Вы здесь

Таможенное право России. ОБЩАЯ ЧАСТЬ (М. Л. Завражных, 2007)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Таможенное право Российской Федерации: понятие, предмет, метод и принципы

1. Понятие и особенности таможенного права

Таможенное право – это отрасль российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное право регулирует отношения, связанные с таможенным оформлением, таможенными тарифами, специальными таможенными процедурами, таможенными платежами, таможенным контролем, ответственностью в таможенной сфере. Таможенное право это комплексная отрасль российского права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

Среди российских юристов нет единого мнения о месте, которое занимает таможенное право в правовой системе. Некоторые полагают, что таможенное право – это самостоятельная отрасль российского права, другие считают, что таможенное право является подотраслью административного права. Также существуют ученые, которые утверждают, что таможенное право – это институт административного права.

Ученые, которые утверждают, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, исходят из следующих доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Гражданско-правовому методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования – административно-правовой, значит, и место таможенному праву в административном праве.

В пользу того, что таможенное право является самостоятельной отраслью российского права, многие авторы приводят следующие доводы:

1) таможенное право имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере;

2) у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования – таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, с другой;

3) таможенное право имеет свой круг объектов регулирования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;

4) для таможенного права характерен комплексный метод регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы;

5) у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются прежде всего Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ), Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты.

Исходя из этих доводов можно с полным основанием утверждать, что таможенное право является первичным, комплексным правоотраслевым образованием, подобно административному, гражданскому и другим отраслям российского права. Конечно, в таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у многих других отраслей российского права. Например, у природоохранного или сельскохозяйственного (кооперативного) права. Тем не менее эти отрасли права вполне обоснованно считаются самостоятельными.

Таможенные правоотношения – это отношения его участников, которые урегулированы и законодательно закреплены нормами таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками могут возникать самые разнообразные отношения. Однако не все они могут становиться именно таможенными правоотношениями. Например, физическое лицо по телефону звонит в таможенный орган с целью узнать некоторые особенности перемещения того или иного товара через таможенную границу. Безусловно, между физическим лицом и таможенным органом возникает таможенное правоотношение. Само обращение физического лица в таможенный орган и консультация последнего содержат в себе все элементы состава таможенного правоотношения. Особенности таможенных правоотношений в том, что они имеют свою специфику. Во-первых, эта специфика предопределяется особенностью объекта регулирования, т. е. общественными отношениями, обусловленными перемещением товаров через таможенную границу. Во-вторых, специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников – таможенного органа, поскольку это специальный субъект таможенного права, который наделен специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия предоставлены таможенному органу актами таможенного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами в сфере таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют государственные служащие таможенных органов. В-третьих, особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны. Так например, в задачу таможенных органов входит прежде всего своевременно произвести таможенное оформление и таможенные процедуры. Такой же цели добиваются и лица, перемещающие товары через таможенную границу. Однако задача таможенных органов состоит и в другом. Они должны обеспечить полную и точную уплату таможенных платежей в федеральный бюджет. Здесь цели таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу, зачастую не совпадают. Далеко не все такие лица считают справедливым и правильным уплачивать высокие таможенные пошлины и налоги за таможенное оформление и осуществление других таможенных процедур. А если говорить об обеспечении экономической безопасности страны, то здесь цели таможенных органов и лиц, которые перемещают товары через таможенную границу, в целом совпадают.

Особенности таможенных правоотношенийимеют свою специфику. Она определяется тем, что данные правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме того, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, потому что в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей.

Таможенные правоотношения, как и многие остальные правоотношения подразделяются на виды.

Эти отношения можно подразделить на:

1) активные таможенные действия;

2) пассивные таможенные действия;

3) посредническую таможенную деятельность;

4) вспомогательные таможенные действия;

5) организационную деятельность.

