5. Таможенные пошлины и таможенный тариф
5.1. Классификация и виды таможенных пошлин. Виды ставок таможенных пошлин
Таможенные пошлины – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе (импорте) и вывозе (экспорте) товаров и являющийся обязательным условием их перемещения через таможенную границу В то же время таможенные пошлины включаются в продажную стоимость товаров и тем самым влияют на их конкурентоспособность на рынке.
В силу своей налоговой природы таможенные пошлины, выполняя фискальную функцию, обладают всеми признаками и чертами налога, в том числе безвозмездностью его уплаты, под которой понимается односторонний характер обязательства по его уплате, безэквивалентность и безвозвратность налога. В то же время таможенные пошлины с точки зрения Таможенного кодекса Таможенного союза налогами выделяются отдельно от налогов. Только таможенным пошлинам присуща развитая регулирующая роль, заключающаяся в детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.
Посредством таможенных пошлин государство может поощрять или ограничивать ввоз или вывоз определенных товаров, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности на реализацию общегосударственных задач.
Как указывалось, существуют два противоположных подхода к принципам применения ввозных таможенных пошлин. Это протекционизм и его альтернатива – политика свободной торговли (фритредерство).
По направлению движения товара таможенные пошлины делятся:
• на ввозные – наиболее часто применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных и стимулирующих целей;
• вывозные – устанавливаются значительно реже, обычно когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Увеличивая цену отечественных товаров на зарубежных рынках, они препятствуют экспорту. Республика Беларусь применяет вывозные пошлины в основном на сырьевые товары (древесину, калийные удобрения, нефтепродукты), и благодаря взиманию экспортных пошлин часть дохода от экспорта таких товаров перераспределяется в пользу общества;
• транзитные – взимаются за перемещение товара через территорию государства. В современной практике регулирования ВЭД практически не применяются.
С учетом характера закрепления (установления) таможенные пошлины классифицируют следующим образом:
• автономные – устанавливаемые государством вне зависимости от существующих договоров и международных обязательств;
• конвенционные – закрепляемые в рамках договоров и международных обязательств (от слова конвенция – международное соглашение). Такие пошлины не могут быть изменены страной самостоятельно, в одностороннем порядке. Поскольку большинство стран является участниками ВТО, таможенных союзов, зон свободной торговли и т. д., в современной системе международной торговли наибольшее распространение получили конвенционные ставки пошлин;
• преференциальные – пониженные ставки таможенных пошлин.
Кроме того, могут вводиться особые виды таможенных пошлин. Так, в целях защиты экономических интересов стран ЕАЭС к ввозимым товарам могут временно применяться следующие виды особых таможенных пошлин:
• специальные;
• антидемпинговые;
• компенсационные.
Специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на территорию ЕАЭС в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы стран ЕАЭС, со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях экспорта на таможенную территорию ЕАЭС товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в странах ЕАЭС.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в странах – членах ЕАЭС.
Применению особых видов таможенных пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в целях доказательства обоснованности их применения и обоснования величины ставок. Расследование проводится для каждого случая и размер специальной пошлины должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба, т. е. величина взимаемой пошлины должна компенсировать ущерб, причиненный недобросовестным импортом.
По видам ставок пошлины бывают:
• адвалорные – наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара, например в размере 10 %. Является основным видом ставок таможенных пошлин. ВТО рекомендует применять исключительно адвалорные ставки;
• специфические – устанавливаются в евро или долларах США на единицу товара в натуральных единицах измерения, например 1 евро/кг, 3 евро/пару;
• комбинированные – сочетают оба вышеуказанных вида ставок и бывают двух типов:
– 15 %, но не менее 2 евро/шт.;
– 10 % плюс 3 евро/кг (она также называется смешанной).
Для первого случая при расчете суммы таможенной пошлины действует следующее правило:
• исчисляется сумма таможенной пошлины с применением адвалорной составляющей комбинированной ставки пошлины;
• исчисляется сумма пошлины с применением специфической составляющей комбинированной ставки пошлины;
• уплате подлежит наибольшая из исчисленных сумм таможенных пошлин по адвалорной и специфической составляющим.
5.2. Таможенный тариф, его значение и принципы построения
В III в. до н. э. в городе Тарифе (нынешняя Андалусия провинция Кадис на юге Испании), где в то время господствовал Карфаген, впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его мера измерения и величина пошлин (сбора) за провоз через Гибралтарский пролив. В соответствии с перечнем товаров, содержащимся в таблице, был систематизирован порядок и величина таможенных пошлин. Как отмечалось, по названию города свод ставок таможенных пошлин был назван тарифом. В современной внешнеторговой практике таможенные пошлины в тарифе упорядочивают (систематизируют) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Хотя пошлины на различные товары могут устанавливаться с различными целями и решать различные задачи, в целом таможенный тариф является основным инструментом регулирования внешней торговли, отражающим основные цели и приоритеты таможенной политики.
