Вы здесь

Таможня и ВЭД. Практическое пособие. Глава 2. Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД (Л. К. Нурушева, 2009)

Глава 2

Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

2.1

Меры тарифного и нетарифного регулирования ВЭД

Согласно ст. 19 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» для регулирования внешней торговли «видимыми» товарами, к тому же для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений, в экономике осуществляется установление ввозных и вывозных (импортных и экспортных) таможенных пошлин.

Согласно ст. 20 вышеназванного Закона нетарифное регулирование внешней торговли товарами может производиться только в случаях, предусмотренных ст. 21–24, 26 и 27 данного Закона при следовании указанным в них требованиям.

Соответственно нетарифное регулирование касательно «видимых» товаров используется только в форме:

1) количественных ограничений импорта и экспорта товаров в определенных случаях по решению Правительства РФ (например, введение временных ограничений или запретов экспорта товаров; ограничений импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов);

2) введения Правительством квоты на импорт и экспорт товаров и установления метода распределения квоты в порядке конкурса или аукциона;

3) лицензирования, т. е. выдачи Министерством экономического развития РФ лицензий (разрешений) на экспорт и импорт товаров. Выдаваемые лицензии бывают следующих видов:

а) разовая;

б) генеральная;

в) исключительная.

4) предоставления в соответствии с федеральным законом организациям исключительного права на экспорт (импорт) определенных видов товаров, т. е. это определяется конкретным списком видов товаров для определенных организаций (ст. 26 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»);

5) введения специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер, когда импортируются иностранные товары с целью защиты российских производителей подобных товаров.

Правительство РФ вправе к тому же временно вводить предотгрузочную инспекцию к товарам по специально установленным перечням с выдачей соответствующего сертификата для защиты прав и интересов потребителей, применения мер к недобросовестной практике искажения информации об импортируемых в РФ товарах, а также занижения их стоимости.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» зафиксирована свобода международного транзита товаров, перевозимых через территорию России железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным способом. Относительно отдельных транзитных товаров и транспортных средств могут вводиться требования по их ввозу (вывозу) только через установленные пункты пропуска. Свобода международного транзита не применяется к воздушным судам.

К тому же государство сохраняет за собой право в национальных (государственных) интересах реализовывать другие меры, которые затрагивают внешнюю торговлю.

Данные меры допустимы, если они требуются, в частности, в целях соблюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды; охраны культурных ценностей; охраны интеллектуальной собственности; для выполнения международных обязательств РФ; для обороны страны и безопасности государства и для обеспечения соблюдения международных договоров РФ.

Этим Законом впервые в российском законодательстве введены системные положения, которые касаются международной торговли услугами. Это отдельный пример крупнейшей адаптации российской правовой системы к праву Всемирной торговой организации (ВТО).

Возможно ограничение внешней торговли услугами (либо конкретными секторами услуг) введением запретов, а также ограничений на способы оказания (доставки) услуг.

Согласно ст. 34 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»:

1) если иное не предусмотрено международными договорами РФ, ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» или другими нормативными правовыми актами РФ в отношении мер, затрагивающих внешнюю торговлю услугами, иностранным исполнителям услуг и оказываемым способами, указанными в п. 2, 4, 6 и 8 ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», услугам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории РФ услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми способами, указанными в п. 2, 4, 6 и 8 ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», услугами;

2) положения ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» не применяются к оказанию услуг (выполнению работ) для государственных или муниципальных нужд.

В области внешней торговли услугами государство также может исполнять конкретные меры, диктуемые национальными (государственными) интересами, к примеру для создания целостности и стабильности финансовой системы, предотвращения недобросовестной практики и др.

2.2

Таможенная стоимость

Основой для определения ввозных таможенных платежей обычно является таможенная стоимость. Для ее исчисления декларант заполняет специальные формы ДТС-1 или ДТС-2, которые утверждены приказом Федеральной таможенной службы от 1 сентября 2006 г. № 829 «Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости».

Согласно ст. 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенная стоимость находится одним из шесть методов:

1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) по стоимости сделки с однородными товарами;

4) методом вычитания;

5) методом сложения;

6) резервным методом.

Методы исчисления таможенной стоимости разобраны в ст. 19–24 Закона РФ «О таможенном тарифе».