Активные таможенные действия заключаются в активном выражении (действиях) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими действиями выражает намерение переместить товары через таможенную границу. Пассивные таможенные действия выражаются в пассивном выражении (бездействии) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими пассивными действиями выражает намерение переместить товары через таможенную границу. Посредническая таможенная деятельность заключается в активных действиях лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности. Например, таможенный брокер (представитель) занимается оформлением товаров при перемещении их через таможенную границу или таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем. Вспомогательные таможенные действия выражаются в том, что субъект таможенного правоотношения осуществляет какие-либо вспомогательные действия. Например, таможенный орган принимает предварительное решение в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Организационная деятельность прослеживается в определении компетенции кого-либо из субъектов таможенных правоотношений. Например, Президент РФ своим указом определяет компетенцию Государственного таможенного комитета РФ. Или председатель Государственного таможенного комитета РФ своим приказом утверждает Положение о таможне и таможенном посте.

Состав таможенного правоотношения, его структура включает в себя три элемента:

1) содержание;

2) субъекты;

3) объект.

Содержание таможенного правоотношения включает в себя две стороны: юридическую и материальную.

Юридическое содержание таможенного правоотношения – это права и обязанности его субъектов. Например, лицо, желающее переместить свои товары через таможенную границу, обращается с соответствующим заявлением в таможенные органы, предпринимает конкретные действия в подтверждение данного намерения. В свою очередь таможенный орган обязан принять данное заявление и начать процедуру таможенного оформления товаров с тем, чтобы поместить их под тот или иной таможенный режим.

Материальное содержание таможенного правоотношения – это реальное поведение субъектов данного правоотношения, т. е. их активные или пассивные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей. Например, лицо, желающее переместить свой товар через таможенную границу, обращается с устным заявлением к таможенному органу о возможности сделать это, после чего совершает ряд действий, предусмотренных таможенным законодательством, для осуществления своей цели.

Субъекты таможенных правоотношений– таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу. Те и другие обладают как правоспособностью, так и дееспособностью. Основания возникновения правоспособности и дееспособности субъектов таможенного правоотношения определены соответствующими актами таможенного законодательства и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.

Объект таможенного правоотношения – это те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношения. Каждый участник таможенного правоотношения вступает в эти отношения для того, чтобы реализовать свои цели и интересы. Например, лицо, которое перемещает товары через таможенную границу, делает это для того, чтобы развивать свое производство, получить от продажи изготовленной продукции соответствующий доход. Полученная им прибыль может быть вложена этим лицом в дальнейшее развитие налаженного им производства продукции, его обновления и модернизации. Если говорить об интересах таможенных органов, то они заключаются в том, чтобы содействовать осуществлению целей российского товаропроизводителя, получить от него соответствующие таможенные платежи и налоги, перечислить их в федеральный бюджет, обеспечить экономическую безопасность страны в пределах предоставленных государством полномочий. Для возникновения, изменения или прекращения конкретного таможенного правоотношения необходимо наличие такого фактора, как юридический факт. Это такое жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает наступление, изменение или прекращение таможенного правоотношения.

Как известно, юридические факты делятся на события и действия. В таможенных правоотношениях в подавляющем числе случаев мы имеем дело с действиями. Такова специфика таможенных правоотношений. Все, что связано с возникновением таможенного правоотношения по перемещению товаров через таможенную границу, – это прежде всего действия лица, которое намеревается это сделать. Однако нередко встречаются и случаи наступления определенного события как основания возникновения, изменения или прекращения таможенного правоотношения. Так, действие того или иного таможенного режима прекращается по истечении определенного времени, т. е. наступления события, связанного с истечением времени помещения товаров под конкретный таможенный режим.

2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права

Под предметом таможенного права понимаются общественные отношения в таможенной сфере. Эти отношения связывают с:

1) организацией таможенного дела в стране;

2) таможенным оформлением;

3) таможенными режимами;

4) специальными таможенными процедурами;

5) преступлениями и иными правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение;

6) участием РФ в международно-правовом сотрудничестве в таможенной сфере.

Под принципами таможенного права понимаются его основные начала, главные идеи, которые проходят через все нормы таможенного права. Так же, как и любой отрасли российского права, таможенному праву присущи принципы законности и демократизма. Принцип законности обозначает, что все участники таможенных правоотношений обязаны действовать в строгом соответствии с Конституцией РФ, международными договорами России, ее законами, а также иными нормативно-правовыми актами. Принцип демократизма предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны. Помимо принципов, присущих всем отраслям права, таможенное право имеет и свои специальные принципы. К ним относятся следующие принципы.

