Глава 3
Как-то быстро наступил июнь, время школьных экзаменов. На Русской равнине господствовал южный антициклон, и в столице прочно обосновалась жара. В такую погоду не хочется садиться в липкий автобус, поэтому Виктор Семенович после работы решил подышать свежим воздухом и отправился домой пешком.
Хорошо летом в Бутово! Неспешная прогулка по району доставляла учителю удовольствие. Легкий ветерок был насыщен ароматом трав, порхали невесомые бабочки, а девушки беззаботно улыбались. Учителю даже казалось, что они улыбаются именно ему.
Поднявшись на седьмой этаж, учитель несколько раз повернул ключ в замочной скважине двери, просто удивительно, что новый замок не захотел сразу открыться.
Ну и плохие же замки сейчас стали делать! – подумал он.
Холостяцкая жизнь имеет свои недостатки. Из распахнутой двери на дохнуло помойкой. Что за мерзкий запах!
Ну, да! Так и есть, – в такую жару он забыл вынести кухонные отбросы в мусоропровод!
Подобное положение следовало немедленно исправить. Учитель не стал запирать входную дверь, он быстро рванулся на кухню, схватил мусорное ведро и метнулся обратно.
Дверь, ведущая в комнату, резко распахнулась. В дверном проеме стоял человек с длинноствольным пистолетом картинно сжатым в обеих руках. На его лицо была натянута черная шапка с прорезями для глаз. Виктор Семенович услышал негромкий хлопок, и позади него звонко посыпались на пол осколки зеркала. Человек в маске нажал на курок еще раз, но выстрела почему-то не последовало.
Оправившийся от неожиданности учитель с силой метнул в напавшего на него незнакомца ведро. Его бросок оказался весьма точным, – край железного ведра угодил нападающему прямо в лоб!
– Ну, ты, козел! – человек в черной маске на мгновение опустил пистолет, схватившись рукой за голову, отчего прорези для глаз съехали ему на нос.
Виктор Семенович не стал ждать продолжения. Он выскочил из квартиры и понесся вниз по лестнице. Вслед послышался (или это только показалось ему) еще один выстрел.
Проскочив лестничные пролеты гигантскими прыжками, учитель выскочил на улицу. Мысли его были беспорядочными. Еще бы! Ведь его пытались застрелить!
Куда теперь?! – ноги сами несли его по направлению к отделению полиции, где совсем недавно он получал в паспорт штамп о прописке.
Следственная бригада тщательно осмотрела квартиру. Признаки покушения были налицо, криминалисты провели все необходимые процедуры и собрали вещественные доказательства.
Допрашивать было некого. Соседи ничего не слышали и не видели, поэтому лишь пострадавший мог дать угрюмому следователю подробные показания.
– Когда вы пришли домой?
– Часа в четыре.
– А точнее?
– Где-то в пятнадцать минут пятого.
– Где вы работаете?
– В школе, учителем.
– У вас есть недоброжелатели?
– Нет.
– У вас нет сбережений?
– Немного есть.
– Сколько?
Названная учителем сумма явно не впечатлила следователя, и следующий вопрос был задан, вероятно, по инерции.
– Вы храните деньги дома?
– В сбербанке, нам перечисляют зарплату на пластиковую карточку.
– Может быть, вас хотели убить наследники, из-за квартиры или из-за машины?
– У меня нет машины, – вспомнив бывшую жену, Виктор Семенович задумался.
Давно он не виделся с ней. Алименты Нина с него не требовала, ее сын, по доходившим до учителя слухам, уже студент МГУ. Квартира у нее большая. Если она смогла заплатить деньги за учебу ребенка, то явно ни в чем не нуждается. Да и не способна она заказать убийство, духа не хватит!
– Ну, нет, это исключено!
– Вы действительно уверены, что никто не заинтересован в Вашей смерти? – вкрадчиво спросил его следователь, – мне кажется, что вы что-то недоговариваете. А ведь рассказать нам правду, – это в ваших же интересах!
– Я все понимаю, но у меня нет врагов, – мрачно сказал учитель.
– Но ведь у преступления должна быть причина! А месть или ревность? Это вы не допускаете?
Месть! – ужаснулся Виктор Семенович, – и как он сам не сообразил, вот он, – мотив покушения, налицо! У любвеобильного учителя уже случались разборки с ревнивыми мужьями, правда, до таких крайностей дело не доходило. Кого ему надо подозревать? Не рассказывать же следователю обо всех своих похождениях!
– Нет, я все вам рассказал.
Скоро бригада закончила работу и Виктору Семеновичу сообщили, что по факту покушения заведено уголовное дело.
Следственная группа уехала, и растерянный учитель остался один на один с молоденьким курносым участковым, тоже прибывшим на место происшествия. Добродушное лицо лейтенанта располагало к общению.