По виду таможенный тариф может быть простым и сложным.
Простой тариф (одноколончатый, одноканальный) устанавливает, что к товарам независимо от страны их происхождения применяются единые ставки таможенных пошлин. В качестве примера структуры построения простого тарифа можно привести Таможенный тариф ЕАЭС (табл. 5.1).
Ставка пошлины устанавливается в зависимости от кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В международной торговле для определения количества товаров используется основная единица измерения – килограмм. Но если какой-то товар принято измерять в иных единицах, то она указывается в графе «Дополнительные единицы измерения». Таможенный тариф содержит перечень возможных дополнительных единиц измерения.
Таблица 5.1.
Выдержка из Таможенного тарифа ЕАЭС (группа 03)
Развитие простого тарифа осуществляется за счет детализации номенклатуры товаров на уровне десятизначного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В международной практике могут применяться и другие формы таможенного тарифа. Например, ЕС использует комбинированную товарную номенклатуру, которая сочетает Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, таможенный тариф, а также все иные нетарифные меры регулирования, применяемые к конкретному товару.
Сложный тариф (многоколончатый, многоканальный) предполагает установление двух и более ставок таможенных пошлин по каждой позиции товарной номенклатуры в зависимости от страны происхождения товара (группы стран). В таком тарифе ставки таможенных пошлин изменяются от максимального значения (автономная или генеральная пошлина) к более низким (конвенционная и преференциальная пошлина). Например, импортный таможенный тариф Латвийской Республики 2000 г. содержал 11 колонок.
Необходимо сделать оговорку, что таможенный тариф ЕАЭС является простым только по способу его формирования, в то же время по своей сути, т. е. по принципам применения, он – сложный. Это связано с тем, что законодательство ЕАЭС предполагает различные варианты использования ставки таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товара, а точнее от торгово-политического режима, применяемого в торговых отношениях со страной, из которой происходит товар (подробнее смотри тему «Страна происхождения товара»).
Построение таможенного тарифа основывается на двух основных принципах:
• эскалации тарифа – повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени обработки продукции. Сырье может ввозиться беспошлинно или по низким ставкам, полуфабрикаты – по средним, а готовая продукция облагается высокими ставками таможенных пошлин. Этот принцип способствует развитию национальной промышленности и защите отечественных производителей;
• эффективного тарифа – установление низких ставок таможенных пошлин на товары, необходимые для развития высокотехнологичного производства с высокой долей добавленной стоимости.
Например, ввозятся два сырьевых товара, единица каждого стоит 100 дол. США. Переработка первого из них в условиях ЕАЭС создает конечный продукт со стоимостью 120 дол. США, а переработка второго – 300 дол. США. Естественно, для стран – членов ЕАЭС выгоднее ввозить второй товар, что и закладывается в таможенный тариф. Результатом применения этих принципов являются так называемые тарифные пики – очень высокие ставки таможенных пошлин на определенные товары. Примером применения тарифного пика в ЕАЭС может быть установление высоких ставок ввозных пошлин на легковые автомобили. Это гарантировано защищает внутренний рынок от ввоза иностранных автомобилей и создает при этом крайне благоприятные условия для организации их производства на территории ЕАЭС.
С учетом данных принципов таможенный тариф не следует рассматривать как просто набор (сборник) ставок пошлин на отдельные товары. Принципиально важным является то, что между ставками пошлин на отдельные товары существует непосредственная взаимосвязь. Прежде всего, с одной стороны, это пошлины на готовую продукцию, а с другой – на промежуточные товары (сырье и комплектующие), идущие на изготовление готовой продукции. При этом очевидно, что пошлины на промежуточные товары изменяют уровень тарифной защиты конечного товара.
По данным ВТО тарифная эскалация особенно сильна в развитых странах. Она стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, так как только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, развивающиеся страны могут попасть на рынок развитых стран. Это свидетельствует об определенной внутренней логике процесса торгово-политического «открытия» национальных экономик и, соответственно, эволюции мирового торгового режима. Оно состоит прежде всего в том, что ведущие страны мира, продвигаясь все дальше по ступеням технического прогресса, изменяют товарную структуру собственного производства и мирового товарооборота, увеличивая в ней долю все более техноемких и наукоемких изделий. При этом, используя систему международного разделения труда, они передают менее развитым странам значительную часть добычи базовых ресурсов, производства материало-трудоемких и вообще менее техноемких готовых изделий. Основная конкуренция между развитыми странами перемещается в новейшие отрасли науко- и техноемкого производства. В связи с этим вводятся различные тарифные и нетарифные барьеры.
