1 Таможенное право в российской правовой системе
Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной системы права. Она оформилась как самостоятельная отрасль в начале 90-х гг. XX в. До этого времени в советском праве таможенные отношения регулировались в основном нормами административного права. Таможенное право может быть определено как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Таможенное право регулирует общественные отношения в сфере таможенного дела. Таможенное дело является важнейшей сферой жизнедеятельности и предметом особого правового регулирования. В соответствии с п. 2 ст. 1 действующего в нашей стране Таможенного кодекса таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов, ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное право – самостоятельная отрасль российского права и стоит в одном ряду с традиционно выделяемыми и изучаемыми материальными и процессуальными отраслями.
У таможенного права как нормативно-правового образования:
– существует свой самостоятельный предмет правового регулирования, представляющий собой специфический обособленный комплекс общественных отношений, связанных с перевозкой через государственную границу определенных материальных ценностей;
– есть собственный комплексный метод правового регулирования – система приемов и способов, применяемых для регулирования предмета и определяемых его спецификой;
– есть свой круг субъектов регулирования – таможенные органы и их должностные лица, с одной стороны, и занятые во внешнеэкономической деятельности физические и юридические лица – с другой;
– есть свой комплекс объектов регулирования – перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства;
– имеется собственная система источников права, в основе которой лежит комплексный нормативный правовой акт – Таможенный кодекс ТС и которая включает в себя сложную, но единую систему законов и подзаконных актов.
Известно, что каждая отрасль права имеет свой предмет и метод регулирования. Поскольку таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Следует заметить, что среди юристов отсутствует единодушие в вопросе о том, существует ли самостоятельная отрасль российского права – таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что можно говорить о таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви.
Такие взгляды вполне имеют право на существование, как и концепция таможенного права, в соответствии с которой оно рассматривается в качестве отрасли права. Именно эта концепция лежит в основе анализа данной проблемы. Взятое без необходимых разъяснений понятие таможенного права несколько условно и далеко не бесспорно. Приступая к его анализу стоит заметить, что аналогичный подход к рассмотрению отрасли права уже был рассмотрен в юридической литературе. Поэтому я в своей курсовой работе постараюсь рассмотреть эту проблему в полном объеме. В основу разграничения отраслей права юридическая наука издавна кладет предмет правового регулирования, то есть круг общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования – ведущий критерий выделения отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой специфический предмет правового регулирования.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, носящие комплексный характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое и является предметом правового регулирования.
Вопрос о предмете регулирования таможенного права является наиболее сложным и, пожалуй, одним из наименее разработанных в юридической науке. Лишь в некоторых публикациях по таможенной политике высказывались соображения по этому поводу. Так, К.К. Сандровский отмечал:
«Применительно к таможенному праву таким предметом являются общественные отношения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом». Недостатком данного определения является то, что оно не отражает таможенного дела в целом. Внимание акцентируется только на одной, хотя и очень важной, сердцевиной его части (таможенная политика). В этом определении предмет правового регулирования в какой-то мере сведен к более узкому понятию – таможенному режиму, который представляет собой совокупность правил и положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ для таможенных целей.
Таможенное дело по своему составу и структуре – явление сложное, многоплановое, оно имеет комплексный характер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможенного дела могут быть подразделены на группы, отличающиеся значительной спецификой и регулируемые нормами разных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части – административного и административно-процессуального; гражданского; уголовного; трудового и других отраслей права, а в определенной части – и международного права.
Если попытаться классифицировать общественные отношения, входящие в предмет регулирования таможенного права, то в соответствии с принятой структурой таможенного дела, они могут быть представлены в следующем виде.
Первая группа – общественные отношения в сфере таможенной политики; вторая – отношения и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств; третья – отношения, характеризующие статус таможенных режимов; четвертая – отношения в области таможенно-тарифного регулирования; пятая – отношения в области взимания таможенных платежей; шестая – отношения, связанные с таможенным оформлением; седьмая – отношения в области таможенного контроля; восьмая – отношения в сфере таможенной статистики; девятая – отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; десятая – отношения, связанные с нарушением таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая – отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая – отношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил.
Общим признаком, объединяющим все названные группы отношений в единое целое, является то, что в совокупности они составляют общественные отношения в сфере таможенного дела. Все эти отношения имеют управленческий характер и во многом охватываются административно-правовым регулированием. Некоторые отношения в области таможенных платежей регулируются нормами банковского права.
В тех случаях, когда уплата таможенных платежей обеспечивается залогом товаров и транспортных средств, связанные с этим отношения, в частности оформление залога и обращение взыскания на предмет залога, регулируются в соответствии с законодательством РФ о залоге.
Некоторые отношения, связанные со статусом должностных лиц таможенных органов, регламентируются нормами трудового права.
Таким образом, главной отличительной чертой всего массива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер в целом, неоднородность разных групп и блоков этих отношений. Это в значительной мере обусловливает возможность объединить их в единое целое и выделить в качестве предмета регулирования таможенного права.
