Глава 1
Как тренируются в Таиланде
Правда ли, что спортсмены живут и тренируются в специальных лагерях? Какова программа тренировок муай тай в Таиланде? Как они проходят? Какие упражнения выполняются на тренировках и в каких количествах? С какого возраста начинают заниматься дети? Во сколько лет начинают выступать на ринге? Сколько стоит обучение? Как дорого обойдется поездка в Таиланд с целью потренироваться? Как выбрать клуб для тренировок?
В 70-х годах XX века муай тай получил широкое признание в Европе и Америке. Этот вид спорта довольно легко прижился и оказал значительное влияние на другие единоборства: например, на карате, сават, кикбоксинг и саньда. В результате симбиоза муай тай и сам претерпел некоторые изменения, а также обогатился за счет бокса, и в первую очередь профессионального. Возникло множество национальных школ муай тай, основанных на существующих в различных регионах мира методиках тренировок. Ведущими из них являются школы Голландии, Франции, Чехии, Японии, Финляндии, Марокко, Украины, России и Беларуси. Несмотря на жесточайшую конкуренцию, Таиланд сохранил свой бесспорный приоритет и не утратил складывавшуюся веками самобытную методику тренировки.
Мне часто приходится слышать от тренеров, и в первую очередь, как ни странно, от российских коллег, что в муай тай не существует обоснованной методики обучения, что этот вид спорта плохо изучен и описан.
При написании данной главы моей целью было показать и проанализировать существующую ныне методику тренировки муай тай в Таиланде. Материалы для этого текста основаны на мнениях ведущих тренеров и спортсменов Республики Беларусь, участвовавших в тренировочном процессе различных школ муай тай Таиланда, на собственных наблюдениях и анализе доступной сейчас литературы [1, 2, 3,4, 5]. Как говорится, «имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит».
Обучение проводится в так называемых школах муай тай. Они представляют собой поселения типа спортивной деревни (спортивного лагеря), отгороженные от внешнего мира. Лагерь (от англ. camp, иногда называют gym, например, Plaza Gym) по своей сути является спортивным интернатом. Учитель и ученики проживают прямо в лагере. Спортсмены размещаются по несколько человек в комнате. У каждого есть свой топчан, одеяло, подушка, минимальный набор личных вещей. Обстановка в комнатах очень скромная, условия спартанские. Школа существует на средства учителя (мастера). За учебу и проживание ученики в школе не платят. Основной контингент – дети из малообеспеченных и многодетных семей. Много детей из северо-восточной и восточной областей Таиланда, то есть наиболее бедных районов страны. Учитель предоставляет им кров, еду, возможность тренироваться и все самое необходимое, включая медицинское обслуживание. Экономика школы строится на получении гонораров за профессиональные бои, в которых участвуют спортсмены. Чем успешнее выступают ученики школы, тем выше ее авторитет, тем больше она получает предложений от промоутеров, тем лучше ее материальное обеспечение, тем она популярнее. Многие лагеря для улучшения своего материального положения за плату берут на учебу иностранцев.
Уклад жизни и построение тренировочного процесса во всех лагерях Таиланда примерно одинаковы, но имеют свои отличия. Мы рассмотрим их на примерах довольно популярных школ муай тай «Джоки Джим» и «Джетти Джим».
Тренировочный лагерь «Джоки Джим»
Подъем в 5:00. День начинается с раскуривания благовоний и завтрака. Потом наступает время уборки школы. Самую грязную работу выполняют младшие ученики. Первая тренировка проходит с 6:00 до 9:00 утра и начинается с 30-минутной работы аэробного характера. Это, как правило, бег трусцой либо прыжки на скакалке в невысоком темпе. Тайская скакалка представляет собой полую пластиковую трубку, в которую с двух концов вкручены металлические болты. К ним крепятся деревянные рукоятки. Ее вес составляет примерно 350 граммов. Другой вариант скакалки предусматривает вместо полой трубки наличие металлического троса в пластиковой оболочке весом от 500 до 800 граммов. При работе с такой утяжеленной скакалкой прекрасно тренируются предплечья.
Встречаются в Таиланде лагеря, где утренней пробежке уделяется значительное внимание. Дистанция кросса может составлять 7-10 километров. Группу бегущих спортсменов иногда сопровождает тренер на велосипеде или скутере. В этом случае приходится бежать в задаваемом им темпе.
Специально организованной разминки не проводится. После пробежки боксеры уделяют 15 минут бою с тенью. Имитируется вольный бой. Преимущественно наносятся удары коленями и локтями. Обращается внимание на защиты отклоном и передвижения. Темп работы невысокий.
Затем начинается работа на мешках. На снарядах работают 5 раундов по 3 минуты. Мешки в школах муай тай, как правило, короткие, очень тяжелые, из грубой кожи. Они бывают твердыми и мягкими. На руки спортсмены надевают снарядные перчатки. Они раскачивают мешки и бьют навстречу. Большое внимание уделяется взрывному характеру ударов, то есть установка дается на максимальную быстроту и силу. Акцент делается на повторных действиях. Удары наносятся как одиночные, так и объединенные в двух-, трехударные серии. Отрабатываются в основном боковые удары ногами – кик. Они составляют до 50 % от всего объема ударов на мешках. В промежутке между раундами боксеры выпивают по глотку воды.
После этого 20 минут идет работа в парах без перчаток. Тренировка проходит в форме игры. Это может быть 5 раундов по 3 минуты или 1 раунд продолжительностью 20 минут. Специальной отработки приемов и технических действий нет. Работа проводится в виде условного боя с ограниченным контактом. Удары наносятся очень легко, почти без касания. Скорость ударов высокая. Конечно же, тренировка при таких условиях требует определенного уровня мастерства. Такого рода условный бой очень демократичен – использовать можно все средства муай тай.
Нередко взрослые спортсмены стоят в паре с малышами. В работе всегда есть место улыбке и шутке, что делает тренировочный процесс высокоэмоциональным и в значительной степени снижает нервное напряжение. Особенность наносимых ударов состоит в том, что они имеют ярко выраженное взрывное ускорение в начале и торможение в конце. Это позволяет ощутить реальную быстроту боевых технических действий и контролировать их своевременность, точность, а также исключительно развивает чувство дистанции. Такого рода условный бой называют лайт-контактом. Он включает множество повторных ударных действий, контратак. В ходе тренировки учитель с помощниками могут подходить к ученикам и давать указания, исправлять ошибки.
Следующий этап – работа с тренером на лапах, так называемых падах (от англ. pads), которая составляет 5 раундов по 3 минуты. Количество раундов может равняться 4 или б, а их продолжительность (в зависимости от этапа подготовки) достигать и 5 минут. Количество учеников в школе меняется. Их может быть от 8 до 30. С ними работают тренеры (coach), которых может быть от 4 до 10 человек. Тренерами работают бывшие профессионалы, имеющие большой бойцовский опыт. Каждый тренер имеет 2-3 подопечных. Он полностью отвечает за подготовку своих учеников и получает премиальные за их успешное выступление. Основной упор в тренировочном процессе делается на индивидуальную тренировку с учениками. В первую очередь это работа на лапах. Учитывая, что с каждым из учеников тренер в среднем работает 5 раундов по 3 минуты, общее время, отведенное тренировке на лапах, составляет около часа. Чтобы просто подставлять лапы под удар, большого ума не надо, однако не все так просто. Грамотный тренер заставит не только правильно выполнять технические действия, но и покажет, как их применять тактически.
Темп упражнений выдерживается высокий, выполняется очень много повторных действий. Тренер требует наносить акцентированные удары. В движение спортсмены стараются вкладывать вес всего тела. Характерная особенность работы на лапах в Таиланде – это выраженное ударное движение лапой навстречу удару. По ходу тренировки тренер периодически проверяет способность ученика защищаться нанесением удара лапой. Кроме того, тренер экипирован щитком на правой ноге и иногда пробивает боковой удар ногой (кик). Ученик всегда должен быть готов защититься подставкой голени или отклоном. Порой тренер неожиданно убирает подставленную лапу, чтобы ученик промахнулся: в бою нужно быть готовым ко всему. На определенном уровне мастерства взаимопонимание тренера и ученика настолько велико, что, наблюдая за их тренировкой, возникает ощущение, будто спортсмен получил задание атаковать по своему выбору любыми ударами.
