Глава 3
Мы вышли из водной утробы
Жизнь на Земле зародилась в океане. Возможно ли, что там же появились и первые разумные существа – например, раса людей-амфибий? Можно было бы считать это бредом, если бы не некоторые факты. Например, японские моряки рассказывают о странных подводных существах у берегов Антарктиды – огромных, длиной до тридцати метров, с абсолютно белой кожей, похожих на упитанных китообразных, но… с человеческими руками и лицами. Японцы прозвали их нинген (человек), и долгое время в них никто не верил, пока эти существа не удалось заснять на фото, и оно появилось в австралийском журнале «Таинственная Вселенная». Затем фотографии были подкреплены видеозаписью – правда, будучи замеченными, нингены поспешно ретируются в ледяные глубины.
Собственно, похожих на нингенов существ наблюдали и раньше – к примеру, легендарный норвежский путешественник Тур Хейердал, когда в 1947 году на бревенчатом плоту пересекал Тихий океан, несколько раз, когда океан был спокоен, видел, как в воде вокруг плота появлялись круглые головы, похожие на человеческие, только гораздо больше, диаметром примерно 60–70 сантиметров. Не шевелясь, головы смотрели на людей большими сверкающими глазами без зрачков, а потом бесшумно уплывали.
Загадочных людей-амфибий видели и у густонаселенных побережий теплых морей – в частности, группа дайверов, совершавших погружение в Черное море близ Севастополя. Один из аквалангистов отделился от остальных и внезапно увидел под водой силуэты незнакомых ныряльщиков, но их поведение ему сразу показалось странным и противоестественным. Дайвер пригляделся и обомлел – ростом странные существа были никак не меньше пяти метров, и более того, они были без аквалангов. И это на многометровой глубине! Дайвер сделал резкое движение, одно из чудовищ оглянулось, а потом прибавило скорость и попыталось уплыть. После секундного размышления у аквалангиста любопытство пересилило страх, и он поплыл следом.
Вот как вспоминает об этом один из дайверов: «Я посмотрел на них и понял, что у них нет зрачков! А вот ласты были, причем надетые… Потом они заплыли в подводную пещеру. Я попытался тоже туда попасть, но тут, наверное, защита какая-то сработала, и меня выбросило оттуда потоком воды… Мы, впрочем, не единственные, кто с ними встречался – местные рыбаки наблюдали их на мысе Айя и в районе Медведь-горы, они их обозвали полифемами. Но в контакт они не вступают, люди их вроде бы как не интересуют».
Кто же эти огромные гуманоиды? Параллельная цивилизация? Мутанты из секретных лабораторий спецслужб? Сразу вспоминается Александр Беляев и его персонаж Ихтиандр, и мало кто знает, что у него имелся реальный прототип. Писатель был знаком с экспериментами русского военного врача Артемия Мышкина, который еще в 1903 году пытался вживить жабры собакам, кроликам и крысам. Опыты упирались в одну проблему – чужеродные органы отторгались, и подопытные животные умирали. Тем не менее нашелся доброволец, который согласился стать человеком-рыбой. Юноша по имени Игнатий Воропаев страдал тяжелой формой легочной недостаточности и подозревал, что терять ему уже нечего. Операция Мышкина прошла успешно, и некоторое время первый в мире человек-амфибия даже жил в пруду. Впрочем, вскоре его постигла та же печальная участь – жабры не прижились. Дальнейшие опыты Мышкина император Николай II счел богомерзкими и запретил.
Но спустя двадцать лет эти опыты вызвали живейший интерес у советской партийной элиты. Как рассказывает публицист Николай Непомнящий, «советские партийные руководители начали разыскивать ученых, которые смогли бы их омолодить – им всем грезилось светлое будущее и хотелось очень долго жить. Одним из вариантов этого омоложения была пересадка семенников и прочих органов интимного свойства от обезьян. Такой ученый нашелся во Франции, некий профессор Воронов, и он сделал несколько удачных операций. Воронов экспериментировал также с органами морских млекопитающих – строители коммунизма надеялись с помощью таких трансплантаций научиться дышать в воде, не бояться холода и жить до двухсот лет. Этим всем занимался секретный спецотдел ОГПУ, который впоследствии был расформирован, сотрудники репрессированы, все материалы сданы в архив и до сих пор засекречены».
