Часть первая. Магия сновидения
Дневное и ночное сознание
Когда-то моя двоюродная сестра стала видеть странные сны. Иногда ей снилось, что она заходит в соседний магазин и покупает там какие-то продукты, иногда – что она отправляется в туристический поход, иногда – что она получает неожиданный и желанный подарок… Такие сны видят многие. Но особенностью ее снов было то, что они всегда имели продолжение в реальной жизни. Она заходила в магазин и неожиданно покупала то, что рекомендовал сон, уезжала в турпоход, хотя прежде этого не планировала, и даже получала те самые подарки, о которых мечтала. Сначала она воспринимала свои сны спокойно, немного над ними шутила, а потом стала панически бояться. Она стала думать, что кто-то внушает ей во сне, чего ожидать от будущего. Сбывавшиеся позже сны требовали разгадки.
А хуже всего то, что спустя какое-то время она стала не только видеть такие сны, но и слышать некий голос, который стал ей давать советы – что делать, чего не делать. Как начитанный человек, она точно знала, что голоса, звучащие в голове, штука отвратительная, это симптом шизофрении. И тогда она, собрав остатки мужества, отправилась на прием к психиатру.
– И что же, – спросил ее доктор, – голоса вам внушают что-то плохое?
– Нет, – удивилась она. – Ничего плохого, напротив, только хорошее, но…
– Тогда что же вас беспокоит?
– Как что? Они же звучат в моей голове! Иду я по улице и вдруг слышу: зайди и купи капусту и морковь, сваришь вкусный суп. Или же я собираюсь за продуктами, а голос говорит: сегодня лучше немного поголодать.
– И вы следуете советам своих голосов?
– Следую.
– А почему?
– Я неожиданно понимаю, что именно этого мне и хочется. А если я не прислушаюсь к советам своего «голоса», то получается только хуже. Либо еда мне не кажется аппетитной, либо случаются неприятности…
– Какие неприятности? – удивился доктор.
– Недавно не послушала его, решила погулять в парке и подвернула ногу, словно кто-то меня толкнул.
– То есть кто-то невидимый вас толкнул?
– Нет, было сыро, и я поскользнулась…
– А голос предупреждал, что вы получите травму?
– Нет, просто не рекомендовал прогулку в парке.
– Почему?
– Не знаю.
– А что рекомендовал?
– Посидеть дома с книгой…
К счастью, доктор оказался мудрым человеком. Он не обнаружил шизофрении у моей двоюродной сестры. Он просто объяснил ей особенности устройства нашего мозга, и породившие у нее появление странных снов и звучащих в голове «голосов».
– Вы совершенно нормальный человек, – сказал ей доктор. – И ваши сны и голоса не имеют никакого отношения к психическим отклонениям. Просто с вами говорит ваше подсознание. Обычно люди с ним не умеют общаться, а вы умеете.
– Но ведь я читала, что голоса – это признак раздвоения личности…
– Не в вашем случае. Личность у вас как была целостной, так и осталась. Но каким-то образом вы смогли связать дневное сознание с подсознанием. И как я понимаю, процесс происходил постепенно. Сначала вы стали видеть особенные сны, а потом появился и голос. Очевидно, сны заставили вас внимательно посмотреть внутрь себя, и у вас это получилось. Скажите, ведь сны стали появляться после какого-то происшествия?
– Да, – вспомнила она, – я попала в автомобильную аварию, повреждений не получила, но очень испугалась.
– Вот вам и начало вашей истории с «голосами». Ваш страх каким-то образом заставил навести мост между сознанием и подсознанием.
Доктор абсолютно прав. Наш мозг организован особенным образом, он имеет два полушария. Одно полушарие отвечает за логическое мышление, другое – за образное. Одно полушарие отвечает за обоснование наших действий, проводит над ними контроль, и, когда мы говорим: «Я так решил», «Я это сделал таким образом», мы имеем в виду, что осознаем свои решения и поступки, и если потребуется, то сможем восстановить очередность наших мыслей или действий.
Другое полушарие нам никакого отчета о своей работе не дает, и мы этой работы не видим. Но именно оно контролирует то, что мы называем бессознательными действиями. Например, оно собирает информацию о состоянии нашего тела, незаметно для нас контролирует такие процессы, как обмен веществ или дыхание, но отчетов мы не получаем, если процессы проходят более или менее нормально. И только в том случае, если выявлено явное нарушение, создающее угрозу для жизни или здоровья, мы реагируем. Причем сигнал об опасности доводит до нас уже другое полушарие, на понятном нам языке логики.
Одно полушарие – логическое – работает с нашим сознанием. Другое – с подсознанием. И у большинства людей связи между этими двумя полушариями развиты довольно слабо. Вот и получается, что огромный массив информации не попадает в наше поле зрения. А между тем это очень важный массив. Ведь подсознание фиксирует абсолютно все, что с нами происходит, оно тоже дает мозгу отчеты, но мы и представления о них не имеем.
Когда моя двоюродная сестра вопреки совету своего голоса отправилась на прогулку в парк, она получила травму. Почему? Подсознание «знало», что она подвернет ногу? Нет, но, честно обработав информацию о погоде (только что прошел дождь), состоянии дорожек в парке (много выступающих из земли корней, неровностей почвы), скользкой подметке прогулочных туфлей и манере моей кузины ходить, не глядя под ноги, подсознание сделало вывод: после дождя на тропинках в скользкой обуви легко получить травму. Этот вывод и прозвучал в голове сестры как совет не гулять в парке, а почитать дома книжку.
Обычно люди таких предупреждающих слов не получают. Но у моей двоюродной сестры после дорожной аварии каким-то образом изменилась работа мозга. Она стала ощущать (слышать) работу своего подсознания. Смею вас заверить, явление это не такое уж редкое: некоторые люди, с особо чувствительной психикой, имеют такие способности с рождения, другие получают их «в виде подарка» после травмирующих событий, но практически все обладают этим даром в моменты, когда сознание перестает блокировать подсознание. А происходит это во время нашего с вами сна.
Проще всего перекинуть мостик между сознанием и подсознанием, если попытаться заглянуть в тайную мастерскую сновидений. Так что в этой части книги мы поговорим о наших снах и о том, как научиться использовать наши ночные видеофильмы для улучшения дневной жизни.
Сны, которых мы не помним
– Я совершенно не высыпаюсь, – жалуется доктору человек.
– Вам снятся кошмары?
– Нет, я не помню своих снов, но утром встаю абсолютно разбитым. Говорят, что во сне плачу или кричу.
Это очень распространенное явление. Многие люди испытывают во сне страдание и страх, но после пробуждения не могут ничего рассказать. У них не остается ни малейшего воспоминания о сне, кроме ощущения разбитости и усталости или плохого настроения. Причем забываются не только плохие сны, но и хорошие. И лишь незначительная часть сновидений, те сны, которые мы видим на границе пробуждения, остаются в нашей памяти. Но мозг работает все время, которое мы спим. Во время сна происходит активный обмен информацией между двумя частями нашего сознания, просто мы тут же забываем об этом. Почему? В основном потому, что сознание не любит заполнять себя лишней информацией, оно оперирует выводами.
Если сознание считает, что информация не имеет жизненно важного значения, эта информация сохраняется в мозге, но не используется: она как бы не нужна. Другая причина в том, что информация из сновидений записана на языке подсознания, который сильно отличается от языка дневного сознания, выражается в образах и ощущениях. Поскольку сознание им не оперирует, то оно и не запоминает сны. Для сознания сон – это ночная мастерская, в которой происходит отработка жизненных сценариев. В этом царстве подсознания тело и мозг удаляют все, что им мешает или не нужно, готовят нас к пробуждению и реальной жизни. Подсознание проигрывает наши дневные ситуации и помогает преодолеть те или иные психологические проблемы, лучше овладеть какими-то навыками и восстановить правильную взаимосвязь между клетками нашего тела. Если ему это удается, мы просыпаемся здоровыми и полными сил, то есть осознаем, что во сне хорошо отдохнули. Если ему это не удается, то встаем мы совершенно разбитыми и уставшими.
Иногда мы даже помним такие сновидения.
– Я всю ночь трудился на шахте и толкал перед собой вагонетки. На лице была черная пыль, и я очень устал…
– Всю ночь я составлял годовой отчет и делал ошибку за ошибкой, и мне приходилось все время считать в столбик, потому что калькулятор перестал работать…
– Я всю ночь вел спор со своим начальником и ничего не мог ему доказать…
Подсознание смогло связаться с дневным сознанием и сообщить ему, что ваше поведение и ваши реакции делают вас уязвимыми и могут принести вам неприятности, но оно смогло только повторять одну и ту же сцену, заостряя на ней внимание. Поскольку решение найдено не было, то и сон не принес отдыха. Мы считаем такой сон бессмысленным, хотя в нем заложен особый для нас смысл: нам необходимо что-то изменить, чтобы утомительные сны прекратились, причем изменить в реальной жизни. Но чаще всего сон подсознания остается непонятым и не услышанным дневным сознанием, и мы просто не помним таких снов.
