Вы здесь

Тайны московских подземелий. Неразгаданные тайны московских недр (Ю. П. Супруненко, 2015)

Неразгаданные тайны московских недр

Норы под Ваганьковским холмом ведут в Кремль?

Еще при строительстве Российской государственной библиотеки (бывшей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина) в 1933 г. в ее здании появились трещины. Причиной их возникновения посчитали вибрацию от только что проложенной линии метро. Но тогда же археолог и пещеровед-кладоискатель Игнатий Стеллецкий обследовал территорию предполагаемого строительства и обнаружил несколько колодцев и подземелья XVI в., принадлежавшие Опричному двору. Из одного подземелья белокаменные ступени винтовой лестницы уводили вниз. Возможно, это был подземный ход в Кремль или путь в тайные помещения времен Ивана Грозного для пыток и казней. Как бы там ни было, но дальше проникнуть археологам не удалось. А потом чиновники из-за угрозы обрушения запретили расчистку завалов и продолжение раскопок.

И. Стеллецкий в докладной начальнику строительства метрополитена писал: «Подземные пустоты вообще, особенно же подземные галереи, или так называемые “подземные ходы”, имеют важное практическое значение, не говоря уже о научном, в деле строительства метрополитена. Залегая обычно над тоннелями глубокого заложения и под фундаментами каменных громад, старинные галереи уже самим фактом своего существования значительно снижают мощность и прочность тех и других».

Таким образом, была высказана версия, что причиной трещин могли быть и подземные пустоты Ваганьковского холма, где располагался Опричный двор, – ходы, колодцы, погреба. В дальнейшем откачка воды при сооружении станции метро «Боровицкая» и вибрация поездов метрополитена вызвали новые деформации библиотечных зданий.

Вышеозначенный холм – одно из самых таинственных мест Москвы. Здесь Неглинка впадает в Москву-реку, отсюда пошли первые поселения в прастоличной округе. Но холм не заселялся – возвышенные места отводились для погребения умерших. Они предназначались также для молений, жертвоприношений, ритуальных обрядов и игр, связанных с поминовением усопших. С таким предположением согласуется и топонимика: «Ваганьково» происходит от северорусского слова «ваганить» – «играть, потешаться».

Тайны продолжает и дом Пашкова, выстроенный на возвышении уже более 200 лет назад. За это время он претерпел множество перестроек и сменил несколько владельцев. Иностранцы в свое время просто поражались этим волшебным замком напротив Кремля, в саду которого живут павлины, китайские гуси и попугаи. Но до сих пор точно неизвестно, кто же автор этого величественного строения. Некоторые искусствоведы склоняются, что им был сам Баженов, другие допускают, что руку к архитектурному шедевру приложил Казаков. Достоверно известно лишь, что возведено строение было по заказу внука денщика Петра Великого – Петра Пашкова. Прославился он своим богатством, нажитым не всегда честным путем. При этом постоянно судился, а кроме того, разыскивал беглых крепостных. Понятно, что такой человек был постоянно себе на уме и его дом вблизи верховной резиденции не мог появиться просто так. Неудивительно, что ему сопутствуют тайны как на поверхности, так и под землей.

На самом деле привычный нам вид – это не фасад, а задник знаменитого сооружения. Существует версия-легенда, что если автором проекта был Баженов, то он, будучи обиженным Екатериной II за то, что она отвергла его перестройку Московского Кремля и царицынский комплекс, и «отвернул» замок от кремлевского ансамбля.

Дворец сразу понравился горожанам и получил выспреннее название «московское палаццо». Выдержал натиск пожара 1812 г., был отреставрирован и приобретен Московским университетом. Впоследствии здесь находился Румянцевский музей, которым руководил отец Марины Цветаевой, а затем – библиотека. За время ремонтных работ, начатых в 1988 г. и продолжавшихся 21 год, был открыт уникальный археологический объект – выложенный камнем колодец.

С крыш зданий на Ваганьковском холме герой романа «Мастер и Маргарита» – Воланд – любовался столицей. Рукопожатие через века: Баженов, самый загадочный зодчий XVIII в., почти масон, и Булгаков, самый мистический русский писатель века ХХ… Сейчас из окон дома Пашкова открывается лишь вид на Кремль, остальная Москва только угадывается на горизонте. Во времена Булгакова кругозор, вероятно, был шире. Иоанн IV – грозный царь Московский – тоже любил этот холм, но по совершенно другим соображениям.

По мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву.

Первый раз на эти галереи наткнулись еще при сооружении одной из начальных станций метро – «Библиотеки имени Ленина». Строители метрополитена вскрыли облицованный старинным кирпичом ход. К сожалению, раскопать его археологам не дали, и вход поспешно зацементировали.

