3 История развития таможенного права России
Истории развития таможенного дела в России посвящены исследования отечественных историков С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, С.Ф. Платонова, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, Л.Н. Гумилева, а также специалистов в области таможенного дела: К.И. Лодыженского, И. Кулишера, М.Н. Соболева, Д. Толстого. Значительный вклад в историографию таможенного дела внесли Н.Н. Шапошников, А.И. Потяев, Л. Марков и многие другие.
В развитии таможенного дела в Российском государстве можно выделить ряд периодов, обуславливающих план построения настоящей работы.
Первый период – начало IX в. – середина XVI в. – время создания централизованного Московского государства.
Второй период – середина XVI в. – начало XIX в – время становления и развития таможенного дела в Московском централизованном государстве. Его рамки охватывают деятельность государства по становлению таможенного дела.
Третий период продлился со времени императорства Пета Первого и вплоть до революции 1917 г. В этом периоде, хотя и с перерывами, государство осуществляло протекционистскую политику, начал работать таможенный механизм регулирования, а таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности и была тесно увязана с внутренней и внешней политикой.
Четвертый период (с момента создания СССР до перестройки) был связан с тем, что таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не как механизм регулирования внешней торговли и производства.
Вместе с тем полученный опыт совместного решения вопросов таможенного контроля, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного дела, способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории и приближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.
Пятый период принято связывать со временем окончания существования СССР и период действия Таможенного кодекса РФ 2003 года. Он характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов, их управлении, статусе, участии в международных таможенных организациях. Наконец, современный этап характеризуется вступлением в силу с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана.
О таможенной службе Древней Руси можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства шло становление структур и институтов, которые составляли ядро российской таможенной службы. Но существуют многочисленные факты истории, которые позволяют утверждать о 1000 – летном периоде существования в России таможенного дела.
Так, еще в Древней Руси взимали мыт – пошлину за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям и т.п. При этом различалось «мыто сухое» – при провозе товаров по суше и «мыто водяное» – при провозе по воде. Сборщик пошлин назывался «мытником» или «мытчиком». Одновременно взимались сборы с продажи товаров, введение которых принадлежало духовенству, именно духовенство в те времена заведовало «над весами» и получало пошлины с продававшихся товаров.
Следует отметить, что в те времена таможенное дело осуществлялось от случая к случаю, эпизодически, являя собой дополнительный, побочный результат внешней и внутренней политики государства. Внешняя торговля в Древней Руси, во-первых, сводилась к вывозу дани и, во-вторых, находилась в исключительном ведении киевского князя, его приближенных к немногочисленной группе состоятельных граждан.
Русские купеческие караваны путешествовали двумя маршрутами: либо по Днепру к Черному морю и затем в Византию, либо по Волге к Каспийскому морю и затем в Багдад. В характере этих экспедиций длительное время преобладал военный, захватнический оттенок. Арабские источники упоминают о торговле «русов» с болгарами, хазарами, буртасами, но все же первостепенное значение придают приобретению «русами» имущества мечом. Торговые отношения Византии и Киевской Руси также формировались под влиянием военно-политических обстоятельств.
Договорами 907, 911, 945, 971 гг. греки стремились обезопасить себя от нападений Руси, заманив насилия мирным обменом. К примеру, в договоре киевского князя Олега с императорами Византии Львом и Александром 907 года оговаривались широкие торговые права русской стороны: «Да творят куплю, якоже им надобно, не платяче мыта ни в чем же»22.
Соотношение сил между Русью и Византией все время изменялось. Это сказывалось на содержании их договорных отношений, которые складывались в результате военных походов русских князей на Византию. Так, согласно договору 945 года русские люди, приезжая в Царьград, должны были проходить регистрацию и проживать в определенном месте – на подворье монастыря св. Мамонта в предместье столицы. В сам город они допускались в сопровождении правительственных чиновников группами не свыше пятидесяти человек и без оружия. Срок их пребывания в Византии ограничивался шестью месяцами. При этом русские гости находились на полном содержании византийского правительства и получали «месячину» – хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты. Кроме того, они также могли бесплатно пользоваться банями и требовать на обратный путь якорей, канатов, парусов и другого корабельного снаряжения.
