Вы здесь

Тайны нашего мира. О жизни души, о счастье и любви. Глава 4. Познаваем ли Бог? (Олег Кокорин)

Глава 4. Познаваем ли Бог?


Что мы можем знать о Боге? Где источник знаний о нем? Интересно вспомнить опыт мудреца древности Сократа, жившего в Греции в 5 веке до н. э. Его неудовлетворяла языческая среда своих соотечественников, веривших во множество богов, с их приземленной и примитивной системой ценностей. Языческие боги древней Греции, Вавилонии, или Египта представлялись верующим такими же как и сами люди: эти боги завидуют друг другу, соперничают и даже воюют друг с другом. Их отличие от людей лишь в том, что они творят чудеса и больше знают о мире. Человечество, почти со времен Адама постаралось сознательно изгладить память об истинном Боге (о причине этого говорилось в предыдущей главе), и заменить веру в Творца грубыми суевериями. Человеку это выгодно: если сами боги полны пороков, свойственных и людям, тогда человеку почти не в чем себя упрекать. С тех пор мало что изменилось. Сегодня, например, модно вместо древних богов погружаться с головой в новый миф – виртуальный мир интернета. Современный молодой человек все чаще и все больше не понимает окружающую его реальность, она его пугает, Бог ему по-прежнему не нужен, а в виртуальном мире можно забыться, расслабиться и реализовать свои греховные страсти – от многочасовой пустой болтовни и игр, до самых низменных пороков, кому что больше нравится. Современному человеку окружающие люди кажутся или хуже чем он сам, или не лучше его. Получив высшее образование, он думает, что о жизни знает все, но на самом деле не знает о ней по сути ничего. Его жизнь – это жизнь современных мифов, новых по форме, но древних и темных по содержанию, в которых нет ни святых, ни героев, скорее монстры и лживые кумиры. Средства быстро и доступно получать любую информацию стали огромными, но степень невежества современного общества все более потрясает!

Сократ не имел возможности прочитать Священное Писание, или иные книги, оставленные нам лучшими предками. Он не хотел верить, что мир ограничивается той грубятиной, о которой говорилось выше, и искал Истину. Бог не скрывается от того кто Его ищет. Сократ смог сделать для себя два главных открытия. Он учил своих учеников, что языческие боги это фантазии людей, а есть один только Бог – Творец Вселенной. Вера в неведомого, но благого Бога помогла прийти ему к убеждению, что счастливым может быть только добродетельный человек. Сократ был не просто философом, он жил этим. Софисты, т. е. учителя мудрости в то время брали плату со своих учеников, а Сократ отказывался даже от подарков, хотя послушать его приходили даже из порта Пирей, что в 5 км. от Афин. Сократа считали мудрецом, а он так не думал, отказываясь записывать свои рассуждения и создавать письменные труды. Все что известно о нем, рассказано лишь со слов его учеников, среди которых был знаменитый Платон. Сократ смиренно повторял: «Я знаю, что ничего не знаю». Это не отказ от собственных убеждений, а мудрое осознание человеком непостижимости великого Бога и Его таинственного божественного промысла. Лучшим доказательством этого является мученическая кончина Сократа. Он нередко обличал софистов за их высокомерие, любовь к тщеславию и презрение к «толпе», и завистники подали на него в суд. Сократ был обвинен в развращении молодежи, которую он учит не почитать греческих богов. Через несколько столетий за то же самое стали обвинять христиан, приговаривая их к смерти.

На суде Сократ мужественно доказывал свою правоту. Когда же его приговорили к смерти, он обратился к судьям с такой просьбой: «Афиняне, я прошу вас о немногом. Если вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, заботятся о деньгах больше, чем о доблести, если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял. Теперь же пора идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить. А кто из нас идет на лучшее, не ведомо никому, кроме Бога».

После суда Сократ провел в тюрьме долгих тридцать дней. Друзья предлагали ему подкупить стражников и устроить побег. Но для Сократа бегство было поступком бесчестным (Кто сегодня ради честности готов пойти даже на смерть!). Даже самая высокая цель, по его мнению, не может оправдать низких и дурных поступков.

