© Елена Рыбакова, 2016
© Дмитрий Геннадьевич Рыбаков, дизайн обложки, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава 1. Предыстория
Я – учитель-дефектолог психолого-медико-педагогической комиссии, системный редактор Межрегиональной Межведомственной Интернет-Гостиной «Белая Речь», имеющей международный резонанс в научных изданиях. Одним из направлений моей коррекционной практики и общественной деятельности является работа со взрослыми: психологическое консультирование, дефектологическое моделирование проектов, двигательная терапия. Работая с детьми, имеющими нарушение речи, я обнаружила, что их потребность в нерегламентированной, то есть по-настоящему свободной, самореализации настоятельно требует выхода. Дети кричали от восторга, что можно двигаться просто под музыку, без задания и образца, без самодовольной критики взрослых «правильно, неправильно», что присутствие взрослого – только для обеспечения безопасности, физической и эмоциональной, а за советом можно обратиться потом, когда парадигма «личность – тело – музыка» потребует ввода дополнительного собеседника. Тело имеет, что сказать, уже в дошкольном возрасте, личность – имеет право на самовыражение, на пробу силы, стиля и формата, и общество станет здоровее, добрее и богаче, когда мы научимся уважать и обеспечивать эти потребности.
Первоначально я предполагала устроить просто дискотеку для женщин в зале Белорецкого Кризисного Центра для женщин, чтобы они могли без опасений за своё общественное реноме просто «оторваться» – правильно, неправильно, в костюме или почти без него, войти в ситуацию инобытия и карнавала без больших затрат и огорчительных последствий. В маленьком городе могут внукам припомнить «а твоя бабушка в 1987 году скакала как сумасшедшая», «у тебя же всё было видно» и прочие пикантности. И важно не столько то, что скажет или не скажет когда-нибудь озабоченная общественность, существенно то, что женщине где-то нужно проявлять себя без оглядки на внешних и внутренних цензоров, полюбить себя без кавычек и условий, сегодня, а не тогда, когда она станет безупречной для окружающих и для своей внутренней мифологии. Сообщу по большому секрету, ваш, скажем, животик не обязан прислушиваться к вашим пожеланиям, если вы про него думаете всякую ерунду и планируете полюбить его в туманной перспективе будущих заслуг. Попробуйте отнестись подобным образом к родственнику, к соседке, а если таковые смиренно прощают хамское к себе отношение, то ваше отношение к жизни трудно счесть конструктивным и многообещающим.
Однако дамы, пришедшие в зал двигательной терапии для активного самовыражения в танцах восточного направления, начали с того, что, вместо реализации своего двигательного творческого потенциала, проявили вначале творчество в отношении меня и моего проекта: они сочли, что эффективнее будет потратить час нашего общения, если я буду их обучать. Это был их выбор, тем более проективно ценный, но, подчиняясь ему с признательностью, я не могла себя заставить копировать чужие образцы и методики обучения, чрезмерно, для работающих и хозяйственно отягощённых женщин, загружая память и «исправляя» индивидуальный рисунок движений, что в отношении себя самой представлялось мне насильственным.
Поэтому и родился такой синтетический опыт самообучения, где облегчённая двигательная концепция и внятный для занятой женщины язык танца позволяют ей с первых занятий чувствовать себя уверенной в своих возможностях, не восходить за мастером по многотрудной лестнице к грядущему совершенству, а в самой себе находить восхитительную незнакомку, оперируя внятными конструктами, по желанию углубляясь в философию, этнографию, культурологию, медицину, сценографию, внося предложения сообразно своим склонностям в диалоге с другими участниками, варьируя физическую и творческую нагрузку по своим возможностям и желанию. Сначала участницы ожидали учительской позиции от меня, испытывали беспокойство от присущего мне дидактического демократизма, потом очень быстро обретали уверенность в собственных возможностях и сами не замечали, как соглашались выступить на банкетах по просьбе близких и знакомых, а то и прямому приказу начальства: «Приходя в группу, я была готова стесняться своего вида, неуклюжести и неумения, а теперь так легко соглашаюсь выступить. и беспокоят меня только вопросы подбора костюма, „изюминки“ индивидуального танца и выбор музыки!»