– И что мне теперь делать? – спросил у него Виктор Семенович.
– Ждать.
– Как ждать? Чего ждать!?
– Результатов следствия.
– А я думал, вскрытия…, – мрачно сказал учитель.
– Немногие могли бы так шутить в Вашем положении, – усмехнулся участковый, – должен сказать, вы хорошо держитесь!
Виктору Семеновичу вовсе так не казалось. Он чувствовал себя отвратительно.
– Вам надо переехать на время к каким-нибудь родственникам, – посоветовал лейтенант, – у вас есть родственники в Москве?
– Нет у меня родственников!
– Что, совсем никого?
– Совсем! – угрюмо кивнул головой учитель истории.
– Хотите знать мое мнение о том, что произошло? – неожиданно сменил тему разговора участковый.
– Конечно!
– Вам очень повезло. Человек, который стрелял в вас, был дилетантом.
– В маске и с таким оружием! – вспомнив толстое дуло пистолета, направленного на него, Виктор Семенович поежился, и внутри его организма пробежал неприятный холодок. Учитель вдруг вспомнил, что у него имеется бутылка виски, подаренная щедрыми родителями.
– Купить такую шапку теперь можно на каждом углу, – сказал полицейский, – и достать оружие сейчас тоже не проблема.
– Вы не будете возражать, если я выпью? – с этими словами Виктор Семенович достал из бара литровую бутылку и стаканы, – хотите?
– Я при исполнении служебных обязанностей, – лейтенант разглядел этикетку на бутылке в руках учителя, подумал и махнул рукой, – а впрочем, налейте! Рабочий день уже закончился, значит можно. Только давайте присядем, а то я уже набегался сегодня!
Собеседники устроились на просторной кухне со стаканами в руках, и участковый продолжил свой рассказ.
– Убийца, или как теперь говорят киллер, совершил множество ошибок. Он очень неаккуратно открыл входную дверь. Кстати, вам надо поменять сломанную личинку замка. Сидя в кресле, убийца ждал вашего возвращения с работы, сильно нервничал и оттого накурился конопли. Опытный убийца никогда бы не позволил себе такое поведение!
Когда вы вошли в квартиру, он решил быстро закончить свою работу и пошел за вами на кухню. Одурманенному травой убийце и в голову не пришло то, что входная дверь может быть открыта.
С этими словами полицейский опрокинул в рот стаканчик, закурил сигарету и с увлечением продолжил:
– У него очень интересное оружие. Судя по Вашему описанию и предварительным результатам экспертизы, у него китайский пистолет, так называемый тип шестьдесят семь. Убийца выставил пистолет в режим бесшумной стрельбы, а при таком режиме перестает работать автоматическая перезарядка, – вот потому-то он и не смог сразу выстрелить во второй раз! Вам это ни о чем не говорит?
Нет, Виктору Семеновичу ни о чем это не говорило. Хоть шестьдесят семь, хоть семьдесят шесть, судя по всему ему столько не прожить! Он отрицательно помотал головой и снова наполнил стаканы. Ошеломленный произошедшими событиями, учитель вливал в себя виски, как воду.
– Это же не профессионал! – уточнил участковый, – Скорее всего, это уголовные разборки, а этот неловкий парень просто перепутал адрес. Вам можно больше не беспокоиться!
– Как это перепутал? – у изрядно хлебнувшего внезапно пробудилась надежда, – значит, он вовсе не меня хотел убить?
– О чем я и говорю! – преувеличенно бодрым голосом сказал участковый, – ну ладно, мне пора идти. Я навещу вас как-нибудь, если не возражаете.
Виктор Семенович не возражал, но когда лейтенант ушел, страх снова навалился на плечи пьяного учителя.
Легко этому молоденькому полицейскому рассуждать, что убийца спутал квартиры…. А если не спутал! Кто из мужей его бесчисленных любовниц может мстить подобным образом? – воспаленное воображение прокручивало перед ним самые невероятные образы.
Учитель допил до конца бутылку, проверил входную задвижку, для верности придавил дверь тяжелым письменным столом, и забылся тяжелым, полным кошмаров сном.
На следующее утро похмельный Виктор Семенович провозился с замком двери и опоздал на предэкзаменационную консультацию по истории. Как назло, в школе ему навстречу попалась Тамара Петровна, крупная женщина средних лет, недавно назначенная заместителем директора по учебной части.
До назначения она была спокойной, даже несколько флегматичной дамой, но, почувствовав себя начальством, бывшая учительница английского языка внезапно заважничала, и начала придираться к бывшим коллегам. Теперь даже ее приятельницы не чувствовали себя в безопасности.
Завидев в конце коридора внушительную фигуру нового завуча, они старались быстро пройти в учительскую по параллельной лестнице.
