3
О чем рассказывает легенда
Соревновательные игры не особенно славятся своими легендами и нарративами. Почему этот комок мускулов и пота избивает каждого встречного в среднестатистическом файтинге (будь то игры из серий Street Fighter или Mortal Kombat либо что-то посвежее)? Причины, как правило, остаются за кадром, потому что эти подробности были бы только помехой в напряженном поединке. На различных турнирах по файтингам, таких как ежегодно проводящийся в Лас-Вегасе чемпионат Evolution, истории и легенды если и рассказываются, то касаются самих геймеров, а не персонажей игр: кто с кем играл за минувший год и насколько успешно, чей рейтинг повысился, а чей упал…
Однако всякий, кто играл в Street Fighter или Mortal Kombat не перед лицом тысяч вопящих болельщиков, каждый из которых ждет не дождется финального нокаута, знает, что у этих игр свой нарратив все-таки есть. Часто бывает даже, что нарративов этих несколько: у каждого персонажа своя история, своя точка зрения в рамках общего повествования, связывающего все эти разные нарративы воедино. По мере того как возраст серии игр растет, расширяется и повествовательный контекст, а время от времени с очередным обновлением происходит и обновление связанной с игрой легенды.
Это в такой же мере относится к League of Legends, как и к нескончаемым дракам Рю и Кена из серии игр Street Fighter. Хоть в League of Legends не просматриваются сколько-нибудь очевидные взаимосвязи между персонажами, между 130 с лишним чемпионами, если ориентироваться на их внешний вид и манеру ведения боя, все же у каждого из них есть свое место на суперконтиненте Валоран.
За правое дело
В одном интервью в январе 2009 года Марк Меррилл кратко изложил фундаментальные причины, по которым чемпионы пытаются перегрызть друг другу горло. Суть этого интервью, опубликованного еще до начала бета-тестирования, сводится к следующему:
На протяжении веков Рунические войны разоряли народы и истощали ресурсы Валорана, численность населения стремительно снижалась, планета стала заложницей темной магии. Перед лицом неминуемой катастрофы измученные разрухой и катаклизмами народы сумели собраться и учредили Институт войны, международный орган, призванный улаживать все споры, с тем чтобы положить конец многовековой войне.
В рамках Института войны создана Лига легенд, где наделенные могущественной магией призыватели и делегаты из всех уголков Валорана собираются вместе, чтобы посоревноваться за право управления страной. Здесь не произносятся долгие речи и не составляются мудреные многословные документы. Все конфликты разрешаются на Полях правосудия, где великолепно обученные чемпионы в рукопашном бою решают судьбы вселенной. Ставки чрезвычайно высоки, ведь каждая победа (или поражение) влечет за собой изменение баланса власти. На карту поставлены жизни миллионов граждан, поэтому в лиге действует жесткое правило: победителю достается вся полнота власти.
Вроде бы все понятно, но если базовый сюжет игры достаточно элементарный (две команды по пять человек в каждой сражаются между собой, пока не падет главная база тех или других), то индивидуальная легенда каждого из чемпионов далеко не так проста. И хотя в этой книге нет места, чтобы в подробностях рассказывать о них, давайте присмотримся к нескольким из сорока первоначальных чемпионов и поговорим об их роли в Рунических войнах, чтобы просто проиллюстрировать, насколько глубок, многослоен и многогранен повествовательный элемент League of Legends.
Но сначала разберемся с Руническими войнами. Валоран, огромный континент на планете Рунтерра, расположенной где-то очень далеко от нашей, стал ареной двух ужасающих войн, в ходе которых бесчисленные орды магов старались изничтожить друг друга, попутно уничтожая как в политическом, так и в физическом смысле сам мир, в котором они жили. В этих условиях призыватели Валорана, ведущие тамошние политики (именно их роль берут на себя игроки, управляющие героями-чемпионами), собрались и придумали метод управляемого разрешения конфликтов между многочисленными расами континента, а именно создали Лигу легенд.
Состязания, победитель которых получает всю полноту власти, призваны способствовать урегулированию политических разногласий, проводятся они на специально созданных аренах, называемых Полями правосудия, причем для главных соревнований по League of Legends используется одно из этих Полей – Ущелье призывателей.
