодействий человека с его окружением (далёким и близким) реализуется посредством сенсорного восприятия через известные органы чувств, а также экстрасенсорно (т.е. сверхчувственно). Условно можно сказать, что любой вид чувственного восприятия Мира, Природы, людей, т.е. всего живого, есть приём и обработка сигналов или энергоинформационных воздействий окружающей среды обитания на человека, причём в определённом диапазоне его возможностей.
Сверхчувственное или экстрасенсорное восприятие отличается от обычных (известных, «средних», доступных) возможностей человека тем, что он может воспринимать сигналы, идущие от окружающего Мира, в более широком диапазоне и/или обладающие меньшей мощностью (силой) подобных сигналов. Человек, образно говоря, может слышать весь Мир, но реагировать лишь на избранное множество потребных для его жизнедеятельности и биологического существования сигналов.
Однако для развития человека, как особи, индивидуума и тем более личности, в человеческом организме «зашиты» дополнительные возможности к развитию и совершенствованию своих способностей. Раскрытие и развитие подобных «творческих» способностей на физическом уровне можно трактовать как расширение диапазона возможностей восприятия различных сигналов окружающего Мира.
Заметим, что не случайно слово «творческие» взято в кавычки. Творческими они названы в большей степени потому, что они закладываются, правильно развиваются Творцом всего сущего, Им определяется место, время и потребность раскрытия этих способностей для каждого человека. Возможности раскрытия их человеком (в самом себе или в других) сводятся к активному «поиску» и далее – возможному познанию самого Творца, и далее, если на то будет Его Воля, при Его руководстве и поддержке – восхождение по Лестнице совершенствования «творческих» способностей. Данный процесс, сопровождаемый усердием, терпением, смирением и главное любовью и доверием Творцу всего и вся, делает человека участником преобразования Мира, т.е. со-творцом или творческим человеком.
Таким образом, каждый человек в поисках лучшего себя должен обращаться к Высшим Иерархам Космоса. И, если на то будет Воля Божья, состоится тот долгожданный творческий диалог человека с Творцом, «дуэт Чуда и Изобретателя», при котором становится возможным для познания всё и вся.
Каждый человек, в той или иной мере, вносит вклад в Копилку Знаний всего человечества. Библиотека таких Знаний и доступ к ней в Руках Всевышнего. Хранение знаний осуществляется в различным образом закодированных символах, доступ к ним так же ограничен и сложен. Это Хранилище Знаний или Библиотеку Космического Разума Творец открывает избранным, тем, кто готов принять, переработать и передать необходимую информацию человечеству.
Особые свойства Единого Информационного Поля (ЕИП) Знаний, составляющих Библиотеку Космического Разума, не позволяют в полной мере «раскрыть секрет» обретения, упаковки информации, доступа к различного рода «хранилищам». Однако, настало время пролить кое-какой свет на эти и иные вопросы, связанные с обращением к ЕИП и работе с ним контактёров различного уровня.
Автор благодарен Всевышнему за доверие и раскрытие некоторых тайн творческого диалога, данных в Откровении, и преподносит их читателю без изменений и дополнений.
1.2.1. Работа контактёра
22.09.93
Биопсиполе Вселенной «складывается» из биопсиполей всего живого и сущего в Космосе. Если говорить о Земле, то она имеет своё биопсиполе, которое суть элементарная сумма биопсиполей всех живых организмов Земли.
Для каждого человека условно можно говорить о его личном атрибуте – биопсиполе, которое действительно способно управлять внутренними и внешними функциями организма человека. Если бы биопсиполе было истинным атрибутом лишь одного человека, то не возникало бы прогрессивного движения человечества. Был бы в течение жизни субъекта (если бы он хотел и мог) непрерывный рост его физических и интеллектуальных возможностей, которые были бы забыты после его физической (биологической точнее) жизни. Именно возможность отражения в биопсиполе всего накопленного данным человеком, всем человечеством опыта и навыков всех видов деятельности позволяет передать потомкам в готовом виде рецепты прогрессивного развития: отправную точку развития, опыт ошибок (недостатки) и пути поиска новых достижений.