– Это как надо понимать?! – Тамара Петровна грозно уперлась руками в бока, игнорируя приветствие опоздавшего учителя, – дети у кабинета стоят, а вы где-то там шатаетесь….
– Так уж сложилось, – зло ответил Виктор Семенович. Ну не объясняться же ему с этим крокодилом в юбке!
– Меня не волнуют ваши личные обстоятельства, на работу надо приходить вовремя! Почему вы сегодня опоздали? – логика завуча напоминала логику прусского фельдфебеля.
– Вас же не интересуют обстоятельства моего опоздания, – съехидничал учитель.
– Да от вас перегаром несет за версту, – радостно принюхалась Тамара Петровна, – вот она, истинная причина опоздания, что бы вы мне не наплели. И такой учитель работает в школе, с детьми…. Немедленно пишите объяснительную записку на имя директора! Надо будет поднять на педсовете вопрос о Вашем безобразном поведении.
– Да пошла ты… – буркнул себе под нос Виктор Семенович, – собака лает, ветер носит! Скоро она прицепится еще к кому-нибудь и забудет о том, что сейчас произошло!
Он тяжело поднялся по лестнице в свой кабинет. Выпускной экзамен по истории собирались сдавать двадцать семь человек. Увидев, школьники оживленно загалдели. У учителя мелькнула мысль о том, что если бы он опаздывал на обычный урок, все бы давно удрали. Жаль, что они не сделали этого, – сейчас сама мысль о работе казалась историку нестерпимой.
Он впустил детей в класс. Оказавшись в привычной для себя обстановке, Виктор Семенович стал несколько спокойней. На какое-то мгновение ему даже показалось, что вчерашние события привиделись ему во сне.
– Все пришли?
– Гусейновой нет.
– Она что, заболела?
– Элеонора решила сдавать биологию, – сказала одна из девочек, – она даже поскандалила из-за этого с мамой. А отец Элеоноры приехал в школу и разговаривал с директором. Я слышала, как учителя говорили о том, что из-за нее пришлось менять экзаменационные списки. Тамара Петровна была очень недовольна.
– Но во время экзаменов списки не меняют. Это невозможно! – сказал Виктор Семенович.
– Папа Элеоноры, – главный школьный спонсор. Его фирма дарит нашей школе компьютеры для кабинета информатики!
– Ну, ладно, давайте начнем! – историк не мог сосредоточиться. Он испытывал какое-то тягостное чувство. Отчего эта девчонка передумала сдавать историю?
– А почему вы опоздали? – в глазах большинства подростков Виктор Семенович увидел нездоровое любопытство.
– А это не ваше дело, – мрачно ответил историк, внутренне поражаясь тому, что начал мыслить точно так же, как Тамара Петровна, – просто я не мог запереть дома дверь.
– Вы вчера много выпили? – спросил верзила с трудно произносимой фамилией Песнюров. Из-за такой фамилии, после первой же переклички, все учителя предпочитали называть парнишку просто по имени.
– Что за чушь! – возмутился Виктор Семенович.
– У вас, наверное, теперь сушняк, – бойко предположила одна из девочек, – надо выпить пивка, папа говорит, что всегда помогает. Давайте я сбегаю, возьму пару банок, а вы за это поставите мне пятерку на экзамене!
– Хватит болтать ерунду!
– Почему это ерунду? – возмущению ученицы не было предела, – да от вас же водкой пахнет!
– У вас есть вопросы по существу дела?
– Есть! Как вы разложите билеты, по порядку?
– Билеты будут лежать в случайном порядке.
– А биологичка сказала, что разложит их по номерам, – сказал неутомимый Песнюров, – и я возьму первый билет. Всегда можно учить только первый билет!
– Это еще почему? – спросил Виктор Семенович.
– Когда выяснится, что я не ответил, меня спросят, о том, что я знаю. А я знаю первый билет! Ведь все равно мне двойку не поставят….
– Председателем комиссии у нас будет директор, и потому к экзамену надо будет отнестись серьезно, – историк попытался навести в классе порядок.
– Ну, тогда точно пару не поставят, – радостно сказал Песнюров, – директрисе подставляться совсем ни к чему!
Виктор Семенович не нашелся, что ответить мальчишке.
А по сути дела он прав, – неожиданно подумал учитель, – двойку не поставят, ведь в наших школах стопроцентная успеваемость! И, в конце концов, что ему стоит пойти навстречу этим детям! Это будет неправильно, нечестно, но кто он такой, в конце концов, чтобы менять устоявшиеся порядки! Его, может быть, завтра в живых не будет, а он перед детьми, (да какими там детьми, все они понимают!) выламывается, пытаясь изображать праведника.
Конец ознакомительного фрагмента.