Вы здесь

Тайны российской аграрной науки: тимирязевский прорыв. Монография. Глава 3. Петровская (Тимирязевская) академия и становление аграрного образования в СССР (А. Б. Оришев)

Глава 3. Петровская (Тимирязевская) академия и становление аграрного образования в СССР

Профессора на перепутье: принимать ли Советскую власть?

В 1920-е гг. перед Петровской (Тимирязевской) академией, как и перед другими высшими учебными заведениями молодой советской республики, была поставлена задача перестроить учебный процесс на новых, социалистических началах. Это перестройке следовало осуществляться в трех направлениях: реорганизация управления, переработка учебных планов и программ обучения, и что особенно важно – пролетаризация студенчества. И все эти задачи были решены.

По словам академика Е. Ф. Лискуна, этот период в истории академии стал самой блестящей ее эпохой. В вузе работало блистательное поколение высокоодаренных профессионалов с широчайшим кругозором. Для них знание нескольких языков было естественным, знакомство с музыкой, литературой и театром – необходимым. Эти люди были специалистами высочайшей квалификации, преданными рыцарями аграрной науки.

Казалось, что с такими выдающимися кадрами как Н. И. Вавилов, В. Р. Вильямс, В. П. Горячкин, Д. Н. Прянишников, А. В. Чаянов академию ждет безбедное существование. Но 1930-е гг. стали временем очередных испытаний. Легендарному учебному заведению пришлось пройти несколько реорганизаций, пока руководство страны не осознало того, что для решения задач социалистического строительства в сельском хозяйстве жизненно необходим вуз, имеющий статус центра сельскохозяйственного образования, а не развивающиеся отдельно друг от друга небольшие учебные заведения.

Итак, Октябрьская революция свершилась. Однако удержат ли большевики власть? В то, что они пришли всерьез и надолго, мало кто верил. И среди ученых академии было немало пессимистов. Если Февраль был встречен на «ура», то приход к власти В. И. Ленина и последовавшей вслед за этим разгон Учредительного собрания оставил гнетущее впечатление. Ученые еще долго колебались, муссируя тезис об аполитичности науки, пока, в конце концов, не приняли решение «принять» Октябрь и ленинские преобразования. В качестве примера можно привести профессора П. А. Вихляева – по партийной принадлежности эсера, который надежды на процветание России связывал с Учредительным собранием. А отнюдь не с большевиками.

Как новую эру в истории человечества воспринял Октябрьскую революцию В. Р. Вильямс. Будучи уже немолодым человеком, он приветствовал приход к власти большевиков. С энтузиазмом революцию принял профессор Ав. А. Калантар. С ее первых дней целиком отдался он служению молодой республике. Одним из первых среди профессоров Петровской академии стал на сторону Советов Е. А. Богданов. Постепенно, шаг за шагом к пониманию сущности Октябрьских событий пришел Д. Н. Прянишников17.

К. А. Тимирязев и Октябрьская революция

Сделал непростой выбор и Климент Аркадьевич Тимирязев, всю свою творческую жизнь показывавший коллегам пример человека с абсолютно незапятнанной биографией с точки зрения этики и морали. Последние годы жизни ученый был тяжело болен и почти не работал. Но революции 1917 г. не оставили его равнодушным. К. А. Тимирязев считал, что должен отдать победившему народу весь свой опыт и знания, и готов был на всё.

Личность К. А. Тимирязева была популярна среди революционных партий. Многие пытались заручиться его поддержкой, переманить на свою сторону, зная об активной гражданской позиции ученого. Известно, что К. А. Тимирязев был русским патриотом, приветствовал в 1878 г. начавшуюся войну с Турцией за освобождение братьев-славян. В сентябре 1917 г. ЦК партии эсеров выдвинул кандидатуру К. А. Тимирязева на пост министра просвещения. Однако симпатии ученого оказались на стороне большевиков. К. А. Тимирязев с энтузиазмом поддержал Апрельские тезисы В. И. Ленина и Октябрьскую революцию.

К. А. Тимирязев: «Наука и демократия»

В первые годы советской власти К. А. Тимирязев написал несколько статей, в которых приветствовал революцию и большевиков. Несмотря на тяжёлую болезнь, он участвовал в работе Наркомата просвещения РСФСР и Социалистической академии общественных наук, членом которой был избран в 1918. В 1920 г. К. А. Тимирязев был избран депутатом Моссовета и послал В. И. Ленину свою новую книгу «Наука и демократия».

Вождь мирового пролетариата был глубоко тронут подобным отношением со стороны выдающегося ученого и поспешил тому ответить. 27 апреля 1920 г. К. А. Тимирязев получил письмо следующего содержания:

«Дорогой Климентий Аркадьевич! Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья! Ваш В. Ульянов (Ленин)»18.

Легенды памятника К. А. Тимирязеву

Если выйти из дверей главного корпуса и посмотреть на памятник К. А. Тимирязеву, то возникает странное чувство: Климент Аркадьевич пристально смотрит прямо тебе в глаза. Случайное совпадение или замысел скульптора? Сказать однозначно не берется никто.

Еще одна легендарная история связана с яблонями. Дело в том, что деревья, которые сейчас растут вокруг памятника, росли когда-то около уничтоженного большевиками храма Христа Спасителя, были выкопаны и перенесены на нынешнее место, когда разгорелась революция.

