О женьшене без мистики и суеверий
Целебные свойства женьшеня
Целебные свойства уссурийского женьшеня обусловлены разнообразием и сложностью химических веществ, содержащихся в его клетках. Большинство этих веществ изучены достаточно хорошо, но в составе женьшеня есть и такие соединения, действие которых на человеческий организм пока еще до конца не выяснено. К таким соединениям относятся биологически активные пектиды, полисахариды и эфирные масла. Основными действующими веществами являются гликозиды, локализирующиеся в листьях, черешках, стебле и мелких придаточных корнях растений. Также в корне женьшеня в значительном количестве содержатся биологически активные полиацетилены. В корне растения есть алкалоиды, крахмал, пектиновые и дубильные вещества, смолы, витамины C, B, B1, фосфор, сера, макро– и микроэлементы, тритеркеновые сапонины и многие другие вещества. В последнее время ученые сосредоточили свое внимание на входящих в состав женьшеня пектидах, к группе которых относятся низкомолекулярные соединения, обладающие высокой биологической активностью. Также активному изучению сейчас подвергаются и другие группы биологически активных веществ, входящих в состав корня женьшеня – полисахаридов и эфирных масел. Совсем недавно фармацевты обнаружили, что в препаратах женьшеня присутствует металлический германий, который в сочетании с витамином E благотворно влияет на состояние здоровья человека.
Корень женьшеня имеет некоторое сходство с человеческой фигурой. Данное обстоятельство послужило причиной для создания корневщиками своеобразной анатомической терминологии для женьшеня. Так, покоящуюся мочку называют головкой, корневище – шейкой, главный корень – телом. Одно или два ответвления, отходящие от «тела» именуют ногами. Утолщенный стержневой корень называют женским. Если же у корня явно выражены «ноги», то о нем принято говорить как о мужском. Причем «мужской» корень считается наиболее ценным. В женьшенарии – в моем и на других плантациях – женьшень «мужской» составляет 60 % от общего числа, ну, а женьшень «женский» – оставшиеся 40 %.
Женьшень, растущий в Уссурийской тайге, имеет следующие характеристики:
1) узкий ареал распространения, приуроченность к строго определенным местам обитания, к которым растение предъявляет высокую требовательность;
2) растение размножается только семенами, которым свойственно замедленное прорастание и относительно низкий процент всхожести;
3) женьшеню присуще медленное развитие, позднее (через 8 лет) цветение и лишь через 6–8 лет он может быть использован как лекарственное сырье. Однако культивируемый женьшень в 3 раза опережает дикий по темпу набора массы корня;
4) культивирование женьшеня имеет свои особенности: корень может прекратить вегетацию, «замереть» на год. Это одна из биологических особенностей женьшеня, которая долгое время служила поводом для суеверий, его «сон»: при повреждении мочки возобновления надземный побег женьшеня в текущем году не образуется, и про такое растение говорят, что оно заснуло. На самом деле данное состояние вызвано тем, что спящая мочка второго года недостаточно дифференцирована и не может сформировать новый побег в текущем году. Когда дифференциация мочки завершается, появляется новый надземный побег. В состоянии так называемого «сна» женьшень может находиться в течение нескольких лет. Однако чаще всего растение «спит» не более года. Корень, как и надземная часть, подвержен многочисленным, в основном грибковым заболеваниям.
Несмотря на все это, техника выращивания этого капризного растения освоена. Легенда о том, что дикорастущий женьшень во много раз превосходит по активности плантационный, требует обращения к пояснению Н. Н. Брехмана, который утверждает, что эта легенда специально поддерживается в обществе для сохранения высоких цен на дикий корень, поскольку добывать его становится все труднее. Стоит отметить, что заготовки дикорастущего женьшеня у нас в России в настоящее время сильно ограничены. Сбор данного растения осуществляется только по специальным лицензиям, выданным Приморским управлением лесами.
