Шаг 4. История
Каждый должен начать там, где еще течет поток энергии, даже если он очень тонок и даже если все это кажется глупым.
Путь ученика
На Шаге 4 вы рассказываете историю. На основе иллюстрации избранной вами карты вы придумываете сюжет. При этом сюжет будет так или иначе отражать истинные события вашей жизни.
Читающие Таро нередко прибегают к подобному приему. Большинство рассказов начинаются со слов: «Как будто…», или «Словно…», или «Что если это…» В таких историях некоторые сцены и события могут заимствоваться из личного житейского опыта читающего, а некоторые из них придуманы самими создателями и авторами колод в качестве пояснения к своим иллюстрациям. Артур Уэйт, например, рассказывает, что Двойка Жезлов – это «печаль Александра [Великого] среди роскоши всех богатств мира». В этом случае миф рассматривается как нечто более правдивое, чем повседневные события, что создает основу для магической, трансформационной работы, которая выполняется в дальнейшем.
В своем рассказе вам нужно быть спонтанным, непредсказуемым и немного безумным. Гиперболы, преувеличения будут хороши. В вашей сказке животные могут разговаривать, и ничто не будет тем, чем кажется на первый взгляд.
Вот пример на основе карты Шут (0, Инициация) из Таро «Изменения Форм».
«Жил да был однажды на маленьком острове в рыбацкой деревушке мальчик. Он бродил по пещерам и расщелинам в поисках драконьего яйца, потому что хотел забрать его домой и воспитать дракончика. Но это была лишь причуда, потому что хотя драконы в этом мире и были, но никто никогда не видел их яиц.
Его мать говорила: „Зачем тебе дракон? Это страшные существа с необъяснимыми желаниями, они улетают далеко от дома и не думают о своем роде. Довольно мечтать об этом!“
Однажды, когда мальчик был голоден, он увидел замечательное яблоко, которое одиноко висело на дереве и до которого было никак не дотянуться. Он из всех сил пытался достать его, но безуспешно. Тогда он подобрал длинную палку и попытался сбить яблоко, а когда и это не вышло, рассердился. Тут мальчик заметил, что его рука странно выглядит. Она зеленела и обрастала чешуей. Он все тянулся к яблоку и чувствовал, как удлиняется его хребет, и неожиданно заревел громко и дико, на спине его выросли крылья, и он взлетел к вершине дерева и схватил желаемый плод. Ветер, который он порождал взмахами крыльев, сбивал бабочек и стрекоз, а палка, которую он продолжал сжимать в когтистой руке, засветилась силой.
Внезапно к нему пришло знание: это было дано ему по праву рождения, а мать пыталась это скрыть. Драконы рождаются не из яиц – ими становятся мальчики из прибрежных деревень, когда вырастают. Покидая дом, они возвращаются только для того, чтобы заключить союз с одной из девушек-рыбачек, а потом снова улетают навстречу приключениям».
Ваша история необязательно должна быть связной или даже логичной, потому что вы только в конце сможете понять, что важного было в начале (в этом случае – в деревне не было взрослых мужчин), и это совершенно нормально. Пусть история будет наивной (свойство Шута), чем лишенной воображения и рационально строгой. Настало время дать волю фантазиям и домыслам, каким вам только хочется, дать волю желаниям, извлечь кролика из шляпы.
Упражнение 4:1
Пусть вам будет весело. Попробуйте станцевать, спеть или попрыгать. Представьте себе ситуацию, будто вы укладываете детей спать, а они требуют сказку на ночь. Единственное, что у вас есть в качестве иллюстрации, – это карта Таро, с которой вы работаете. Достаньте ее и покажите детям. Теперь расскажите им самую дикую и невероятную историю, которую только способны придумать, черпая сюжет в деталях оформления карты. Разумеется, вы не ограничены рамками этого сюжета и вольны отправиться туда, куда он вас поведет. Вы можете рассказать подобную сказку кому угодно, хоть вашей собаке или коту. Ее можно также записать: засеките время, не более десяти минут, и пишите спонтанно, без размышлений или остановок. Пусть ваша ручка (или пальцы на клавиатуре) ведет вас.