Вместе с тем по договору 945 года русским запрещалось зимовать не только в Царьграде, но также и в устье Днепра. Они были стеснены в приобретении ценных парчовых материй, производимых в императорских мастерских – каждый мог вывезти их не более чем на 50 золотых. Русские послы и купцы должны были предъявлять в Византии доказательства своего официального положения: первые – золотые печати, вторые – серебряные. Только при этом условии византийское правительство брало на себя ответственность за их жизнь. Кроме того, договором не обусловливалось право русских купцов вести в Византии беспошлинный торг.
Особенностью русско-византийских отношений было и то, что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о пребывании греков по своим делам на Руси нет. Справедливость этого утверждения подтверждается и самим названием торгового пути «из варяг в греки». Он пролегал от Финского залива до Черного моря по Неве, Волхову, Ловати, Днепру. Возникали, особенно активно в 9 веке, и другие торговые пути: по Днепру, по Дону, по Волге. На этих реках появлялись новые города: Ладога, Новгород, Торопец, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов, Вышгород, Волоколамск и другие. Славяне вывозили хлеб, медь, воск, а также рабов. Развивалась и внутренняя торговля. Росло число торговых людей. Появляются элементы таможенного дела – торговые пошлины, распространенным видом которого было «мыто». При Ярославе Мудром возникает таможенное законодательство.
В Древней Руси налаживалось денежное дело. Вначале появляются монетные знаки в виде куска кожи или меха, затем слитков серебра и золота. Фунт серебра назывался гривной, полфунта – гривенником, четверть фунта (перерубленный пополам гривенник) – рублем. В конце 11 – начале 12 века отчеканены первые монеты. Развитие внешней и внутренней торговли способствовало товарообмену и, как следствие этого, совершенствованию таможенного дела.
Исторические документы свидетельствуют, что в середине XVI века в русской торговле начинается новый период. Этому способствовало создание и укрепление Московского государства. С расширением территории открылись более широкие возможности развития торговых отношений с Западом и Востоком.
Особенность русской торговли в этот период состояла в том, что, с одной стороны, государство располагало огромными сырьевыми запасами, с другой, отсутствовала даже скудная промышленность. В стране была слабо развита сеть дорог, не было людей опытных в ведении торговли, то есть купцов23.
Торговля Руси с Западом имеет глубокие корни, что позволило Новгороду в XIII веке вступить в Ганзейский союз. Это помогло новгородским купцам расширить связи с немецкими и скандинавскими торговыми союзами. Иностранным купцам были предоставлены в Новгороде беспошлинные льготы для торговли. Последние организовали в городе свои купеческие дворы, торговые склады, куда привозили различные изделия. К концу XIV века Новгород успешно торгует с Киевом, Черниговом, Суздалем, Литвой, Москвой, Рязанью, Тверью.
По примеру Новгорода в Ганзейский союз вступил Псков, а затем Смоленск. Расширяется круг торговых отношений других русских городов с Западом. Пермь была связана со Швецией и Норвегией, Архангельск – с Ливорно.
Однако вступление русских городов в Ганзейский союз имело и негативные последствия. Постепенно, начиная с XIV века вся торговля в Новгороде перешла полностью к Ганзе. Ганзейские города достигли поставленной цели, они, по сути дела, задавили русскую торговлю, а Новгород и Псков оказались в экономической зависимости от них.
Ганзейские города до 1478 года вывозили из новгородской и псковской земли несметные богатства. Они обогащались, используя льготные условия торговли, беспошлинный ввоз своих товаров. Поэтому в 1478 году по приказу Ивана III в завоеванном им Новгороде был закрыт немецкий купеческий двор, а ганзейские купцы лишены всех привилегий. Благоприятствие в торговле было предоставлено городам Дерпту, Ревелю, Риге. На российских рынках появились англичане и голландцы.
