Вы здесь

Тайны руки. SANCTA KABBALA[1] (Ад Де-Бароль)

SANCTA KABBALA[1]

Происхождение Каббалы теряется во мраке глубочайшей древности. Появилась ли она из Индии? Появилась ли она из Египта? Никто этого не знает; но достоверно то, что египтяне и индусы знакомы были с ней с незапамятных времен. По возвращении из путешествия по Востоку сведения о каббале были доставлены в Грецию Пиеоагором. Тогда Греция отличалась уже светом просвещения.

В глубокой древности все народы исключительно занимались овцеводством и скотоводством. Среди этих пастухов, как это часто встречается, рождались люди высоко одаренные, с высшим складом ума. Их воображение, очищенное полным уединением жизни в пустынях, возбужденное глубокой тишиной и приятной прохладой ночей, после истомляющего дневного зноя, искало в созерцании неба, всегда ясного и усеянного блестящими звездами, пищу меланхолически – поэтическому настроению их созерцательной природы и они избирали себе излюбленные созвездия и привыкали тщательно следить за их движением. Видя их то сверкающими, то совершенно исчезающими из вида, подобно Солнцу и Луне, они вскоре начали несколько понимать всю сложность и все великолепие этого дивного механизма, приводившего в правильное и единообразное движете все миры. Умы их, восхищенные этим таинственным наблюдением, мало-помалу пристрастились и увлеклись расследованием причин.

Но не один только блистающий звездами свод небесный привлекал их благоговейное внимание и вызывал радость. С другой стороны, прислушивались они к подземному гулу, всматривались в мрачные пропасти и их охватывало смутное чувство страха, иногда вызывая уныние и печальное настроение.

Вскоре они поняли тайны магическаго мира, и осознали существование трех миров, соединенных вместе единой цепью, находящейся в деснице Единого Бога.

Оракул Аполлона провозглашал Нерукотворного, ни кем не созданного, но Самого себя создавшего Бога, пребывающего среди огня Эфира и находящегося во главе всякаго рода иepapxии.

В мистериях древней греческой религии, жрец, обращаясь к посвященному, говорил: «Созерцай с восхищением Владыку Вселенной: он Един и пребывает всюду».

За шестьсот лет до Р. X. Пиоагор заимствовал у египетских жрецов идею об едином, всемогущем Боге.

Отрывок из книги Оцеллуса из Лукании, одного из учеников Пиеагора, служит этому доказательством. Отрывок этот сохранен потомству Стобеем, и в нем говорится: «Гармония сохраняет мир, и Бог – творец этой гармонии». Впоследствии, присоединившись к Пиеагорову учению, Платон[2] говорил: «Бог, о котором я вам говорю, есть Бог единый, неизменный, бесконечный»! Антисфен[3] сказал: «Среди различных народов обожают многие божества, но сама Природа нам указывает только одного Единого Бога». В свою очередь Анаксагор говорит: «Единый Бог распределил Матери и создал миры».[4] Архитас признает три принципа: Бога, материю и форму».[5]

«Евзебий, Лактанций, Юстин и Афинагор, единодушно утверждают, что единство Бога было признаваемо древними философами и служило основашем их мистерий.

Св. Павел видел в Фалерне следующую надпись на жертвеннике: Deo ignoto «(Неведомому Богу»).[6]

Высшие умы древности, во внимание разницы в умственных способностях и в развитии людей, признавали две истины: положительную для сильных умом и чистыми душою, а также другую истину, так сказать аналогическую, приспособленную к людям менее разумным и болеe материальным.

«Что дозволено сказать я скажу, – пел посвященный Орфей, – но необходимо, чтобы двери были заперты и посторонним вход прегражден»!

«Мои Слова – продолжал он – будут обращены к Божественному Существу. Обратите к нему все силы вашего разумения: всходите вверх прямым путем и благоговейно созерцайте единого царя вселенной. Единый Бог состоит из себя самого и из всего существующего». «Никто из смертных его не видел, но Он видит все».

«Я покажу вам следы его пребывания. Я покажу вам признаки воздействия могучей десницы Бога. Но какое то облако мешает мне его видеть».[7]

Мистическая ассоциация выделила из себя людей долженствовавших управлять массами: жрецы, цари и знатные (благородные).

Общество разделилось на два класса: опс и инопс.

В глазах патриция плебей был только раб и проклятый.

Для опса Существо, называемое инопс, было предназначено только для страданий.


Ореические Мистерии.[8]

«Генезис мрачный: это хаос». «Генезис лучезарный: это мир; это Существо».

«Небо, ранее чем оно сделалось блестящей занавесью, было примитивным амниосом».[9]

«Разумные сущности постепенно создают богов, полубогов, героев, великих людей (viri), невинных и преступных».

«Человеческие души в первый раз снизошедшие на землю, опускаются на нее из Epaipasов).

1) Epaipas. Атмосферная облочна; материальная часть неба.

«Юпитер называемый: Омбриос, Плувиус, Телепос, черпает их в своих космогонических сокровищах и посылает их вселяться в тела».


Гермес

Каббалисты полагают, что игральные карты, которыми и до сего времени пользуются наши современные сивиллы, есть первая книга с рисунками, появившаяся раньшe изобретения азбуки.

Но первая книга начертанная эмблемами (символами), это «Таро». Мистики пытались проникнуть в ее смысл. В 1540 г. Гильом Постель, которого изучение этой книги довело до сумасшествия, издал сочинение: «Clef des choses cachees» (Ключ к сокровенным вещам).

В своем сочинении «Le Monde primitif analyse et Compare avec le monde moderne». (Первоначальный мир анализированный и сравненный с миром современным). Курт де Гибелин, автор с громадной эрудицией, пытался разъяснить эти символы с помощью каббалы.

Надо полагать, что «Таро» в XVI веке претерпело сильные искажения, что можно заключить уже из того, что фигуры носят костюмы эпохи этого столетия. Как бы то ни было, евреи приписывают сочинение этой книги Еноху. Египтяне признают ее автором Гермеса, а греки признают ее составленной Кадмом.

Однако это утверждают только учения, а всемирное народное предание приписывает их Гермесу, как источнику всякой магии.

Гермес (Меркурий) обозначает также человеческий гений и вообще высокую разумность.

Гермес именуется: Трисмегист (т. е. трижды великим), потому что в каждом мире есть один Гермес.