Индивидуальная работа с тренером на лапах имеет такое большое значение, что некоторые западные клубы муай тай полностью исключают из методики подготовки спарринговую работу, ссылаясь на опыт определенного количества тайских коллег. Проблема в том, что в таких клубах забывают об одном: среднестатистический боец Таиланда имеет очень плотный график боев на профессиональном ринге. Иногда спортсмены проводят бой каждую неделю (!!!). Это 5 раундов полноконтактного спарринга, где боксер получает драгоценный опыт в настоящем бою на ринге.
Хочется отметить одну интересную особенность в работе тренеров Таиланда. Многие из них к занятиям подходят с юмором. Помимо того, что тренеры всегда работают с доброжелательной улыбкой и настроем на позитив, они нередко шутят во время занятий. Очень запомнился тренерский коллектив клуба «Плаза», расположенного возле стадиона «Люмпини». Здесь могут подшучивать и над учениками, и над другими тренерами, и, конечно же, над собой. Особо выделялся один толстяк, которого мы прозвали Дай По Пузу. Прозвище свое он получил за то, что постоянно при работе на лапах с русскоговорящими боксерами предлагал ударить себя по поясу, закрепленному на животе, и задорно кричал по-русски: «Дай по пузу!»
Шутки на тренировках всегда добрые, на них не стоит обижаться. Особенно это заметно при работе в клинче и на лапах. Например, тренер при борьбе в клинче ставит подопечного в нелепое положение и тут же предлагает ученику проделать то же самое с собой. При работе на лапах неожиданно в последний момент он убирает лапу и с улыбкой смотрит, что будет делать промахнувшийся ученик. Если боксер устал, то тренер с удовольствием будет изображать, что наносимые удары по лапам имеют страшную силу. Для этого от ударов ученика он отлетает на канаты и, сопровождая это возгласами и криками, изображает потрясение. При лайт-контакте тренер позволяет ученику обыгрывать себя, умышленно пропускает удары, после чего изображает состояние, близкое к нокауту. Такое поведение учителя позволяет проводить тренировки на очень высоком эмоциональном подъеме и легче переносить нагрузки, а также превращает весь процесс в увлекательную игру. Это очень любят дети.
Ученики, свободные от работы с тренером, в зависимости от поставленных задач могут выполнять следующие задания:
• отработку приемов в паре; при этом совершенствуются приемы, разучиваемые с тренером на лапах: ответные и встречные контратаки;
• условный ближний бой с использованием ударов коленями и локтями, приемов борьбы; обычно составляет 40 минут;
• совершенствование приемов, разученных с тренером на снарядах;
• упражнения на развитие силы;
• прыжки на автомобильной шине.
В конце основной части тренировки 20-30 минут уделяется:
• работе на мешке; при этом совершенствуются на фоне усталости конкретные технические действия: какой-либо одиночный удар или серия ударов;
• прыжкам на автомобильной шине;
• упражнениям с отягощениями. В них используются штанги, гири, гантели, набивные мячи. Не менее одного раза в день выполняются упражнения на развитие мышц предплечий и шеи. Для тренировки мышц шеи применяется снаряд, представляющий собой груз с приспособлением для крепления на голове либо с веревкой, на конце которой завязан узел, чтобы ее можно было зажать в зубах. В одном лагере я видел, что для тренировки мышц шеи применяли мотоциклетный шлем, к которому крепился груз.
Потом следует обязательная тренировка мышц туловища, в первую очередь брюшного пресса. Упражнения длятся 30 минут и могут включать:
• самые различные упражнения на полу с весом собственного тела;
• упражнения на наклонной скамейке или специальном станке;
• упражнения на сгибание туловища с отягощениями.
В школе «Джоки Джим» упражнения на развитие мышц брюшного пресса могут быть включены в любую часть тренировочного занятия, например идти сразу после пробежки или работы в парах.
На заключительную часть тренировки отводится 10 минут. В нее входят гимнастические упражнения на развитие гибкости, выполняемые самостоятельно или в паре.
В общей сложности тренировочное занятие длится 180 минут. Вторая тренировка проводится с 15:00 до 18:00. По своей структуре и содержанию она мало отличается от первой. На утренней тренировке больше внимания уделяется либо разучиванию нового материала, либо тактической подготовке, а на вечерней занимаются совершенствованием. В Таиланде средства и методы обучения не имеют большого разнообразия. Основной упор делается на большие объемы тренировок с изменяющейся интенсивностью.
Помимо двух трехчасовых тренировок, ученики в течение дня с увлечением играют жестким плетеным мячом в волейбол ногами, разбившись на команды по два или три человека. При этом боксеры демонстрируют виртуозную ловкость. Игра всегда проводится «на интерес», то есть делаются денежные ставки. Своей высокой эмоциональностью игра снимает нервное напряжение и является уникальным средством развития быстроты и ловкости.
В результате подобной организации тренировочного процесса организм спортсмена получает не только самое разностороннее физическое развитие, но и огромную нагрузку. За свою многолетнюю историю (около 2000 лет) муай тай выработал в своих учениках умение рационально распределять силы во время тренировок, находить оптимальный режим работы. Не надо говорить, что спортсмены в школах бокса тренируются с максимальной самоотдачей. Успех в профессиональном спорте для большинства из них является единственным шансом вырваться из нищеты и за воевать уважение, положение в обществе. Если нужно, спортсмены могут тренироваться в высочайшем, «бешеном» темпе. В тайских школах муай тай в качестве восстановительных мероприятий нередко применяются массаж и плавание. Если боксер чувствует острую необходимость, он может сменить ритм тренировки, сделать незаметную паузу: разорвать дистанцию с партнером, отойти попить воды или сплюнуть и др.Тем самым вырабатываются незаменимые умения «слушать» себя, «выживать» в бою, быть очень «гибким» в выборе тактических решений, а также способность к саморегуляции и самоконтролю.
Тренировочный лагерь «Джетти Джим»
Процесс обучения в другой школе муай тай, расположенной в Бангкоке, немного отличается от того, с чем мы уже познакомились.
Тренировка всегда начинается с пробежки. После этого учитель, он же хозяин – Джетти, лично бинтует всем ученикам руки. Он делает это очень быстро и виртуозно: сначала сооружает из бинта своеобразную шину, которую располагает на головках пястных костей, затем бинтует отдельно каждую пястную головку кости и заканчивает процедуру традиционным креплением бинта на запястье. Существует несколько способов бинтования рук. С одним из них вы можете ознакомиться, просмотрев видеокурс на DVD.
Основная часть тренировочного занятия начинается с работы на лапах. Такое упражнение в «Джетти Джим» считается самым важным, и его стараются выполнять вначале, пока не наступила усталость. Содержание упражнений на лапах традиционно для всех школ Таиланда. У каждого тренера на попечении три боксера, и пока в течение 20-25 минут он работает с одним, двое других выполняют прыжки на скакалке и автомобильной шине. В результате каждый из трех учеников 5 подходов по 3 минуты работает с тренером на лапах, 15-20 минут прыгает на скакалке и 15-20 минут – на автомобильной покрышке.
Затем в зависимости от этапа подготовки боксеры от 20 до 50 минут работают в клинче, при этом основное внимание уделяется совершенствованию приемов борьбы. Ученики борются между собой, а тренер может по очереди бороться с каждым из них. Клинч в муай тай – это нечто особенное. Тайский вариант клинча значительно отличается от принятого в классическом боксе. В первую очередь это борьба, где разрешены захваты только верхней части тела: туловища, рук и головы. Из борцовских атакующих действий разрешены скручивания и сваливания. Но насколько виртуозно ими владеют тайцы! Мне известен случай, когда представители греко-римской борьбы попали на тренировку в тренировочный лагерь муай тай и при работе в клинче с боксерами оказались не на высоте. В ходе борьбы спортсмены наносят друг другу легкие шлепки коленями и имитируют удары локтем. Удары коленями на тренировках в Таиланде наносятся только боковые. Тренировочный удар выполняется внутренней поверхностью бедра. Такие удары, как правило, исключают возникновение травм. Скорее всего, именно по этой причине на тренировках в клинче исключаются удары коленом снизу.