Заготовка, сушка корней
В Древнем Китае «панцуй» (женьшень) ценился на вес золота, сбор дикорастущего женьшеня все более расширялся. Запасы его в лесах Северного Китая и КНДР постепенно истощались, и поиски перемещались в бассейны реки Уссури и в леса Маньчжурии. В конце XIX и начале XX века, по словам В. К. Арсеньева, поисками женьшеня в русской Приморской тайге занимались в основном китайцы. Появилась профессия искателей женьшеня – «корневщиков-женьшеньщиков», которые свой опыт передавали из поколения в поколение.
В 1907–1910 годах поисками женьшеня вместе с китайскими корневщиками начали заниматься и русские искатели. Число их заметно увеличилось в 30-х годах XX века. В 40–50-х годах в Приморском крае поиски женьшеня проводили 500–600 корневщиков, ежегодно сдававших по договорам Крайпотребсоюза 10–15 тысяч корней. В год ими добывалось более 130 кг свежих корней женьшеня, 60 % этого количества приходилось на Чугуевский, Калининский и Яковлевский районы края. Средняя масса одного корня составляла 23 г, по внешним приметам корня женьшеньщики научились определять и его возраст. Корневщики-китайцы давали женьшеню, в зависимости от количества листьев, особые названия. Растение, имеющее 3 листа, называли «тантаза», с 4 листьями – «сипле», с 5 – «упле» и, наконец, встречавшееся редко с 6 листьями – «липле».
Выстроившись в одну линию, с небольшими промежутками, современные корневщики зигзагообразно и медленно идут по тайге, разгребая посохами траву. Через каждые 50 шагов идущие с края надламывают ветки, отмечая границы маршрута. Со стороны эти поиски похожи на осторожные действия саперов, которые «нащупывают» спрятанные под землей мины. Стоит кому-либо из корневщиков увидеть среди зелени ярко-красные, слегка сплющенные сверху ягоды женьшеня, как раздается громкий крик: «Панцу-у-уй!»
М. М. Пришвин так описывает свою первую встречу с женьшенем в тайге: «Лувен (искатель женьшеня) раскрыл траву, и я увидел… Было несколько листков, похожих на человеческие ладони с пятью вытянутыми пальцами, на невысоком и тонком стебельке. Для такого нежного растения был опасен не только изюбр со своим грубым копытом, но даже и муравей, если бы ему зачем-нибудь понадобилось, мог бы в короткое время еще на множество лет остановить эту жизнь. Сколько же случайностей „грозило“ этому растению…»
По установленной с древних времен традиции, женьшень выкапывают вечером, на заходе солнца, чтобы корень меньше времени находился на свету и в сухости. Почву осторожно раскапывают на расстоянии метра от корня с помощью костяной палочки. Затем корень бережно вынимают, но так, чтобы не повредить ни одного, даже крошечного корешка. Иначе на него приемщик снизит цену. Стебель отламывают от шейки, корень бережно укладывают в конверт, сделанный из куска кедровой коры, застланный влажным мохом. Положив туда корень, присыпают несколькими горстями земли, в которой произрастал женьшень. Семена женьшеня корневщик обязан заделать тут же в почву и поставить рядом на дереве условный знак. В старые времена корневщики «ва-панцуй» выработали свой таежный язык, который носил название «хао-шу-хоа». Это были условные знаки на деревьях или метки на кустах. Язык тайги сохранялся десятилетиями. Затем знаки обычно окуривались дымом. Такой «выжиг» говорил о том, что корневщик приходил сюда, к растущему, еще не дозревшему корню, и другой искатель не должен трогать его находку. Но, к несчастью, многие из «ва-панцуев» в старое время подвергались нападениям разбойников – хунхузов, забиравших у них таежные богатства, – и расплачивались своей кровью. Корневщики обычно не были вооружены, так как издавна считалось, что только чистый, незапятнанный человек, имеющий добрые намерения, может найти то «чудо мира», за которым он шел в глухую тайгу. Иначе, полагали они, женьшень уйдет в землю и не покажется человеку. Женьшеньщики верили, что «панцуй» находится под покровительством лесного духа, воплощенного в тигре.