И все-таки – правда ли, что люди могут жить под водой? Голландский медик Иоханнес Килстра в начале 60-х годов подошел к созданию человека-амфибии с принципиально иной стороны. Он представил науке английского моряка Френсиса Фалейчика, который должен был дышать в воде не жабрами, а легкими, которые забивались стерильным раствором морской воды, который искусственно насыщался кислородом. Предполагалось, что Фалейчик вскоре перейдет на реальную морскую воду, но опыт засекретило военно-морское ведомство США. Десятилетиями позже врачи изобретали разнообразные искусственные жабры, где в качестве реагента для выделения кислорода из воды применялся то гемоглобин, то перфторуглевод. Океанолог Жак-Ив Кусто еще в 1962 году на Втором международном конгрессе по подводным исследованиям заявил, что хомо акватикус, или человек подводный, станет реальностью уже в начале XXI века – в его тело будет вживляться миниатюрное устройство, которое и насытит кровь кислородом. Впрочем, у этой теории есть ученые-противники, которые утверждают, что при погружении на большие глубины человеку будет мешать совсем другая проблема – смертельной угрозой для теплокровного существа будет не давление, а холодная вода.
Впрочем, один удивительный пример показывает, что и холод – не препятствие. Ученые провели на Беломорской биологической станции МГУ, что на полярном круге, уникальный научный эксперимент, к проведению которого готовились полгода. Обнаженная девушка нырнула в ледяную полынью, чтобы поплавать с огромными китами. Это была задача, нереальная для обычного человека, но за плечами Натальи – уже не один мировой рекорд по фридайвингу, или погружению под воду без акваланга. Девушка смогла достичь глубины в 180 метров, однако условия Арктики даже для нее были на грани возможностей.
В Белом море температура воды в апреле составляет минус два градуса. Засчет того, что вода соленая, температура замерзания там гораздо более низкая. Сначала планировалось, что фридайвер просто опустится к белухам в гидрокостюме и попытается наладить с ними коммуникацию. Фридайверы делают это особенным способом, входя в тот альфа-диапазон функционирования головного мозга, в котором существуют китообразные.
Фридайверы не просто так задерживают дыхание до десяти минут, паря в голубой океанской бездне. Они владеют особой дыхательной практикой сродни йоге, которая расслабляет тело и переводит мозг в режим полудремы. В ситуации, когда легкие не могут сделать вдох, а тело находится в холодной воде, вхождение мозга в альфа-ритм достигается долгими тренировками. Наталье необходимо было оказаться с белухами на одной волне. В процессе подготовки она поняла, что для этого нужно быть с ними полностью на равных. Овсеенко отметила для себя, насколько это мощное животное – когда белуха уходит легким движением под воду, после нее остается воронка, которая может засасывать человека.
Фридайвинг – подводное плавание на задержке дыхания (апноэ).
Морские млекопитающие получают информацию о предметах или существах через эхолокацию. На голове у них есть специальный орган – мелон, лобно-носовая жировая подушка, с помощью которого кит испускает ультразвуковые волны и слушает эхо. Оболочка гидрокостюма, конечно, сказала бы белухам, что перед ними человек, но Наталья хотела полного контакта.
За экспериментом наблюдали ученые и киносъемочная группа. Девушка-фридайвер казалась очень маленькой рядом с двумя относительно некрупными белухами Матреной и Нильмой, чей вес был не менее тонны. Наталья Овсеенко плавала с белухами почти двенадцать минут, а ученые на льдине и киногруппа под водой фиксировали каждое ее движение. Это было удивительное зрелище, завораживающе красивое и смертельно опасное для участницы, ведь обычный человек неспособен выжить, находясь в ледяной воде больше пяти минут…
Итоги эксперимента оказались настолько странными, что участникам до сих пор не удается осмыслить их до конца. Наталья скользнула в ледяную воду, холод обжег ее до мозга костей, и в этот момент белые киты метнулись к человеку. Они не ожидали, что такое может произойти, они были обескуражены, но они понимали, что Наталья испытала стресс при погружении в холодную воду. Когда они это почувствовали и увидели, то попытались ее спасти – подныривали под ступни ног девушки и пытались вынести ее на поверхность. Но самое главное изменение произошло, когда вода достигла уровня сердца ныряльщицы – в этот момент белухи бросились врассыпную. Именно в этот момент спортсменка овладела собой, глубоко вдохнула и расслабилась. Дальше можно было погружаться, и белухи это отлично поняли! Но как они поняли, в какой момент Наталье стало хорошо?
Принято считать, что ребенок – это такой же человек, только маленький. Ручки, ножки, микроскопические пальчики… Он еще совсем кроха, а уже улыбается, как папа, и подбородок у него совсем как у дедушки. Однако это все проявляется уже после появления на свет. Но что происходит в утробе матери? Кровь стынет в жилах, когда рассматриваешь фотографии человеческого детеныша до рождения – дедушкиного подбородка нет и в помине, зато есть хвост, перепончатые лапки и даже жабры. Согласитесь, это водоплавающее существо никак не похоже на нас с вами. Это что-то совсем другое, но что? Наука отвечает на этот вопрос просто – до рождения человеческий эмбрион проходит все стадии эволюции, а потом лишние приспособления отваливаются и остается только то, что нужно человеку.
Конец ознакомительного фрагмента.