Ученики пришли последний раз проститься со своим учителем. Они пришли утешать его, а получилось все наоборот: Сократ был спокоен и светел лицом, утешая скорбящих друзей. Он выпил чашу с ядом, принесенную тюремщиком, и тихо уснул навсегда на руках своих учеников. Позже, отцы Церкви называли Сократа христианином ветхозаветной эпохи. Его жизнь это, пожалуй, один из лучших примеров естественного богопознания.

По мнению Церкви, существует три способа богопознания. Первый – это естественное богопознание, когда человек в результате своих размышлений приходит к вере в Бога. Сегодня это сделать относительно не трудно. Например, изучая природу, или наблюдая за ней, несложно сделать вывод, что именно Бог, как Величайший Разум, создал наш удивительный по сложности и красоте мир. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» – писал три тысячи лет назад Давид Псалмопевец. Василий Великий говорил: «не познать Творца из созерцания мира – ничего не видеть в ясный полдень».

Следующей ступенью богопознания является познание из Священного Писания и творений отцов Церкви. Этот вид познания занимает промежуточное положение между познанием естественным и познанием сверхъестественным.

Помню мне было 16 лет, когда я впервые в своей жизни прочитал Евангелие. Родители мне по существу ничего не могли рассказать ни о сущности веры, ни о жизни Церкви. Точно помню, что решил почитать Евангелие из любопытства, увидев его раскрытым и оставленным на диване моей мамой. Свое впечатление запомнил навсегда: я был потрясен глубиной мудрости проповедей Христа и простотой их изложения. Я был буквально ошеломлен, думая про себя: как мы живем, не зная этого? Как не интересоваться этим? С тех пор прошло не мало лет, я закончил университет, занимаюсь самообразованием, но впечатление от прочитанного уже не раз мною Евангелия остается неизменным: то, что там говорит Христос, не способен придумать ни один человек на свете, такое мог говорить только Господь.

Сколько было за всю историю человечества философов и ни один из них не мог наделить человека глубоким смыслом жизни и ясным высокодуховным мировоззрением, каким является учение Христа. Писатели, опираясь в основном уже на готовые христианские ценности, не смогли написать ни одной книги, героя которой, хотя бы и вымышленного, можно было бы сопоставить с личностью Христа. Ислам, например, возник через шесть столетий после рождения христианства, и Коран в своих основных началах лишь повторяет ветхозаветную традицию, далекую от Евангелия. Буддизм и вовсе продолжает верить в бесчисленное множество богов, унаследовав культуру язычества, а человек, по мнению буддистов, не может быть счастливым ни в этой жизни земной, ни в вечности: любая жизнь для него есть лишь бессмысленные страдания.

Евангелие и труды отцов Церкви поражают глубиной познания человека, его психологии, духовной жизни. Чтение этих книг по своему источнику это сверхъестественное знание, потому что Священное Писание есть Слово Божие, однако по способу усвоения оно является естественным, а значит остается ограниченным. Из Священного Писания мы приобретаем знания о Боге, но знание о Боге и знание Бога – вещи далеко не однозначные. Ограничивая свое стремление к Богу лишь рациональным познанием, человек постепенно впадает в прелесть: высокоумие, гордыня и невиденье собственных пороков.

Подлинным богопознанием может называться только сверхъестественное богопознание, или лучше сказать духовно-опытное. Оно дается человеку только в опыте духовной жизни, при непосредственном наитии Святого Духа. Все истины христианской веры в Священном Писании и Предании Церкви лишь приоткрываются людям, а в полноте они познаются только в опыте благодатной жизни.

Об этом можно сказать иначе: «Бог познается сердцем, потому что сердцем познается любовь». Понять это утверждение можно только читая книги отцов Церкви, хотя бы некоторых из них, таких как авва Дорофей, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и других, и конечно же жития святых. Тогда перед нами откроется удивительный мир людей, которые по духу своему и умом были действительно богоподобными. Отрицать это могут только невежды, чье сердце и ум никогда и не пытались прикоснуться к этому миру.