Запомните: только во сне все люди, независимо от типа мышления, пользуются в равной мере информацией из сознания и подсознания. Только во сне снимается блокировка между полушариями головного мозга, и мы можем свободно оперировать всей информацией. Сон, по большому счету, необходим организму не только для отдыха и восстановления сил, но для психической коррекции поведения, для усвоения уроков прошедшего дня, для осмысления полученного опыта и выработки стратегии будущего поведения.
Замечено, что люди, которые с трудом входят в фазу быстрого движения глаз (так называется тот период сна, когда человек видит сновидение), хуже адаптируются и в нормальной жизни. Ученые проводили немало опытов, когда разными способами лишали людей этой фазы сна: либо будили их в момент вхождения в сновидения, либо не позволяли вообще заснуть, – и испытуемые становились медлительными или, наоборот, слишком взвинченными, неадекватно реагировали на раздражители, с трудом вспоминали какие-то известные вещи, им было тяжело учиться, они плохо могли использовать полученный ранее опыт, обычные несложные действия вызывали у них неуверенность в себе, при расчетах они постоянно сбивались, а ответы на вопросы требовали у них гораздо больше времени, чем у тех, кто спал полноценным сном.
Что же происходит во время фазы быстрого сна? Именно в этом периоде сна мозг начинает так называемую «обработку данных». Она подключает все органы чувств – слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, но задействуются они не на реально существующих объектах и в ситуациях, а на сложных построениях подсознания, часто даже на абстрактных комбинациях, не имеющих ничего общего с реальностью. В ходе сновидений воссоздается та или иная психологически сложная ситуация, которая не получила правильного разрешения в дневное время. Такая корреляция позволяет снимать напряжение и стрессы. Если бы мы не видели снов, то возникла бы такая серьезная эмоциональная перегрузка, которая могла бы привести даже к смерти.
Во время сна мы получаем «тайную», а проще сказать, недоступную в другое время суток, информацию. Эта информация может касаться дневных событий, состояния организма, нашего прошлого и будущего. Однако осмысление этой информации бывает затруднительным после пробуждения, потому что мы ее получаем не в четком, логическом виде, как днем, а в запутанной системе образов разного характера – зрительных, слуховых, осязательных и др. Причем система образов формируется у каждого своя, в зависимости от интеллекта, пристрастий, возраста, пола, мышления.
У людей с логическим мышлением сновидения более формальны, схематичны, лишены насыщенных тонов, чаще черно-белые, абстрактные, основное значение в них придается вербальному ряду и зашифрованному вербальному ряду, который накладывается на зрительный и создает своеобразные фигуры-идиомы. У людей с художественным мышлением сны яркие, музыкальные, сложно структурированы, очень кинематографичны, хотя образы в таких сновидениях могут ничего общего не иметь с реальностью.
Язык сновидений строится по принципу ассоциаций.
В реальной жизни ковер может быть только ковром, собака – собакой, а глаз – глазом. В снах, в силу их малой временно́й протяженности (а фаза быстрого движения глаз длится недолго) и огромного количества используемой информации, приходится оперировать как бы сразу несколькими десятками файлов. Результат такой перегрузки операционной системы – формирование другого типа образов. Рассмотрим, какие есть принципы создания образов.
Сложение. Это значит, что мозг, обрабатывая несколько файлов одновременно, накладывает несколько картинок, и в результате мы получаем конечный результат – единый образ, сложенный из деталей, принадлежащих нескольким предметам или персонажам.
Другой принцип – вычитание, когда из уже имеющегося полновесного образа реальности убираются какие-то существенные черты.
Третий принцип – мультипликация, то есть увеличение числа одинаковых объектов. Четвертый принцип – идиоматизация, то есть превращение вербальных понятий в зрительные; часто таким принципом обладает детское мышление, когда в силу незнания речевых оборотов ребенок трактует их в «прямом смысле». Все вы видели, вероятно, мультфильм, где у человека висела на ушах повешенная кем-то лапша, где холодильник пускали налево, и он честно поворачивал туда, да и сами вы можете прекрасно вообразить, что такое, когда «все коту под хвост» или «хоть кол на голове теши». Во время сна эти слова, которые днем мы произносим не задумываясь, обрастают образами, причем происходит это очень основательно, каждое слово в таком обороте оживает, и в результате складывается совершенно фантастическая картинка.
Пятый принцип – выделение главного: в снах главное обязательно иначе окрашено или озвучено, оно может быть увеличено в размерах, обведено контуром и т. д. Исследуя сны невротиков, ученые обнаружили, что их страхи занимают угрожающе много места в сновидениях. Если у невротика существует какая-то проблема, то именно во сне она становится буквально центром мироздания: любая ошибка вырастает до глобальных масштабов, а фигура самого человека или его «заместителя» во сне уменьшается. Так создается «перекошенное» сновидение, в котором личность человека принижена. Но и у здоровых людей важные проблемы обязательно как-то выделены или обозначены.
Шестой принцип – шифровка наставлений. Любой сон имеет свою «мораль», то есть если он пытается ввести нас в круг проблем данного человека, то результатом становится «постановление» о том, как проблему решить. Если человек не может этого сделать ни в жизни, ни во сне, иначе говоря, оказывается психологически не готовым к решению проблемы, то ему снится, что он бежит от чего-то. Большинство снов с преследователями и преследуемыми – как раз сны о проблемах, которые не разрешить. В тех снах, где решение найдено, появляется либо знак, либо «закадровый голос», либо внезапное изменение хода сюжета, то есть дается в зашифрованном виде рекомендация, как лучше решить проблему в действительности.
Седьмой принцип – изменение течения времени. Оно может быть замедленным или ускоренным, иногда дискретным, то есть сюжет двигается по ступенькам, в него вклиниваются другие сюжеты. Часто за короткий промежуток сна человек проживает целую жизнь.
Восьмой принцип – десинхронизация: сон кажется хаотичным, поскольку изменилось расположение событий во времени; причина и следствие меняются местами, и в результате все, что должно было протекать между ними, перемешивается между собой вне логической последовательности.
Девятый принцип – изменение структуры предметов: свойства хорошо известного вам вещества во сне оказываются иными; так появляются дома, которые можно есть, кирпичи, которые растворяются в воде, жидкие деревья и твердые напитки.
Десятый принцип – конкретизация абстрактных понятий, очень распространенное во сне явление. Только во сне вы можете увидеть образы вместо абстрактных понятий – чисел, формул, каких-то расчетов. Известный факт, что Кеккуле, химик, разгадавший структурную формулу бензола, видел во сне змею, схватившую себя за хвост: именно такую круговую структуру имеет бензол. Проснувшись, знаменитый химик бросился к листу бумаги и тут же изобразил молекулу бензола.
Тайна кошмаров
Сны, которые мы превосходно запоминаем, чаще всего кошмарные. Запоминаем мы их обычно потому, что неожиданно просыпаемся в полном ужасе от собственного крика или слез. Это внезапное пробуждение и помогает нам их не забыть. Через некоторые кошмарные сны мы проходим без пробуждения и тогда их не помним. Вероятно, мы смогли эти кошмары преодолеть самостоятельно, не прибегая к пробуждению как к единственному способу остановить «плохое кино».
– Мне снилось, будто я оказалась в каком-то диком, первобытном лесу. Почему-то я маленькая девочка и одета в красный сарафан, в руках у меня корзинка, в нее я собирала ягоды. Лес вокруг сначала казался солнечным, но таким тихим, точно чего-то ожидал. И мне, несмотря на теплую погоду, было очень холодно. От каждого шороха я вздрагивала, но обернуться очень боялась. Вот так и шла – без тропинки, перебираясь через колючие кусты, трясясь от страха. И наконец впереди показалась открытая поляна. В этот момент я обрадовалась, что лес кончился, и побежала вперед. И вот я на поляне. Сверху льется яркий и очень холодный свет. На поляне лежат белые от времени скелеты. И с другой стороны поляны появляется движение. Мне навстречу идет что-то большое, тяжелое, неумолимое. Вот ветки раздвигаются, и я вижу огромный красный глаз. Я не могу пошевелиться. А оно начинает вылезать из кустов. Ветки ломаются и хрустят, за глазом появляется часть морды, черная, и я вижу пасть. Огромные белые клыки, с них капает кровь. В этот момент я проснулась. На мой крик сбежались все домашние…
– Я иду по ночному городу. Сначала все очень красиво и спокойно. Мосты разведены. Над водой легкий ветер, яркие фонари, где-то играет музыка. Я кого-то ищу, но кого, во сне не помню. Почему-то я ищу его около реки и всматриваюсь в каждый корабль, который проходит по воде мимо меня. Все корабли яркие, в огнях и с флажками, почему-то они несовременные, все с парусами. От ярких огней паруса вспыхивают разноцветными бликами. Проходит один, второй, пятый, десятый, и я понимаю, что одиннадцатого уже не будет и мне необходимо вернуться. Мне это совсем не нравится, но во сне я поворачиваюсь спиной к реке, и тут же все изменяется. Исчезают фонари и свет, впереди лежит черный и узкий переулок, я ежусь от холода и начинаю путь по переулку. Он извилистый и какой-то сырой, и сколько ни иду, он не кончается. Ни одно окно не горит. Ни одна дверь не открывается. Нигде нет ни одного человека. Вдруг я слышу, как далеко бьют часы. И от каждого удара у меня замирает сердце. И как только часы пробили двенадцать, за спиной я слышу чьи-то осторожные шаги, в испуге оглядываюсь и вижу, как из-за поворота под слабым лунным лучом тянется рука, и в этой руке зажат кривой и огромный нож. Тут я понимаю, что это меня выследил убийца и сейчас он меня настигнет. Я бегу, но спотыкаюсь и падаю. И вижу, как надо мной высоко поднимается этот нож и неумолимо ко мне приближается. В этот момент я кричу и просыпаюсь…
В сне-кошмаре человек обычно просыпается либо в момент наивысшего ужаса, либо в момент смерти героя сновидения. Если герою сновидения отрубают голову на эшафоте, тот, кто это увидел во сне, просыпается от ужаса и долго не может перевести дыхание. Но кошмар – не вещий сон, он ничего не расскажет о будущем и ни о чем не предупредит. Все кошмары связаны с решением дневных проблем. К примеру, если у человека что-то не получается с личной жизнью, он делает ошибку за ошибкой, то ему могут сниться кошмарные сны. Скажу сразу: если он оказывается в силах справиться со своим ужасом во сне, он решит свою проблему и в реальности.
