Вы здесь

Танцы с драконами. Мифы и легенды. Драконы в мифах и легендах (Д. Д. Конвэй)

Драконы в мифах и легендах

Мифологии мира изобилуют рассказами о драконах. Иногда их изображают огромными змеями, иногда в виде дракона, понятного для западного мира, иногда в образе, близком Востоку. Однако драконы всегда играли определенную роль в формировании этого мира и множества его разнообразных культур. Они также играют важную роль в восприятии спиритуалистических идей.

Драконов изображали в самых разных формах и вариациях этих форм. По древним учениям, драконы могут иметь две или четыре лапы или вообще ни одной, пару крыльев или никаких крыльев, могут дышать огнем и дымом и иметь чешуйчатую шкуру. Их кровь чрезвычайно ядовитая и едкая, но при том волшебная. Кровь или жизненная сила – символ интенсивности их природных энергий. В зависимости от приема, оказанного населением, драконы проявляли либо благосклонность, либо ярость. Одно можно сказать наверняка: к драконам во всех культурах, связанных с их присутствием и взаимодействием с людьми, относились с благоговейным страхом.

Хотя можно говорить о драконах как об отдельном виде живых созданий, при чтении древних легенд и историй напрашивается вывод о том, что в рамках их сообщества существуют многочисленные подвиды и семейства. Подвиды и семейства могут иметь большие или меньшие различия во внешности, но непременно сохраняют основные черты, присущие всем драконам, где бы они ни водились. Одно семейство драконов с очень сходными чертами проживало в Европе, в частности в Северной Германии, Скандинавии и на островах Северной Атлантики.


Японский дракон с раскрашенного кувшина, период Эдо


Второе семейство наблюдалось во Франции, Италии и Испании. Третье семейство обитало на Британских островах, в том числе и в Ирландии. Среди этих драконов, обычно называемых огнедышащими, были подвиды вивернов (драконов с двумя лапами) и крылатого, но безногого змея (арх., по классификации драконов это амфиптер. – Пер.). Четвертое семейство было обнаружено в Средиземноморье, в частности в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке; в этом регионе водились многоголовые драконы. Пятое и самое многочисленное семейство – восточный дракон Китая, Азии и Индонезии. Шестое семейство, очень ограниченное по размерам и численности, было найдено в обеих Америках и Австралии.

В восточном мире драконы редко дышат огнем и более доброжелательны, хотя вспыльчивы и, если их спровоцировать, могут причинить большие разрушения. Иногда их изображают бескрылыми, но это не мешает им подниматься в воздух, если пожелают. Драконы Востока, Мексики, Америк и Австралии неслись по небу, балансируя между магнитным полем Земли и ветрами.

В Китае, например, драконы изображались с четырьмя лапами, длинным извилистым змеевидным телом и похожим на змеиный хвостом. Они очень различались по размерам: от драконов длиной от метра до Великого Цзянь-Тана длиной более 300 метров. Они умели разговаривать, менять свои формы и размеры и различались по количеству когтей.

Китайские императоры считали дракона с пятью когтями своим священным предком, символом своей власти. Как известно, только императорские драконы имели на каждой лапе по пять особенных когтей. По закону, только император мог носить одежду с вышитым драконом с пятью когтями или обладать вещами с нарисованным на них таким драконом.


Императорский дракон с пятью когтями. Вышивка парадного императорского одеяния, поздняя династия Мин


По традиции, история Китая начинается с 3000 года до н. э., хотя современные историки углубляются в прошлое лишь до 1600 года до н. э. Глиняный сосуд, датируемый примерно 2000 годом до н. э., украшен изображением дракона. Живописные и скульптурные изображения дракона и поныне присутствуют в современном китайском искусстве и празднествах.


Восточный дракон неба


Китайцы разделили своих драконов на группы и классы, где каждый вид имеет отличные от других характеристики. Появились четыре главных дракона Лун-Ван, или Царь драконов. Имена этих братьев: Ао-Куан, Ао-Цзюнь, Ао-Шунь и Ао-Цинь. У разных видов драконов были свои особые обязанности: дянь-лун содержали обитель богов; шэнь-лун вызывали дожди; ти-лун управляли реками; фуцзань-лун сторожили спрятанные сокровища и месторождения драгоценных металлов. Драконы Лун-Ван, или Цари драконов, божества-покровители рек, озер, морей и дождя, своим видом напоминали индийских нагов, или священных змей. В горле у них были бесценные жемчужины, а жили они в роскошных подводных дворцах.

