О чем мы вообще тут говорим?
История Ордена началась в конце 19 века, в самый разгар повального увлечения спиритизмом и возрождения интереса к магии. Трое добропорядочных британских джентльменов, лондонский коронер, врач, масон Уильям Уинн Уэсткотт; священник, писатель, масон Адольфус Фредерик Артур Вудфорд; и розенкрейцер, каббалист, масон Уильям Роберт Вудман, стали обладателями странной шифрованной рукописи, которая, по утверждению Вудфорда, содержала некие пометки на полях, сделанные рукой Элифаса Леви, что доказывает ее древность и истинность – рукопись переходила из рук в руки, передавая тайные знания, доступные лишь посвященным.
Происхождение рукописи до сих пор точно не известно – ясно лишь, что она действительно существовала. Была ли она действительно собранием древних тайн, творением самих британских джентльменов или анонимной работой неизвестного адепта – не известно. Однако рукопись содержала описание магической системы, продолжающей идеи учения розенкрейцеров. Прочитать ее оказалось не так уж и сложно, поскольку шифр, которым она была зашифрована, оказался довольно известным и имеющим широкое хождение с 17 века. Но на этом работа и застопорилась – не достаточно лишь перевести слова, нужно еще и понять их смысл!
И Уэсткотт обратился за помощью к одной из самых важных фигур в новейшей магической истории – уже на тот момент именитому знатоку оккультных тайн и древних текстов Самюэлю Лидделу МакГрегору Мазерсу. Под его руководством, на основе описанных в рукописи розенкрейцеровских ритуалов, началось создание новой системы магии.
Но «новая» – это не романтично, а согласно законам жанра любая магическая концепция непременно должна быть древней, истинной и традиционной. К счастью, исследование рукописи вывело джентльменов на след Анны Шпренгель, жительницы Нюрнберга, которая, вероятно, была розенкрейцером высокой степени посвящения. Уэсткотт отправил письмо, получил ответ, и в ходе оживленной переписки Анна Шпренгель подтвердила, что описанные ритуалы являются частью древней магической традиции, а так же посвятила Уэсткотта, Вудмана и Мазерса в высокие магические степени и дала разрешение на создание нового магического Ордена.
Сами же знания Ордена, как считалось, восходили к Тайным Вождям – секретной группе адептов высочайшего уровня, познавших все тайны мира и скрыто руководящих духовной эволюцией человечества. И вот так Орден Золотой Зари, (возможно, неожиданно для его основателей) стал наследником величественной сакральной магической традиции. Орден начал набирать обороты, члены организации прибывали, открывались новые отделения, пока переписка внезапно не прервалась. В ответ на очередной письмо поступило сообщение, что Анна Шпренгель мертва, что ее действия не были одобрены розенкрейцеровским братством, а если адепты Золотой Зари хотят продолжать свою деятельность, то им следует самим установить контакт с Тайными Вождями.
Это увлекательная история омрачается лишь некоторыми сомнения в ее подлинности. Увы, далеко не факт, что Анна Шпренгель действительно существовала, и тем более, что она действительно передала Ордену некие древние тайны. Однако Мазерс объявил, что контакт с Тайными Вождями налажен, и те подтвердили правильность работы Ордена. Постепенно все бразды правления в организации достались Мазерсу, а его компаньоны отошли от дел.
Возможно, Анна Шпренгель и была лишь мифом, сфабрикованным для того, что бы придать веса новой магической системе, но это никак не изменяет простого факта – система удалась. И, прежде всего, именно стараниями Мазерса, который с немыслимым трудолюбием и упорством собирал, переводил и объединял самые разрозненные источники. Каббала и демонология, средневековые гримуары и карты Таро, Енохианская магия, все разрозненные осколки оккультной системы, изначально существовавшие отдельно один от другого, шлифовались и соединялись в безупречную мозаику гармоничного и красивого магического учения. Величайшие маги своего времени получили здесь свое образование. Книги, позже ставшие классикой, были впервые переведены на современные языки. Обладая уникальным талантом систематизировать информацию и находить общие детали, Мазерс превратил разрозненные фрагменты в действительно целостную систему. Целостную и строго секретную, каждый адепт Ордена давал клятву хранить молчание. Вот почему и карты Золотой Зари оставались секретными.
Члены Ордена, включая будущих создателей самых популярных мировых колод, изучали именно эту систему, а затем использовали ее для разработки своих карт. Разница лишь в том, что Кроули не считал себя обязанным хранить какие-то тайны уже не существующего к тому времени Ордена. А вот Уайт же напротив, крайне серьезно относился к клятве молчания, и не мог позволить себе открыто рассказывать то, что знал. Его колода, всем известное Таро Уайта, ставшее признанной классикой, возникла именно поэтому – желая поделиться знаниями, Уайт просто не имел права этого делать! И, не имея возможности нарушить клятву, нашел способ ее обойти – издал собственную колоду, хранить которую в секрете не клялся. Но, несмотря на это, его карты все же полны тайн и намеков, а книга – недомолвок.