Таким образом биопсиполе существует внутри и вне человека независимо от его желания, продолжительности жизни и его личных творческих способностей. Оно было, есть и будет объективной реальностью, воздействие которой на организм человека возможно отчасти регулировать самим человеческим мозгом.
Условные границы, детерминирующие функции мозга и определяемые его частями: бессознательное, подсознание, сознание, самосознание – необходимы для исследования возможностей человека в различных областях знаний и прежде всего в медицине и психологии. Однако, они далеко не исчерпывают истинные возможности и детерминированность функций и способностей организма, как это возможно кажется абсолютно верным сегодня. Ещё немало слоёв переходных между открытыми ныне и идущих вверх и вниз, т.е. человеческий мозг не просто совершенствуется и открывается нам, а ещё и является стимулирующим органом для саморазвития и самосовершенствования всего организма. Он является тончайшим инструментом, осуществляющим «наладку» и «настройку» организма каждого индивидуума, системы взаимодействия человека и Космоса.
Замечание Проводника 2004 год:
Интересные исследования русских учёных собраны в книге «Антология русского космизма». Наиболее близкими к данному разделу являются разработки А. Манеева о континуальной реальности, запечатлевающей всё и вся в Космосе. Читателю полезно ознакомиться также со сборниками ранних статей автора-Проводника: «Свет надежды», «Земля – наш общий дом» в серии книг «Полезные размышления» и др.
11.11.94
Трудности и беды нашего времени могли бы быть намного меньше, если бы каждый человек Земли осознал себя как личность, как творца своей собственной судьбы и судьбы всего человечества. Мы – дети Земли и Неба, планеты Земля: её природных условий и исторического развития человеческого сообщества, но в то же время мы – дети Космоса.
Земля – малая часть Вселенной, развивающаяся, как и вся Вселенная, по определённым Законам. Одним из этих Законов является вечное стремление к гармонии и совершенству. Хотим мы сознавать это или нет, замечаем или отмахиваемся, но факт этот существует: меняется Мир, меняется и сам человек как в течение своей собственной («малой») жизни, так и в течение жизни человеческой цивилизации (т.е. как представитель вида органо-биохимической жизни). Он меняется и внешне (что каким-то образом заметнее) и внутренне. Последнее обстоятельство наиболее важно для человеческого самопознания.
Именно способность человека к самопознанию путём осмысления своих возможностей и условий окружающей действительности способствует саморазвитию человека путём его психической саморегуляции. Это свойство человеческой особи известно с древних времён, но к его осмыслению и практическому использованию редко прибегают люди современного Мира.
16.02.95
В физических процессах организма принимают участие все виды энергии, как известные ныне человечеству, так и ещё не открытые пока, но имеющие, быть может, не меньшее значение для нормального функционирования индивида.
В процессе простого физического обмена с внешней средой имеет место преобразование одних видов известных энергий в другие под действием некого «дирижёра», функции которого заложены как в генной структуре, так и в ЕИП Космоса. И без того, и без другого (без генной информации и информационного поля Космоса) не существует «человек» и ему не позволяется жить.
Если взаимосвязь процессов жизнедеятельности организма налажена путём двустороннего обмена человека с окружающей средой, то синхронность работы «дирижёра» и монады (прообраза человека), обеспечивает здоровое психофизическое функционирование человека на долгие годы. В противном случае ресурс человека (жизненный потенциал) исчерпывается быстрее и может быть значительно снижен не только тонус, но и продолжительность самой жизни.
1.2.2. Психофизическое состояние человека
17.02.95
Психофизическое состояние человека описывается следующими характеристиками:
1) настроение (уровень эмоционального восприятия окружающего Мира);
2) ощущение комфорта (связано с состоянием нервной системы и физического здоровья);
3) стремление к цели (желание что-либо узнать, попробовать, открыть, увидеть и т. д. В целом «сильно желать чего-либо»);
4) потягивание струн души («настройка лада» в гармонии с ближайшим окружением и Мирозданием);
5) осмысление себя (желание самопознания и ощущение наличия самости);
6) осмысление окружающих (желание познать Мир во всех его сложных и многообразных взаимосвязях);
7) окружение и обстановка, как единый фон работы определённого рода.