В результате дальнейшего деления появились цзюлун, или чешуйчатый дракон; инлун с крыльями; цзюлун с рогами; безрогий чжилун и связанный с землей паньлун. Дракон чжилун был красным, белым и зеленым, а цзюлун – синим. Китайские драконы также могли быть черными, белыми, красными или желтыми, причем желтый считался главнейшим.

Драконы, используемые для декорирования, делились на девять различных категорий: пу-лао вырезали на гонгах; цзюню и би-ся – на струнных инструментах и литературных табличках (дощечках); ба-ся – на основаниях каменных монументов; чжао-фэн – на свесах крыш храмов; цзинь – на балках мостов; суань-ни только на троне Будды; яй-цзы – на рукоятях мечей и би-хань – на тюремных воротах.

Говорят, знатоки могли распознать возраст и происхождение восточных драконов по их цвету. Полагали, что желтым драконам, рожденным из желтого золота, было по тысяче лет; синим драконам из синего золота – по восемьсот; красным, белым и черным из золота соответствующего цвета – по тысяче.


Восточный дракон моря


Китайцы делили драконов на самцов и самок. Самки откладывали яйца, но из некоторых детеныши не вылупливались тысячу лет. Появление детеныша сопровождалось мощными метеорными потоками, жуткими грозами и крупным градом.

Количество чешуек на шкуре дракона также имело важное значение. Некоторые китайские эксперты по древним драконам полагали, что настоящий дракон имеет ровно 81 чешуйку, а другие утверждали, что чешуек должно быть 117. Шкура обязательно была чешуйчатой, и никакой другой. Это отличительная черта драконов во всем мире.

Китайские драконы должны были иметь голову верблюда, рога оленя, глаза демона, шею змеи, чешую карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Правда, как видно из древних изображений, не все восточные драконы в точности соответствовали этому описанию, но все обладали шишкой на макушке, позволявшей им летать без крыльев. Хотя летающая шишка считалась важнейшей принадлежностью восточных драконов, ее редко можно увидеть на их изображениях.


Китайский дракон с бронзового зеркала. Период от эпохи Сражающихся царств до династии Тан


Восточные драконы умели менять свои формы, глубоко сосредоточившись или в порыве гнева, и все они могли принимать человеческий облик, что легко объяснимо: драконы очень любознательны и время от времени у них возникает желание пожить человеческой жизнью. Вполне возможно, что, пребывая в человеческом облике, дракон входил в контакт с человеком и устанавливал связь, которая не обрывалась после возвращения дракона к собственному образу.

Китайцы даже научились ограждать себя от надоедливых драконов. Поговаривали, что драконов можно отпугивать или контролировать листьями кельрейтерии метельчатой (мелии иранской, мелии азедарах), пятицветной шелковой нитью, воском, железом или многоножкой. Трудно представить, что дракона отпугнет воск или многоножка, но возможно, это поверье пошло от одного-единственного дракона, который испугался этих предметов точно так, как некоторые люди боятся пресмыкающихся, высоты или мышей. В конце концов, драконы обладают очень яркой индивидуальностью, так же как и мы.

В китайской медицине чрезвычайно ценились шкура, кости, зубы и слюна драконов. Измельченная в пудру кость дракона считалась магическим всеисцеляющим средством, панацеей. В старинных медицинских учебниках обязательно указывалось, что драконы периодически сбрасывают кожу и кости, как змеи. Поскольку их кожа мерцала в темноте, то, очевидно, ее легко находили. Некоторые из костей считались слегка ядовитыми, и готовить их можно было лишь в неметаллической посуде. Непонятно, как сбрасывались «кости», разве что это были не настоящие кости, а что-то на них похожее. А что касается зубов, то их выпадение и появление новых у некоторых животных, рептилий и амфибий случается.

Слюну дракона вроде бы находили в виде пенистой субстанции на земле или на поверхности воды. Обычно она извергалась во время спаривания или битвы. В одной китайской легенде говорится о великом сражении недалеко от берега. Жители рыбацкой деревни наблюдали, как огромные драконы весь день и всю ночь катались в черных тучах и вспенивали волны, и отчетливо слышали их раскатистый рев. Наутро рыбаки отправились к месту битвы и набрали полные лодки драконьей слюны, плававшей по океану огромными кучами.