5.3. Таможенный тариф ЕАЭС
Инструментом торговой политики на таможенной территории ЕАЭС является Единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕАЭС. Это предусмотрено Протоколом о едином таможеннотарифном регулировании (приложение № 6 к Договору о ЕАЭС).
Единый таможенный тариф представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.
Единый таможенный тариф применяется на таможенной территории ЕАЭС с 1 января 2010 г. Именно использование на всей таможенной территории ЕАЭС одинаковых таможенных пошлин обеспечивает реализацию главной цели создания ЕАЭС – свободное движение отечественных и иностранных товаров.
Основными целями ЕТТ являются:
• рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории ЕАЭС;
• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ЕАЭС;
• защита экономики ЕАЭС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
• обеспечение условий для эффективной интеграции ЕАЭС в мировую экономику.
Следует обратить внимание на условия разработки и принятия ЕТТ.
Единый таможенный тариф ЕАЭС был разработан на основе Таможенного тарифа России. Поскольку Беларусь длительное время проводила целенаправленную работу по сближению систем таможенного регулирования с Россией, степень унификации тарифов Беларуси и России составляла 95 %. Оставшиеся 5 % товаров являлись критически важными для Беларуси и по ним некоторые время (переходный период) сохранялись ставки пошлин, отличные от ЕТТ.
Примером поиска приемлемого результата могут быть таможенные пошлины на легковые автомобили. Пошлины Российской Федерации более чем в 10 раз превышали аналогичные белорусские (фактически пошлины на данный товар являются запретительными, что Российская Федерация сделала намеренно с целью возрождения российской автомобильной промышленности), и это затрагивало интересы всего населения Республики Беларусь. В качестве уступки за повышение пошлин до уровня российских Республика Беларусь просила увеличения пошлин на грузовые автомобили, что было сделано. Тем не менее широкое обсуждение данной проблемы, в том числе с участием граждан Республики Беларусь, вынудило принять временное решение, когда пошлины для физических лиц были оставлены на прежнем уровне до середины 2011 г. В то же время пошлины на легковые автомобили для юридических лиц были унифицированы, что фактически блокировало на некоторое время работу многочисленных автосалонов. Цены в них стали недоступны абсолютному большинству населения. Но в целом переход на ЕТТ был для Беларуси сравнительно простым.
На гораздо большие уступки пошел Казахстан, тариф которого отличался от российского примерно на 40 %, при этом на большинство наиболее налогоемких товаров таможенные пошлины в Казахстане отсутствовали.
Важным показателем таможенного тарифа является доля адвалорных ставок, т. е. устанавливаемых в процентах от таможенной стоимости. Ставки ЕТТ распределяются следующим образом: адвалорные – 84 %, комбинированные – 14 %, специфические – 2 %.
Огромное влияние на тарифное регулирование в Таможенном союзе оказало вступление России в ВТО в 2012 г., которая находится на этапе постепенного исполнения своих обязательств по снижению ставок ввозных таможенных пошлин и либерализации иных мер регулирования ВЭД. Эти изменения должны быть завершены к 2019 г. Так, средневзвешенная ставка пошлин в 2011 г. по факту составила 9,6 %, в 2012 г. она оставалась почти на том же уровне. Этот показатель немного снизился из-за структурных сдвигов до 9,5 %, в 2013 г. – 7,4 %, 2014 г. – 6,9 %. В 2015 г. этот показатель снизился до 5,9 %. До 2019 г. он будет находиться на уровне 5–5,3 %. Обязательства России перед ВТО предусматривают снижение уровня тарифной защиты примерно в два раза. При этом такое снижение может не затрагивать отдельные товары, а для некоторых товаров может быть более значительным.
При этом не вступившая в ВТО Беларусь вынуждена принимать эти новые условия в целях поддержания единства системы тарифного регулирования в ЕАЭС. Фактически, с точки зрения тарифного регулирования, Беларусь уже находится в ВТО, т. е. она выполняет все условия членства России в ВТО и то же время не может воспользоваться возможностями от членства в данной организации.
Контрольные вопросы
1. Как определяется понятие «таможенная пошлина»?
2. Какие виды таможенных пошлин вы знаете?
3. Какова классификация таможенных пошлин?
4. Какие известны виды ставок таможенных пошлин?
5. Каковы правила учреждения таможенных пошлин?
6. В чем заключается регулирующая роль таможенных пошлин?
7. Как определяется понятие «таможенный тариф»?
8. Каковы принципы построения таможенного тарифа?
9. Каковы основные цели Таможенного тарифа ЕАЭС?
10. Какова роль Таможенного тарифа ЕАЭС в функционировании таможенной территории ЕАЭС?