Вы здесь

Таможенное дело. 4. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (Ю. Л. Грузицкий, 2015)

4. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

4.1. Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и его элементы, их роль и значение

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. На протяжении столетий экономические связи между государствами существовали преимущественно как внешнеторговые. Они позволяли решать проблему обеспечения населения товарами, которые не производились в стране или изготавливались в недостаточном количестве. В ходе развития общества внешнеэкономические связи превратились в сложную совокупность международных экономических отношений – мировое хозяйство.

Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации, на каждые 10 % роста мирового производства приходится 16 % увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для развития производства. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.

Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь от развития мирового производства, уровня науки и техники, развития внешней торговли. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда. По определению Дж. Сакса, экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удавалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы. Место, которое страна пытается занять в мировой экономической системе, определяется ее внешнеэкономической политикой. Она представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти за рубеж как можно больше своей продукции, сделать их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, чтобы иностранные товары были менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. В связи с этим часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей стимулирование экспорта.

Выделяют два типа внешнеторговой политики: протекционизм (от англ, protection – защита) и свободную торговлю, или фритредерство (от англ, free trade – свободная торговля). Эти два типа внешнеторговой политики отражают диаметрально противоположные подходы к внешней торговле.

Протекционизм – политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство – политика свободной торговли, направленная на устранение (или снижение) всяких помех во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот со стороны государства. Такая политика ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. Создание ВТО имело своей основной целью пропаганду и распространение идей свободной торговли по всему миру.

Исторически протекционизм является самым старым и традиционным типом внешнеторговой политики. Применение таможенных пошлин в защитных и фискальных целях имеет более чем двухтысячелетнюю историю. В современном виде протекционизм впервые стал применяться в XVI в. в Англии во время промышленной революции.

С точки зрения мировой торговли промышленная революция характеризуется достаточным развитием машинного способа производства массовых товаров (в первую очередь текстильных), а также развитием транспорта (прежде всего железнодорожного и пароходства), позволяющим дешево перевозить большое количество товаров на значительные расстояния.

В основу протекционистской политики Англии было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые страна начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущества Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Примеру Англии последовали другие государства – Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм является наиболее ярким примером позитивного влияния таможенной политики на экономику. К началу XIX в. по своему развитию Англия вышла на первое место в мире, когда темпы развития промышленности в стране были высокими, а себестоимость выпускаемой продукции – самая низкая в мире. Однако на пути реализации возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на секторы, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.

Объективные потребности развития производства привели к возникновению концепции свободной торговли (фритредерства). Англия перешла от политики протекционизма к свободной торговле. Промышленность страны в то время страдала от недостатка сбыта. Высокие цены на хлеб и и другие товары уменьшали покупательную способность внутреннего рынка, а за границей английские товары не находили сбыта. Тогда английские промышленники заявили, что кто хочет продавать, тот должен и покупать. Никто не станет приобретать продукцию нашей промышленности, если мы не станем покупать того, что они имеют для продажи. Готовые изделия производятся дешевле, поэтому в обмен на продукцию наших предприятий они могут дать только свое сырье. Это заставило английских промышленников возглавить движение за отмену хлебных законов. В 1850 г. был допущен свободный ввоз хлеба, а вскоре вслед за этим были сняты и все остальные покровительственные пошлины.

Совершенно в ином направлении шло развитие внешней торговли в других странах, где протекционизм стал средством постоянной защиты от иностранной конкуренции. Следует отметить, что политика свободной торговли проводилась в Англии сравнительно недолго. Развитие промышленности в других европейских странах, прежде всего в Германии и Франции, привели к утрате Англией экономического лидерства и появлению конкуренции английским товарам на внутреннем и внешних рынках. Поэтому Англия должна была отказаться от политики свободной торговли и вернуться к протекционизму.