К тому же в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона «О таможенном тарифе» главным критерием для нахождения таможенной стоимости является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате продавцу. Соответственно, речь идет об общей сумме всех платежей покупателя, которые причитаются именно продавцу или третьему лицу за ввозимые товары. К тому же платежи могут быть исполнены прямо или косвенно в любой форме.

К сведению: это и есть метод нахождения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

К тому же метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами используется в том случае, если выполняются условия п. 2 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе»:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

а) установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

б) ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

в) существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 19.1 Закона РФ «О таможенном тарифе» могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 3 и 4 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Иначе таможенный орган имеет право самостоятельно совершить расчет таможенной стоимости товаров. К тому же остальные методы применяются в строго определенной последовательности (п. 2 ст. 12 Закона РФ «О таможенном тарифе»):

1) сначала таможенная стоимость исчисляется по стоимости сделки с тождественными товарами, при невыполнимости – по стоимости сделки с однородными товарами;

2) если данными способами воспользоваться нельзя, то применяется другой метод – метод вычитания (или, если об этом прямо заявил декларант, метод сложения), потом метод сложения (или соответственно вычитания);

3) в последнюю очередь применяется резервный метод.

Помимо расходов, увеличивающих таможенную стоимость ввозимых товаров, Законом РФ «О таможенном тарифе» определены расходы, которые ее уменьшают: затраты на установку (строительство, возведение, сборку, монтаж) и техническое обслуживание товара, на его перевозку по таможенной территории РФ, а также пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ согласно п. 7 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе».

К сведению: транспортные расходы прямым образом оказывают влияние на величину таможенной стоимости товара.

При исчислении таможенной стоимости ввозимых товаров к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, необходимо дополнительно начислять расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию РФ согласно подп. 5 п. 1 ст. 19.1 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Расходы по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ в таможенную стоимость товаров не включаются при условии, если они выделены из цены, заявлены декларантом и подтверждены им документально (согласно подп. 2 п. 7 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Пример

Если товар отправлен из пункта А, прибыл на таможенную территорию РФ в пункт Б, а конечным пунктом назначения является пункт В, то транспортные расходы из пункта А в пункт Б будут включаться в исчисление таможенной стоимости товаров, а транспортные расходы из пункта Б в пункт В соответственно нет. Тем не менее на практике в основном транспортировка от пункта А до пункта В производится одним лицом – самой организацией-импортером или перевозчиком.

Может быть и так, что транспортные расходы по всему маршруту берет на себя иностранный поставщик, и в соответствии с условиями поставки данные расходы включены в цену сделки. Несмотря на это, транспортные расходы от А до В все равно должны быть разделены (АБ + БВ), а точность данного разделения нужно подтвердить документально.

При исполнении перевозки (транспортировки) безвозмездно или при помощи собственных транспортных средств покупателя исчисление осуществляется на основании действующих на момент транспортировки груза тарифов по перевозке соответствующим типом транспорта. В случаях, когда у декларанта нет данных о единых тарифах, для исчислений необходимо использовать информацию бухгалтерского учета по калькулированию транспортных затрат с включением всех нужных статей или компонентов расходов. При заполнении ДТС-1 на товары нескольких видов расходы на перевозку (транспортировку) товаров до места прибытия на таможенную территорию РФ распределяются между товарами разных наименований пропорционально их весу брутто согласно Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости (утв. приказ Федеральной таможенной службы от 1 сентября 2006 г. № 829 «Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости»).

В случае, если внешнеторговым контрактом предусмотрен базис поставки, расходы по доставке товара по территории РФ (после места ввоза) были включены в цену сделки, для импортера есть вероятность вычета подобных расходов из цены сделки (при соответствующем документальном подтверждении).