Само таможенное дело – не застывшее, неподвижное явление, его состав и структура постоянно развиваются и видоизменяются, в нем появляются новые элементы. В связи с этим видоизменяется правовое регулирование общественных отношений в сфере таможенного дела. Само наличие этих отношений, имеющих комплексный характер, является объективным фактором, обусловливающим возможность выделения таможенного права в самостоятельную отрасль права. Эта объективная возможность подкрепляется субъективными факторами. Речь идет, прежде всего, о правовом регулятивном воздействии на эти отношения. Результатом такого воздействия является приобретение названными отношениями правовой формы, юридической «оболочкой». Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела.
К предмету регулирования таможенного права следует отнести характер и содержание таможенного права, основы таможенной политики, статус и функции таможенных органов, порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль; отношения, возникающие в связи с совершением преступлений в сфере таможенного дела, а также в связи с нарушениями таможенных правил и ответственностью за них; производство по делам о нарушениях таможенных правил.
К существенным особенностям российского таможенного права относится следующее. Эта правовая отрасль формируется и функционирует в условиях возникновения и развития рыночных экономических отношений и углубления приватизационных процессов. Она развивается с учетом и на базе интеграции российской экономики в мировое хозяйство, оказывающей значительное влияние на развитие внутриэкономических процессов и характер внешнеэкономической деятельности страны. И таможенное дело, и таможенное право в России развиваются в направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой.
Конституционное право, имеющее основополагающий, исходный характер для всех остальных отраслей права, играет такую роль и по отношению к таможенному праву. Некоторые нормы конституционного права, не теряя такого своего значения, одновременно входят в состав таможенного права. Это, например, часть 1 статьи 74 Конституции о недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Таможенное право должно развиваться в соответствии с нормами и положениями конституционного права. Возможности такого развития имеются. Уже сейчас можно определить некоторые его основные направления. Но в Таможенном Кодексе по существу ничего не сказано о роли субъектов Российской Федерации в таможенном регулировании, что является очевидным пробелом. Конституционные положения призваны стать правовыми стимуляторами обновления ТК, привести к его дополнениям и изменениям. Нуждаются в изменении в соответствии с новой Конституцией и другие крупные акты таможенного законодательства, например, законы «О таможенном тарифе», «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Рассмотрим теперь соотношение между уголовным и таможенных правом. Будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное право вбирает в себя нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Речь идет о формировании в Таможенном Кодексе статей о преступлениях в сфере таможенного дела. Санкции за совершение таких преступлений в Таможенном Кодексе не устанавливаются – в нем содержатся отсылочные нормы к УК.
Административное право наиболее тесно среди всех других отраслей соприкасается с таможенным правом. Нормы материального административного права и административно-процессуальные нормы занимают доминирующее, ведущее положение в системе правовых норм таможенного права. Однако это не означает, что таможенное право поглощается административным правом. Хотя административно-правовые нормы занимают центральное место в таможенном праве, последнее вследствие многообразия и неоднородности регулируемых им отношений не растворяется в административном праве, сохраняет свою специфику, будучи одной из комплексных отраслей современного российского права.
Обнаруживается и взаимосвязь таможенного и трудового права. Речь идет о нормах ТК, касающихся правового статуса должностных лиц, их прав и обязанностей в области труда. Так, согласно статье 433, должностному лицу таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается в соответствии со стажем службы в этих органах.
Основными целями таможенного права являются:
1) создание условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела, его развитию и совершенствованию;
2) обеспечение оптимальной научной обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики; реализация этой цели предполагает обеспечение развития демократических начал таможенной системы в целом и статуса таможенных органов в особенности;
3) создание надежных условий обеспечения законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении таможенного дела, обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях. Реализации этой цели служат многие новеллы таможенного законодательства. В ней проявляется демократический характер российского таможенного права;
4) обеспечение соблюдения социально-экономических приоритетов и интересов России в целом и субъектов Федерации. В первую очередь речь идет об экономическом суверенитете и экономической безопасности, защите российского рынка, стимулирования развития национальной экономики, а также об активизации связей российской экономики с мировым хозяйством.
Принципами таможенного права являются:
1. Законность – один из основополагающих принципов таможенного права и функционирования таможенной системы России в целом. Этот важнейший принцип всех правовых отраслей закреплен в нормах конституционного права, имеющих основополагающее значение для таможенного права. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции, «органы государственной власти (а таможенные органы – это исполнительные органы государственной власти), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Более конкретно этот принцип отражен в ряде статей Таможенного Кодекса.
Одно из конкретных проявлений принципа законности в таможенном праве – это обеспечение законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими предусмотренными законодательством Российской Федерации способами».
2. Демократизм – как принцип таможенного права имеет многообразные проявления и формы. Демократизм российского таможенного права обуславливает его гласный и общедоступный характер. Этот принцип имеет многообразные формы. Во-первых, он предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны. Множество принципиальных положений таможенного права закрепляет приоритет интересов членов общества в таможенном регулировании.
Кроме того, демократизм таможенного права, например, проявляется в возможности защиты субъектами таможенных правоотношений своих прав. Таможенное законодательство предполагает следующие правомочия лица, привлекаемого к ответственности за нарушение нормативных предписаний в области таможенного права:
– знать, за какое правонарушение он привлекается к ответственности;
– знакомиться с материалами дела;
– давать объяснения по делу;
– представлять доказательства;
– обжаловать решение государственного органа о применении мер ответственности.
