Черный гримуар «Некрономикон»
Гримуа́р (фр. grimoire) – книга, описывающая магические процедуры, обряды, техники и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая еще какие-либо колдовские рецепты. По сути это собрание инструкций и указаний о том, как работать и как не работать с силами иного мира.
Считается, что в Гримуаре посвященные могли найти инструкции и магические формулы для составления микстур и волшебных напитков, для изготовления пантаклей и талисманов, специальные заговоры и числовые комбинации для получения власти над иноматериальными сущностями.
И ключевым словом в описании владения этим кладезем мудрости является слово «посвященные», это маги – люди, наделенные определенными способностями и обладающие определенными знаниями, способные понять написанное.
Ключи – так нередко называют в среде оккультистов методы постижения того или иного материала – возможность проникнуть в его суть, возможность «открыть дверь» в неведомое.
Сложно сказать, как именно появилось понятие «ключ», символизирующее доступ к скрытым тайнам, но в одном своем значении оно тесно пересекается со словом «клавикула» (лат. ключик).
Название «клавикула» происходит от понятия «ключ, открывающий дверь в хранилище тайных знаний». Так именовался «Ключ Соломона» – инкунабулы, авторство которых приписывается царю-магу Соломону. Название «Гримуар» имеет более загадочное происхождение и соотносится, с одной стороны, с «мемуарами», т. е. вневременной памятью, с другой – с гремлинами, мифическими существами земли.
Из-за религиозной пропаганды и человеческих суеверий содержание Клавикул и Гримуаров, имевших алхимическое, астрологическое или каббалистическое происхождение, относили к Черной магии. Даже простое упоминание одного из этих слов служило гарантией встречи с инквизицией, и, как водилось в те времена, сожжения на костре.
Именно опасения за свою жизнь и жизнь других людей, не посвященных в тайны искусства, привели к тому, что тайные знания стали еще более тайными. Ведь по сути цель оккультиста, эзотерика, мага – постижение Законов Вселенной, изучение ее природы и природы Бытия. И никак не желание прослыть еретиком и отступником церкви.
Вера в дьявола, культивируемая и пропагандируемая церковью, достигла своей наивысшей силы в средние века. В своем стремлении очистить мир от «зла» «святые отцы» превзошли все древние человеческие жертвоприношения.
Первое сожжение на костре состоялось в 1232 года около немецкого города Триара. В одном теологическом сочинении того времени говорится, что если бы в Германии и Италии не были бы сожжены 30000 человек, то колдуны наводнили бы всю землю, опустошили ее и предали дьяволу.
Еретиков обвиняли в кощунственных «черных обеднях» и тайных обрядах ночных богослужений. Григорий IX в своей булле 1233 года так описывал эти ритуалы: «При посвящении новичка тот должен был высосать слюну огромной жабы и потом поцеловать ее в брюхо. Затем являлся худой и бледный человек – кожа да кости. Его тоже надо было приветствовать поцелуем, который имел такое действие, что новообращенный совершенно забывал свою прежнюю веру. Из глубины таинственной статуи выходит задом большой черный кот, которому все присутствующие целовали брюхо. Затем огни тушились, и начинались непристойные оргии между лицами разных полов и одного и того же пола. Затем являлся человек, у которого верхняя часть тела блеском своим затмевала солнце, а нижняя часть походила на кошачью. Это был Люцифер, которому секта служила обедню».
Но мир всегда стремится к равновесию, и оно возникло несколько десятков лет спустя. Страх перед демонами сменился интересом к ним, наводнив Европу обширной литературой о дьяволе, ведьмах и их кознях, но в то же время распространялись книги о магии и волшебстве, с помощью которых можно было разбогатеть и омолодиться – это и были Гримуары.
Несмотря на всяческие запреты, Клавикулы и Гримуары писались и переписывались, распространяясь среди тех, кого не устраивала обыденная жизнь, кого привлекали опасность и непознанное, тех, кто восклицал: «И все-таки она вертится!», восходя на костер.
Подлинные копии книг зачастую соседствовали с подделками, приписками и вносимой переводчиками путаницей. Но при этом дух Гримуаров сохранялся, и тексты расширялись реальными прозрениями пророков и ясновидцев.