Для работы контактёра все без исключения факторы, входящие в описание психофизического состояния, важны и весомы. Они дают покой, настрой, способность к работе (энергоинформационному обмену с Космосом). При этом стабилизация 1) и 4) факторов часто производится с помощью музыки. Но какая она должна быть?
Никакая музыка не может «сбить» психофизическое состояние, так как она является песней души человека живого и неравнодушного. Она может улучшить или снизить работоспособность только у больного, раздражённого человека (т.е. больного душой или телом), не способного адекватно воспринимать мелодическую канву произведения («о вкусах не спорят», но, конечно, есть предпочтения в гармонии звуков у людей разного возраста или разных социальных групп).
Знание гармоник эмоциональных состояний при различного рода заболеваниях позволяет определить характер музыки для конкретного человека при именно его индивидуальном состоянии и иметь лечебный эффект от прослушивания отобранных мелодий. Но при этом должны быть убраны все иные воздействующие факторы: люди, другие (посторонние) звуки, мелькание огней (ровный и спокойный свет, очень мягкий по тону способствует лечению).
Комната для прослушивания музыки при лечении должна быть не менее 20 кв. м на одного человека. Могут быть цветы, но без запаха (ибо он очень индивидуален по положительности восприятия и трудно определяем его эффект) и не ярких тонов (лучше спокойных расцветок: белые, светло-розовые и светло-сиреневые), много должно быть зелени. Могут быть и картины (пейзажи), но лучше без них. Человек должен остаться наедине с музыкой – тогда эксперимент по воздействию музыки на данного человека будет «чистым».
Заканчивая краткий экскурс в «мир музыки» для лечения и настройки, отметим тот факт, что для различных болезней необходимо выделить три возрастные группы исследуемых больных:
1) до 30 лет;
2) до 50 лет;
3) после 50 лет.
Для каждой из этих групп для лечения должна быть составлена своя фонотека и использоваться она должна в соответствии с профилем заболевания. В одну группу при лечении входят однопрофильные больные и желательно одного возраста.
Если же люди здоровы душой и телом, то любая музыка должна доставить радость (если не предвзято относиться к ней): она может нравиться или нет (дело вкуса), но не должна портить настроение (если не любо, не слушай).
При «настройке лада» количество человек в комнате может быть неограниченно, но необходимо помнить, что помещение должно быть достаточно просторным, светлым. Количество людей не должно смутить каждого слушателя. Контактёры – не зрители и слушатели в концертном зале, они представляют собой резко индивидуальные биопсихические системы большей (по сравнению с обычными людьми) энергетической ёмкости, поэтому на каждого слушателя – контактёра должно отводиться не менее 5—7 кв. м при высоте потолков не менее 3-х метров, иначе скученность и духота снизят весь эффект от музыки.
Длительность прослушивания музыки для «настройки лада» также индивидуальна, но целесообразно музыкальное сопровождение осуществлять в интервале 10—15 минут. При более длительном прослушивании контактёр либо «слишком» уходит в себя, либо «выходит» из состояния настройки (если музыка не очень импонирует его настроению).
3.10.95
Знание музыки – это знание Гармонии Мира. Это высшее знание даётся Высшим сущностям по духовно-эмоциональному развитию превосходящих наголову иных, находящихся на данном уровне иерархии систем сущностей. Все сущности разные даже на одном уровне иерархии, тем более отличается восприятие гармонии сущностей различных уровней иерархий. Попытка навязывания гармоник, личностно воспринимаемых как гармония, другим сущностям бесполезно и вредно обеим сторонам. Не тратьте силы и не расходуйте эмоции на пустой (бесполезный для иных) пересказ Истин Бытия.
