Вы здесь

Тактическая подготовка. Глава 3. Тактико-технические характеристики основного вооружения и техники мотострелковых и танковых подразделений (В. В. Манышев, 2018)

Глава 3

Тактико-технические характеристики основного вооружения и техники мотострелковых и танковых подразделений

На современном этапе проходит комплексное оснащение (переоснащение) Вооруженных Сил, других войск и органов современными системами и образцами вооружения, военной и специальной техникой. Военная техника и вооружение постоянно модернизируются.

При создании новых систем вооружения используются инновационные научные разработки, новейшие материалы и технологии производства.

Создаются многофункциональные (многоцелевые) средства вооружения, военной и специальной техники с использованием унифицированных компонентов. Полным ходом идет развитие сил и средств информационного противоборства.

Проводимое переоснащение армии и флота современным вооружением и техникой позволит Российской Федерации иметь эффективные Вооруженные Силы, способные обеспечить военную безопасность страны.

3.1. Бронетехника

В настоящее время большинство современных танков, состоящих на вооружении ВС государств, по классификации относятся к виду основных боевых танков (ОБТ). Они предназначены для ведения боевых действий в непосредственном соприкосновении с противником, поддержки мотострелковых подразделений при прорыве обороны, уничтожения бронеобъектов, огневых средств, живой силы, и малоскоростных воздушных целей, а также устойчивости оборонительных действий.


Танк Т-90-AM (СМ)

В ВС России танк Т-90 (и его модификации) объявлен основной машиной Российской армии.

Башню танка оснастили новой системой управления огнем (СУО) «Калина», имеющей боевую интегрированную информационно-управляющую систему тактического звена.

Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на больших дальностях снарядами и управляемым снарядом ПТУР «Инвар-М» из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью на дальностях от 100 до 5000 м.




Комплекс обеспечивает повышение дальности эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, в том числе за счет установки в танк телевизионного прицела.

Танк Т-90АМ «Прорыв» оснастили модернизированной пушкой 2А46М-5, новым автоматом заряжания, и применили новый вариант укладки боекомплекта одна группа укладки – снаружи, а другая – внутри. При этом 22 выстрела расположены в нижней части корпуса, в автомате заряжания (АЗ), плюс 8 в немеханизированной укладке у перегородки моторно-трансмиссионного отделения (МТО). В корме башни в специальном бронированном коробе размещается остальной боекомплект.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного пулемета, зенитной пулеметной установки (ЗПУ) и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемет ПКТ или ПКТМ. Боекомплект пулемета состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук.

Зенитная пулеметная установка УДП Т05БВ-1 с дистанционным управлением размещается на командирской башенке и позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным целям. А в стабилизированном режиме командир танка, оставаясь под надежной защитой брони, может вести огонь по наземным целям.

ЗПУ представляет собой дистанционно наводимый автономный 12,7-мм пулемет, НСВТ «Утес» на танках первых выпусков или 6П49 «Корд» – на поздних машинах.

Бронирование танка включает как мощную пассивную броню, со специальным бронированием «полуактивного» типа, так и встроенную динамическую защиту. Встроенную «активную» динамическую защиту «Контакт-5» заменили на «Реликт», что позволило обеспечить высокий уровень бронирования. При этом танк, не вышел за весовые ограничения, обусловленные показателями мобильности.

Помимо традиционного бронирования и динамической защиты, Т-90 оборудован активной защитой, состоящей из комплекса оптикоэлектронного подавления «Штора-1», датчики которого обнаруживают лазерное излучение и ставят помехи на частотах наведения ракет в цель.

Впервые управление танком осуществляется не рычагами, а штурвалом, установлена автоматическая коробка передач с возможностью перехода на ручной режим.

Для улучшения маневренности и подвижности танка на нем установлены новейшие комбинированные приборы ночного видения, а также телекамера для заднего обзора местности.

Танк оснащен новым двигателем В-93 в едином унифицированном блоке с автоматической трансмиссией, обладающей мощностью в ИЗО л.с.