Во многих школах Таиланда борьба в клинче ставится ближе к концу тренировочного занятия. По-видимому, это делается для того, чтобы ученики, начинающие выполнять упражнение уже изрядно уставшими, боролись, не столько полагаясь на свою физическую силу, сколько на ловкость, тактическое мышление и смекалку. Если устал, упираться и бездумно бороться долго не получится. В результате ежедневной практики бойцы учатся тонко чувствовать равновесие, у них обостряются чувство противника и тактильные ощущения. Значение клинча переоценить трудно. Это не только уникальное упражнение, позволяющее развивать практически все физические качества, но и средство развития мышления бойца.
В «Джетти Джим» после клинча следует спарринг, который всегда проводится в щитках, а незадолго до боя – и в шлеме. Для этого упражнения нередко применяют боксерские перчатки большого веса: 14, 16, 18 и даже 20 унций. Спарринг обычно проводится без хронометража в течение 20 минут. Накануне поединка, чтобы боксер лучше адаптировался к формуле боя, засекается время: 5 раундов по 3 минуты и 1 минута перерыва между ними. Если времени до следующего боя очень много, то спарринг заменяется лайт-контактом.
После упражнений в парах следует работа на мешке. Иногда упражнения на мешке выполняются сразу после работы на лапах. В некоторых лагерях в конце тренировки, иногда уже и после клинча, практикуют работу на снарядах в режиме «догнать и перегнать», то есть, например, 200-300 ударов коленями, затем 100-200 боковых ударов ногами. Такие «стахановские» заходы делают сериями в максимально быстром темпе.
В конце основной части занятия выполняются упражнения на развитие силы, в которых применяются тяжести и сопротивление веса собственного тела. Обязательно тренируется пресс. Большой объем упражнений на укрепление брюшного пресса – «визитная карточка» физической подготовки в муай тай. В «Джетти Джим» пресс качают в паре. Упражнения выполняются на полу. Либо боксеры сцепливают ноги и тренируются одновременно, либо учитель держит ноги одновременно двоих-троих учеников. Иногда работают так: один поднимает (сгибает) туловище, а второй в момент разгибания наносит удар лапой по животу, причем порой со всей силы. Это позволяет «научить» мышцы туловища переносить тяжелые удары и своевременно реагировать на них напряжением.
В заключительной части занятия 10-15 минут уделяется упражнениям на гибкость. В школе «Джетти Джим» иногда проводятся упражнения на релаксацию: в небольшом темпе выполняются вращения руками, махи ногами, наклоны туловища и др.
В каждой школе муай тай в центре тренировочного зала всегда стоит бочка с питьевой водой. Чтобы вода оставалась холодной, в нее добавляют лед. По ходу занятий все, включая тренеров, периодически пьют воду. За один раз воды выпивается совсем немного: 2-3 глотка.
Дети в муай тай
Детей в школы муай тай отдают с 5-7 лет. Учитывая, что в Таиланде сравнительно низкий уровень жизни, а профессиональный спортсмен в состоянии безбедно жить и содержать свою семью, перспектива стать боксером весьма заманчива (рис. 1.1). По этой причине в Таиланде в школы муай тай отдают детей из малообеспеченных семей.
С юмором пишет об этом Сергей Дубов [1]: «Основной побудительный мотив к занятиям муай тай я бы охарактеризовал так: "Хочешь жрать – стреляешь метко!" Детей обеспеченных родителей я в лагерях муай тай не встречал. Как-то наблюдали такую картину: мамаша, явно не из бедной семьи, притащила своего сына в лагерь и оставила его там на четыре дня. Пацан лет двенадцати представлял собой рыхлое и толстое существо с полным отсутствием координации, узкими плечами и задницей объемом с братскую могилу. Оказалось, что упырь не хотел учиться в школе. Через два дня мамаша приехала проведать свое чадо. Понять, о чем верещал толстяк, увидев свою мать, можно было и без перевода: "Забери-меня-отсюда-я-больше-так-не-буду!"»
В Таиланде такие малыши уже выступают на специальных детских турнирах по муай тай
Кроме того, муай тай имеет в стране огромную популярность и является национальным видом спорта.
Дети в спортивных лагерях живут в одном режиме со взрослыми. После первой тренировки они уходят в школу (рис. 1.2). Понятно, что ежедневные двухразовые тренировки по три часа по уровню физической нагрузки неприемлемы для детей этого возраста. Самые маленькие участвуют в тренировочном процессе в первую очередь в качестве наблюдателей. В обязанности малышей входит уборка и обеспечение взрослых свежей прохладной водой. Они следят за взрослыми спортсменами, имитируют увиденные движения на мешках или в парах.
Приведу еще один отрывок из дневников Сергея Дубова [1 ]: «Дети тренируются в таком же объеме, что и взрослые: те же нагрузки, та же продолжительность тренировки, тот же вид выполняемых заданий. Монотонная, рутинная работа изо дня в день. И бои. В месяц в среднем 3-4 боя. Каждый бой – это деньги. Каждый выигранный бой – еще одна ступенька к чемпионскому поясу на одном из известных стадионов и, следовательно, высокий рейтинг. А высокий рейтинг гарантирует более высокие гонорары за бои. К поясу дойдут единицы...
Рис. 1.2
Дети в школе муай тай
В нескольких лагерях я так и не смог понять, ходят ли дети в школу. Отмахав 2-3 часа утренней тренировки, включая кросс приблизительно эдак километров в десять, за партой особенно и не посидишь. Хотя в некоторых лагерях дети после тренировки обязательно отправляются в школу. В лагере «Сиам № 1» («Чианг Май») после утренней тренировки и завтрака ребята каждый раз разглаживали школьную форму на ринге и шли в школу. Владелец лагеря лично проверял посещаемость. Из разговора я понял, что в лагере живут дети из малообеспеченных и многодетных семей (очень много из провинций северо-восточного Таиланда). Для них выбор зачастую ограничивается либо монашеством, либо лагерем муай тай. В первом случае заботу о новообращенном монахе берет на себя Сангха, во втором – владелец лагеря. Как-то я наблюдал, как в лагерь (это было в «Сиаме № 1») пришла учительница. Проблема была в том, что один из бойцов, ученик старших классов, три дня прогуливал уроки. Учительница побеседовала с владельцем лагеря (Кру Гатдам Сакпанья), по окончании разговора коллеги обменялись «вай» – и для прогульщика наступили черные дни. Неделю пацан умирал на тренировках, получая двойную дозу всех упражнений. Как мне сказал Кру Гатдам, его бойцы – самые дисциплинированные ученики в школе. Кто бы сомневался... Лагерь лагерю рознь.
Где-то система подготовки и жизни напоминает казарму, а где-то лагерь – одна большая семья. К слову,"Сиам № 1" – это семья. Хотя я видел лагеря, где бойца независимо от возраста выжимают по полной программе, особенно не заботясь о его здоровье и будущем».
При посещении школы муай тай нередко можно увидеть кого-либо из малышей, усердно пинающего огромный боксерский мешок. Работа в парах носит характер игры. Дети изображают взрослых спортсменов, перенимают их жесты и манеру держаться на ринге. При имитации технических действий ребята очень старательно выдыхают воздух: и-ш-шш. Тем самым вырабатывается резкость (быстрота) ударных движений и правильное распределение дыхания.
Дети тренируются без принуждения, по собственной инициативе и при минимальном контроле старших. Хотя, конечно, встречаются и казусы, ведь дети есть дети.