Кровь восточных драконов могла быть красной или черной. Знатоки драконов утверждали, что, впитываясь в землю, кровь превращалась в янтарь. И там, где на землю падала кровь дракона, уже никогда ничего не росло. Хотя в восточных легендах кровь драконов считалась опасной, иногда смертельной, европейские герои купались в крови, чтобы стать неуязвимыми, или пили ее, чтобы обрести мудрость. Превращение крови в янтарь могло быть алхимическим выражением получения желаемого физического результата с помощью магической силы и элементарных энергий.

Восточные драконы не фигурировали в китайских мифах о создании мира. Очень редко и только случайно вступали они в конфликт с богами и героями. Драконы стремились заниматься собственными делами и благожелательно относиться к людям. У восточных драконов были специфические обязанности, такие как управление погодой, поддержание плодородия земли и плодовитости животных, а также помощь людям в овладении некоторыми искусствами. Хотя части тел драконов высоко ценились в восточной медицине, на этих волшебных созданий не охотились, тогда как западные драконы являлись объектами нападения.

Средний Восток, похоже, был местом встреч драконов: одни походили на китайских драконов, другие – на западных. У фригийцев попадаются истории о драконах, достигавших 8 метров в длину, живших в пещерах близ реки Риндакус и передвигавшихся по земле ползком с поднятой вертикально передней частью тела. В исламе встречаются намеки на то, что волшебная лошадь Мухаммеда поднялась на небо с помощью дыхания дракона. Это событие изображено на иллюстрации в турецком манускрипте, который хранится ныне в Национальной библиотеке в Париже.

Египетского Апопа описывали как огромного змея-дракона, обитавшего в Преисподней. По легенде, ханаанский бог Баал убил дракона Лотана и создал мир из его тела. У хеттов встречается подобная легенда о драконе Иллуянке. Месопотамский бог Мардук убил самку дракона Тиамат и создал из ее тела небо и землю. Древние герои Персии также сражались с драконами.

В греческой мифологии мы встречаем героя Геракла, убивающего семиглавую гидру, разновидность дракона. Еще в колыбели Геракл задушил двух гигантских змей, посланных богиней Герой. Позже этот герой спас Гесиону, обреченную на жертвоприношение морскому дракону и прикованную к скале. Персей совершил такой же подвиг для Андромеды. Ясон убил гидру (многоглавого дракона), чтобы достать Золотое руно. Сцены из его приключений с несомненным изображением дракона можно увидеть на греческих блюдах, датируемых примерно 480– 490 годами до н. э. И греческая Медея, и римская Церера разъезжают на колесницах, запряженных драконами. В Древней Греции и Древнем Риме драконов считали и доброжелательными, и злобными, в зависимости от их поведения. Пурпурный дракон стал эмблемой византийских императоров. В погибшем римском городе Помпеи сохранилась настенная роспись с изображением дракона.

В индийских легендах боги обычно не конфликтовали с нагами, или змеями-драконами, о чем свидетельствуют истории Кришны и Вишну. У обоих этих божеств были отличные отношения с Анантой, царем змей-драконов, и с нагами. Глубоко почитаемый индийский бог Вишну прекрасно ладил с Анантой, гигантским одиннадцатиглавым змеем. Вишну спал на кольцах охраняющего его змея Ананты. Индусы считают Ананту символом космической энергии, жизненно необходимой для творения.

Единственным исключением из этой дружбы нагов и богов было убийство Вритры, огромного змея, свернувшегося кольцами вокруг «пупа земли» и удерживавшего воды. Индра убил его, чтобы освободить водную стихию.

Наги славились своими волшебными силами и бесценными жемчужинами на лбу. Они являлись покровителями озер, рек, дождя и облаков, жили в прекрасных дворцах, где их часто навещали боги. Однако, как и все драконы любого вида, наги в раздражении, случалось, убивали людей или причиняли им неприятности. Сохранились истории о том, как они насылали засуху, мор и великие страдания, когда люди нарушали их правила.

Иногда нагов изображали со змеиными головами и человеческими телами. Жили они на вершине горы Меру в золотом дворце, где всегда звучала музыка, хранились драгоценные камни, выполнявшие желания, и благоухали изумительные цветы. В центре их сада, когда-то принадлежавшего Варуне, стояло под охраной дракона древо жизни и реинкарнации.