Рядом с яблонями, по периметру памятника стояли скамейки, и каждый желающий мог отдохнуть в тени деревьев. Сейчас от них остались только воспоминания и старые фотографии.

Штаб контрреволюции в Петровке

Студентам также пришлось делать выбор. И большинство тех, кто тогда учился в Петровке, большевистскому режиму были не рады. Вокруг кружка естествознания даже образовался некий студенческий контрреволюционный штаб. История сохранила только фамилии этих петровцев: Леонтьев, Озеров, Шапинский, Яковлев. К этой группе примыкал институтский врач Струев.

Приведем характерный пример отношения петровцев к делу революции: некий студент Попов пригласил десяток красногвардейцев, усталых и измученных в студенческую столовую, чтобы накормить их. И студенчество резко осудило эту инициативу: «как же ты посмел ухаживать за этой свол… ю»?!

Юнкера в студенческой столовой

«Царя свергли. Керенского все любят. Что еще нужно этим проклятым большевикам?», – примерно так рассуждало большинство студентов-петровцев. И чтобы не быть голословными, пригласили юнкеров. Якобы, для охраны академии. Прибывшие юнкера расположились в столовой, старостат стал угощать их чаем.

В дело вмешались рабочие, создавшие свой, так называемый рабочий комитет. Этот рабком в ультимативной форме потребовал от юнкеров удалиться из академии. Только узнав, что скоро прибудет отряд Красной гвардии, вновь испеченные охранники удалились, решив не испытывать судьбу. Таков был Октябрь в Петровской академии.

Академия – это не фабрика

С первых дней Октябрьской революции рабочие, трудившиеся в академии, выставили требование установить рабочий контроль и включить пролетариев в состав правления вуза. Профессура, как могла, отговаривалась: рабочий контроль необходим на заводах, академия же не фабрика, а учено-учебное заведение, а сами рабочие ничего в науке не смыслят.

Первые шаги рабфака

После Октября 1917 г. перед молодым советским государством стояли сотни проблем, требующих неотложного решения. Одна из них – подготовка будущих руководителей для крестьянских хозяйств. Страна находилась в кризисном состоянии, его усугубляла нехватка квалифицированных кадров. Без них нельзя было строить социалистическое сельское хозяйство. Поэтому уже 29 ноября 1918 г. Наркомат просвещения издал проект положения о курсах для подготовки рабочих и крестьян в высшие учебные заведения, а летом 1919 г. было принято решение о создании при ряде вузов рабочих факультетов.

В Положении о высших учебных заведениях 1922 г. уже четко говорилось, что в составе каждой высшей школы непременно должен быть рабочий факультет, имеющий цель подготовку лиц из рядов пролетариата и трудового крестьянства к научным занятиям в высших школах19.

Нужен ли рабфак сельскохозяйственному вузу?

Жаркие споры разразились в академии. Нужен ли рабфак сельскохозяйственному вузу? Могут ли дети рабочих и беднейших крестьян абстрактно мыслить? Ответы на эти вопросы имели под собой не только научный, но и политический подтекст.

Враждебно относились к рабфаку научные учреждения академии. Можно отметить только один, показательный факт: осенью 1920 г., когда рабфак начал свои занятия, для его студентов устраивались экскурсии по опытным учреждениям академии. Группа рабфаковцев прибыла на Опытное поле. Вопреки ожиданиям, администрация приняла их недружелюбно. Заведующий Опытным полем, возражая против допущения студентов на поле, поднял принципиальный вопрос – о целесообразности проведения такой экскурсии для студентов рабфака. Мотив – неподготовленность студентов. Для разрешения этого вопроса вызвали декана рабфака. Последнему пришлось выступать как профессору, чтобы доказать своему коллеге его неправоту. Экскурсия была проведена без вреда для неподготовленных студентов и без малейших повреждений для научных ценностей Опытного поля.

Официальное открытие рабфака: попытка бойкота

Не менее враждебно было отношение к рабфаку студенчества основных курсов. Как уже говорилось, 15 декабря 1920 г. официальное открытие рабфака было отмечено торжественным празднованием. Студенчество других факультетов решило бойкотировать праздник и по данному случаю обратилось в Ревтройку с ходатайством от имени общестуденческих представителей в Совете академии: не приостанавливать 15 декабря занятий в академии. В ходатайстве, в частности, говорилось: «в виду того, что все студенчество по официальному заявлению руководителей празднества к участию в открытии рабфака не приглашено, просим занятия не приостанавливать».

Письмо В. И. Ленину или как поступить на рабфак

У каждого рабфаковца был свой непростой путь в академию. Показательна история Никиты Ивановича Дрокина – одного из первых слушателей рабочего факультета. В 1917 г. он отправил открытку в Смольный на имя В. И. Ленина. В ответ пришла посылка с газетами, текстом Декрета о земле. Многие вопросы не давали Н. И. Дрокину покоя, и он решил написать В. И. Ленину новое письмо: «Со дня Октябрьской революции я почувствовал в себе полную свободу. Мне стало легче. Я словно воскрес. Вполне явились новые надежды, что я теперь смогу учиться. В чем я вас, товарищ Ленин, прошу мне помочь: каким путем получить мне хотя бы немного общего образования, и тогда мне будет легче класть кирпичики, из которых мы строим наше здание коммунизма. Крестьянин Н. И. Дрокин»20.