С удовольствием вновь цитирую Сергея Дубова [1]: «Как-то с другом тренировались в лагере "Каевсамрит" (Бангкок, Талингчан). В "Каевсамрите" живет и тренируется один из ведущих бойцов Таиланда – Ануват Каевсамрит. Так вот, как-то утром мы с другом чахлым галопом нарезали традиционные десять километров. На одном из поворотов нас незначительно, километра эдак на три, обогнала группа тайских пацанов, наших товарищей по несчастью в лагере. Участок дороги, на который мы только свернули, был достаточно прямой, и пацаны находились в пределах видимости. Тут – бац! Чудо! За долю секунды группа исчезла из поля зрения. Оказалось, что братва просто шустро свернула в пальмово-банановую рощу и развалилась отдыхать на каких-то бревнах. И все бы было хорошо, но ту же трассу, выбежав позднее нас, осваивал самый авторитетный боец лагеря – Ануват. Пробежка Анувата – это нечто. Человек бежит десятку, чуть впереди Анувата едет тренер, задающий темп бега. На чем обычно едет тренер? Правильно: на велосипеде. А в случае с Ануватом тренер ехал на скутере. Мы прошаркали мимо группы "сачков" обменялись с ними приветствиями: с нашей стороны тяжелый взмах рукой, со стороны пацанов – улыбки до ушей и радостные вопли в стиле "вперед-вперед, идиоты-фаранги". Буквально через пару минут за спиной послышались совсем не радостные крики и звуки шлепков: группа товарищей была замечена Ануватом, который выгонял пацанов из банановой рощи сочными пинками и оплеухами. После этого на протяжении трех дней товарищи выполняли стахановскую норму бега и работы на мешках».
Специально с новичками никто не работает. В первое время они визуально осваивают основы техники муай тай. Имеет место идеомоторная тренировка, на которой изучаются основные положения боксера. Редкий лагерь может похвастаться внимательным отношением к обучению новичков. Методика сводится к простому принципу: «monkey see – monkey do» («Обезьяна видит – обезьяна повторяет»). Хотя есть и приятные исключения, то есть лагеря, где отработке базовой техники уделяют пристальное внимание.
У входа в один из магазинов в Таиланде мне довелось наблюдать очень показательную сценку. Двое малышей 5-6 лет играли «в бокс» (пока родители занимались покупками, их чада остались на улице под присмотром бабушки). Руки детей были неуклюже обмотаны белыми тряпками, имитировавшими бинты. В полном восторге и при непрерывном щебетании мальчики вели условный бой. После изображения какого-либо удара дети сходились в клинче и валились на землю. Затем, отпихивая друг друга, вставали и начинали кружиться друг напротив друга в широких и низких стойках. При этом они строили свирепые рожицы и принимали угрожающие позы.
На детей начинают обращать внимание, когда им исполняется 7-8 лет. Количество внимания зависит исключительно от того, насколько ученик владеет техникой муай тай и насколько добросовестно относится к тренировкам. Кроме того, большое значение имеет, обладает ли он определенными способностями. К этому времени дети уже имеют довольно устойчивые и объективные представления о муай тай, а также обладают определенными умениями и навыками. Тренеры начинают уделять время наиболее перспективным и старательным детям, давая методические указания при работе в парах и на мешках. Периодически младших берут для работы на лапах. Это считается большой честью и похвалой. С детьми работают очень терпеливо, добиваясь правильного выполнения приема. При работе на лапах и мешках малышам дают установку на нанесение ударов с максимальной силой. От них не требуют высокого темпа: удары наносятся редко, но очень качественно (рис. 1.3). Начиная с 8-9 лет детям разрешают участвовать в спаррингах. Для этого их экипируют большими мягкими перчатками.
а
6
Рис. 1.3
Работа на лапах
Когда наблюдаешь детские бои, бросается в глаза слабое владение техникой защитных действий, особенно от ударов руками. Ударам кулаками в Таиланде на начальном этапе обучения времени уделяется немного. Я думаю, это связано с тем, что муай тай в этой стране в первую очередь рассматривается как бокс ногами. Всю сложную координационную работу человеку легче научиться выполнять руками, а не ногами. Следовательно, разучиванию ударов ногами нужно уделять львиную долю времени. Специальной работы для овладения защитными действиями не выполняют. Существуют подготовительные упражнения для защиты от ударов ногами. Они могут включаться в разминку. Защиты от ударов руками усваиваются в ходе разучивания и совершенствования атакующих технических действий.
С ростом квалификации спортсмен начинает уделять больше внимания ударам руками (рис. 1.4). Профессиональные бойцы муай тай очень хорошо владеют техникой английского бокса. О высоком уровне техники ударов руками говорит тот факт, что многие из них выступают на самых престижных профессиональных боксерских рингах, а иногда и полностью переходят в этот вид спорта. Если проанализировать рейтинги ведущих профессиональных боксерских организаций за последние 15 лет, то легко можно заметить, что в первых строчках легких весовых категорий много выходцев из Таиланда. При посещении тренировочных лагерей этой страны мне приходилось видеть тренирующихся бок о бок чемпионов мира среди профессионалов по боксу (WMC) и высококлассных бойцов муай тай.
В любительском боксе спортсменов из Таиланда тоже немало. Когда проходили Олимпийские игры 1996 года в Атланте, я следил за ходом боксерских поединков по телевидению и обратил внимание на представителя Таиланда, техника которого отличалась от остальных. Было в этом боксере что-то особенное, понятное и близкое. Как только спортсмены сходились в клинче, таец всегда оказывался в более выгодном положении. В его четвертьфинальном бою с бронзовым призером Олимпийских игр 1992 года Рамазаном Палиани я невольно обратил внимание на расположение рук в захвате, грамотные накладки и удивительное чувство дистанции и партнера в клинче. Про себя я подумал: «Тут без муай тай не обошлось». И точно, несколько лет спустя я узнал, что этот спортсмен, кстати ставший в Атланте олимпийским чемпионом по боксу, пришел в бокс из муай тай. Зовут его Сомлук Камсинг, он родился в 1973 году. В финале Олимпиады он переиграл одного из величайших боксеров-любителей Серафима Тодорова. Насколько мне известно, Сомлук Камсинг до недавнего времени все еще выступал на профринге. Сейчас же он снимается в кино.
Рис. 1.4
Клинч
Интересным кажется тот факт, что в тренировочном процессе участвуют не только мальчики, проживающие в спортивном лагере, но и соседские дети, приходящие в школу «поиграть». На них мало обращают внимания, но, если кто-либо из них заинтересует тренеров, его могут взять для работы на лапах. Это является предметом мечтаний детей и выражением максимального признания. У такого ребенка появляется шанс стать учеником школы.
Участвовать в боях дети начинают с 10-11 лет. Впрочем, какой-либо точной возрастной градации в этом вопросе нет. Можно выставлять спортсмена и с 8-9 лет. Мне приходилось встречать детей, которые уже в 10-11 лет имели за плечами более ста профессиональных поединков. Но такое случается нечасто.
Любительский муай тай в Таиланде развит плохо. До недавнего времени в этой стране вообще не существовало такого понятия, как «любители». Оно появилось лишь после выхода муай тай на международную арену, когда стали проводиться чемпионаты мира среди национальных сборных. За сборную Таиланда на любительских чемпионатах мира выступают вовсе не чемпионы этой страны. Как правило, это профессионалы невысокого уровня, которых «подобрали» на второразрядных стадионах.
Многие тайские профессионалы вообще плохо понимают, что такое любительский бокс. Когда я пробовал тайским профи рассказывать о чемпионатах мира по муай тай, на которых спортсмены выступают в шлемах, жилетах, щитках и налокотниках, это вызывало как минимум непонимание. При этом задавался вопрос: «В чем же смысл такого поединка?» Один раз я продемонстрировал видеозапись любительского боя по муай тай бывшему профессионалу, ныне работающему тренером. Комментарий был таков: «Это шоу для фарангов». Серьезного разделения на профессионалов и любителей, как это принято в английском боксе, в муай тай пока нет. Поэтому боксерскую карьеру дети начинают сразу в качестве профессионалов. Профи дерутся без какой-либо защитной экипировки: только бандаж, капа и перчатки. Уже за свой первый бой ребенок получает несколько долларов.