Во-первых, принцип полного и четкого таможенного регулирования, который означает, что таможенное право должно во всей полноте и четкости регулировать отношения в таможенной сфере. Новый ТК РФ в наибольшей степени отвечает этому требованию. В п. 1 ст. 6 ТК РФ указано, что положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Согласно п. 5 ст. 6 ТК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано нечеткостью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

Во-вторых, это принцип обеспечения эффективности таможенно-правовых средств и инструментов, который предполагает, что таможенные средства и инструменты должны применяться и действовать с максимальной эффективностью в целях ускорения внешнеторгового оборота, обеспечения соблюдения действующего законодательства в таможенной сфере, обеспечения интересов всех участников таможенных правоотношений. Таможенные средства и инструменты должны постоянно совершенствоваться и обновляться. Таможенная служба РФ не может и не должна жить старыми методами и наработками, нужно постоянно быть в поиске, использовать все новое, передовое, что применяется в таможенных службах других стран.

В-третьих, это принцип учета опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела. Можно отметить, что РФ активно участвует в международно-правовом регулировании вопросов таможенного дела, участвует в большинстве многосторонних договоров и соглашений в таможенной сфере.

В таможенном праве как комплексной отрасли права применяются все имеющиеся в системе права способы правового воздействия (методы) на субъектов таможенных правоотношений. Это прежде всего два метода – административно-правовой и гражданско-правовой в их различных формах выражения.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь преобладают отношения неравных сторон, одна их которых управляет, а другая подчиняется первой. Также следует признать, что в новой редакции ТК РФ постоянно отмечается, что таможенные органы и их должностные лица ни в коем случае не должны выходить за рамки правового поля, которое очерчено ТК РФ и иными законами РФ. Причем ТК РФ теперь подробно регулирует все таможенные процедуры на всех стадиях взаимодействия таможенных органов и лиц. Тем не менее специфика таможенного дела такова, что здесь все же установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных законодательством параметрах. Эти альтернативные действия и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения. В случае спора стороны обращаются в суд для разрешения определенных вопросов или спорной ситуации.

Новый ТК РФ предоставляет лицам больший простор и большие возможности для применения регулирования отношений в области таможенного дела гражданско-правовым методом. К примеру, лица, которые перемещают товар через таможенную границу, сами определяют, какой таможенный режим для своих товаров избрать. В соответствии со ст. 406 ТК РФ по мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться не только в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений, но и в других местах. По сравнению с ранее действовавшей редакцией ТК РФ в новой редакции сказано, что таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективности таможенного контроля. То же самое можно сказать и о времени работы таможенного органа. Согласно ст. 407 ТК РФ время работы таможенных органов в местах таможенного оформления, за исключением портов, аэропортов и иных пунктов пропуска через государственную границу РФ, устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности. В п. 2 ст. 407 ТК РФ говорится, что по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.

Система таможенного права достаточно сложна, поскольку само таможенное право является комплексной отраслью права. В этой отрасли можно выделить три составные части – Общую, Особенную и Специальную.

Общая часть таможенного права включает следующие институты: понятие, особенности, методы и систему таможенного права; его институты; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; ответственность в таможенном праве.

Особенная часть таможенного права содержит такие институты, как таможенное оформление, таможенные тарифы, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль.

Специальная часть включает в себя: международное таможенное право, сотрудничество РФ с государствами – участниками СНГ по таможенным вопросам, международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам.

Вопросы и задания для повторения

1. Назовите основные особенности таможенного права

2. Дайте определение понятию «таможенного права»

3. Назовите предмет таможенного права

4. Назовите субъекты таможенного права

5. Дайте определение понятию «таможенные правоотношения»

6. Какие методы правового регулирования присущи таможенному праву

7. Какие составные части включает в себя система таможенного права

8. Охарактеризуйте основные принципы таможенного права

9. Дайте понятие объекту и субъекту таможенного правоотношения

Тема 2. Источники таможенного права Российской Федерации. Таможенная политика

1. Понятие и классификация источников таможенного права

Под источниками права понимаются его внешние формы выражения, т. е. правовые акты различных государственных органов, в которых установлены нормы таможенного права, содержащие и закрепляющиеся правила поведения в таможенной сфере.