Вскоре в ответ на это письмо он получил пакет, в котором сообщалось, что в губисполком пришла просьба В. И. Ленина: оказать содействие Никите Ивановичу в поступлении на курсы. Так Н. И. Дрокин стал слушателем рабфака Тимирязевки.

В рабфаковской коммуне

Рабфаковцам негде было жить, поэтому на первых порах они занимали пустующие в окрестностях дачи. Вместо стипендий им некоторое время выдавались лишь небольшие пайки, и слушатели жили коммунами.

Как рассказывает бывший слушатель рабфака А. А. Чувикова, коммуна – это когда все средства и продукты питания складывались в общий «котел», а расход их производился на основе решения общего собрания всех членов коммуны: так легче было пережить то голодное время. Коммуна имела и свои «Правила жизни», разработанные коллективно. Правилами обязывалось самообслуживание: уборка комнат и всего общежития поручалась студентам. Кроме того, члены коммуны дежурили на кухне: обеспечивали печи дровами, мыли посуду в столовой и чайной, наблюдали за закладкой продуктов в котел. Был в правилах пункт, который обязывал слушателей посещать музеи, театры и кино, систематически обсуждать литературные произведения.

Профессор И. А. Каблуков и четвертая пара ботинок

Трудно в это поверить, но, чтобы оказаться на лекции ближе к лектору, студенты-рабфаковцы занимали заранее очередь у входа в аудиторию. Столь велико было у рабочих и крестьян желание учиться.

«Учиться было интересно», – вспоминает ветеран академии, выпускник агрономического факультета М. А. Улицкий. И приводит курьезный случай. После курса лекций по неорганической химии студенты стали сдавать экзамены. Профессор Иван Алексеевич Каблуков, чтобы не смущать экзаменуемого, не смотрел прямо ему в лицо, а наклонив голову, глядел вниз. И вот вдруг поднимает он голову, смотрит прямо на экзаменуемого и спрашивает: «А почему же эти ботинки пришли ко мне третий раз?»

Покраснев, студент пролепетал: «В нашей коммуне имеется только три пары приличных ботинок и все, кто идет на экзамен, надевают эти ботинки и более приличные костюмы».

Профессор И. А. Каблуков сказал: «Давайте вашу зачетную книжку, вы отвечали на все вопросы очень хорошо. Завтра приходите ко мне, и я дам вам четвертую пару ботинок».

Это предложение обсуждалось на общем собрании коммуны, и было решено – за ботинками к профессору не ходить, а взять подряд на раскорчевку пней в совхозе и полученные за работу деньги истратить на обувь. Но этого не пришлось делать, так как 19 августа 1923 г. на Крымском валу открывалась I Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, а в подготовительных работах к ее открытию должны были принять участие многие студенты и преподаватели.

75 орфографических ошибок героя социалистического труда К. А. Борина

Учеба рабфаковца – К. А. Борина, окончившего до этого только два класса, началась в Тимирязевке с курьезного случая. Вспоминает он сам: «Первая моя письменная работа была вся испещрена красным карандашом. В ней было 75 орфографических и пунктуационных ошибок». Но герой – колхозник не испугался трудностей учебы, хотя и был к тому времени уже известным всей стране человеком, делегатом VIII Чрезвычайного съезда Советов – того самого съезда, на котором была утверждена Конституция СССР 1936 г.

За послевоенные годы К. А. Борин окончил аспирантуру, стал лауреатом Государственной премии, Героем Социалистического Труда, преподавателем ведущего сельскохозяйственного вуза страны.

Стахановцы в сельском хозяйстве

К. А. Борин был не единственным стахановцем, учившимся в академии. Ее студентами были инициаторы стахановского движения в сельском хозяйстве: А. И. Оськин, П. И. Ковардак, П. Н. Ангелина, Ф. И. Колесов.

Эти люди занимали особое положение в советском обществе. Так, у Паши (Прасковьи) Никитичны Ангелиной была прямая телефонная связь со Сталиным. Этой чести были удостоены считанные люди – А. Стаханов, В. Чкалов, И. Папанин. В СССР она улыбалась со страниц газет и журналов, как настоящая кинозвезда. В женском облике с известной скульптуры «Рабочий и колхозница» есть Пашины черты – она дружила со скульптором Верой Мухиной.

Бригадный способ сдачи экзаменов

После революции в вузы разрешалось поступать всем. Здесь было жилье, усиленные пайки, студентов снабжали одеждой. Но демократия была доведена до абсурда. Студенты сами выбирали, кто будет читать лекции, кому давать пайки, кому не давать, где и как учиться. Учебный процесс практически остановился. Тогда придумали бригадный способ. Создавали бригады по семь-девять человек. Если бригадир сдал экзамен, значит, и вся бригада сдала.

Проводы паровичка

В 1922 г. в академии произошло событие, вошедшее в историю благодаря профессору Алексею Федоровичу Фортунатову, который вместе со студентами организовал торжественные «проводы» в депо паровичка – парового трамвая и встречу трамвая нового поколения, работавшего за счет электричества.