Среди этих книг, являющихся классикой Гримуаров, наиболее известны: Большой Ключ Соломона, на основе которой сформировались средневековые магические Гримуары черной, белой и ритуальной магии, оккультизма и эзотеризма; трактат Lemegeton (ок. XVI в.), описывающий 72 адских духа, находившихся в подчинении у царя Соломона; Mutus Liber – Немая Книга (Книга без слов), фактически единственный алхимический трактат такого типа, анонимно изданый во Франции в 1677 году; Книга Священной Магии Абрамелина Мага (Sacred Magic of Abramelin the Mage); Рукопись Войнич (Voynich Manuscript) – таинственная книга, написанная около 500 лет назад неизвестным автором; и многие другие запрещенные церковью книги. Были объявлены как вновь открытые Книга Абрахама-еврея (Book of Abraham the Jew), Книга Дзен (Book of Dzyan), Книга Еноха (Book of Enoch).
Necronomicon – Книга Мертвых. На протяжении столетий появлялись новые Гримуары, и все фантастичней становилось их содержание, все изощренней ужасы и злодейства, все разнообразнее персонажи темного мира. Наиболее известной из псевдокниг последнего времени является, безусловно, Necronomicon («Некрономикон»), родившийся благодаря экстраординарным ночным видениям Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft).
Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 года в городе Провиденс штата Род-Айленд. К моменту создания «Некрономикона» Лавкрафт уже имел опыт написания художественной литературы (The Beast in the Cave (1905) и The Alchemist (1908)), и теперь он снова берется за перо, как писатель-фантаст. В 1917 году успешно издаются The Tomb и Dagon; из под его пера выходят такие вещи, как The Shunned House (1924), The Horror at Red Hook и He (обе также в 1924 году).
В 1933 году Лавкрафт публикует знаменитый «Некрономикон» – так он называет свою книгу. Лавкрафт писал о значении этого названия: nekros в переводе с греческого «мертвец», nomos – «закон», eikon – «образ», «воплощение». Таким образом, название означает: Воплощение закона мертвых. Эта таинственная и запретная книга, темная библия, «при упоминании названия которой холодный ветер доносит шепот умерших», якобы написана Абдулой Альхазредом, безумным поэтом Санаа, провинции Йемена. И назывался этот Гримуар «Аль Азиф», в вольном переводе: «Вой ночных демонов». Согласно Лавкрафту, книга, которую тщательно охранял тайный орден монахов, содержит рассказ о неких злых существах, которые прибыли на нашу планету тысячи лет назад: «На дне океанов плодились Они, пока проходили эпохи, пока воды не отступили пред сушей, на которую выползли полчища Их, и Тьма воцарилась на Земле…» Черный Гримуар «Некрономикон» содержит также инструкции к ритуалам для вызывания этих сущностей и освобождения их из тайных подземных узниц.
Сам Лавкрафт заявил, что этот Гримуар – просто литературное творчество, но многие другие авторы продолжали настаивать на подлинности книги, в том числе престижный эксперт по оккультизму Колин Уилсон, который выдвигал гипотезу, что автор действительно обладал копией «Некрономикона». Он утверждал, что Лавкрафт решительно отрицает все из опасения, так как незаконно обнародовал секреты, охраняемые тайной сектой.
Некоторые исследователи считают, что английскую версию книги создал в XVI в. образованный мистик Джон Ди, работавший при дворе Императора Рудольфа II, который был ученым-алхимиком и поклонником оккультизма. Сама история «Некрономикона» обросла извращенными легендами. Существует даже мнение, что Гримуар-первоисточник был написан на пергаменте, сделанном из кожи людей, убитых во время ритуалов черной магии. То, что действительно является бесспорным – успех этого литературного жанра и лавкрафтовской мифологемы, которая вызвала к жизни таких последователей, как Роберт Блох – американский писатель, один из признанных мастеров современного «романа ужасов»; знаменитого Стивена Кинга и поклонников его «Поселения Иерусалим».
По этим книгам снимались фильмы ужасов, ставшие столь же популярными, как и Гримуары. Неважно, что все это плод фантазии авторов. Важно то, что эти произведения позволяют человеческому воображению свободно создавать экстраординарные миры, вдыхая жизнь в мифологию и возрождая искусство, которое, как учил нас Овидий, часто вдохновляется таинственным, тенями, которые оживляют и мечты, и наши самые глубинные страхи.