Творение общее и частное. Последовательность частного творения
В повествовании Моисея различают указание на творение общее и творение частное. Первое – творение самого вещества мира, второе – создание из первоначального вещества различных видов творения в течение шести библейских дней.
Первый вид творения указан словами: «В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1, 1–2). В Ветхозаветном Писании словами «небо и земля», вместе взятыми, обыкновенно обозначается вся вселенная, то есть земля и небесные пространства со всем видимым и невидимым содержанием их.
Земля – это мировое вещество, названное землею, потому что оно, составляя нашу планету, однородное для всех мировых тел. Эта субстанция, из которой произошли потом все мировые тела, была вначале безжизненною, бесформенною, неупорядоченного. Мир в этом состоянии назван бездною, как бы безграничным морем, водами; эта беспредельная масса была невидима и неустроена – невидима в смысле отсутствия вида, формы. Однако это первоначальное состояние не было состоянием хаоса и беспорядка, в котором происходила бы беспорядочная борьба естественных сил.
Божественный зиждительный Дух как Начало всякой жизни проявлял Свое действие, что выражено словами: «Дух Божий ношашеся верху воды».
С этого времени творение не есть только мертвое вещество, оно наделено жизнью от Духа Животворящего в меру, угодную Творцу. Поэтому-то Св. Писание и указывает, что дальнейшее творческое Слово Божие как бы изводит жизнь, уже скрытую в земле и ее стихиях: да произрастит земля… да произведут воды и т. д.
Творение частное, или вторичное, состояло в произведении Богом из первозданного мирового вещества действием Его всемогущего Слова разнообразных частных видов творения, и вообще в устроении видимого мира в течение шести творческих дней.
1-й день.
Начало творческой седмицы или первому дню мира положено созданием света. «И рече Бог: да будет свет. И бысть свет». Под светом разумевается световая энергия, отличная от носителей света или светящих тел, созданных позднее. Свет первым был вызван из первозданного вещества потому, что свет и соединенная с ним теплота (евр. «ор» совмещает в себе именно два значения – свет и теплота) есть первое главнейшее условие органической жизни в мире: без света и соединенной с ним теплоты не может развиваться ни растительная, ни животная жизнь, да и для неорганических соединений в большинстве случаев необходимо влияние света. Современное естествознание также видит связь между явлениями света и теплоты, а именно: оно признает, что теплота и свет вызываются движением, так что без движения не может быть ни теплоты, ни света. В связи с этим творческое действие первого дня можно понимать так, что Господь Своим премудро-всемогущим Словом привел в состояние движения первовещество, само по себе не способное прийти в движение, и чрез это возбудил в нем вместе с теплотой и другими явлениями свет. Таким образом Бог является сначала Творцом инертной материи, которая сама по себе не способна была выйти из состояния покоя, а затем ее Перводвижителем (о последнем учили и некоторые философы).
С созданием света Творец установил твердый закон для постоянной смены света и тьмы, для разграничения между днем и ночью.
2-й день.
Во второй день по творческому повелению Божию явилась твердь посреде воды. Еврейское слово твердь – «ракиа» – значит протяжение, образование пространства, которое окружает земной шар и отделяет его от прочих тел вселенной; это есть то же, что в настоящее время обозначается выражением неба, небесный свод. Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердию, и между водами, которые над твердию. Творческое действие этого дня можно представить так: в неизмеримо громадной, не имевшей определенного очертания массе первозданного вещества совершилось разделение на части, то есть на тела неба и земли, причем положены были пределы и самому делению их. Пространство, образовавшееся между частями разрозненного целого, стало их твердию, твердию в том смысле, что в этом пространстве начавшие образовываться мировые тела получили благоустроение последующего своего движения. В этот день получила, можно думать, отдельное существование в определенном очертании и объеме и наша планета – земля; но она все-таки еще представляет собою «воды под небесами или под твердию», как другие тела – «воды над твердию».
3-й день.
В третий день, по премудро-всемогущему слову Творца, произошло разделение неопределенного доселе земного тела на воду и сушу и возникла первая жизнь на суше – растительная. «И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако». Земля и море суть две составные части земного шара, и с разделением их было закончено его образование.
С появлением суши стала возможною жизнь растений. Другие условия существования растительного царства (свет, теплота, воздух, влажность) уже были. Поэтому вторым творческим действием третьего дня и было создание растительного царства. Произвести растения Господь повелевает земле: «Да произрастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако».
Растения могли произойти только по творческому велению Божию. Следует обратить внимание на то, что Творец не просто повелевает быть растениям, а повелевает земле произвести растения потому, что начало происхождения их Самим Богом вложено в ее недрах, а также потому, что земля предназначена быть местом их произрастания и источником питания. Земля по творческому повелению Божию произрастила зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и древа, приносящие плод. Эти три класса обнимают все виды растительного царства. Замечательно при этом перечислении то, что сначала указываются простейшие виды, затем более сложные и, наконец, самые сложные и совершенные.
Можно думать, что последовательность описания указывает и на последовательность самого творения видов растительного царства, то есть на то, что появление простейших видов растительного царства предшествовало появлению более сложных и совершенных. Замечание Бытописателя, что растения сотворены были по роду их, указывает, что они произошли в разнообразных определенных формах.
4-й день.