Однако Ганзейский союз не сдавался. Он всячески пытался восстановить свой торговый статус в России. Более ста лет шли переговоры с русским правительством, но тщетно. Лишь в 1603 году представители 58 городов, входящие в Ганзу, направили в Москву свое посольство. В «инструкции» посольству были изложены ходатайства к русскому царю о восстановлении прежних привилегий в торговле. В частности, речь шла о восстановлении купеческих дворов и предоставлении права беспошлинной торговли.
Просьбы ганзейской делегации были удовлетворены. Однако Ганза не могла более восстановить свое былое положение. На первый план в торговле с Россией вышли англичане и голландцы, которые участвовали в зарождении и развитии беломорской внешней торговли, каковая была одной из древних.
В 1596 году привилегии свободной торговли в России получили Шведы, а шведское правительство разрешило свободную торговлю русским купцам в Швеции, Финляндии и Эстляндии.
Иностранные купцы имели на территории России свои склады для хранения грузов, а иногда и предприятия по производству товаров и переработке сырья. Англичане открыли в Холмогорах прядильню, в Вологде – канатную фабрику. Им было предоставлено право проводить работы по поиску железной руды.
Неоднократно получали жалованные грамоты голландцы, датчане, фламандцы. Они вели торговлю с Россией через прибалтийские города. Продолжали торговать с Россией и ганзейские купцы, чаще всего из Гамбурга. Развивалась торговля и со Швецией. В середине XVII века в Архангельск приходило ежегодно 30-40 английских, гамбургских, бременских купеческих кораблей. Торговля, главным образом, была оптовой.
После завоевания Астрахани Иваном Грозным торговые люди России активно проникают в среднеазиатские государства, Бухару, Хиву.
Развивается русская традиционная торговля с Китаем. Каждые три года государство организовывало караваны в Пекин, которые доставляли туда ценные меха и другие товары и возвращались с шелком, камкой, фарфором.
Особенность торговли во второй половине XVII века состояла в том, что государство стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, в котором стал просматриваться аспект защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь через тарифы.
В 1649 году в России были отменены привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Таможенную пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.
Важным шагом, способствующим развитию таможенного дела, явилась отмена в 1654 году таможенных откупов. Однако вскоре они вновь были введены и использовались как средство быстрого получения таможенных доходов.
В середине XVII века в России объективно назревали таможенные реформы.
Отмеченные выше моменты в хозяйственной жизни страны способствовали началу формирования всероссийского рынка. Важными центрами оптовой, межрайонной торговли стали ярмарки: Московская, Архангельская, Макарьевская (возле Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Урале), Свенская (под Брянском) и др.
Оптовую торговлю в основном сосредоточивала в своих руках купеческая элита, которую составляли гости и торговые люди суконной и гостинной сотни. Они имели значительные привилегии: были освобождены от ряда посадских повинностей, могли иметь вотчины, а гости – право выезда за границу. Взамен они выступали в качестве торговых агентов казны: закупали товары, торговля которыми была монополизирована государством, управляли крупнейшими таможнями, а также служили финансовыми советниками царя.
В силу сложившегося положения в России отдельные княжества в рассматриваемый период сохраняли особые таможенные границы. Это тормозило ход экономического развития централизованного государства, так как рост общественного разделения труда приводил к концентрированию небольших местных рынков в единый всероссийский рынок24.
В 1653 году 25 октября Алексеем Михайловичем был подписан Именной Указ с боярским приговором «О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров».
В историографии таможенного дела Указ от 25 октября 1653 года рассматривается как Таможенный устав, а в большинстве случаев – как Торговый устав. Так или иначе, указ стал важной вехой таможенной реформы в России, документом, содержание которого положило начало перестройки таможенного дела в соответствии с потребностями экономического и торгового развития Московского государства.
Расширение связей России с международным рынком, активизация торговли иноземных купцов объективно поставили вопрос о продолжении реформы. 22 апреля 1667 года был составлен, а 10 мая введен в действие Новоторговый устав. В нем были уточнены разделы торга с иностранцами. Резко увеличены с них пошлины (почти в 4 раза), в пять раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.