Танк оборудован системой самоокапывания с бульдозерным отвалом (ширина 2140 мм), а также системой постановки дымовых завес при помощи системы «Туча», состоящей из восьми мортирок-гранато-метов 902Б. На танк может устанавливаться навесной колейный трал КМТ-6, который исключает подрыв мин под гусеницами и днищем.

Существуют модификации танка:

• Т-90АМ – базовый вариант для ВС России;

Т-90АМК – командирский танк Т-90АМ для ВС России (имеет дополнительное навигационное и спецоборудование и связи;

Т-90МС – экспортный вариант танка Т-90АМ;

Т-90МСК – экспортный вариант танка Т-90АМК.

Тактико-технические характеристики танков состоящих на вооружении Российской армии приведены в табл. 3.1.


Боевые машины нового поколения на универсальной боевой платформе «АРМАТА»

Универсальная боевая платформа «Армата» разработана как единая гусеничная платформа четвертого поколения, на которой могут быть построены боевые машины разного назначения – такие как танк Т-14, БМП Т-15, САУ «Коалиция-СВ», БРЭМ Т-16 (бронированная ремонтно-эвакуационная машина) и другие.

Все эти боевые машины семейства «Армата» предназначены для ведения боя совместно в одном тактическом звене. На все боевые машины установлена ЕСУ ТЗ (единая система управления тактического звена), которая обеспечивает единство управления и передачу целеуказания между всеми машинами семейства «Армата».

ЕСУ ТЗ позволяет интегрировать боевые машины в единое информационное пространство на поле боя и в режиме реального времени получать данные об оперативно-тактической обстановке и автоматически рассчитывать баллистические данные для систем управления огнем всех боевых машин семейства «Армата», что позволяет атаковать противника одновременно.

При этом каждая боевая машина будет выполнять следующие задачи:

• танк Т-14 оснащенный новой 125-мм гладкоствольной пушкой, управляемой дистанционно будет поражать цели на дальности до 7 км, имея скорострельность – 12 выстрелов в минуту. Стрельба управляемыми ракетами «Рефлекс-М» производится через орудийный ствол. Т-14 оснащенный РЛС с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), будет выполнять основную роль в системе целеуказания для БМП Т-15 и САУ «Коалиция-СВ»;

• БМП Т-15 находясь на одной линии, с танками используя ПТУР, будут вести ракетные атаки по всем видам бронеобъектов противника, а также эффективно поражать воздушные цели;

• САУ «Коалиция-СВ» имея скорострельность 16 выстрелов в минуту режиме «шквала огня» и возможность стрелять на дальность до 60 км. Будет выполнять роль огневой поддержки Т-14иТ-15.


Таблица 3.1

Тактико-технические характеристики танков




Бронетранспортеры и боевые машины пехоты

Руководство ВС РФ, учитывая высокоманевренный и быстротечный характер современного боя, большое внимание уделяет созданию бронированных машин для перевозки личного состава, а так же для ведения боя непосредственно с боевых машин.

Совершенствование БТР и БМП ведется в направлении придания им высокой проходимости и маневренности, способности самостоятельно преодолевать водные преграды и возможности перебрасывать их по воздуху самолетами и вертолетами.


Бронетранспортеры

Основное предназначение БТР и БМП это транспортировка личного состава подразделений к переднему краю, и их огневая поддержка в бою, уничтожение живой силы, противотанковых средств и легкобронированной техники противника.

Плавающий, колесный, бронированный БТР-80 принят на вооружение в 1986 году и воплотил в своей конструкции афганский опыт боевого применения бронетранспортеров. Машина получила усовершенствованную башенную пулеметную установку БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и новым оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивающим возможность зенитной стрельбы. Для постановки маскирующих дымовых завес машину оснастили системой 902В, включающей шесть гранатометов, смонтированных на задней стенке башни.