Книга Уайта называется «Иллюстрированный ключ к Таро» отличное название, намекающее, что суть карт нужно искать не в книге, а именно в рисунках. Уайт рисует бараньи головы на троне Императора, Знак Венеры на щите Императрицы, на Аркане Жрица у ног женской фигуры лунный серп, на груди – крест распятия, а на голове – корона. Это не просто рисунки, это намеки и указания на соответствия карт астрологии и каббале. Головы барана говорят о созвездии Овна, с которым связан Император, корона Жрицы – на связь ее пути с Кетер – но Уайт имел право лишь оставить намек, но не написать это прямо. Тайна Ордена!
И во многом ему приходилось маскироваться под более старую систему Марсельского Таро, хорошо на тот момент известную. Он описывал значение перевернутых карт – хотя знал, как работать только с прямым положением. Он описывает Дурака как предпоследнюю карту, но ставит на не ней цифру «0» – на тот момент Дурак считали именно предпоследним Арканом, а в начало колоды его поставили в Ордене Золотой Зари, что отлично знал, но не имел право рассказывать Уайт. Колода Таро Уайта полна намеков, в которых он ссылается на систему Золотой Зари, но не может ничего рассказать открыто.
Впрочем, пора называть вещи своими именами. Система Таро Золотой Зари – это и есть Английская Школа Таро. Кроме нее существует второе большое течение, называемой Французской Школой. Разница возникла благодаря короткой книге Мазерса (разумеется, секретной, по крайней мере, на момент издания), называемой «Книга Т», в которой он описал специфические особенности системы Золотой Зари, ставшие основой для последующего развития Таро. Французская же школа восходит к Элифасу Леви. Разница на первый взгляд не велика, но влечет за собой различия очень существенные.
Элифас Леви не первым предположил, что есть связь между 22 буквами иврита и 22 Старшими Арканами Таро, но именно он первым заявил об этом прямо и опубликовал систему соответствий иврита и карт, что впервые увязало карты Таро с каббалой, поскольку буквы иврита – это еще и пути на Древе Жизни. И, проводя параллели между Древом Жизни и Таро, Леви не изобретал нечто оригинальное, а просто сопоставил их по порядку, считая, что первая карта – это первая буква и так далее. А поскольку в используемой им системе колода начиналась с Мага, а Дурак считался предпоследней картой, то именно Маг оказался приписан к первой букве – Алеф. Вот именно эти колоды, в которых Маг начинает колоду и соответствует первой букве иврита, и называются французскими.
Мазерс, в свою очередь, так же не был первым, кто предложил поставить Дурака в начало колоды – но первым кто это сделал на практике. И колоды, в которых первая карта – Дурак, который идет под номером Ноль, и соответствует букве Алеф (а Маг – второй букве, Бет) – это английское Таро. Таро Уайта, со всеми его бесчленными клонами и подражаниями, Таро Тота и все колоды, происходящие от него – словом большая часть колод, что вы видели – это Английское Таро, происходящее из системы Ордена Золотой Зари и основанное на книге Мазерса.
Но годы шли, и в Ордене начались склоки и борьба за власть. Таково свойство любой иерархической системы – стоит дать людям иерархию, как мысль подняться по ней на самый верх начинает завораживать. Соберите вместе людей, которые отказываются комму либо подчиняться, и оставьте их наедине друг с другом – и скоро один из них станет лидером, которому все прочие согласятся подчиняться, и он будет учить их, как именно нужно жить не починяясь. Иерархия Ордена, предназначенная для постепенного духовного роста и совершенствования, превратилась в арену карьерных боев, где важно обойти всех и подняться как можно выше.
Начали возникать сомнения, что Мазерс действительно находится в контакте с Тайными Вождями. Многие открыто выражали недовольство стремительным восхождением Алистера Кроули, которому покровительствовал Мазерс. Между Мазерсом и Уэсткоттом так же возник конфликт. Ситуация накалялась, перерастая в силовые столкновения, суды, обращения в полицию и магические войны. Орден начал рассыпаться на отдельные оккультные группы, продолжающие использовать его магическую систему, но не желающие подчиняться старому руководству. Популярность Ордена к тому времена стала настолько огромной, что начали появляться и самозваные его отделения, организованные шарлатанами, выдающими себя за посвященных магов.
