Вы здесь

Таможенное право России. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ (М. Л. Завражных, 2007)

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 4. Таможенное оформление

1. Общие положения таможенного оформления

Товары, которые перемещаются через таможенную границу, подвергаются определенным таможенным операциям и процедурам.

Таможенные операции – это отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами (ч. 20 ст. 11 ТК РФ). Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от:

1) вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

2) вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);

3) категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физические лица, перемещающие товары не для коммерческих целей – гл. 23 ТК РФ, отдельные категории иностранных лиц – гл. 25 ТК РФ).

Кроме того, способ перемещения товаров тоже может повлиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК РФ).

Таможенные операции делятся на условные группы, которые называются таможенными процедурами. Под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (ч. 21 ст. 11 ТК РФ).

Выделяют следующие таможенные процедуры:

1) таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:

а) прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т. е. до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений);

б) внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

в) помещение товаров на временное хранение;

2) предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ).

3) таможенное декларирование товаров;

4) таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования:

а) при убытии товаров с таможенной территории РФ (например внутренний таможенный транзит – ч. 2 ст. 79 ТК РФ);

б) при условном выпуске товаров с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей – ч. 4 ст. 151 ТК РФ);

5) оформление завершения действия таможенного режима (например завершение действия режима временного ввоза – ст. 21 ТК РФ, таможенного склада – ст. 223 ТК РФ).

Кроме этого, существуют таможенные операции, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К ним можно отнести получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТК РФ).

Начало таможенного оформления. Таможенное оформление при ввозе товаров может начинаться как до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование), так и после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов – ст. 72 ТК РФ). Если товары перемещаются физическими лицами, то таможенное оформление начинается с подачи таможенной декларации (ч. 1 ст. 286 ТК РФ), устного заявления (ч. 2 ст. 285, ч. 1 п. 3 ст. 286 ТК РФ) или действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме – ч. 4 ст. 286 ТК РФ).

При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, в случаях, предусмотренных ТК РФ, устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых, в соответствии с ТК РФ:

1) для применения к товарам таможенных процедур;

2) для помещения товаров под таможенный режим (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом);

3) для завершения действия таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);

4) для исчисления и взимания таможенных платежей.

Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций. Разрешение на проведение таможенных операций выдается таможенным органом в течение трех дней со дня обращения в таможенный орган и представления необходимых документов. Таким образом, установлен предельный срок для выдачи разрешения на совершение таможенных операций, который приравнен к сроку оформления таможенной декларации и проверки товаров.

Согласно ст. 61 ТК РФ, разрешения выдаются на осуществление отдельных таможенных операций, которые совершаются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (п. 20 ч. 1 ст. 11 ТК РФ). Причем временные пределы таможенного оформления установлены ст. 60 ТК РФ. Таким образом, разрешения на совершение других действий, не отвечающих признакам таможенных операций, могут быть получены в порядке ст. 203, 204 ТК РФ в течение 30 дней со дня принятия заявления или документов, содержащих необходимые сведения.

Место и время таможенного оформления. Согласно ст. 62 ТК РФ, таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов, в соответствии со ст. 406 и ст. 407 ТК РФ.

Причем для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия-экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного (ч. 2 ст. 362 ТК РФ).

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фито-санитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст. 66 ТК РФ).

Статья 68 ТК РФ предусматривает использование специальных упрощенных процедур таможенного оформления для лиц:

1) не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении них специальных упрощенных процедур, вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22 КоАП РФ;

2) ведущих систему учета (в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела) своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

3) осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Первоочередной порядок таможенного оформления предусматривает льготы, предоставляемые в зависимости от (ст. 67 ТК РФ):

1) видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);

2) особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления);

3) целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).

Упрощенный порядок таможенного оформления заключается:

1) в сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей (например таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня, – ч. 2 ст. 293 ТК РФ);

2) в сокращении требований, предъявляемых к документам, необходимым для таможенных целей (например, если сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представления отдельной таможенной декларации, за некоторым исключением, не требуется – ч. 4 ст. 293 ТК РФ).

Предоставляемые преимущества используются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе с нее при:

1) подаче периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ);

2) выпуске товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (ст. 150 ТК РФ);

3) проведении таможенного оформления на объектах добросовестных участников ВЭД (п. 2 ст. 62 ТК РФ);

4) хранении добросовестными участниками внешней экономической деятельности товаров, не прошедших таможенного оформления, на своих складах (ст. 117 ТК РФ).

Лицо, которое претендует на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В этом заявлении должны быть указаны сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Заявитель должен представить в письменной форме обязательства о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ, и могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ (ст. 68 ТК РФ).

2. Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию товаров

Прибытие товаров на таможенную территорию. Согласно ст. 69 ТК РФ, прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ. Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу РФ для прибытия на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров.

После того, как перевозчик пересек таможенную границу, он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации. Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу РФ, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов.