Новоторговый устав носил ярко выраженный протекционистский характер. Принятием устава завершился первый этап таможенный реформ, которые продлились до середины XVIII века, когда были ликвидированы внутренние таможни, отменена откупная система и таможенные органы превратились в государственный аппарат со своей структурой и управлением.
Кроме общих положений, изложенных в уставе, в России практиковалась выдача иностранным купцам в каждом конкретном случае специальных жалованных грамот на торги. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.
Однако в XVII веке внешняя торговля России значительно отставала от западных стран. Торговля осуществлялась, – как правило, иностранцами, которые заключали сделки с выгодой для себя, всячески стараясь не допускать развития русского купечества. Чтобы воспрепятствовать в этом иностранцам, государство издает ряд законодательных документов, регулирующих взаимоотношения с западными торговцами.
Развитие таможенного права в эпоху петровскую эпоху (включая время правления его наследников, по сути, продолжавших его начинания) соответствовала национальной политики России по сближению с мировыми, в первую очередь западными, державами.
Перечень привозных и отпускных товаров впервые был составлен в алфавитной последовательности, товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров. В основу исчисления пошлин был положен «арифметический» прием для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25 % соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети – третью часть: если половины – 50 %; если превышало привоз – 75 %.
С принятием тарифа 1724 г. в портовых городах штаты таможен стали комплектоваться из оплачиваемых чиновников, работавших уже на постоянной основе. Все чаще к присяге приводились люди купеческого звания, которых определяли на различные таможенные должности.
20 декабря 1753 г. Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13 % планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.
Также было решено упразднить таможенную черту между Россией и Украиной. Это потребовало создания новых таможен на западных рубежах страны. Всего в 1754-1755 г.г. было укреплено и вновь образовано 10 портовых и 27 пограничных таможен с целой системой форпостов и застав. В целях усиления борьбы с контрабандным ввозом Сенат в 1754 г. учредил на западной границе государства институт «пограничных таможенных объездчиков».
9 января 1762 года вышел именной указ императора Петра III о предоставлении таможенных льгот иностранным послам, министрам, резидентам и поверенным в делах. В марте того же года император даровал Архангельскому порту равные с Петербургским портом таможенные льготы. Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение.
В 1763 г. при Дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П. Шаховским, приступившая к составлению нового тарифа. Принятие в 1766 г. нового таможенного тарифа означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В 1762 г. была учреждена Главная над таможенными сборами Канцелярия, в руках которой на время сосредоточилось управление таможенным делом. Однако эффективность таможенной системы фактически не повышалась. Как и прежде, ей не удавалось положить конец незаконному перемещению товаров. Граница практически была открыта для контрабандистов. Поэтому в 1782 г. императрица подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Предполагалось иметь двух объездчиков на каждые 10 верст и одного таможенного пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе. Поиск контрабанды стимулировался: часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержавших. В скором времени обнаружилась недостаточность принятых мер. Стремясь остановить контрабанду, правительство Екатерины II пошло на крайность. На российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы. 26 июня 1789 г. был издан указ о запрещении привоза в Россию всякого рода иностранных товаров через сухопутные таможни по западной границе. Реагируя на революцию во Франции, Екатерина подписала 8 февраля 1793 г. указ, наложивший запрет на заход в российские порты судов под французским национальным флагом. Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 г., разрешил ввоз некоторых французских товаров, однако вскоре ужесточил режим перемещения товаров через таможенную границу.
Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты (губернского коллегиального органа Министерства финансов по департаменту государственного казначейства) по делам таможенным «добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежны». Если объездчик не в состоянии был сам задержать контрабандистов, он должен был преследовать их до ближайшего селения и там обращаться за помощью к местным властям. Таможенный надзиратель наблюдал за действиями объездчиков. Под его непосредственным началом находились два особых таможенных объездчика.
Установление таможенно-пограничных знаков на границах Российской империи связано с мерами по их упорядочению во второй воловине XVIII века в царствование императрицы Екатерину II, а также с деятельностью по созданию погранично-таможенной стражи на западной границе России. Об этом свидетельствует указ 1782 г. «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров».