Судьбы первоначальных чемпионов
Когда League of Legends только увидела свет, чемпионов было 40. На сегодняшний день их игровые амплуа в Ущелье призывателей несколько изменились. Регулярно выходящие обновления игры вносят коррективы в способности этих персонажей: кто-то становится сильнее, кто-то слабее.
Давайте, например, посмотрим на Эвелинн, «Мужеубийцу», про которую ходят слухи, что она родом с навевающих ужас Сумрачных островов Рунтерры, расположенных к юго-востоку от Валорана. В первых версиях игры один из ее главных талантов, «всплеск ненависти», заключался в способности рассыпать разящие шипы во все стороны и выводить из строя парочку оказывающихся рядом врагов, однако теперь разящие шипы летят только в одном направлении и только в тех врагов, которые пересекают линию зрения Эвелинн. Другой ее талант, «опустошение», тоже изменился: если раньше она наносила одиночный удар, то теперь он двойной, что обеспечивает больший урон противнику.
Вейгар, относящийся к расе йордлов, карликового роста кочевников из юго-восточной части Валорана, и обратившийся на сторону зла под влиянием темных колдунов, ранее обладал силой «энтропии», заключавшейся в способности отнимать у врагов баллы способностей и начислять их себе. Теперь он лишен этого дара. Подобные изменения вынуждают геймеров приноравливаться к каждой новой версии игры и в большей мере варьировать свой арсенал чемпионов.
Эвелинн и Вейгар обладают внешностью, традиционной для фантазийных персонажей: оба гуманоиды, она – с голубой кожей, полуодетая, достаточно грациозная, он – олицетворение гнусной версии черных магов из серии игр Final Fantasy от компании Square, наиболее ярким образцом которых выступает Виви Орнитир с горящими глазами из Final Fantasy IX. Но уже даже в первой группе чемпионов League of Legends появились персонажи, непохожие ни на кого из героев других видеоигр. Как уже указывалось выше, отчасти это было вызвано желанием создателей новой игры придумать отличия от DotA, они проделали огромную работу, стремясь к тому, чтобы их герои не только отличались от героев других игр, но и казались интересными своим внешним видом и действиями на Полях правосудия.
Как создаются чемпионы
В интервью журналисту Майку Уильямсу, опубликованном в октябре 2014 года, перед самым финалом чемпионата мира по League of Legends в Сеуле, главный аниматор Riot Рори Олдертон вкратце рассказал о том, как рождается чемпион. По его словам, в Riot есть четыре команды аниматоров, которые общими усилиями добиваются того, чтобы каждый новый персонаж (или каждая новая версия персонажа) выглядел свежим и в достаточной мере уникальным на фоне других персонажей. Как это принято в анимации, сначала создаются концептуальные рисунки, задающие тон всему остальному.
Когда пройдена концептуальная стадия, за дело берется моделировщик, изготавливающий приблизительную модель будущего персонажа. Это делается быстро, иногда в течение дня. Затем модель переходит к сборщику, который наделяет ее скелетной структурой. После этого наступает очередь аниматоров. Так выглядит производственная цепочка.
Определить, сколько времени занимает процесс изготовления чемпионов, затруднительно, так как часто на том или ином этапе возникает чувство, что с этим персонажем что-то не так. Готовая продукция в свет не выпускается, пока создатели не будут полностью удовлетворены результатом. Это занимает где-то около четырех месяцев, но все зависит от сложности героя. Иногда концептуальная стадия затягивается на годы.
В сентябре 2015 года на страницах журнала PC Gamer механик-аниматор Riot Огаст Браунинг объяснял Шону Прескотту, что способности чемпиона встраиваются в его характер с самого начала, то есть механики работают бок о бок с художниками с момента рождения концепции персонажа.
Я очень тесно сотрудничаю с авторами концепции. Мы постоянно обмениваемся мнениями о том, как создаваемый нами персонаж встраивается в игру, и сообща пытаемся придать этому образу цельность. Это коллективная работа.
Достичь оптимального баланса при создании нового персонажа, особенно если мы хотим, чтобы он был уникальным, достаточно трудно. Чем более необычным мы намерены сделать чемпиона, тем меньше у нас отправных точек, на которые можно опереться.