Свою профессиональную карьеру боксеры Таиланда заканчивают в 20-21 год. Ее расцвет приходится на 15-18 лет. Как видите, спортивная жизнь боксера-профессионала в Таиланде непродолжительна. Хотя за последние 10 лет боксеры, сошедшие с рингов Таиланда, нередко начинают вторую спортивную жизнь в Европе и Америке. Это связано с тем, что уровень конкуренции в муай тай на Западе гораздо ниже, чем на родине этого вида спорта. В таких «чисто тайских» весовых категориях, как 48-57 кг, европейцам вообще делать нечего. Кстати, именно в этих весах боксеры Таиланда весьма успешно конкурируют и в английском боксе.
В одном из боксерских лагерей города Паттайя я наблюдал очень характерную ситуацию. Тренером там работал молодой, хорошо сложенный таец, который выглядел килограммов на 72-75. Я обратил внимание, что он хуже других тренеров знает английский, слабо владеет методикой тренировки на лапах и, кроме того, сам периодически пытается тренироваться. Я спросил о нем у хозяина школы. Мне объяснили, что в недавнем прошлом это был очень перспективный боец в весовых категориях 57-60 кг. Потом он получил травму, разбившись на мотобайке, и 1,5-2 года не выступал и не тренировался. Сейчас его здоровье восстановилось, но боксер набрал много лишнего веса. Теперь он не представляет никакого интереса для местных промоутеров, так как вернуться в категорию 60 кг ему нереально. Более тяжелые весовые категории в Таиланде малопопулярны, да и этого спортсмена в них никто не знает. У боксера есть только шанс уехать выступать куда-нибудь в Европу, где он сможет достичь успеха. Однако тут тоже не все так просто. Каждый боксер имеет контракт с каким-либо промоутером, по которому не имеет права работать с кем-то другим. Но промоутеру этого спортсмена нет никакого дела до Европы, да и хлопотно это.
В Таиланде лицензию боксера-профессионала имеют около 10 000 спортсменов. Установить точное количество тренировочных лагерей муай тай довольно сложно. Они открываются повсеместно и не всегда регистрируются. Только в одном Бангкоке действует более 600 клубов.
Какой тренировочный лагерь лучше?
За последние 15 лет организация работы и экономическое устройство клубов бокса в Таиланде значительно изменились, как изменилась и сама страна. Теперь некогда закрытый для иностранцев Сиам превратился в туристическую Мекку. Доходы клубов, ранее зависевшие только от успехов в выступлениях своих учеников, теперь во многом пополняются деньгами, которые иностранцы платят за обучение. Интернет насыщен рекламой различных клубов муай тай, а на любительских соревнованиях всегда полно агентов, которые зазывают западных спортсменов в свои лагеря и обещают организовать для них бои на местных стадионах.
В Таиланде гостя из-за границы называют «фаранг». Это слово, по-видимому, происходит от слова «француз». Учитывая, что в тайском языке твердое «р» не встречается, название звучит как «фаланг».
В разных лагерях фарангов тренируют по-разному. Если их готовят к боям, в которых они будут представлять честь клуба, то подготовка идет серьезная. Но для этого фарангу как бойцу нужно представлять какой-то реальный интерес для промоутеров. Некоторые клубы очень хорошо тренируют европейских профессионалов. Многие западные спортсмены для прохождения сборов регулярно приезжают в Таиланд, а некоторые живут и тренируются в этой стране большую часть года. Мне приходилось слышать о выходцах с постсоветского пространства, которые ради регулярных тренировок в Таиланде бросали свою работу, продавали квартиры и уезжали в эту страну в надежде стать настоящими бойцами муай тай.
Если же вы приехали как турист или попали в клуб, где работают только с туристами, то и «готовить» вас будут соответственно. Главное в такой тренировке – работа на лапах. Задача тренера в упражнениях – не обучить технике и тактике муай тай, а ознакомить с ней и провести общеразвивающую физическую подготовку. Тренер предлагает ученику очень высокий темп работы и за 2-3 раунда доводит его до полного изнеможения. Поверьте, при 40-градусной температуре и очень высокой влажности воздуха добиться этого легко. После лап предлагаются колочение мешка и упражнения на укрепление брюшного пресса. Как правило, лагеря, построенные лишь для выкачивания денег из фарангов, оснащены всеми удобствами. Кроме обязательных кондиционеров, отдельных комнат и персональных душевых, здесь может быть бассейн, видеобар, постоянный доступ в Интернет, массажный салон и многое другое – как на курорте. Осталось только определиться, с какой целью вы отправились за тридевять земель. Опытные тренеры говорят, что в настоящие спортивные лагеря муай тай иностранцев берут очень редко. Здесь много работы, и отвлекаться на туристов-однодневок просто некогда.
Вот что по этому поводу пишет Сергей Дубов [1 ]: «Будет абсолютно неправильно сказать, что тайцы как-то плохо относятся к иностранцам, приезжающим тренироваться в лагеря муай тай. Как и везде, все зависит от человека. Многие приезжают за экзотикой, а столкнувшись с тяжелой и монотонной пахотой, переходят в туристический режим, то есть максимум одна тренировка в день, да и то в состоянии полной релаксации. Кроме нас, детей СССР, в основной массе полноценно пашут голландцы, французы, марокканцы, испанцы, японцы. Граждане США, как правило, массово представленные разнообразными чемпионами (что вызывает у тайцев чувство глубокого сарказма), отличаются особым умением "закосить". Причем даже при явном "закосе" (например, человек не вышел на кросс, не стал прыгать 30 минут на скакалке и появился только тогда, когда львиная доля бойцов уже завершила работу на падах и полезла в ринг отрабатывать клинч) такой "перец" будет передвигаться по территории с надутым рылом, активно общаясь с brothers и демонстрируя направо и налево какой-нибудь небольшой синяк, который не дает крутому бойцу проявить все свои бойцовские таланты. Лагерь по своей сути – та же армейская казарма, где, как на фотопластинке, проявляются все качества человека. И тайцы, в общем-то с большим пиететом относящиеся к личному пространству каждого человека, прекрасно понимают, кто есть кто. Надутые чемпионы по разнообразным американским версиям, на поверку оказывающиеся корявыми, как три тополя на Плющихе, вызывают тихий смех. С таким человеком никогда не будет работать хороший тренер. На пады ему поставят молодого и неопытного падмена. Хотя "пассажирам" хватает и этого. Достаточно самого факта пребывания в лагере муай тай, а если в нем тренируется кто-то из известных бойцов – это вообще верх удовлетворения (фото со звездой будет служить достаточным доказательством крутизны "бойца" на родных просторах Алабамы). Но реально пашущий человек вызывает уважение и достойное отношение со стороны всех тайцев. Причем не только со стороны тех, кто находится в самом лагере.
Я как-то тренировался в одном городке на севере Таиланда, где вторая тренировка начиналась с "легкого" 10-километрового кросса. Маршрут оставался неизменным, и я был единственным фарангом на всю округу. Через два дня весь народ на этом маршруте был в курсе, что мимо их домов в составе группы бойцов из местного лагеря бегает нечто большое и лысое. Уже на третий день местные жители занимали места на террасах домов, выходящих на дорогу, по которой мчался я, а также на скамейках и бордюрах. Сердобольные тайские старушки систематически пытались скормить мне, болезному, какие-то экзотические фрукты и кормовые бананы. Я думаю, такое желание было связано с тем, что после 5 километров бега у меня была такая перекошенная рожа, которая вызывала жалость и естественное желание накормить несчастного и загнанного зверя. Как-то на второй день, пробегая мимо одного двора, я заметил кран со шлангом и жестами попросил хозяина облить меня водой (температура окружающего воздуха ежедневно колебалась от +32 до +34 °С, и все это при повышенной влажности), затем на восьмом километре на какой-то небольшой стройке попросил то же самое. Начиная с третьего дня в этих местах меня ждали со шлангами наготове. Судя по количеству народа, которое собиралось на это обливание, мероприятие вызывало интерес у жителей не только данного района, но и десятка близлежащих населенных пунктов. Да и вообще, в любом городе и любой местности Таиланда бегущий фаранг в тематических трусах муай тай вызывает радость и восторг. Народ из проезжающего мимо транспорта радостно орет: "Нак муай! Нак муай!" – и показывает большой палец. Нет, указывающий не вниз, а вверх!»