Начните сейчас со слов «Жили-были…»
Упражнение 4:2
Теперь отбросьте «жили-были» и повторите то, что рассказали (или написали) от первого лица и в настоящем времени, как будто вы проживаете эту историю здесь и сейчас. Помните, что вы можете быть более чем одной из фигур карты. Например:
«Я – мальчик, который живет на маленьком острове в рыбацкой деревушке. Я брожу по пещерам и впадинам в поисках драконьего яйца, чтобы забрать его домой и воспитать своего дракончика. В этом моя странность. Моя мама не понимает, почему я так одержим драконами. Она говорит, что это страшные существа с неведомыми желаниями, они улетают прочь от дома, позабыв свой род. Она требует, чтобы я послушался ее и оставил свои мечты. Я голоден и вижу замечательное яблоко, которое одиноко висит на дереве, так высоко, что мне не достать. Я тянусь и тянусь, но тщетно. Я пытаюсь сбить его длинной палкой, но у меня не выходит. Я начинаю сердиться. Потом я замечаю, что моя рука зеленеет и покрывается чешуей. Мой хребет удлиняется, и я издаю бешеный рев. У меня на спине вырастают крылья, и я взлетаю к вершине дерева и хватаю яблоко. Ветер, который я порождаю взмахами крыльев, сбивает бабочек и стрекоз, а палка светится силой. Я понимаю, что быть драконом дано мне по праву рождения, а мать пыталась утаить это от меня. Я улетаю прочь и вернусь только для того, чтобы заключить союз с одной из девушек-рыбачек, а потом снова улечу навстречу приключениям».
В этом упражнении вы совершили переход от описания карты к личной истории. Приведенная выше история предлагает к размышлению несколько вопросов. Вы следовали за мечтой, а вам твердили, что это всего лишь фантазия? Что, по вашим ощущениям, от вас скрывали? Что заставляет вас покинуть дом? Что дано вам от рождения, но вы не знаете этого? Что влечет вас за невозможным? Каковы вы в гневе? Если бы вы проявили всю свою силу, что бы произошло? Любой из этих вопросов может открыть личный сценарий или жизненную схему, которую вы исполняете много раз.
Когда этому Шагу предшествует описание эмоций и отношений на карте, то эмоциональная энергия оказывается близка к поверхности и добавляет глубины пробужденным образам. Например, если на более раннем этапе этот человек описывал эмоции удивления и радости, то у нас получилась бы богатая смесь, демонстрирующая, как гнев приводит к прорыву и в итоге к положительным возможностям.
Упражнение 4:3
На основании пересказа истории и повествования от первого лица, сделанных в предыдущих двух упражнениях, оцените, насколько они отражают вашу собственную жизнь? Когда происходило нечто подобное? Говорите или пишите в течение нескольких минут о своих ассоциациях. Некоторые из них могут быть буквальными, но позвольте себе играть с любыми возможностями, которые приходят вам на ум.
Путь адепта
Вы можете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться к нему позже, после того как попробуете другие способы чтения.
В сказке может быть что угодно: любое число героев, противник, помощник, задание, поиск, магические инструменты, фантастические существа, сверхъестественные способности, простой язык, каноны и клише и вещи, которые являются не тем, чем кажутся. Сказка позволяет вам изучить то, что происходило раньше и что произойдет в будущем, – откуда взялся персонаж, что он или она хочет, что произойдет в результате предпринятых попыток? Сказка наделяет большой важностью и значением повседневные действия (сорвать яблоко, например). Точно так же Таро делает важными наши повседневные истории. Дэвид Бразье в своей книге «Чувство Будды» пишет: «Если история, которую мы проживаем, не важна, то наша жизнь погружается в апатию, и мы оказываемся беззащитными перед тиранией и давлением».