Таким образом, Гермес является синонимом разумной деятельности многих веков, соединенной в одно целое.

Помимо «Таро» приписывали Гермесу также и другие книги, так например: «Pymandre», «Asclepios» и прочее, а также «La table d’Emeraude» (Изумрудная Скрижаль), вкратце содержащая в себе всю Каббалу в полном ее составе. Если эта таблица названа «Изумрудная», так это потому, что, как утверждают многие, она была начертана на изумрудах.

Вот что было изображено на этой таблице.


Изумрудная таблица

«Это истинно – без всякой лжи – чрезвычайно правдиво».

«Что наверху такое же и внизу, а что внизу такое же как наверху, чтобы совершить чудеса одной и той же вещи».

«И так как все вещи были и произошли чрез посредство одной и потому все эти вещи произошли от этой единой вещи силою применения».

«Солнце его отец, луна его мать, ветер носил его во чреве, земля его кормилица, отец всякого «Телема» и всего на свете. Его сила полна, если она преобразована в землю».

«Ты отделишь землю от огня, тонкое от плотного осторожно и очень искусно».

«Он поднимается с земли к небу и снова опускается на землю и воспринимает силу вещей высших и низших».

«Ты таким способом приобретешь всемирную славу, и в силу этого всякий мрак удалится от тебя».

«Эта сила сильнейшая из всех сил, так как она превозможет всякую тонкую вещь и проникнет всякую плотную вещь».

«Таким образом был создан мир».

«Из этого возникнут великолепные применения, средство к которым имеется здесь».

«Вот в силу этого я был наименован Гермес Трисмегист, обладающий тремя частями философии всего мира».

«То, что я сказал о воздействии Солнца уже совершено и окончено».


Три Mиpa

Как мы уже говорили Халдейские пастухи вскоре сознали существование трех Миров: Мiръ вещественный, Мир нравственный и Мир божественный.

И так небо, земля и ад соответствуют:

Небо – божественному Mиpy.

Земля – миру нравственному.

Ад, место мрака – миру вещественному, невежественному и лишенному света.

Но то, что после этого особенно поразило Магов: это тайна сотворения.

Сначала было только два лица: Отец и Мать, вслед за тем явилось три лица с появлением ребенка.

Итак, число три в мирах и число три в творении.

«Тернер» сделался для них гармоническим догматом, ключем ко всем наукам и ко всем тайнам.

Древние маги сознали три лица в Боге и следующим образом определили эти три лица.

Кетер: Высшее могущество, существо неведомое, недоступное пониманию, существо вне всякой науки и не существующее в нашем интеллектуальном отражении.

Шохмах: Мудрость, идеал высочайшего разума, и идеал самый совершенный мог бы быть только его отражением.

Бинах: Разумность, свобода, основанная на высшем порядке, движущая сила всякаого движения и причина всякаго рода инициативы. Она, движение, представляющее собою непременное условие всякой жизни и есть жизнь сама по себе, вызванная борьбою между активной интеллектуальностью и сопротивляющейся мудростью (благоразумием) уравновешенными высшим разумом.

Изображенные треугольником эти силы представят:

Кетер

Верховный разум, уравновешивающее могущество.


Природа беспрерывно проявляет отражение триединства, предчувствованного магами.

Кислород[10] уходит к полюсу движения, водород – к полюсу сопротивления, а азот присоединяется то к одному, то к другому, сообразно той роли, которую он играет в комбинации. Такое же точно положение занимают и другие тела, как металлоиды, так и металлы.

Всюду окисляющее движение, покой выщелачивающий и равновесие между ними обоими представляемое азотом и его комбинациями.

«Существует только три пункта во всей звучащей иерархии: тонический, то есть опорная точка, ее противник и терция, точка безразличная, направляющаяся к точке противников, если они одерживают верх.

Водород, в силу своего абсолютного негативизма соответствует тоническому; кислород в силу своих противодейственных свойств соответствует квинте, а безразличность азота предоставляет ему роль терции.[11]

Аристотель помещает каждую добродетель посредине двух пороков, из которых один грешит чрезмерностью, а другой незначительностью.

Итак всюду – триединство. «Итак, как все гармония, так как то, что наверху такое же, как то, что внизу, а то что внизу, такое же как то, что наверху, – человек вращается в трех мирах не равного совершенства, но аналогического и действует в них тройственной своей личностью».

Следовательно небо, земля и ад, как мы уже говорили, соответствуют мирам:

Материальному, – Интеллектуальному, – Божественному.

Посредством Mиpa материального мы принадлежим к миру низшему, аду.

Посредством мира интеллектуального – принадлежим к земле.

Посредством мира божественного – принадлежим к миpy высшему, то есть к небу.

И мы состоим в гармонии с этими тремя мирами в силу трех существ, заключающихся в нас и состоящих: тело материальное – тело звездное – душа (mens).

Или, выражаясь иначе: оболочка земная – разум и душа, исходящая из неба и смерти не подлежащая.

Следовательно: инстинктами, – причинностью, небесными влечениями происходящеми всегда сообразно законам аналогии в силу неизбежного воздействия трех миров или трех соответствующих классов в среде человечества.

Народ, – буржуа, купец, дворянин, священник, ученый, артист.

Эти три мира существуют во всех государствах, каково бы ни было их правительство, даже и в государствах республиканских, имеющих претензии на умение все уравнивать (нивелировать).

Так например в Америке.

Мир инстинктивный: простой народ, рабочие, мастеровые, носильщики.

Мир интеллектуальный: коммерсант (купец), строитель судов.

Мир высший: президент и члены палат, аристокpaтия, индивидуально переходящая, но вечная по принципу.

Даже самое творение восходит к совершенству тремя степенями:

Царство минеральное, царство растительное, царство животное.

Всюду мы встречаемся с тернерами и мирами.

Тоже самое и в Магии: принцип, осуществление, применение.

В Богословии: Воплощение, Искупление, Бог.

В душе человеческой: действие, мысль, любовь.

В семье: отец, мать, дитя.

По мнению Гердера все Слова первобытного языка (язык еврейский) могут быть сведены к корням состоящим из трех букв.

Скажем еще более этого: все в рироде представляет собою серии и следовательно так как природа триединая, триединство есть серия, рассматриваемая в резюмированной форме.

Солнечный спектр, состоящий из восьми цветов, рассматриваемый на некотором расстоянии, представляет собою только три цвета: красный, желтый, синий. Гамма, состоящая из семи тонов, сводится, сохраняя полное созвучие: mi, sol, ut и т. д. от терции к терции.