При этом очевидно, что едва ли удастся достичь оптимальной балансировки персонажа к моменту релиза, но мы стараемся чутко реагировать на происходящее в дальнейшем и вносить коррективы, какие-то черты и качества усиливая, какие-то приглушая.
Когда все идет не так
Признание Браунинга, что чемпионы у Riot не всегда удаются с первой попытки, находит подтверждение в отзывах многих игроков, как профессионалов, так и любителей. Более того, даже после обновлений, призванных сбалансировать роль того или иного чемпиона в игре, не всегда все идет по плану. Качества, способности и внешность некоторых чемпионов так часто подвергаются корректировке, что игроки теряются. Например, в начале 2016 года радикально изменился внешний образ Фиоры, «бесподобной дуэлянтки» из Демасии, государства, расположенного в западной части Валорана, и это вызвало много шума в стане геймеров.
На официальных форумах League of Legends разошлись мнения относительно обновления скинов, которые игроки приобрели ранее для этой героини. «Это определенно не тот скин, который я купил, – пишет возмущенный пользователь FelRain. – Почему здесь все такое чрезмерное и кричащее?» Помимо изменений эстетического плана недовольство вызывал и набор способностей чемпионки. «Я не говорю уже о том, что дуэлянтке теперь отведена роль борца с вражескими саппортами. Каким образом она будет это осуществлять?» – задается вопросом все тот же комментатор.
Другой пользователь, использующий ник Buffy, пишет без обиняков: «Черт возьми, какая деградация!» Игроки платят не за умения чемпиона, выбирая четыре способности из более широкого списка, а за возможность нарядить своих любимых героев так, как им нравится, поэтому создателям чемпионов из Riot следует весьма щепетильно относиться к любым косметическим изменениям, которые могут вызвать отторжение у геймеров.
Реагируя на негативное восприятие нового образа Фиоры, главный концептуальный художник Riot Майкл Маурино счел необходимым объясниться перед поклонниками League of Legends:
Мы обновляем некоторые аспекты игры, стремясь к достижению гармонии. В фигуру Фиоры, в частности, вносятся изменения, призванные сгладить некоторую ее угловатость. Смягчены и черты лица. То же самое касается и обновляемых нарядов (скинов).
Необходимо учитывать множество факторов при создании уникальных персонажей, с тем чтобы они гармонично вписывались в контекст игры, в мир, который их окружает. В связи с этим приходится принимать множество решений, не все из которых бывают удачными.
Фиора – далеко не единственный чемпион, чей обновленный образ был встречен геймерами без особого энтузиазма. Один из пользователей, скрывающийся под ником cuddlysatan, ответил так: «Вам стоило бы помнить, что не все разделяют ваши эстетические взгляды, и соответствующим образом приноравливаться, потому что когда вы меняете героев исключительно для себя, а не ради аудитории, то своим произволом вмешиваетесь в чужую жизнь».
Журналист Майк Уильямс опубликовал редакционный комментарий, в котором выразил свои мысли относительно реакции геймеров на обновление образа Фиоры в январе 2016 года:
Если вы недовольны тем, что делают создатели игры, нужно, чтобы ваш голос был услышан. Высказывайте свое мнение цивилизованным образом. Мы все потребители или потенциальные потребители, и то, что мы привносим свою лепту в процесс совершенствования игры, имеет смысл. Но было бы несправедливо обвинять творца в произволе только тогда, когда его произвол нам невыгоден.
League of Legends – коммерческое предприятие, и каждое принимаемое создателями игры решение – это компромисс между интересами творчества и интересами бизнеса. Компания Riot сделала свой выбор в интересах совершенствования игрового процесса. А теперь она явным образом дает понять, что прислушивается к мнению игроков, и должна решить, нужно ли пойти на новые изменения или, наоборот, сдать назад.