На ранних сериях БТР-80 устанавливались радиостанции Р- 123М, в дальнейшем они были заменены на более современные Р-163-50У или Р-173. В ходе серийного производства в конструкцию машины вносились и другие усовершенствования.

Дальнейшим развитием БТР-80 стал БТР-80А (ГАЗ-59029), принятый на вооружение в 1994 г. и в том же году поступивший в серийное производство.

Впервые на отечественных машинах такого класса вместо крупнокалиберного пулемета было решено установить мощное 30-мм автоматическое орудие 2А72 с боекомплектом 300 снарядов, созданное на базе пушки 2А42, применяемой на БМП-2, БМД-2 и БМД-3, а также боевых вертолетах Ка-50/52 и Ми-28.

Конструкция новой башни позволяет вести огонь на больших углах возвышения (до 70°), поражая самолеты и вертолеты противника на дальности до 4000 м. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект – 2000 патронов).

Боекомплект пушки и пулемета составляет 300 выстрелов (в двух лентах по 150 штук) и 2000 патронов (в одной ленте).

Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отсека, что уменьшает загазованность внутренних помещений машины при стрельбе. На БТР-80А установлен танковый ночной прицел ТПН-3-2 «Кристалл», позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900 м.

Для внутренних войск МВД в 1994 г. создан и запущен в производство на АО АМЗ более простой вариант бронетранспортера – БТР-8 °C, отличающийся от БТР-80А «главным калибром»: вместо пушки на машине установлен 14,5-мм пулемет КПВТ.

На БТР-80 установлен двигатель КамАЗ-740.3 с турбокомпрессором, на каждом развале двигателя. На БТР-80М используются двигатели ЯМЗ-238М2 (240л.с.). Пулестойкие шины КИ-80 или (с увеличенной пулестойкостью КИ-126), позволяют БТРу продолжать движение после полного выхода из строя одного или двух колес.

Упрощено десантирование из бронетранспортера (в том числе и на ходу), за счет более крупных двухстворчатых боковых люков. При высадке для удобства нижние секции боковых люков используются в качестве подножек. БТР оборудован слабо дифференцированной противопульной бронированной защитой. Броня стальная катаная, толщина 7—10 мм.

Опыт боевого использования бронетехники в многочисленных «горячих точках» продемонстрировал возросшую эффективность противотанковых кумулятивных боеприпасов. Для защиты БТР-80 от кумулятивных боеприпасов и крупнокалиберных пуль на корпусе монтировались сетчатые экраны, а ходовая часть частично прикрывалась резиновыми экранами.

В Сирии правительственные силы для защиты БТР-80 от реактивных гранат, и от пуль стрелкового оружия оборудуют противокумулятивными решетчатыми защитными экранами и дополнительными бронепластинами.

На базе БТР-80 разработаны и выпускаются многочисленные бронированные машины специального назначения. В частности, было создано несколько типов командно-штабных машин, машина управления артиллерии 1В118, станция спутниковой связи с крупногабаритной антенной и ряд других машин.

На базе БТР-80 также создана машина огневой поддержки. На крыше корпуса во вращающейся башне смонтирован 120-мм миномет 2С23.


Модернизированный бронетранспортер БТР-82А

БТР-82А боевая колесная плавающая машина принята на вооружение в феврале 2013 г. Общая компоновка БТР-82А осталась такой же, как и у БТР-80.

На БТР-82А вместо КПВТ установлена 30-мм автоматическая пушка. По новому решен вопрос с постоянным перезаряжаниям пулеметов. Применена ленточная система питания на 500 патрон (для КПВТ) и 2000 патрон (для ПКТМ).

Боевой модуль оснащен электроприводами вертикальной и горизонтальной наводки и цифровым 2-плоскостным стабилизатором вооружения, поэтому экипаж получил возможность вести прицельный огонь с ходу.

Линия прицеливания башни с пушкой 2А72 и пулеметом ПКТМ находится на высоте 2,8 м от земли, что позволяет экипажу укрываться за стенами строений. В условиях боя в городе, это дает возможность, оставаясь за укрытием эффективно вести огонь.