Как показывает исторический опыт, в чистом виде фритредерство и протекционизм практически никогда не используются. Как правило, всегда проводится политика, сочетающая оба подхода, и при этом можно говорить о преобладании того или иного направления во внешнеторговой политике государства.

Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика начинала развиваться более быстрыми темпами или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке и поэтому нуждались в помощи государства. Оно создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств. Напротив, когда экономика какой-либо страны вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, и в первую очередь таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли. Как правило, развитые страны тяготеют к политике свободной торговли, а развивающиеся и слаборазвитые – к протекционизму.

Основными обоснованиями необходимости перехода к свободной торговле являются следующие.

1. Поскольку уровень технологических знаний в различных странах неодинаков, каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек производятся в других странах, и обменивать товары, на производстве которых она специализируется, на товары, издержки производства которых в стране выше по сравнению с другими странами. Каждая свободно торгующая страна может получить больший доход от использования ресурсов, которыми они располагают. Если же страна не может свободно торговать, она должна перенаправить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих потребностей.

2. Выгоды от торговли появляются в основном из-за разницы между внутренними и мировыми ценами. Импорт товаров более дешевых, чем местные заменители, увеличивает потребление и экономит ресурсы, которые ранее использовались для производства этих товаров внутри страны с более высокими издержками. Данные ресурсы можно использовать для расширения производства и экспорта товаров, цена на которые за границей выше, чем на местном рынке, тем самым получая выгоды от торговли.

3. При больших масштабах выгода от торговли возникает даже при отсутствии различий в мировых ценах. В этом случае международная торговля позволяет странам специализироваться на меньшем количестве видов товаров и, следовательно, производить каждый вид товара в большем количестве и по более низкой цене.

4. Защита от импорта и поддержка экспорта ведут к снижению благосостояния населения. Они также влияют на распределение дохода: даже когда торговая политика приводит к сокращению национального дохода и эффективности в экономической системе, она всегда приносит выгоду отдельным фирмам или лицам за счет остальной части общества.

5. При наличии несовершенств рынка, например таких как безработица, защита от импорта, может в некоторых случаях повышать благосостояние населения. Однако меры, направленные на устранение несовершенств рынка, такие как инвестиции в развитие производства или реформы рынка труда, более эффективны, чем протекционистская торговая политика.

6. Когда на внутренних рынках существует несовершенная конкуренция, цены слишком высоки, а производительность слишком низкая. В этом случае либерализация торговли приносит дополнительную пользу, поскольку вынуждает фирмы снижать цены и увеличивать производительность.

Если каждая страна будет проводить политику свободной торговли, мировая экономика может в полной мере использовать преимущества специализации.

Возможны также достижения побочной выгоды от свободной торговли благодаря тому, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция зарубежных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества, повышать качество продукции, использовать новые методы производства и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента более дешевой и качественной продукции.

Основными обоснованиями целесообразности перехода к протекционизму являются следующие.

1. Протекционизм увеличивает занятость в стране в связи с ростом потребления отечественных товаров. Однако свободный импорт также создает новые рабочие места в отраслях, которые могут развиваться. При этом наличие неэффективных отраслей приводит к консервации в них значительных трудовых и материальных ресурсов, которые могли бы использоваться более оптимально. Потребитель вынужден приобретать отечественные менее качественные и более дорогостоящие товары.

2. Протекционизм обеспечивает защиту новых производств от иностранной конкуренции. Действительно, временная защита недавно созданных национальных фирм от конкуренции более эффективных иностранных фирм дает возможность новым производствам стать эффективными. Но в этой связи необходимо помнить о следующем. Во-первых, в слаборазвитых странах очень сложно определить, какое из новых направлений производства может стать эффективным и заслуживает защиты. В высокоразвитых странах, когда в условиях жесткой иностранной конкуренции национальные производители обращаются к правительству с просьбой защитить их и дать возможность провести модернизацию и повысить конкурентоспособность, возможен обратный эффект. Протекционизм, способствуя увеличению прибыли и направлению средств на модернизацию, не всегда побуждает к изменениям. Длительная защита приводит к деградации отрасли, так как у нее нет стимулов для развития.