Большинство «белых», отправляющихся в Таиланд, – типичные любители. Едут в отпуск, на две недели. Никаких боев: ведь нужно в офис вернуться живым и здоровым. И тренировки, естественно, сочетаются с отдыхом. Если вы относитесь именно к этому разряду, то вам нужно ехать в лагерь, специализирующийся на работе с фарангами, то есть туда, где тайцы получают доход от туристов, приезжающих потренироваться, познакомиться с муай тай, почувствовать себя приобщенным к миру единоборств. У таких лагерей обычно есть сайт, хорошие условия проживания и все то, о чем писалось выше.
Как приедете в любой лагерь, дерните любого тайца за рукав – и вам все покажут и расскажут. Они общительные и дружелюбные люди, особенно в предвкушении денег. Если вы первый раз в Таиланде, советую не останавливаться на каком-либо одном лагере. Потренируйтесь день в одном, день в другом. Со временем поймете, где вам больше понравится.
Хочу дать важный совет по тренировочному процессу в лагере. Если тренировка начинается в 16:00, то вам не стоит ждать, что точно в это время тренер проведет построение, расскажет задачи занятия и начнет разминку. Такого не будет. Тренировка начнется, если так можно сказать, стихийно. Вы можете включиться в процесс и в 17:00, и в 18:00. И начать, как хотите: сначала лапы, потом клинч или наоборот. Главное, чтобы не потратить время зря, не ждать, когда вас заметят и предложат выполнять то или иное задание. Дергайте тайцев, сами напрашивайтесь на клинч, лапы, спарринг. Задавайте больше вопросов. И тогда не пожалеете, что приехали.
Теперь несколько слов о тренере, который будет с вами работать. Если вы новичок и «турист», то хорошего специалиста вам не дадут. Профессионал тренирует профессионалов. Но у каждого тренера можно чему-нибудь научиться. Будьте любознательны, покладисты и терпеливы. Если тренер вас совсем не устраивает, то можете его поменять: в конце концов, вы приехали всего на две недели, платите деньги и вам нужно получить максимум информации. Главное – улыбайтесь, не скандальте, будьте вежливы, но не пресмыкайтесь перед тайцами – и через два дня при входе в зал будете чувствовать себя как дома.
Теперь поговорим о том, сколько «туристам» нужно тренироваться. Если вы не готовитесь к бою, приехали, чтобы познакомиться с муай тай, и не хотите развивать выносливость, то в утренней тренировке нет необходимости. С непривычки вы сильно устанете. А ведь вам еще Таиланд посмотреть нужно, иначе не поймете, что такое муай тай. Если хотите повысить свой уровень физической подготовки, то лучшим средством будет борьба в клинче. Это упражнение уникально развивает все физические качества, а также тактическое мышление.
Не все спортсмены, приезжающие в Таиланд для тренировок, правильно понимают вопросы корректности. В большинстве случаев тайцы очень доброжелательны. Они улыбчивы и просты в общении, никогда без необходимости не показывают свою силу и превосходство. К приезжим фарангам они относятся несколько снисходительно, но никогда этого не показывают. Такое поведение некоторые туристы, и особенно выходцы из СНГ, воспринимают как слабость. И вот тут возможны неприятности. Расскажу о случае с одним из белорусских бойцов, приехавшим в Бангкок для тренировок. Он имел очень высокое мнение о своем уровне мастерства и после нескольких дней тренировок начал рассказывать своим товарищам по команде о том, что тренеры и боксеры из клуба, в котором он тренировался, не очень хороши. Особенно наш земляк высмеивал тайцев по поводу их умения работать руками. На тренировках стал вести себя вызывающе. Ответная реакция не заставила себя ждать. В один прекрасный день кто-то из тайских спарринг-партнеров не вытерпел чванливого поведения и просто поломал выскочку на тренировке. Поломал во всех смыслах этого слова и в первую очередь – психологически. Наш спортсмен так и не смог оправиться от этой душевной травмы, и его карьера пошла к закату.
При тренировке в паре спортсмену нельзя касаться головы тренера ногой, особенно ее подошвенной частью. В Таиланде ступня считается самой грязной частью тела, и даже просто сидеть, направив на человека голые ступни, недопустимо и оскорбительно. Это очень хорошо согласуется с непозволительностью наступать на укатывающуюся монету, ведь на ней может быть изображение короля. За такое оскорбление его величества тайцы могут вызвать полицию, и вы будете оштрафованы. Эту подробность знают не все фаранги, и «дерзкие» европейцы на тренировках в спарринге периодически пытаются достать тренера ударом в голову. В бою на ринге тип в лицо можно бить сколько угодно, но на тренировке лучше этого избегать. Опытные тренеры к ударам в лицо относятся с пониманием и снисходительно.
Однако не могу не рассказать об одном случае. Дело было в Паттайе, где я с двумя учениками находился на тренировочных сборах. У одного из них, 13-летнего Чингиза, очень хорошо получался тип в голову, и в спарринге он пару раз попал в лицо одному из тайцев, которому было лет 18. Тот возмутился и, как мог, объяснил нам, что так нельзя. Спустя 2 недели Чингиз на тренировке увлекся и опять попал этому же тайцу в лицо. Тот очень хладнокровно левым хуком посадил моего боксера на «пятую точку», повернулся ко мне и сказал: «Я его предупреждал». Я ничем возразить не мог, осталось только улыбнуться в ответ: «Нет проблем».
Если есть желание потренироваться в самом Таиланде...
В конце главы затронем вопрос о том, во сколько обойдется посещение Таиланда с целью потренироваться в одном из лагерей муай тай.
Назвать точные цифры здесь практически невозможно. Все зависит от вас конкретно и от времени, которое вы хотите пробыть в лагере. Могу только привести те суммы расходов, которые неизбежны.
1. Авиабилеты. Добираться в Таиланд нужно только самолетом. Из Беларуси лететь дорого: билет стоит от 1000 долларов. Если же отправляться из Москвы, билет обойдется в 600-700 долларов.
Можно сэкономить, если купить горящий тур. Допустим, он будет стоить $950, однако здесь будет учитываться и цена билета, и стоимость отеля и экскурсий. Беда в том, что вы будете привязаны к определенному отелю и срокам.
2. Проживание в гостинице стоит около $ 15 в день. Хотя, конечно, надо учитывать, к каким номерам вы привыкли. Вообще номер в гостинице стоит в среднем $30. Но он может быть одно-, двух– и трехместный. Расходы соответственно делятся на всех.
Если вам удастся поселиться в самом тренировочном лагере, то стоимость проживания будет включена в цену тренировок. В этом случае можно несколько сэкономить. Средняя стоимость пакета проживания в лагере, где все включено, составляет $20-30.
Есть еще один способ существенно сократить расходы на проживание и провести время с комфортом. Одни мои знакомые сняли на месяц целый дом, который обошелся им всего в $300. Но для этого нужно иметь хоть какие-то знакомства в Таиланде.
3. На питание придется тратить около $15 в день. Но опять же это зависит от того, где вы будете питаться. Вся еда в Таиланде делится на ресторанную и уличную. Еда в ресторане стоит дорого. Забегаловки – тайский вариант «Макдональдса» – дешевле, но я не советую их посещать. Наиболее приемлемый вариант – питание в уличных кафешках, которых на каждом углу огромное множество. Правда, здесь нужно быть осторожным. Во-первых, могут накормить испорченными продуктами, а во-вторых, желудок европейца не всегда способен справиться с местной кухней. Если вы питаетесь из «общего котла» в тренировочном лагере, тут разговор отдельный. Об этом поговорим ниже.
4. Стоимость тренировок. В зависимости от клуба и от того, как вы договоритесь, одна тренировка будет стоить от $5 до 25. Если вы поселились в лагере на месяц и тренируетесь 2 раза в день, то в день платите $10. Если пришли в «мажорный» клуб, то за одно занятие можете выложить и все $25. В среднем одна тренировка стоит $10.
5. Посещение стадионов. Очень рекомендую. Побывать в Таиланде и не посмотреть настоящие бои по муай тай – это несерьезно. Попасть на рядовой стадион стоит $20-30. Билет на стадионы «Люмпини» и «Раджадамнен» – $40.