В солнечном спектре замечается факт, тождественность которого с другими не может быть подвергнута какому бы то ни было сомнению, а именно тождественность со звуковым кругом (cercle tonal).

Так, например, расположим:

Do Красный

si фиолетовый.

Iа синий.

Sol Синий

fa зеленый.

Mi Желтый

re оранжевый.

Вы можете исключить из Абсолютных Созвучий все устраняемые ноты, также точно как вы можете устранить из ряда главных (существенных) цветов все промежуточные оттенки, то есть все устраняемые цвета.

И вот маги, более мудрые, более знающие, чем мы, кончили тем, что признали Единого Бога в трех лицах, и как бы они его ни называли: закон, принцип, Эфир, но эти маги преклонялись пред нашим Богом!

Их высокая разумность разъяснила им божественную тайну, которая впоследствии была нам гораздо полнее разъяснена воскрешением Иисуса Христа.

Г. Люкас с большим основатем утверждает в своей книге: «Chimie nouvelle», что почти все религиозные символы Христианства возникли из этих вышеуказанных метафических идей. По его мнению, благодаря Отцам Церкви, из которых почти все были в первое время неоплатониками, эти идеи усвоены христианством.

Согласно Платону, ученика Пифагора, вера в Бога представляет собою физику будущего, так как Природа воспроизводит деяния Самого Бога, единообразная по принципу хотя – многобразная по своим применениям.

Таким образом ясно, что тройственная система установлена в силу неизбежности, в силу необходимости, а также в силу ее разумности; она была основана на законах Природы, этом отражении Божества.

В своей книге Louis Lambert Бальзак дает такое определение трем мирам:

«Мир идей подразделяется на три сферы: инстикта, абстракциии и специализации».

Самая значительная часть человечества, она же и самая слабая, пребывает в сфере инстинкта.

«Инстинкты рождаются, действуют и умирают не восходя до второй степени человеческой интеллектуальности, то есть «Абстракции».

«Абстракция (обсуждение, вычисление) дает начало обществу. Если она, по сравнению с инстинктом, есть почти божественная сила, то по сравнению с даром, специализация слаба, и с ней сравниться не может. Посредством абстракции возникают законы, искусства, общественные интересы и общественные идеи. При помощи абстракции человек судит обо всем: добре, зле, добродетели, преступлении».

«Специализация (гений, интуиция, вдохновение, электрическая концепция) заключается в том, что видят материальные вещи также хорошо, как вещи духовного мира. Самые лучшие человеческие гении это те, кто исходя из мрака абсгракции, достигает света специализации».

«Спещализация несомненно самое совершенное выражение человеческих способностей, и звено, связывающее мир видимый с мирами высшими, совершенными.

В силу этого можно определить три степени развития человека»:

Инстинктивный: низшая степень.

Абстрактный: высокая степень.

Специализационный: наивысшая степень.

«Существует три мира: Естественный, Духовный, Божественный».

«Вследствие этого существует три культа: материальный, духовный, божественный, выражаемые действием, словом, молитвой, или выражая факт иначе: разумение и любовь».


Неизбежность борьбы: Жакин и Бохас

Бальзак, хотя смутно, но высказал, что борьба представляет собою закон природы и что человек, – дитя земли, отталкивает и притягивает как земля, и этим только может быть поддержана и сохранены жизнь и движение, а движение это и есть – Жизнь.

С первых же дней появления на свет начинается борьба. Сначала она проявляется в борьбе смеха и слез. Если мы из радостей и горестей детства не находим нужным вывести заключение, значит мы уклоняемся от наблюдения.

Послушайте магов, послушайте наших мудрецов и все в один голос вам скажут, что симпатии возникают из противоположностей.

Гармония в этом мире, по мнению Плутарха, есть комбинация противоположностей, как струна лиры или тетива лука, то натянутая, то растянутая. Как сказал поэт Еврипид: «Зло всегда нераздельно от добра». Неизбежно требуется смесь однаого с другим.

Эти противоположности – закон роковой. Так, например, в любви, этом великом и важнейшем чувстве в жизни. Вы ощущаете неудержимое влечение к существам, вкусы и наклонности которых совершенно противоположны вашим, но вы все же соединяетесь с ними, конечно, не для счастья, так как это невозможно, потому, что при совместной жизни вы должны пожертвовать своими вкусами и наклонностями или принудить, чтобы ради вас ими пожертвовали. В конце концов всегда будут слезы, и роковым образом страдание всегда неизбежно.

И несмотря на это, относительно существа, во всем вам противоположного, разум почти всегда бессилен, так как это, очарование, опьянение, а как одно, так и другое усыпляют разум.

Страдание есть пробный камень избранных натур, и великим душам Природа предназначает величайшие страдания, так как только испытаниями они докажут свое божественное происхождение.

Эта борьба, одна из главнейших тайн Магии, обозначалась наименованиями Жакин и Бохас. Это название носили две символическия колонны пред главной дверью Соломонова Храма, представлявшими собою аллегорически день и ночь, порок и добродетель, ангела и демона.


Продолжение трех миров

Френология в свою очередь признает три миpa: инстинкты, чувства и разум. Мы встретим также и весьма отчетливыми эти три мира в хирогномии; кроме того они инстинктивно найдены Т. д’Арпантиньи в хиромантии индейцев, а также в планетных знаках.

Прежде чем заняться изложением нашей системы, мы обратим внимание читателей на тайны, указанные в Еврейской книге «La Revolutions des ames», и в трактате о снах, книге Синезия, догмате возобновленном впоследствии Сведенборгом. Происхождение этих верований неизвестно, но во всяком случае они возникли в самые первобытные времена Каббалы и, как обыкновенно, приписываются Гермесу. Но нам кажется, что это скорее орфическая мистерия об oпсе и инопсе, гуманизированная в отличавшуюся терпимостью первую эпоху христианства.

Природа создает беспрерывно – это ее основное стремление.

В пространствах, в лесах, на горах, над фонтанами, на волнах моря, вращаются молекулы, имеющие со временем произвести свое влияние и стремящиеся сгруппироваться с целью завоевания себе жизни.