Таможенная политика России в первой половине XIX в. формировалась под воздействием политических факторов. Новый взгляд на торговую и таможенную политику высказал первый министр торговли России граф Н.П. Румянцев, занимавший этот пост с 1802-1807 г.г. В его программе развития внешней торговли была идея ввести Россию в сферу международных торговых отношений сделать посредником в транзитной торговле с Китаем, Центральной Азией, Индией. Оренбург и Астрахань должны были стать важными этапными пунктами на торговом пути в Хиву и Бухару. Высочайшим Указом 1804 г. была регламентирована транзитная торговля через Одессу.
Вводилась система вознаграждения для задержавших контрабанду. В соответствии с Высочайшим указом Александра I в 1811 г. 80 % сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20 % зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семей. Из 80 % – 2/3 выдавалось задержавшим контрабанду, а 1/3 – начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. В этот период развивается законодательство о контрабанде. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами. В 1812 г. был заключен мирный договор с Англией, включавший положение о взаимном благоприятствовании в торговле. В 1819 г. разрешался ввоз почти всех иностранных товаров через сухопутную границу и в значительной степени через морские границы. Это был самый умеренный тариф в России.
5 августа 1827 г. была учреждена новая Таможенная пограничная стража с военной организацией по типу регулярной армии и со своей символикой. Непосредственно на местах она подчинялась таможенным округам, а в центре – Департаменту внешней торговли Минфина, т.е. возглавлялась гражданскими чиновниками.
В начале 30-х гг. XIX в. на границах с Пруссией и Польшей усилилась контрабанда. В связи с этим в 1831 г. был принят пакет мер по активизации борьбы с контрабандой. Устанавливались шлагбаумы, специальные будки для часовых, пограничные и дорожные столбы. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована и получила название Пограничной стражи. Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, следует именовать Пограничной стражей. Главной задачей Пограничной стражи была борьба с 5 контрабандой.
В связи с дальнейшим развитием морской торговли и увеличением товарооборота через Санкт-Петербургский морской порт большое значение приобрела Санкт-Петербургская биржа, которая в 1832 г. издает свой устав. На протяжении более ста лет таможенная служба находилась в ведении Министерства финансов. Это нашло отражение и в характере обмундирования чинов таможенного ведомства, и в ведомственной символике. Впервые вопрос о специальном форменном обмундировании для таможенных служащих был поставлен в 1827 году в связи с принятием «Положения об устройстве таможенной стражи». До этого таможенные чиновники носили мундиры тех губерний, на территории которых располагались таможни. Поскольку таможенное управление не подчинялось губернским властям, Министерство финансов в 1834 году предложило ввести для таможенных чинов цвета мундиров, установленных для Министерства финансов.
Принятый в 1819 году по распоряжению царя Александра 1 новый Таможенный устав уточнил понятие контрабанды. С этого времени под контрабандой понимали не только сам факт тайного перемещения товаров через границу, но и попытку их сокрытия при декларировании на таможне25.
Промышленность не могла удовлетворить требований населения, что приводило к значительному увеличению цен на товары. В результате развилась промыслово-коммерческая контрабанда, которую осуществляли хорошо вооруженные профессионалы – контрабандисты, В 1834 г. был принят особый тариф для торговли с Царством Польским. В 1835 г. состоялось учреждение новых таможенных застав в Ростове, Бердянске, Ахмечетской бухте, было принято Положение о торговых сношениях с Финляндией.
После ухода Е.Ф. Канкрина с поста министра финансов в 1844 г. в таможенной политике начала преобладать тенденция к смягчению протекционизма. Это нашло свое выражение в проекте «О мерах к распространению внешней торговли России», подготовленном коммерции советником В.А. Поповым. В этом документе трудности сбыта русских товаров объяснялись высокими таможенными пошлинами на вывозные товары и запретительным тарифом на привозные. К пересмотру таможенной политики вынуждал начавшийся американский зерновой экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхоз продуктов. Пример Англии, начавшей на практике осуществлять свободу торговли и отменившей пошлины на ввозимые товары, становился притягательным для других стран, в том числе и для России. Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 14 июня 1846 г. были отменены многие вывозные пошлины и уменьшены пошлины на ввозимое в страну сырье для индустрии. 13 октября 1850 г. состоялось утверждение нового таможенного тарифа для Империи и Царства Польского, который был введен в действие с 1851 г.