6. «Разграбление города». Практика показывает, что это самая непредсказуемая часть расходов. Покупка сувениров, одежды и экипировки; посещение тайских женщин с «низким порогом социальной ответственности», «элефант-шоу», аквапарка и театра; поездка на острова, самые разнообразные экскурсии – все зависит исключительно от ваших аппетитов...
7. Немалую долю расходов «съедает» транспорт. Вам обязательно придется перемещаться, а это стоит денег. В Бангкоке наиболее приемлемым видом транспорта является такси. Тарифы на него относительно невысоки, но, учитывая, что Бангкок – один из крупнейших городов мира и много времени приходится проводить в пробках, расходы получаются существенными. Есть еще такой вид транспорта, как тук-тук. Это мотоциклет с четырьмя пассажирскими местами. Несмотря на отсутствие комфорта, тук-тук стоит дороже обычного такси. Это связано, по-видимому, с его экзотичностью для туристов.
Если вы будете жить в Паттайе, то здесь самый экономичный вид транспорта именно тук-тук. В этом курортном городе он представляет собой открытый автомобильный фургончик, который движется по определенному маршруту. Сесть в него и спрыгнуть можно в любом удобном для вас месте. Стоимость поездки небольшая. В качестве такси в Паттайе используются мотобайки. Мотоциклисты практически не имеют проблем с пробками. Стоит недорого, но помните, что в Таиланде нужно торговаться практически везде.
В общении с таксистами нужно знать два заветных слова: muaythai и camp. Доедете без проблем. Если вам нужно в какой-то определенный лагерь, то после заветных слов попробуйте произнести название. Проблема в том, что в Бангкоке лагерей огромное множество, поэтому вам понадобится визитка с адресом лагеря на тайском языке (большинство таксистов не читает по-английски). Что интересно в тайских таксистах – они в подавляющем большинстве в прошлом были «чемпионами "Люмпини"». В крайнем случае – «чемпионами "Раджадамнен"». Как только водитель узнает, что вы интересуетесь муай тай, можете сразу приготовить уши к приему «лапши» на тему, каким он был «выдающимся чемпионом». Среди таксистов встречаются и мелкие кидалы, которые могут долго возить вас вокруг нужного места, стремясь раскрутить «на счетчик». Если вы знаете цену проезда к необходимому объекту, то стоимость лучше оговорить еще при посадке.
Еще можно взять напрокат мотобайк. Если возьмете на месяц, то это будет очень выгодно. Тогда вопрос с транспортом сам собой отпадет. Но помните, что в Бангкоке движение очень интенсивное. Именно поэтому такси на мотобайках в этом городе развито слабо.
Подведем итоги. На 14 дней пребывания в Таиланде вам понадобится никак не менее 1300 долларов США. Нужно только знать, что, как правило, у тех, кто посещает эту страну впервые, от дешевизны, изобилия и экзотики «сносит крышу». Главные бездумные траты происходят в первые несколько дней.
Теперь, как я и обещал, расскажу о питании в тренировочных лагерях Таиланда. Мне встречались две формы организации питания. Первая, показавшаяся мне наиболее приемлемой, – это европейская модель. Ее суть состоит в следующем.
Утром на завтрак предлагается некое подобие шведского стола. В ассортимент входят тосты с маслом и джемом, мюсли с молоком. Предлагается еще дешевый чай или кофе. Этот экономвариант очень подходит для лагерей, где есть изобилие фарангов из Америки и с Запада. Такие господа долго спят после ночных «бдений» и просыпаются ближе к обеду. На завтрак они если изредка и встают, то обходятся ложкой мюсли или тостом. Совсем другое дело, когда в такую «тихую заводь» попадают выходцы из бывшего СССР. Так, приходившие вслед за нами на завтрак итальянцы с удивлением обнаруживали, что тостов не осталось, а остальных продуктов хватит только на «чашечку кофе». Хозяин лагеря, в котором мы проживали, итальянец по происхождению, с тоской в глазах наблюдал, как мои ребята накладывали (я не оговорился) на тосты масло и покрывали его сверху совершенно «сиротским» слоем джема. Если в начале нашего пребывания в лагере мюсли хранились в одной общей банке, то уже спустя пару дней хозяин понял таящуюся в этом опасность и на столе утром мы обнаружили мюсли, расфасованные в маленькие аккуратные пакетики: по одному на каждого члена лагеря. Его буржуазный ум не смог предусмотреть того простого выхода из сложившейся критической ситуации, который мгновенно обнаружили наши спортсмены. А именно: они стали брать себе на завтрак по несколько пакетиков мюсли. Получилось даже лучше, ведь все были разными на вкус.
Обед, или так называемый ланч, каждый находил себе в городе сам. Лично я либо питался в маленьких кафешках, либо шел на тайский рынок, где за сущие гроши покупал удивительно вкусные фрукты и приготовленные на открытом огне морские продукты (рыбу, креветки).
Вечером кухарка в лагере подавала каждому тарелку с супом и тарелку со вторым блюдом. На второе постоянно был рис: с курицей, со свининой или с креветками. Как в первом, так и во втором блюде всегда было огромное количество всякой зелени.
Чтобы описать вторую форму организации питания в тайских лагерях, я опять воспользуюсь дневниками Сергея Дубова [1 ]: «Еда = рис. Простая формула, отражающая суть кулинарных "изысков" любого лагеря. Как правило, в лагере есть кухня, а при кухне кухарка. Крайне редко их нет, в этом случае в самом лагере варят рис, а к рису покупают готовые блюда в каком-нибудь близлежащем ресторанчике. В паре лагерей еду готовили самостоятельно, то есть без кухарки. То, что дополняет рис, обычно подается в мелкорубленом виде и перемешивается с большим количеством всякой местной флоры. Кулинарная фауна обычно представлена курицей, расщепленной на атомы, мелко пережеванной свининой и рыбой. Рис с мелкими фракциями курицы или свинины – наиболее распространенное блюдо. К рису подается соевый и еще парочка соусов: один острый, начиненный мелкими колечками перца чили, другой более сладкий.
Не ожидайте курицы в привычном вам понимании «курица с рисом». У нас курица – это... генетически измененный бройлер. Бедренная часть такого монстра украшает тарелку, накрывая своей жареной плотью всю горку гарнира. Тайские куры – это своего рода росинанты куриного племени, плюгавые создания маленького роста с выпирающими ребрами, не вызывающие ничего, кроме чувства жалости. В мертвом и ощипанном виде тайская курица представляет собой жалкое подобие "синей птицы" из советского гастронома 1970-х. Фирменное блюдо "курица с рисом а-ля нак муай" готовится просто: отваривается рис, а курица расчленяется на мелкие кусочки. Куриные кусочки настолько мелкие, словно курицу пропустили через мелкоячеистую сетку промышленной мясорубки. Со свининой происходит то же самое. Мне на глаза попадались свиньи двух видов. Первый – это беговые свиньи. Беговая свинья – это некошерное парнокопытное животное на длинных ногах, со впалыми боками и глазами украинского парламентария, то есть с постоянно рыскающими зрачками в поисках "где и чего бы еще украсть". Второй тип – экзотический. Обычно это свиньи черного цвета, своего рода афроамериканцы свиного мира.Тайцы не замечены в употреблении свиного сала. У меня на этотсчет два предположения: либо его, сала, просто нет на тайских свиньях, либо тайцы жрут сало ночью под одеялом подобно тому, как это делали в армии мои сослуживцы-хохлы, получив посылку из дома.
Рыба, которая подается к столу, в основном речного сорта, по внешнему виду напоминает карпа или леща. Достаточно один раз посмотреть на место обитания речной рыбы, чтобы на всю жизнь запомнить железное правило: в Таиланде речную рыбу в пищу употреблять категорически запрещено. Чего там заведется в этой рыбе, живущей в загаженных водоемах, – неизвестно. Подозреваю, что именно по этой причине рыбу всегда подавали с неимоверным количеством перца и какого-то острейшего соуса. Эти ингредиенты призваны убить все: паразитов, живущих в речной рыбе, и кишечник, живущий в вас.