Эти молекулы вращаются почти в зачаточном виде в астральном свете и проникают во внутрь женщины в момент упоения, вызываемого возпроизвeдeниeм (зарождешем) и там, при помощи астрального тока, входят в ближайшее соприкосновение с женщиною во время ее беременности, вызывая в ней странные влечения, неудержимые желания и даже ясновидения. Вот там эти молекулы воспринимают то, что древние называли Cortex, то есть оболочку, тело, соединяя таки образом тело звездное с веществом, чтобы при своем появлении в свет обладать божественным пламенем, никогда не умирающим!

Это пламя, место пребывания mens’a, в первое время своей жизни, так как тело еще не способно повиноваться, и он находится в полном бездействии, точно спит.


Триединство человеческое

Но когда ребенок в силах действовать, когда разум в гармонии с организацией тела, тогда начинается борьба, продолжающаяся до самой смерти, между тремя существами пребывающими в нем: mens’ом, звездным телом и земным телом. Это опять-таки тоже самое, что мир божественный, мир абстрактный и мир инстинктивный.

Тело земное, состоящее из материи и неизбежно долженствующее снова возвратиться в землю, наклонно к материальным наслаждениям и стремится соблазнить и совратить прелестью чувственных наслаждений этот самый mens, предназначенный для обуздания и управления телом.

Звездное тело служит посредником, промежуточным существом между душою и материальным телом, оно служит связью между сердцем, как источником жизни тела и мозгом, сосредоточием жизни души.

Mens, душа, это божественная искра, пребывающая в нас! Это наш проводник, наше сознание, наш светоч в течение нашей земной жизни. Душа, повторяем снова, должна подчинить себе тело. Но если, напротив, mens допустил грубым страстям тела овладеть собою, если он допустил грязные наслаждения, несправедливость и все что низменно и дурно, тогда в день смерти астральный труп приобретает господство над духом и удерживает его пленным, как и во время жизни и передает его во власть звездного тела, увлекающего его в вихри астрального света.

Тогда, по воззрениям Каббалистов, все же преисполненным величественной поэзией, если даже не сочувствовать этим идеям, душа, изъятая из своей гармонической сферы, испытывает жестокие муки и все напряженные усилия направлены к тому, чтобы найти новую телесную оболочку, и снова появиться на свет претерпевать испытания второго сушествования, во время которого она могла бы, побеждая порочные инстинкты, погубившие ее, вознестись после смерти к той звезде, влияние которой, главным образом, господствовало над ней во время ее жизни.

Таким образом mens снова заключае себя в плен в новое тело, чтобы снова начать новую жизнь, но уже как возвратная душа.

Но разница большая! В первый раз он был новой душой – все ему улыбалось, он подобно опсу пользовался орфическими мистериями, богатством и красотой. Теперь же он возвращается бедным, некрасивым и униженным. Он был господином, теперь он раб.

Если он мужественно и стойко вытерпит страдания, и душа его, возобновленная и закаленная бедствиями, устоит против дурных влечений, тогда он, покидая свою отвратительную и страдальческую оболочку, снова направит блестящим образом свой путь к звезде своих стремлений.

Но если он снова не выдержит и допустит себя до падения, тогда он возвращается идиотом, или чахоточным, импотентными со дня рождения, приговоренным к ежегодному физическому страданию и вскоре он, очищенный страданием, отходит в вечность. Вероятно по этой причине у Аравитян и в долинах Швейцарии, к помешанным относились как к людям, помеченным перстом Божиим.[12]

В заключение наших разъяснений добавим, что звездное тело представляет собою наш инстинкт, подобно тому как mens является нашим разумом; он (инстинкт) должен молчат, когда наше разумение бодрствует, и может овладеват нами снова только когда мы спим, но во всяком случае он всегда посредник между душою и телом материальным и его влияние иногда может принять широкие размеры. Согласно воззрениям каббалистов, он мало-помалу принимает форму животных, к которым та или другая наша наклонность наиболее нас приближает и, таким образом, даже видоизменяет черты лица, общее телосложение, походку, вызывая смутное сходство с теми или другими животными.

Mens, это единственная вещь, отличающая нас от животных, обладающих подобно нам звездным телом. Они могут читать в астральном свете подобно тому как сомнамбулы, которым сообщают эту способность, погружая mens в сон, в искусственное оцепенение, посредством астрального опьянения, исходящего от магнетизера.

«Инстинкт, – говорит Кювье, – есть нечто в роде сна или видения, постоянно овладевающего животными и они по-видимому обладают в своем sensorium commune (центр ощущений), образы или ощущения прирожденные и постоянные, вызывающие у них решимость действовать подобно тому, как действуют при ощущешях обычных и случайных».

Идиоты, также действующие по инстинкту, часто приобретают дар ясновидения и нередко они возвещали о том, что происходило на отдаленном расстоянии, как Франсуа Les bas bleus, о котором говорит Нодье, и как многие пастухи, всецело предающиеся инстинктивно – созерцательной жизни.

Впрочем есть несколько степеней в идиотизме: те, кто крайностями разврата доводит mens до полного бездействия и живут только инстинктом, представляют крайнюю степень. Они говорят, ходят и действуют как трупы, как мертвецы. Это ближе всего сходно с обращением человека в привидение.


Астральный Свет

Дыхание состоит из двух противоположных движений: вдыхания и выдыхания, обусловливающих жизнь. Раз эти движения прекратились, прекратилась и самая Жизнь.

В силу закона Гармонии, управляющего всей Природой, все существующее вдыхает и выдыхает.

Дышат животные и подобно им дышат также существа, стоящия на низшей ступени творения.

Цветок, растение, дерево вдыхают в себя кислород и выдыхают азот; море также дышит, так как приливы и отливы соответствуют вдыханию и выдыханию, и наша кормилица земля тоже дышит.

– Земля – это человек! – сказал Сведенборг.

Этим дыханием земля сообщается со своими детищами и втягивает их в эту необходимую цепь, соединяющую ее со всеми мирами. Все груди, как небесные, так и земные, воздымаются одинаковым движением.

Вдыхание и выдыхание земли – это астральный свет. Мы называем астральным, так как земля планета, то есть звезда.

Как учит Гермес, с самых отдаленных высот неба нисходит беспрерывно всемирный дух, неиссякаемый источник света и огня, который пройдя все сферы небесные и оказавшись постепенно конденсированным, постоянно притекает к земле – это вдыхание.

Точно также воздействием центрального огня земного Солнца, от земли поднимаются постоянные Эммакации, стремящиеся от скопившихся нечистот (это выдыхание).