В утратившей силу с 1 января 2007 г. Инструкции по заполнению декларации таможенной стоимости (утв. приказом Государственного таможенного комитета РФ от 8 сентября 2003 г. № 998) были определены обязательные условия, которые позволяют декларанту заявлять определенные расходы к вычету: раздельное указание в счете-фактуре, выставляемом продавцом покупателю для оплаты товаров, расходов по доставке до и после ввоза на таможенную территорию РФ, соответствующая оговорка во внешнеторговом контракте. Однако письмо Государственного таможенного комитета РФ от 13 марта 2000 г. № 01–06/6088 «Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров», ссылаясь на эту «старую» Инструкцию, силу не утратило, а соответственно, подход таможенных органов к этому вопросу не изменился. К сведению: методические рекомендации по учету затрат и доставке товаров, приведенные в письме, не являются нормативным актом (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 мая 2004 г. № А65-23921/2003-СА1-29).

Вернемся к подходу таможенных органов, т. е. раздельное указание в счете-фактуре и внешнеторговом контракте расходов по доставке товаров до и после места ввоза является обязательным, но недостаточным для их учета (исключения из цены сделки) условием при исчислении таможенной стоимости ввозимых товаров. Например, в процессе контроля таможенной стоимости ГУТНР (главное управление тарифного и нетарифного регулирования) были выявлены случаи, когда на основании раздельного приведения соответствующих расходов в счете-фактуре декларантом существенно завышалась стоимость доставки товара по территории РФ. Следовательно, в результате этого данные о стоимости доставки товара по территории РФ нужно подтвердить документами, которые дают возможность однозначно доказать правомерность данных вычетов и исчислить их величину. В документах необходимо точно определить порядок исчисления стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки): к примеру, определена тарифная ставка перевозки груза за один километр соответствующего участка пути.

Таможенная стоимость, которая исчислена в ДТС, переносится в грузовую таможенную декларацию (ГТД), предъявляемую декларантом таможенным органам. В случае, когда таможенную стоимость, показанную в ГТД, нужно скорректировать (например, при обнаружении опечаток, арифметических, технических или методологических ошибок, которые повлияли на величину таможенной стоимости товара, несовпадения заявленной величины таможенной стоимости данным, предъявленных в подтверждение документов, и т. д.), заполняется форма КТС-1 или КТС-2 (утв. приказом Федеральной таможенной службы от 20 сентября 2007 г. № 1166 «Об утверждении комплектов бланков “Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1)”, “Добавочный лист (КТС-2)” и Инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей»). В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Центральным банком РФ для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом. (ст. 326 ТК РФ).

2.3

Паспорт сделки

Согласно ст. 20. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральным банком РФ для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям могут определяться единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт должен содержать информацию, необходимую для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами, на основании подтверждающих документов, которые имеются в наличии в основном у резидентов. К тому же паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для осуществления мер валютного контроля согласно данному Федеральному закону.

Согласно Инструкции Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» далее (Инструкция ЦБР «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок») при расчетах в иностранной валюте в обслуживающий банк представляется паспорт сделки, даже если расчеты ведутся через банк-нерезидент (п. 3.4 Инструкции).

Согласно п. 3.2 Инструкции паспорт сделки не требуется, когда партнером нерезидента является:

1) резидент – физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем;

2) резидент – кредитная организация;

3) федеральный орган исполнительной власти, непосредственно уполномоченный Правительством РФ на проведение валютных операций;

4) резидент, если общая сумма контракта (кредитного договора) с учетом всех его изменений и дополнений не превышает в эквиваленте 5000 долл. США по курсу, который устанавливается Центральным банком РФ на дату заключения контракта (кредитного договора).

Для утверждения паспорта сделки в отдел валютного контроля банка подаются следующие документы (п. 3.5 Инструкции):

1) паспорт сделки (два экземпляра);

2) контракт;

3) разрешение органа валютного контроля на валютные операции по контракту и на открытие счета в банке-нерезиденте (в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ);

4) другие документы, указанные в п. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (например, свидетельство о государственной регистрации, таможенные декларации и т. д.).

У физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, либо физического лица – индивидуального предпринимателя на паспорте сделки должны стоять подпись (либо его, либо уполномоченного лица, на которое выписана доверенность) и печать (при ее наличии). От юридического лица требуется две подписи (руководителя и главного бухгалтера) или одна (если в штате нет ответственного за бухгалтерский учет) с оттиском печати. Процесс заполнения паспорта сделки подробно изложен в Приложении 4 к Инструкции.