3. Протекционизм снижает зависимость от других стран. Однако следует учесть, что модернизировать все производства невозможно.

Введение торговых барьеров дает положительные результаты, но при этом надо помнить о долгосрочных негативных последствиях, таких как повышение цен и снижение объема потребления товаров. От этого в первую очередь страдают национальные потребители. Существуют также и другие последствия протекционизма. Они заключаются в том, что пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образом препятствуют развитию относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной менее эффективного использования национальных и мировых ресурсов и приводят к сокращению реального объема производства как отдельной страны, так и мирового производства.

Аргументы обеих сторон представляются весьма убедительными, и если в результате изучения данного материала вы не отнесли себя к сторонникам того или другого направления во внешнеторговой политике, то это, скорее всего, правильно. Вопрос о преимуществах свободной торговли или протекционизма представляется гораздо более сложным и многогранным. Кроме того, следует помнить, что внешняя торговля является областью экономики, в наибольшей степени находящейся под влиянием политики, когда экономисты предлагают и обосновывают одни подходы, а на практике зачастую все происходит совершен иначе. И это характерно для всего мира.

Государства, проводя ту или иную внешнеторговую политику, используют определенные инструменты ее реализации. Их выбор зависит от конкретных целей внешнеторговой политики, при этом для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты.

Всю совокупность методов регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на экономические, административные, тарифные и нетарифные.

Главную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности в современных условиях играют экономические методы, как соответствующие природе рыночных отношений и воздействующие на ввоз товаров и формирование конкурентной среды на внутреннем рынке через механизм цен.

Используя экономические инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности, сохраняя при этом за ними полную хозяйственную самостоятельность, а потребитель сохраняет свободу выбора между импортными и отечественными товарами, что является одним из важнейших условий функционирования нормальных рыночных отношений.

Основа экономического регулирования внешнеэкономической деятельности – тарифное регулирование. Оно заключается в обложении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенными пошлинами.

В зависимости от направления перемещения товаров пошлины бывают ввозными и вывозными (импортными и экспортными). Как правило, большее значение имеют ввозные таможенные пошлины.

Традиционно выделяют следующие основные функции ввозных таможенных пошлин:

• протекционистская – защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

• фискальная – важный источник доходов бюджета страны;

• регулирующая – создание благоприятной структуры импорта за счет ограничения ввоза нежелательных товаров;

• стимулирующая – ограничение ввоза одних товаров может явиться стимулом для ввоза других или для организации их производства в стране.

Все остальные меры регулирования ВЭД (экономические и административные), не связанные с тарифным регулированием, являются нетарифными. Количество мер нетарифного регулирования, применяемых в современной практике международной торговли, огромно. Различные исследователи насчитывают 800-1200 мер нетарифного регулирования, при этом постоянно возникают новые. В целом система нетарифного регулирования является очень гибкой.

Нетарифные меры делятся на экономические и неэкономические (административные). К экономическим мерам прежде всего относят обложение товаров налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами.

Наибольшее распространение в международной торговле получили количественные ограничения импорта и экспорта товаров, под которыми понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту К ним относятся квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, эмбарго и др.

Квотирование – ограничение ввоза или вывоза товара в определенном количестве, объеме или сумме на определенный период. Ввоз товаров сверх установленной квоты запрещается или сопровождается применением особых условий, например очень высоких пошлин.

Лицензирование – процесс регулирования ВЭД через разрешения, выдаваемые государством на ввоз или вывоз товара в установленных количествах в течение определенного промежутка времени.