Этот вечный круговорот жизненных молекул изображен в книге Бытия, под символом таинственной лестницы Иакова, по которой всходили и нисходили ангелы.

Природа, посредством аналогии, нам ежедневно открывает эту великую тайну: Солнце притягивает воды болот и, образуя из них великолепные облака, низвергает эту воду обратно на землю в форме благотворного дождя. Действие каждой планеты находится в соотношении с деятельностью солнца.

Так и человек, подобно звезде, вдыхает сердцем и мозгом и распространяет вокругь себя флюид, выраженный голосом, жестами и глазами.

В центре земли имеется необъятный очаг астрального света, постоянно поддерживаемый пропитыванием солнечным светом и беспрестанно снова возвращающейся к Солнцу. Каждая звезда имеет центральное ядро, находящееся в связи со всеми звездами. Даже человек обладает центральным ядром, связывающим его с водоворотом света.

Mир намагнетизирован Солнечным светом, а человек намагнетизирован светом астральным. Все, что совершается в теле планеты, повторяется в нас. «Человек Микрокосм (маленький мир)», говорили древние и вслед за ними говорил Рабле. В нас имеются три аналогических, и вместе с тем, иерархических мира, подобно тому как и во всей Природе.

Таким образом, ясно, что в нас имеются три центра флюидического притяжения и отталкивания: мозг, сердце и детородные органы. Каждый из этих органов притягивает одной своей стороной и отталкивает другой стороной и, благодаря этим органам, человек сообщается с всемирным флюидом, передаваемым ему нервной системой.

Мы употребляем слово флюид, но не будем входить в споры о значении этого слова. Некоторые подразумевают под этим вибрацию, другие – истечениe, третьи – движение, и по нашему мнению, это последнее определение самое верное.

По этому поводу мы приведем здесь мнние г. Луи Люкаса, с которым мы вполне согласны:

«В былые времена во всем, что касалось Световых явлений, признавали системы вибрации и истечения (испускания, выделения). Весьма вероятно, что обе эти системы представляют собою только две стороны явления гораздо более широкого, а именно всеобщего движения».

«Вибрация – есть coстояние до такой степени специальное, и до такой степени случайное, или выражаясь вернее, обособленное, так что оно должно быть разссматриваемо большей частью, как движение сложное, или вызывающее сложные явления».

«В акустике это движение всегда совершается вне вещества; то же самое можно сказать о волнах, производимых ветром. Между тем, по отношению к Свету ничего подобного не усматриваем. Движение равномерно в своем ходе и однородно и все его признаки обнаруживают не вибрацию, но гораздо большее проникновение, выражающееся теплотою и электричеством».

«Вибрация есть только известный способ определения факта. Она может произойти при эмиссионных движениях, но это не может служить общим принципом действия, производимого движением, в его нормальном состоянии.

Скопление внутреннего движения в телах клонится к постоянному и неизбежному изменению равновесия, между тем оно обязательно сходно и равномерно в своих проявлешях.

Говоря эмиссия, подразумевают изменение аккумуляции (скопление).

Говоря вибрация, подразумевают сходство и постоянство.

Итак, обе системы, эмиссивная и вибрационная, могут смело идти рука об руку, сохраняя тем не менее существенную индивидуальность, то есть обособленность, которую до сего времени не умели распознать, потому что этому мешала слепая односторонность и нетерпимость узко понятых теорий. В заключение необходимо сказать, что движение бывает иногда скрытым от нас, когда оно в состоянии эмиссионном или круговом, но между тем мы тотчас обратим на него внимание, когда оно сделается нам приметным вследствие толчка.

Каким же образом наименоват эту беспрерывную работу иногда скрытую, иногда заметную, иногда вибрацюнную?

Это несомненное движение, капризное, неравномерное, подобное мерцанию звездд, и скорее всего подобное проблескам солнечного света во время бури.

Но это с точки зрения древних ученых было именно то, что они назвали: «астральный свет».

Четыре элемента: свет, теплота, электричество, магнетизм, словом эти четыре флюида или вибрации, во всяком случае невесомые, являются четырьмя проявлениями того единого принципа воспроизведение, понимание и демонстрирование которого нами утеряно, но оно было известно древним ученым, дававшим ему наименование: «азот». Это слово они всегда изображали двумя латинскими буквами, одной греческой буквою и еще одной буквою, заимствованной из Еврейской азбуки. Писалось это слово так:


АZΩת


А, это первая буква латинской азбуки;

Z, последняя буква той же азбуки;

Q (омега), последняя буква греческой азбуки;

ת (тау), последняя буква еврейской азбуки.

Таким образом это служит единым и всемирным изображением трех миров:

Z – мир латинский, то есть мир естественный;

Q – мир греческий, то есть мир духовный;

ת – мир еврейский, то есть мир божественный.

Франмасоны изображали астральный свет в виде пламенеющей звезды: солнце распространяет свои лучи на луну, отражающую их на пламенеющую звезду, а эта последняя, их распространяет обратно к солнцу, и таким образом образуется треугольник.


Виргилий как Каббалист

Виргилий в седьмой книге своей «Энеиды» дает ясное определение астральнаго света и мы с удовольствием цитируем здесь эти великолепные стихи, в которых pечь идет о том, как снизойдя в Ад, Эней вопрошал своего отца Анхиза:

«О pater, anne aliquas ad coelum hinc ire putandum est

Sublimes animas iterumque in tarda reverti

Corpora? Quffi lucis miseris tarn dira cupido?»

«Dicam equidem, nee te suspensum, nate, tenebo».

Suscipet Anchises, atque ordine singula pandit.

«Principle coelum ac terras, camposque liquentes,

Lucentempque globum Lunae, Titaniaque astra

Spiritus intus alit, totam que infusa per artus

Mens agitat Molem, et magno se corpore miscet.

Inde hominum pecudumque genus, vitseque volantum,

Et quse marmoreo fert monstra sub aequore pontus.

Igneus est ollis vigor et coelestis origo

Seminibus, quantum non noxia corpora tardant

Terrenique habetant artus moribundaque membra».

Вот перевод этих стихов, сделанный Делилем:

«О правда ли отец, что в новых телах,

Освободясь из грубой темницы своей,

Душа, этот чистый огонь, туда погружается?

Но помнит ли она о своих страданиях долгих,

Едва-ль вся Лета заглушит ее бедствия.