Паспорт сделки проверяется в течение трех рабочих дней. Если все заполнено и оформлено правильно, то ответственное лицо банка подписывает оба экземпляра (один экземпляр паспорта сделки, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком в досье по паспорту сделки, другой экземпляр возвращается резиденту) и ставит печать банка. При нахождении ошибок все придется оформлять заново. Без банковской подписи в паспорте сделки нельзя осуществить валютный платеж, соответственно лучше не замедлять с оформлением документа.

К сведению: оформлять паспорт сделки нужно будет и в том случае, если резидент заключает контракт с иностранным лицом через его филиал или представительство, которое находится на территории РФ, поскольку требования валютного законодательства по отношению к данной ситуации не содержат каких-либо исключений.

2.4

Пошлины. Сборы

Пошлины. Согласно ст. 2. Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенным тарифом РФ является свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), которые применяются к товарам, перевозимым через таможенную границу РФ и сгруппированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ устанавливается Правительством РФ на основании принятых в международной практике систем классификации товаров. Таможенный тариф используется по отношению к ввозу товаров на таможенную территорию РФ и вывозу товаров с данной территории.

Согласно ст. 3. Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных ранее указанным законом.

Устанавливаются ставки ввозных таможенных пошлин Правительством РФ.

По отношению к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования, применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин (такие ставки называют минимальными).

По отношению к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных льгот (преференций). Данные скидки с таможенных пошлин предоставляются отдельным странам или группам стран. В настоящее время преференциальные ставки применяются обычно в торговле с развивающимися странами. Импорт из наименее развитых стран в мировой внешнеторговой практике реализовывается в основном на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран облагается таможенными пошлинами по ставкам в два раза меньше обычных (базовых). В РФ на сегодняшний день величина преференциальных ставок равна трем четвертым от базовых ставок.

По отношению к товарам, страна происхождения которых не установлена, используются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, произведенным в странах, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования. Исключением являются случаи, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режима наибольшего благоприятствования или предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по максимальным ставкам. Данные ставки называют еще генеральными (или общими).

За Правительством РФ закреплены полномочия по установлению ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, по отношению к которым они используются.

Принимая к учету особую фискальную роль сырой нефти (классификационная товарная позиция 2709 00 по ТН ВЭД), определяется (п. 4 ст. 3. Закона РФ «О таможенном тарифе») специализированный порядок установления Правительством РФ ставок вывозных таможенных пошлин на данный товар.

Процесс определения ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть осуществляется Правительством РФ, отталкиваясь от средней цены на сырую нефть марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга. Пошлины вводятся в действие с первого числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Правительство РФ реализовывает мониторинг цен на сырую нефть марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) для установления средней цены за период мониторинга.

Период мониторинга цен на сырую нефть на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) представляет собой каждые два календарных месяца, начало положено с 1 ноября 2001 г. Соответственно календарный год состоит из шести периодов мониторинга.

Согласно ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть не должны превышать размера предельной ставки пошлины, рассчитываемый следующим образом:

1) при сложившейся за период мониторинга средней цене на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до 109.5 долл. США за одну тонну (включительно) – в размере ноль процентов;

2) при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 109,5 долл. США за одну тонну, но не более 146 долл. США за одну тонну (включительно) – в размере, не превышающем 35 % разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долл. США за одну тонну и 109,5 долл. США;

3) при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 146 долл. США за одну тонну, но не более 182.5 долл. США за одну тонну (включительно) – в размере, не превышающем суммы 12,78 долл. США за одну тонну и 45 % разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за одну тонну и 146 долл. США;

4) при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 долл. США за одну тонну в размере, не превышающем суммы 29,2 долл. США за одну тонну и 65 % разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за одну тонну и 182,5 долл. США.

Ставки вывозных таможенных пошлин на некоторые категории товаров, произведенных из нефти, определяются Правительством РФ с учетом средней цены на сырую нефть марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с первого числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Согласно п. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» решение Правительства РФ об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и некоторые категории товаров, произведенных из нефти, необходимо опубликовывать в одном из официальных изданий РФ не позже чем за 10 дней до дня вступления в силу данных решений.

Сборы. Таможенным сбором является платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (п. 31 ст. 11 ТК РФ).