Прошло несколько десятков лет, и в середине 1980-х гг. по заказу Московского центра археологических исследований на территории дома Пашкова, где когда-то находился Опричный двор Ивана Грозного, были проведены детальные геофизические исследования. Под зданием бывшего книгохранилища приборы выявили странную аномалию. Сделанные шурфы обнаружили уникальный археологический объект, который еще не встречался не только в Москве, но и на территории всей Центральной России, – огромный, выложенный белым камнем колодец диаметром 8 м и глубиной около 15 м. По данным геофизических приборов, полная глубина странного колодца, по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы, была 25–30 м. Его огромный диаметр заставляет поместить слово «колодец» в кавычки, хотя на дне, предположительно, стоит вода.

Все документы об этом уникальном сооружении молчат, а точная датировка камня невозможна. Реставраторы восполнили утрату камней в кладке, в ствол «колодца» опущена винтовая лестница, а сверху устроен крытый зал в высоту прежней отметки грунта, с отдельным входом; здесь предполагается оборудовать археологический музей – он откроется на хозяйственном дворике, между внешней и внутренней оградами усадьбы, ближе к углу Знаменки и Староваганьковского переулка.

По мнению исследователей, обнаруживших «колодец», это уникальное подземное сооружение, скорее всего, вход в подземные системы древней Москвы. Казалось, что еще немного, и исследователи доберутся до дна таинственного объекта, от которого во все стороны расходятся подземные галереи. Однако ночью кто-то вдребезги разбил ступени и повредил своды подземелья, работы по расчистке были прерваны, и тайна «колодца» так и не была раскрыта до конца.

Подземные ходы от Опричного двора, этой «Лубянки Грозного», шли одновременно в сторону Москвы-реки, на берегу которой находилась резиденция великих князей и царей Руси – Кремль, и в сторону женского монастыря, на месте которого в XIX в. встал грандиозный храм Христа Спасителя. Когда храм был взорван и на его месте заложили котлован для фундамента Дворца Советов, обнаружились вскрытые земляными работами древние подземные ходы. Они вели от храма Христа Спасителя до Кремля, в них, говорят, даже нашли несколько прикованных к стенам истлевших скелетов.

На территории дома Пашкова была обнаружена и загадочная каменная емкость – своеобразный каменный сейф, располагавшийся под вестибюлем здания, пол которого по высоте превосходил полы в других помещениях. Для чего конкретно был создан каменный сейф, что он скрывал, что было в нем замуровано, заперто камнями? Для нынешних исследователей это – «черный ящик».

После ремонта стал доступен таинственный овальный зал в подвале, с овальным же столбом посредине, с единственным входом-выходом. Это помещение отдали курильщикам. В чаду полутемная палата приобретает совершенно мистический ореол.

За давностью лет трудно теперь отделить материальную реальность от домыслов и слухов. Так, старейшие служащие библиотеки – пашковцы утверждали, что вход в недра якобы находится в большой колонне, в которой имелась маленькая металлическая дверца. Но на заре советской власти военные наглухо забетонировали отверстие, а свидетелей этого хода вывели из состава сотрудников книгохранилища. И сейчас выясняется, что колонна существует, но она – монолит. Никаких признаков былой дверцы, тогда откуда слухи? А ведь это могло бы хоть в какой-то степени прояснить ситуацию…

Еще один подземный ход, ведущий от храма Христа Спасителя на противоположную сторону Москвы-реки, нашли в свое время, еще до войны, трое ребят. И не только нашли, но и прошли под рекой. К сожалению, оба хода с усердием, достойным лучшего применения, были поспешно зацементированы «компетентными органами».

Количество старинных ходов, обнаруженных на небольшом «пятачке» около Ваганьковского холма, свидетельствует, что здесь действительно находился вход в подземную Москву.

Кстати, с местностью, окружающей храм Христа Спасителя, нынешний и прежний, связаны свои мифы и легенды. Люди здесь жили издавна. Задолго до крещения Руси в этих местах обитали финно-угорские племена. Жили в единении с природой, поклонялись своим божкам. Водяным в реке, хозяину леса, благодатному солнцу, скотовьему богу Велесу… А заправляли у них всем старцы-волхвы, языческие жрецы.

На месте будущей Чертольской улицы находилось языческое капище, обнаруженное по археологическим раскопкам. И обитал тут всесильный волхв, маг, якобы обладавший полной и всемогущей властью над людьми и силами природы. Явился как-то в эти места князь-христианин со своей дружиной и стал притеснять, а то и обижать язычников. Даже отнимал у них земли. Чужие люди, говорили в старину, с добром не приходят. В конце концов княжеские дружинники победили простых охотников и землепашцев. Набежали на языческое капище воины, пожгли идолов, а головешки сбросили в реку. Христианские дружинники думали, что отныне здесь не будет языческой нечисти – Чертороя.

Главный волхв по имени Ворон разложил тогда жертвенный костер на холме и воскликнул: «Проклинаю! Ничему на этой земле не стоять!» И ручейки по склонам холма, Сивка и Ленивка, слились в один обильный поток, разлились рекой и нырнули под землю. И холм пошатнулся. Предание говорит, что все, кто был при этом, испугались грозного подземного рычания, на землю повалились. А волхв прыгнул в жертвенный огонь и сгорел дотла. С тех пор подземный ручей Черторой ходит под холмами Москвы, ворочает камни, обрушивает дома на поверхности.