В августе 1856 г. было принято решение о пересмотре тарифа 1850 г. В 1857 г. был утвержден и новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. К первому классу были отнесены Петербургская, Архангельская, Ревельская, Рижская, Либавская, Московская, Одесская, Феодосийская, Керченская, Таганрогская таможни. Существовали также переходные таможенные пункты, местоположение которых определялось соответствующими межправительственными соглашениями. Устав 1857 г. предъявлял особые требования к таможенным служащим.
Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые уже имели выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытанны и доверия достойны». Резкоепонижение дохода в 1864-1868 г.г. (35,82 млн. руб.) было обусловлено значительным падением курса бумажных денег, снижением народного потребления в связи с крестьянской реформой 1861 г. В период с 1857-1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного снижения тарифа (за исключением фискальных надбавок в 5 % в 1858 г. и в 1861 г.). Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо – сырье для развивающейся русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, кофе.
Создание структуры таможенного ведомства в составе Министерства финансов диктовалось потребностью дальнейшего совершенствования органов государственного управления российской империи, ростом экономики страны и ее внешнеэкономическими связями. Департаменту таможенных сборов подчинялись Таможенная, Пограничная и Корчемная стражи.
Первый таможенный флаг был утвержден в 1827 году. Его прообразом стал военно-морской (Андреевский) флаг. Изменен был только и винтовки со штыком. Из-за необходимости выразить многоступенчатую подчиненность Пограничной стражи на флаге образовалась довольно сложная композиция, включавшая изображение российского коммерческого флага, государственную символику в виде герба и собственно эмблему Пограничной стражи.
В связи с возрастанием значения Санкт-Петербургского порта и ростом грузооборота в 1832 г. было возведено здание Санкт-Петербургской портовой таможни. Над ним был поднят российский таможенный флаг. Начало развития железнодорожного сообщения как основного вида сухопутных грузоперевозок вызвало необходимость строительства Московской складочной таможни. Комплекс таможенных зданий был построен в 1853 г.
Ко времени октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось таможенным уставом 1910 года. Руководил таможенным делом департамент таможенных сборов, созданный в 1864 году. Данный департамент находился в плохом состоянии, таможенная система была разрушена. Большинство таможен было закрыто, а служащие эвакуированы. В 1917 году на съезде служащих был образован центральный комитет профсоюзов таможенных работников. Была объявлена государственная монополия на внешнюю торговлю.
По сути государство заблокировало всю систему таможенно-тарифного регулирования, а таможенный контроль стал элементом при внешней торговле от лица государства. Первым актом в области таможенного дела стал декрет от 29 декабря 1917 года о разрешении на ввоз и вывоз товаров. Данным декретом устанавливалась государственная монополия на внешнюю торговлю. В период с 1917-1921 г.г. таможенным пошлинам отводилась огромная роль. Товары распространялись, а не продавались.
С переходом к Новой Экономической Политике начала развиваться внешняя торговля. Было предоставлено право выхода на мировой рынок, что привило к восстановлению таможенного дела и регулирования.
В это время в западной Европе царил кризис, наступивший в результате I мировой войны. Капиталистическим странам приходилось искать новые рынки для сбыта товаров. Одним из рынков была Россия. Англия и Франция после долгих колебаний решили пригласить Советское государство на Генуэзскую конференцию, которая была в Генуе в 1922 году. На конференции была приглашена и Германия, США не стали участвовать, но и препятствовали её созыву.