Административные (неэкономические) методы базируются на использовании государственных правил, нормативов, запретов, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах государства: запреты на ввоз или вывоз отдельных товаров, фито санитарные и ветеринарные требования, технические требования и требования сертификации товаров, монополия государства на импорт или экспорт отдельных товаров и т. д. При этом данные меры могут использоваться как по своему прямому назначению, так и для косвенного скрытого влияния на ВЭД. Например, технические требования и требования сертификации товаров прежде всего должны обеспечивать безопасность отечественных потребителей, а также могут использоваться для дискриминации импортных товаров в пользу отечественных путем применения специфических стандартов качества, завышенных норм безопасности и т. д.

По своей сути административные методы противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения должна быть сравнительно узка. Но на практике административные методы широко применяются и прежде всего потому, что они просты в применении и эффективны.

4.2. Современные тенденции таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности

Чтобы понять современные тенденции таможенного регулирования внешней торговли необходимо прежде всего рассмотреть современное состояние мировой торговли.

Современный этап развития мировых торговых отношений начался после окончания Второй мировой войны. Он характеризовался значительными изменениями мирового экономического устройства. Лидирующую роль в мире заняли США, под влиянием политики которых были созданы многие международные организации, и прежде всего ВТО. Ее задачи во многом отражали цели США в тот период – повсеместная либерализация торговли для обеспечения сбыта своих товаров по всему миру. Большинство менее развитых стран стали заложниками такой политики.

Условно внешнеторговую политику экономически развитой страны можно охарактеризовать следующим образом: страна старается обеспечить сбыт своих товаров и поэтому она заинтересована в том, чтобы потенциальные потребители ее товаров не прибегали к излишне жестким защитным мерам. Либеральные торговые отношения выгодны развитым странам (экспортерам), а менее развитые страны вынуждены при этом защищаться. Членство в такой организации, как ВТО, ограничивает возможности. Хотя ВТО предполагает взаимную либерализацию, однако наиболее развитые страны не могут пострадать от действий слаборазвитых стран, которые, открывая свой рынок для иностранных товаров, могут в значительной степени утратить экономическую самостоятельность.

Благодаря усилиям ВТО средняя величина таможенных пошлин в развитых странах с 1945–1947 гг. до конца 1980-х гг. снизилась с 40–60 % до 3–5%, т. е. в 10 раз. Кроме того, ВТО накладывает значительные ограничения на использование нетарифных мер торговой защиты.

При принятии страной решения о вступлении или невступлении в ВТО фактически страна выбираем ту или иную внешнеторговую политику. Следует отметить, что ВТО лишь создает новые либеральные условия во внешней торговле и экономике страны в целом, которые могут стать движущей силой экономического развития, но, как показывает мировой опыт, далеко не все страны смогли реализовать этот потенциал. Например, бывшие республики СССР Молдова и Узбекистан вступили в ВТО в 1993 г. (при том, что как самостоятельные государства они образовались в 1991 г.). За более чем 20 лет членства в ВТО они не достигли значительных экономических успехов.

Другие страны, в том числе и Республика Беларусь, проводят более взвешенную внешнеторговую политику. Они не отказываются от вступления в ВТО и проводят тщательную подготовку к вступлению в ВТО, чтобы минимизировать отрицательное влияние иностранной конкуренции.

Россия вступила в ВТО в 2012 г. и постепенно исполняет свои обязательства по снижению ставок ввозных таможенных пошлин и либерализации иных мер регулирования ВЭД. Эти изменения должны завершиться к 2019 г. Так, в средневзвешенная ставка пошлин в 2011 г. составляла 9,6 %, в 2012 – почти такой же показатель, он немного снижается из-за структурных сдвигов, – 9,5 %, в 2013 – 7,4 %, в 2014 – 6,9 %, в 2015 -5,9 % и до 2019 г. будет находиться где-то на уровне 5–5,3 %. В итоге уровень тарифной защиты должен быть снижен в два раза. Современная внешнеторговая политика Республики Беларусь и стран ЕАЭС характеризуется как умеренный протекционизм.