И действительно, ничего не стоит на той злосчастной земле. Алексеевский монастырь по камешкам разнесли, храм Христа Спасителя, построенный на народные деньги в честь победы 1812 года, взорвали уже при советской власти, на том месте построили бассейн, от близости которого стали отсыревать картины в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Бассейн убрали, снова храм возвели. Но проклятие над Чертольем висит до сих пор. Теперь здесь проходит престижная Пречистенка, в домах и подвалах которой постоянно случается всякая чертовщина. Хоть и говорят, Чертолье – раздолье, а только нередко это напоминает пир во время чумы. Здания нередко дают трещины, неожиданно подступают грунтовые воды. Суеверные люди говорят: проклятие сказывается. Геологи объясняют все неустойчивой структурой подземных пластов.

Неглинка – речка на нелегальном положении

В XVIII в. никаких кварталов между Цветным бульваром и Трубной улицей не существовало. На крутом берегу Неглинной теснились слободские избы, низменный берег оставался свободным от застройки. Только к XIX в. здесь появляются первые дома. Река медленно и лениво несла свои воды в заболоченных берегах к «трубе», отверстию в стене Белого города. Оттого Неглинная еще и Самотека, давшая название Самотечному переулку. Более известно другое название переулка – Грачевка, или Драчевка (тут селились ремесленники, изготовлявшие «грачи» – снаряды для мортир или «драчи» – острые небольшие рогатки, которые бросали под копыта неприятельской коннице). Позже на этом месте находился Драчевский монастырь, уничтоженный пожаром.


Александровский сад на месте Неглинки


К XIX в. местность приобрела печальную известность. Здесь обитали бедняки и нищие, располагалась их усыпальница без различия пола и возраста, имелось множество кабаков, пивных лавок и винных погребов. Как комментирует писатель М.А. Воронов, «на каждой сотне шагов… ежедневно пропивается и проматывается… десятки жизней и легионы всевозможных умов, совестей, рассудков и иных атрибутов человека». Особенно зловещей славой пользовался дом с названием «Ад», стоявший в начале Трубной улицы. Грачевский Ад превосходил все подобные московские притоны и приюты «падшего человека».

Ныне на углу Цветного бульвара и Трубной площади стоит, будто сложенное из кубиков, здание современного бизнес-центра «Легенда Цветного» со стеклянными фасадами.


На этом месте во времена Гиляровского располагался трактир на Трубной – мрачная Грачевка


До 1970-х гг. на этом месте стоял трехэтажный каменный дом с находившимся в нем разгульным трактиром «Крым». В подвалах этого обшарпанного строения царил настоящий криминальный беспредел. В злачных закутках с говорящими названиями «Ад» и «Преисподняя» еще в начале ХХ в. собирались грабители, воры и убийцы. Входы и выходы в подвальных и ниже расположенных подземных помещениях были устроены потайным образом и открывались только для своих. Были случаи убийства людей и спуска трупов в подземную Неглинку.

А рядом Божеское благолепие, на углу Трубной площади и Рождественского бульвара красуется ансамбль Богородице-Рождественского женского монастыря, самая старая постройка которого датируется 1500 г.

…В 1820 г. эту речку «заключили в трубу». Что это значит? Просто – образ. На самом деле забили сваи вдоль берега, перекрыли каменным сводом и засыпали землей. Все стоки, в том числе дождевые и канализационные, уходили в подземную речку. Вот как описывал эту конструкцию В. Гиляровский: «…Положили деревянный пол, устроили стоки уличных вод через спускаемые колодцы и сделали подземную клоаку под улицами. Кроме “законных” стоков для дождевых вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве. Это знала полиция, знали гласные-домовладельцы, и все, должно быть, думали: не нами заведено, не нами и кончится! …Вода хлестала в двери магазинов и в нижние этажи… оттого, что никогда не чищенная клоака не вмещала дождевой воды…»


На Трубной площади ныне немало подземных помещений и паркингов


И лишь позже под землей стали применять настоящие трубы различного диаметра – гончарные, каменные, бетонные, чугунные, железные и деревянные. На всем протяжении подземного русла Неглинной от Самотечного бульвара до Москвы-реки (около 3,2 км) при общем падении около 17 м встречались и почти плоские отрезки, и даже участки с обратным уклоном (между Кузнецким Мостом и Малым театром). В местах с медленным течением как раз и наблюдалось заиливание и отложение осадков. Несовершенство подземного водотока, несоответствие сечений и уклонов, резкие повороты приводили к скоплению на дне мусора – щебня, песка, массы гниющих органических остатков. От этого загрязнялись и грунтовые воды, ухудшалось качество воды в колодцах.