Для улучшения управления подразделением в ходе боя на БТР-82 (82А) установлены современные цифровые криптозащищенные радиостанции пятого поколения Р-168-25-У2 и системы топографического ориентирования, которые способны обеспечить переговоры, как в открытом, так и в закрытом режиме.

Система топографического ориентирования «ТРОНА-1» предназначена для определения текущих координат машины и отображения места ее расположения на электронной карте местности, может использоваться автономно или совместно со спутниковыми каналами навигации. Она включает в себя:

• комплекс спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR;

• автономную одометрическую систему навигации;

• электронную карту местности.

Эта система определяет текущие координаты машины, автоматически отображает пункты назначения и просчитывает дальность нахождения объектов, производит запись маршрута передвижения, определяет контрольные точки и цели на электронной карте.

На БТР-82А применяется более мощный двигатель КамАЗ 740.14-300 (мощность 300 л.с.), имеется предпусковой подогреватель.

Уровень баллистической защиты обеспечивает защиту личного состава, и агрегатов БТР-82А от поражения бронебойными пулями основных средств поражения ближнего боя с дистанции до 100 м. Установлена противоосколочная кевларовая защита на внутренней поверхности корпуса, которая при пробитии основной брони будут защипать экипаж от вторичного поражения осколками. Полы БТР застелены противоминными ковриками, представляющими собой многослойное резиновое покрытие, слои которого обладают разными свойствами, которые существенно уменьшат негативные последствия в случаях подрыва мин под колесами или корпусом БТР.

На БТР установлена автономная экономичная дизель-генераторная установка ТМЗ-520Д мощностью 5 кВт, обеспечивающая электропитанием все системы БТРа при расположении на местности (в обороне, на блокпостах) для обеспечения жизнедеятельности экипажа на стоянке, когда двигатель машины выключен. За счет автономной дизель-генераторной установки не расходуется моторесурс основного двигателя и возможно обеспечение электропитанием за пределами БТРа.

Для повышения пожаро-взрывобезопасности установлена новая система автоматического пожаротушения и может быть установлена система кондиционирования воздуха.

Днище БТР имеет энергопоглощающую конструкцию за счет применения специального «противоминного» настила на полу в виде энергопоглощающих ковриков усилена противоминная защита против противопехотных мин.

Выпускаются модификации БТР-82:

• БТР-82А – с 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом в модуле башенной пушечно-пулеметной установкой (БППУ);

БТР-82А1 (БТР-88) – модернизированный БТР-82 с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, оснащенный дистанционно управляемым боевым модулем (ДУБМ);

БТР-82АМ – модернизированный БТР-80, до уровня БТР-82А. Модернизация производится в ходе капитального ремонта на ремонтных предприятиях.

Тактико-технические характеристики бронетранспортеров, состоящих на вооружении Российской Армии, приведены в табл. 3.2.


Таблица 3.2

Тактико-технические характеристики бронетранспортеров




Боевые машины пехоты (БМП)

Боевая машина пехоты (БМП-2) гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

На БМ П-2 имеется 30-мм автоматическая пушка, из которой можно вести огонь одиночными или с малым темпом – до 200–300 выстрелов в минуту. При необходимости переходят на большой темп – до 550 выстрелов в минуту. Прицельная дальность стрельбы из пушки достигает 4000 м, прямого выстрела при высоте цели 2 м – до 1000 м. С орудием спарен 7,62-мм пулемет со скорострельностью до 250 выстрелов в минуту.

Для борьбы с танками БМП-2 может оснащаться ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему, максимальная дальность полета 4000 м и минимальная – 75 м.

