Вы здесь

Таможенное дело. 3. Организация таможенного дела (Ю. Л. Грузицкий, 2015)

3. Организация таможенного дела

3.1. Управление таможенным делом. Функции таможенных органов

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств – членов ЕАЭС. В нашей стране деятельность таможенных органов регулируется Законом «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь. Он определяет государственную таможенную политику.

Республиканским органом государственного управления, реализующим государственную таможенную политику и осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Он обеспечивает выполнение задач в сфере таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства о таможенном регулировании Республики Беларусь всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь.

Система таможенных органов включает государственный таможенный комитет, таможни и государственные учреждения, создаваемые для обеспечения выполнения функций, возложенных на таможенные органы.

Государственный таможенный комитет и таможни являются правоохранительными органами. Государственный таможенный комитет имеет статус министерства, возглавляется председателем Государственного таможенного комитета, который является министром. Положение о ГТК утверждается Президентом Республики Беларусь.

Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

Создание и ликвидация таможен осуществляются ГТК по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности. Таможни обладают различными функциями. Например, Минская центральная таможня занимается вопросами материального обеспечения таможенных органов, разработкой программного обеспечения и т. д.

Таможни являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и действуют на основании положений, утверждаемых ГТК.

Задачи таможенных органов определены ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза:

• содействие реализации единой торговой политики государств – членов ЕАЭС;

• обеспечение исполнения таможенного законодательства ЕАЭС и иного законодательства государств – членов ЕАЭС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

• совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

• взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

• обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

• обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

• обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств – членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

• выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС;

• обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС в пределах своей компетенции;

• ведение таможенной статистики.

Основные функции таможенных органов определены ст. 12 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»:

• организация взаимодействия и координация деятельности государственных органов и иных организаций в области реализации государственной таможенной политики;

• обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов;

• совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, таможенных экспертиз, создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в Республику Беларусь и их вывозе из Республики Беларусь через таможенную границу;

• взимание таможенных платежей, иных платежей, контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты указанных платежей, принятие мер по их принудительному взысканию;

• обеспечение на территории Республики Беларусь соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

• осуществление контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Беларусь в отношении товаров, ввозимых в Республику Беларусь и вывозимых из нее;

• обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

• ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, производство дел по которым отнесено к компетенции таможенных органов, административными правонарушениями, ведение административного процесса по которым отнесено к компетенции таможенных органов, пресечение незаконного оборота через таможенную границу ЕАЭС и (или) Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, относящихся к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь и (или) включенных в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и дериватов, других товаров, противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;

• осуществление в пределах своей компетенции налогового, валютного, экспортного, радиационного, автомобильного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля, право на проведение которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• ведение таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь и статистики взаимной торговли Республики Беларусь с государствами – членами Евразийского экономического союза, а также специальной таможенной статистики;

• обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

• осуществление информирования и консультирования по вопросам, касающимся таможенного законодательства ЕАЭС, законодательства о таможенном регулировании Республики Беларусь и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечение в установленном порядке государственных органов, организации и граждан информацией по вопросам таможенного регулирования;

• обеспечение в пределах своей компетенции формирования, оптимизации и развития таможенной инфраструктуры;

• реализация государственной кадровой политики в таможенных органах, в том числе осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, организация идеологической и воспитательной работы;

• осуществление подготовки и повышения квалификации специалистов по таможенному декларированию;

• проведение научно-исследовательских работ в сфере таможенного дела.

Таможенные органы имеют флаг и геральдический знак – эмблему таможенных органов. Описание и рисунки флага и геральдического знака – эмблемы таможенных органов утверждаются Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 2.03.2001 г. № 125 «О геральдическом знаке – эмблеме и флаге таможенных органов Республики Беларусь»).

Эмблема представляет собой перекрещенные кадуцей и ключ золотистого цвета.

Эмблема служит основой для создания эмблем Государственного таможенного комитета, таможен и других учреждений таможенных органов.

Изображение эмблемы размещается на флаге таможенных органов, элементах форменной и специальной одежды должностных лиц таможенных органов, автотранспортных средствах, находящихся в распоряжении таможенных органов, в качестве опознавательного знака, официальных изданиях таможенных органов и т. д.

Флаг таможенных органов Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище темно-зеленого цвета (отношение ширины флага к его длине 2:3), в центре которого расположены вписанные в условный квадрат со стороной, равной половине ширины флага, перекрещенные кадуцей и ключ золотистого цвета.