Курица, свинина, рыба подаются с различной зеленью. Зелень тайцы готовят на открытом огне, то есть не на стандартной сковородке, а в чашах, куда наливается масло. Все обжаривается в масле, но не до черноты – каким-то образом сохраняется определенная степень свежести... Зелени, как правило, всегда в несколько раз больше, чем курицы или свинины. Идентифицировать эту зелень я не смогу; на мой взгляд, в употребление идет все, что растет на полях и в придорожных канавах. Что-то из этой зелени похоже на домашнюю герань, что-то – на лопух vulgaris (то есть лопух обыкновенный) и т. п. Почему я так настойчиво сообщаю о том, что еда – это много зелени и мало мелкорубленого мяса? Да потому, что организм европеоида весом от 75 килограммов через неделю тренировок настойчиво требует мяса, ибо мясо – источник протеина.
Процесс приема пищи в среде бойцов подчиняется определенным правилам. Правила эти знакомы и тем из нас, кто: а) родился и вырос в многодетной семье; б) служил в рядах ВС; в) провел детство в спортивном интернате; г) отсидел в ИТК; д) пытался в голодный год честно поделить краюху хлеба с депутатом украинского парламента. Итак, эти простые правила, являясь квинтэссенцией народной мудрости, гласят:"Кто первым встал, того и тапки" "В большой семье таблом не щелкай"
На весь день в лагерях предусмотрено два штатных приема пищи: через полчаса после утренней и вечерней тренировок, то есть завтрак, он же ланч, он же, в принципе, и обед, начинается в районе 10:00. Вечерний прием пищи, эдакий обеденный ужин, – около 19:30-20:00. Большого разнообразия блюд, подаваемых утром и вечером, как правило, нет. Трапеза начинается с супа, по-тайски кэнг. Кэнг – это прозрачный бульон, подозреваю, что говяжий, с одиноко плавающим в нем подобием мясной фрикадельки, двумя кусочками склизкого тофу и корешками местных растений. Если кэнг подается на стол в кастрюле, то количество фрикаделек в собственной тарелке можно увеличить, заняв место раздатчика пищи. Основная задача – при разливе супа сохранять доброжелательное выражение лица, всем своим видом показывая желание оделить каждого максимально возможным количеством фрикаделек. Мы, наученные постсоветской демократией, увидев такую рожу у того, кто имеет в руках черпак, сразу понимаем: сейчас стибрят все до остатка. К счастью, как тайцы, так и братья наши меньшие, представляющие американский континент и Европу, все еще верят в доброго дядьку, по справедливости раздающего большим черпаком ароматно пахнущие фрикадельки.
Второй вариант лагерного первого – это суп с рыбой. Мутная острая жидкость, вызывающая в пищеводе эффект извержения вулкана и гарантирующая устойчивую изжогу на ближайшие 2-3 часа. К тому же абсолютно непонятно, из какой клоаки эту рыбу достали и что в ней осталось жить, даже после процесса приготовления. При всех своих низких вкусовых качествах рыбный суп жизненно необходим. Именно он превращает беспредельный "дележ" фрикаделек из кэнга в демократичный процесс раздачи пищи. Кэнг и рыбный суп – яркий пример единства и борьбы противоположностей. Секрет в том, что именно щедрая раздача рыбного супа позволяет нивелировать морально-психологические последствия тотального отсутствия фрикаделек в кэнге у товарищей при следующем приеме пищи. Кто посмеет заикнуться о какой-либо несправедливости, когда по-отечески улыбающаяся голова с ленинским прищуром глаз, насаженная на 120 килограммов тренированного тела, нафаршированного бицепсами, трицепсами и т. п., колышется над тобой вместе с черпаком, зажатым в руку, больше напоминающую копыто.
Вот чего много и на завтраке, и на обеде, так это риса. Назвать рис гарниром не поворачивается язык. Это основное блюдо, а уже всякие изыски из местной флоры и фауны являются незначительным дополнением к рису. Если у кого-то сложилось мнение, что в лагерях муай тай бойцы ежедневно изнывают от голода, то это не так. Речь идет о мужиках весом от 85 килограммов и выше. Хотя, кстати, большинство тайцев подъедает и вне лагеря, если представляется такая возможность. Прием пищи в лагере проходит либо за общим длинным столом, либо за столами, рассчитанными на четыре человека. Общий процесс поглощения еды больше напоминает соревнования по академической гребле, только в отличие от оной, веслами, то есть ложками, машут не синхронно, а вразнобой и очень быстро. Особо одаренные бойцы могут показывать неимоверную скорость вращения запястья: ложка, зажатая в руке, в процессе еды превращается в размытый алюминиевый круг, подобно лопастям пропеллера самолета.
Вся еда запивается холодной водой. Вот уж чего-чего, а воды всегда хватало с избытком. Обычно воду не охлаждают в холодильнике – в бадью с водой бросают лед. Вот тут стоит следить за тем, какой лед используется: если это самодельный лед, полученный из собственного холодильника, имеет смысл быть осторожным, так как этот лед из воды из-под крана. Качество такой воды сомнительное, можно отравиться. Но обычно лед в лагерь привозят специальный, запечатанный в большие пластиковые мешки».
Еще один вопрос, особенно часто встречающийся у желающих посетить Таиланд: «Что с собой брать?» На это сразу хочется ответить – НИЧЕГО! Все можно купить на месте: и экипировку, и повседневную одежду. Но, немного подумав, стоит добавить, что с собой нужно обязательно взять набор необходимых лекарств:
• от расстройства желудка;
• от простуды;
• от потертостей и ссадин.
Расстройство желудка в той или иной степени случается у большинства европейцев, сталкивающихся с азиатской кухней. Здесь правило одно и очень простое: не суйте в рот подозрительные продукты! И еще: воду из кранов в Таиланде пить нельзя, так как это отрава. В связи с этим вспоминаю комический случай, произошедший в Бангкоке с белорусским спортсменом, впоследствии завоевавшим золотую медаль на чемпионате мира. Этот боксер в первый же день по прилете в Таиланд оказался «на горшке», несмотря на то, что питался вместе с товарищами и еще не успел попробовать никакой экзотики. Друзья по команде снабдили его необходимыми таблетками, но это не помогло. Тогда ему вручили «ядерную» пилюлю, которая должна была убить все возможные «вражеские» микробы в желудке. Через час он появился совершенно зеленого цвета и сообщил, что стало еще хуже и у него «совсем поддон сорвало». И только подробный расспрос помог понять причину этой болезни:
– Ты что-то ел один?
– Нет. Только утром вместе со всеми.
– Пилюли, что тебе давали, точно выпил?
– Все до одной. И еще много угля.
– Запивал?
– Конечно!
– Где воду брал?
– Как где? Все по инструкции. Вы же сказали: из продуктов самому ничего не покупать. Из крана в гостинице воду брал...
Теперь по поводу простудных заболеваний в Таиланде. Хотя неосведомленному человеку эта проблема покажется несерьезной, постоянная жара таит в себе опасность. Дело в том, что Таиланд – это страна кондиционеров. Кондиционеры повсюду: в номере и фойе гостиницы, в лифте, кафе, магазине, такси. Везде! И когда, распарившись на жаре, попадаешь под струи «вожделенного» холодного воздуха, простудиться очень легко. На чемпионате мира 2007 года в Бангкоке простудилась почти половина белорусской сборной. И это несмотря на то, что многие в Таиланде были не впервые.
Источники
1. Дубов С. А. http://www.liveinternet.ru/users/monkey_nak_muay/.
2. Kraitas Panya, Kraitas Pitisuk. Muay Thai. – Thailand, 1992. – 244 с.
3. Артеменко О. П., Дроздов Т. С, Касьянов В. В., Ковшик А. Н. Муай тай – свободный бой. – Мн., 2001. – 384 с.
4. Лялько В. В. Тренажеры в боевых искусствах. – Мн.: Харвест; М.: ACT, 2001. – 384 с.
5. Панья Ч. Муай тай (Таиландский бокс). – ДИФ, 2001. – 104 с.