Предисловие
Знаменитые люди делятся на две категории: одних человечество не хочет забыть, других – не может.
Почему и за что человека называют великим?
Каких-либо правил или установлений для этого не существует.
В прошлом – далеком и не очень – это слово добавляли к именам правителей. Правда, неизвестно, по чьей инициативе: народа, угодливых придворных или самих этих правителей.
Наверняка у большинства читателей «на слуху» такое исконно русское словосочетание, как «великий князь», а также имена российского императора Петра Великого, царя Александра Великого (Македонского), правителя Иудеи Ирода Великого.
А еще великими называют выдающихся мыслителей, людей искусства, военачальников, государственных мужей, результаты деятельности которых на протяжении веков и тысячелетий сохранялись и на земле, и в памяти народной. В этом случае слово ставится не после имени, а перед названием рода занятий: великий ученый, великий полководец, великий поэт, великий зодчий, великий артист (таковым, между прочим, считал себя римский император Нерон).
Есть и еще один аспект понятия «великий человек».
В большинстве случаев оно воспринимается в положительном смысле: как бы само собой разумеется, что «великие люди» несут человечеству добро. С этим почти безоговорочно можно согласиться в отношении представителей творческих профессий и деятелей науки. Почти – потому что не все, например, воспринимают как «хороших парней» тех ученых, которые создавали атомную, водородную и вакуумную бомбы, а также прочие средства массового поражения. Да и не массового – тоже…
Но ведь никто не сказал, что «великий» – всегда «хороший». Например, у названных выше великих правителей, что называется, «руки по локоть в крови». И не только во вражеской. Согласно христианской традиции, это в первую очередь относится к царю Ироду. В Библии говорится, что, прослышав о рождении Христа, которому мудрецы-волхвы предсказали стать «царем иудейским», Ирод, чтобы сохранить власть, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже». С тех пор имя Ирода стало синонимом слова «злодей»…
Весь исторический опыт человечества свидетельствует, что знаменитые, «публичные» личности зачастую уходят «в мир иной» при таких обстоятельствах, которые представляются не вполне ясными и понятными. При этом прослеживается такая закономерность: чем более известным был человек при жизни, тем большей становилась вероятность, что истинные причины и обстоятельства его кончины останутся «засекреченными». Более того, иногда появлялись сомнения в том, что данный человек действительно умер, а не исчез каким-то таинственным образом. И даже если покойник был «налицо», то порой возникал вопрос: является ли усопший тем, за кого его принимают. А еще нередко закрадывалось подозрение, что смерть, объявленная естественной, на самом деле отнюдь не была таковой. Если же смерть действительно наступала в результате покушения, то подлинные убийцы и, тем более, заказчики чаще всего так и оставались неизвестными и не наказанными…
Давно подмечено, что характер смерти человека во многом предопределяется его личными качествами, образом жизни, общественным положением. Чем больше у него пороков и чем выше он поднялся по ступенькам власти, тем вероятнее, что ему «помогут» умереть – или соперники в борьбе за эту самую власть, или близкие ему люди, которых он оскорблял и унижал, или же родственники тех, кого он несправедливо (а порой и справедливо) покарал. Наиболее характерны с этой точки зрения судьбы государя Всея Руси Ивана IV и президента США Джона Кеннеди, а также многих руководителей Советского государства, и в первую очередь – Ленина и Сталина. Но и смерть (как и жизнь) других персонажей книги также окутана покровом тайны – одних более плотным, других менее.
В исторических документах и в памяти человечества сохраняются имена как «хороших», так и «плохих» великих людей, поэтому в книге представлены выдающиеся личности из различных культур и эпох, разного рода занятий и с различным уровнем человеческого достоинства – от благородных спасителей отечества (Жанна д'Арк, Иван Сусанин) до бесчеловечных извергов (Адольф Гитлер и его приспешники).
Особенно сенсационными и невероятными кажутся, на первый взгляд, версии о фальсификации смерти Гитлера и двух его ближайших подручных, Бормана и Мюллера, и об их последующей «посмертной» жизни – достаточно длительной и благополучной – в странах Южной Америки. Тем не менее эти версии основаны на показаниях многих очевидцев и целом ряде документов.
Не вполне ясной остается также судьба последнего российского императора Николая II и его семьи. Казалось бы, что тут неясного? Все они стали жертвами расстрела в Екатеринбурге, их останки найдены, идентифицированы с практически стопроцентной достоверностью, торжественно захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Но как же в таком случае воспринимать многочисленные сообщения об иной судьбе императора и членов его семьи, а также те факты и вещественные доказательства, которыми эти сообщения подтверждаются?
История полна тайн, и ее нельзя воспринимать только по сухим статьям энциклопедий и учебников. Именно к такому выводу приходит каждый, кто соприкасается с ее загадками, встречающимися буквально на каждом шагу. И разве не благодаря разгадыванию таких загадок история становится живой – как и те люди, которые ее творили, и творили не только своей жизнью?