В. К. Арсеньев писал, что надо удивляться выносливости и терпению китайцев. В лохмотьях, полуголодные и истомленные, они идут безо всяких дорог, целиною. Все время они надламывают кусты или кладут мох и сухую траву на сучки деревьев. Это условные знаки, чтобы другой человек не шел по этому следу, потому что место это осмотрено, и делать здесь нечего. Сколько их погибло от голода, сколько заблудилось и пропало без вести; сколько было растерзано дикими зверями. Обнаружив корень, «ва-панцуй», прежде всего, совершал молитву, уверяя, что он пришел к нему с открытым сердцем и добрыми намерениями и лишь после этого с огромной осторожностью приступал к его выкапыванию, что длилось обычно несколько часов. Возраст корня опытным искателем определялся не только по рубчикам на шейке, но и по коричневым кольцам на теле корня. Прилипшую к корню землю корневщик счищал шелковой ниткой. Надземные части – стебель и листья – сжигались на костре: просто выбросить их считалось неуважительным к священному растению. «Господину великому, духу гор», – благодарил «ва-панцуй» невидимое божество природы, подарившее ему это богатство. Не забывал он оставить на стволах кедров условные знаки. Корневщики, которые могли сюда прийти когда-нибудь, должны знать, что здесь в свое время был найден «панцуй». Где-то неподалеку может расти его потомство – значит, следует быть более внимательным. При благоприятных условиях самосев семян женьшеня может создавать целую колонию растений разного возраста. Такие «семьи» состоят чаще всего из 3–5 растений. Имелось сообщение о находке в одном местообитании 52 корней женьшеня. По сведениям корневщиков, в тайге встречаются «семьи» и в 100 корней.
Известно, что проводник В. К. Арсеньева гольд Дерсу Узала однажды подарил ему «семью» из 22 корней, пересаженных им в начале 1890-х годов в глухое таежное место в верховье реки Лефу. Арсеньев обозначил с его слов месторасположение и все приметы на карте и сделал заметки в своей записной книжке, но так и не выбрал времени сходить за этим богатством. Книжка эта затерялась, умер соратник Арсеньева Дерсу Узала, не стало и самого ученого. Уникальная колония Дерсу Узала за прошедшие 100 лет могла очень разрастись. И до сих пор многие хотят найти этот необычный таежный клад.
Корни, найденные в Уссурийской тайге, достигают в наши времена в отдельных случаях 100–200 г. Самым большим корням-«самородкам», редким как крупный алмаз, на Востоке принято давать собственные имена, например: «Великий отшельник», «Император», «Уссурийский старец», а в 2006 году выкопанный женьшень на своей делянке я назвал «Первенец», вес его составил 102 г. Считается, что подобные корни, размером с человеческую руку от кисти до локтя, попадаются не чаще, чем один раз в 30–40 лет. Наиболее крупными дикорастущими корнями считались корни в 400–600 г, возраст таких корней достигает 350 лет и более.
В 1905 году при укладке железной дороги на Сучан в Маньчжурской тайге был найден корень весом полтора фунта – 600 г, который был продан в Шанхае за 5 тысяч долларов, да и то, как утверждали, за полцены. По слухам, за этим корнем охотились многие торговцы, которые пытались перекупить его за более высокую цену. За последние 10 лет в тайге Иманского района Приморского края были обнаружены корни весом по 320 и 260 г, специалисты определили их возраст в 300–350 лет. В 1980 году охотником А. Курика в Уссурийской тайге был найден корень весом 419 г.
В старину в китайском городе Инкоу, центре торговли женьшенем, за «панцуй» платили «три золота» или «двести серебра», иначе говоря, против одной весовой единицы женьшеня выставляли 3 таких же веса золота или 200 весовых единиц серебра. В отдельные годы за один вес женьшеня давалось 16 тех же весовых частей золота. Особенно дорого ценился 7-летний корень. Но наживались на женьшене скупщики и перекупщики корней, тогда как сам искатель получал сравнительно небольшую сумму. В начале XVIII века китайским императором была введена монополия на приемку женьшеня. Приемщики были опытными людьми. Если искатель женьшеня пытался их обмануть, заделывая в шейку корня дробину для увеличения веса, сдатчика отдавали под суд и строго наказывали.
