Вы здесь

Так бы сказал Заратустра. По «кругу вечного возвращения» (Василий Гудин, 2016)

По «кругу вечного возвращения»

И второй мой кит то исчезал, то появлялся, и был более похож на видение, призрак, чем на реальную основу философской концепции.

И было мне как озарение, как откровение сил, вертящих колесо истории, как постижение вселенского смысла – «круги вечного возвращения» как бессмертие всего живущего, как победа времени над Вечностью. Да, то было откровение! Откровение наоборот: откровение обреченности жизни и человечества на вселенское проклятие, откровение бессмысленности всякого действия и всякого существования, круговорот судьбы в природе.

Человечество, как белка, крутит колесо Фортуны, и думает, что идет вперед. Поступательное движение цивилизации и прогресса после гибели и возвращения обращается в круг. Но белка может сойти с колеса, человечеству вечно крутиться в нем: от начала к концу, от конца к началу, от рождения к гибели, от гибели к воскрешению, один к одному повторяя тысячекратно прожитую жизнь. Ужас повторения не сводит человека с ума лишь потому, что нет памяти о прошлой жизни. Если же вспомнит вдруг человек, то ничего в своей судьбе изменить не сможет. Амнезия спасает людей от сумасшествия. Поэтому, чтобы не сойти мне с ума, сознание лихорадочно стало искать в кошмаре бессмыслия героическое и высокое. «-Все вещи вечно возвращаются и мы сами вместе с ними и мы уже существовали бесконечное число раз и все вещи вместе с нами. Я буду вечно возвращаться к той же самой жизни, в большом и малом, чтобы снова учить о вечном возвращении всех вещей, чтобы опять возвещать людям о сверхчеловеке». – Только скрытое отчаяние может заставить вещать о том, что никогда не сбудется, о сверхчеловеке, зная, что каждый «круг» кончается одинаково, что всему настанет конец и все начнется сначала.

Бесплодная попытка спорить с Вечностью, бунт обреченного и «буря в стакане воды». Повторное совокупление бесконечного количества причин и следствий в бесконечностях различных порядков пространства и времени. И ничего ни на йоту нельзя изменить в этом вечном круговороте колеса бытия.

Время – жизнь из сферы в сферу,

Как песок в часах песочных.

Жизнь отмерена нам в меру,

Не сдержать минут проточных.

Но Кто-там, в небесной сфере,

Часы с песком перевернет

И нам страданья в той же мере,

Как искупление вернет.

«Теперь я умираю и исчезаю и через мгновение я буду ничем. Души также смертны, как и тела. Но связь причинности, в которую вплетен я, опять возвратится, – она вновь создаст меня! Я сам принадлежу к причинам вечного возвращения». – Так я хотел обессмертить себя, не веря в бессмертие душ. Я поневоле представил себя и весь род человеческий случайным сочетанием микрочастиц, материальных причин, биологических процессов и эпохи исторического времени.

Безличная сила механической причины «вновь создаст меня»… Как может механическое воссоздать живое, думающее, любящее, страдающее? Выходит, что я, воспевающий жизнь, ничего в ней не смыслил. «Любить и погибнуть – это созвучно от вечности. Воля к любви – это значит хотеть также смерти». – Любить и погибнуть… вернуться, любить и снова погибнуть. И так сто и тысячу раз. Даже самое высокое чувство многократным повторением превращается в механизм. Повторение – удел Вселенского Разума, замкнувшегося в своей скорлупе. Повторение – пародия, карикатура на Вечность. Я думал смертью обессмертить любовь, приобщить ее к вечности, но получилось лишь одно повторение.

Белый саван на землю ложится,

Под саваном белым крепко мне спится.

Весна, белый саван с меня не стаскивай,

Будь, как и прежде, подругой мне ласковой.

Под снегом я слышу небесную лиру,

Не открывай меня снова этому миру.

