Вы здесь

Тактика допроса несовершеннолетних. Глава 2. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних (С. В. Кузнецова, 2013)

Глава 2. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних

2.1. Психологические основы допроса несовершеннолетних

Повседневная работа следователя невозможна без знания психологии лица, совершившего преступление, анализа его поведения в процессе расследования, а также без знания психологии потерпевших и свидетелей, ее закономерностей, проявляющихся при восприятии ими события преступления и в процессе расследования, без психологического подхода и влияния на всех участников следственных действий. Особенно это касается общения с несовершеннолетними в процессе расследования преступления. И в этом смысле основным качеством, которым должен обладать следователь, является умение разбираться в психологии подростков, владеть психологическим подходом к несовершеннолетним, умело и в рамках доступности психологически воздействовать на них. Для этого необходимы знания психологии, овладение разработанными криминалистикой тактическими приемами.

Типологические особенности психологии связаны в первую очередь с процессуальным положением лица, его правами и обязанностями, его взаимоотношениями с другими участниками следственных действий. Например, несовершеннолетний, выступающий в качестве свидетеля, старается иногда, не имея личной заинтересованности, определить линию поведения следователя и «угодить» ему своими показаниями, которые в этом случае оказываются не всегда объективными.

Законных представителей и близких родственников такого свидетеля (до 16 лет), если они присутствуют при допросе, беспокоит прежде всего вопрос, не будет ли каких-либо неприятностей по поводу даваемых показаний для допрашиваемого. Этим и определяется их психологическая линия. Для педагога участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля равносильно исполнению своих обязанностей. Поэтому и психологический настрой его, как правило, вполне благоприятен для целей допроса.

Что касается потерпевшего несовершеннолетнего, то здесь объективность потерпевшего иногда осложняется тем, что подростки склонны бессознательно или с умыслом преувеличивать грозившую им опасность при совершении преступления. Если при допросе такового участвует его законный представитель, то типологические черты его психологии подобны чертам самого потерпевшего. Во многих случаях они еще более эмоционально выражены и отличаются большей активностью, если потерпевший малолетний.

Знание следователем психологических основ допроса такой категории лиц имеет большую практическую значимость потому, что оно в значительной степени позволяет добиться управляемости процесса получения показаний, устранить факторы и условия, отрицательно влияющие на формирование полных и правдивых показаний, тем самым получить наибольшую информацию об известных такому лицу и интересующих следствие фактах и обстоятельствах. Важное тактическое значение имеет выдвинутое С. Л. Рубинштейном положение о том, что при объяснении психологических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних усилий, через которые преломляются все внешние воздействия[11].

Из всей совокупности характеристик структуры личности несовершеннолетнего необходимо выделить социально-психологическую характеристику, которая включает в себя многообразные возрастно-психологические особенности, черты, свойства, тенденции и противоречия, присущие подросткам и юношам.

Некоторые авторы, например Л. М. Корнеева считают, что допрос несовершеннолетних и малолетних свидетелей имеет специфические особенности, обусловливаемые индивидуальными свойствами и уровнем развития этих свидетелей. По мнению автора, довольно распространенная ошибка следователей заключается в том, что они не видят различия между допросом взрослых и несовершеннолетних, а тем более малолетних свидетелей. Л. М. Корнеева отмечает, что в качестве свидетеля могут допрашиваться не только совершеннолетние, но и малолетние, т. е. дети до 12 лет[12].

С точки зрения Н. И. Порубова, специфика допроса несовершеннолетних проявляется в специфике подготовки к допросу, обстановке, в которой он проводится, в форме вопросов, задаваемых несовершеннолетнему, а также в процессуальном оформлении результатов допроса. Автор полагал, что несовершеннолетний может быть допрошен в качестве свидетеля и потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым[13].

Вряд ли можно полностью согласиться с мнением названных авторов. Думается, что специфика допроса несовершеннолетнего обусловливается не столько подготовкой допроса, сколько зависит от психолого-возрастного критерия. Психолого-возрастные качества, присущие той или иной группе несовершеннолетних, определяют особенности подготовки допроса и другое, т. е. обусловливают специфику допроса несовершеннолетних. Кроме того, они позволяют примерно установить минимально-возрастной предел несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего.

Под минимальным возрастом следует понимать возраст, когда несовершеннолетнего целесообразно допрашивать, несмотря на то что предмет допроса может быть ему недоступен. В этой связи некоторые авторы полагают, что особенности тактики допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлены особенностями психики (повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию и т. д.), незначительным или совсем отсутствующим жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке расследуемого события в целом или отдельных его элементов. В частности, такого мнения придерживается Р. С. Белкин.

Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего включает общие (т. е. типологические черты несовершеннолетних, особенные (индивидуальные черты воспитания), единые (особенности микросреды). В процессе жизнедеятельности несовершеннолетний формируется как личность. Черты и свойства, которые присущи личности, проявляются в его конкретных действиях. Психологические особенности личности подростка представляют собой сложную и многогранную систему процессов, состояний, свойств, качеств, проявляющихся по-разному не только в противоправном поведении, говоря о личности несовершеннолетнего подозреваемого, но и в ходе его допроса. Психологическую основу антиобщественного поведения несовершеннолетнего составляют поверхностные и искаженные нравственные и правовые представления и взгляды, отсутствие четких жизненных планов, ограниченность интересов, внутренняя противоречивость интеллектуальных, эмоциональных, волевых свойств личности правонарушителя. Д. М. Лосев отмечает, что личность несовершеннолетнего не есть «уменьшенная модель» личности взрослого. Взрослый и несовершеннолетний обвиняемый – качественно различные субъекты допроса[14].

По мнению психологов, ведущим компонентом структуры личности является направленность. В зависимости от направленности личности такие ученые, как Д. И. Фельдштейн, Г. М. Миньковский, А. И. Долгова, выделяют различные типы подростков правонарушителей. Приняв за основу классификацию, предложенную А. И. Долговой, предлагается выделить следующие типы несовершеннолетних правонарушителей:

а) положительно-ситуативный тип, который составил 45 % от общего количества изученных по уголовным делам несовершеннолетних обвиняемых. В материалах дела на них имелись положительные характеристики. Отделы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОПППН) не имели информации об этих подростках до совершения ими преступления;

б) ситуативный тип, в котором безнравственные элементы сознания и поведения если и имелись, то выражались незначительно, составил 11 % подростков. Такие подростки хотя и не состояли на учете в ОПППН, однако обсуждались в школе за плохое поведение, имели отрицательные характеристики;

в) ситуативно-криминогенный тип, т. е. несовершеннолетние, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и опыт мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете, составил также 11 % исследуемых несовершеннолетних;

г) последовательно-криминогенный тип составил 29 % несовершеннолетних. Подростки данного типа нормы морали и права нарушали систематически. Из них ранее судимые составляли 42 %, остальные несовершеннолетние совершали преступления, но уголовные дела в отношении них были прекращены в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или товарищеский суд или на момент ранее совершенного преступления им не было 14 лет.

Определить направленность 4 % подростков не представилось возможным, так как в материалах дела отсутствовали характеризующие их данные.

Выделяют четыре стадии процесса формирования показаний несовершеннолетнего:

1) восприятия;

2) сохранения информации;

3) формирования будущих показаний;

4) воспроизведения.

Основой стадии восприятия служат ощущения. Предметом допроса несовершеннолетних в большинстве случаев являются экстероцептивные ощущения, т. е. зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные ощущения. Не менее значимыми при допросе являются проприоцептивные ощущения, содержащие информацию о движении и положении тела подростка в момент совершения преступного деяния. Реже следствие могут интересовать интероцептивные ощущения несовершеннолетнего, так как процесс совершения преступления заключается во внешних проявлениях и не затрагивает рецепторы, расположенные во внутренних органах подростка.

Восприятие зависит от уровня внимания человека. В момент совершения преступления, если говорить о несовершеннолетнем обвиняемом, он может воспринимать информацию через произвольное или непроизвольное внимание.

На допросе несовершеннолетние – свидетели, потерпевшие, подозреваемые – могут говорить, как они ощущали и воспринимали свойства предметов и факты, связанные с расследуемым событием. Особенности процессов ощущения и восприятия, характерные для несовершеннолетних разных возрастных групп, и определяют рекомендации относительно тактики допроса. Так, например, младшие школьники могут рассказать об отдельных эпизодах, деталях наблюдаемых ими событий, относящихся к преступлению, без его общей характеристики или, наоборот, дать лишь общую оценку, затрудняясь рассказать об отдельных деталях. У старших школьников восприятие характеризуется осмысленностью и обобщенностью, умением воспринимать явления в единстве их внешних и внутренних качеств и связей; у них наблюдается уже глубокое понимание сложных внутренних мотивов поведения или переживаний людей.

При допросе несовершеннолетних необходимо учитывать особенности восприятия детьми времени и пространственных отношений, очень часто имеющих важное значение для дела.

Поскольку для ребенка-дошкольника представление о времени, его соотношениях и мерах не конкретно, то при подготовке к допросу необходимо выяснить обычный для ребенка режим дня, необходимо наполнить для него конкретным содержанием все части суток, чтобы обозначить для него возможность узнавания их по тем или иным конкретным признакам. Детям даже младшего школьного возраста, выступающим в качестве свидетелей, могут быть заданы вопросы, требующие ответа с использованием ими таких единиц времени, как час, день, неделя, месяц. Наиболее полная и точная репродукция прошлого и правильная ориентировка продолжительности совершившихся событий взаимосвязаны и обусловливают друг друга; на эту оценку наряду с другими моментами (характером этого прошлого, его действительной продолжительностью) в какой-то степени оказывают влияние и количество воспроизведенных событий, и длительность процесса воспроизведения. Вопрос о продолжительности интересующего следствие события следует предложить несовершеннолетнему после его свободного рассказа, но до постановки уточняющих, контрольных и других вопросов. Если несовершеннолетний затрудняется определить длительность событий прошлого, интересующих следствие, следователь может помочь допрашиваемому припомнить такого рода моменты, которые являются вехами, облегчающими воспроизведение длительности этих прошлых событий.

