Глава 4. Цели бизнеса и социальный эффект
Ты творец, так чего нам от тебя ожидать?
Концепция ведения дел, которую я тебе предлагаю изучить, называется «концепция тройного критерия» (англ. triple-bottom-line). Это такой гибрид между бизнесом и благотворительностью. Задача классического бизнеса – максимизация прибыли, а задача классической благотворительности – максимизация положительного социального и экологического эффекта. Так вот, в нашей модели мы практикуем смешанный подход, т.е. будем стремиться к тому, чтобы максимизировать количество платных клиентов и договоров, чтобы за счет этой прибыли в последствии произвести как можно больший благотворительный эффект.
Почему же недостаточно просто заниматься бизнесом, придумав очень положительный продукт и услугу и продавая его всем, кто может себе это позволить? В классическом бизнесе владельцы и инвесторы думают только о том, как продать побольше, то есть как удовлетворить интересы людей и компаний, имеющих финансы. И получается замкнутый круг – богатые становятся богаче, а бедные – беднее. Это происходит потому, что наша современная финансовая система построена по принципу пирамиды, или центра управления, где 99% всех финансовых ресурсов доверены контролю 1% людей. Хакнуть эту систему, подняться на верхушку этой пирамиды – задача непростая и зачастую сизифов труд и большой компромисс. И даже если ты это сделаешь – ты будешь в 1% этих людей, а остальные, твои близкие и далекие, останутся не у дел в этой гонке муравьев, медведев и ягуаров за звание чемпиона по бегу. Данная концепция успеха и богатства активно предлагается нам в медиа, однако, кто сказал, что она подходит каждому? Неужели тебе хочется сжигать впустую столько энергии, если как альтернатива можно просто создать и постепенно расширять свой маленький рай, который будет наполнен радостью креатива, любовью, искренней благодарностью, верными друзьями? Ведь можно взять то, что у тебя уже есть и наполнить каждое мгновение и каждый сантиметр твоего пространства вниманием, красотой, любовью. Разве с такой базой у тебя не получится быстрее реализовать картинку жизни твоей мечты и стать истинно счастливым и благополучным человеком? Ты, как творец и предприниматель, можешь выйти из системы, которая не совсем подходит тебе и создать альтернативу, основывающуюся на твоих глубоких ценностях и потребностях и послушную твоим условиям.
Теперь рассмотрим вторую опцию. Почему бы тогда не заниматься чистой благотворительностью, создать классическую некоммерческую компанию (НКО), не продавать никакие услуги, а отдать своё финансирование на откуп спонсорам? Тогда у тебя должно появиться масса свободного времени, чтобы помогать исключительно нуждающимся. Многие люди, желающие заняться социально полезными проектами, считают, что зарабатывать – это как-то низко, однако, принимают спонсорскую помощь. А ведь если задуматься, эта спонсорская помощь приходит от непрофильных компаний, например от тех, кто занимается добычей полезных ископаемых и др. И получается, для того, чтобы эта компания могла постоянно тебя поддерживать, ей придется не сбавлять темп бизнеса и продолжать разрушать недра земли. Получается, что ты косвенно поддерживаешь данную систему. Не проще ли предоставлять свои же услуги тем, кому они нужны и у кого есть хоть какие-то средства на их оплату?
Таким образом, на мой взгляд, наиболее оптимальный способ ведения дел – это иметь компанию, которая продает полезные продукты или услуги, и за счет прибыли также передает их бесплатно нуждающимся. Хотя, конечно, выбор за тобой и может не стоит принимать категоричных решений, ведь есть много прекрасных примеров классических бизнесов и классических НКО, которые делают много хорошего для себя и для людей. Более того, если у тебя уже есть база, например, твой бизнес или НКО, то гораздо более конструктивным способом будет развивать и модифицировать, отталкиваясь от того, что уже есть. Однако, будет полезно держать в голове намерение о постоянной гармонизации своего дела и пробовать различные варианты, как расширить своё положительное влияние, при этом уменьшив зависимости.