«По неудавшемуся томится всякая вечная радость». – И вечно будет томиться вечная радость по вечно неудавшемуся. Я обрек своих любимых неудавшихся высших людей на вечную неудачу и удачливых прохвостов на вечную удачу. В круговорот бытия попали не только Бог и человечество, но и тот неведомый мир, который хочет осуществить себя через высших людей. «Они (неудачники) воспримут веру в вечное возвращение как проклятие». – Оправдывал я «круги возвращения» неприятием их неудачниками, тут же забыв, что «по неудавшемуся томится всякая вечная радость». А удавшийся, разве воспримет их по-другому? Вечно достигать одних и тех же вершин, преодолевать одни и те же преграды, одерживать одни и те же победы, – кто скажет, что нет здесь погибели и нет здесь проклятия? Разве что удавшийся бездарь увидит в этом спасение.

«Власть кольца» сжимает горло человечества. «Все «непреходящее» только уподобление». – Так я восстал против безусловного во имя преходящего человека. Но чему уподобить преходящее множество раз? Оно не имеет ни образа, ни подобия, оно призрачно и безосновно. «Вечно вращается колесо бытия. Все погибает, все вновь складывается, вечно строится тот же дом бытия. В каждый миг начинается бытие – и вечное возвращение даже самого маленького человека!» «И вечное возвращение даже самого маленького человека»…. Я не мог согласиться тогда, что маленькие, «лишние» люди нужны: «Жизнь испорчена чрезмерным множеством людей», но я готов был согласиться с их вечным возвращением, испортив вечное «чрезмерным множеством», лишь бы оправдать свою философию. Реабилитацией «лишних людей» я прикрывал подспудный ужас перед своим «кругами», который томил меня изнутри. Но и признание «лишних людей» не спасло меня от сомнений, тогда я стал думать напротив, что повторение маленьких людей, чандалы и черни, не дает до конца мне принять мое откровение.

«Ты сел на коня, ты быстро мчишься вверх, к своей цели? Твоя хромая нога также сидит на лошади вместе с тобой. Когда ты будешь у цели, когда ты спрыгнешь с коня своего, – на высоте своей, высший человек, ты и споткнешься!» Прогресс – твой конь, человечество, хилая, больная душа – твоя хромая нога. Лавиной будешь низвергнуто с достигнутых высот, ты, амбициозное человечество. Сизифов труд мне кажется теперь более осмысленным рядом с «кругами вечного возвращения», по которым катится в пропасть вся история человечества, чтобы, восстав из пропасти, снова в нее обрушиться. Ибо сказано: «Знаний наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет».

Безысходная жуткая участь

Выпадает на долю пророка:

Услышанным быть бессилием мучась,

Видеть тень Грядущего Рока.

«Поистине мы устали для смерти; мы еще бодрствуем и продолжаем жить – в склепах!». Бесконечная смерть, бесконечная жизнь – так можно спутать себя с покойником. «Запах запыленной вечности» издают «круги вечного возвращения». «Мы устали для смерти…», потому что за смертью идет повторение жизни, мы устали от повторений, мы не знаем, что в сотый и тысячный раз повторяем одно и то же. «Невообразимо страшное чувство перехода в инобытийное существование». – Может быть, это чувство как раз и навеяно предчувствием повторения жизни, ее стыда, ее безысходности?

8 – знак бесконечной Вселенной, «крик Смерти в мир живых»: безуспешная попытка вырваться из замкнутого круга, судорожные усилия заплели его в восьмерку, осложнили путь от начала к концу и от конца к началу; искаженный круг остался кругом по существу – бесконечное повторение одной и той же судьбы мироздания. «Воля кольца» – круги вечного возвращения». Мистический ужас охватывает человека, когда, заблудившись в лесу, плутая сутками по таежной глуши, выбиваясь из сил, он вдруг оказывается на исходном месте, откуда начал поиски выхода. Но не охватит человечество ужас, когда пройдя весь путь кровавой истории, катастрофы, беды, потери, оно окажется в исходной точке заколдованного «круга вечного возвращения» – что-то лишает человечество памяти прошлого, чтобы оно не впало в отчаяние, оказавшись в исходном месте, и вновь повторило те же самые страдания, муки и беды в колесе Проведения.

Дежа-вю – не только «было», но и «будет».