1.2.3. Философия, физиология, психология в работе контактёра
13.03.95
В поисках истины человек «уходит в себя» и возвращается обновлённым. Это следует из того, что любая умственная деятельность влияет на физиологическое состояние организма. И чем выше помыслы, тем активнее происходят физиологические процессы в организме в период умственной деятельности. Порождённые умственной деятельностью процессы становятся интегральным процессом очищения организма от застойных факторов. Ими являются не только шлаки, но и лишние сгустки крови, и лимфы (в этом спасительном очищающем процессе они рассасываются и выводятся), и глубинные залежи солей, трудно растворимых при обычном режиме жизни. Этот активный процесс мышления способствует и очищению мозга и коронарных сосудов от холестериновых бляшек и других наслоений на их стенках. Происходит также освежение крови в печени и селезёнке. Умственная деятельность высокого духовного плана корректирует сердечный ритм и пульсации мозговой жидкости, необходимой для подпитки нейронов мозга.
Отклик организма на порыв к Свету столь велик, что за 10—15 минут письма человек может «омолодиться» по-настоящему, если в этот процесс он включает и мозг, и все чувства исследователя. Таким образом открытая душа, полная доверия, не может быть повреждена Космическим Разумом. Она, принимая первозданную истину, очищается, а значит и оздоравливается. В противном случае искажённая истина может и поранить человека, как при передозировке лекарств.
Чтобы избежать перегрузок организма и получать удовольствие и радость от сотворчества с Космическим Разумом необходимо помнить следующие правила и условия работы:
1. Полное доверие Покровителю (Наставнику, Учителю);
2. Полная самоотдача;
3. Эмоциональный порыв (всегда надо любить то, что делаешь);
4. Концентрирование воли;
5. Напряжение разума;
6. Внимание к себе (выключение при усталости на нисходящие обороты, выравнивание дыхания, выход из транса: постепенно, но целенаправленно);
7. Всегдашняя готовность повторить процесс общения.
Общий вывод: при исполнении правил и информация чистая, и человек здоров, иначе информация искажена, и человек не лечится и сильно устаёт.
15.03.95
Итак, контактёр – не профессия, а призвание души. Нельзя этому делу (приёму космической информации) научить всякого: только целеустремлённым даётся такая возможность.
Способ вывода человека в режим общения с Единым Информационным Полем Космоса состоит в приведении его в трансмедитативное состояние и открытии каналов связи «бессознательного» и «сознательного» с полным отсутствием контроля Разума Космоса рассудком человека. «Цербер» спит – дело идёт. «Цербером» в данной ситуации является рассудок человека, чья активная деятельность модулирует информационные потоки, протекающие в обоих направлениях: во-первых, искажается информация из Космоса, идущая через сознание в подсознание, а, во-вторых, искажается интерпретированная в образах информация, идущая из подсознания в сознание. Таким образом, дважды искалеченная информация может быть неправильно воспринята человеком, привести его к ложным выводам и поступкам, открыть доступ к раздражению и усталости, способствовать отсутствию чувства надёжности и удовлетворения от работы с ЕИП Космоса.
Откройте душу и сердце полностью, отдайте полностью мозг в распоряжение информации, посылаемой из Космоса. Не беспокойтесь: защитная биологическая функция при этом не снижается; как только человек устал и не в состоянии принимать информацию, она (информация) будет сокращена и перекрыта на входе в сознание, оставляя лишь всполохи в подсознании, которому для успокоения нужно много больше времени, чем сознанию.
1.2.4. О психографике
Одним из любопытных и неописанных с научной точки зрения свойств человека, наделённого сверхчувственным восприятием Мира, является психографика. Оно ещё недавно получило своё освещение и потому непроверенным на практике остаётся вопрос об истинном «механизме» данного явления.
Процесс «автоматического письма» начинается спонтанно у людей разного возраста, разных мировоззренческих позиций, разного уровня интеллекта, психофизического развития и нравственно-этической, духовной базы. Успехи данного явления (получения из ЕИП Космоса сведений, советов, образов, стихов и т.д.) тем выше, чем более подготовлен человек к восприятию космических энергий всей совокупностью систем своего организма, насколько он готов воспринять и описать возникшие в его сознании, пришедшие извне, образы и определения, а также от того, насколько он смиренно и трудолюбиво исполняет все указания невидимого для него «Руководителя».