Иногда бывает так, что прибыли в компании не получается совсем, в таком случае, чтобы обеспечить социальный и экологический эффект, подумай, чем ты можешь поделиться, помимо денег. Это, например, может быть:
• Предоставление какой-то полезной всем информации, инструментов, исследований в открытый бесплатный доступ;
• Внедрение практик здорового образа жизни, потребления качественной воды, перерыва на физическую активность в твоей компании;
• Механизмы стимулирования коллектива для осуществления благотворительных выездов, работ или сбора средств;
• Экологичные практики в обращении с материалами: повторное использование, уменьшение потребления, переработка (eng.: reuse-reduce-recycle);
• Безбумажный офис и документооборот;
• Уменьшение расходов электроэнергии за счет использования энергоэффективного оборудования: энергосберегающих лампочек, компьютеров, серверов, работающих на солнечной или ветровой энергии;
• Уменьшение потребление бензина в компании, отдавая предпочтения прогулкам, велосипеду или практикам совместного использования автомобиля;
• Стимулирование практик видеоконференций, онлайн обучения, работы из дома как более эффективных способов организации деловой активности, позволяющих сэкономить время и ресурсы на поездки, а также получить более качественный сервис;
• Предоставление свободы и возможности сотрудникам реализовать собственные инициативы, поощрение креативность и успехи в реализации;
• Отдавать предпочтение банкам, поддерживающим социальные инициативы;
• Принимать на работу людей с инвалидностью;
• Разработать и придерживаться кодекса этического поведения для сотрудников и владельцев компании; в принятии важных решений исходить из общечеловеческих ценностей здоровья, счастья, благополучия, свободы.
Если тебе понравились какие-то из этих инициатив, дополни ими свою стратегию и тактику, разработанную в прошлой главе.
Итак, для старта твоего дела тебе понадобится наметить цели, которые собираешься достигать, а также составить план действий. В концепции тройного критерия мы будем ставить цели по трём направлениям:
1. социальный эффект,
2. прибыльность,
3. экологический эффект.
Социальный и экологический эффект должен выражаться в конкретных цифрах (метриках) либо описывать качественное изменение/переход.
Вот примеры наиболее распространенных метрик:
1. Количество людей ежемесячно (или единоразово) получающих благотворительную помощь от твоего дела;
2. Количество продуктов, переданных на благотворительность;
3. Количество людей, проинформированных о социальной проблеме, которую ты решаешь – охват СМИ;
4. Качественное изменение в составе используемых материалов, и как оно сказывается на здоровье и благополучии людей.
5. Качественное изменение в уровне доступа людей к информации, которая помогает улучшить здоровье и благополучие.
Существует специальная организация [битая ссылка] IRIS, которая занимается разработкой метрик. Знать свои метрики необходимо, чтобы понимать, в каком направлении расти, а также чтобы демонстрировать клиентам компании, спонсорам, инвесторам и партнерам эффект своей деятельности.
А теперь, создай документ «Цели бизнеса» в папке «Администрирование» и заполни его по образцу из Примеров 1, 2. Все цифры в примерах даны условно.
Часть 1: Метрики Социального и Экологического Эффекта
Пример 1: Направления максимизации положительного влияния проекта «Пошив чехлов для недоношенных детей»:
Твоя задача как социального предпринимателя будет в том, как нарастить эти метрики. Необходимо планировать эти конкретные результаты, исходя из своих возможностей на сегодняшний день.
Часть 2: Финансовая устойчивость
Тебе нужно просчитать, какие расходы у тебя есть (включая собственную зарплату) и придумать список услуг, рассчитать необходимый объем их реализации, чтобы твоё дело смогло обеспечить выполнение социальных и экологических метрик и при этом выйти на самоокупаемость.
Пример 2: Направления максимизации финансовой устойчивости проекта «Пошив чехлов для недоношенных детей».
Издержки – закупка материала, оплата труда, аренда, амортизация оборудования, транспортные расходы, реклама. Необходимый бюджет для реализации социального эффекта – 5000 РУБ на период 3 месяца.
Справился? Молодец! Если есть вопросы – пиши нам.
Идем дальше. Пришло время для того, чтобы собрать воедино все наши намерения и составить план, что когда и как конкретно делаем. Создай документ «План проекта» в папке «Администрирование» и заполни его по форме ниже.
Форма 1: «План Проекта АВС»
Для заполнения этой таблицы вернись к своему плану стратегии и тактики из Главы 3. Сейчас тебе нужно перенести стикеры – тактические задачи в проектный план. Советую иметь план в двух видах – и как доска со стикерами, и как цифровой документ. Доска со стикерами очень помогает, т. к. Сразу дает хороший обзор, что идет хорошо, а в чем заминка, и как можно быстро внести коррективы, например, изменить очередность задач. Удобно выделять задачи относящиеся к категориям Маркетинг, Продукт, Финансы, Сотрудники, Администрирование каждую своим цветом.
Конец ознакомительного фрагмента.