Гидра.

Из «Истории четырехлапых зверей и змей» Эдуарда Топселла. Лондон, 1658


Говорят, что когда-то в Африке, в Эфиопии, водилось множество драконов. Римский поэт Лукан и другие классические авторы сообщали, что африканские драконы умели летать, и в полете их разноцветная чешуя ярко сияла на солнце, а некоторые были так огромны, что, когда они спокойно спали на земле, их принимали за горы.

Западные драконы очень сильно отличались от восточных. У большинства из них были две крепкие задние лапы, более короткие передние, толстое тело, длинный хвост и крылья – перепончатые, с длинными ребрами или костями, как у летучих мышей. Длинные гибкие шеи заканчивались клиновидными головами. Вооружение западных драконов состояло из длинных когтей, острых зубов и огненного дыхания. С людьми они разговаривали телепатически и были очень хитрыми и коварными.


Украшение в форме нага для окончания парапета. Рисунок Линды Нортон с фотографии в «Азиатской мифологии», Нью-Йорк; артефакт из Музея Делапорте


В древних кельтских легендах драконы представали коварными, но мудрыми. К несчастью, кельтский фольклор по большей части преднамеренно уничтожался, и от той культуры нам достались лишь обрывки мифов и фрагменты историй о драконах. Кельтский баран-змей, или дракон, связан с Цернунном, богом Земли с оленьими рогами, а также с числом восемь – числом спиц в солнечном колесе. Солнечное колесо приводится в движение драконом с головой барана. На немногих сохранившихся рельефных изображениях бога Цернунна мы видим его с мешком золота у ног и в поясе из змеи с двумя бараньими головами. Этот пояс с двумя бараньими головами символизирует духовный мост между разными гранями существования. Кельтский шаман-колдун-жрец знал: чтобы пройти по мосту, необходимо войти внутрь себя, и только тогда возможна встреча с драконом, охраняющим этот мост. Ни один соискатель не сможет миновать дракона и войти в область иных миров, если ему недостает самодисциплины и самопознания.

Конкобар из Ирландии, по легенде, имел двух отцов: бога и человека. Родился он якобы в день зимнего солнцестояния с водяным червем в каждой руке. Судя по описанию этих водяных червей, вероятно, они были детенышами драконов.

Ирландский герой Финн Маккул (Финн Мак Кумайль, Фион Маккумал) также убивал драконов. В некоторых магических учениях поступки Финна считаются не физическими действиями, а борьбой с собственными деструктивными мыслями.

Дракона изображали на уэльском знамени по меньшей мере с тех пор, как Уэльс покинули римские легионы. И в Англии, и в Шотландии, и в Ирландии с XVI века дракона рисовали с четырьмя лапами и виверна с двумя. Однако на Европейском континенте двулапого виверна до сих пор называют драконом, и то же имя закрепилось за четырех-лапой разновидностью. Даже в наши дни дракон – один или с другими символами – является частью геральдического наследия примерно двухсот английских родов и около трехсот европейских.

В скандинавской легенде герой Сигурд (Зигфрид в Германии) убил дракона Фафнира, случайно проглотил каплю крови дракона и тут же стал понимать язык птиц. Это спасло его от вероломного брата дракона, замышлявшего убить его ради сокровища. Сигурд также искупался в крови, когда нанес Фафниру удар из ямы. Все его тело стало неуязвимым для любого оружия, за исключением крошечного участка, оказавшегося прикрытым прилипшим листом.

Бог Тор однажды на рыбалке поймал Мирового Змея. Учитывая могущество и отрицательные свойства огромного змея-дракона, Тору повезло, что его спутник успел перерезать лесу. Правда, бог так не считал и сильно ударил приятеля по голове за то, что тот отпустил его большую «рыбу».

Если вам удастся прочитать самый лучший перевод истории о Беовульфе, вы сразу увидите, что он сражался с тремя драконами. Хотя первого убитого им дракона описывают как молодого двухлапого монстра-самца, кравшего по ночам пищу из домов, это вполне мог быть виверн (тоже двулапый) или четырехлапый дракон, бродивший на задних ногах, или дракон в облике человека. Вторым существом была взрослая самка, принявшая человеческий облик, в конце концов убитая в своем водоеме. Третий дракон появился в жизни Беовульфа позже и определенно был классифицирован как дракон. Это был взрослый летающий самец с ядовитым укусом. Беовульф, тогда уже очень пожилой, сам стал наживкой, чтобы выманить последнего дракона из берлоги и убить его.