Два года назад я отработал и стал применять дополнительную технологическую операцию с целью увеличения прироста массы самого корня и наземной части в течение летнего сезона. Для этого ежегодно нужно получать многостебельность женьшеня, стимулируя это увеличением питательных веществ в почве. Опыт с внесением разных доз древесной золы и минеральных удобрений подтверждает этот вывод: по сравнению с контрольными растениями на удобренных грядках (из расчета 300 г древесной золы, 100 г азотных, 50 г калийных и 25 г фосфорных удобрений на 1 м2) число двухстебельных растений увеличилось в 2–3 раза. Многостебельные растения имеют большую массу корней, чем одностебельные, так как фотосинтез у них происходит на большей листовой поверхности. В 2009 году были корни, давшие по 4–6 стеблей. С увеличением стеблей у женьшеня увеличивается и число листьев и, соответственно, размеры ассимиляционной (листовой) поверхности. И если у пятилистного женьшеня с одним стеблем площадь листьев составляет 800 см2, то у трехстебельного – уже более 1600 см2.
Содержание биологически активных веществ в разных частях растений непостоянно и зависит от сроков созревания семян женьшеня, погодных условий, времени суток и ряда других факторов. Если не учесть хотя бы один такой фактор, это может привести к тому, что в заготовленном лекарственном сырье биоактивных веществ почти не будет.
Срезать надземную часть женьшеня нужно сразу же после сбора плодов-костянок в первой декаде сентября и только в сухую погоду или утром после высыхания росы. Обычно лучшее время приходится на 10–11 часов. Крупные листья я обрываю и сушу каждый по отдельности, более мелкие оставляю на стеблях, которые связываю в небольшие пучки по 8–12 побегов (в зависимости от размера) и начинаю сушить, подвесив за нижнюю часть. Сухие мелкие листья измельчаю руками, а остальную массу – ручными ножницами. Сухую измельченную массу перекладываю ложкой в герметический сосуд.
Корни женьшеня в большинстве случаев выкапываю осенью в конце сентября – начале октября, когда надземная часть полностью увядает, но земля еще не начинает подмерзать. Тщательно промываю корни, с целью удаления остатков почвы. Крупные и мелкие еще свежими разрезаю на мелкие части, поскольку потом это делать нерационально. Кусочки корня раскладываю на подносы, выстланные бумагой, и подсушиваю 2–3 часа в остывающей газовой духовке. Для окончательной сушки корни нужно оставить в теплом проветриваемом помещении. Высушенное сырье храню в чистой сухой и темной стеклянной или керамической посуде с плотно притертой пробкой, не допуская попадания прямых солнечных лучей. Корни можно хранить в бумажных пакетах.
На упаковках помещаю этикетку с указанием вида растения, места и времени сбора. Срок хранения сухих листьев, корней составляет 3 года. Эту информацию тоже указываю на этикетках.
Во время сушки надземных частей также нужно соблюдать некоторые правила: очень быстро сохнут листья и стебли, связанные небольшими пучками и подвешенные в местах с хорошей вентиляцией, в хорошо проветриваемом помещении. Не сушите в гараже, так как сырье может пропитаться парами бензина. Во время сушки влага не должна попадать на растение: подмокшее сырье темнеет и теряет значительную часть действующих веществ. Растительное сырье можно высушить за 6 дней, при пересушке оно теряет цвет и лечебные свойства. Температура сушки не должна превышать 20–30 градусов. Недосушенные листья и стебли при хранении плесневеют. Что касается сушки корней – сушка считается законченной, когда корни легко ломаются в руках.
Женьшеневые лекарственные средства
На приусадебных участках выращивают в основном фруктовые и ягодные культуры, которые дают обильные урожаи, их плоды и ягоды вкусны, ароматны и долго хранятся. Это, конечно, правильно и мудро: какой же сад, к примеру, без груш или клубники? Но вместе с тем можно без особого труда сделать свой участок не только источником радости, дающим вкусные плоды, но и источником здоровья – кладовой целебных веществ, которые помогут справиться со многими болезнями и недугами. А ведь польза многих культур часто не замечается – они остаются «Золушками» на фоне своих импозантных сестер: сладких и красивых ягод и плодов. Я убежден, что в каждом саду должны расти смородина, шиповник, земляника, малина, лимонник, валериана, зверобой, мята, календула, радиола розовая, хмель… ну и – уссурийский женьшень!