Законодательство в таможенной сфере представляет собой исключительно акты федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства не существует правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Источниками таможенного права являются следующие федеральные нормативно-правовые акты.

1. Конституция РФ. Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ, например п. «ж» ст. 71 Конституции РФ говорится, что таможенное регулирование относится к ведению РФ. Другими словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования. Встречающиеся кое-где попытки региональных властей воспрепятствовать перемещению отдельных товаров из своих регионов или, наоборот, в свои регионы следует считать антиконституционными.

В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.

Помимо названных статей Конституции страны, которые прямо относятся к таможенной политике и таможенному делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие:

1) о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности – ч. 1 ст. 8;

2) о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности – ч. 2 ст. 8;

3) об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина – ч. 3 ст. 15;

4) о защите достоинства личности – ст. 21;

5) об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина – ч. 2 ст. 24,

6) о праве каждого свободно выезжать за пределы РФ, а ее граждан – и беспрепятственно возвращаться в свою страну – ч. 2 ст. 27, что является необходимым юридическим условием свободного ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств;

7) о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности – ч. 1 ст. 34, что включает и право на занятие не запрещенной законом внешнеэкономической деятельностью;

8) о праве обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления – ст. 33, что гарантирует право обращения в таможенные органы индивидуально или коллективно, а также с коллективным запросом;

9) многие другие нормы Конституции РФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, которые непосредственно относятся к таможенному регулированию;

2. Международные договоры РФ в области таможенного дела. Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора – ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Исходя из этого можно определить, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются одними из главных источников таможенного права России. В настоящее время Россия участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции.

Таможенная конвенция – это двустороннее или многостороннее международное соглашение, которое регулирует вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц. Главными из них являются:

1) Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.;

2) Таможенная конвенция «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» от 14 ноября 1975 г. с поправками 1997 г.;

3) Таможенная конвенция «О карнете АТА для временного ввоза» 1961 г.;

4) Конвенция «О временном ввозе (Стамбульская конвенция)» от 26 июня 1990 г.;

5) Конвенция «О гармонизированной системе классификации и кодирования товаров» 1983 г.;

6) Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» от 9 июня 1977 г.;

7) Таможенная конвенция «О контейнерах» 1972 г.;

8) двусторонние договоры РФ с иностранными государствами в области таможенного дела;

3. Таможенный кодекс РФ. Новая редакция ТК РФ 2003 г. по своему объему примерно в полтора раза больше предыдущей редакции, хотя разделов, глав и статей в ней стало меньше. Если в старой редакции было 64 главы, то в действующей – 42, т. е. на треть меньше. Ранее разделов было 14, стало 6, статей соответственно – 456 и 439. Нормы, положения и термины, используемые в ТК РФ, приведены в соответствие с законодательными актами РФ, принятыми в 1994–2003 гг. В ТК РФ были исключены положения об административных правонарушениях и ответственности за нарушения таможенных правил, вошедшие в ТК РФ об административных правонарушениях. Исключен также ряд норм и положений, регулируемых Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ). В действующей редакции ТК РФ усилена торгово-политическая составляющая таможенного дела путем поворота ряда его норм в направлении, обеспечивающем защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и облегчающем деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров.

Осуществлен перевод многих положений ТК РФ на нормы прямого действия (в частности, путем включения в него важнейших положений ряда нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета РФ). Сюда включены развернутые положения и правовые нормы по защите таможенными органами интеллектуальной собственности.

Значительные дополнения внесены также в раздел «Таможенное декларирование товаров и транспортных средств». Здесь увеличен срок для декларирования, но и он при наличии оснований может быть продлен. Новые положения внесены в порядок осуществления таможенного контроля, раскрыто содержание форм контроля, права и обязанности таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности. Определен упрощенный и приоритетный порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств. В ТК РФ содержатся вопросы регулирования службы в таможенных органах, порядок применения оружия и специальных средств. В ТК РФ включены положения о порядке использования морских судов, поскольку практика осуществления таможенного контроля во внутренних и территориальных водах показала необходимость наличия у таможенных органов таких судов, которые должны быть оснащены соответствующим оборудованием и вооружением. Принятие ТК РФ в новой редакции позволяет значительно усовершенствовать правовую базу деятельности таможенных органов путем установления в нем норм преимущественно прямого действия. Для бизнеса это означает стабильность и предсказуемость таможенных правил, единообразную практику их применения на всей территории РФ, упрощение и ускорение процедуры таможенного оформления;

4. Федеральные законы РФ. Помимо ТК РФ, источниками таможенного права являются иные федеральные законы. Среди них особое место занимает Закон РФ «О таможенном тарифе». Этот Закон по объему и сложности существенно уступает ТК РФ.