Вероятно, самым большим из северных драконов был Нидхогг (Грызун), живший в Нифльхейме и постоянно подгрызавший Древо Жизни. Нидхогга можно отнести к драконам хаоса, тем, кто уничтожает ради воссоздания.


Нос корабля викингов с погребального корабля, найденного в Осберге


Эта идея разрушения-воссоздания привела к тому, что северяне верили, будто Нидхогг обдирал плоть со всех трупов.

В северных регионах полагали, что драконы живут в холодных морях или мутных озерах, в бурях и туманах. В тихую погоду драконы прятались в глубоких подземных пещерах, выходя наружу, когда их мучил голод или начиналась гроза. Даже после обращения в христинство скандинавы, особенно норвежцы, помещали резные головы драконов на крышах церквей, чтобы уберечься от разгула стихии. Так столетиями оберегали они свои корабли, украшая нос головой дракона.

В легендах Шотландии, Скандинавии и Северной Германии драконы были бескрылыми и далеко не всегда злобными. До раннего периода Средневековья о летающих драконах сообщали так же обыденно, как о перелетных птицах. В Средние века, когда христианская церковь стала контролировать почти все стороны жизни общества и фанатично преследовать язычников, драконы превратились в крылатых чудовищ, всегда грозных и злобных, иногда многоголовых. О некоторых говорили, будто у них шея и лапы орла, тело огромной змеи, крылья летучей мыши и заостренный хвост. Таких двулапых драконов мы теперь называем вивернами. Христианская церковь быстро перевела драконов на уровень дьявола и ада, а всех нехристианских правителей изображала опасными драконами.

В христианских текстах много описаний драконов как темных сил; общий смысл этих текстов сводился к «уничтожению языческих идей». Одна из таких историй рассказывается в апокрифической книге «Бел и Дракон»; другая – в Книге Даниила. Христианские истории о святых и драконах всегда заканчиваются поражением дракона. Христиане хотят убедить вас в том, что они убили власть дракона, но это не так. Они не уничтожили и никогда не уничтожат ни магию, ни хитрого неуловимого дракона.

Христианство со своими наставлениями выслеживать и уничтожать драконов добилось того, что больше этих огромных и умных существ не видели, поскольку они исчезли из физического мира, особенно в Британии и Европе. На востоке драконы никогда не подвергались жестоким преследованиям, как в Европе, и продолжали вмешиваться в человеческие и космические дела. С восточными драконами, существами в большинстве своем общительными, обращались с гораздо большим уважением и почтением.

В Мексике драконы ольмеков изображались с телом гремучей змеи, бровями ягуара и в перьях. Эта комбинация змеи—ягуара—дракона, широко распространенная в цивилизациях Мексики, Центральной Америки и некоторых регионах Южной Америки, символизировала неоднозначность вселенной, процесс разрушения и воссоздания, подсознательно понимаемый даже самыми примитивными народами.


Пернатый змей майя из Чичен-Ицы


Хотя, по нашим стандартам, эти культуры были примитивными, безусловно, и у них были свои представления о мире. По-своему они были очень духовными людьми, вполне способными обнаружить могущество дракона. Каменные рельефы странного полудракона-полуягуара иллюстрируют их понимание и признание драконов своего континента. Кецалькоатль, Пернатый (Оперенный) Змей, дракон-змей, известный и почитаемый в регионе, во многом походил на восточных драконов.

Во всех легендах отмечаются определенные сходные свойства драконов. Никогда не следует смотреть дракону в глаза, поскольку он обладает гипнотической силой. Дракон вряд ли назовет вам свое настоящее имя, ведь это даст вам власть над ним. В нескольких легендах разных культур говорится о способности дракона появляться в человеческом облике. В таком случае распознать дракона очень трудно, если только сам он этого не захочет.