Также демократизм таможенного права выражается в наличии возможности у граждан и хозяйствующих субъектов в сфере таможенных правоотношений воздействовать на деятельность государственных органов: обжаловать их действия и бездействие, решения, требовать совершения определенных действий и т.д. Принципы законности и демократизма присущи любой отрасли современного российского права. Помимо них правовое регулирование в таможенной сфере определяется комплексом специфических принципов.
3. Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права предполагает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению РФ, как это предусмотрено пунктом «ж» ст. 71 Конституции; б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела. Речь идет о максимально возможном обеспечении именно правового регулирования этого вида отношений.
Постоянное обновление правового регулирования, устранение имеющихся пробелов – обязательное условие эффективного функционирования таможенного права, соответствие его новым политическим и социально-экономическим реалиям России.
4. Обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов и их рационализация. Таможенное право не может эффективно и целенаправленно реализоваться без умножения и рационализации всего набора таможенно-правовых средств и инструментов. Многое в этом плане уже намечено в ТК. Речь идет о расширении средств таможенного контроля; введении в таможенный оборот многообразия таможенных процедур; таких новых инструментах как таможенный брокер, таможенный переводчик, служащий по таможенному оформлению. В то же время, в этом направлении таможенной деятельности еще сохраняются резервы, в частности, на каких участках, как перемещение товаров и транспортных средств, таможенный контроль, таможенные платежи.
5. Учет опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела. Можно без преувеличения утверждать: тенденции развития российского таможенного права отражают его нацеленность на международно-правовое сотрудничество и участие России в межгосударственном регулировании в сфере таможенного дела.
Обычно выделение правовых образований и признание их в качестве отраслей права связываются не только с характерными и специфическими для каждой из них предметом и методом регулирования либо правовым (юридическим) режимом, но и с определенной их целостностью, независимо от того, каков характер этой отрасли права, является ли она базовой (профилирующей), специальной или комплексной. Это положение полностью относится и к таможенному праву. Системообразующими факторами в этом случае выступают комплексный характер регулируемых им общественных отношений, обусловленных спецификой самого таможенного дела, и одновременно комплексное правовое регулирование.
Понятие «система таможенного права» включает в себя подразделение юридических норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.
С некоторой долей условности можно подразделить таможенное право на общую и особенную часть, как это принято и в других отраслях права.
В общую часть входят понятие и содержание таможенного дела, таможенный политики и ее целей, таможенной территории и таможенной границы ТС и другие общие термины и понятия, относящиеся к регламентации таможенного дела и закрепленные в таможенном законодательстве. Общая часть таможенного права несколько уже общей части учебного курса «Таможенное право Российской Федерации», включающей разделы о научнотеоретических основах таможенного дела и об истории таможенного права, о предмете, системе и источниках таможенного права, не входящие, естественно, в общую часть права.
К общей части таможенного права относятся разделы о субъектах таможенного права; о формах и методах деятельности таможенных органов; об ответственности в таможенном праве.
Система особенной части таможенного права сформирована с учетом специфики соответствующих блоков, элементов таможенного дела. Она включает правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; таможенного тарифа и взимания таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. К ней же относятся дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативнорозыскная деятельность, производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрения.
О таможенном праве как об учебной дисциплине можно совершенно определенно говорить независимо от того, понимается ли таможенное право в качестве относительно самостоятельной комплексной отрасли права или отрасли (подотрасли) административного права. Таможенное право – это сравнительно новая «молодая» правовая учебная дисциплина. Структура ее еще окончательно не сложилась, она пока только формируется с учетом опыта других, близких отраслей права и соответствующих учебных дисциплин. В соответствии с принятым подразделением правовых отраслей, данная учебная дисциплина делится на 2 основные части – общую и особенную. В общую часть входят шесть разделов:
I. Научно-теоретические и правовые основы таможенного дела в Российской Федерации.
II. Таможенное право – отрасль российского права и учебная дисциплина.
III. Таможенные правоотношения и нормы.
IV. Субъекты таможенного права.
V. Формы деятельности таможенных органов.
VI. Ответственность по таможенному праву.
Особенная часть учебника состоит из четырех разделов:
VII. Правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств, таможенного оформления и таможенного контроля.
VIII. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей, таможенные льготы. Введение таможенной статистики и ТН ВЭД.
IX. Таможенные органы как органы дознания.
X. Правовые основы производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение.
Особый блок учебной дисциплины составляет так называемая специальная часть, посвященная вопросам участия Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в области таможенного дела со странами СНГ и дальнего зарубежья. Необходимо также остановиться на характеристике состояния научно-теоретической разработки вопросов таможенного дела и таможенного права и подготовки соответствующей учебно-методической литературы. В целом состояние и уровень исследованности таможенно-правовой проблематики едва ли можно признать удовлетворительным. Во многом это объясняется недостаточным вниманием в течение многих лет к таможенному делу и его организационно-управленческой структуре со стороны властей.