Кошмарные сны нам приносят помощь в решении собственных проблем. Недаром такие кошмарные сны нередко называют «корректорами»: они позволяют корректировать ситуации в реальном мире. Очень часто кошмарные сновидения предохраняют нас от реальных и опасных для здоровья стрессов, подготавливая к опасностям или неудачам; помогают пережить травмирующие ситуации, начиная готовить нас к ним заранее.
А если человек не обращает внимания на кошмарные сны? Тогда они постоянно повторяются. Робкому человеку во сне являются пугающие образы, с которыми он вынужден бороться. И если он постоянно спасается бегством, долгое время ему может сниться один и тот же сон, как бы предлагая решение: сейчас ты перестанешь трусить и повернешься лицом к опасности. И такой сон не отпустит, пока человек не преодолеет страх.
Для меня настоящим кошмаром было видеть во сне урок математики. По какой-то непонятной причине у меня вдруг исчезли и диплом, и аттестат зрелости, и ко мне в дом явился милиционер и объявил, что теперь мне снова придется пойти в школу. И вот я прихожу в школу. Там одни дети, из взрослых только я. Мне мучительно стыдно, что приходится учиться вместе с детьми, но втайне я думаю, что, раз однажды школа была закончена, теперь я смогу доказать свои знания, и меня отпустят из этого класса. Но звенит звонок, и в класс входит учительница математики. Она быстро пишет мелом задание на доске и вызывает меня. Я смотрю на математические символы и понимаю, что ничего не помню о дифференциалах, следовательно, не могу решить и примера. Я потею, по лицу стекают капли, я очень медленно начинаю писать на доске, а за моей спиной хихикают и улюлюкают, и от этого волосы у меня встают дыбом, и я понимаю, что никогда не смогу решить этот проклятый пример.
Пока какие-то проблемы в моей жизни не были преодолены, этот сон повторялся чуть ли не каждые два месяца. Так что сны-кошмары на самом деле обозначают наши проблемы и требуют их решения. Чем быстрее проблема решается, тем быстрее уходят и кошмарные сновидения.
Но всегда ли кошмарный сон говорит о нерешенной проблеме?
Нет, не всегда. Иногда такой сон дается нам как предупреждение. Особенно на это стоит обратить внимание, если вы живете вполне спокойной и счастливой жизнью, а сон вдруг показывает какое-то страшное несчастье.
Вещие сны (сны-предупреждения, сны-откровения)
Одной молодой женщине, назовем ее Лида, приснился такой необычный сон. Будто бы она приехала в чужой город и взяла такси от аэропорта. В салоне на лобовом стекле со стороны пассажира был подвешен забавный рыжий чертик. И вот едут они по серому шоссе и разговаривают с водителем о том о сем. Водитель – молодой парень, и он шутит со своей пассажиркой, рассказывает ей анекдоты и сообщает, что только что поспорил с приятелем, что сможет довезти Лиду до города за восемь с половиной минут. Лида очень удивляется, потому что ехать не меньше двадцати километров. Но шофер настаивает, что уложится даже ровно в восемь минут и пятнадцать секунд. И тут Лида видит, что шоссе становится плохо видимым, а машина как бы отрывается от земли и летит по воздуху.
Она просит шофера остановиться, но тот отвечает, что таким образом они смогут обогнать любую машину не по земле, а по воздуху, и он начинает обгонять машины, а они идут плотными потоками навстречу друг другу. Лида от ужаса вжимается в сиденье, вся эта транспортная река ревет на разные голоса, такси едва уворачивается от лобовых столкновений, а шофер только поглядывает на время: пять минут, шесть минут, семь минут, восемь минут… Раздается скрежет, перед глазами огромный красный КамАЗ, в глаза летит стекло… Шофер меланхолично замечает: не успели… Лиду накрывает тьма. Проснулась она от собственного плача, в состоянии шока.
Лида была человеком веселым и не верила в то, что кошмарный сон может стать реальностью. Поэтому, когда через несколько дней ей пришлось ехать на другой конец города, она спокойно заказала такси. В положенное время она спустилась и увидела, что машину уже прислали. За рулем сидел молодой парень. В салоне со стороны пассажира висел смешной рыжий чертенок. Лида посмотрела на чертенка и вспомнила свой сон. Внезапно она решила отложить поездку. Шофер, конечно, рассердился и Лиду отчитал, однако она твердо решила вернуться домой. Вечером из новостей Лида с ужасом узнала, что произошла крупная авария из-за столкновения такси с грузовиком. Показали кадры, снятые на месте происшествия. Камера остановилась на крошеве стекла и рыжего чертика, а когда оператор показал виновника столкновения – красный КамАЗ, она даже схватилась за сердце…
Но совсем не обязательно, что сон-предупреждение покажет точную картину будущего события. Иногда сон говорит намеками, показывает образы, которые внушают опасение, но сами никак в будущем несчастье не задействованы. Это могут быть образы, которых вы боитесь или которые вам неприятны. Например, моему приятелю перед тяжелой травмой жены снился букет с орхидеями, а он считает орхидеи ужасным цветком, несущим несчастье. Другому человеку перед потерей сбережений снилось, что он никак не может поймать муравья: тот залез к нему под кожу и стал прогрызать дорогу к сердцу. Проснулся он в холодном поту, от резкой боли, и думал, что у него сердечный приступ, но оказалось, что с сердцем все в порядке. Приступ у него случился пять дней спустя, когда оказалось, что банк полностью его разорил.
Вещие сны необязательно предвещают несчастье. Они могут показывать реальное местонахождение потерянных вещей или просто говорят о каком-то счастливом случае, который нужно использовать. Вот такого рода сны поначалу случались у моей двоюродной сестрицы. Она рассказывала, что во сне открывала газету, отпечатанную с датой завтрашнего или послезавтрашнего дня, и читала там заметку, каким-то образом связанную с ее будущим. Иногда ей в память врезался адрес или телефон, указанные в газете. Как-то, позвонив по такому телефону, она узнала о неплохом агентстве по трудоустройству, где ей быстро подобрали работу с хорошим окладом.
Но самый интересный случай произошел с одним американцем. Ему во сне стали являться какие-то странные числа, и он никак не мог понять, что это такое, а главное – почему он их видит. Но числа врезались в память, и он не мог их позабыть. Сначала он думал, что это номера телефонов, но потом сообразил, что столько нолей в начале у телефонов быть не может. Однажды, гуляя воскресным днем в парке отдыха, он подошел к киоску, где продавались лотерейные билеты. Первый же взгляд на эти билеты заставил вспомнить о странных числах. Мужчина приобрел билет, который точно совпадал с номером из сновидения. Надо ли добавлять, что он выиграл одну из самых крупных сумм за всю историю лотерейного дела?
Но откуда подсознание знало о предстоящем выигрыше? Если моя кузина могла прочитать объявление в газете, забыть о нем и затем получить от подсознания подсказку во сне с прилагающимся номером телефона, то мужчина уж точно не мог знать номер выигрышного билета – такие сведения становятся известны лишь после розыгрыша. Ответ один: подсознание владеет сведениями не только из прошлого и настоящего, но и из будущего. Оно точно знает, как сложится наша судьба.