Целебные растения оказывают общеукрепляющее и лечебное воздействие на человека и совершенно необходимы для хорошего самочувствия и долголетия. Как сохранить плоды, корни, листья женьшеня, как сберечь его целительные свойства? Прежде всего, надо умело сушить растения. Еще одним способом сохранения лекарственного сырья в удобном для применения виде является приготовление спиртовых настоек, которые полностью сохраняют в растворе все целебные вещества растений, а пользоваться ими можно длительное время и без хлопот.
При соблюдении всех необходимых условий целебные спиртовые настойки из женьшеня могут храниться долго. Принимают их обычно по 20–30 капель. Хранить их следует в плотно закупоренных бутылках, по возможности темного цвета. Нужно наклеивать этикетку с указанием названия настойки, ее состава, а также месяца и года изготовления.
Настойки – спиртовые вытяжки веществ из женьшеня. Их я готовлю, как правило, на 70– или 40 %-м спирте в соотношении 1:10. Для этого измельченное сырье помещаю в плотно закрывающийся сосуд и заливаю спиртом на 1 месяц. Через месяц (или более) настойка сливается, а сырье отжимается и отжим фильтруется. Срок хранения настоек от нескольких месяцев до нескольких лет. Иногда рецептура настойки имеет вид дробных соотношений, например, 5 мл настойки 1/4 – дробь означает отношение массы сырья к объему жидкости. Так, настойку 1/4 можно приготовить из 1 кг надземной части женьшеня и 4 л водно-спиртовой смеси или же из 100 г надземной части женьшеня и 400 мл водно-спиртовой смеси. В дробях не указываются единицы измерения, но пользуясь указанным соотношением, можно самим рассчитать, как получить то или иное количество настойки. Отмерять дозы можно ложкой, пипеткой или мерным стаканчиком.
Стандартная пропорция для настоев и отваров рассчитана на 3 порции лекарства.
Капельные дозы: 5–10 капель в зависимости от возраста и состояния.
1 мл = 20 капель
5 мл = 1 чайная ложка
20 мл = 1 столовая ложка
62,5 мл = 1 рюмка
Сухое или свежее сырье вымачивается в 40 %-м спирте. Спирт не только экстрагирует биологически активные вещества, но и действует как консервант, поэтому настойка хранится до двух лет. Технология настоек достаточно проста при условии, что есть хороший спирт и необходимые «женьшеневые материалы». Для приготовления настоек используются как свежие, так и сушеные корни, надземная часть; их нужно выдерживать в спирте до тех пор, пока все полезные вещества не перейдут из сырья в спирт. В процессе настаивания настойку нужно периодически взбалтывать, хотя бы два раза в сутки.
Для приготовления настойки понадобятся:
– большая банка с завинчивающейся крышкой;
– марлевый мешочек;
– винный пресс;
– большой кувшин;
– темные герметические бутылки;
– воронка.
Продолжительность приготовления настоек зависит от вида сырья и температурного режима; для надземной части женьшеня 10–15 дней. При повышении температуры до 50–60 градусов срок настаивания сокращается до 7 дней. Это обстоятельство я использую для приготовления «скороспелой» настойки. После истечения срока настаивания нужно слить полученную жидкость через марлевый мешочек в винный пресс. Туда же положить мешочек с оставшимся сырьем, отжать содержимое пресса в кувшин. Разлить процеженную жидкость в чистые бутылки темного стекла.
Биологически активные компоненты женьшеня можно экстрагировать с помощью спирта, а из экстрактов уже легко приготовить настойку, разбавив их в нужной пропорции водой. Для получения женьшеневого бальзама нужно взять 100 г сухого корня или 300 г свежего сырья на 1000 мл спирта. Сырье нужно положить в банку и залить спиртом. Спирт должен полностью покрывать лекарственные компоненты. Вам понадобится марлевый мешочек или винный пресс, большой кувшин, герметические бутылки.
Изготовление экстракта провожу в 3 этапа.
1. Сырье плотно уложить в большую банку и полностью залить спиртом; закрываю крышкой и ставлю на солнце или в парник на 3 недели.
