Предисловие
Традиционная педагогика делает акцент на детско-родительских отношениях, отказывая Ребенку в праве распоряжаться своим физическим пространством, вещами, игрушками, денежными сбережениями. Ребенок между тем все больше осознает себя и жизнь через предметный мир, а не только через отношения со взрослыми.
В этой книге предметы, окружающие Ребенка, рассматриваются как тайный код его поведения и проект будущей личности. Такого ракурса пока еще не предложил никто. На Западе можно найти издания, в которых предметный мир Ребенка описывается с точки зрения психоанализа: предметы как проекция материнской груди или средство удовлетворения физиологических потребностей. Мой подход скорее этнографический. Много лет, отталкиваясь от культурно-бытовых особенностей нашего общества, от исторического контекста, я стараюсь не просто описать – озвучить «немой» мир важных для Ребенка предметов и сущностей.
Конструируя предметный мир Ребенка, родители помогут ему строить и защищать свое «Я».
«Читая» предметы как манифест программы действий Ребенка, родители научатся ориентироваться в его желаниях, фантазиях и страхах. Оформляя детскую, выбирая подарки, расставляя вместе с Ребенком игрушки, обсуждая поделки, мы учимся гармонизировать, упорядочивать его внутренний мир, формируем уверенность Ребенка в себе, прокладываем мосты между сердцами всех членов семьи, открываем новые горизонты развития личности Ребенка.
Всю свою жизнь мы пробуем обрести свободу, раскрепоститься, дистанцироваться от условностей, но в результате только меняем дислокацию в пространстве символических связей. Раньше считалось, что настоящая эмансипация происходит только тогда, когда дети в период подросткового бунта уходят из семьи. Но сегодня дети уходят из семьи только в случае непреодолимых противоречий. Все реже! И это не отменяет серьезной работы над собой, личностного роста. Потребность в переопределении себя, своего места в мире, да и мира как такового может наступить в любое время. Так называемые психологические кризисы, преследующие нас до конца жизни, и есть попытка переопределиться, эмансипироваться от старого и интегрироваться с новым опытом.
Впервые в этой книге я пишу слово Ребенок с большой буквы. В тайном мире предметов все существа уникальны. Ребенок – это титул особо посвященного существа. К тому же я не знаю, как зовут вашего Ребенка, а ведь именно его вы будете представлять, читая эту книгу. Так что Ребенок – это как бы символическое имя. А символики и даже мистики впереди будет предостаточно, так что настраивайтесь!
Опираясь на свои чувства, Ребенок реагирует и действует гораздо адекватней, чем компетентные взрослые, которые его окружают. Мир дан ему в первичных ощущениях, и пока он их не забыл, пока он ими пользуется, ореол счастья окружает все, к чему прикасается юный маг.
Теории вертикального наследования, когда родители учат детей, сменились сегодня другими теориями – горизонтального и даже обратного наследования: когда дети учатся друг у друга и когда родители учатся у детей.
С точки зрения адаптации к быстро меняющемуся миру все равно, кто у кого учится, лишь бы всем было хорошо и уютно. Но мы, взрослые, продолжаем настаивать на своей роли самых важных и самых главных людей в жизни Ребенка, призванных бороться с детским инакомыслием. Вместе с тем в поисках ресурсов адаптации к быстро меняющемуся миру и новых источников энергии даже очень серьезные специалисты стали обращаться к детскому опыту освоения мира.
Старая педагогика приучила нас к пассивной модели отношений Ребенка с миром: самое важное, что нужно ему дать – внимание и заботу со стороны взрослых, прежде всего мамы. Пассивный ребенок, который тихо сидит в углу и никому не мешает, в принципе устроил бы всех взрослых. Привести его в спокойное состояние, убаюкать, утешить, отвлечь, поставить в угол, посадить перед телевизором, вручить джойстик от компьютерной приставки или планшет – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. В обществе потребления комфорт и спокойствие стали базовыми социальными ценностями. Не случайно слова Comfort и Comforter (Утешитель) в английском языке созвучны. Транквилизирующие, усыпляющие практики вместо возбуждающих и мобилизующих «работа», «борьба», «достижения», «вперед и выше». Что же, можно понять: когда Ребенок спит, мать может отдохнуть. Но возникает вопрос: как теперь разбудить и вывести из состояния спячки физически здоровых, молодых, с хорошей генетикой уже давно-не-детей?
Старые методы воспитания обычно опираются на мораль. Для нас важно, чтобы Ребенок хорошо себя вел. Но чтение моралей, особенно строгим голосом, подавляет перепуганного Ребенка, а не побуждает к поиску и достижениям. Стимулы, которые делают Ребенка счастливым, любопытным и подвижным, – физического и даже физиологического порядка, а потом уже социального и нравственного. Не случайно самым эффективным педагогическим проектом признан проект «Вода и песок»: малышам предлагают творить чудеса из первородных элементов, погружаясь в них ладошками, и дети чуть ли не визжат от восторга.
Самой популярной спекуляцией, превозносящей способности детей, стала теория о детях индиго. Ее запустили журналисты, а психологи считают гиперкомпенсацией общественного сознания за столетия недооценки детей. На мой взгляд, о космическом происхождении Ребенка говорить пока рано. Но недооценивать опыт детей – непростительная ошибка. Сегодня в любой команде по производству инновационных продуктов, от компьютерных программ до новой еды, есть креативщик, который предлагает альтернативные «сумасшедшие», «дурацкие» решения. Креативщики, как и дети, думают не по правилам – и именно в этом их сила. Попробуйте предложить что-нибудь «дурацкое», получится в лучшем случае у каждого десятого. Но это у взрослых, а среди детей статистика гораздо более благоприятная: пять из десяти предлагают необычные решения! Под самым носом у заносчивых взрослых рождаются прекрасные альтернативные миры!
Эта книга призвана расширить представления родителей о закулисье отношений Ребенка с миром – с виду предметным, а на поверку самым что ни на есть человеческим, предельно насыщенным – переживаниями, надеждами, желаниями и страхами.