Рок не простит и не забудет

Бытия сомкнуть кольцо,

Чтоб мира прежнее лицо

Отражалось в водах Леты,

Чтоб та же тьма и те же светы

Людей дурили светотенью,

Чтоб те же люди, с той же ленью,

Круг не пытались разомкнуть,

Заснуть, проснуться, вновь уснуть,

Чтоб снился людям тот же сон,

Что гонит смерть из мира вон,

Что жили будто наяву,

А не в загоне и хлеву

У Смерти вечной тайных сил,

Что жизни больше, чем могил,

Надежды больше, чем потерь…

Ты – человек, в себя поверь.

Собой ты должен овладеть,

Тогда ты сможешь одолеть

Проклятье замкнутого круга,

И твой исток тому порука.

«Эта мысль в самой страшной ее форме – жизнь, как она есть, без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного «ничто» – «вечный возврат». И меня, проповедника «вечного возвращения», охватывали иной раз тьма и ужас этой мысли: бесконечное повторение бессмысленной жизни. Но я гнал ее от себя, приписывая эту мысль слабовольным трусам и неудачникам: «Они воспримут веру в вечное возвращение как проклятие». Не скоро же я понял, что это, действительно, проклятие человечества, попавшего в круговорот борьбы за власть нездешней силы.

«Заратустра, учитель вечного возвращения». Честнее было бы сказать: учитель вечного повторения. Оторопь охватывает меня сейчас, когда я осознал, чему собирался учить человечество. Я обрекал его на Сизифов труд, на горе, кровь и страдания, усиленные до бесконечности. Все в этом мире идет по кругу и все увлекается в круговращение. Страшное колесо «вечного возвращения» все возвращает на круги своя. Ибо сказано: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя».

Безысходность повторения одной и той же истории человечества, одной и той же судьбы человека. С каждым новым возвращением, в 1000-й раз, те же самые вопросы возникают перед человечеством – о свободе воли, о бессмертии души, о всемогуществе Бога. И в 1000-й раз безличный молох пространства-времени перемелет в ничто и свободу воли, и бессмертие души, и всемогущество Бога. И в 1001-й раз люди спор начинают сначала о свободе воли, о бессмертии души, о всемогуществе Бога. Но и в 1001-й раз не услышишь спора о вселенской миссии земного человечества, о его конечной цели и о том, что «все возможно» для человека.

И уже нет ни воли, ни души, ни Бога, а есть только спор о воле, о душе и Боге. И в 1000-й раз будут философы сочинять свои философии и художники в 1000-й раз создавать ими же 999 раз рожденные шедевры искусства. В 1000-й раз рожденный шедевр – не копия ли это, не плагиат? 1000 раз умирать и рождаться и достигнув цели, не достигать ее, а достигать ее будешь 1000 раз. Призрачный мир, который, как призрак, то явится, то растворится. Замкнутый круг, где конец – это начало, а начало – начало конца. В круге вечного возвращения вертится человечество, как белка в колесе: видимость бурного движения, но по сути все остается на месте, повторяя каждый круг один к одному. Свобода действий, повторенная 1000-кратно, – это уже не свобода, а принуждение к свободе, не любовь, не ненависть, а принуждение к любви и ненависти. Человек навечно приговорен к себе самому без права себя изменить. Судьба, повторенная 1000 раз, – это уже не живая судьба, а мертвый механизм, колесо. Приводной механизм высших сил крутит Вселенной: все ходит по заданной орбите и ничто не вправе сойти с нее.

«Смерть у богов всегда лишь предрассудок. Бог должен быть вечным: у кого так много времени, может повременить». – Много времени только у Вечности, а Богу и человеку его всегда не хватает. Бог творит человека, человек творит Бога. Не значит ли это, что Бог погибнет вместе с человечеством и воскреснет с ним вместе? Истинная гибель – не предрассудок. Но погибает ли истинно то, что вновь воскресает? Не значит ли это, что и Бог с человечеством вместе попал в колесо бытия и вместе им из него выбираться?

«Самой справедливостью является тот закон времени, что оно должно пожирать своих детей», – так проповедовало безумие». – Так проповедует безумие времени. Время жует и пережевывает человека, заглатывает, отрыгает и снова жует – и этот процесс пищеварения я назвал высокопарно «кругами вечного возвращения». Чтобы не быть человеку отрыжкой времени, человек должен время освободить из заколдованного круга, чудовище, пожирающее своих детей, обратить в великого волшебника, для которого «все возможно».