Агрономический поезд

В 1923 г. по линии Белорусской железной дороги курсировал так называемый агрономический поезд – одна из первых форм сельскохозяйственной помощи населению в СССР. Главную роль в этом проекте играли студенты Петровской академии, ставшие инициаторами поездки. Ради справедливости отметим, что сама идея была заимствована у американцев. В США агропоезда к тому времени успели доказать свою эффективность.

В непростых условиях, в нетопленных вагонах, при свечевом освещении «путешествовали» петровцы по России. Однако от посетителей не было отбоя. Крестьяне, и железнодорожники и учителя вместе с учениками – все проявили интерес к поезду. При этом самая важная задача – установить связь с местными агрономами была решена. Агрономические совещания были проведены в Вязьме, Смоленске, Минске.

Визит Н. К. Крупской

В 1924 г. перед отъездом на посевную кампанию студенты Тимирязевки направили делегацию к Н. К. Крупской, чтобы пригласить ее выступить перед молодежью вуза. Надежда Константиновна приехала и произнесла зажигательную речь в Большой химической аудитории. Она сказала: «Вы едете на сельскохозяйственные предприятия, чтобы набраться опыта в работе, в тоже время все должны помнить, что вы обязаны вести культурную работу среди сельского населения. В деревнях сейчас организуются избы-читальни, сельскохозяйственные кружки. И я надеюсь, что вы активно включитесь в это народно-просветительное мероприятие».

Слушать выступление Н. К. Крупской собрались студенты, преподаватели, даже окрестные крестьяне. Самая большая академическая аудитория была переполнена, заняты все проходы, лестницы, ведущие в аудиторию, вестибюль, и даже на улице при входе в корпус стояла огромная толпа. Так как академия в то время не была радиофицирована, то выступление Н. К. Крупской передавалось на улицу через окно с помощью рупора. Оно неоднократно прерывалось аплодисментами, а когда закончилось, то были такие овации, что казалось, толстые стены «Химички» не выдержат и рухнут. Когда Надежда Константиновна должна была выходить из аудитории, студенты посадили ее в кресло и так вынесли на улицу. Сфотографировались с нею и в этом же кресле донесли до машины, украшенной огромными гирляндами цветов21.

Так или иначе, но в открытых источниках есть сведения о визите Н. К. Крупской в академию. Однако практически ничего не известно об ответном визите, который состоялся несколько позже, после смерти В. И. Ленина. Часть студентов-тимирязевцев в то время, когда И. В. Сталин только начал «чистку» партийного аппарата, добилась приема у Н. К. Крупской, высказав супруге покойного вождя свою тревогу за судьбу другого лидера Октября – Л. Д. Троцкого. По некоторым данным Надежда Константиновна нашла слова, чтобы «успокоить» студентов, сказав им, что «товарища Троцкого Сталин не посмеет тронуть». История, как мы знаем, распорядилась иначе.

История студента-самозванца Махина

Некий студент, по фамилии Махин однажды после вечеринки с нехитрой выпивкой признался, что на самом деле он никакой не Махин, а бывший казачий есаул, похитивший у убитого красноармейца документы и партийный билет. С собой Махин все время носил бритву, чтобы успеть перерезать горло, когда придут забирать. И действительно, судьба шла за ним по следу, «как сумасшедший с бритвою в руке». Кто-то из студентов донес, Махина долго искали. Якобы он прятался в Тимирязевском парке, где было много потаенных мест. Расстреляли Махина как врага народа22.

«Социалистические обязательства» студентов-тимирязевцев

В 1930-е гг. появилась новая студенческая традиция – студенты брали на себя так называемые «социалистические обязательства». Так, студенты 5 группы II курса экономического факультета взяли обязательство сдать экзамены по основам марксизма-ленинизма только на «хорошо» и «отлично», стать значкистами ВС I и II ступени, ПВХО I и II ступени ГТО I и IIступени, принять активное в подготовке и проведении выборов в местные Советы депутатов трудящихся.

Студенты 2-й группы III курса экономического факультета (комсорг Мальцев, профорг Зырялов, профорг Еремко), 1-й группы III курса экономического факультета (комсорг Емельянов, профорг Мосин) обязались добиться 100% повышенных оценок по курсу «Основы марксизма-ленинизма» и не менее 95% по всем дисциплинам в среднем. Студент Обуховский взял на себя обязательство прочитать и законспектировать работы В. И. Ленина «Две тактики социал-демократической партии в демократической революции» и «Шаг вперед, два шага назад».

Находились, правда и такие, которые формулированием соцобязательств особо не утруждались. В основном это были студенты младших курсов. Они брали на себя обязательства сдать экзамен без «двоек», не опаздывать на занятия и т. п.

«Беседчики» – пропагандисты

В 1930-е гг. на студентов Тимирязевки легла еще одна важная задача – правовое просвещение избирателей в ходы выборных кампаний в различные органы власти. Просвещение это проходило в форме бесед с избирателями того или иного округа. Отсюда и название этих активистов – беседчики и беседчицы. Одной из таких «беседчиц» была студентка полеводческого факультета Аня Крупенина.