Но, если судьба должна сложиться плохо, а мы можем избежать несчастья… разве это судьба? И да и нет. Некоторые ученые справедливо считают, что будущее похоже на раскрытый веер, то есть из настоящего в будущее ведет много дорожек: какую выберешь, в тот вариант будущего и попадешь. В одном из «будущих» такси и КамАЗ сталкиваются лоб в лоб, в другом они не знают о существовании друг друга, в третьем пассажирка просто не садится в опасную машину… И таких вариантов развития событий не один и не три, а множество. Но во время вещего сна мы ничего изменить не можем: мы видим, мы слышим, мы оказываемся в гуще событий (приятных или неприятных), но сами остаемся совершенно пассивными. Вещие сны, которые нас о чем-то предупреждают или что-то подсказывают, не требуют нашего вмешательства. Они нас просто информируют. А уж как распорядиться информацией – это мы решаем наяву.
Лунатизм
Не все сны происходят без нашего вмешательства. Не во всех снах мы абсолютно пассивны. Существуют сны иного рода. И самое яркое проявление таких снов – сны-действия. Люди, страдающие этим психическим расстройством, называются лунатиками. В определенные лунные фазы они видят сны, которые буквально поднимают их с постели и вынуждают совершать действия, часто для постороннего наблюдателя совершенно бессмысленные. Эти действия остаются тайной за семью печатями только для самого лунатика. Чаще всего он и не предполагает о своих ночных путешествиях. Каким-то образом подсознание полностью берет контроль над спящим человеком и вынуждает его ходить, что-то делать и иногда даже разговаривать во сне.
Лунатизм всегда завораживал ученых. И о поступках лунатиков сохранилось немало интересных записей. Например, в одном немецком городке жил страдающий лунатизмом аптекарь. По ночам он вставал с постели и спускался со второго (жилого) этажа в аптеку, где готовил необходимые на завтра лекарства, и ни разу не ошибся, отмеряя положенные дозы препаратов. В другом городке проживала целая семья лунатиков. По ночам эта семейка собиралась в гостиной и принималась за пиршество. Утром кухарка с удивлением обнаруживала, что продуктов в доме поубавилось. Не зажигая света, вся прожорливая семейка усаживалась за столом и вкушала яства, а затем, очистив посуду, возвращалась в свои постели. Этот случай не стал бы известен широкой публике, если бы глава семьи не решил наказать свою прислугу за воровство. Было назначено следствие, которое и выявило, чем занимаются члены семьи по ночам. Прислуга была оправдана, а вот прижимистым бюргерам пришлось поменять место жительства: из-за открывшейся правды соседи стали смотреть на них косо.
Во время ночных походов лунатики способны совершать чудеса ловкости. Они могут пройти по проволоке над пропастью или долго стоять на коньке крыши; им ничего не стоит преодолеть большие расстояния за рулем автомашины, на коне, в лодке, на катере. Единственный транспорт, в эксплуатации которого не были замечены лунатики, – самолет и ракета.
Но такие успешные действия, которые совершают лунатики во сне, тут же могут стать причиной трагедии, если человека разбудить. Тогда управление телом переходит от смелого подсознания к трусливому сознанию… Как бы вы отреагировали, если бы вдруг поняли, что стоите на выступе крыши над пустотой внизу? Лунатики реагируют так же, как и обычные люди: они пугаются… и погибают.
Лунатики могут во сне заниматься обычными дневными делами, которые необходимо закончить. Лунатизмом, скорее всего, страдала Елена Петровна Блаватская. Ночью она вставала и шла к письменному столу, а утром с удивлением обнаруживала, что махатмы надиктовали ей тридцать страниц откровений. Лунатики есть среди поэтов, писателей и художников. Причем иногда творения во сне оказываются интереснее дневных, хотя не всегда и не у всех.
И не только на творческие подвиги способны люди, страдающие лунатизмом.
Один молодой англичанин и понятия не имел, что страдает лунатизмом. Единственное, что он знал точно: ему снятся кошмарные сны. В этих снах-кошмарах он видел себя серийным убийцей, охотником на женщин легкого поведения. Разными способами во сне он умерщвлял «ночных бабочек». Англичанин считал, что сны навеяны чтением газет, в которых рассказывалось о дерзких преступлениях, совершаемых маньяком. Преступник был совершенно неуловим. Англичанин между тем страдал и страдал из-за своих снов. Причем он обратил внимание, что то, каким образом погибала жертва, он видел во сне во всех деталях. Газеты ничего нового к этой информации не прибавляли. Время шло, маньяк злодействовал, сны снились. Но появилось дополнение: иногда по утрам молодой человек вставал с синяками, иногда руки у него были со следами крови. Сначала он думал, что умудрился ночью порезаться, но не находил следов порезов.
Кошмары донимали его все больше. Он стал думать, что кровь на руках и одежде – это своего рода стигматы, которые неожиданно появляются и неожиданно пропадают. Но правда оказалась страшнее. Однажды он проснулся от холода и обнаружил, что стоит на улице, в незнакомом районе, с руками, обагренными кровью. Он перепугался, кое-как добрался домой и просидел до утра, пытаясь понять, как он оказался далеко от дома и почему был в крови. Никаких порезов, как и прежде, на теле не было. Сон, который ему снился, снова был кровавым. Но, когда он узнал из газет, где было совершено очередное преступление маньяка, ему стало и вовсе не по себе.
Он обратился в полицию. Над ним только посмеялись. Но смеялись недолго. Через какое-то время полицейские обнаружили несчастного с окровавленными руками на улице. На этот раз он держал и орудие убийства – обычный кухонный нож. Находился он в это время в сомнамбулическом состоянии и, когда его разбудили, был потрясен случившимся. Его не судили, а отправили на лечение…
Этот случай показывает, что если подсознание возьмет на себя управление спящим человеком и даст ему свободу действий, то результаты могут оказаться фатальными. Именно поэтому наше тело, пребывая во сне, остается пассивным. И слава богу, что это так. Но вот некоторые люди способны контролировать себя даже во время сна. И сны, которые они видят, отличаются от снов обычных людей.
Сны, которые изменяют реальность
В своих снах эти люди оказываются не пассивными зрителями и не жертвами, которые переживают кошмар, пробудившись от страха. Эти люди способны действовать во время самого сна.
Вот вам снится кошмарный сон: вы находитесь в диком лесу и вас преследует стая волков. Ваше сердце трепещет от ужаса, вы бежите изо всех сил, стремясь спастись от преследователей. Обычно именно по такому сценарию и движется подобный кошмар. Жертва (вы) убегает, убийца ее преследует. В момент, когда смерть неотвратима, вы просыпаетесь и с облегчением оглядываете уютный домашний мирок. Это всего лишь кошмар.
Но в случаях, о которых мы говорим, все происходит по другому сценарию. В том же лесу та же стая волков нападает на человека (вас). Но, в отличие от предыдущего сценария, вы вступаете с волками в схватку, поворачиваетесь к ним лицом. И тут уж каков бы ни был исход сражения, вы победили: вы обратились лицом к проблеме, а не стали от нее убегать. И своему подсознанию таким поступком вы заявили: я смогу решить свои проблемы, я их вижу и не боюсь. Этим вы уже выиграли свой бой с волками.
Практически все кошмары – пассивные сны. Мы испытываем ужас не столько из-за самой ситуации, сколько из-за невозможности ничего изменить. Некоторые психологи считают, что такой же ужас охватывает людей в гипнотическом сне, если им внушено, что они оказались обездвиженными при экстремальных ситуациях – наводнении, пожаре, захвате заложников и т. п. Кошмарный сон, в котором мы способны действовать, называется луцидным сном, он не оказывает такого давления на психику, как простой кошмар. Вот почему все специалисты горячо рекомендуют освоить метод преобразования пассивных снов в луцидные.
Так что, если вас мучают ночные кошмары, необходимо научиться контролировать ситуацию, то есть посылать в свой сон часть бодрствующего сознания, которое позволит вам действовать.
Патриция Гарфилд, известная американская исследовательница сновидений, разработавшая систему для преобразования пассивных снов в активные, пишет: «Наши ночные страхи способны принимать различные формы: это может быть преследующий нас свирепый тигр, страшный монстр, злой отец, гоняющийся за нами убийца, постоянные нападения. Ноги не идут, сердце бешено колотится, руки холодеют. Гигантские приливные волны поглощают нас, здания разрушаются, бесформенная тьма опускается с неба. Каждый из нас может добавить множество других сцен из собственных сновидений. Разнообразие этих форм бесконечно, но сценарий ограничен, и мы оказываемся во власти пугающих видений, мы поглощены страхом. Он идет на нас – мы уходим, он гонится за нами – мы убегаем, он нас ловит – и мы «спасаемся», просыпаясь в реальном мире.
Какая жалость! Многие из нас даже не знают, какую возможность они теряют. „Спасаясь”, мы оставляем свой страх – а точнее, „образующие” его представления – позади, и они вернутся к нам в другой раз. Но если вместо этого мы попробуем бороться с ними, мы можем их победить. Мы можем решать наши проблемы прямо в источнике их возникновения – в своем сознании. Мы можем лучше узнать себя и расти, мы можем соединить все планы нашего бытия, мы можем трансформировать наших ужасающих снящихся врагов в снящихся друзей.