Закон «О таможенном тарифе» состоит из 7 разделов и 38 статей. В нем урегулированы многие вопросы, среди них:

1) сезонные и особые пошлины;

2) таможенная стоимость товара;

3) методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения;

4) определение страны происхождения товаров; тарифные льготы.

Одним из важнейших законов в сфере таможенного дела является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он определяет:

1) основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2) порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами;

3) права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

Кроме федеральных законов, которые относятся исключительно к сфере таможенного права, в РФ действуют и иные федеральные законы, содержащие отдельные таможенные нормы. Среди них можно назвать Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Закон защищает отрасли российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечивает условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику, поддерживает равновесие платежного баланса посредством регулирования импорта товаров, а также обеспечивает условия продвижения товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» регламентирует специальные защитные меры, процедуру введения специальных пошлин и проведения расследований при их введении.

Федеральный Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» направлен на сохранение культурного наследия народов РФ. Он защищает отечественные культурные ценности от незаконного вывоза за границу, а культурные ценности иностранных государств – от незаконного ввоза на территорию РФ.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет основные принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц относительно владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, отнесены и таможенные органы РФ в пределах предоставленных им полномочий.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» регламентирует вопросы ввоза на российскую таможенную территорию и вывоза с нее различных видов оружия, которое находится в пользовании физических лиц.

Данные нормативно-правовые акты регламентируют и меры нетарифного регулирования экспорта и импорта, которые занимают все более важное место в области таможенного дела. Это система запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров в целях:

1) обеспечения суверенитета и экономических интересов страны;

2) специальные правила в отношении отдельных товаров при перемещении их через таможенную границу (разрешительная система);

3) введение экспортного и валютного контроля, установление технических барьеров (к примеру сертификация) и др.

Здесь необходимо отметить Конвенцию «О международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)», которая вступила в силу после ратификации десятью государствами 1 июля 1975 г. В настоящее время членами СИТЕС являются более 167 стран. СССР стала стороной конвенции в 1976 г., а РФ выполняет обязательства бывшего СССР в части выполнения СИТЕС с 1 января 1992 г., поскольку является правопреемником СССР. Другой международной конвенцией, регулирующей ввоз товаров на таможенную территорию РФ, является «Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением». В 1997 г. конвенцию ратифицировало уже 110 государств, включая РФ. Правительство РФ своим постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов» возложило на Государственный таможенный комитет РФ осуществление государственного контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением.

5. Уголовный кодекс РФ. Комплексный характер таможенного права предполагает использование отдельных норм, которые содержатся в актах других отраслей права. Так, ответственность за совершение преступлений в таможенной сфере предусмотрена УК РФ.

Уголовный кодекс РФ устанавливает следующие составы таможенных преступлений:

1) контрабанда, ст. 188;

2) незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, ст. 189;

3) невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, ст. 190;

4) уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица ст. 194.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение. В КоАП РФ предусмотрена отдельная глава 16, которая называется «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой помещены 23 статьи относительно конкретных административных правонарушений в области таможенного дела.

Указанные статьи гл. 16 КоАП РФ предусматривают различные виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в том числе предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере, предусмотренном данными статьями, конфискацию предметов административного правонарушения, товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения. Статья 23.8 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

2) начальники региональных таможенных управлений и их заместители;

3) начальники таможен и их заместители;

4) начальники таможенных постов – об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Обжалованию решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц посвящена гл. 7 Раздела I ТК РФ. Институт обжалования служит гарантией соблюдения, восстановления и поддержания законности в процессе осуществления таможенного дела.

