Глава 3. Стратегия и тактика
Чтобы понять её и реализовать – раздели и подчини
Поздравляю, у нас появилось общее видение того, чем мы хотели бы заниматься и наброски идей. Вариантов может быть много, но давай выберем один и проведем его вплоть до реализации. На протяжении всех последующих глав, мы будем исследовать и оттачивать все компоненты, необходимые для успешного дела.
Итак, напомню, чтобы определиться с миссией, мы пошли на то, что «выделили» из нашего целостного Я некое качество, которым собираемся делиться с миром. Далее, мы сформировали некоторую общую концепцию нашего дела. Например, у меня получилось что-то вроде «я намереваюсь делиться любовью с предпринимателями посредством обучения». Давай дадим название нашему будущему проекту. Пусть название содержит суть нашего дела. Я буду использовать название моей компании «BEL MONDO», что в переводе с итальянского означает «Прекрасный Мир». Теперь, давай пойдем глубже и снова раздробим наше целое дело на ряд элементов, и проанализируем их отдельно. Элементы нашего дела будут такими: Маркетинг, Продукт, Финансы, Сотрудники, Администрирование.
Для нашего проекта мы создадим папку на компьютере или в Google Docs и назовем её как наш проект. Внутри этой папки мы создадим 5 папок и назовем их так же: Маркетинг, Продукт, Финансы, Сотрудники, Администрирование. Теперь, для каждого направление мы создадим некую большую, стратегическую задачу так, что сложив все 5 задач, наш проект реализуется. Достигнув совершенства по всем этим 5-ти направлениям, мы достигнем совершенства в нашем деле. А достигая совершенства в нашем деле, мы реализуем выбранную миссию своей жизни или своё Я, так как в нашем подходе своё дело является гармоничным продолжением нашего я.
Показываю на примере, как обозначить намерение по каждой из 5-ти тем:
Для заполнения данной таблицы тебе придется хорошо продумать, с помощью ЧЕГО можно решить поставленную задачу.
Получается, что узко специализированное намерение конкретно по Продукту/ Услуге, Маркетингу, Финансам и т. д. и является нашей стратегией. Разделы Продукт и Маркетинг – это то, что будет видно нашим клиентам и партнерам, это – витрина нашего дела. Разделы Сотрудники, Финансы, Администрирование – это наши тылы, это то, за счет чего будет реализовано наше дело.
После определения стратегической задачи по каждому направлению дела нам нужно заняться тактикой, то есть разбить стратегию на основные шажочки/ компоненты.
Чтобы эффективно разработать план действий, нужно собрать наиболее полную информацию по каждому аспекту твоего дела. Гугл тебе в помощь для изучения лучших практик по маркетингу, продукту и так далее в твоей индустрии!
Для примера, тактические задачи по моему делу будут выглядеть примерно так.
По Продукту/ Услуге: сюда будем записывать всё, что относится непосредственно к варианту решения проблемы, который ты собираешься предлагать своей целевой аудитории. На этом шаге тебе нужно уже точно определиться и чётко визуализировать, что это будет за продукт, какого размера, формы, цвета, содержания, количества, материала, языка, наполнения.
На этом этапе следует активно задействовать технику брейнсторминга, то есть набросать на бумагу все возможные варианты решения задачи, проанализировать их все, что-то отбросить, а что-то отшлифовать и принять к исследованию.
Вот примеры некоторых моих тактических задач по Продукту:
– Определиться с основными разделами цифрового ресурса.
– Создать техническое задание по разработке ресурса.
– Определиться с цветовой палитрой для всех материалов моего дела.
– Определиться с дизайном веб ресурса.
– Визуализировать серверную структуру веб приложения.
И т.д, желательно как можно более конкретно! В разделе Продукт/ Услуга должно получиться как минимум 30 задач.
По Маркетингу: в этот раздел отнесем всё, что касается внешнего мира, а именно, целевой аудитории, на которую направляем наше воздействие, а также анализ конкурентных предложений. Мы должны чётко понять, кто наш клиент, где живет, чем занимается, что происходит у него в жизни, как он относится к различным вопросам, что посещает, о чем мечтает, с кем взаимодействует по своей проблеме, почему выбирает какие-то компании и услуги. В Маркетинге мы должны также определиться со способами вхождения в контакт с нашим клиентом (будь то веб сайт, магазин, тв, тренинги, видео и другие варианты).