На момент написания этих строк отката назад в примере с Фиорой не произошло. Кто-то может сделать вывод, что создатели игры недостаточно внимательны к мнению геймеров, но в связи с этим следует помнить о двух обстоятельствах. Во-первых, те игроки, которые громче всех высказывают недовольство, очень часто отражают мнение меньшинства, поскольку гораздо большее число тех, кто использует Фиору в качестве чемпиона, попросту приспособились к внесенным изменениям, так же как и ранее приноравливались к многочисленным обновлениям этой игры. Во-вторых, общее число чемпионов превышает 130, поэтому персонаж, только что переживший процесс обновления, оказывается далеко не на верхней строчке в иерархии вопросов, требующих внимания со стороны создателей, ведь каждое обновление одного персонажа влечет за собой необходимость балансировки других персонажей и анализа иных аспектов игрового процесса в его текущей версии, от выбора выигрышной стратегии до выбора чемпионов – всего того, что можно было бы назвать игрой за рамками игры.
Следует понимать, что у этой игры миллионы поклонников и компания Riot не в состоянии угодить каждому, все чемпионы не могут быть настолько совершенны, как этого хотелось бы геймерам. Это непосильная задача, как бы ни увеличивала компания штат сотрудников, особенно в условиях столь частых обновлений игры в целом. Профессиональным игрокам не стоит ограничивать свою специализацию каким-то одним чемпионом, следует стремиться к большей универсальности своих навыков и стараться варьировать стратегию и тактику игры в зависимости от действий противника. Однако в League of Legends есть один фактор, дисбаланс которого может повлечь негативные последствия для всей игры в целом, речь идет о самой арене, на которой происходит действие, о Полях правосудия.
Поля перемен
Ущелье призывателей – это арена, которую большинство игроков League of Legends называют своим домом. Это одно из Полей правосудия, расположенное в лесистой местности Валорана между холодным северным Фрельйордом, находящимся во власти Хладорожденных, и малоизученными Сталеклинными горами. Под воздействием сверхъестественных сил, которыми буквально пропитана эта земля, местная фауна стала чрезвычайно опасной. Четыре дракона, олицетворяющих четыре разные стихии, посещают эти места в процессе игры. Из них особенно опасен Старый дракон, появляющийся по истечении 35 минут игры. Могущественный Синий страж, делящий карту с другими монстрами, которые хоть и помельче, но тоже смертельно опасны, способен легко сокрушить зазевавшегося чемпиона. В этой части поля боя самое пристальное внимание следует уделять не только силам противника, атакующим из противоположного угла, но и многочисленным нейтральным тварям, способным отнять немало здоровья у каждого проходящего мимо воина.
Ущелье призывателей – самая популярная карта, единственная, на которой проводятся соревнования по League of Legends. Но есть еще Проклятый лес, горизонтальное поле с двумя линиями, огибающими джунгли, скрывающие смертельно опасного нейтрального монстра, огромного бессмертного паука Вайлмо. Соучредитель Riot Марк Меррилл так комментировал эту карту в 2009 году: «Она очень удачно спроектирована, принуждая противоборствующие команды, состоящие из трех человек каждая, к активным действиям в средней части карты». Из-за того что эта карта ориентирована на команды меньшей численности, профессиональные соревнования по ней не проводятся, поскольку, когда друг другу противостоят команды из пяти человек, оптимального баланса в игре достичь намного легче. Художник Riot Дэниел Клейн, один из создателей чемпионов, писал по этому поводу на официальном форуме League of Legends в 2012 году:
Профессионалы не играют в Проклятом лесу, потому что там нет денег. Все деньги в Ущелье призывателей. По этой же причине профессионалы не играют в Доминион. Если хочешь оставаться среди лучших, ты должен продолжать каждый день тренироваться в Ущелье призывателей. Отчасти это проблема курицы и яйца: соревнований с высокими призами на других полях, кроме Ущелья призывателей, нет, потому что профессиональным геймерам они неинтересны, а неинтересны они потому, что нет соревнований с высокими призами. Решения у этой проблемы есть, но легкими и быстрыми их не назовешь.