Все, что вы думаете, чувствуете, желаете или что происходит с вами – это еще один эпизод истории вашей жизни. Истории, каждая глава которой полна символизма и скрытого смысла, являющихся неотъемлемой частью вашего пути. Более того, истории, которые вы рассказываете, показывают, как вы выражаете свои эмоции и действуете в жизни.
При чтении расклада Таро имеет место смещение акцентов. Вы временно отделяете события и эмоции от самого себя, будто даете совет другу, но, в то же самое время, этот совет имеет самое непосредственное отношение и к вам. Благодаря описаниям и историям мы узнаем то, что называется «взаимосвязями» в магии и «изоморфным резонансом» в науке, что относится к параллелям между сценами и персонажами на картах и окружающим миром. Другими словами, понимание и действие в одной плоскости соответствует пониманию и действию в другой. Следовательно, вы всегда можете найти необходимые ресурсы в историях, которые рассказываете. Например, вы можете придумать последовательность действий, приводящих к разрешению конфликта, и достичь желаемого. Таким образом, можно решить и настоящие проблемы, возникающие в жизни, проецируя историю карты в реальность.
Успех чтения карт зависит не от фактов, а от их воздействия на вопрошающего, от способности менять человека с пользой для него. Совокупность иллюстраций и символов на картах дает историю, которая при метафорической интерпретации порождает инсайты, наделяющие вопрошающего силой.
Однако если читающий Таро хочет, чтобы его трактовки убеждали, ему нужно научиться убеждать. Так ли это? Вместо того, чтобы убеждать и уговаривать, он может направить размышления вопрошающего в нужное русло, помочь ему почерпнуть в истории мудрость.
Упражнение 4:4
Попробуйте выполнить его совместно с другим человеком – незнакомым или малознакомым, быть может, с другом друга – который понимает, что это эксперимент.
1. Сначала пусть один из вас задаст всеобъемлющий вопрос: «На что в жизни мне необходимо обратить внимание сейчас?» Другой должен перетасовать колоду и вытянуть одну карту, разделив колоду или вынув ее из веера. Положите карту рубашкой вниз. Теперь вы выполняете Шаги с 1 по 3, описываете карту, ее эмоциональный строй. Затем превратите информацию в утверждения в настоящем времени и второго лица («вы») о вопрошающем. Например, сильно сокращенный рассказ о Тройке Кубков может выглядеть так:
«На этой карте вы танцуете с двумя женщинами, высоко подняв кубки в воздух. У ваших ног – фрукты и овощи, плоды урожая. Вы счастливы, это праздник для вас и ваших друзей».
Теперь сочините импровизированную сказку-фантазию о карте и затем трансформируйте ее для настоящего времени второго лица. Это формирует так называемое интуитивное чтение Таро.
И, наконец, узнайте у вопрошающего, что точно соответствовало его или ее жизни, а что было не слишком точным или не соответствовало совсем.
2. Теперь позвольте вопрошающему вытянуть вторую карту. В этот раз проведите вопрошающего через три Шага (описание, эмоции и сюжет), предлагая ему повторять каждый от первого лица. Ваша задача – активно слушать, не добавляя собственных интерпретаций и суждений. Наблюдайте за своей реакцией. При необходимости напоминайте вопрошающему о том, что говорилось в первой части, когда он повторяет все от первого лица и в настоящем времени (вам требуется быть внимательным). Если у вопрошающего проявляются сильные эмоции, сопереживайте ему, но не вмешивайтесь.
Выполнив все три Шага, пусть вопрошающий решит, соотносится ли рассказанное им с его жизнью.
3. Обсудите результаты. Что породило наиболее точные соответствия? Какой процесс произвел на вопрошающего самое сильное впечатление? Какой – на вас и почему?