В то же время Китай, вступив в ВТО в 2005 г. (процесс вступления занял 10 лет), достиг значительных успехов во внешней торговле и в полной мере пользуется преимуществами от членства в ВТО, прежде всего тем, что все остальные страны – члены ВТО не могут принять каких-либо особых защитных мер против дешевых китайских товаров.

В настоящее время более 150 стран являются членами ВТО и официально придерживаются либеральных подходов к проведению внешнеторговой политики, но ни одна из них, включая и основателей ВТО, не проводит политику свободной торговли в чистом виде и использует все возможные средства защиты своих интересов (даже не разрешенные ВТО), если в этом возникает необходимость.

Современное состояние развития мировой торговли формируется под влиянием следующих факторов:

• все экономически развитые страны являются членами ВТО;

• в связи с членством в ВТО большинство стран не может в полной мере самостоятельно определять свою торговую политику;

• большинство развитых стран имеет низкие ставки таможенных пошлин на импорт и не устанавливают пошлины на экспорт.

За последние 15–20 лет произошли существенные изменения условий мировой торговли. Они связаны с тем, что страны – экономические лидеры (США, Европейский союз, Япония и др.) проводили политику на перенос производства основной массы потребительских товаров в страны с дешевой рабочей силой и сырьем – Китай, Малайзию, Бразилию, Аргентину и др. В результате такой политики наиболее развитые страны из производителей (экспортеров) превратились в потребителей (импортеров). Но правила торговли, определенные ВТО, не изменились: они выгодны прежде всего странам-экспортерам.

В результате страны – основатели ВТО стали заложниками ими же созданных правил мировой торговли. Имея низкие ставки таможенных пошлин они не могут в полной мере обеспечить защиту своей экономики. Можно говорить об объективном снижение значения тарифного регулирования – низкие ставки не могут быть реальным барьером на пути товаров из Китая и других стран (ставка пошлины в размере 5 % не является преградой на пути товара, который дешевле отечественного на 200 %). В таких условиях развитые страны пытаются защищаться путем применения скрытых мер нетарифного регулирования – введением сертификации товаров и производств по качеству (ISO 2000 и др.), строгих стандартов качества, гарантийных обязательств и т. д.

Изменения в мировой торговле привели к появлению нового типа государственной внешнеторговой политики – современного меркантилизма. Он характеризуется увеличением роли государства в регулировании внешней торговли (т. е. фактически в усилении протекционизма). Но политика государства при этом во многом определяется различными экономическими и производственными группировками (лоббистами), претендующими на значительные привилегии. Такие привилегии, прежде всего, выражаются в установлении очень высоких ставок пошлин на отдельные товары. Это так называемые тарифные пики, применение которых обеспечивает избирательную защиту отдельных отраслей или предприятий при сравнительно низком общем уровне таможенного тарифа.

Огромное влияние приобрели транснациональные компании (ТНК). Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне, и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров.

4.3. Границы и условия эффективного применения тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности

При всем многообразии подходов к внешнеторговой политике существуют определенные критерии в выборе конкретных инструментов для ее проведения. Важное значение имеет возможность применения конкретного инструмента в связи с международными обязательствами страны (например, членства в ВТО) или опасность применения ответных мер торговыми партнерами.

Прежде всего основными и рекомендуемыми ВТО мерами регулирования ВЭД являются тарифные меры. Они воздействуют на ВЭД косвенно, через цену товара. На это также оказывают влияние следующие факторы:

• эластичность спроса на товар;

• возможность производства и потребления отечественных аналогов;

• наличие равных условий для импорта и реализации товаров всеми участниками ВЭД;

• эффективность таможенного администрирования.