3.2. Основные понятия, используемые в таможенном законодательстве. Таможенная территория и таможенная граница

Таможенное дело как самостоятельная и весьма специфичная сфера деятельности имеет собственную терминологию. Основные термины, используемые в Таможенном кодексе Таможенного союза и соответственно в таможенном законодательстве, приведены в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза. Всего данная статья дает определение сорока таможенным терминам и понятиям. Рассмотрим самые основные из них:

ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибывают на таможенную территорию ЕАЭС любым способом, до их выпуска таможенными органами;

вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС любым способом, до фактического пересечения таможенной границы;

выпуск товаров – действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры;

декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

запреты и ограничения – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, меры экспортного контроля, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования;

коммерческие документы – счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС;

международные договоры государств – членов ЕАЭС – международные договоры, составляющие договорно-правовую базу ЕАЭС;

международные почтовые отправления – почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории ЕАЭС, поступающие на таможенную территорию ЕАЭС либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза;

меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств – членов ЕАЭС, решениями ЕЭК и нормативными правовыми актами государств – членов ЕАЭС, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов ЕАЭС;

налоги – налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

незаконное перемещение товаров через таможенную границу – перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;

перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории ЕАЭС, или являющееся ответственным за использование транспортных средств;

перемещение товаров через таможенную границу – ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС;

таможенная декларация – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами;

таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров либо для иных целей, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;

таможенные документы – документы, составляемые исключительно для таможенных целей;

таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС;

таможенные органы – таможенные органы государств – членов ЕАЭС;

таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств – членов ЕАЭС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

таможенный орган назначения – таможенный орган, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита;

таможенный орган отправления – таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

таможенный представитель – юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.

Вступивший в силу в 2014 г. Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» также определил несколько специальных таможенных терминов, используемых в указанном Законе и иных актах законодательства о таможенном регулировании Республики Беларусь (ст. 7 указанного Закона).

Всего данная статья дает определения восемнадцати таможенным терминам. Основными из них являются следующие:

бездействие – непринятие решения или несовершение действия таможенными органами или их должностными лицами, предписанного таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Республики Беларусь, в течение установленного срока;

ввоз товаров в Республику Беларусь – совершение действий, связанных с пересечением Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары прибывают на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь любым способом, а при пересечении участка Государственной границы Республики Беларусь, на котором таможенный контроль отменен, – фактическое пересечение линии такой границы;

вывоз товаров из Республики Беларусь – совершение действий, связанных с пересечением Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары убыли с таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь любым способом, а при пересечении участка Государственной границы Республики Беларусь, на котором таможенный контроль отменен, – фактическое пересечение линии такой границы;

лица, в фактическом владении которых находятся товары, – лица, фактически обладающие товарами, т. е. удерживающие и обеспечивающие их сохранность, в том числе в силу права собственности, владения на основании договора перевозки либо на ином основании, предусмотренном законодательством или договором;

правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на объект интеллектуальной собственности по закону либо договору;

предъявление товаров таможенному органу – размещение товаров в зоне таможенного контроля;

пункт ввоза – установленный Президентом Республики Беларусь пункт таможенного оформления, в котором совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь;

пункт вывоза – установленный Президентом Республики Беларусь пункт таможенного оформления, в котором совершаются таможенные операции, связанные с убытием товаров с таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь;

пункт таможенного оформления – официально установленное место постоянного размещения должностных лиц таможенных органов, их структурных подразделений, предназначенное для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;

регион деятельности таможенного органа – закрепленная за таможней территория, в пространственных пределах которой такой таможней совершаются таможенные операции, и проводится таможенный контроль;

решение – акт индивидуального характера, принимаемый таможенными органами или их должностными лицами в сфере таможенного регулирования с целью осуществления конкретных организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, затрагивающий права заинтересованного лица;

склад временного хранения – специально выделенное и обустроенное сооружение, отвечающее установленным настоящим Законом требованиям, используемое юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения, в целях оказания услуг юридическим и физическим лицам по хранению товаров этих лиц, а также для хранения товаров, находящихся во владении либо собственности владельца склада;

таможенный склад – специально выделенное и обустроенное сооружение, отвечающее установленным настоящим Законом требованиям, используемое юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца таможенного склада, в целях оказания услуг юридическим и физическим лицам по хранению товаров этих лиц, а также для хранения товаров, находящихся во владении либо собственности владельца склада;

утрата товаров – отсутствие товаров в наличии у лиц, в фактическом владении которых товары должны находиться при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, убытии с этой территории, а также при использовании товаров в соответствии с таможенной процедурой и (или) выпуском без помещения под таможенную процедуру, вследствие их уничтожения, хищения, неправомерного распоряжения ими, а также в результате естественной убыли товаров при нормальных условиях транспортировки, хранения.