Это правда. Мы можем построить в нашем сновиденном мире дружеские видения, которые помогут нам и вне сновидений, в обычной дневной реальности. Мы можем создать сновиденческих друзей, которые помогут нам решить наши проблемы, подскажут, что делать при неувязках на работе, помогут в бытовых проблемах. Какими бы ни были наши проблемы, сновидения разрешат их или подскажут правильный выход… Творческий сновидящий имеет огромное превосходство над обычными сновидящими в том, что он имеет возможность сознательно объединить два уровня своего существования…
Следуя принципам контроля над сновидениями, вы можете превратить свои сновидения в особый уровень сознания. Борясь с трудностями во сне, вы обогатите свою дневную жизнь. Чем дольше вы будете практиковать контроль над сновидениями, тем больше вы будете действовать как единое целое, как цельная человеческая единица, одна часть которой реализуется во сне, а другая – в бодрствующем состоянии, с пользой для обеих частей.
Творческий сновидящий развивает в себе специфические навыки достижения определенного уровня внимания и способность к концентрации, когда практикует контроль над сновидениями; он может удерживать сновидные образы очень долгое время. Практикуясь, вы постепенно обнаружите, что стали лучше и ярче запоминать свои сновидения. Вы сможете концентрировать свое внимание на интересующих вас областях в сновидении и видеть их четче. Вы и в бодрствующем состоянии станете более внимательными и будете лучше запоминать различную информацию.
Многие события всплывают из нашей памяти в сновидениях непроизвольно, другие появляются, если в них есть необходимость. Вы можете бессознательно использовать сновидения для связи со своим безграничным хранилищем информации и оперировать этими знаниями, как вам нужно. Наш мозг способен на значительно большее, чем простое хранение огромного количества информации. Стали подтверждаться некоторые известные, но пока не объясненные способности мозга, как, например, передача и прием чувственной информации без использования каких-либо сенсорных систем. Мы даже представить себе не можем, какие возможности могут открыться дальше…»
И если вы попробуете контролировать и направлять в нужную сторону свои собственные сны, вы окажете себе огромную услугу. Мало того что вы получите опыт решения сложных и казавшихся прежде непреодолимыми ситуаций, обретете уверенность в себе и своих силах, достигнете психической стабильности и будете всегда хорошо адаптироваться даже в критических случаях, вы еще научитесь исправлять течение своей судьбы. Патриция Гарфилд права: если хоть раз вы решили во сне проблему, перестали от нее бежать и испытывать постоянный дискомфорт, у вас появился реальный шанс сделать свою жизнь лучше.
Учимся запоминать сны
К сожалению, большинство людей забывает сны, как только открывает глаза. Этим и объясняется уверенность многих, что снов они вообще не видят. Они видят сны, но, когда возвращается дневное сознание, оно сразу стирает самое яркое и красочное сновидение. Те люди, которые снов не помнят, считая, что их не видят, имеют самую жесткую блокировку между сознанием и подсознанием. Не память у них плохая, а слишком разделены эти две области мозга, и то, что ночью показывало подсознание, тут же убирается сознанием. Это люди крайне логического склада ума, им трудно дается воображение зрительных образов, они не понимают метафор, у них большие сложности с восприятием художественных текстов и картин.
Обычно сны запоминаются, но достаточно смутно. Иногда это какой-то особо значительный образ, или слишком нерядовая ситуация, или нечто, имеющее для спящего огромное значение. Утром человек может не пересказать содержание сна, забыть половину своих приключений, но пара событий или объектов вспоминаются в малейших деталях. И тогда человек считает, что сон он помнит. Но это неправда. Он тоже не помнит свой сон, он помнит только часть сна, ту, которая чем-то его поразила. Либо он помнит не тот сон, который был значимым, а тот, который снился в момент пробуждения. В памяти осталось, что сон был важным, но забылось, к какому по счету сну это относится. А ведь мы за ночь видим не один, а не менее 4–5 снов! Просто, как правило, запоминаем один, отсюда и выражение «мне снился сон», на самом-то деле нам снятся сны.
Если говорить о значимости снов, то последний, утренний, обычно самый сумбурный, поскольку мы находимся на пути к пробуждению, то есть в работу включается дневное сознание. Работой сознания как раз объясняется, что эти сны гораздо чаще бывают «как в жизни»: мы готовы открыть глаза, и сознание готовит нас к наступлению нового дня, подсовывая адаптационный тренинг. Наиболее важную информацию мы получаем где-то посреди ночи, около 2–4 часов, или сразу после полуночи. Это два периода ночи, когда наиболее вероятны получение «вещих» сновидений и преодоление травмирующих ситуаций.
Именно от 2 до 4 часов утра люди просыпаются с криками ужаса от ночных кошмаров. Но именно эти сны менее долговечны, проще забываются. Происходит это потому, что их построение отличается от построения снов при пробуждении, они более сложные, разветвленные, с богатой и алогичной образной структурой, алогичным набором действий и т. д. Мы гораздо проще запоминаем то, что укладывается в привычную схему, и чем примитивнее такая схема, тем лучше запоминается сон. Когда сон построен необычно, герои его выглядят очень неожиданно, место действия не похоже на те, где мы бывали, а сами мы делаем вещи, о которых не имеем понятия, наше сознание вычеркивает сон из памяти.
Чтобы этого не произошло, очень полезно научиться просыпаться после сна и сразу его записывать. Не ждать 10–15 минут под теплым одеялом, а просто писать в блокноте, который должен стать вашим ночным товарищем и всегда лежать на столике у постели или под подушкой. Надо стараться записывать как можно полнее, потому что то, что вам кажется само собой разумеющимся ночью, станет неясным или непонятным утром. Так что расшифровывайте образы сна тут же.
Допустим, нельзя записать сон так: «Дорога. Домик. Подхожу. Дверь. Гном». Да, вы перечислили то, что видели в этом сне, что по дороге дошли до какого-то домика и то ли сами открыли дверь, то ли ее открыл хозяин дома на ваш стук, и хозяином оказался гном. Но, записав основной ход сна, вы потеряли всю его атмосферу. И утром вы можете ее совсем не вспомнить или не вспомните самого важного. Поэтому детализируйте то, что записываете. Обязательно укажите, какая это дорога, откуда и куда ведет, в лесу она, в поле или горах, когда происходит действие (в какое время года, в какое время суток), что за домик перед вами, какие у него цвет, форма, сколько этажей и т. п., что вы делаете, активны вы или пассивны в этом сне, сами вы открываете дверь или нет, какие чувства кроме зрения задействованы (слух, обоняние, осязание, вкус), что вы испытываете (страх, радость, гнев, заботу и т. п.), как выглядит гном (какое у него лицо, какой рост, какой костюм, злой он или добрый, что вы ему говорите, что он вам говорит), зачем вы сюда пришли и т. д.
Необходимо записать все так, чтобы утром вы без труда могли вспомнить свой сон. Иногда достаточно буквально нескольких дополнительных слов, чтобы все стало ясным, совсем не обязательно изводить на описание сна целую тетрадь, да вы и не сможете среди ночи этого сделать. Вам бы дрожащей рукой едва нацарапать пару значимых деталей, которые потом помогут реставрировать весь сон и, естественно, помогут вам понять его значение. Даже если сон так ярок, что кажется, вы никогда его не забудете, не поленитесь, сразу зафиксируйте все события и детали. По своему опыту очень хорошо знаю, что самые яркие и образные сны улетучиваются с первыми лучами солнца.
Дневник сновидений
Для регистрации сновидений существует специальная форма, так называемый дневник сна. Но заполнять эту форму нужно уже утром, иначе вы потратите на описание сновидения весь остаток ночи.
Блок 1
Место, где сон приснился.
Дата сна.
Примерное время сновидения.
В какой момент ночи снился сон:
– сразу после засыпания;
– поздно ночью;
– незадолго до пробуждения.
Блок 2
Личные ощущения от сна.
Что ели и пили накануне.
Описание сна – фиксация действий сна.
Предметы, лица, числа, символы.
Блок 3
Трактовка сна: напоминает ли сон что-то определенное и важное для вас.
Прослеживается ли связь между напоминаниями и сном.
Как вы сами можете объяснить свой сон.
Снилось ли вам подобное раньше.
Когда вам снилось подобное.
С чем это было связано.
Блок 4
К какой категории относится сон.
Каким было ваше самочувствие во сне.
Какое сновидение вам хотелось увидеть перед засыпанием.
Что могло оказать влияние на формирование образов сна.
Давайте расшифруем.
Блок 1. Базовый.
Место, где приснился сон. От того, где снится сон, зависят его содержание и значимость. Новое или необычное место провоцирует нас на обновление образного ряда сна, создает новые логические цепи, приводит в действие новые ассоциативные ряды. Происходит это потому, что одновременно меняются планы – эмоциональный, связанный с восприятием мира, и физический, связанный с температурой воздуха, положением светил, направлением ветра, геомагнитными колебаниями и т. п. Именно по этой причине многие люди видят очень важные для их будущего сны в новой квартире, вот почему советуют запоминать сновидения, если вы спите в гостях.