2. После настаивания полученную смесь слить через марлевый мешок в стеклянный или керамический кувшин.
3. Нужно тщательно отжать из марлевого мешочка остатки жидкости. После выполнения всех этапов в полученный экстракт положить новую порцию сырья, и через 3 недели новую смесь отжать и разлить для хранения в бутылки из темного стекла с хорошо притертыми пробками.
В своей практике мне часто приходится сталкиваться с больными, которым настойка женьшеня на спирту противопоказана, например, при гастрите, при лечении детей, беременных женщин или бывших алкоголиков. В этом случае я рекомендую к дозе настойки добавлять 20–50 мл очень горячей воды, смесь остужается, а спирт тем временем испаряется.
Бальзамами древние греки называли редкие природные вещества, которые они использовали для медицинских целей, в частности для заживления ран, лечения язв, диабета и т. д. В их состав входят эфирные масла и растворенные в них смолы. Сегодня бальзамами принято называть крепкие спиртовые напитки, уникальные по силе воздействия и лечебному эффекту. Готовят их из лучших сортов меда и продуктов пчеловодства, а также редчайших растений, лечебных трав. Эти напитки содержат достаточно большое количество спирта, до 45 %, и имеют высокую экстрактивность – около 16 % (16 г сухого вещества на 100 г напитка). Они имеют коричневый цвет различных тонов, своеобразный вкус с оттенками горечи, кислоты или сладости и приятный тонкий аромат – в основном ванили и корицы.
Женьшеневый бальзам, так же как и настойка, способствует поддерживанию в человеческом организме равновесия, укрепляет иммунитет, обеспечивает организм всеми необходимыми микро– и макроэлементами.
Бальзам применяется при лечении доброкачественных опухолей (папиллом, миом, фибром), рака и язв кожи, рака желудка, печени, поджелудочной железы, кишечника, легких, мозга, рака молочной железы, опухолей женской и мужской половой сферы, анемии, а кроме того, злокачественных и системных заболеваний крови. Прием бальзамов показан при переутомлении, бессоннице, неврастении, нарушениях в деятельности сердечно-сосудистой системы, аритмии, гипертонии, вегетососудистой дистонии, гипотонии, заболеваниях дыхательных путей, простатите, аденомах.
Практика показала целесообразность и эффективность приема лекарственных средств, если они проводятся в строгом соответствии с «активными» и «пассивными» фазами лунного календаря, а также сезонной активности организма, суточной, месячной и годовой.
При этом надо учитывать знакомый нам из традиционной китайской медицины основополагающий принцип природы – разделение людей и их болезней на 2 группы – Инь и Ян. Лучшими днями подпитки и приема лекарств являются «янские» дни, то есть 1 и 3 фазы Луны. Лучшими днями очистки организма от шлаков считаются «иньские» дни – во 2 и 4 фазах Луны. Кто применил биоритмологию для лечебного воздействия хоть раз в жизни, тот больше никогда не отступит от этого закона природы.
Кроме лечебных свойств, спиртовые настойки обладают изысканным ароматом и необычайным вкусом. Умеренное употребление этих напитков приносит нам не только удовольствие, но и вдохновение и долголетие. Наиболее оригинальным вкусом среди настоек обладают ратафии.
Настойки в России стали известны в 60-х годах XVIII столетия. Те из них, которые приготовлялись без добавления воды, назывались «ерофеичами», но одновременно с ними появились и другие настойки, в частности ароматизированные и сладкие или полусладкие, так называемые ратафии. Они не только подслащивались медом или сахаром, но и подкрашивались ягодными сиропами или другими растительными экстрактами. В конце XIX века в провинциальном городке Климовичи провизор выпустил книгу, в которой очень лаконично рассказал об этих напитках и дал им четкое определение: «Ратафия – спиртовой напиток, приготовленный из свежевыжатого сока фруктов или ягод, спирта, ароматных веществ и сахара». Ратафии впоследствии стали готовить, настаивая на спирте или водке ягоды, фрукты, травы, цветы, пряности, но с добавлением большого количества сахара. По сути ратафии – это те же настойки, но более сладкие. Иногда их еще называют сладкими водками: они содержат меньше алкоголя, чем обычная водка, но отличаются более высоким содержанием сахара.