Сын мой! – ответил так старик, – Стремишься ты

Проникнуть в глубь тайн мировых,

Так выслушай меня. Прежде всего огня источник,

Как вечный поток, распространен по всей вселенной,

Своим невидимым пламенем согревая вещество.

В былое время он дал жизнь Природе всей,

Возжог он солнце и звезды разные,

Проник в морей пучины и носился в воздухе,

И пламени сего досталась искра каждому.

И этот дух божественный, эта вселенская душа,

Дыханием жизни одухотворив все тела,

Весь этот мир громадный в движение приводит

Наполняющий, питающий плодотворным пламенем своим

Все в воздухе и на земле и под водою живущее.

И Божества этот луч неоцененный

Чист как небеса из своего источника исходя!»

Еще в другом из своих произведений, именно в IV книге «Георгики», Виргилий говорит еще определеннее. Так, например, изумляясь и восхищаясь инстинктом пчел, доходит до высказывания предположения, что и они получили искру этого воспетого им пламени, то есть божественного Духа. Вообще мы находим, что Виргилий превосходно разъяснил разницу между звездным телом, сообщающимся с астральным светом, и создает инстинкт, животных и mens, действительно представляющей собою искру Божества.

Пиеагор, Платон, Левкип, Эпикур, Плиний, Макробий и все посвященные древнего мира признавали всемирный флюид, как душу распространенную по всей вселенной, оживотворяющую все существа и невидимой цепью соединяющей их всех воедино.

Если верить Порфирию, так вот что отевчал Дельфийский Оракул вопрошавшему его о том, что такое Бог:

«Бог есть источник жизни, начало всего сущего, хранитель всех существ. В нем вмещается необъятное пламя громадной глубины, это пламя все производит. Сердце не должно опасаться прикосновения этого пламени такого нежного, приятного, спокойный жар которого вызывает продолжительную гармонтю мира. Все преисполнено Богом; он всюду пребывает. Никто его не создал. Он Всеведущий».

Для древних ученых Бог был итогом, собранием в одно всех существ. Они говорили:

«Юпитер это все то, что ты видишь, и все то, что движется».

Наименование «Иегова» у евреев имеет подобное же значение:

ת דת

Это наименование, прочитываемое справа налево, состоит из четырех букв, в сущности заключающихся только в трех буквах, так как одна из них повторяется два раза. Эти буквы следующие: иод, хе, во, хе. Итак иод: это принцип (начало) активный или фаллус; хе: принцип пассивный, следовательно женскаго рода (cteis); во: это lingham или соединение фаллуса и ктеиса, а повторение хе это спелый плод, раскрывающийся для того, чтобы бросить свое семя, то есть это: рождение или сотворение.

Наименование Бога Евреев Иегова, означает всемирное творениее, душу, жизнь всей Природы, то есть, теже самые силы, которым поклонялись и обоготворяли Аристотель, Платон, Виргилий. Но наш материальный и разрозненный век едва ли поймет величие этих образов.

Древше каббалисты шли еще далee. Всегда стремящиеся все опоэтизировать и придать жизнь человеческую всей Природе, они утверждали, что небо и земля взаимно любят друг друга.

Небо,[13] говорит Плутарх, согласно воззрениям людей выполняло функции отца, а Земля – функции матери. Небо было отцом, потому что ниспосылало семя в недра земли посредством дождя, а земля, принимая семя, оплодотворялась им и рожала, становясь таким образом матерью».

Таким образом древние ученые признавали брак между небом и землею, и вследствие этого появились итафаллические торжества и праздники и освещение культа Фаллуса и Ктеиса в древних святилищах.

Такого же рода происхождение культа Лингвама, было и у индейцев, который представляет собой соединение детородных органов двух полов, выставляемых этими народами в храмах Природы, чтобы быть всегда существующей эмблемой всемирной плодотворности.


Эфирное

Итак, для посвященных, эфир, – душа Вселенной, астральный свет были двигатели Природы, а сама Природа была лучезарным проявлением Могущества Бога.

Бог был всегда с ними и около их. Он заставлял вращаться необъятные числом и величиною шары в небесных сферах и в то самое время, когда он наполнял Солнце громадными потоками пламени, по его велению произростала былинка, травы и Он же давал жизнь насекомому, сокрытому в муравье. Бог был везде: в воздухе, в водах и в недрах земли. Таких воззрений держались: Пифагор, Платон, Сократ и другие ученые древнего миpa.

По учению каббалистов душа дышит подобно телу. Близость болот, стоячих вод вызывает в голове лихорадки, горячки и заразные болезни, также точно невинная душа совращается и заражается, в соприкосновении с дыханием нечистых душ, и погибнет, если не скроется от них. Сохраняйте себя чистыми, чтобы не омрачить тяжелыми испарениями разврата блеск света, сияющего в вас!

«Свет, – говорит Беркелей, – это язык Божества, смутно понимаемого нашими чувствами и мы, в тысячях форм и оттенков, едва лепечем божественные слова».

Бальзак в своей книге «Луи Ламбер» говорит:

«Все на свете продукт Эфирной субстанции, общей основы многих феноменов, известных под весьма неподходящими именованиями: электричества, теплоты, света, флюида, гальванизма и прочее. Всеобщность превращений этой субстанции представляет то, что вульгарно принято называть: материя. Таким образом, по отношению к человеку, четыре вида материи: звук, цвет, запах и форма имеют одно и тоже происхождение».

Как известно, по воззрениям Магии звук, цвет, запах и форма имеют одно общее происхождение и исчезают или соединяются с астральным светом, частью которого они всегда состоят.


Сны и предсказания

То, что именуется воображением, есть только присущая нашей душе способность ассимилировать образы и отражения, содержащиеся в свете.

Формы предметов, будучи только видоизменениями света, пребывают в свете, куда направляет их отражение. А потому, астральный свет, или земной флюид, называемый нами великим магическим деятелем, преисполнен образами или отражениями.

Ничего не теряется в Природе и ничто не забывается. Следы, казавшиеся исчезнувшими в нашем воспоминании, в действительности не исчезли и какое-нибудь случайное обстоятельство их вызывает и напоминает нам о них. Но каким же образом мы их видим? Как мы уже говорили, мы видим их в астральном свете, передающем их нашему мозгу, посредством механизма нашего нервнаго аппарата.