Во лбу драконов находится драгоценный камень, называемый dracontias. Этому камню приписываются поразительные разнообразные свойства. Однако, чтобы камень сохранил свои свойства, его надо вынуть до того, как дракон умрет. Рассказывают, как одно семейство добыло такой камень и затем хранило его сотни лет. Примерно в 1345 году шевалье до Гозано (Chevalier do Gozano), впоследствии Великий магистр ордена святого Иоанна Иерусалимского, убил дракона на острове Родос. Неясно, как он умудрился вынуть dracontias до того, как дракон умер, ведь он знал, что удаленный после смерти dracontias теряет свою силу. Этот камень изумительного цвета размером с оливку стал фамильной ценностью. Когда dracontias опускали в воду, вода вскипала, и ее пили, как противоядие и лекарство от болезней, причем больной человек полностью выздоравливал.

В некоторых легендах рассказывалось о драконах, страдавших от болезней, в том числе и глазных. Драконы лечились неизвестной травой balis, по слухам, такой чудодейственной, что она оживляла мертвых детенышей драконов. А при глазных болезнях драконы либо ели фенхель, либо втирали его в глаза.

Упоминалось и о магических применениях внутренних органов и крови драконов. В европейском фольклоре говорилось, что, если человек искупается в крови дракона, то его невозможно ранить ни мечом, ни ножом; а если выпить кровь, то становится понятным язык птиц и животных. Один из спутников Ботвара в датской «Саге о Хрольфе» съел сердце дракона и стал чрезвычайно смелым и сильным. Съеденный драконий язык дарил красноречие и способность побеждать в любом споре. Печень дракона, как и некоторые другие органы, лечила определенные болезни.

Средневековая медицина и магия неоднократно использовали кровь дракона. Поскольку драконы не отдавали свою кровь добровольно, чародеям приходилось обращаться не к драконам, а к другим известным источникам. «Кровавый камень» гематит, руда, богатая железом, и минерал киноварь, соединение ртути, оба назывались разновидностями крови дракона. Однако наиболее используемой «кровью дракона» была камедесмола. Говорили, что деревья, выросшие из настоящей разбрызганной крови дракона, давали красновато-коричневый сок необыкновенно волшебной силы. Этот вид деревьев ботаники до сих пор называют драконовым деревом. В коре делали надрезы и собирали загустевший в смолу сок. Большинство этих деревьев растет в Ост-Индии, на юге Аравийского полуострова и на Канарских островах. Смола драконовой крови, не забытая доныне, используется в магических ритуалах.

Драконы жили долго, копили сокровища и были очень мудрыми, ведь чем старше дракон, тем он мудрее. Беседа со старым драконом похожа на обоюдоострый меч. Дракон может быть мудрее вас и подарить вам больше знаний, но он еще и обидчив, и чрезвычайно ненадежен при неправильном обращении. В конце концов, за его долгую жизнь люди его и подводили, и обманывали.

Драконы контролировали более глубокие потоки стихийных энергий. Они всегда каким-то образом были связаны с различными формами четырех стихий. Драконов обычно видели там, где отмечались другие сверхъестественные явления, где наблюдались призраки и иные астральные существа.

Появление драконов может считаться предзнаменованием счастья. Наблюдатели за восточными драконами говорят, что, изучая часть неба, в которой появился дракон, и его поведение, выдыхание огня, сражение с другим драконом, громкие крики или кувыркание в облаках, можно предсказать погоду и благосостояние любой общины.

Драконы предпочитают говорить загадками и символами, по возможности избегают прямых ответов. Из оружия драконы уважают лишь меч, и только в том случае, если его держит компетентный маг, полный решимости стоять до конца. Обратите внимание: я говорю об уважении, а не страхе. Я верю в то, что драконам нравятся сильные люди, а к сомневающимся, боящимся принимать решения и брать на себя ответственность драконы равнодушны. Не вздумайте реально напасть с мечом на дракона. Во-первых, дракон может расплавить лезвие, как пламя – лед. Во-вторых, дракон – астральное создание, и никакое оружие, существующее в материальном мире, не может нанести ему вред. Меч применяется лишь для магических действий.


Дракон-украшение с одеяния Хэбэй, династия Хан


Как следует из легенд, было время, когда драконы материализовывались из астрала в физический мир довольно регулярно. Принимая во внимание интеллект драконов, не следует удивляться тому, что они предпочитают сторониться людей. Ведь большинство людей стремится контролировать, анализировать и покорять.

Однако самое удивительное то, что огромный запас магии и силы драконов все еще доступен, если маг не пожалеет времени научиться общаться с драконами и черпать энергию из их магического источника.