Ровесница революции Аня Крупенина (родилась она в 1917 г.) воспитывалась в условиях советской деревни. Сначала она училась в сельской школе, затем в семилетке и в 1933 г., имея большую тягу к аграрной науке, поступила в Сельскохозяйственный техникум. В 1938 г. А. Крупенина пошла на учебу в Ивановский сельскохозяйственный институт, а уже в 1939 г. училась в Тимирязевской академии. Здесь ей была поручена работа беседчика на 72 избирательном участке г. Москвы. Только в течение сентября-октября 1939 г. она провела занятия по шести темам Положения о выборах в местные Советы депутатов. Одновременно она провела ряд бесед о решениях 4 и 5 сессий Верховного Совета СССР и 22-й годовщине Октябрьской революции.

Не обходилось и без казусов. К примеру, студент Якимов был назначен беседчиком, но когда пошел проводить беседу, то оказалось, что на трех слушателей выделено два беседчика. Это не смутило Якимова. Вместе с заведующим агитпунктом Демченко они быстро нашли выход… Якимов стал бригадиром над оставшимся беседчиком. Не случайно писала в те годы газета «Тимирязевка»: «Такое положение с развертыванием агитационно-массовой работы коллективом агрохимического факультета терпимым быть не может. Партийная организация факультета должна потребовать от партбюро коренной перестройки работы».

Были и другие проблемы при организации бесед. Отсутствовали порой помещения для проведения занятий, не хватало иллюстрированного материала, не было связи с местными партийными и профсоюзными организациями. Имели место случаи, когда отдельные рабочие задерживали своих жен, мотивируя тем, что они сами разъяснят все происходящие события. Домохозяйки между тем, проявляли большой интерес к беседам с молодыми людьми – студентами Тимирязевки, обращаясь с просьбами разъяснить им тот или иной политический момент.

Обучение во сне

Кроме бригадного метода студенты в 1920—1930-е гг. осваивали и другие новомодные методики. Однажды в академии прошел слух, что материал можно хорошо усвоить во сне. В тимирязевском музее сохранилась фотография, на которой ребята спят, а знаменитый профессор Н. М. Тулайков, объявленный позже «врагом народа», читает им учебник.

Искусство Мельпомены: самодеятельный студенческий театр

В 1930-е гг. в академии появился свой собственный театр. Начало коллективу было положено ещё в 1938 г., когда несколько энтузиастов сыграли сценку из пьесы Н. В. Гоголя «Женитьба» под руководством режиссера Черемеева. В следующем году тимирязевцы показали сцены из пьесы советских драматургов Масса и Куличенко «Сады цветут», руководил постановкой режиссер Синяков. В 1939 г. под его же руководством студенты разыграли очень модную в те годы пьесу В. Шкваркина «Чужой ребенок». Тогда же режиссер Черемеев поставил классическую пьесу А. Н. Островского «На бойком месте».

В 1940 г. режиссер Синяков инсценировал уже два спектакля: пьесу М. Горького «Васса Железнова» и пьесу В. Шкваркина «Простая девушка».

Юным артистам и режиссерам, ставившим спектакли, нельзя было не считаться с реалиями жизни. Выбор пьес жестко контролировался партийным комитетом Тимирязевской академии. Репертуар должен был соответствовать идеологической линии партии, поменьше иностранных авторов, больше отечественных. Обязательны были премьеры к государственным праздникам: Дню 7 ноября – юбилею Октябрьской социалистической революции, пьесы о молодежи, о проблемах сельского хозяйства и т.д.23.

Смерть поэта

Ты думаешь: «Письма в реке утонули,

А наше суровое время не терпит.

Его погубили кулацкие пули,

Его засосали уральские степи.

И снова молчанье под белою крышей,

Лишь кони проносятся ночью безвестной.

И что закричал он – никто не услышал,

И где похоронен он – неизвестно»


Эти пророческие строки принадлежат выпускнику академии Сергею Ивановичу Чекмареву – яркому поэту, ставшему посмертно Лауреатом премии Ленинского комсомола. По окончании вуза ему как талантливому молодому специалисту предоставили место в аспирантуре, но Сергей отказался. Не согласился он работать и в тресте в Москве, потому что не хотел «сидеть в каменной коробке и скрипеть пером». И выбрал «далекую Башкирию». Здесь он работал старшим зоотехником Таналыкского совхоза Хайбуллинского района, а затем старшим зоотехником совхоза «Иняк» Зианчуринского района.

Содержательна и многообразна была деятельность С. Чекмарева на Урале. Он читал лекции на курсах колхозников-животноводов, руководил комсомольским политкружком, выпускал стенгазеты, организовывал выступления художественной самодеятельности.

11 мая 1933 г. Сергей Чекмарёв уехал на лёгком тарантасе на ферму Чебеньки. Около деревни Ала-Байтал его мёртвым вытащили из реки Сурень. До сих пор нельзя с уверенностью сказать, была ли это трагическая случайность при переходе реки или комсомолец был убит. Где он похоронен, тоже осталось загадкой.

«Краткий курс истории ВКП (б)» – настольная книга студентов 1930-х гг.

Предшественницей современных кафедр истории и философии является кафедра марксизма-ленинизма, ставшая в 1930-е гг. одной из ведущих в академии. Учебная работа преподавателей кафедры включала тогда лекции и семинарские занятия, которые проводились на основе «Краткого курса истории ВКП (б)» и отдельных произведений классиков марксизма-ленинизма. Кроме лекций и семинаров, при учебном кабинете были организованы индивидуальные консультации.