Данная конференция продолжалась 5 недель и привела к неожиданным событиям. Советская делегация на данной конференции предложила признать Россию де-юре, представить кредиты и внесла предложение о всеобщем разоружении. Советская власть не отошла от своих принципов и не позволила себе что-то навязать. Предложение о разоружении заинтересовала многих других зарубежных стран. Первое соглашение было заключено между Советской Россией и Германией. В нем говорилось о дипломатических отношениях, об аннулировании претензий и экономических связей. Подписание данного договора стало переломным моментом. Советское государство добилось признания своего права на внешнюю торговлю и установлении при каждом представительстве торговое представительство.
В 1922 году вышел декрет о внешней торговли, где было указанно, что все товары подлежали обложению таможенной пошлины, которая устанавливалась советом народных комиссаров и не менялись. Европейские государства, несмотря на подписанное соглашение, начали активно выступать против государственной монополии и торговли в России. Деловые круги образовали золотую блокаду. Банки США отказывались принимать золото за оплату товаров, а так же установили указ на ввоз леса26.
В кодексе определялись задачи, функции и полномочия Главного таможенного управления, устанавливался порядок разработки таможенной политики, говорилось о формах и методах таможенного контроля.
Кодекс содержал четыре раздела:
– об организации Таможенного управления;
– о таможенных операциях;
– контрабанде, взысканиях за нее и о производстве дел о контрабанде;
– порядке взыскания таможенных пошлин и сборов, а также штрафов за нарушение таможенных постановлений.
Согласно кодексу на таможенные органы возлагался контроль за выполнением постановлений высших органов власти о государственной монополии внешней торговли, взимании таможенных сборов и осуществлении других таможенных операций.
Кодекс регулировал вопросы ответственности за нарушение таможенных правил. Пропуск грузов через государственную границу допускался только через таможенные учреждения.
Кодекс определял порядок взимания таможенных сборов и таможенных пошлин, правила хранения грузов, выпуска, обратного вывоза за границу и их продажи, а также правила хранения на складах внешторгтранса, торгового порта и других транспортных организаций при таможнях экспортно-импортных и транзитных грузов, подлежащих таможенному надзору. Таможенные пошлины на привозимые и вывозимые грузы определялись тарифами, утвержденными Советом народных комиссаров Союза ССР.
С 1986 по 1991 происходят реформы, и начинается новый этап таможенной системы. Начинает внедряться свободный рынок и демократический режим. В 1989 постановлением совет министров СССР юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу на формирование новой таможенной политики. В 1991 году принимается новый таможенный кодекс и закон о таможенном тарифе.
Развитие российской правовой системы конца XX – начала XXI веков в области таможенного дела ознаменовано принятием 2 таможенных кодексов – 1993 и 2003 годов.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года составлял вместе с Законом о таможенном тарифе от 21 мая 1993 года принципиальную основу нового российского таможенного законодательства.
Период разработки и принятия названных законов затянулся на два года. В этот период таможенное дело регламентировалось в этот период частично Таможенным кодексом СССР и Законом СССР о таможенном тарифе 1991 года, частично другими союзными правовыми актами. Причем применялись эти законы в части, не противоречащей новым российским правовым установлениям по таможенному делу. К ним можно отнести нормативные указы Президента и ряд постановлений Совета Министров и Правительства Российской Федерации в период с августа 1991 года и вплоть до конца июня 1993 года.
Рассматривая перечень и характер изданных в то время правовых актов и их значение для формирования нового российского таможенного законодательства, выделим изданное Президентом России 25 августа 1991 года распоряжение «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР», которое по праву можно считать началом создания такого законодательства.
Хотя многие из нормативных актов имели промежуточный и переходный характер, велика их роль для последующего фиксирования стабильных таможенно-правовых институтов и юридических норм в Таможенном кодексе и Законе о таможенном тарифе 1993 года. Они образовывали самостоятельные блоки, которые затем легли в основание этих законов.
Начиная свой анализ Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона о таможенном тарифе, выделим вначале их важную особенность: хотя это два разных закона, отличающихся друг от друга как по степени охвата круга общественных отношений, так и по юридическим свойствам, вместе они в широком смысле образуют единое целое, составляя правовой фундамент современного таможенного дела в России.