И несмотря на бесценный опыт, родившийся в сотворчестве с замечательными женщинами, я всё же мечтаю организовать именно дискотеку восточного движения, где дамы могли бы вначале представить уже имеющийся потенциал в произвольном выступлении, самостоятельно сопоставить свои возможности с арсеналом других «восточниц», привнести по своему выбору изменения в своё танцевальное творчество на основе наблюдений и общения – и лишь потом получить консультативную помощь с учётом индивидуальных возможностей и стиля, а по желанию – совместно спроектировать сольное выступление. К этому праксису бы ещё и кафе, возможно с ведической кухней (безалкогольное, пьющим мужчинам такие танцы ни к чему! а сложная работа внутренних органов во время танца живота, в том числе биохимическая, мало сочетается с возможными спазмами и катаральными явлениями после приёма алкоголя), слегка задрапированный округлый подиум в центре, где по желанию могли бы выступить и женщины, и мужчины в своих либо взятых из костюмерной аксессуарах, тематические акции, фильмы и оздоровительные выезды. Быть может!..
В группах «Жади» и «Будур» танцевали дамы разного возраста и состояния здоровья, экспертно-медицинское сопровождение наших проектов обеспечивала врач МСЭ Акубекова Гузель Денисламовна, её научный опыт отражён в статье «Компонентный анализ» в журнале «Психология зрелости и старения» за 2014 год, а также в материалах сайта «Белая речь». Гордимся хорошими результатами танцевальной терапии для людей с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечает она в своём исследовании, на определённом этапе освоения комплекса «Жади» постоянная смена локализации напряжения и расслабления на теле женщины, скользящий характер движений препятствует возникновению стойких мышечных спазмов, эмоциональной и умственной напряжённости, что создаёт иногда эффект медитативного состояния, отвлекает от тяжёлых переживаний и страхов, что немаловажно не только для соматического и психоэмоционального благополучия, но и отражается на необычной продуктивности занятий. Кроме того, полюбившая себя и жизнь женщина обретает новый психосоциальный статус, а оздоровившиеся тазовые органы оптимизируют её генеративные функции. Научным консультантом проекта по психотерапии является доцент БашГУ к.п. н. Султанова Роза Минниахметовна, консультант по кинезитерапии – доцент БашГУ к.м. н. Гаязова Гульшат Анифовна. Информационную поддержку проекта организовал мой сын, Рыбаков Дмитрий Геннадьевич, руководитель исследовательского сообщества студентов и школьников «Моногородок».
Может показаться странным, но труднее всего освоить базовый комплекс тем, кто занимался ранее лёгкой атлетикой – им трудно отвыкнуть от ориентации на напряжение преимущественно наружных, крупных мышц опорно-двигательной системы и переключиться на иной двигательный статус.
Понятие «базовый комплекс» достаточно условно. Любой практик подтвердит, что группы сходного состава подчас демонстрируют значительные различия в ожиданиях по поводу совместных занятий, коммуникативные возможности и результативность, а один и тот же человек в различные периоды меняет и свою позицию, и потенциал. Соответственно, ориентир на базовый комплекс означает определённый уровень нагрузки и компонентов занятости, достигаемый группой или человеком средних возможностей и мотивированности – и более увлечённый, способный либо прошедший курсовое сопровождение в группе и пожелавший продолжить занятия с использованием обычных либо индивидуально подобранных усложняющих средств. Как правило, за 2—3 месяца новички осваивают общие принципы работы, настрой занятий, 5—7 вариантов выполнения основных элементов на все отделы тела и по нескольку простых комбинаций, хотя и это достаточно для выразительного исполнения, ведения группы начинающих и поддержания своего тела в хорошей форме. Более «продвинутые» танцорши овладевают свободно практически всеми представленными подходами, легко переходят на импровизации в танце и практически не нуждаются в консультации для постановок сольных выступлений.
После ознакомления с моими рекомендациями, надеюсь, оцените и психотерапевтические возможности комплекса движений, основанных на восточных танцах.
Но есть и «побочный эффект». Как оказалось, базовый комплекс «Жади» повышает силу и глубину голоса.
В настоящий момент я систематизирую материалы к пособию с рабочим названием «Талия – друг человека», тоже с «побочным эффектом» – как выяснилось, разработанный комплекс благоприятно воздействует на пазухи носа и лица, хотя был ориентирован на внешнее и внутреннее преобразование области талии у уставшей либо чем-то очень увлечённой женщины.
Далее в моём творческом портфеле комплексы «Попа – тоже человек», «Ох, уж эти ножки!» и «Грудь – это по-взрослому». Мечтаю обобщить также группу материалы «Величество Спина» и «Арт-массаж».
И позвольте маленькую зарисовку из нашей практики. Когда мы знакомили с этим опытом самые разные делегации в Кризисном Центре, гостьи, как правило, реагировали одинаково: «а можно привести сюда дочь?» – мужчины же восклицали: «а мы?!»
Эгоисты. Уж мы им покажем!