В четвертый день, по слову Творца: «Да будут светила на тверди небесней», – закончено творческое образование этих тел подобно тому, как в третий день закончено творческое образование нашей планеты. Вместе со своим полным образованием они стали с четвертого дня по особому творческому повелению светилами для земли, то есть одни стали самосветящимися телами, другие – заимствованным светом. По отношению к земле светила небесные получили следующее назначение. Они должны служить:
1) для отделения дня от ночи, света от тьмы, то есть определять различие между днем и ночью;
2) служить знамениями для земли отчасти в качестве провозвестников необыкновенных событий и судеб Божиих, отчасти в качестве признаков наступления разных земных явлений;
3) способствовать счислению времени;
4) быть светильниками для земли, изливая днем и ночью свет в мере, необходимой для развития жизни земных тварей.
5-й день.
В этот день положено было начало творению царства животных: сначала созданы были обитатели вод, потом обитатели воздуха. При создании обитателей вод Бог сказал: «Да изведут воды гады душ живых». Выражение «да изведут воды» (точнее – да закишат воды…) значит: да наполнится вода живыми существами, способными жить в ней. Однако здесь не дается мысли, чтобы животные, живущие в воде, были порождением этой стихии. С образованием животных в природу вводится новое, высшее начало жизни, являются одушевленные, произвольно движущиеся и чувствующие существа, а живое начало, душу животных, сама материя произвести не могла. И Бытописатель прямо указывает, что происхождение обитателей вод было делом творения Божия, так как говорит: «И сотвори Бог…» Употребленный здесь глагол «бара» указывает на творение в собственном смысле (Моисей употребляет этот глагол только три раза, тогда, когда говорит о создании первовещества видимого мира, когда говорит о создании первых живых тварей и когда говорит о создании человека), не на созидание или устроение из чего-то, а на творческое действие Божие, на введение в бытие нового начала, того, чего до сих пор еще не было (первовещество мира, живое начало – душа животных, душа – дух человека). «И сотвори Бог киты великия», евр. «таниним» – большие чудовища, что применимо как к рыбам большого размера, так и к другим большим животным, «и всяку душу животных гадов», евр. «шерец» – пресмыкающихся от величайших до самых малых.
К этому же дню относится и творение обитателей воздуха, о которых сказано, что и птицы да полетят над землею «по тверди небесной». Новосозданных животных пятого дня Бог благословил раститься и множиться. Своим благословением Бог как бы обратил в собственность их ту силу, через которую они получили свое бытие, то есть способность продолжать род и увеличиваться в числе.
6-й день.
В шестой день получили бытие животные земные и человек. Творческое слово обращается теперь к земле, как в 5-й день оно обращалось к многородящим водам, повелевая произвести животных по роду их «Да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери по роду». Выражение «да изведет земля» не имеет того смысла, будто земля должна произвести живые существа при помощи присущих ей сил. «Когда сказал Бог, «да изведет земля», – замечает св. Василий Великий, – это не значит, что земля износит уже находившееся в ней, но Давший повеление даровал земле и силу извести». Творец животных есть Бог, Который образовал их из земли, как и людей. Созданных из земли, то есть из земных стихий земных животных Бытописатель разделяет на три класса: во-первых, скот (евр. «вехема») – четвероногие животные, наиболее способные к приручению, которые, будучи приручены, называются домашними животными; во-вторых, гады земли (евр. «ремес») – собственно ползающие, все животные, двигающиеся без ног или с помощью едва заметных ног; в-третьих, звери земные (евр. «хаиа хаарец») – звери скитающиеся, то есть дикие, на воле живущие животные. Этими классами обнимаются все виды земных животных. Созданные по роду их, то есть в разнообразных видах, они также получили от Творца благословение размножаться, хотя Бытописатель о сем и умолчал.
Такова библейская история создания мира видимого. Из этой истории открываются следующие общие догматические положения.
1. Небо и земля и все воинство их, иначе – весь мир со всем живущим на нем обязан Творцу не только бытием своим, но и частным образованием и совершенством своим. Бог есть Творец основных стихий мира вещественного – первовещества мирового, и Он же есть Создатель и Устроитель величественного и благоукрашенного мира (космоса) из первозданной материи. Переход первобытного вещества из состояния пустого и безвидного на степень благоустроенного и благоукрашенного не совершился сам собою, то есть путем естественного развития из зародыша, а явился во всех своих частях в результате премудрого действия творческой силы Божией. Самые силы и законы, целесообразно действующие в мире, дарованы миру творческой волей Премудрого Творца. Действием же творчества Божия получили бытие и все существа, живущие в воде, воздухе и на суше. Творческая сила Божия проявилась в силах природы.
2. Мир создан не мгновенно, не единократным творческим действием Божиим, но полное образование его совершилось в течение шести дней. Таким образом, мир не вечен, а получил свое бытие и устройство во времени. Самое время, как нечто измеримое, получило начало с началом миротворения.
3. Порядок миротворения состоял в постепенном восхождении от общего к более и более частному, от простейшего к более и более сложному и более совершенному, причем каждое звено в цепи созданий Божиих является приготовлением к высшему и имеет в высшем свою ближайшую цель. Во всей же истории миросоздания нельзя не видеть приготовления к созданию на земле такого существа, которое могло бы понимать чудеса творения Божия и разумно пользоваться сотворенным, то есть человека, поставленного царем природы, сотворением которого и закончилось творчество Божие.