Сейчас, по прошествии стольких лет отношение к «Краткому курсу истории ВКП (б)» изменилось. Книгу уже давно не считает гениальной, скорее наоборот. В те времена звучали иные оценки. Приведем мнение профессора Д. А. Кисловского: «Изучая историю партии по краткому курсу, восхищаешься той глубиной проникновения в самую суть происходящих событий, тем умением предвидеть и той железной волей в осуществлении своих заданий, которыми отличалась и отличается партий большевиков под руководством товарища Ленина и товарища Сталина. […] Книга имеет громадное значение не только как дальнейший этап в построении теории человеческого общества, но и громадное воспитательное значение. Несмотря на краткость и чеканность формулировок, это книга не для легкого чтения, это настольная книга, к которой приходится возвращаться не раз и не два».

Кафедра марксизма-ленинизма, активно взялась за организацию помощи отстающим студентам, которым никак не удавалось одолеть «Краткий курс». С этой целью каждый ее преподаватель выделял один день в шестидневку для проведения консультаций и оказания помощи отстающим студентам. Наряду с этим проводились индивидуальные консультации для всех желающих студентов. Ради справедливости скажем, что посещаемость этих консультаций оставляла желать лучшего. Между тем, необходимость в них имелась. Например, студент II курса экономического факультета Сергиенко записал при изучении первой главы учебника в свой конспект следующее положение: «Крепостное право способствовало появлению кулаков». На замечание преподавателя о том, что это неправильно, Сергиенко ответил, что об этом он читал у писателя Тургенева. А так как Тургенев писатель-реалист, то «я не могу с ним не согласиться».

Надо сказать, что в 1930-е гг. к кафедре марксизма-ленинизма со стороны руководства академии предъявлялись порой завышенные требования. По крайне мере, эти требования были выше, чем к кафедрам естественнонаучного цикла. Неоднократно она подвергалась критике, а к ее преподавателям применялись меры дисциплинарного воздействия. Так, ассистент кафедры Котельников был уволен с работы за прогул. За опоздание на работу ассистенту Суслову объявили выговор, на старшего преподавателя Брусиловскую наложили взыскание.

Физкультура и военное дело в академии

Физкультура и спорт в Тимирязевской академии 1930-х гг. находились под особым контролем: были обязательными членство в Осоавиахиме, участие в спортивных секциях, получение значков «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский конник», «ГТО». Создавались мото-, авто-, парашютные, пилотные, альпинистские и другие кружки. Физкультурные парады, репетиции к ним, соревнования по строгой ступенчатой системе занимали не только свободное от учебы время, но зачастую проводились и за счет учебы. Время было голодное, и в качестве поощрения выдавались талоны на питание, путевки в профилактории и дома отдыха24.

«Ворошиловские стрелки»

Массовым увлечением студентов в 1930-е гг. стал стрелковый спорт. В академии училось сотни ворошиловских стрелков I-й и II-й ступеней. Так называемые оборонные специальности стали популярны в Тимирязевке. Только в пулеметном кружке занималось 300 человек. Многие увлекались парашютным спортом. Это занятие было не только хобби. Студенты, учившиеся хорошо стрелять, готовились к войне. И этот важный навык пригодился в годы Великой Отечественной войны.

5-километровый поход в противогазах

Сотрудников и студентов академии готовили к будущей войне достаточно серьезно. Одной из форм подготовки были учения по противодействию газовым атакам противника. Так девушки должны были совершить 5-километровый поход, надев на себя противогазы. Отказы не принимались.

Футбольные легенды Тимирязевки

В 1930-е гг. популярнейшей в СССР массовой народной игрой стал футбол. В футбол играли все: в городах, промышленных районах, в колхозах, кишлаках и аулах. Количество команд насчитывалось десятками тысяч, которые заключали в себе 150-тысячную армию футболистов. В 1937 г. в академии была создана сборная команда по футболу. Ее тренером стал А. Артемьев. В 1938 г. академия сразу двумя командами участвовала в розыгрыше на первенство вузов г. Москвы. Из 14 матчей были одержаны только две победы, четыре игры сведены в ничью, остальные матчи закончились поражением наших команд. Такие результаты первого сезона серьезно волновали руководство кафедры и секции.

Поэтому в 1939 г. работа футбольной секции была перестроена. Если в 1938 г. до начала первенства вузов было проведено только две товарищеских встречи с футбольными командами Водного института и института механизации и обе проиграны, то в 1939 г. академическими командами до 15 сентября было проведено 16 игр. Их результаты внушали оптимизм: 10 побед, 3 поражения и 3 ничьих с общим счетом 24 забитых и 9 пропущенных мячей.

С успехом были проведены игры с соседями – Водным институтом и институтом механизации. Футбольная команда института механизации им. В. М. Молотова тимирязевцами была просто разгромлена со счетом 8:0.