В соответствии со ст. 357.1 ТК РФ к таможенным относятся сборы:

1) за таможенное оформление;

2) за таможенное сопровождение;

3) за хранение.

Исходя из правил п. 1 ст. 357.7 ТК РФ за оформление платят, декларируя товар, за сопровождение – согласно процедуре внутреннего или международного таможенного транзита, за хранение – при размещении товара на складе временного хранения или складе таможенного органа.

Согласно п. 1 ст. 357.9 ТК РФ перечислены случаи, когда таможенные сборы не взимаются в отношении:

1) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с этой территории и относящихся в соответствии с законодательством РФ к безвозмездной помощи (содействию);

2) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ дипломатическими, консульскими и прочими официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом данных представительств и организаций, а также товаров, специализированных для личного и семейного пользования некоторых категорий иностранных лиц, пользующихся привилегиями и (или) иммунитетом на таможенной территории РФ согласно международным договорам РФ;

3) культурных ценностей, помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, другими государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования;

4) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ для демонстрации на выставках, авиационно-космических салонах и на прочих подобных мероприятиях по решению Правительства РФ;

5) наличной валюты РФ, ввозимой или вывозимой Центральным банком РФ, за исключением памятных монет;

6) товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 руб.;

7) товаров, помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита, в случае, если таможенный орган отправления совпадает с таможенным органом назначения;

8) бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) и Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), а также бланков карнетов АТА или их частей, предназначенных для выдачи на таможенной территории РФ и направляемых в адрес Торгово-промышленной палаты РФ;

9) акцизных марок, перемещаемых через таможенную границу РФ;

10) товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

11) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда декларирование указанных товаров осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;

12) товаров, указанных в п. 1 ст. 265 ТК РФ, перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, за исключением товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских, речных или воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;

13) товаров, указанных в подп. 1, 2, 4 и 5 ст. 268 ТК РФ и помещаемых под иные специальные таможенные режимы;

14) товаров, указанных в подп. 3 ст. 268 ТК РФ, в случаях, предусмотренных Правительством РФ;

15) отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, в отношении которых не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

16) товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы и помещены под таможенный режим уничтожения;

17) товаров, прибывших на таможенную территорию РФ, находящихся в пункте пропуска через Государственную границу РФ либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, не помещенных под какой-либо таможенный режим или специальную таможенную процедуру, помещаемых под таможенный режим реэкспорта и убывающих с таможенной территории РФ из указанного пункта пропуска;

18) иных товаров в случаях, определяемых Правительством РФ;

19) товаров, временно ввозимых с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнетов АТА;

20) запасных частей и оборудования, которые перемещаются через таможенную границу РФ одновременно с транспортным средством в соответствии со ст. 278 ТК РФ;

21) товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, помещенных под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемых в международных перевозках в качестве транспортных средств;

22) профессионального оборудования при таможенном оформлении в соответствии с таможенным режимом временного вывоза для целей производства и выпуска средств массовой информации и при его обратном ввозе. Перечень профессионального оборудования, на которое распространяется действие настоящего подпункта, устанавливается Правительством РФ в соответствии с нормами международного права и общепринятой международной практикой;

23) товаров, предназначенных для проведения киносъемок, представлений, спектаклей и подобных мероприятий (театральных костюмов, цирковых костюмов, кинокостюмов, сценического оборудования, партитур, музыкальных инструментов и другого театрального реквизита, циркового реквизита, кинореквизита), помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

24) товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемых под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

25) товаров, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, и продуктов их переработки, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления.

Согласно п. 2 ст. 357.9 ТК РФ таможенные сборы за хранение не взимаются:

1) при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа;

2) в иных случаях, определяемых Правительством РФ.

К тому же Правительство РФ вправе устанавливать случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение (п. 3 ст. 357.9 ТК РФ).

Ставки сборов за таможенное оформление перечислены в постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», за сопровождение и хранение – в п. 2 и 3 ст. 357.10 ТК РФ.

Согласно ст. 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление определяются Правительством РФ, размер таможенного сбора должен быть ограничен примерной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 руб.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:

1) за исполнение таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:

а) до 50 км – 2000 руб.;

б) от 51 до 100 км – 3000 руб.;

в) от 101 до 200 км – 4000 руб.;

г) свыше 200 км – 1000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6000 руб.;

2) за осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна – 20 000 руб. независимо от расстояния перемещения.