Готовят ратафии, как правило, на основе чистого спирта, однако можно использовать и водку. Технология приготовления ратафии достаточно проста: в бутыль насыпают ягоды, фрукты, травы, пряности и заливают их спиртом. Смесь выдерживают несколько дней на солнце, после чего спирт сливают в отдельную емкость. Затем готовят сахарный сироп, разогревают его и выливают в настоянный на ягодах спирт. Полученный напиток разливают по бутылкам, закупоривают и ставят на несколько недель в темное место. По прошествии этого времени жидкость осторожно сливают, и ратафия готова к употреблению.
Для приготовления женьшеневой ратафии я беру: 1 кг сахарного песка, 3 стакана измельченных в сыром виде листьев, стеблей женьшеня, 1 л 95 %-го спирта, 1 л воды. На дно фарфоровой чашки насыпаю слой сахарного песка, на него кладу слой измельченных листьев, стеблей, затем опять слой песка, слой зеленой массы – и так до конца, но сверху обязательно насыпаю слой сахара. Накрываю тарелкой, обертываю в чистую холстину и ставлю в холодное место на сутки. Затем добавляю 1 л холодной кипяченой воды, все хорошо размешиваю, чтобы растворился сахар, и процеживаю через сито. Полученный сироп сливаю в посуду, которую ставлю в холодильник. Еще через сутки добавляю спирт, настаиваю 2 дня, снова процеживаю и разливаю по бутылкам.
Настои и отвары – это водные извлечения из лекарственного сырья. Настои и отвары готовлю из корня или листьев и стеблей женьшеня, находящихся в измельченном состоянии. Иногда при необходимости готовлю также из смешанных сборов самого корня, листьев, стеблей. Измельченные части растений отвешиваю в расчете 1:10 и помещаю в эмалированный или фарфоровый сосуд, обливаю водой комнатной температуры, закрываю крышкой и ставлю на кипящую водяную баню. Настои нагреваю в течение 10 минут, а отвары – 40 минут при частом помешивании. После этого сосуд снимаю с водяной бани и охлаждаю при комнатной температуре: настой не менее 1 часа, а отвар 20 минут. Затем процеживаю, сначала отжимаю остаток растения (и дополнительно – сквозь вату) и добавляю воды до соответствующего объема. Настои и отвары – скоропортящиеся лекарственные формы, их следует хранить в прохладном месте не более 3–4 дней.
На 1 часть (по весу) корня использую 10 частей (по объему) меда – к примеру, на 100 г корня женьшеня беру 1 кг меда. Мед применяю жидкий, а лучше брать кристаллизованный. Мед помещаю в эмалированную посуду и на медленном огне довожу до кипения (при этом содержащиеся в меде ферменты из желудочно-кишечного тракта пчелы инактивируются, иначе они будут разрушать содержащиеся в женьшене активные вещества). Нужно быть осторожным: при кипении мед сильно пенится, поэтому нужно выбирать посуду с трехкратным запасом и следить, чтобы пена «не убежала». Только что выкопанный корень женьшеня отмываю от остатков почвы с помощью мягкой щеточки, при этом стараюсь не повредить кожицу и сохранить тонкие корешки, в которых содержится наиболее концентрированное количество активных веществ. Нужно твердо это помнить и меньше ополаскивать корешок водой, так как вода хорошо растворяет активные вещества корня. Лучше будет, если будете ополаскивать не корешок, а щетку. После отмывания корень тщательно измельчаю с помощью ножа. Далее добавляю измельченный корень в кипящий мед и варю ровно 1 час на очень медленном огне, периодически помешивая. В процессе варки корень меняет цвет с белого до кирпично-красного, а мед постепенно приобретает тягучую консистенцию. К окончанию варки объем меда с женьшенем уменьшается до первоначального исходного объема одного меда. После варки полученную массу переливаю в чистые стеклянные банки и ставлю остывать до комнатной температуры. Далее храню в прохладном месте прямо в комнате, ну, а если есть место в холодильнике, то в нем.
Конец ознакомительного фрагмента.