Но главное – грязь и нечистоты образовывали пробки, и воды выливались на поверхность. Так, с 5 на 6 июня 1883 г. наводнение составило более чем 2 аршина (1,4 м), и до середины 70-х гг. ХХ в. это явление случалось неоднократно, стоки заливали Неглинную улицу, часть Кузнецкого Моста и Цветного бульвара, Самотечную и Трубную площади. При этом затоплялись подвалы и нижние этажи, что доставляло немало хлопот жильцам, прерывалось уличное движение. Близость к поверхности подземной речки позволяла в буквальном смысле прятать «концы в воду» – сбрасывать в люки коллекторов все подозрительное и ненужное, в том числе и трупы ограбленных. Уместно тут заметить, что на зарегулированной плотинами реке Неглинной, когда она протекала по поверхности, наводнения происходили не так часто.

С конца XIX в. подземные каналы этой речки неоднократно перестраивались и ремонтировались, выпрямлялись и расширялись. Во избежание выхода вод на поверхность соорудили и дополнительное подземное русло, впадающее в Москву-реку недалеко от бывшей гостиницы «Россия». Только в 1926 г. Моссовет, вскрыв Неглинку до половины площади Свердлова, вновь очистил загрязненное русло. Местные овраги и болота, сопутствовавшие руслу Неглинки, засыпались грунтом, изъятым при строительстве первой очереди метро. Но неучтенные стоки продолжают периодически забивать, заиливать подземное русло…


Современный переход в долине древней Неглинки


Местность, где протекает убранная в коллектор Неглинка, имеет сложный ландшафт. Так, при проведении недавних бурильных работ под строительство пошли трещинами Сандуновские бани. Любое углубление в этом месте может привести к непредвиденным подвижкам грунта.

В целом немало проблем подземной Неглинке доставляет современное строительство. Взять хотя бы железобетонный ящик Дворца съездов в Кремле. Ведь этот объект, вставленный как инородное тело в иную историческую среду, подпер грунтовые воды, ту же подземную Неглинку, которая до того свободно стекала в Москву-реку. Теперь этот невидимый поток стал разливаться по подземелью и, увлажняя грунт, делал его похожим на глину; специалисты в таких случаях употребляют термин «оглеенный грунт». Кстати, отсюда и одна из версий происхождения названия Неглинка – то есть без глины, ее естественное русло было песчаным. А согласно словарю В. Даля это слово означает «болото», в этом тоже своя логика – исконное русло протекало в болотистой местности. Есть и третья версия: название реки «Неглимна» идет от северного слова «негла», что означает «лиственница»; другими словами, это река с берегами, заросшими лиственницами.

Возвращаясь к прерванной теме, отметим, что древние деревянные сваи, которыми натыканы кремлевские недра, «работают», когда находятся во влажном состоянии; оказавшись без воды, запертой шестью подземными этажами Дворца съездов, кремлевские фундаменты начали расшатываться, пошли ходуном; пришлось их укреплять и затрачивать дополнительные средства. Так что Неглинка, эта река-невидимка, как та же вечная мерзлота: пока ее не трогаешь, она цепко держит фундамент; как только ее чуть-чуть порушишь в сторону оттаивания, так начинаются подвижки и просадки. Так и с подземной рекой – любое изменение ее течения чревато непредсказуемыми последствиями…

В подземную Неглинку заглянуть простому туристу или гостю столицы не удастся, она запечатлена только на фотографиях. Только счастливчикам-диггерам удается прочувствовать атмосферу коллекторов. Это, кажется, большое упущение для экскурсионной Москвы. В Париже, например, есть музей подземелий, а у нас ни одного, кроме сталинского бункера. Но вот в последнее время дело сдвигается с мертвой точки. По крайней мере, в отношении подземных рек – некоторые из них хотят открыть для туристов.

Говорят, что один из притоков Неглинки хотят облагородить для посетителей. А ведь спуски в подземную реку можно найти в самых неожиданных местах. Как, например, в одном из старых кафе на Трубной, название которого диггеры не разглашают, чтобы избежать излишнего ажиотажа. Люк в «преисподнюю» открывается посреди накрытых золотыми скатертями столиков. Под нами вход в коллектор, который представляет собой забранную под своды реку. Отсюда как раз и можно попасть к Александровскому саду у Кремля, где Неглинка впадает в Москву-реку. Лазить сюда начали давно, знаменитый публицист А.В. Гиляровский сделал это сто лет назад. И до сих пор в коллекторе есть тропа его имени.


Фонтаны-скульптуры напоминают о древних водах


Сейчас чаще всего проходят этот путь нелегально. Даже существуют диггеры, готовые выступить в качестве гидов за немалую плату. Выбирается относительно сухой сезон, чтобы новичков не унес поднявшийся уровень водного потока. Но даже когда воды немного, слегка выше щиколотки, идти в огромных сапогах нелегко. Под ногами то и дело ощущается неровное дно, с наростами, которые сами диггеры называют «потыками».

Ориентироваться под землей тяжело – воздух необычно легкий и очень влажный, свет только от фонарей, но устойчиво стоять на ногах в высоких резиновых сапогах не всегда получается. В целом в коллекторе жутковато, хотя люди и не отходят далеко друг от друга. Своды во многих местах разрушены, потолки зияют полостями от отвалившихся пластов. Вода в целом чистая и никаких запахов, неприятный дух идет из ниш, где гниет попавший мусор. Местами замечаются на воде масляные разводы – видимо, недалеко в решетки на асфальте незаконно сливают автомобильные отходы. А ведь раньше во время расчистки заторов в коллекторах находили трупы людей и лошадей; теперь в подземные реки сливают разве что химические отходы. Из обитателей подземелья встречаются только пауки, но проводники говорят, что совсем недавно здесь попадались бомжи и сатанисты.