Уайт призвал Орден полностью отказаться от всех видов ритуальной магии и работы с астралом и сосредоточиться исключительно на христианском мистицизме – но не нашел поддержки и покинул Орден вместе с группой единомышленников. Кроули серьезно поссорился с Мазерсом и так же покинул Зарю. Один за другим значимые адепты покидали Орден, образуя собственные группы, работающие на основе системы Золотой Зари, и некоторые из них продолжают действовать и по сей день.
Орден был основан в 1887 году. К 1897, когда полное руководство Орденом перешло к Мазерсу, он представлял собой организацию, объединившую сотни подготовленных магов, многие из которых, помимо магии, еще и отлично преуспевали в обыденной жизни – под крышей ордена нашлось место для известных актеров, поэтов, высокопоставленных военных, даже лауреатов Нобелевских премий. С 1900 Орден начал дробиться на группы, практикующие одну систему магии, но не связанные друг с другом. За свою короткую историю Орден успел сделать больше, чем можно было желать, обеспечив знаниями, ритуалами, магической системой многие поколения западных магов, и вся современная Западная магия, в той или иной степени, отталкивается от всего того, что было создано в Золотой Заре.
До сих пор существуют прямые наследники Ордена, практикующие систему магии Золотой Зари именно в том виде, как она была создана основателями Ордена. Но куда важнее, что бы вы ни делали – работаете ли вы с картами Таро или вызываете демонов, проводите планетарный ритуал или читаете Енохианские ключи – вы, так или иначе, соприкасаетесь с наследием Ордена, стоящего у истоков оккультного возрождения Запада. И, что важно в нашем случае, колода в ваших руках скорее всего так же создана по образцу системы Ордена Золотой Зари.
Надеюсь, эта минутка пафоса вдохновила вас на подвиги, поскольку теперь пора ответить на всего еще один вопрос, прежде чем перейти к делу – кто же, в таком случае, этот Регарди?
Израэль Регарди родился в Лондоне, в 1907 году – а это значит, что родился слишком поздно, что бы стать участником баталий между членами Ордена или участвовать в его работе лично. Поэтому не нужно считать, что карты Регарди – это некий эталон, Истинная Колода Золотой Зари – напомню, таковой никогда не существовало, это не одна колода, а группа колод, разнящихся в деталях.
Для Регарди изучение магии началось с читального зала библиотеки, где он обнаружил книги Алистера Кроули и написал автору, а вскоре уже ехал в Париж, где и стал секретарем и помощником Кроули. Путешествуя вместе с ним, Регарди познакомился с еще одной знаменитостью Западной магии – Дион Фортун, и присоединился к ее Ордену Утренней Звезды, одному из осколков Золотой Зари, продолжающему практиковать ее магическую систему. Помимо магии Регарди занимался изучение психологии, психотерапии, а так же принимал участие в работе Парацельсовского Общества Исследований, одной из немногих организаций, практикующей лабораторную алхимию.
Маги, воспитанные в традициях строгой секретности Золотой Зари, уходили со сцены, их группы закрывались, а многие адепты, верные клятве хранить тайну, были вполне готовы просто дать погибнуть всем знаниям, которыми они владели, но не поделиться ими. И во многом именно благодаря Регарди наследие Золотой Зари, утратив покров тайны, стало достоянием общественности. Он вызвал негодование посвященных, связанных клятвами адептов, придавая гласности былые тайны Ордена – но прошли годы, старых адептов не осталось в живых, а магическая система живет. И в 1977 году именно Регарди впервые открыто опубликовал колоду Таро Золотой Зари, максимально точно следующую традициям Ордена.
Чуть позже появились иные колоды – Таро Золотой Зари Сандры и Чика Цицеро, Таро Ритуалы Золотой Зари, Таро Храма Золотой Зари и так далее. Все эти колоды различаются в деталях довольно сильно, и некоторые напирают в большей степени на художественное оформление, чем на смысл карт, но среди них есть и те, которые прямо наследуют традицию Ордена. Вплоть до своей смерти, в 1985 году, Регарди принимал участие в работе над колодой Цицеро, еще одного, более сложного символически, наследника Таро Золотой Зари. И, прежде всего благодаря ему и его колоде, мы может увидеть, изучить, и использовать (весьма успешно) колоду Таро Золотой Зари, предка и идейного вдохновителя большей части наиболее серьезных и популярных современных колод Таро.
Важно понимать, что Таро для Золотой Зари значили куда больше, чем может значит просто еще один гадательный инструмент. Эти карты стали одной из основ всей магической системы, они связаны с астрологией, каббалой, магическими ритуалами, служат описанием системы духовного роста адепта. Если Древо Жизни каббалы – это карта всей Вселенной, то карты Таро – это иллюстрированный путеводитель, описывающий самые отдаленные уголки этой Вселенной в красочных деталях. Таро – это куда больше, чем просто оракул для гаданий. Таро – это оккультная система.