Вот некоторые примеры тактических задач по Маркетингу:
– Провести опрос людей, мечтающих стать предпринимателями, на предмет того, чего у них не хватает, какие проблемы возникают и интересен ли им будет наш продукт. Для этого создать опросник.
– Составить базу данных учреждений и ресурсов, которые работают с предпринимателями, провести их анализ.
– Разработать план продвижения информационного ресурса в интернете (сюда же детально распишем все свои варианты, что нам уже известны или что нам порекомендовал гугл: оценить варианты SEO продвижения, базы данных для рассылок, аккаунты в соц сетях, блоги, радио, ТВ, клубная система, ежемесячная подписка и тд и тп.)
Конечно, опытные предприниматели обычно могут быстро смекнуть, какие инструменты рабочие и как именно реализуются, но если ты новичок, то твой основной помощник сейчас – скрупулезное исследование в гугл, книги и узкоспециализированные эксперты. Задавай вопросы о том, как реализовать описанную тобой стратегию в определенном виде деятельности. Наметь для себя задачи по тому, как ты можешь опросить своих будущих клиентов по поводу твоего решения.
По Сотрудникам: в этом разделе тебе нужно будет основательно продумать все аспекты твоей работы с командой. Кто они будут (наемные работники, волонтеры, фрилансеры, какой график работы, за выполнение каких задач они будут отвечать, какой результат должны показать, как будут учиться, развиваться, какие черты характера, возраст, опыт будут важны для них.
Вот примеры задач:
– Составить описание задач, которые нужно делегировать.
– Составить список требований к каждому сотруднику.
– Составить список того, что могу предложить взамен для каждого сотрудника.
– Составить критерии оценки эффективности работы для каждого из сотрудников.
– Определиться с потребностями персонала в орг технике, методических рекомендациях, специальных программ.
По Финансам: здесь будут описываться все задачи, связанные с цифрами, например, стоимость оказываемых услуг, активы в распоряжении, затраты постоянные и разовые, планирование оборота для выхода в самоокупаемость.
Примеры задач:
– Составить план затрат на производство и реализацию продукта.
– Спланировать необходимый объем реализации продукта для выхода на самоокупаемость.
– Создать портрет идеального инвестора.
– Составить список потенциальных инвесторов.
По Администрированию: в этом разделе будет находиться всё, что создает структуру управления бизнесом. Это все юридические вопросы (все виды необходимых юридических документов), вопросы аренды, все правила и инструкции ведения дел, организационная структура, стратегия и тактика.
Примеры задач:
– Выбрать веб систему управления задачами,
– Сформулировать и обеспечить процесс контроля качества,
– Обеспечить удобную систему документохранилища,
– Организовать бух учет
– Внедрить практики здорового образа жизни.
– Найти ментора проекта.
Твоё задание по этой главе: найти ватман, фломастеры, ручки и бумажки-стикеры разных цветов, написать миссию, стратегию твоего дела и наклеить стикеры – тактические задачи. Прими к сведению, что тактических задач должно получиться не менее 100! Также, на этом этапе очень полезно получать консультации успешных предпринимателей, бизнес коучей, менторов, экспертов в твоем деле, для того, чтобы правильно поставить стратегические и тактические задачи. Ведь правильно поставленная задача – это уже половина решения!
Вот образец шаблона для твоего планирования:
В ходе твоей деятельности твоя миссия будет незыблема и будет являться основой всему. Твоя стратегия будет меняться мало, возможно, она будет расширена с учетом твоего нового понимания. А тактика – это постоянно изменяющиеся, дополняющиеся и успешно реализовавшиеся элементы. Стратегия и тактика должна регулярно пересматриваться, особенно на ранней фазе реализации проекта, когда ты экспериментируешь и тестируешь разные ниши, инструменты и подходы до тех пор, пока не разработаешь стабильно работающее дело.