Комплекс вооружения и боекомплект:

• приборы прицеливания и наблюдения;

• 30-мм автоматическая пушка 2А42;

• 30-мм патроны к 2А42 – 500 шт. из них: бронебойно-трассирующие (БТ) снаряды —160 шт; осколочно-фугасно-зажигательными (ОФЗ) и осколочно-трассирующие (ОТ) снаряды – 340 шт.;

• 9-мм пиропатроны 9А-433 к 2А42 – 3 шт. (для автоматического перезаряжания пушки);

• 7,62-мм пулемет ПКТ;

• 7,62-мм патроны к ПКТ-2000 шт.;

• противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) 9К111 – 1 комплект;

• снаряды к ПТРК 9М111 – 4 шт.;

• система 902В «Туча» и 81-мм дымовые гранаты – 6 ед.;

• 26-мм пистолет СПШ и 26-мм сигнальные патроны – 12 шт.;

• ручные осколочные гранаты Ф-1 – 15 шт.;

• коробки для лент с 7,62-мм патронами на 440 шт. – 1 шт.;

• коробки для лент с 7,62-мм патронами 200 шт. – 6 шт.;

• коробки для лент с 7,62-мм патронами 100 шт. – 4 шт.;

• коробки для лент с 5,45-мм патронами 700 шт. – 1 шт.;

• места для крепления РПГ-7В(ПГ-7ВМ) – 5 шт.;

• места для крепления изделия 9К34 – 2 шт.;

Все это вооружение размещено в боевом отделении машины, которое занимает среднюю часть ее корпуса и всю башню. Здесь же на подвесной вращающейся платформе оборудовано место наводчика-оператора.

Кроме того, на борту машины могут размещаться два ручных зенитных комплекса или ручной противотанковый гранатомет.

Боевой расчет БМП-2 состоит из 10 человек. Экипаж машины – три человека: командир, механик-водитель и наводчик-оператор. И еще семь человек стрелков-десантников, шесть из которых размещаются в десантном отделении, а один – рядом с механиком-водителем.

Шесть стрелков-десантников сидят на своих местах: вдоль левого и правого бортов – по три с каждой стороны. Для них оборудованы амбразуры с шаровыми установками, смотровые приборы. Поэтому десант может вести огонь, не выходя из машины, как с ходу, так и с коротких остановок. Кроме того, башня машины вращается, и наводчик-оператор имеет возможность вести стрельбу в любом направлении.

Машина способна двигаться по сухой грунтовой дороге со скоростью 45–50 км/ч, а по шоссе – до 65 км/ч и преодолевать без дозаправки 600 км.

БМП-2 легко преодолевает различные препятствия, поднимаясь и спускаясь по дернистому грунту с уклоном до 35°, может преодолеть вертикальную стенку высотой 70 см. и ров шириной 2,5 м.

БМП-2 может преодолевать водные преграды на плаву со скоростью до 7 км/ч, используя для передвижения гусеничный движитель, а также приспособлена для авиа-десантирования.

Круговое бронирование БМП-2 позволяет надежно защитить ее жизненно важные системы и узлы, экипаж и десант от пуль и осколков снарядов.

В машине установлен прибор радиационной и химической разведки – ПРХР. Если БМП-2 в ходе боевых действий попадет на участок местности, зараженной отравляющими или радиоактивными веществами, то моментально герметизируются обитаемые отделения, в которых находится личный состав боевого расчета.

В целях маскировки БМП-2 для постановки дымовых завес оборудована термической дымовой аппаратурой (ТДА) и системой пуска дымовых гранат 902В «Туча-2».

С помощью ТДА ставятся дымовые завесы длиной до 100–150 м и стойкостью не менее первой минуты. ТДА работает, используя дизельное топливо и выхлопные газы, выбрасываемые в атмосферу.

При необходимости завесу можно поставить с помощью системы пуска дымовых гранат 902В «Туча-2». Для этого на борту БМП-2 смонтировано шесть пусковых установок, с помощью которых 81 – мм дымовые гранаты метаются на дальность до 200–300 м, длина завесы 100–150 м, высота – 5—18 м,

Для траления мин на машину может быть установлено тралящее оборудование – ножевой колейный минный трап КМТ-10.