Из этого можно сделать вывод, что еще в 2012 году у Riot были намерения привнести изменения в Проклятый лес, чтобы он сравнялся по своей популярности с Ущельем призывателей или, по крайней мере, чтобы по этой карте хотя бы время от времени проводились профессиональные турниры высокого уровня. Этого не случилось, но Проклятый лес по-прежнему пользуется популярностью у любителей. По словам Клейна, даже профессиональные игроки время от времени обращаются к этой карте, чтобы отвлечься от боев в Ущелье призывателей. А вот Полем правосудия под названием «Кристальный каньон», на котором основывался упомянутый выше игровой режим Доминион, больше не пользуются. В этом режиме играли команды по пять человек, в задачу которых входило как можно дольше удерживать определенные точки на карте круглой формы, отбивая атаки соперника и одновременно пытаясь разрушить вражеский нексус.
Запущенные в сентябре 2011 года карта Кристальный каньон и игровой режим Доминион имели целью привлечь к игре тех геймеров, которые предпочитают быстротечные схватки. Но сколько-нибудь потеснить Ущелье призывателей новой карте не удалось, так что компания Riot попросту прекратила поддерживать эту карту и этот режим, поскольку они не приносили никакой прибыли. В феврале 2016 года на официальном сайте League of Legends Рован Паркер, главный разработчик игровых режимов в Riot, выступил с таким обращением к фанатам игры:
Мы хотим развивать увлекательные игровые режимы, поддерживающие дух борьбы. Но в Доминион активно играют менее 0,5 процента игроков… Из-за отсутствия нашего внимания подбор игр в Доминионе и их качество оставляли желать лучшего…
Возможно, выделив ресурсы, мы смогли бы остановить падение Доминиона, однако было решено полностью сфокусироваться на Ущелье призывателей – из-за глубины игрового процесса, темпа игры и стимула к совершенствованию…
За время существования Доминиона мы многому научились и узнали цену постоянной поддержки отдельного игрового режима… Возможно, в будущем мы вновь используем эту карту… но пока Доминион отправляется на покой. Теперь мы сможем больше времени уделять главным игровым режимам.
Основными игровыми режимами остаются… Ущелье призывателей, Ущелье призывателей и снова Ущелье призывателей. (Есть, правда, еще Воющая бездна, включающая в себя одну большую центральную линию – и никаких джунглей, но профессионалов, как и Проклятый лес, нимало не интересующая.) Однако Ущелье это на сегодняшний день отличается от того, что мы видели при рождении League of Legends, за прошедшие годы оно претерпело два периода весьма существенных изменений.
Ущелье старое и новое
Графическое и техническое обновление Ущелья призывателей было осуществлено в мае 2012 года, а в 2014 году, по окончании соревновательного сезона, последовал настоящий капитальный ремонт. Базовая структура карты, впрочем, остается неизменной с 2009 года: три дорожки, два нексуса, по пять человек в команде. Собирай золото, убивай крипов, повышай уровень – все, как всегда.
Изменения 2012 года носили чисто косметический характер. Были обновлены модели чемпионов (как всегда, последовала неоднозначная реакция игроков), несколько изменен характер местности вокруг Ущелья. Таящиеся в лесах нейтральные монстры – драконы, Страж, свирепый Барон Нашор – получили улучшенную анимацию, а кроме того, в игру были привнесены технические изменения, позволявшие играть в нее обладателям не самых быстродействующих компьютеров.
В ноябре 2014 года Ущелье призывателей, старая добрая карта, к которой все успели привыкнуть, кардинально изменилось. Самые заметные изменения были внесены в художественное оформление поля боя. Оно стало более изящным, более искусным. Все стало легче читаться, пейзаж стал менее хаотичным. Фиолетовая команда стала красной, лучше контрастируя с синей командой противника, и лес каждой команды приобрел соответствующий цветовой оттенок. Угол зрения камеры, наблюдающей за действием, несколько сместился, поднялся выше. Обновление коснулось иконок монстров, индикаторов, дизайна магазинов, где можно приобретать различное снаряжение для чемпионов, а также музыкального сопровождения.
Эндрю Браунелл, отвечающий в Riot за разработку новых продуктов, рассказал в своем блоге в 2014 году о пяти ключевых направлениях изменений, коснувшихся Ущелья призывателей, коими были «ясность и читаемость», «визуальная точность», «геймплей», «тематическое единство» и «улучшение игровых показателей», и добавил: «Когда жизнь от смерти отделяет доля секунды, очень важно, чтобы игрок мог получить в нужный момент максимум необходимой информации, чтобы она читалась легко и была понятна». Поэтому при всех эстетических преимуществах новой версии игры главным мотивом создателей при внесении изменений было желание, чтобы игра не просто выглядела лучше, а чтобы в нее игралось лучше. Реакция публики была невероятно позитивной. Разумеется, когда изменениям подверглись и сами чемпионы, чтобы соответствовать новому стилю игрового поля, геймеры несколько забеспокоились, но что там говорит старая пословица насчет приготовления омлета?