В терминах сегодняшнего дня человеку отведена роль ученика, наставляемого, а Космосу – роль Учителя, Наставника, Покровителя. Поскольку человек, выходящий на связь с ЕИП Космоса по собственному желанию (после некоторой психорегуляционной тренировки), либо по зову Космоса осуществляет как бы проведение информации от Космоса к другим людям и/или на лист бумаги, его ещё называют Проводником.
Работа Проводника напряжённая и интересная, требует специального режима труда, отдыха, питания и, главное, непрерывного целеустремлённого желания и воли к самосовершенствованию. При таких условиях получаемая информация становится всё глубже, перечень изучаемых под руководством Учителя вопросов всё шире, а знания становятся базой для лучшего познавания себя самое и окружающего Мира. При длительной и систематической работе Проводники преображаются на глазах своих друзей и знакомых как внешне, так и внутренне. Полнота ощущений жизни в них притягивает к ним людей, вызывая интерес, зависть и тревогу.
Яркими примерами личностей, одарённых от природы способностью находиться в медитативном состоянии и творить шедевры, являются Н. К. Рерих, А. С. Пушкин (вспомним: «мысль тянется к перу, перо к бумаге, ещё минута – и стихи свободно потекли»), Сальвадор Дали и многие другие. Очень характерным является влияние подобных личностей на своё ближайшее окружение. Так, например, заразив идеей общения с Махатмами (Учителями духовными в Индии и Азии), Н. К. Рерих подвигнул свою жену Е. Н. Рерих к перестройке организма (которую она сама назвала длительной и «огненной») путём психической саморегуляции методами духовных индийских школ. Такого же рода перестройку организма, по-видимому, пережила Т. Блаватская, являющаяся автором знаменитой теперь «Тайной доктрины» (эзотерического учения, записанного ею при работе с ЕИП Космоса).
Как и всё новое, психографика, позволяющая обычным людям, далёким от высот искусства и науки, вдруг начать писать стихи и музыку, сочинять басни и поэмы, «строчить» заметки и расписывать научные истины, нуждается в осмыслении. Необходимо оценить возможности её развития и степень полезности для различных категорий людей, найти сообразную методику работы их на связи «Человек – Космос» или, как теперь говорят, «на канале», чтобы сочетание личной и общественной пользы было максимально плодотворным. Работы в этом направлении уже начаты, ведутся у нас в стране и нуждаются в методическом осмыслении кадрами философов, научных «ассов», педагогическими авторитетами и всеми, кто призван строить и проводить в жизнь идейную базу для воспитания молодого поколения, ибо именно ему принадлежит будущее. Кроме того, необходимо осмысление этого и иных феноменальных явлений, их взаимосвязи и их истинной полезности с медицинской точки зрения. Поэтому много работы у медиков, психологов и психоаналитиков. Именно им придётся помочь в первую очередь сделать процесс адаптации человека будущего к новому режиму жизни – постоянному общению Человека и Космоса.
Примечание Проводника 2004 год:
О том, что возможно общение избранных Богом с различными Иерархами Космоса (Архангелами, Святыми), мы читаем в Ветхом Завете и в Новом Завете, особенно ярко об этом говорится в Посланиях Апостолов и их Деяниях. Ещё в Ветхом Завете указано, что пророк Моисей записал текст Заповедей на Скрижалях Завета и далее многие Пророки запечатлевали Послания Бога в свитках для хранения информации и обращения к ней в указанные Богом сроки.
Однако, не всегда и не всем явно представляются Покровители и надо быть осторожным, чтобы научиться различать свет и тьму (правду и ложь) в посланиях, ибо и тёмные силы могут вмешиваться в этот процесс. Поэтому считается обязательным для Проводника развивать способности и старания в деле приёма информации так, чтобы в глазах Высших Сил он заслужил открытие ему имени его Покровителя, дающего информацию.
Конец ознакомительного фрагмента.