Иные термины таможенного законодательства ЕАЭС и Республики Беларусь используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договорах государств – членов ЕАЭС и актах законодательства о таможенном регулировании Республики Беларусь.

Все иные термины используются в законодательстве о таможенном регулировании в значениях, определенных налоговым, гражданским и иным законодательством государств – членов ЕАЭС и Республики Беларусь.

Одним из наиболее важных понятий, используемых в таможенном законодательстве, является понятие товара, которое подробно рассмотрено ниже.

Таможенная территория и таможенная граница. Принципиально важным для таможенного регулирования являются понятия таможенной территории и таможенной границы. Их определение раскрыто в ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза. Основная особенность в этой части определяется самим фактом создания и функционирования ЕАЭС. При этом используются такие понятия, как таможенная территория и таможенная граница ЕАЭС.

Так, таможенную территорию ЕАЭС составляют территории государств – членов ЕАЭС, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств – членов ЕАЭС, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены ЕАЭС обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории ЕАЭС, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств – членов ЕАЭС искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства – члены ЕАЭС обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей ЕАЭС.

До создания ЕАЭС рассматриваемые понятия формулировались иначе. Так, территория Республики Беларусь составляла единую таможенную территорию Республики Беларусь, а пределы таможенной территории являлись таможенной границей. Таможенная граница совпадала с Государственной границей Республики Беларусь.

3.3. Товары – объекты, перемещаемые через таможенную границу

В таможенном законодательстве под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов ЕАЭС, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (ч. 35 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

С точки зрения Гражданского кодекса Республики Беларусь под товаром обычно понимается какой-то объект сделки. Но с точки зрения таможенного законодательства любое имущество (предмет) становиться товаром только в силу самого факта перемещения его через таможенную границу При этом причина, цель и условия такого перемещения, используемый транспорт и характер лица, перемещающего товар через таможенную границу, значения не имеют.

Выделяют несколько различных категорий товаров. Так товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Товары Таможенного союза – товары, находящиеся на таможенной территории ЕАЭС:

• полностью произведенные на территориях государств – членов ЕАЭС;

• ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств – членов ЕАЭС;

• изготовленные на территориях государств – членов ЕАЭС из вышеуказанных товаров и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров Таможенного союза.

Иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Особую категорию товаров составляют припасы. К ним относятся товары:

• необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

• предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах независимо от того, продаются эти припасы или нет;

• предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.

Особо следует отметить такую категорию товаров, как транспортные средства. Под ними понимают разновидность товаров, используемых для перемещения через таможенную границу других товаров. В определенных условиях один и тот же объект может одновременно быть транспортным средством и товаром, например перемещаемый через таможенную границу приобретенный за границей грузовой автомобиль, который одновременно перевозит и иной товар.

Понимание отличия транспортных средств и припасов крайне важно, так как эти категории товаров с точки зрения таможенного законодательства имеют особый статус. Например, транспортные средства должны покинуть таможенную территорию в неизмененном состоянии после доставки товара, они не облагаются таможенными пошлинами, налогами и т. д.

Существуют и специфические виды транспорта, такие как трубопроводный и линии электропередач. Таможенный кодекс Таможенного союза определяет особенности проведения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу этими видами транспорта.

Могут иметь место ситуации, когда товар перемещается через таможенную границу как своеобразный контейнер, содержащий собственно необходимый объект. Например, можно приобрести за границей музыкальные произведения на компакт-диске. Через таможенную границу будет перемещаться физический объект – диск, но ценность представляют находящиеся на нем музыкальные произведения. В этой ситуации с точки зрения таможенного законодательства товаром является диск с находящимися на нем объектами интеллектуальной собственности. Таможенная стоимость такого товара будет определяться с учетом стоимости объектов интеллектуальной собственности и соответственно облагаться таможенными платежами. В то же время эти музыкальные произведения можно приобрести через интернет (скачать файл бесплатно или за плату). В этой ситуации никакой физический объект через таможенную границу не перемещается и каких либо таможенных правоотношений не возникает.

Контрольные вопросы

1. Что составляет систему таможенных органов Республики Беларусь?

2. Кто обеспечивает общее и непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь?

3. Каковы основные задачи таможенных органов Республики Беларусь?

4. Каковы основные функции таможенных органов Республики Беларусь.

5. Как характеризуются основные понятия, используемые в таможенном законодательстве?

6. Что собой представляют таможенная территория и таможенная граница ЕАЭС?

7. Что такое товар с точки зрения таможенного законодательства?

8. Какова разница между товарами Таможенного союза и иностранными товарами?

9. В чем состоит особенность такой категории товаров, как транспортные средства?