7. Указы Президента РФ. Кроме федеральных законов РФ, в том числе и кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать нормативные указы Президента РФ. В пункте 3 ст. 3 ТК РФ указано, что отношения в таможенной сфере, кроме ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов – актов таможенного законодательства, могут регулироваться также указами Президента РФ. В качестве примера такого регулирования можно привести Указ Президента РФ от 7 мая 2005 г. № 513 «О дополнительных мерах по обеспечению социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации».

8. Постановления Правительства РФ. Пункт 3 ст. 3 ТК РФ гласит о том, что на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Например, Правительство РФ регулярно принимает постановления об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров.

9. Нормативные акты, издаваемые федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела. Статья 5 ТК РФ 2003 г. посвящена правовым актам федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела. В ней указано, что в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела.

2. Понятие и особенности таможенной политики

Главным средством регулирования внешнеэкономических связей, которые используют многие государства, являются импортные таможенные пошлины. Однообразия в подходах к определению уровня ставок таможенных пошлин по определенным товарным группам в современных условиях не существует. Хотя могут быть сформулированы определенные правила, которые следует принимать во внимание при решении вопросов о величине ставок ввозных таможенных пошлин. Таможенные пошлины вносят диспропорции в сферу производства и потребления и чаще всего снижают благосостояние каждой из торгующих стран, в том числе и той, которая их применяет. Но все же при этом таможенные пошлины всегда выгодны производителям товаров, конкурирующим с импортом, если даже совокупное благосостояние граждан страны при этом снижается, что создает стимулы для активного лоббирования. Использование таможенных пошлин является наиболее оправданным в следующих случаях:

1) если страна способна оказывать влияние на мировые цены импортируемого товара;

2) когда в экономике страны существуют проблемы, которые не могут быть разрешены с помощью иных инструментов экономической политики;

3) в отдельных случаях временная поддержка отечественных производителей с помощью таможенных пошлин может оказаться полезной для развития новых отраслей, которые слишком слабы, чтобы конкурировать с занимающими прочные рыночные позиции иностранными конкурентами.[1]

В условиях РФ использование импортных пошлин в интересах промышленной политики должно концентрироваться на поддержке новых и развивающихся отраслей. Это относится к отраслям, выпускающим высокотехнологичные и наукоемкие виды продукции. Также, целесообразно снизить до нуля ставки импортных таможенных пошлин на те виды оборудования, которые не производятся на территории РФ и выпуск которых не может быть налажен в перспективе. Соответствующие виды оборудования должны быть определены на основе инвентаризации баз данных о количестве и технических параметрах выпускаемого в стране оборудования, осуществляемой государственными органами совместно с бизнесом. При невозможности проведения в обозримые сроки подобной инвентаризации целесообразно вовсе отказаться от импортных пошлин на продукцию машиностроения: модернизация экономики – более важный приоритет.[2]

«Разворот» таможенной политики в подобном направлении происходит в соответствии с целями таможенной политики РФ, как они определены в ТК РФ. Этими целями являются:

1) участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики;

2) содействие проведению структурной перестройки экономики;

3) обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ и решение других задач экономической политики.[3]

Успехи или неудачи таможенной системы зависят от того, как сформулирована таможенная политика государства. В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины за последние годы обеспечили снижение акцентов с налогообложения внешней торговли на налогообложение внутриэкономических операций. На пути к этой цели существуют серьезные препятствия. В действовавшем до последнего времени ТК РФ не были детально определены основные принципы таможенного законодательства. Как следствие, в дополнение к Кодексу действовало около 4 тыс. нормативно-правовых актов ГТК, которые не только содержали массу внутренних противоречий, но нередко изменяли суть и букву закона, становились непроходимым административным барьером для участников внешнеэкономической деятельности. Многие нормы прежнего ТК РФ шли вразрез с духом Конституции РФ и действовавшего законодательства, по сути позволяя таможенным органам вмешиваться в экономическую деятельность широкого круга лиц, влиять на формирование рынка, управлять товарными потоками. Изменение такого порядка администрирования является необходимым условием переориентации таможенной политики на приоритеты структурного регулирования. К сожалению, и в новом ТК РФ присутствуют серьезные недостатки. В частности, кодекс не различает, для каких целей поставляются компоненты – для последующей сборки или в качестве запчастей. В ТК РФ не вошел также очень важный для международной кооперации раздел «Свободная таможенная зона» из старого кодекса по причине отсутствия федерального закона о свободных экономических зонах. Новый кодекс сохранил и ориентацию деятельности таможенных органов на достижение в первую очередь фискальных целей.[4]

Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

1) участие в разработке и реализации таможенной политики;

2) участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

3) защита экономических интересов России;

4) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

5) осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;

6) взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

7) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

8) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

9) проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусматривается также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. Опыт использования мер структурного регулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов таможни уже есть – это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования, специальные пошлины. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими приоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованием таможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперации и повышению конкурентоспособности российских производителей.

Проведение Россией эффективной промышленной политики требует серьезных изменений в подходе к таможенному регулированию. Эти изменения прежде всего должны быть направлены на отмену (либо значительное сокращение) ввозных пошлин на сырье, материалы, комплектующие и оборудование, не имеющие отечественных аналогов и ввозимые в целях технического перевооружения и расширения производства.[5]

Вопросы и задания для повторения

1. Что понимается под источниками таможенного права

2. Какие виды источников таможенного права можно выделить

3. Охарактеризуйте Конституцию РФ как источник таможенного права

4. В чем особенности международных договоров РФ в сфере таможенного дела как источников таможенного права

5. Каковы главные характерные черты Таможенного кодекса РФ 2003 г.

6. Назовите иные федеральные законы в области таможенного дела

7. В чем особенности регулирования таможенной сферы Уголовным кодексом РФ

8. Какие нарушения таможенных правил включает Кодекс об административных правонарушениях РФ и какова ответственность за них

9. Охарактеризуйте указы президента РФ и постановления Правительства РФ в сфере таможенного дела

10. В чем особенность нормативных правовых актов ГТК РФ

11. Назовите основные направления таможенной политики России

12. Охарактеризуйте таможенную политику России на современном этапе

13. Назовите основную новизну и ценность Таможенного кодекса России

14. Охарактеризуйте правовую основу таможенно-тарифного регулирования внешней экономической деятельности

15. Дайте определение понятию «таможенная конвенция»

16. Назовите основные таможенные конвенции, действующие на сегодняшний день

Тема 3. Таможенная служба России

1. Понятие и система таможенных органов

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу, а его функции по принятию нормативно-правовых актов в таможенной сфере были переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, а функции в области, касающейся таможенных платежей, переданы Министерству финансов РФ.

Таможенные органы РФ – это государственные органы, обладающие властными полномочиями, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы, это органы исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов заключается в повседневной практической организации решений вопросов, которые связанны с таможенным делом. Основным в деятельности таможенных органов является выполнение своих функций и полномочий в сфере организации: перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Таможенные органы могут осуществлять как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Эти виды деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится и строго соответствует положениям, определенным таможенным правом. Очень важной отличительной чертой таможенных органов является то, что настоящим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают: экономический суверенитет и экономическую безопасность РФ, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы проводят борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст. 401 ТК РФ).

В соответствии со ст. 402 ТК РФ система таможенных органов включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время это Федеральная таможенная служба);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Центральным органом, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, – это Федеральная таможенная служба России. В ведении Федеральной таможенной службы России находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми она руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции (ст. 403 ТК РФ):

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы; контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресекают незаконное вмешательство в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими полномочиями(ст. 408 ТК РФ):

1) принимать меры, предусмотренные ТК РФ, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

2) требовать документы, сведения, предоставление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, определенном УПК РФ;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в сфере таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ;

10) производить документирование, видео– и аудиозапись, кино– и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с ТК;

12) вносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам письменные предупреждения с требованием устранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления: о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней экономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней экономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по внедрению наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

15) осуществлять иные полномочия, предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами.

Региональные таможенные управления РФ являются промежуточным звеном между центральным аппаратом Федеральной таможенной службы и таможнями. Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов.