Успех футболистов Тимирязевки в играх с командами добровольных спортивных обществ г. Москвы был замечен и футбольную команду ТСХА по рекомендации Московского комитета физкультуры и спорта 20 июня 1939 г. пригласили в Солнечногорск для участия в спортивном празднике. Среди лучших футболистов-тимирязевцев того времени в историю вошли студенты Каменев, Любавский, Немцов, Сериков. Однако наряду с достижениями в футбольном хозяйстве академии имели место и недостатки, о чем в те годы честно писала газета «Тимирязевка». У футбольной команды не хватало хороших мячей. В свое время на приобретение спортивного инвентаря директор академии Ф. П. Платонов выделил 1000 рублей. Но деньги эти были потрачены на иные цели. Тренер футболистов А. Артемьев, будучи энтузиастом в сфере футбола, слабо разбирался в тактике командной игры. Недостаточное внимание футболу уделялось со стороны профессиональной организации академии и ДСО «Урожай». За весь 1939 г. ни разу бюро ДСО «Урожай» не заслушало футбольную секцию о ее работе и нуждах.

«Аполитичность – есть первый шаг вредительства»

В начале 1930-х гг. в академии началась борьба с «нежелательными элементами». Гонениям подверглись ученые, служившие ей верой и правдой. О конкретных персоналиях поговорим в следующей части книги, а пока приведем цитату профессора Владимира Петровича Бушинского из его выступления на общем собрании научных работников 28 марта 1930 г.: «Необходимо дать резкий отпор вредителям. Вся масса честных преданных социалистическому строительству специалистов должна пойти на решительную борьбу с вредительством, на борьбу за социалистическую реконструкцию сельского хозяйства… Специалист не должен замыкаться в свою техническую работу. Аполитичность есть первый шаг вредительства. Неосознание этого способствует вредительским действиям»25. В таком же духе высказались его коллеги С. А. Зернов и В. В. Подарев.

Священномученик Иоанн Артоболевский

В 1920-е гг. прекратил существование академический храм. В 1922 г. из храма были изъяты церковные ценности. В одно из воскресений Великого поста, накануне изъятия ценностей, обращаясь к студентам – участникам кружка христианской молодежи, последний настоятель храма священник Ионн Артоболевский прочел послание Патриарха Тихона. Этот поступок был расценен властями как контрреволюционная агитация. Вскоре было принято решение выслать священника за границу. Причем Артоболевский должен был покинуть родину самостоятельно. Отца Иоанна освободили, но уже через несколько дней последовал новый арест. Состоялся суд, священника приговорили к трем годам лишения свободы, а затем вновь отпустили26.

Однако в 1933 г. власти вспомнили об отце Иоанне вновь. Он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 15 марта 1933 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Иоанна к трем годам ссылки в Вологодскую область. По отбытии наказания он вернулся в Москву.

22 января 1938 г. органы госбезопасности в очередной раз арестовали священника, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.14 февраля «тройка» НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Артоболевский был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой27.

На Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. отец Иоанн Артоболевский был канонизирован как священномученик, память которого отмечается в день его кончины – 17 февраля28.

Взрыв академического храма

После окончательного закрытия храма в 1927 г. в нем устроили клуб и винный магазин, на одной из стен которого, если судить по фотографии, тайно сделанной для зарубежного издания о разрушенных российских храмах, висел портрет И. В. Сталина.

В апреле 1934 г. храм взорвали в ознаменование годовщины со дня смерти В. И. Ленина. Якобы того требовали студенты: «колокольный звон мешает учиться».

Есть и другая версия этого решения: его снесли «по причине необходимости спрямления трамвайной линии». Надо сказать, что церковь действительно перегораживала Ивановскую улицу, названную так, поскольку она шла по прямой, проведенной от колокольни Ивана Великого.

Академик И. Э. Грабарь считал храм Петра и Павла выдающимся архитектурным памятником, но даже он, признанный и обласканный советской властью художник, не стал рисковать утратой советских привилегий для защиты благолепного храма. В последующем на его месте поставили монумент В. Р. Вильямсу.

Спасение музея коневодства

Одной из достопримечательностей академии является Музей коневодства, появившийся в 1940 г. Интересна его «дотимирязевская» история. Собрать воедино лучшие образцы «конного жанра» и «конского портрета» – такую задачу поставил перед собой в начале прошедшего столетия коннозаводчик Я. И. Бутович. Не считаясь с затратами, он покупал картины, рисунки, скульптуры, заказывал портреты рысаков своего конного завода. К 1917 г. в имении Прилепы Тульской губернии было уже настоящее художественное собрание – «Коннозаводская галерея». Так назвал ее хозяин. Коллекция значительно пополнилась в первое послереволюционное десятилетие, когда Я. И. Бутович оставался в Прилепах директором ставших государственными конного завода и галереи.

В 1928 г. все собранное Я. И. Бутовичем богатство – почти 1200 экспонатов, было перевезено в Москву и стало основой фондов Государственного научно-художественного музея коневодства и коннозаводства, открытого при Московском ипподроме 23 января 1929 г. Самого же основателя музея сначала ненадолго арестовали, а потом выслали из столицы. Живя в Вязьме, а впоследствии в Щиграх, он составлял подробное описание коллекции и писал воспоминания, содержащие множество интересных сведений. Умер Я. И. Бутович в крайней нужде в 1937 г. или 1938 г., точная дата его смерти неизвестна.

Как уже упоминалось, в 1940 г. музей был передан Тимирязевской академии. Это, в конечном счете, и спасло заведение. Ставший единственным в СССР, музей коневодства расположили в здании Анатомикума – одного из красивейших корпусов академии. Многочисленные картины и скульптуры, выставленные в музее, изображают лошадей различных типов, показывают их в работе, на отдыхе, в боевой обстановке.