Положения ст. 69 ТК РФ не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории РФ. Администрация пункта пропуска через Государственную границу РФ (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу РФ (ст. 71 ТК РФ).

В соответствии со ст. 72 ТК РФ, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 73–76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения(ст. 73 ТК РФ):

1) о государственной регистрации транспортного средства;

2) наименование и адрес перевозчика товаров;

3) наименование страны отправления и страны назначения товаров;

4) наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

5) о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

6) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

7) наименования, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

8) вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

9) о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен;

10) о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

Перевозчик сообщает сведения путем представления таможенному органу следующих документов:

1) документов на транспортное средство;

2) международной товаротранспортной накладной;

3) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения (ст. 74 ТК РФ):

1) о регистрации судна и его национальной принадлежности;

2) наименование и описание судна;

3) фамилию капитана;

4) фамилию и адрес судового агента;

5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки;

6) о количестве и составе членов экипажа;

7) наименование порта отправления и порта захода судна;

8) наименование, общее количество и описание товаров;

9) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

10) наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;

11) номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;

12) наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;

13) наименование первоначальных портов отправления товаров;

14) наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;

15) описание размещения товаров на судне;

16) о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;

17) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен, включая валюту РФ и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;

18) о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.

Перевозчик сообщает сведения путем представления таможенному органу следующих документов:

1) общей декларации;

2) декларации о грузе;

3) декларации о судовых припасах;

4) декларации о личных вещах экипажа судна;

5) судовой роли;

6) списка пассажиров;

7) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией;

8) коносаментов или других документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.

При международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения(ст. 75 ТК РФ):

1) указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;

2) номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;

3) наименование эксплуатационного судна;

4) о количестве членов экипажа;

5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;

6) указание видов товара;

7) номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;

8) наименование пункта погрузки и выгрузки товаров;

9) о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;

10) о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;

11) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на территорию РФ запрещен или ограничен, включая валюту РФ и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы.

Перевозчик сообщает сведения путем представления таможенному органу следующих документов:

1) стандартного документа перевозчика, предусмотренного соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация);

2) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);

3) документа, содержащего сведения о бортовых припасах;

4) авиагрузовых накладных;

5) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость);

6) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией.

При международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения(ст. 76 ТК РФ):

1) наименование и адрес отправителя товаров;

2) наименование и адрес получателя товаров;

3) наименование станции отправления и станции назначения товаров;

4) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

5) наименование, а также коды товаров или Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков;

6) вес брутто товаров (в килограммах);

7) идентификационные номера контейнеров.

Перевозчик сообщает сведения путем представления таможенному органу следующих документов:

1) железнодорожной накладной;

2) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений. Если документы, предусмотренные ст. 73–76 ТК РФ, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.

Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ. От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.

Статья 77 ТК РФ предусматривает, что после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (ст. 78 ТК РФ), помещены на склад временного хранения (гл. 12 ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл. 10 ТК РФ).

С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (ст. 103 ТК РФ) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с гл. 41 ТК РФ. Внутренний таможенный транзит – таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешней экономической деятельности (ст. 79 ТК РФ).

Внутренний таможенный транзит применяется при:

1) перевозке (доставке) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место прибытия на таможенную территорию РФ, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования;

2) перевозке (доставке) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место ввоза (убытия) товара за пределы таможенной территории РФ;

3) перевозке товаров между складами временного хранения, таможенными складами (к примеру, в случае исключения владельца складами временного хранения из Реестра владельцев складами временного хранения – ст. 114 ТК РФ);

4) перевозке товаров в иных случаях, когда на товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей (к примеру, внутренний таможенный транзит международных почтовых отправлений – ст. 296 ТК РФ).

Порядок производства внутреннего таможенного транзита регламентируется гл. 10 ТК РФ. Положения гл. 10 ТК РФ не распространяются:

1) на товары, перевозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров;

2) на товары, перевозимые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Согласно ст. 80 ТК РФ, внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров, в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления).

Внутренний таможенный транзит осуществляется на основе транзитной декларации, в качестве которой таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие следующие сведения (ч. 2 ст. 81 ТК РФ):

1) о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;

2) о стране отправления (стране назначения) товаров;

3) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор;

4) о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории РФ, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом – также о водителе транспортного средства;

5) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о весе или объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описаний и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

6) об общем количестве грузовых мест;

7) о пункте назначения товаров;

8) о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;

9) о планируемом сроке перевозки товаров (ст. 82 ТК РФ);

10) о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (ч. 3 ст. 86 ТК РФ).

Согласно ст. 82 ТК РФ, предельный срок внутреннего таможенного транзита не может превышать срока, определяемого из расчета 2000 км за один месяц, в случае, если перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским (речным) транспортом, а в случае, если перевозка осуществляется воздушным транспортом, этот срок не может превышать 3 дней со дня получения разрешения на внутренний таможенный транзит.

Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа (ч. 1 ст. 85 ТК РФ).

В случае изменения пункта назначения, в соответствии с законодательством РФ, в области транспорта при внутреннем таможенном транзите перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров. При этом перевозчик представляет в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, заявление об изменении пункта назначения, составленное в произвольной форме, документы, подтверждающие изменение пункта назначения, а также документы, предусмотренные ч. 3 ст. 92 ТК РФ.

После прибытия товаров и транспортных средств в место назначения:

1) таможенный перевозчик предъявляет таможенному органу товары, транзитную декларацию, а также иные товаросопроводительные документы (в течение одного часа с момента прибытия или с момента начала работы таможенного органа, а при перевозках товаров железнодорожным транспортом – в течение 12 часов);

2) таможенный орган в течение двух часов с момента предъявления товаров, транзитной декларации и иных документов регистрирует факт прибытия и в течение 24 часов с момента регистрации прибытия оформляет письменное подтверждение о прибытии транспортного средства.

Таможенный орган отправления вправе принять следующие меры (одну из них) по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ при внутреннем таможенном транзите:

1) обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения. Если сведений о товарах, предоставленных для целей внутреннего таможенного транзита, недостаточно для исчисления суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется в порядке, предусмотренном ст. 338 ТК РФ;

2) таможенное сопровождение (ст. 87 ТК РФ);

3) определение маршрутов (ч. 3 ст. 86 ТК РФ);

4) обеспечение надлежащим оборудованием транспортного средства, контейнера или съемного кузова для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (ст. 84 ТК РФ);

5) обеспечение идентификации товаров (ст. 83 ТК РФ).

Перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком. Из множества возможных перевозчиков товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита можно выделить:

1) обычные перевозчики, например, сами участники внешней экономической деятельности;

2) транспортные организации, имеющие статус международных перевозчиков и осуществляющие свою деятельность на основании международных конвенций. В отличие от таможенного перевозчика, международный перевозчик фактически перемещает товар через таможенную границу РФ;

3) таможенные перевозчики.

Таможенный перевозчик – это вид деятельности в области таможенного дела по перевозке товаров (находящихся под таможенным контролем) в пределах таможенной территории РФ.

Правовой статус таможенного перевозчика регламентируется гл. 11 ТК РФ (ст. 93–98 ТК РФ).

Таможенным перевозчиком может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ. Таможенный перевозчик вправе ограничить регион своей деятельности одним (несколькими) таможенным органом (таможенными органами).

В зависимости от территориальных масштабов своей деятельности, таможенные перевозчики могут быть:

1) зональными (при перевозках товаров в пределах зоны деятельности одной таможни, например, между таможенными постами и таможней, в подчинении которой находятся данные таможенные посты);

2) региональными (при перевозках товаров в пределах одного регионального таможенного управления, т. е. между таможнями и таможенными постами, замыкающимися на соответствующее таможенное направление);

3) общероссийскими (при перевозках товаров между различными региональными таможенными управлениями, таможенными постами).

Таможенный перевозчик вправе осуществлять перевозку товаров любыми видами транспорта, о чем необходимо заявить на стадии обращения в таможенный орган за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков. Статья 94 ТК РФ предусматривает следующие условия включения в Реестр таможенных перевозчиков:

1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 лет;

2) обеспечение уплаты таможенных платежей;

3) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством РФ;

4) владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде) используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, в том числе транспортными средствами, пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

5) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не может быть менее 20 млн. руб.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков действительно в течение 5 лет. Временное хранение товаров – это таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешней экономической деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (ст. 99 ТК РФ).

Применение таможенной процедуры позволяет:

обеспечить сохранность товаров до завершения таможенного оформления в целом;

дает возможность заинтересованным лицам проверить товар и подготовиться к таможенному декларированию.

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено гл. 11 ТК РФ. Склады временного хранения (СВХ), – специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ст. 107 ТК РФ. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля. Товары могут быть помещены на любой склад временного хранения с учетом ограничений, предусмотренных ТК (ст. 100 ТК РФ).

Статья 101 ТК РФ определяет помещение товаров на склады временного хранения: на складах временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением запретов на ввоз, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешней экономической деятельности (ч. 1 ст. 13 ТК РФ).

Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на складах или в отдельных помещениях складов временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров (ст. 101 ТК РФ).

Согласно ст. 103 ТК РФ, срок временного хранения товаров составляет 2 месяца. Предельный срок временного хранения товаров составляет 4 месяца. Товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться на складах временного хранения в пределах срока хранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более 2 месяцев.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах склада временного хранения), при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации (ст. 104 ТК РФ).

Склады временного хранения могут быть двух типов: открытого или закрытого. Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения товаров, ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения (ст. 106 ТК РФ).

Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы:

1) обеспечить сохранность товаров;

2) исключить доступ посторонних лиц к товарам;

Конец ознакомительного фрагмента.