Размер таможенных сборов за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа составляет один рубль с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях – два рубля с каждых 100 кг веса товаров в день. При этом неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день – к полному.

2.5

НДС

«Ввозной» НДС. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается стоимость товаров, перевозимых через границу РФ. Уплата налога осуществляется при декларировании ввозимых товаров. Уплата налога производится независимо от вида налогового режима (например, упрощенная система). К тому же налогообложение осуществляется исходя из избранного таможенного режима, к примеру при выпуске для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме (подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ).

В ст. 150 НК РФ перечислены товары, которые освобождены от налогообложения. Содержащиеся в данном списке товары ввозит далеко не каждый налогоплательщик. В основном из указанного списка применяется льгота в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Во всех остальных случаях, которые не отражены в ст. 150 НК РФ, необходимо рассчитывать налоговую базу. В соответствии со ст. 160 НК РФ она складывается:

1) из таможенной стоимости товара;

2) из таможенной пошлины;

3) из акцизов (если они предусмотрены).

При этом налоговая база определяется отдельно по каждой группе импортируемых товаров одного наименования, вида и марки (п. 3 ст. 160 НК РФ), так как ставки таможенных пошлин для них могут быть различны. Ставки налога, который взимается за ввоз товаров в РФ, как и обычного НДС, – 10 или 18 % (ст. 164 НК РФ). Следовательно, сумма НДС, которую импортеру необходимо уплатить на таможне, рассчитывается следующим образом:


НДС = (ТС+ВТП+А)*18 %,


где ТС – таможенная стоимость ввозимого товара;

ВТП – ввозная таможенная пошлина;

А – сумма акциза (для подакцизного товара).

Сумма НДС рассчитывается в российских рублях (п. 3 ст. 324 ТК РФ) с округлением до второго знака после запятой (п. 30 Инструкции о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ (утв. приказом Государственного таможенного комитета РФ от 7 февраля 2001 г. № 131)).

НДС, который уплачен при ввозе товаров, может или быть принят к вычету, или учтен в их стоимости.

Право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров, имеет только плательщик НДС при следовании следующим условиям:

1) товары ввезены в порядке выпуска для беспрепятственного потребления;

2) товары приобретаются для операций, облагаемых НДС (подп. 1, 2 п. 2 ст. 171 НК РФ), и принимаются к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

3) уплата НДС подтверждена соответствующими документами (п. 1 ст. 172 НК РФ) – ГТД и платежными документами, которые фиксируются в книге покупок. Согласно п. 5, 10 постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» таможенные декларации или их копии, которые заверяются руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем), и платежные документы хранятся у покупателя в журнале учета полученных счетов-фактур.

Если покупка товаров за границей происходит через посредника, т. е. декларантом является комиссионер либо декларирование осуществляет таможенный брокер, то в реальной жизни имеют место случаи, когда посредники и брокеры выписывают импортеру счета-фактуры с указанием НДС, как начисленного по своим услугам, так и уплаченного ими на таможне. Если уплата НДС таможенным органам осуществляется комиссионером, то налог принимается к вычету у комитента после принятия к учету приобретенных товаров на основании документов, подтверждающих уплату налога комиссионером, а также таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары, полученной от комиссионера, а не на основании счета-фактуры (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 23 марта 2006 г. № 0304-08/67 «О принятии к вычету у комитента НДС, уплаченного комиссионером при ввозе товаров на таможенную территорию РФ»).

Если после принятия таможенной декларации будет произведена ее корректировка, то размер сборов за таможенное оформление не пересчитывается. А вот согласно письму Федеральной налоговой службы России от 27 июня 2007 г. № 03-2-03/1236 «О взимании налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ» сумму НДС в этом случае пересчитать можно.

В данном письме говорится, что в связи с корректировкой таможенной стоимости ввезенных товаров вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком на счет таможенного органа с учетом указанной корректировки.

Пример

Организация импортирует из Китая на территорию РФ в таможенном режиме «выпуск для внутреннего потребления» партию цемента. Согласно условиям контракта право собственности на товар переходит в момент оформления ГТД.