Основным условием эффективности таможенной пошлины

является ее соответствие разнице цены на отечественный товар на внутреннем рынке и цены аналогичного товара на мировом рынке. Если пошлина компенсирует эту разницу цен (или превышает ее), она может выполнять защитную функцию. Например, товар отечественного производства стоит на внутреннем рынке 120 дол. США, а аналогичный импортный на внешнем рынке – 100 дол. США. В таких условиях таможенная пошлина должны быть не менее 20 %:


100 дол. США + 100 дол. США 20 % = 120 дол. США.


Многие аналогичные по потребительским свойствам импортные товары производятся в Республике Беларусь и странах ЕАЭС или их производство может быть организовано на экономически выгодных условиях. Но некоторые товары попадают на внутренний рынок только путем ввоза из других стран. К их числу относятся отсутствующие природные ресурсы: кофе, тропические фрукты и т. д. Кроме того, следует учитывать объем потребления конкретного товара внутренним рынком. При незначительном потреблении его производство может оказаться возможным, но экономически нецелесообразным. Но избежать этого позволило создание ЕАЭС, когда такая страна, как Беларусь, становится частью большого общего рынка интеграционного объединения.

На товары, имеющие отечественные аналоги, пошлины должны устанавливаться с учетом соотношения между мировыми и национальными издержками на производство товара и ценами на него. Эти соотношения могут значительно отличаться для различных товаров, что предопределяет необходимость дифференциации ставок таможенных пошлин по группам и видам товаров. В отношении массово ввозимых товаров таможенные пошлины могут устанавливаться для конкретных товаров или изделий с учетом их индивидуальных особенностей.

Ввозные пошлины могут быть значительно выше разницы между мировыми и национальными ценами. В этом случае они будут выполнять протекционистскую функцию, ограничивая допуск на внутренний рынок импортных товаров, а при достаточно высоком уровне таможенная пошлина практически запрещает этот ввоз, т. е. она становится запретительной таможенной пошлиной.

Если величина таможенной пошлины значительно меньше указанной разницы цен, она не будет выполнять защитной функции и не может быть эффективным инструментом внешнеторговой политики. Но, как правило, при этом страна не вправе из-за членства в ВТО или опасности ответных санкций увеличить ставки таможенных пошлин. В настоящее время это повсеместно. Применяя такие ставки таможенных пошлин, государство обостряет конкуренцию на внутреннем рынке. Как правило, это сопровождается снижением цен на товары и вынуждает отечественных производителей выпускать конкурентоспособную продукцию.

Таможенные пошлины, применяемые к товарам, не имеющим отечественных аналогов, могут выполнять функцию стимулирования их производства (переработки) в стране. Например, стоимость обработанного и подготовленного к употреблению кофе в несколько раз дороже исходного сырья – сырых кофейных зерен. При значительном объеме реализации такого товара внутренним рынком целесообразно производить ввоз сырого кофе и осуществлять его последующую переработку внутри страны.

Любая пошлина выполняет фискальную функцию и обеспечивает доходы бюджета.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• величина пошлины сама по себе без сопоставления с уровнем мировых и национальных цен на товар не отражает выполняемую ею функцию;

• если на различные товары установлены одинаковые по величине пошлины, то это не означает, что все они выполняют одну функцию;

• если в различных странах установлены одинаковые ставки таможенных пошлин, то это не значит, что они выполняют одинаковые функции;

• размер пошлин следует корректировать с учетом меняющихся условий конкуренции на товары зарубежных и отечественных производителей в соответствии с приоритетами экономической политики государства;

• уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, экономика которых менее конкурентоспособна, национальные издержки производства выше, а качество ниже мирового уровня. В развивающихся странах применяются более высокие импортные пошлины, чем в экономически развитых странах. Таким образом, развивающиеся страны защищают свою промышленность от конкуренции экономически развитых стран.

Вывозная (экспортная) таможенная пошлина взимается с товаров, вывозимых за пределы таможенной территории государства (группы государств). Как правило, вывозные пошлины применяются государствами с недостаточно развитой экономикой либо государствами с богатым запасом природных ресурсов. При этом вывозные пошлины могут являться основным источником доходов бюджета, т. е. речь идет о сырьевой экономике. Кроме того, вывозные пошлины применяются в целях сохранения национальных ресурсов, чтобы сократить их вывоз до определенной величины.