По сути, делятся своими соображениями по поводу экскурсионного благоустройства подземных коллекторов диггеры, здесь существует две главные опасности – неожиданная волна и черная плесень. Но они уверены, что сюда можно прокладывать легальные туры. И уже подан депутатский запрос по очистке коллекторов. Конечно, наиболее популярны походы по Неглинке. Меньшим интересом пользуются уведенные под землю речки Копыловка, Пресня, Филька.

Но реки не ушли полностью в «подземное небытие». «Мокрые» имена сохранились в названиях улиц и площадей. Так, история города неразрывно связана с рекой Ходынкой, которая берет начало в районе метро «Аэропорт», пересекает Ленинградский проспект и впадает в реку Таракановку близ Ходынского поля; на поверхности остался лишь ее небольшой участок у станции метро «Сокол». Такая же судьба постигла и саму речку Таракановку, спрятанную в трубу в конце 1950-х гг. во время масштабной городской застройки. Она рождается от родников, находящихся на местности, позже ставшей Войковским районом, пересекает развязку на Ленинградском шоссе, выходит наружу за проспектом Маршала Жукова и впадает в Москву-реку. Еще в XIX в. на ней было 5 плотин, а в разлившихся прудах жители ловили рыбу; сегодня на поверхности земли течет лишь 400 метров из пяти километров реки.

В тоннелях, где протекают подземные реки, с потолков свисают сталактиты, а местами есть потрясающие по своей красоте подземные озера и водопады. У людей, побывавших в этих местах, появляется ощущение, что подземные катакомбы не могут быть творением человеческих рук. Но все же это так! И есть надежда, что историческая подземная Москва откроет свои врата для экскурсантов.

Империя Москоллектор, или Люки смотровых колодцев как музейный объект

По территории московской земли текли десятки речек, на ней лежало немало прудов – глубоких, широких, рыбных. Все это постепенно уходило под землю, и оставались только названия улиц, площадей, переулков, проложенных над ушедшей под землю гидрографической сетью: Садово-Черногрязская, Капельский и Теплый переулки (на месте бывших прудов), Краснопрудная, Пресня. Но даже спрятанные под землю, реки должны быть на строгом учете. Потревожишь неосторожно – не оберешься катастрофических бед. Известно, как бушевала речка Ольховец в котловане метро, угрожая зданию Казанского вокзала.

Особенное внимание требуется к подземным водотокам весной, во время паводков. А осенью – своя проверка. Эксплуатационный мониторинг поддерживается, когда в бетонных руслах мало воды. Инженеры надевают специальные непромокаемые костюмы и отправляются в подземное путешествие. Проверяют, забиты ли русла песком и чисты ли решетки. Высота бетонного подземного коридора почти с одноэтажный дом, ширина – достаточна для проезда грузовика.

Реальное под-Московье нередко называют империей Москоллектор – это сложная система инженерных коммуникаций.

Бомбоубежища когда-то строились рядом с домами


В связи с непростым геоморфологическим строением поверхности и необходимостью многое углублять под землю протяженность этих коммуникаций в столице огромна – 650 км (для сравнения: в Петербурге всего лишь 50 км).

Коллектор – это всего лишь труба круглого или прямоугольного сечения, с трубопроводами холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, силовые кабели, кабели связи, газопроводы, которые в последнее время, правда, начали прокладывать отдельно. По замыслу все коммуникации в коллекторе должны быть под рукой у обслуживающего персонала. Это как мини-метро, да и стоимость такого подземного укрытия немногим дешевле метрополитена. А вот порядка здесь явно меньше. По крайней мере, было до недавнего времени. Все подземное хозяйство в железобетонных желобах находилось в запущенном состоянии, было завалено техническим мусором, без дренажа, часто без освещения. Отсюда похищались кабели из цветных металлов, бомжи устраивали тут свои ночлежки.

После создания координирующего органа Москоллектор в «лабиринте» стали наводить порядок. Эксплуатационно-диспетчерская служба теперь тесно взаимодействует с соответствующими органами МЧС.


…сейчас они нередко дополняют интерьер летних кафе (Ножовый переулок, Москва)


По соображениям безопасности, в частности для исключения диверсионно-террористических действий, сотрудники не любят распространяться о специфике своей работы. Но кое-что удается узнать. После взрывов на шоссе Энтузиастов была создана газовая служба, перед входом в коллектор начали устанавливать газоанализаторы воздушной среды, а в целом постепенно выводить газовые магистрали из-под земли.

А когда выявляется очередная неисправность, на место прибывает традиционный экскаватор, вгрызается в землю, вскрывает бетонные плиты. И потом еще долго остаются «следы» его деятельности в виде незаделанных дырок в асфальтовом покрытии, уничтоженных зеленых насаждений и непролазной грязи.