В Ираке были зафиксированы случаи поражения танков М1А2 огнем 30-мм пушки 2А42 БМП-2, которая с легкостью пробивала кормовую броню и решетки газохода газотурбинного двигателя. В результате в силовом отделении возникал пожар, который выводил танк из строя.

Были выпущены модификации БМП-2:

• БМП-2 – выпущена небольшая серия БМП-2, с гранатометом АГ-17 «Пламя», который смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов;

• БМП-2Д – в 1981 г. «афганский вариант», усилено бронирование, не плавает;

• БМП-2К – командирская, установлены дополнительные средства связи;

• БМП-2М – в 2000 г. Установлен боевой модуль «Бахча-У» с 100-мм пушкой;

• БМП-2 – в 2000 г. Установлена новая система управления огнем (СУО) с ПТУР «Корнет».


Боевая машина пехоты (БМП-3)

Принята на вооружение в 1987 г. с этого времени многократно проходила модификации. В настоящее время боевая машина пехоты БМП-3 не имеет аналогов в мире в этом классе машин, она существенно изменила взгляды на применение БМП в бою.

В БМП-3 впервые моторно-трансмиссионное отделение (МТО) расположили не в носу, как у предыдущих БМП, а перенесли в корму, как у танка. При расположении двигателя впереди, он служит дополнительной защитой и, облегчается высадка десанта назад, а это в бою более безопасно. На БМП-3 значительно улучшен обзор для механика-водителя, и оптимально распределен вес.




Механик-водитель располагается в центре отделения управления, рядом с ним два десантника. За ними, в боевом отделении, в башне, находятся оператор-наводчик и командир.

Для десантников оборудовано семь сидений: пять сидений у моторной перегородки и два дополнительных – складных.

Высаживаются они через двери в корме, для этого крышу МТО понизили, образовав своеобразный туннель, с двухстворчатой дверью сзади и прямоугольными люками сверху.

Места механика-водителя и десантников оборудованы отдельными люками, закрывающиеся крышками с антинейтронным надбоем, повышающим защиту от проникающей радиации.

Размещение десанта позволяет вести прицельный огонь из личного оружия (автоматов) через амбразуры (по две на левом и правом бортах, одна в левой кормовой двери) в десантном отделении и из пулеметов в автономных установках.

Высокая огневая мощь обеспечивается комплексом вооружения: 100-мм орудие – пусковая установка 2А70 и 30-мм автоматическая пушка 2А42, тремя 7,62 мм пулеметами ПКТ, и автоматизированной системой управления огнем. Дальность стрельбы для орудия 100-мм и ПТУР 4 км.

Система наведения противотанковых ракет – полуавтоматическая, по лучу лазера, дальность стрельбы достигает 4 тыс. м (минимальная – 100 м), их кумулятивная боевая часть пробивает 660—700-мм броню. Боекомплект соответственно 40 (22 в автомате заряжания), ПТУР 6–8.

Автоматическая спаренная 30-мм пушка предназначена для поражения воздушных и легкобронированных наземных целей на расстоянии 4 тыс. м и обладает скорострельностью 200–300 выстрелов в минуту (максимальная – 550), максимальная дальность стрельбы составляет 2 тыс. м.


Боекомплект 30-мм пушки:

• 500 выстрелов (305 – осколочно-фугасно-зажигательные ЗУОФ 8 и осколочно-трассирующие ЗУОР 6;

• 195 бронебойно-трассирующие ЗУБР 6, питание двухленточное.

С пушками спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. В скулах лобовой части

корпуса находятся два курсовых ПКТ, огонь из них ведут десантники, сидящие рядом с механиком-водителем. При покидании десантом машины пулеметы стопорятся и неприцельный огонь из них нажатием кнопок электроспусков, расположенных на штурвале может вести механик-водитель. Боекомплект к пулеметам 2000 патронов к каждому.