2. Обеспечение деятельности таможенных органов

В законодательстве РФ предусматриваются меры, направленные на обеспечение деятельности таможенных органов. В ст. 418 ТК РФ указано, что материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством РФ. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных таможенным кодексом, материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники осуществляется владельцами указанных объектов на основании договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 418 ТК РФ в случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей семье погибшего и его иждивенцам должно быть выплачено единовременное пособие в размере десятикратного годового денежного содержания погибшего по последней занимаемой им в таможенных органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно выплачивается ежемесячное пособие в размере среднемесячного заработка погибшего по последней занимаемой им должности до наступления совершеннолетия или появления самостоятельного источника дохода, а учащимся дневных отделений учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования – до окончания учебы. Иным иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормильца в размере среднемесячного заработка погибшего.

При получении должностным лицом таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере 5-кратного годового денежного содержания по последней занимаемой им в таможенных органах должности, а также в течение 10 лет – разница между размером его среднемесячного заработка по последней занимаемой должности и размером пенсии.

При нанесении должностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных заработков. Ущерб, причиненный имуществу должностного лица таможенного органа или его близкого родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебных обязанностей, возмещается в полном объеме.

Выплата пособий и возмещение ущерба, причиненного имуществу, производятся из средств федерального бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на основании приговора суда или постановления следственных органов либо прокурора о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия. Должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч. 4 ст. 418 ТК РФ должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Страховая сумма выплачивается:

1) в случае гибели (смерти) застрахованного должностного лица таможенного органа в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) – в размере 12,5-кратного годового денежного содержания;

2) при установлении застрахованному инвалидности в связи с исполнением служебных обязанностей в период службы либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов:

а) инвалиду I группы – в размере 7,5-кратного годового денежного содержания;

б) инвалиду II группы – в размере 5-кратного годового денежного содержания;

в) инвалиду III группы – в размере 2,5-кратного годового денежного содержания;

3) в случае получения застрахованным в связи с исполнением служебных обязанностей тяжкого телесного повреждения – в размере годового денежного содержания, а в случае получения менее тяжкого телесного повреждения – в размере полугодового денежного содержания.

Страховая сумма по данному виду страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда. Годовое денежное содержание должностного лица таможенного органа определяется по последней занимаемой этим лицом должности в таможенном органе и включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в год наступления страхового случая. Иные условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и страховой организацией.

Согласно ст. 419 ТК РФ земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, представляются в порядке отвода земель для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством РФ. Земельные участки, отведенные для размещения объектов таможенных органов, представляются этим органам в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.

Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-разыскной деятельности, подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством РФ.

Защита государственной, банковской и налоговой тайны и конфиденциальной информации в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством РФ (ст. 420 ТК РФ).

В соответствии со ст. 421 ТК РФ для обеспечения деятельности таможенных органов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, создает в соответствии с законодательством РФ таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также имеет в ведении государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Имущество таможенных органов, учреждений и государственных унитарных предприятий таможенных органов находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ (ст. 422 ТК РФ).

3. Организационная структура Федеральной таможенной службы

Правовое положение Федеральной таможенной службы России в системе таможенных органов определяется Федеральным законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» и постановлением от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе», утвержденным постановлением.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции:

1) по контролю и надзору в области таможенного дела;

2) агента валютного контроля;

3) специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

При этом таможенная служба осуществляет:

1) ведение Реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

2) ведение Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

3) ведение таможенного Реестра объектов интеллектуальной собственности;

4) аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

5) выдачу лицензий на учреждение свободного склада.

Кроме перечисленного таможенная служба также:

1) ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

2) информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

3) осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

4) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

5) осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

6) осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-разыскную деятельность;

7) осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

8) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

9) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

10) рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц и др.

По согласованию с Министерством экономического развития торговли РФ Федеральная таможенная служба имеет право:

1) создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями, для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

2) определять регион деятельности таможенных органов;

3) утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Вопросы и задания для повторения

1. Дайте определение понятию «таможенное дело»

2. Что такое таможенная конвенция

3. Назовите основные действующие конвенции, которые были разработаны СТС/ВТО

4. Какова система таможенных органов РФ

5. Назовите функции, выполняемые таможенными органами РФ

6. Какова структура таможенных органов РФ