Дата сна. Определите дату сновидения по лунному календарю, свяжите ее с годовым циклом и своими биоритмами. Для этого вы должны создать свой собственный календарь. Обратите внимание на приближение ночного светила к полнолунию – это время сексуальных сновидений. Кроме того, дата сна указывается и для того, чтобы иметь представление, почему сон приснился именно в эту ночь. Вы будете искать связь с какими-то событиями реальной жизни.
Время сновидения. Фиксировать нужно все сны, но начинать расшифровку лучше с наиболее значимых; утренние сны могут дать ряд дополнительных зацепок, но они редко дают ключ к увиденному. Как уже говорилось, обратите внимание на сны после полуночи и от 2 до 4 утра.
Блок 2. Личные ощущения.
Вспомните, как вам было во сне: хорошо или плохо, какие эмоции пробудил этот сон, не охватывало ли вас чувство тревоги или страха, какой основной цвет преобладал в вашем сне, какой запах или вкус вы ощущали, особенное внимание обратите на тактильные ощущения. Если сон вам показался очень страшным, то сначала определите, что могло послужить его причиной. Часто сны такого типа возникают не в результате нерешенной ситуации, просто им способствует та тяжелая пища, которую вы ели накануне; от потребления алкоголя возрастает число агрессивных снов; острая пища часто вызывает сны о ранениях или операциях, поскольку так реагирует на нее наш желудок. Если сон не связан со съеденным или выпитым, то его можно расшифровывать, если связан, вряд ли вы получите из него важную информацию. И лучше всего «ужин отдать врагу», как говорит пословица, тогда вы можете не беспокоиться насчет причины сна.
Шаг за шагом опишите сновидение, все действия, которые в нем совершали.
Перечислите все предметы, которые видели, опишите их как можно подробнее, сколько запомнили, не высказывая собственной оценки, как бы со стороны, словно записываете сон другого человека. Обратите внимание на особые символы – буквы, цифры, даты и т. п.
Блок 3. Трактовка.
Спросите себя: не связан ли мой сон с ситуацией в моей жизни? Что со мной произошло вчера, позавчера, на прошлой неделе, в прошлом месяце? Если вы считаете, что сон связан с нерешенной, запутанной проблемой, обязательно проиграйте свою жизнь от настоящего дня к истокам травмирующей вас ситуации.
Возьмите личный словарь символов (который вам нужно заранее для себя составить и основы которого уже заложены нашими упражнениями), определите, как можно истолковать образную структуру сна, как эти символы соотносятся с ситуацией, которую вы переживаете. Если они кажутся совсем чужеродными, ищите другую причину. Помните: таких причин может быть несколько.
Определите, какую подсказку сон хочет до вас донести, какую информацию можно из него почерпнуть, какое значение он имеет лично для вас.
Вспомните, снилось ли вам когда-нибудь подобное сновидение, с чем оно было связано, какую ситуацию вы переживали тогда. Если сон является продолжением предыдущего (такие сновидения называются циклическими и часто похожи на телесериалы), запишите, как развиваются события во сне и как развивается ситуация в вашей дневной жизни.
Определите уровень значимости своего сна, используя для этого десятибалльную систему оценки сновидений: десяткой обозначайте сны, несущие чрезвычайно важную информацию, нулем – отсутствие связной информации.
Не забудьте указать, в каком состоянии вы пробудились: были ли вы радостны или же почувствовали упадок сил. Ваше состояние поможет определить, какую цель преследовал ваш сон, но вывод необходимо делать, опираясь на оба ощущения – и во сне, и после пробуждения.
Подумайте, не связан ли ваш сон с мыслями перед засыпанием или накануне. Так как многие сны возникают под влиянием наших собственных мыслей до сна, то вспомните, что именно вы думали при засыпании, какого сна себе желали: радостного, приключенческого, дающего ответы на ваши вопросы и т. п. Это может быть важным для понимания сути вашего сна.
Если сон непонятен, то есть вы не можете ни найти его причины, ни понять его смысл, а такое не редкость, то сначала разберитесь со всеми снами ночи, а за расшифровку этого сна принимайтесь в самом конце.
Блок 4. Категория сна.
Расшифровывать свои сны нужно с определения того, к какому типу относится увиденный вами сон. А все сны четко делятся на три типа: сны физического плана, сны ментального плана и сны духовные. Каждый из этих типов снов пытается дать нам информацию, но эта информация сообразуется с характером сна: на физическом плане образы сновидений показывают нам состояние организма, могут предупреждать о заболеваниях, симптомы которых еще не появились, но наше подсознание их уже зафиксировало (так что некоторые болезни выявляются гораздо раньше, если анализировать образы сновидений, чего, как правило, не делает ни один терапевт).
На ментальном уровне мы получаем информацию о правильности наших поступков, сложностях психического порядка, действительном отношении к нам других людей. То, что наяву ускользает от внимания, показывают сны.
На духовном уровне мы можем охватывать свою жизнь в целом и понимать, верно ли выбрали свой путь, что нам нужно сделать для более совершенного духовного развития. Духовные сны чаще выглядят как сны-откровения, и многие люди полностью меняли свою жизнь после таких сновидений. Конечно, это очень значимый тип снов, но ни в коем случае нельзя считать, что сны физического и ментального плана менее важны. Ведь если мы решили научиться управлять собственной судьбой, важны все градации сновидений, вся информация, которая становится нам доступной.
Но иногда информация из снов оказывается некорректной. Это происходит потому, что на характер сновидений воздействуют раздражители. Если вы спите при мигающем свете, то организм даже во сне фиксирует такие вспышки, раздражители мешают пользоваться информацией подсознания, и такие сновидения берут часть информации из сознания, эта информация (световой раздражитель в данном случае) фиксируется и вторгается в работу подсознания.
Или же – очень распространенный сбой – после плотного ужина или принятия алкоголя, транквилизаторов и т. д. появляются тяжелые, иногда кошмарные, сны. Объясняется это тем, что работа организма нарушена, правильная информация заслоняется проблемами с пищеварением или опьянением, а в результате сны приобретают характер кошмара. Вывод, который из такого сна можно сделать: нельзя злоупотреблять пищей или выпивкой. Если кошмар вызван именно этой проблемой, то к нашему развитию или состоянию здоровья он не имеет никакого отношения.
Сны-кошмары могут появляться и при тяжелых психических перегрузках, как ответ на травмирующую ситуацию. Тогда нужно задуматься и постараться изменить то, что необходимо: образ жизни либо взаимоотношения в коллективе. Но запомните: любой сон обязательно имеет подоплеку, ее нужно понять прежде, чем вы начнете расшифровывать образы сновидений.
Хотя существует множество сонников, не стоит пользоваться этими книгами, и не потому, что все в них неправда, а потому, что сначала нужно обязательно понять свою собственную систему образов. Это не так сложно, как вы думаете. Просто вы должны какое-то время фиксировать образы своих сновидений в отдельной тетради, записывая свое отношение к этим образам – негативное, позитивное, нейтральное, и чувства, которые у вас возникают, и ассоциации, которые приходят в голову. Анализируя эти образы, не стоит ничего выдумывать или «копать глубоко», обычно все ассоциации лежат на поверхности, нужно только записывать самое первое ощущение и самую первую ассоциацию.
Беда всех неправильных толкований сновидений обусловлена стремлением «зарыться глубоко в подсознание», найти там корни сновидений. Но чем больше мы пытаемся углубиться внутрь подсознания, тем больше слоев ассоциаций накладываем, незаметно просто подменяя первоначальный образ другим. Иногда внешнее отличие подмененного образа незначительно, но оно полностью меняет все толкование. Вот почему я рекомендую создавать такой словарь символов сновидений с кем-то из близких вам людей.
Можете воспользоваться уже существующими сонниками, чтобы не задумываться о порядке записываемых слов, но вместо толкования вы будете давать свои ассоциации и свои ощущения. Попросите своего партнера называть слова, а сами давайте ассоциативные соответствия не задумываясь, то есть говорите первое, что придет вам в голову, не пытайтесь осознать то, что произносите. Только так вы сможете выяснить, какие понятия вызывают у вас те или иные ассоциативные связи. А когда наберется большое количество образов-ассоциаций, вы сможете их сгруппировать, определить значимость каждого.
Работа эта длительная, требует терпения. Но результат может оказаться для вас значительным: поняв язык своих снов, вы сможете анализировать все проблемы, которые касаются вашей реальной жизни. И что очень ценно: после обучения работе со сновидениями вы сможете перейти к контролю над подсознанием в обычной, то есть дневной, жизни. Но начинать всегда лучше с контроля над образами снов. Лучше для этого пользоваться методиками Кэйт Хэрери и Памелы Вэйнтрауб.
Учимся правильно засыпать
Давайте попробуем сознательно входить в состояние сна. И сделаем это не ночью (тогда ваше усталое тело готово провалиться в сон, но вам трудно это контролировать), а в дневное время. После обеда вас устроит?
Итак, задернули шторы, погасили свет, закрыли дверь и легли в постель. Для засыпания будем использовать инструкции, которые приводят американские психологи Хэрери и Вэйнтрауб. Следовать этим указаниям нужно абсолютно точно, иначе ничего не получится. Поэтому запишите приведенный ниже текст на магнитофон – и приятного засыпания.