Таможенная стоимость равна 70 000 долл. США и соответствует сумме договора.

Товар поступил на территорию России 20 июля 2008 г. Таможенное оформление и уплата всех таможенных сборов и пошлин осуществлены 31 июля 2008 г. Оплата иностранному поставщику произведена 5 августа 2008 г.

Курс Центрального банка РФ (примерный) на дату принятия ГТД равен 23,2 руб./долл. США, на дату оплаты товара – 23,4 руб./долл. США, на 31 июля – 23,45 руб./долл. США.

Таможенная стоимость в рублях составляет 1 624 000 руб. (70 000 долл. США * 23,2 руб./долл. США).

Согласно Таможенному тарифу РФ указанный товар имеет код ТН ВЭД 2523 21 000 0 «Цемент белый, искусственно окрашенный или неокрашенный». Ставка пошлины по данному коду равна 0 %.

Таможенные платежи равны:

1) таможенная пошлина 0 руб. (1 624 000 руб.*0 %);

2) сбор за таможенное оформление 5500 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ № 863);

3) НДС (по ставке 18 %) 292 320 руб. (налоговая база по НДС равна 1 624 000 руб.).

Когда ГТД попадет в бухгалтерию, то суммы таможенных платежей бухгалтер увидит в графе 47 данного документа. Эти платежи отражаются в российских рублях, отдельно каждый вид платежа друг от друга (см. табл. 1).

Таблица 1.

Образец заполнения графы 47 «Исчисление платежей» (графы – Вид[1], СП[2])




В бухгалтерском учете данная ситуация будет отражена проводками в таблице 2.

Таблица 2.

Учет исчисления таможенных платежей




Согласно подп. 2, 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 9 июня 2001 г. № 44н) в бухгалтерском учете товары берутся по фактической себестоимости, следовательно, в сумме фактических затрат организации на приобретение, исключая НДС и другие возмещаемые налоги. В нашей ситуации это сумма, уплачиваемая исходя из договора иностранному контрагенту, к которой прибавились еще перечисленные таможенному органу ввозные таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление.

Относительно налогового учета стоимость материально-производственных запасов, которые включаются в материальные расходы, рассчитывается согласно ценам на покупку (без учета НДС), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и другие расхода, связанные с покупкой материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Исходя из этого стоимость импортных материалов в бухгалтерском и налоговом учете будет равной.

2.6

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, исполняемый путем внедрения количественных ограничений и других запретов и ограничений экономического характера.

Статьей 20 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определено, что нетарифное регулирование внешней торговли товарами может реализовываться только в исключительных случаях, предусмотренных ст. 21–24, 26 и 27 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», при соблюдении указанных в них требований.

Как уже говорилось выше, нетарифное регулирование в отношении «видимых» товаров используется только в форме:

1) количественных ограничений импорта / экспорта товаров в отдельных случаях по решению Правительства РФ;

2) введения Правительством РФ квоты на импорт / экспорт товаров с распределением квоты в порядке конкурса или аукциона;

3) лицензирования, т. е. выдачи Министерством экономического развития и торговли лицензий (разрешений) на экспорт / импорт товаров;

4) предоставления согласно федеральному закону организациям исключительного права на экспорт / импорт отдельных видов товаров;

5) введения специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер в случае импорта иностранных товаров в целях защиты российских производителей аналогичных товаров. Статьей 21 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» регламентируются вопросы количественных ограничений на проведение экспортных или импортных операций. Она дает возможность устанавливать указанные ограничения Правительству РФ в исключительных случаях.

В ч. 1 указанной статьи подчеркивается, что импорт и экспорт товаров производятся без количественных ограничений, исключая некоторые случаи.

Правительство РФ в редких случаях может определять количественные ограничения, к которым можно отнести:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются очень важными для внутреннего рынка РФ. Устанавливать величину данного критического недостатка будет непосредственно Правительство РФ. Права по определению перечня очень важных товаров также переданы Правительству РФ. К тому же в ряде случаев могут вводиться ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или продуктов рыболовства, а именно, если нужно сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения или снять с рынка его временный излишек;

Конец ознакомительного фрагмента.