Следующий этап формирования показаний связан с накоплением информации и ее сохранением в памяти допрашиваемого. В подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память и несовершеннолетний переходит к преимущественному использованию именно этого вида памяти.

Что касается целей запоминания, то при совершении преступления преобладающую роль играет непроизвольная память, так как несовершеннолетний обвиняемый чаще всего не ставит перед собой цели сохранить в памяти свои действия и действия окружающих, поэтому запоминание происходит само собой и не требует волевого усилия. При произвольном же запоминании происходящее осмысливается, анализируется и при необходимости даже заучивается, что не характерно для подростка, совершающего преступление, так как преступные действия скоротечны, а для реализации вышеназванных процессов необходимо время. Точность и полнота показаний несовершеннолетнего зависит от того, насколько развиты процессы восприятия и запоминания и сколько времени прошло между восприятием и воспроизведением.

Стадия формирования будущих показаний, по мнению многих авторов, состоит из двух звеньев и включает в себя осознание цели и планирования. Осознание цели предполагает принятие решения о даче тех или иных показаний, а планирование включает мысленную обработку сохраненной информации для ее изложения в воспринятом виде или измененном. Степень изменения воспринятой информации зависит от выбора одного из способов психологической самозащиты.

В процессуальном плане основной стадией является стадия воспроизведения. Именно на этой стадии реализуется основная задача допроса – получение от допрашиваемого имеющей значение для дела максимально полной информации в соответствии с тем, как допрашиваемый воспринял, сохранил ее в памяти и в каком виде решил изложить.

Одной из индивидуальных особенностей несовершеннолетнего, как равно и другого человека иного возраста, является темперамент. В науке этим термином обозначают характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности – темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний. Иными словами, это совокупность душевных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и появляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении.

Принято различать сангвинический, меланхолический, холерический и флегматичный темперамент. С учетом сложившейся традиции в литературе, посвященной вопросу получения показаний несовершеннолетних, авторы дают тактические рекомендации с учетом каждого вида. Такой научный подход долгое время сохранял свою правомерность. Однако появление результатов исследований немецкого психолога Карла Леонгарда послужило причиной изменения этих взглядов. Не отрицая классических видов темперамента, он и его сотрудники на основе эмпирических наблюдений разработали теорию акцентуированных личностей. Их десять типов:

1) демонстративный (истероидный);

2) педантичный (психостенический);

3) застревающий;

4) возбудимый (эпилептоидный);

5) гипертинический;

6) дистимический;

7) циклотимический;

8) экзальтированный;

9) тревожно-мнительный;

10) эмотивный.

Опубликование результатов исследований Леонгарда породило тенденцию по их изучению и внедрению в практику правоохранительных органов, связанную с исправлением и перевоспитанием осужденных. Это учение Леонгарда используется на практике наряду с психологическими тестами (тест Кеттелла), методами исследования уровня субъективного контроля, которые позволяют получить данные о характере несовершеннолетнего, его ориентации, уровня эмоциональности и интеллектуального развития. По нашему мнению, знания следователем темпераментов, черт характера допрашиваемого несовершеннолетнего имеют большое значение для установления с ним психологического контакта, позволяют правильнее понимать особенности его поведения, дают возможность варьировать нужным образом тактические приемы допроса. Так, строгий тон следователя при допросе несовершеннолетних сангвинического и флегматического темпераментов может оказать на них дисциплинирующее влияние, будет способствовать их собранности при даче показаний. На несовершеннолетних же холерического и меланхолического темперамента строгий тон может оказать, наоборот, вредное воздействие: затормозит их настолько, что они потеряют уверенность в возможности вспомнить нужное и вообще замолчат. Холерики и меланхолики подросткового возраста более других упрямы и склонны к негативизму.

Выяснение черт характера может быть осуществлено путем допроса педагога, родителей, соседей и т. д. Разумеется, более полную характеристику могут дать родители несовершеннолетнего. Их допрос может быть нецелесообразным лишь в тех случаях, когда по обстоятельствам события преступления они могут быть заинтересованы в искажении действительности по личным мотивам с целью исключить возможность допроса их детей или из желания выгородить их, когда они были соучастниками преступления. В этих случаях, разумеется, их показания о характере детей могут быть необъективными. При оценке показаний несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых необходимо учитывать и внушаемость.

Конец ознакомительного фрагмента.