Вы здесь

Тайцзи. Секреты здоровья. ИНЬ-ЯН ( И-Шен, 2007)

ИНЬ-ЯН


Когда мы говорим о человеке и мироздании, касаемся законов восприятия энергии, то обязательно должны сказать и о двух началах, без понимания которых трудно правильно представить себе тайцзи. Это, конечно, инь и ян. Две составляющие всего. Обычно под ними подразумевают соответственно женское и мужское начала, тьму и свет, покой и движение. Ни одна из сторон не может быть абсолютной доминантой, обе уравновешены и соразмерны. Все разделено этими полюсами и одновременно сближено ими. Это две части одного целого.

Такое единство противоположностей символизирует круг, разделенный на две половины волнообразной линией. Одна половина – темная, женская (инь), другая – светлая, мужская (ян). В центре каждой находится маленький кружок: на черном – белый, на белом – черный. Это знак взаимосвязанности начал, их сбалансированности. Графически символика инь и ян отражает одновременно статику и динамику, время и вневременность, пространство и внепространственность. Два начала не только пребывают в равновесии, но и создают напряжение, которое ведет к развитию. В Китае считают, что инь предшествует ян. Первый принцип – мягкий, пассивный. Он связан с водой, ночью, землей. Второй – активный, рациональный. Он соотносится с небом, горами как местом верховного света, солнечным днем.

В теле человека с инь связаны почки, легкие, селезенка, печень, с ян – желудок и кишечник. Первый принцип – холодный и спокойный, второй – горячий и подвижный. При нормальных условиях происходит переход из одного состояния в другое, и это процесс бесконечный. Чтобы ощутить полноту жизни, пребывать в здравии и гармонии, человеку необходимо научиться не нарушать в себе баланс двух начал. Иначе это может привести к болезни – физической и духовной, и даже к смерти.

Два начала определяют все многообразие явлений в мире в целом и в самом человеке в частности. При этом тело человека представляется как малый космос, до деталей повторяющий большой. Подобно капле воды, в которой отражается океан. Или как две части вселенских вод: верхние и нижние, океан небесный и океан земной. Но надо помнить, что человеку предстоит подняться к свету, воспринимая его в самом себе и узнавая в сотворенном из тьмы мире. Более того, ему нужно проникнуть через этот свет к первоначальному единству. Если человек поглощается токами внешней жизни, то его тянет вниз, в мутные воды, к гибели духа. Если же он сосредоточен на внутреннем, то ему открываются горы и счастье озаренного светом существования. Он может почувствовать движение и накопление энергии, а помогает в этом принцип недеяния, который вовсе не значит «не действовать». Это внутреннее безмолвие, минимум усилий при максимуме эффекта. Поступок в согласии с собой и природой, а не вопреки ей. Вы всегда можете повлиять на события, не раздражаясь, не кипятясь и не предпринимая каких-то особых мер. Нужно лишь довериться внутреннему свету, который поможет вам удовлетвориться имеющимся. Но надо уметь находить путь, чтобы не идти, а взлетать.

Взаимодействие инь и ян связано с пятью элементами. Они есть формы проявления ци (энергии). Прежде всего это Вода (предельный покой и концентрация). Если воду не тревожить, то она пребывает в состоянии равновесия – гармонии между статикой и динамикой. Посмотрите на реку, на ее течение: вы видите, как течет вода? И видите, и не видите.

Второе состояние образуется из первого: энергия начинает расширяться, разрастаться. Это Дерево. Поразительно, насколько быстро в Петербурге весной распускаются листья на деревьях. Еще вчера были почки, а сегодня уже пробились первые листья, через пару дней – дерево зелено и тянется ввысь. Такое разрастание энергии не может продолжаться долго, оно вскоре превращается в равномерное ее высвобождение.

Третий элемент – Огонь. Он поддерживает высвобождение энергии в течение продолжительного времени. Но и огонь угасает. Костер вспыхивает, быстро разгорается, но, если дрова сухие, прогорает.

Четвертый элемент – Металл. В металле энергия концентрируется.

Все названные четыре элемента уравновешивает пятый – Земля, их основа.

Если инь и ян – фундамент мироздания, то элементы – строительный материал. Из них сложено абсолютно всё! Это вселенная энергии, которой управляют инь и ян.