Редко, но все же диггеры выступают в роли сталкеров, как с легкой руки Стругацких стали именовать проводников в необычные места. Экстремальный туризм в последнее время стал включать в себя и непрезентабельные объекты: заводы, выселенные дома, бомбоубежища, те же коллекторные тоннели. Сторонники этого увлечения называют себя «урбанистами», «урбанэксплорерс» – исследователями городской обстановки. Это модное ныне молодежное движение пришло в Россию из США и отнюдь не является маргинальным. В переводе ближе всего ему подходит название «индустриальщики». Это изучение тех объектов цивилизации, которые обычно остаются незамеченными или даже запретными – недостроенные или брошенные дома с их подвалами и подземными коммуникациями, оставленные фабрики и заводы, военные укрепления, выведенные из эксплуатации, свалки и крыши, тоннели и подземные ходы.

Сторонники этого вида туризма и экскурсий взаимодействуют с историками. Так, в Институте культурного и природного наследия (Министерство культуры и Российская академия наук) вполне серьезно занимаются «мертвыми» городами, или, другими словами, «городами-призраками», бункерами, тоннелями, коллекторами как объектами культуры в геоэкологическом пространстве.

Все свое свободное время сталкеры и поклонники индустриального туризма проводят в подземельях и брошенных подвалах, оставленных фабриках и бомбоубежищах. Что их туда влечет? Если коротко – опасность и тайна. В необорудованных подземельях своя аура и энергетика. Как сказал один диггер-краевед, когда над тобой метров 25 грунта, то это же совсем другое измерение и ощущение; а еще в бывших бомбоубежищах можно найти аптечки и противогазы, другие предметы, которые поведают немало интересного о времени холодной войны и противостояния супердержав.

…Люки смотровых колодцев, открывающих вход в преисподнюю коллекторов, стали такими же малыми архитектурными формами, как скамейки, фонари, скульптуры без пьедесталов, – одним словом, музейными объектами. Первые люки еще до революции пришли в Россию из Германии. Поверхность их разделена перегородками; при установке на проезжей части выемки должны были заливать бетоном, но в России такая крышка бездумно копировалась и превращалась в серьезный ухаб.

Подобные люки еще сохранились на Стромынке в Сокольниках. Среди аналогичных крышек целый ряд имеют надпись: «Московская городская управа». И их было так много, что до сих пор они встречаются в разных частях Москвы. И это неудивительно: именно городская управа занималась созданием московской канализации. После ее расширения появились Люберецкие поля орошения, дополнившие ранее существовавшие Люблинские.

Любопытен люк с надписью «Инжинеръ В.Л. Либерт, Москва»; да-да, именно так, с ошибкой, заказчик не сразу ее заметил, а исправлять по массивному чугуну было уже поздно; изделия с ошибками, как известно, представляют для коллекционеров особую ценность. А Либерт был известным владельцем технической конторы «Канализация». Рифленая крышка люка с надписями «Мосторг», разделенными пятиконечными звездочками, почти незаметна на асфальтовой мостовой. Но при чем здесь Мосторг, ныне ЦУМ, бывший знаменитый «Мюр и Мерилиз»? Это шотландские коммерсанты, организовавшие торговую компанию вначале в Петербурге, а затем и в Москве. Малоизвестно, что торговый дом «Мюр и Мерилиз» занимался не только торговлей, но и изготовлением чугунных крышек люков и другой продукции из этого металла.

Если в центре Москвы почаще поглядывать себе под ноги, то можно еще встретить люки с такими надписями начала ХХ в. После Октябрьского переворота и до конца 1920-х гг. эти производственные мощности сохранились, и выпуск канализационных крышек продолжался, но уже с надписью «Мосторг».








Двери в подземное царство


В последнее время в Москве разрабатываются новые крышки подземных коллекторов и канализации. Столица на глазах преображается, но никто не думал, что процесс затронет и эти детали и дизайнеры обратят свой взор под ноги. Хотя почему бы и нет? Во многих городах мира из крышек коммунальных колодцев делают целые произведения искусства – в Японии их разукрашивают даже в разные цвета.

У известного столичного дизайнера Артемия Лебедева уже есть эскизы новых чугунных крышек. На целом ряде образцов обыгрывается тема столичного герба. В одном варианте Георгий Победоносец собран из пазла. В другом – святого изобразили в духе работ русских художников-конструктивистов 1920-х гг.


Скучные здания коллекторов нередко оживляют пестрые граффити


Есть даже предложение создать люк, похожий на десятирублевую монету. Но не кощунство ли это – топтать ногами лик святого покровителя воинов и земледельцев или символ государства? Есть такое мнение… Но в департаменте ЖКХ заверяют, что это нормальная практика во всем мире. Так, в Бухаресте на люках можно встретить изображение святого Димитрия, который присутствует и на гербе столицы Румынии. Правда, противники нововведения настаивают на том, что заграница нам не указ, что является основополагающим в нынешней идеологии.