Вторая отличительная особенность состоит в том, что Таможенный кодекс в органическом контексте с новой Конституцией является основным законом таможенного дела времен формирования рыночных отношений и интегрирования экономики России в мировое хозяйство. В определенной мере, хотя и не достаточно четко, эта мысль выражена в преамбуле Таможенного кодекса. И таможенное законодательство, вся совокупность юридических норм, составляющих современное таможенное право Российской Федерации, призваны всемерно содействовать становлению и развитию рыночных отношений и активизации основанной на новых и цивилизованных принципах внешнеэкономической деятельности государства.
Все вышесказанное представляет собой самую общую и принципиальную характеристику значимости Таможенного кодекса и Закона о таможенном тарифе в системе правового регулирования совокупности отношений в сфере таможенного дела.
Можно условно говорить о подразделении Таможенного кодекса 1993 г. на две основные части: Общую и Особенную. Общая часть – это своеобразная современная концепция российского таможенного дела, которая включала в себя преамбулу и раздел I «Общие положения Таможенного кодекса».
Таможенный кодекс 1993 г. по своему характеру – комплексный закон, он регулирует разнообразные по своей природе отношения, затрагивающие различные отрасли российского права – административное, финансовое, гражданское, уголовное и, в определенной части, международное27.
В Таможенном кодексе же 2003 года были сосредоточены исключительно таможенные права. За таможенными органами были оставлены все присущие им функции. Таможенные органы оставались органами налогового, валютного контроля, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Это правоохранительные военизированные органы, это органы защиты прав лиц, поскольку в кодексе предусмотрены защитные меры от неправедных реализаций карательных функций, важных для государства. Это было необходимо, поскольку исходя из того, что раз кодекс – либеральный, улучшил положение лиц, создает более благоприятную атмосферу свободы торговли – ведомство должно иметь такие функции.
При характеристике данного нормативного акта можно выделить следующие моменты.
1. Из Таможенного кодекса исчезли обороты «по усмотрению таможенного органа», «при наличии иных оснований». Кодекс стал документом максимально прямого действия, заменяющий собой более 4 тысяч подзаконных актов, порой противоречивших друг другу, и соответствующий требованиям ВТО. В Кодексе появились жесткие требования к нормативным актам в области таможенного дела.
2. В Таможенном кодексе стали предусмотрены упрощенные и ускоренные процедуры таможенного оформления. Срок передачи товаров импортерам сократился с десяти до одного-трех дней. Это привело к снижению издержек участников ВЭД, связанных с хранением товаров на таможенных терминалах и простоем транспортных средств. Мы побуждаем транспорт двигаться быстрее и не стоять на границе потому, что сокращаем срок оформления. Несомненную выгоду для участников ВЭД приносит установление новых сроков уплаты таможенных платежей. Вместо требования уплаты платежей в момент подачи декларации, как это было предусмотрено прежним Таможенным кодексом, уплата таможенных платежей будет требоваться непосредственно при выпуске товаров, а в некоторых случаях, – и после выпуска при предоставлении необходимых гарантий.
3. Таможенный кодекс 2003 г. Установил исчерпывающий перечень сведений для таможенного оформления.
4. Новый Таможенный кодекс заменил действующую систему лицензирования, предполагающую административные методы управления, на четкие и ясные экономические критерии допуска на этот рынок услуг. При выполнении экономических условий включение заинтересованных лиц в соответствующие реестры должно производиться автоматически, а не по усмотрению таможенных органов. Замена административных рычагов лицензирования на экономические критерии околотаможенных услуг позволила улучшить условия для нормального развития данного сектора экономики.
5. В целях стимулирования ввоза на территорию Российской Федерации культурных ценностей в Кодекс ввели специальное положение (ст. 282 п.5), в соответствии с которым, культурные ценности, ввозимые физическими лицами, полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. Данная мера должна привести к пополнению государственной части музейного, архивного и библиотечного фондов России, частных коллекций.
Характеристика Таможенного Кодекса Таможенного Союза неразрывно связана с историей создания и развития самого Таможенного Союза.
Конец ознакомительного фрагмента.