«Сделайте глубокий вдох, медленно выдохните, напрягите мышцы, потом резко расслабьтесь. Теперь представьте, что теплые потоки мысленной энергии очень медленно поднимаются вверх, от пяток к лодыжкам. Ощутите, как ваши ноги постепенно согреваются и расслабляются, когда через них проходят теплые волны. (Пауза.) Представьте, как эти волны продолжают подниматься по икрам (пауза), минуют колени (пауза), затем по бедрам (пауза), по ягодицам (пауза), доходят до поясницы и нижней части живота (пауза). Продвигайтесь очень медленно, дайте время каждой группе мускулов расслабиться и лишь потом позволяйте теплому потоку передвигаться в следующий участок тела (пауза).
Ощутите, как мускулы ваших ног становятся тяжелыми, теплыми и расслабленными, как они словно утопают в кресле или диване, на котором вы лежите (пауза). Когда вы почувствуете, что ноги полностью расслабились, представьте, как теплые волны движутся по часовой стрелке вокруг живота (пауза), вверх вдоль позвоночника (пауза) и через переднюю часть торса в грудную клетку (пауза) и плечи. Ощутите, как пропадает напряженность в мускулах живота и поясницы, когда сквозь них проходят теплые волны (пауза) Пусть вместе с ними ваше тело охватит ощущение спокойствия и полного благополучия (пауза).
Когда нижняя часть тела расслабится (пауза), представьте, как потоки начинают струиться вверх вдоль ребер и плеч (пауза), расслабляя и согревая верхнюю половину тела (пауза). Спина и грудь становятся полностью теплыми и расслабленными (пауза). Представьте, как потоки изгибаются, начинают двигаться вниз, вдоль рук к кончикам пальцев (пауза), делают поворот в пальцах и кистях рук и снова начинают двигаться вверх (пауза), проходят сквозь руки и шею (пауза) и достигают макушки (пауза). Воображаемые потоки проходят по мышцам лица и шеи, они расслабляются и согреваются (пауза). Представьте далее, как потоки начинают выходить из макушки (пауза), и от этого по всему вашему телу растекаются приятное тепло (пауза), тяжесть (пауза) и расслабленность (пауза). Вы медленно утопаете в кресле или диване, на котором лежите».
Состояние, в котором вы окажетесь в конце звучания этого текста, называется бодрствующим расслаблением. Вы сможете входить в него все быстрее и быстрее, но для этого нужно приобрести некоторый начальный опыт. Пока что точно следуйте инструкции. Со временем тело и сознание будут это делать автоматически. Если вам удалось достичь приятного расслабления и вы процесс контролируете, останьтесь в этом состоянии на 20–30 минут, а затем постепенно вернитесь к нормальному бодрствованию. Это несложно: просто пошевелите пальцами рук и ног или откройте глаза и посмотрите на окружающие вас предметы. Все, вы полностью проснулись.
После того как освоите такое вхождение в расслабленное состояние, изменим наше задание. Теперь вы попробуете «засыпать» под какую-нибудь ненавязчивую телевизионную программу или фильм. Только это должна быть программа с обилием картинок – либо фильм о животных и природе, либо мультипликация общей длительностью больше 60 минут. И на этот раз вы выполните задание перед сном. В выбранной вами программе не должно быть сцен насилия, шуток или громких звуков и вспышек. Выбрав программу, сделайте звук негромким, а яркость изображения немного уберите, но и полностью затемнять экран не стоит.
Прилягте на диване или в кресле, чтобы вам было максимально комфортно, и просто смотрите на экран, не напрягайтесь. Постарайтесь вжиться в то, что вы видите на экране, перенеситесь в тот мир, который видите, растворитесь в нем. А через полчаса, когда вы и изображение на экране стали неразделимым целым, отвернитесь от экрана, лягте на спину и закройте глаза. Все, изображения нет, теперь вы только слышите негромкий фон.
Позвольте работать вашему воображению, пусть оно продолжит рисовать образы, с которыми вы уже успели сродниться. Теперь сделайте хороший, глубокий вдох, резко напрягите все мышцы и тут же их расслабьте. Слушайте фоновую речь, смотрите кино перед своими закрытыми глазами и в то же время представляйте, как волна тепла поднимается от кончиков пальцев ног вверх. Достигните того приятного расслабления, которому уже успели научиться. Отпускайте мышцу за мышцей, наполняйте их теплом и в то же время продолжайте прокручивать образы своего фильма. Вы с удивлением заметите, что перестаете слышать фоновый голос, а образы начинают жить собственной жизнью.
Иногда вы будете терять чувство реальности и сливаться с этими картинками, иногда вы снова будете «выплывать» из полусна. Не давайте себе полностью уйти в сон: вы контролируете свои образы и всегда можете услышать, что же там говорят с экрана. Вы ни на минуту не теряете контроля над образами, вы можете ими управлять, вы даже отмечаете, как те или иные звуки изменяют эти образы. Если вы вдруг отключитесь и заснете, это будет недолго. Когда вы снова вернетесь из кратковременного забытья, продолжайте контроль.
Еще через 30–40 минут завершите работу с образами, переходя к сознательному контролю над смыслом речи и звуками, затем откройте глаза и осознайте, что вы находитесь в реальном мире.
После этого вам стоит досмотреть фильм до конца, в спокойной обстановке. Вы скоро почувствуете, что снова впадаете в уже опробованное состояние, тело расслабляется, глаза начинают закрываться… Вот теперь позвольте себе полностью уйти в сон.
Усиление ясности сна
Следующий этап обучения правильному, осознанному сну требует, чтобы вы нашли программу с множеством странных картинок, отличающихся от реальных. Тут подойдут детские мультфильмы или какая-нибудь программа о нереалестической живописи. Снова включите телевизор, как и в прошлый раз, начните смотреть на экран, а через полчаса опять лягте на спину и прикройте глаза веками. Вслушивайтесь в речь, звучащую в комнате, и создавайте перед глазами картинки, пытаясь выдержать их в духе сюрреализма. Расслабьтесь, позволяя воображению достроить и дорисовать образы, и в то же время ощутите, что вы держите сознание под контролем.
Ваши странные образы заживут собственной жизнью. Если они вдруг начнут меркнуть и исчезать (потому что мало похожи на реальные), «подпитайте» их звуковым фоном и опять «отпустите на волю». Это уже могут быть иные образы, не похожие на то, что вы видели на экране. Позвольте им действовать и двигаться так, как им хочется, и скоро вы поймете, что образы перед вашими глазами все больше напоминают образы ваших сновидений.
Но как только вы готовы утратить над ними контроль, вслушайтесь в звуки, идущие от телевизора, и осознайте, что на самом деле вы входите в глубины сна, хотя как бы продолжаете слышать фон. Когда образы станут яркими, выпуклыми и совершенно живыми, позвольте себе заснуть. Вы удивитесь, но это будет сон, в котором ваше сознание останется бодрствовать.
Такой сон называется сном высокой ясности, и это для многих людей совсем не простое задание. Если вам повезло и вы увидели такой с первого раза, то вы обладаете прирожденным даром сновидца, но гораздо больше людей сделать такое с первого раза просто неспособны. Они могут научиться контролю сознания за сном после долгой практики. Это может быть месяц, а могут быть и два или три. Но в конце концов методикой такого сна овладевают все. А тем счастливцам, которым не придется так долго трудиться, сразу активно изменять свой сон не стоит. Сначала приучитесь к тому, что вы видите сон и осознаете, что видите сон. Наблюдайте, что происходит в этом сне, запоминайте, но не предпринимайте никаких действий.
Ориентация во сне
Освоив состояние сна высокой ясности и привыкнув к таким снам, попробуйте, наконец, начать изучение мира, в котором вы оказались. Он построен по другим законам и может выглядеть не так, как наш мир, однако для вашего бодрствующего сознания это такой же реальный мир, как и тот, что вы видите днем. Когда окажетесь во сне, оглядитесь вокруг, найдите там предметы или пейзаж, попробуйте ощутить свое тело и скажите: «Я нахожусь во сне высокой ясности, я сплю, то есть спит мое тело, но я не сплю, мое сознание остается ясным, и оно следит за событиями моего сна. Хотя мир, в котором я сейчас нахожусь, выглядит совершенно реальным, он отличается от моего дневного мира. Я хорошо понимаю, что эта реальность своего рода виртуальная, то есть реальность моего подсознания».
Постоянно повторяйте эту мысль, пока не поймете, что ваше сознание от вас теперь никуда не ускользает, оно продолжает работать и в виртуальном мире так же хорошо, как в дневном. Это первый шаг к управлению сном. Я бодрствую, но в то же время я сплю. Я сплю, но я могу контролировать свой сон, потому что он для меня – моя реальность. Когда сон оказывается страшным, просто скажите себе: это мой сон, со мной ничего плохого не случится, потому что это реальность моего подсознания.