Нестандартные картинки, нравятся они или нет, в любом случае выглядят оригинальнее унылых чугунных блинов, которые сейчас в ходу. Дизайнерские чугунные крышки можно класть в туристических местах, как на том же Арбате, когда старые люки надо будет менять. Просто так выбрасывать исправные крышки колодцев – слишком дорого…

Недавно в столичном Музее воды открылась необычная выставка «История, отлитая в металле», приуроченная к 210-летию Московского водопровода. Экспозиция со столь броским названием посвящена истории возникновения и назначения того, что пешеходы каждый день видят и топчут ногами, – крышек люков с начала XIX в. и до наших дней. Стоит начать интересоваться этой темой, и понимаешь, насколько неповторимый след они оставили на столичных улицах и под ними. Так, в музее имеется ценнейший экспонат 1857 г. – чугунная крышка с надписью торговой марки «Мюр и Мерилиз».

Через дизайн и символику этих привычных и утилитарных вещей в определенной степени раскрывается история города. По крайней мере, с того времени, как стали пытаться организовывать водоводы. А началось это где-то со времен Ивана Калиты, когда воду пускали по деревянным срубам, выбранным изнутри; нередко их убирали под землю. Археологи на старых московских поселениях находят немало фрагментов таких древних полусгнивших или, наоборот, затвердевших (если они были сделаны из дуба и подверглись консервации и дублению во влажной среде) труб.


Коллекторы всё чаще на слуху у москвичей…


Затем начала складываться централизованная система водоснабжения города. Ростокинский акведук, прокладка первых водопроводных и канализационных сетей, современные установки по мембранному фильтрованию и ультрафиолетовому обеззараживанию – все эти этапы отражены в выставочной экспозиции музея. Представлены как примитивные устройства для добывания воды, вроде колодца или колонки, так и современные приспособления, например роботы для обнаружения засоров или приборы для очистки (тот же кожаный шар, который запускают по водотоку) и ремонта труб. Немало в музейной экспозиции и исторических рукописей и чертежей российских ученых, связанных с историей Московского водопровода.

Много внимания в музейных экспозициях уделено колодезному подземному мастерству.

Московский музей воды

…Хвалить свою воду не только привилегия мудрых птиц куличков. Жители подмосковного селения Большие Мытищи гордились водой из своих колодцев. И небезосновательно: все, кто ехал по Екатерининскому тракту и останавливался в мытищинских трактирах, подтверждали легендарную славу местных ключей и колодцев. А некоторые любители чаепития, да и специалисты по воде, ставили их выше Гренвальской скважины, воду из которой вывозили за границу в бутылках. Мытищинской воде отдали дань и писатели. О ней упоминали Л.Н. Толстой в «Анне Карениной» и М.Е. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине».

Московский булочник Филиппов, несомненно, отдавал должное качеству мытищинской воды, но для выпечки своих булочек и саек, которые шли нарасхват, предпочитал использовать воду из своего колодца. Его булочная находилась на Тверской, а усадьба располагалась в нынешней Новой Москве, по Варшавскому шоссе. Когда знаменитого пекаря спрашивали, почему петербургские гурманы не нахвалят его изделия, и просили открыть секрет выпечки, он хитровато прищуривался и отвечал, что все дело в воде.

Первые поселенцы на берегу Москвы-реки, понятно, не испытывали недостатка в воде. Но постепенно поселение росло, жилые дома все больше удалялись от реки. Возникла необходимость в колодцах. Старые переписные книги Москвы сообщают, что колодцы стояли прямо в усадьбах, и москвичи преуспели в подземном мастерстве. Колодцы с журавлями видны на Петровом чертеже – первом известном плане столицы, который нашли среди бумаг Петра I.

Средневековые жители относились к своему дому как к крепости, и для каждого такого укрепленного домостроя полагался свой независимый источник воды. Но даже зажиточные москвичи не всегда могли позволить себе иметь при дворе колодец. Однажды археологи раскопали два частокола. Мощные бревна навели некоторых на мысль, что это остатки укреплений Великого посада. Оказалось, что такими заборами отгородились друг от друга два соседа. Но волей-неволей им приходилось общаться друг с другом: между частоколами археологи обнаружили остатки небольшого колодца, закрепленного не обычным срубом, а вертикально вбитыми березовыми горбылями. Так что многие горожане владели колодцами как бы на правах пайщиков; на это указывают и позднейшие переписи московских дворов, любопытны записи о принадлежности к усадьбе «полколодца».

С XV в. за Яузой стали образовываться «выселки», где селились в основном гончары. Гончарное производство связано с огнем, для него нужны песок, глина и, конечно же, вода. Ее вроде бы хватало в Москве-реке и Яузе, но гончары строили и колодцы, чтобы вода была всегда под рукой. Трудно представить себе усадьбу жителя Гончарной слободы с добротным пятистенным еловым домом, мастерской с погребом и подвалом, горном под навесом и – без колодца.