Однако вывозные пошлины противоречат природе рыночных отношений, так как их взимание повышает цену экспортируемых товаров и понижает их конкурентоспособность на мировом рынке. Это может привести к отказу в приобретении экспортируемых товаров, что вызовет развитие негативных процессов в национальной экономике. Вывозные пошлины имеют ограниченное применение, и ряд стран, ранее взимавших такой вид пошлин, отказались от них.

Поскольку основным ограничением возможности применения экспортных пошлин являются цены мирового рынка на конкретный товар, при определенных условиях могут складываться благоприятные обстоятельства для пополнения валютных запасов государства. Так, например, в Российской Федерации до ее вступления в ВТО доходы бюджета от взимания вывозных таможенных пошлин превышали доходы от ввоза товаров (включая ввозные таможенные пошлины, акцизы и НДС). Это объясняется высокими мировыми ценами и спросом на основные объекты российского экспорта – нефть и природный газ.

Тарифные меры регулирования могут быть эффективными:

• при достаточно высоких ставках таможенных пошлин (величина пошлины должна зависеть от разницы цен на внешнем и внутреннем рынке);

• если таможенная пошлина применяется по своему прямому назначению – для защиты внутреннего рынка (в ЕАЭС велика фискальная составляющая пошлин, когда они изначально не играют регулирующей роли);

• при безусловном соблюдении правил торговли всеми участниками ВЭД (например, нелегальный ввоз товаров создает неблагоприятные условия хозяйствования для импортеров);

• при отсутствии существенных ограничений возможности реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке (например, излишние требования к сертификации и уровню качества и связанные с этим большие затраты времени и средств импортера).

На практике большое значение имеет соотношение цены и качества товара, когда выбор покупателя определяется не только ценой товара, но и его качеством, уровнем сервиса, престижностью марки и т. д.

Изменения условий внешней торговли и снижение эффективности тарифного регулирования привели к повышению роли нетарифных мер. Они считаются более эффективными по следующим причинам:

• непосредственно воздействуют на возможность субъектом ВЭД осуществлять внешнеторговые операции;

• не связаны какими-либо международными обязательствами. При этом объем их применения полностью регулируется национальным законодательством страны;

• более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике, так как позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в международной торговле, и применить адекватные меры защиты на необходимый срок;

• не являются дополнительным налоговым бременем для населения (с другой стороны, не дают государству дополнительный доход в виде таможенных платежей).

Практика применения мер нетарифного регулирования весьма разнообразна. Особенно эффективно их используют развитые страны: Европейский союз, США.

Контрольные вопросы

1. Каково значение международной торговли для мировой экономики и отдельных стран?

2. В чем заключается основная задача государства в области международной торговли?

3. Каковы основные типы внешнеторговой политики государства?

4. В чем сущность протекционизма как типа внешнеторговой политики государства?

5. Каковы преимущества и недостатки протекционизма для экономики страны?

6. В чем сущность фритредерства как типа внешнеторговой политики государства?

7. Каковы преимущества и недостатки политики свободной торговли для экономики страны?

8. Какой тип внешнеторговой политики преобладает в мире на современном этапе?

9. К какому типу можно отнести современную внешнеторговую политику Республики Беларусь и других стран ЕАЭС?

10. В чем заключается сущность тарифного регулирования ВЭД?

11. Каковы основные функции ввозных таможенных пошлин?

12. В чем заключаются современные тенденции таможенного регулирования ВЭД?

13. Каковы цель применения и место мер нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД?

14. Что является основным условием эффективного применения ввозной таможенной пошлины?

15. Чем объясняется высокая эффективность мер нетарифного регулирования ВЭД?