Легкое дуновение ветерка, шелест листьев, запах дождя, вид моря, все достаточно, чтобы вызвать в нас воспоминания, по-видимому, о давно уже забытом. В состоянии бодрствования, предметы реального мира мешают нам видеть астральные образы, которыми мы очевидно окружены, так как mens преобладает над нашим звездным телом и препятствует пользованию этой нашей способностью; но когда мы спим, mens как бы засыпает и звездное тело входит в сношеше с этими образами весьма часто смутными и странными, но иногда верными и вполне определенными.

Бальзак рассказывает, что когда он учился в школе, его школьным товарищем и другом бы Луи Ламбер. Получив дозволение на другой день посетить знаменитый по красоте месоположения замок Рошамбо, оба они были в неописуемом восторге и с трудом могли дождаться следующего дня. Когда они наконец пришли к холму, с которого открывался вид на замок и его окрестности, Ламбер с изумлением сказал Бальзаку: «Да все это я видел сегодня ночью во сне и отлично узнаю эти группы деревьев, даже цвет воды этой реки и каждую башенку замка».

Таким образом ясно, что крайне возбужденное состояние Ламбера указало ему в астральном свете эти образы или напряжением воли, возбужденной страстным желашем увидеть замок, в его мозгу, во время сна, вызвано было фотографическое изображение замка и его окрестностей.

Наступит день, когда эти странные явления будут разъяснены, но уже и теперь каббалисты претендуют на понимание этих явлений.

Самой вероятной причиной нервного возбуждения является электричество, центром направления которого служит головной мозг. Сомнамбулы, лучше чем во сне, не теряя сознания своего, существовали посредством внезапного электрического толчка, вызванного магнетизером, могут все видеть отчетливо там, куда магнетизер направляет их покорную мысль, для сосредоточения которой достаточно иногда долго и пристально вглядываться в стакан с водою, или в кофейную гущу.

Мы видели недавно, как Анри Деланж, серьезно и усиленно занимавшийся мистицизмом, первым в Париже возобновил забытые опыты, принудить какую-либо нервную особу видеть в воде стакана пейзажи, дома, обстановку комнат, не только поблизости, но и в отдаленных странах. Он достигал этого, изумительно сильным напряжением своей воли.

Сомнамбулы и подверженные экстазу обыкновенно обладают ясновидением и оно наиболее определенно, когда абстракция очень усиленна. Таким образом, беременные женщины более ясно и отчетливо видят, потому что ни гораздо болee находятся под влиянием астрального света, способствующего формированию их ребенка, нежели другие.

Были люди доходившие до того, что без всякой посторонней помощи, вполне сосредоточивались и впадали в состояние ясновидения одной только силою своей воли. Одним из таких был известный Аполлоний Тианский. Поставив свою душу в нервное сношение с окружающим электричеством, они, как бы в магическом зеркале, видели отражение предметов существовавших далеко и даже видели отражение того, что будет в будущем и таким образом могли предсказывать, и при этом не впадали не только в каталепсию, но даже и в экстаз.

Человек высшего порядка силою разума и усиленным напряженем воли, может повелевать своим звездным телом и пользоваться им как орудем или как покорным рабом.


Видения. Гороскопы. Предчувствия

Не может ли человек сделать что-либо еще большее? Не может ли он, так сказать, «раздвоиться» и появиться в один и тот же день и в один и тот же час в двух различных местах, весьма отдаленных друг от друга?

Ничего в мире не может быть достовернее и прочнее установленного, как присутствие отца Альфонса-Мари де Лигвори, епископа Св. Агаты около умиравшаго папы Ганганели в то время, как этот самый Лигвори был всеми видим у себя в доме, на большом расстоянии от Рима, и в это время молившись, впал в состояние экстаза.

Когда он пришел в себя, тотчас сказал стоявшим около него и молившимся вместе с ним людям: «Друзья мои, святой отец только что умер!»

Два дня спустя, приехавший курьер, привез известе о смерти Папы, и час смерти его вполне совпадал с тем временем, когда епископ пришел в себя после экстаза.

Вальтер Скотт в своей книге: «Демонология» говорит: «Можно, я полагаю, придти к заключению, что человечество уже с незапамятных времен имело умы, подготовленные верить в сверхестественное, веря в существование интеллектуального мира и выводя из этого общего положения несомненную истину, что каждый человек, от нищего до монарха, после того как сыграли на земле свою роль, продолжают существовать, хотя лишенные телесности и могут еще, если на это имеется соизволение Верховного Существа, присоединяться и входить в сношения с живущими на земле. Эта безусловная возможность появления усопших на земле должна быть признаваема всеми, верующими в Бога и в его Всемогущество».

По всей вероятности мы окружены призраками, невольно вызываемыми нашими воспоминаниями. Однажды Казот сказал: «Эта зала переполнена гостями, но я легко различаю между ними тех, кого уже нет на земле, по испускаемому ими из себя сияния». Но надо сказать, что Казот был замечательным ясновидящим и всем известно знаменитое предсказание, сделанное им на обеде знатных людей. Об этом предсказании говорил Лагарп.

Когда Шопфер, отлично известный всему Лейпцигу, вызывал в магическом зеркале призраки родственников лиц, обращавшихся к нему с этой целью, он делал только то, что постоянно выполняет каждый фотограф. Он крайне увеличивал зрительную силу.

«Наша душа – говорил Рабле[14] – порывается к небу, то есть к своей отчизне и видит ее воображением». В свою очередь Гофман в своем «Фло» говорит:

«С тех пор как Хаос исчез в созданной Материи, дух земли образует все видимые формы, извлекаемые им из этой существующей материи и вследствие этого происходят также сны и призраки. Эти фигуры как бы наброски того, что есть или того, что должно бы быть».

Астральный свет сохраняет все отражения и, следовательно, ежедневный вид неба. Этот же свет содействует зачатию ребенка и его развитию во чреве матери. Знаки, отпечатлевшиеся в астральном свете в силу притяжения сфер, как это открыто мудрецами и в особенности Парацельзом, снова воспроизводятся на телах, образовываемых астральным светом. Люди имеют эти знаки на всем теле, но преимущественно на лбу и на лице. Знание и объяснение этих знаков представляет собою искусство предсказывания. То, что астрологи усматривают в звездах, тоже самое хироманты узнают по руке, черты и знаки которой возпроизводят отражение расположения звезд в момент появления человека и вступления его в жизнь. Это искусство основано на логике.