Но как проверить, что реальность сна идентична дневной? В сне высокой ясности вы способны ощущать так же, как и в обычной жизни: ваши уши слышат, глаза видят, кожа воспринимает тактильные ощущения, нос – ароматы, язык – вкус. Вы можете присесть и попробовать рукой землю под ногами: земля твердая, и ваша рука сквозь нее не провалится. Вы можете вдыхать аромат цветка – он пахнет так же, как и цветок днем. Вы слышите звуки и можете определить, с какой стороны они доносятся. И если вы возьмете в рот листок, вы почувствуете его вкус. Все точно так же, как бывает в жизни.
Однако вы сейчас находитесь внутри своего сна. Самое удивительное, что вы способны в нем двигаться по своему усмотрению. Напрягите мышцы руки и потянитесь к стоящему рядом дереву. Рука послушно выполнит движения. Напрягите мышцы ног и пройдите в заданном направлении, ноги сделают то, что вы от них хотите. Осмотритесь в этом мире сновидения, внимательно изучите все, что в нем видите.
Берите в руки предметы, которые видите, дотрагивайтесь до них, взвешивайте, рассматривайте. Если видите газеты, попробуйте их перелистывать. Если видите телевизор, включите его и переходите с канала на канал. Откройте приснившуюся книгу, прочитайте оттуда хотя бы кусочек текста. Увидите цветы – понюхайте. Воду выпейте или попробуйте на вкус. Производите как можно больше манипуляций с приснившимися предметами. Но учитывайте особенности сна. Предметы в нем могут оказаться не теми, чем кажутся. Именно поэтому сначала изучайте, а затем используйте. И отмечайте случаи, когда ваши предметы ведут себя против правил. Чем больше особенностей своего виртуального мира вы узнаете, тем проще вам будет ориентироваться в этом мире.
Детализация сна
Для того чтобы научиться управлять деталями осознанных снов, психологи рекомендуют провести еще несколько экспериментов по засыпанию под телевизионную программу. Только на этот раз выбрать нужно такую, которую вы досконально не знаете. Длительность вашего телевизионного фильма должна быть не меньше часа. Включите телевизор на этом канале за час до сна и устройтесь так, чтобы можно было сразу же после задания перейти в спокойный и сладкий сон. Около получаса внимательно следите за программой, впитывая ее новые для вас образы, а потом, как и в прошлый раз, закройте глаза, лягте на спину и позвольте звукам доходить до вашего сознания, а воображению – строить на этом материале собственные образы.
Вы снова в состоянии бодрствующего расслабления. Помните, что теперь должны делать? Да, вы удерживаете контроль сознания и в то же время «растите» образы сновидения. Позвольте им полностью завладеть вашим воображением, и пусть они перенесут вас в сон высокой ясности.
Вот теперь мы с вами попробуем изучить мир, в который попали. Обычно мы в этом не отдаем себе отчета. Но вы уже пробовали концентрировать внимание на отдельных деталях и образах, теперь нужно создать целостную картину, понять, по какому сценарию построен ваш сон. Отметьте, какие реальные черты вашего обычного мира попали в сон, а какие созданы воображением. И на эти особенные образы сна нужно обратить самое пристальное внимание. Они не бывают случайными. Как правило, они имеют огромное значение.
Первое, на что нужно обратить внимание, – это то, какое время года вам снится и какая в нем погода. Дело в том, что именно погода чаще всего связана с вашим подсознательным настроением, она задает окраску всему вашему сну. Если во сне идет дождь и вы ощущаете сырость и холод, проявляется какой-то вполне реальный дискомфорт, то часто такой сон связан с дневной депрессией. А если сверкает солнце и дует приятный весенний ветерок, значит, вы пребываете в предвкушении какого-то радостного события, ваш сон будет говорить о ваших надеждах и вашем будущем. Пронзительный ветер и тусклое небо могут появляться, если у вас возникла тревога; такая погода чаще всего бывает в снах, идущих по сценарию опасности и нападения врагов.
Запомните: если погода во сне способна создать настроение и заложить сценарий сна, то мы во сне способны изменить погоду и направить сон по другому сценарию. Это особенно важно, когда наши сны окрашены угрожающими тонами и мы испытываем страх или печаль. Не надо ничего бояться. Сон – реальность виртуальная.
Представьте, что у вас имеется специальная кнопка вызова погоды. Нажмите на эту кнопку и прикажите своему контролирующему сон сознанию немедленно убрать то, что вам не нравится. Во сне вы можете все. В летнюю жару вы можете спустить с небес веселый ливень, а в суровую, безрадостную зиму принести теплый воздух из пустыни, который сразу же растопит лед. Вы можете менять погоду не только на улице, но и в доме, под водой или даже под землей. Управление погодой сна, то есть настроением сна, – это первое, чему вы должны научиться.
Если вы можете изменять предметы, но неспособны изменить общую направленность и настроение сна, вы не сможете осознанно его исправлять. Так что начинаем с простого сновидческого колдовства: вызовите дождь, уберите тучи и вытащите на небо солнце, смените лето зимой, а зиму весной, заморозьте лужи, ударьте грозой по мрачному небосклону и т. д.
И все время отмечайте параллели: погода – состояние. У каждого человека свое отношение к погодным явлениям. Для кого-то осенний дождик – райское блаженство, а для кого-то дождь, даже летний, – символ печали. Точно так же обучитесь управлять и освещенностью своего сна. Посмотрите, какое освещение связано для вас с приподнятым настроением, какое вызывает усталость и тоску, а какое способствует вспышкам агрессии и гнева.
Перемещения во сне
Оказавшись в глубинах сновидения, вам придется управлять своим телом, то есть вы должны по собственной воле передвигаться в нужном направлении и, самое важное, – входить в здания, забираться по лестницам, спускаться вниз, то есть в сновидении вы можете посещать любое место, которое необходимо. Причем прямо по ходу сна вы можете исчезнуть из плохого места и оказаться в хорошем или же исследовать какое-то помещение в поисках подсказок. Но для этого то место, где вы хотите оказаться, нужно вообразить. Это самое сложное. Так что, прежде чем вы сможете оперировать воображением внутри сна, обучитесь этому в состоянии, когда в наибольшей степени способны это сделать – в бодрствующем расслаблении.
Не представляйте себе совершенно незнакомых мест, это сложно. Попробуйте вспомнить хорошо известное вам место, например, собственный дом или дом своих родителей. Обязательное условие: этот дом вы настолько хорошо знаете, что можете в нем ходить с закрытыми глазами.
Так же, как мы делали при работе с телевизором, устройтесь поудобнее, закройте глаза и начните медленно и спокойно дышать. Вас ничто не тревожит, вам приятно полулежать в кресле или на диване, ваши мысли направлены только на одно конкретное припоминание: как выглядит этот дом. Вот вы подходите к дому с улицы и видите парадный вход. Вы замечаете все: и цвет его стен, и количество окон, выходящих на улицу, и количество этажей, и фактуру материала, из которого сделан дом, и декоративные элементы. Вы очень и очень внимательны. Вы это видели не один раз открытыми глазами, теперь просто восстановите запечатленную ими картинку.
Медленно встаньте спиной к двери и оглядитесь. Отметьте все привычные вам предметы мира, окружающего дом: другие здания, зелень, деревья. Снова повернитесь к двери и смотрите только на нее. Вы отлично видите эту дверь. Вы можете сказать, какого она цвета, высока она или низка, широка или узка, есть ли на ней ручка и как она выглядит, имеется ли там звонок или домофон.
Представьте, что, даже не прикасаясь к двери, вы можете сразу оказаться внутри дома. Вы точно проплывете внутрь, минуя дверь, и сразу окажетесь в помещении. Теперь пройдите по лестнице до нужной вам двери в квартиру. Снова осмотритесь. Откройте эту дверь или просто просочитесь сквозь стены – по вашему выбору. Кому-то легче видеть, как поворачивается ключ и дверь открывается, кому-то проще сразу оказаться внутри.
Начните исследовать дом, в котором оказались. Начните с общего осмотра, отметьте, слабый или яркий свет в этом доме, электрический он или идет из окон. Если темно, нащупайте на стене выключатель и измените освещение. Посмотрите прежде всего на пол, где вы стоите. Что это за пол, из какого материала сделан? Обратите внимание на стены, чем они покрыты – обоями, или краской, или штукатуркой, каковы расцветка и фактура? Поднимите глаза вверх и осмотрите потолок – какой он, есть ли на нем светильники, как они выглядят?
Теперь начните изучать «начинку» дома. Пройдите на кухню, которая вам хорошо известна. Попробуйте точно увидеть мебель и все другие предметы там, где они находятся в реальности. Каждый предмет изучайте внимательно, осматривайте. Например, подойдите к мойке и поглядите на кран для воды, откройте дверцу шкафчика под мойкой и загляните внутрь, подойдите к плите и восстановите ее облик в памяти – таким, как видели совсем недавно, походите по кухне и почувствуйте, что это пространство вам прекрасно знакомо. После этого можете пройти в собственную комнату, где обычно отдыхаете, или в комнату для гостей, где вы спите во время визитов к родным.
Конец ознакомительного фрагмента.