С чего начать
Одна из сложнейших задач, стоящих перед человеком, решившим начать играть в League of Legends, – это решить, с чего начать, какое амплуа, какую роль примерить на себя с самого начала, выходя на Поля правосудия. Ниже в этой книге вы найдете рекомендации профессиональных геймеров из команды Fnatic относительно разных ролей, но если у вас есть желание побыстрее приступить к игре, то давайте обратимся к советам специалистов, опубликованным в 2015 году и в начале 2016-го.
Янник Лежак рекомендует перепробовать все позиции – на верхней, средней и нижней линиях, в качестве дамагера, саппорта, лесника, но в конечном счете сосредоточиться на чем-то одном. Однако он советует новичкам не пытаться начинать с «лесования»: «Это более специализированная роль по сравнению с другими, здесь требуются определенные навыки, опыт, правильный выбор чемпионов и игровых артефактов. Это все придет, но потребуется время». В интернете можно найти различные руководства с описаниями чемпионов League of Legends, но подробных, пошаговых инструкций вы не найдете нигде, поскольку один и тот же персонаж, если он обладает достаточной гибкостью и универсальностью, может совершенно по-разному проявлять себя в разных амплуа и в разных обстоятельствах.
Есть статья, в которой очерчиваются перечни «лучших чемпионов» для каждой позиции, их выбор сводится к следующему: Маокай («лучший топ-лейнер на сегодняшний день») и Экко («очень интересный чемпион для игры») – для верхней линии; Ари («с ней легко сладить») и Моргана («очень сильный набор умений») – для средней линии; Кейтлин («вы очень скоро почувствуете все ее достоинства») и Люциан («с невероятным упорством сосредоточен на нанесении урона противнику») – идеальные дамагеры на нижней линии. Роль саппорта подходит Брауму («набор его умений позволяет ему сосредоточиться на защите своих товарищей по команде») и Леоне («отвязная, непосредственная и очень забавная»), а роль лесников – Вай («рождена для лесования») и Грейвзу («его способности в качестве лесника резко возросли»).
На летнем сплите LCS 2016 года члены Fnatic сами попробовали играть некоторыми из этих чемпионов. В одном из матчей, выигранных командой, топ-лейнер Kikis играл за Экко, в другом – за Маокая. Spirit разок поэкспериментировал в лесу с Грейвзом, правда, не особенно успешно. Играющий на средней линии Febiven предпочитает держаться подальше от чемпионов, рекомендуемых для этой позиции новичкам. Его любимцы – Азир и Виктор, по его словам, «они лучше подходят для игрока с опытом». YellOwStaR выбирал Браума, тогда как Rekkles использовал в роли дамагера четыре раза Люциана и один раз Кейтлин.
Существуют чемпионы, с набором умений которых новичку разобраться легче, но это отнюдь не значит, что они интересны только начинающим. Каждый чемпион может с честью выполнить свое дело в матче самого высокого уровня, когда используется в ситуации, которая соответствует его набору умений. Поэтому всякий раз, когда на форумах начинают шуметь по поводу того, что такой-то персонаж непропорционально силен, такой-то чересчур ослаблен, а такому-то вообще нет места в текущей версии игры, следует помнить, что с каждым новым обновлением положение вещей может меняться.
«Эта игра постоянно меняется, и вам приходится заново подбирать наилучшего чемпиона для своего амплуа, – говорит YellOwStaR. – Бывает так, что в течение года профессиональному геймеру приходится сменить семь-восемь чемпионов. Человеку, только вступающему в игру, эта ситуация может показаться непосильно сложной. Каждый новичок должен чему-то научиться, прежде чем он сможет играть нормально. Когда ты наконец начинаешь понимать, что происходит и как работают все системы, тогда игра становится источником истинного наслаждения».