Природа не запрещает, то есть не препятствует разгадывать ее тайны, потому что она сама преисполнена предупреждений, предостережений и пророчеств. Провидение даровало людям интуицию оккультных наук, чтобы предугадывать несчастья и избегать их, или чтобы вперед смириться и быть готовым претерпевать эти бедствия. Но Провидение еще более благодетельно: тем, кого оно признает слабыми и иногда даже душам избранным, оно ниспосылает предчувствия, чтобы предупредить их о приближающихся бедствиях.

Предчувствия ничто иное, как своего рода предугадывания. Во все времена и у всех народов случалось, что в войны даже самые храбрые возвещали товарищам, что они будут убиты в предстоящем сражении и действительно слова их сбывались.

Бальзак в своем романе «Cousin Pons» говорил: «Если рассматривать только вероятную, возможную сторону гадания, верить в то, что предшествовавшие события в жизни человека и тайны, ему одному известные, могут быть немедленно изображены стасованными и снятыми им картами, которые составитель гороскопа распределяет кучками, согласно таинственным правилам, – это, пожалуй, можно назвать нелепостью, абсурдом. Но ведь абсурдом называли изобрение пара, абсурдом называли воздухоплавание, а в давнопрошедшее время абсурдом называли книгопечатание, изобретение пороха, очков, граверного искусства и в недавнее время фотографии. Даже такой человек, как Ришелье посадил в Бисетр (дом для умалишенных) известного Соломона де Ко, когда этот нормандский мученик явился к нему со своим проектом применения пара к мореплаванию».

Теперь мы перейдем к феномену еще более изумительному – воздействию воли на астральный свет.


Лучеиспускание. Магическая цепь

Каждый человек, одаренный сильной волей и твердо желающий чего-либо достигнуть, оказывает сильное влияние на других людей. Эта лучезарность, делающаяся более вибрирующей, более влиятельной, в силу овладевшего им своего рода лихорадочного состояния, электризует, подчиняет себе лучистост окружающих его людей и увлекает их, овладевая ими. Энергия воли несомненно действует заразительно.

Бальзак говорил: «Фанатизм, да и вообще все сильные ощущения и чувства силы живые, влиятельны. У некоторых людей они могут сделаться всепоглощающим потоком воли».

Вальтер Скотт в своей «Демонологии» говорил: «Когда общее сознание опасности и огонь энтузиазма овладевают чувствами многих людей внезапно и одновременно, тогда умы всех испытывают как-бы электрический толчок, переходящий от одного к другому».

Г. Тьер в своей книге «Histoire de la Eevolution» говорил: «Большие народные собрания нас возносят, отрывают от себя самих и тесно связывают со всеми другими».

Как Бальзак, так и Вальтер Скотт, а также Тьер отметили, сами того не сознавая, магическую цепь. И действительно магическая цепь, это энтузиазм, это трепет, вызывающий созвучную вибрацию в каждой отдельной индивидуальности общего круга и возбуждающий нервные и жизненные силы своими симпатическими токами, связывающими нас с внешним миром.

Нет сомнения, что это значит: овладеть посторонними волями и принудить их усвоить вашу волю. Это равносильно обращению их в приверженцев, в подданных, в рабов!

Можно образовать цепь тремя способами: знаками, словом и соприкосновением. Устанавливают знак принятием его по общему соглашению, как изобразителя известного рода силы. Таким образом христиане входили в сообщение между собою посредством крестного знамения; масоны сообщались наугольником, освещенным Солнцем, а маги сообщались знаком микрокосма и т. д.

Магическая цепь, образованная словами, изображалась древними золотой цепью, исходящей из рта Гермеса. Ничего не может сравниться с электричеством красноречия: лучшим доказательством служит Петр Пустынник, поднявший всю Европу, провозгласив три слова: «Так хочет Бог!»

Tpeтий способ образования магической цепи заключается в соприкосновении. Между личностями, часто встречающимися друг с другом, ток обнаруживается весьма скоро и наиболее сильная воля, почти немедленно порабощает все другие воли. Непосредственное, прямое соприкосновение рук дополняет гармонию настроений и вот потому-то рукопожатие служит признаком симпатии и дружбы.[15]

Всем проповедникам, всем ораторам известна мощь магической цепи электрически-воздействующей, исходя от кафедр на всех собравшихся. Вот при таком условии происходят чудеса, и Святой Винцент де Поль, могучим своим словом, умел заставить знатных женщин снять с шеи и из ушей все драгоценные украшения и все золотые цепи, ради создания приюта для покинутых детей, существующего еще и в наше время.


Г. Юм

Прежде чем закончить наш беглый обзор Каббалы, мы скажем несколько слов о человеке, поразившем весь Париж изумительными магическими чудесами, совершенными им перед многочисленными и безупречными свидетелями.

Юм извлекает свое могущество из астрального света, которым он насквозь проникнут и, кроме того, если верить магам и многим ученым, эту силу сообщает ему содействие элементарных духов, витающих в астральном свете.

По нашему мнению, Г. Юма можно смело сравнить с электрическим скатом, и это сравнение тем более кажется верным, потому что после нескольких сеансов его мощь ослабевает и даже совсем исчезает и он нуждается в значительном отдыхе, чтобы снова зарядиться электричеством, как это обыкновенно делает электрический скат. Есть геркулесы по силе физической, как есть геркулесы по силе моральной. Г. Юм геркулес по силе электрической; он совмещает в себе электрическую силу ста человек, быть может даже и тысячи человек, и вот потому он может, если вздумает, перемещать тяжелую мебель, отворять двери, окна, ломать столы или вызвать появление рук.

Каждый может по-своему судить о г. Юме, но что касается нас, мы ровно ничего не знаем о его жизни, характере и прошлом, но одно только мы можем вывести заключение: несомненно то, что наш мир в прямом сообщении с двумя внешними мтрами: небесным и адским.

Полагаем, что мы достаточно поговорили о Каббале, так как не имели намерения составить целый курс об этой науке. Что касается другой магии, порожденной ребяческой гордостью человека, мнящей себя в силах повелевать элементарными духами, словом «Черная Магия», так о ней достаточно сказать два слова: ее настоящее наименование: Помешательство.

В заключение мы скажем еще следующее, резюмирующее собою всю Магию:

Самая великая сила магии, это – Воля.

Первое правило в Каббале следующее: «Все что хочешь сегодня, когда-либо получишь, если не желаешь невозможнаго!»