Внутри БМП предусмотрены места для перевозимых гранатометов РПГ-7 (РПГ-16), до 5 реактивных противотанковых гранат

РПГ-22) до 15 гранат Ф-1. Два переносных зенитных ракет «Стрела-2» или «Игла». В машинах гранатометных взводов предусмотрено крепление для автоматического станкового гранатомета АГС-1 «Пламя».

Для десантников БМП-3 может иметь ручной противотанковый гранатомет, 2 переносных зенитных ракетных комплекса типа «Игла».

По обе стороны пушки крепятся трехствольные 82-мм нарезные гранатометы «Туча», с помощью которых на дальности в 200 350 м от машин ставят дымовую завесу длиной 100 и высотой 8 м.

Оператор-наводчик располагает автоматизированной системой управления (АСУ) огнем, включающей баллистический вычислитель и лазерный дальномер. При необходимости командир БМП может переключить управление АСУ на себя.

В 2015 году был представлен новый прицельный комплекс «Витязь» с автоматическим сопровождением цели, который обеспечивает быстрое обнаружение и поражение цели, и объединяет машины в единую боевую сеть. Панорамный всесуточный прицел «Кречет» защищенный от помех, с независимой стабилизацией поля зрения, с телевизионными, тепловизионными и дальномерными каналами могут использовать и командир БМП и оператор-наводчик.

Бронирование лобовая броня выдерживает попадания 30 мм снарядов с дистанции 200 м. Крыша и борта БМП-3 выдерживают пулю Б-3 калибром 12,7 мм с дистанции 100–200 м.

На БМП-3 установлен дизельный двигатель УТД-29 мощностью 500 л.с., который обеспечивает высокую скорость и приемистость, хорошие тяговые свойства, способность быстро разгоняться с места, что очень важно для техники, передвигающейся в бою от укрытия укрытию с короткими остановками. На БМП-ЗМ установлен дизельный двигатель УТД-32 Мощностью 660 л.с. Пуск дизеля в холода облегчается подогревателем.

Трансмиссия БМП-3 гидромеханическая с автоматической коробкой передач, имеет 4 скорости вперед и позволяет развивать скорость до 20 км/ч задним ходом.

Ходовая часть БМП-3 состоит из сдвоенных, обрезиненных несимметрично расположенных катков. Механик-водитель со своего места производит натяжение гусениц. Плавучесть БМП-3 обеспечивается водоизмещающим корпусом; движителем на плаву служат два водомета или перематывающиеся гусеницы, плавает со скоростью 10 км/ч. Перед входом в воду экипаж устанавливает воздухозаборную трубу и поднимает носовой волноотбойный щит.


Были выпущены модификации БМП-3:

БМП-ЗК – командирская. Машина оснащена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приемником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком.

БМП-ЗФ – боевая машина морской пехоты. Нет оборудования для самоокапывания, установлены телескопическая воздухозаборная труба и облегченный водоотражающий щиток, введены водоотражающие щитки на башне. Может двигаться и вести стрельбу с требуемой точностью при волнении воды силой до 3 и 2 баллов соответственно. На машине установлен новый основной прицел «СОЖ» со встроенным лазерным дальномером и каналом управления ПТУР.

БМП-ЗМ (1987 год) – Установлен комплекс активной защиты «Арена-Э», который обеспечивает защиту машины от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и гранат противника. Усовершенствованна система управления огнем (СУО), позволяет распознавать цели и вести прицельную стрельбу на больших дальностях и скоростях движения и атаковать цели в движении. Установлены дополнительные бортовые экраны снижающие воздействие кумулятивной струи и защищают от поражения бронебойными пулями калибра 12,7-мм. Установлен новый турбированный двигатель УТД-32Т мощностью 660 л.с. БМП-3 (1989 год) с комплексом электронного противодействия «Штора-1» – обеспечивает эффективную защиту машины от поражения ПТУР использующих лазерную подсветку цели с полуавтоматическими и автоматическими системами наведения.

Конец ознакомительного фрагмента.