В музее был создан и постоянно пополнялся фонд фотонегативов по коневодству, число которых достигло несколько тысяч. Фотоснимки с этих негативов приобретали конные заводы, племенные рассадники, зооветкабинеты совхозов, учебные заведения, сельскохозяйственные выставки. Кроме того, в музее подготавливались учебные наглядные пособия по породам, экстерьеру, тренировке и испытаниям лошадей29.

Учхоз Отрадное – «зеленый рай» академии

В 1930-е гг. академия имела два учебных хозяйства. Первое из них – хозяйство «Отрадное» располагало 300 га полевой земли, 200 га плодового сада и 40 га ягодников. Оно служило основной базой для учебной практики студентов четырех факультетов (кроме зоотехнического).

В 1930-е гг. страна жила в обстановке всеобщей подозрительности. Объекты, которые представляли какой-либо стратегический интерес, засекречивались. Подобная участь постигла учхоз «Отрадное», который в целях конспирации на картах именовался совхозом «Отрадное».

Территория учхоза была ограничена с запада современной улицей Хачатуряна, с севера – улицей Декабристов и, соответственно, Бескудниковской железнодорожной веткой, с востока – промышленной зоной ВДНХ, с юга – рекой Лихоборкой, и практически примыкала к Ботаническому саду. Причём южнее Отрадной улицы размещались учебные поля и теплицы Тимирязевской академии, отчего эта часть учхоза и была прозвана «Опытным полем». Севернее же Отрадной улицы произрастали роскошные яблоневые сады, до сих пор сохранившиеся в воспоминаниях местных жителей.

Есть мнение, что учхоз назвали «Отрадное» из-за небывалых, отрадных урожаев, которые здесь собирали. Однако еще в начале 1920-х гг. в этой местности находилась животноводческая ферма «Отрадное» и две деревушки – Козеево и Слободка. Выбор организации учебного хозяйства на этом месте пал из-за его близости к академии. Поэтому имеющуюся здесь глинистую почву пришлось сильно удобрять. И благодарная земля сполна отплатила действительно отрадными урожаями. Однажды за лето с пяти гектаров сняли 65 тонн земляники. Именно здесь работала знаменитый селекционер Мария Павлова.

Учхоз представлял собой большое хозяйство – около 500 гектаров с огромным садом, овощными полями, парниками, ягодниками, цветочными оранжереями, молочной фермой, овощехранилищем на тысячу тонн, складом удобрений, семенной сушилкой, тракторным парком.

В учхозе впервые в нашем сельском хозяйстве испытали пленочные теплицы (вместо стеклянных). В них выращивали различные фрукты и ягоды, в том числе виноград. Там, где сейчас метро «Отрадное» протекала Лихоборка – веселая чистая речка, рядом били ключи, куда местные жители ходили по воду. А потом речку убрали под землю в трубу, сад выкорчевали, теплицы сломали, а землянику с крыжовником закатали асфальтом.

«Злые» тимирязевские лоси

Среди тимирязевских зоологов до сих пор ходит легенда о лосях, которых якобы планировалось использовать в военных целях в ходе финской кампании 1940 г. Надрессированный лось должен был агрессивно реагировать на финскую речь. Солдат и офицеров вражеской армии лоси должны были буквально «забодать». Но дело в том, что на северо-западе СССР проживали и советские финооязычные народы. Лось мог не разобрать кто свой, а кто чужой. Поэтому от этой идеи решили благоразумно отказаться. На кафедре зоологии до сих пор рассказывают байки о том, что в финских лесах и в наше время бегают злые лоси и нападают на представителей карело-финских народностей.

Библиотека Тимирязевской академии: холодная зима 1940 г.

Историки пишут о суровой зиме 1941 г. Однако для академической библиотеки суровой стала и предшествующая зима. В 1939—1940 учебному году в деканат плодоовощного факультета не раз приходили студенты с заявлениями о невозможности заниматься в читальных залах Центральной научной библиотеки. Жалобы эти имели под собой основания. Студенты, приступившие к подготовке к экзаменам, придя в читальный зал, тотчас его покидали. Причина в том, что температура в отдельных залах упала до 5о С. И такая температура держалась более месяца.

Тимирязевское кладбище

В 1941 г. в парке, находящемся на территории академии, было основано одноименное кладбище. Задумывалось оно как небольшой некрополь для захоронения профессоров академии.

Расположено кладбище в Северо-Восточном административном округе города Москвы, на улице Пасечной, д. 7. Это одно из самых маленьких кладбищ в Москве. Занимаемая им площадь составляет всего 0,5 гектара.

Если судить по надгробиям, то на небольшой территории Тимирязевского кладбища похоронено всего около трех десятков человек, в основном профессоров академии. Это такие профессора как академик П. И. Лисицын, организовавший семеноводство в Советском Союзе, А. М. Дмитриев, который разработал курс луговодства, С. И. Жегалов, являвшийся одним из основателей селекции овощных видов, а также микробиолог Н. Н. Худяков и агрохимик И. С. Шулов.

Однако есть и другие данные, согласно которым на этом участке за все время было захоронено около 1500 человек. Именно здесь находилась когда-то братская могила.