Но в Москве же было и много общественных колодцев. Располагались они обычно на площадях, перекрестках, возле церквей. Около них всегда было людно, шумно, здесь можно было узнать последние новости, поделиться впечатлениями о приезде в столицу заморского посла. Наиболее приметные из колодцев, уводящих вглубь земли, упоминаются в летописях, служат ориентиром для путешественников. Из летописных источников известно, что общественный питьевой колодец стоял на площади возле Троицкого моста. В 1471 г. великий князь Иван III, возвращаясь из Новгорода по улице Воздвиженке, был встречен духовенством «только с мосту большого сошед до кладезя площадного близ церкви».

На планах Москвы середины XVII в., которых немало в Музее воды, отчетливо видны традиционные колодезные журавли. Но странно, почему они нависают над Москвой-рекой и Яузой? Оказывается, с помощью рычагов из рек поднимали воду для банных нужд. Но особо ценилась грунтовая вода из колодцев. Поэтому при каждой бане старались вырыть свой источник. Банные колодцы показаны на чертежах и планах – четыре колодца в Замоскворечье, два у Варваринских ворот, колодцы у Яузских ворот и на месте нынешней площади Лубянки (бывшей Дзержинского).

Москва часто страдала от пожаров. Особенно туго приходилось жителям отдаленных от рек районов. В 1736 г. был издан указ об устройстве на больших улицах противопожарных колодцев с покрытием на расстоянии 100 саженей один от другого и с двумя насосами при каждом. Случалось, жители во время пожаров прятались в колодцах, забираясь в шахте поглубже под землю.

У каждого московского колодца своя история и родословная. Сооружением этих шахт по добыче воды ведал Пушкарский приказ, при котором содержался целый штат колодезников. В одной из грамот 1673 г. говорится «о посылке из Москвы колодезника Михаила Максимова для вырытия в Романовском кремле колодца». При этом романовскому воеводе дается подробный наказ: «И ты бы велел ему колодезь на Романове выкопать, где пригоже… и ушаты, и ведра, и шайки, и веревки, и всякие запасы, что к тому делу надобно, велел имать в рядах у торговых людей, а корму ему Мишке велел давать в деловые дни по шти (шести) денег на день, изо всяких доходов съезжей избы, и колодезное дело велел ему делать тотчас без всякого мотчания и гулять ему не давать, и того над ним велел смотреть почасту, чтобы он у того колодезного дела был безпрестани и чтоб в колодезе вода была свежа и чиста, чтоб в городе в осадное время всяким людем водою было нескудно, а как колодезное дело сделают, и ты б ведра, и ушаты, и шайки, и веревки, и всякие запасы, которые к тому колодезному делу будут взяты, велел отдать тем же людям, у которых взяты будут».

Мастерство московских колодезников и землепроходчиков ценилось в то время высоко. В них нуждались даже в далекой Сибири. В 1685 г. помощник воеводы направил в Москву прошение о посылке в Якутский острог колодезного мастера. Кроме «трубных» мастеров, специализировавшихся на рытье и строительстве колодцев, при Пушкарском приказе были и мастера водовзводного дела. История сохранила для нас имя некоего Данилы Селиверстова, который из двух глубоких колодцев у Симонова монастыря попытался поднять воду на высоту до двадцати метров, но потерпел неудачу. Более сметливыми оказались другие мастера. До наших дней в Коломенском сохранились Дьяковские водяные ворота, над которыми возвышается водовзводная башня. Во второй половине XVII в. мастер Петр Высоцкий установил в башне механизм подачи воды в хозяйственные помещения Коломенского дворца…

Кувшин добра человека…

Археологи находят все новые и новые колодцы на территории Москвы. Они часто натыкаются на них в самых неожиданных местах. Каждый тщательно и кропотливо исследованный ими древний подземный сруб приводит к новым открытиям, дополняющим представления этнографов об обычаях, традициях, быте горожан средневековой Москвы.

В Музее истории и реконструкции Москвы (сейчас он переведен с Новой площади, у Китай-города, в здание Провиантских складов на Зубовском бульваре по Садовому кольцу, метро «Парк культуры») хранится древний кувшин. На нем надпись: «Кувшин добра человека Григория Офонасьева». Кто этот добрый человек, которому принадлежал кувшин? Какое он имеет отношение к московским колодцам? «Книга об устройстве торговых городских рядов» 1626 г. сообщает о торговце Гришке Офонасьеве, который имел свою лавку в Китай-городе. Скорее всего, он и был владельцем сосуда, обнаруженного в Казарменном переулке. На другом кувшине, который нашли в колодце в Зарядье, выцарапано «Федорин кувшин». Вероятно, и Григорий, и Федор, да и другие владельцы кувшинов очень ревниво относились к посуде, с которой их домочадцы ходили за водой.

Кувшины встречаются во многих колодцах, их обнаружили под московской землей уже более ста лет. В Зарядье раскопали колодец из сорока шести венцов. До пяти метров колодезный ствол шел вертикально, а дальше расходился в виде пирамиды. На дне лежали четырнадцать кувшинов и шест с зарубкой на одном конце и двумя гвоздями на другом. Повадился кувшин по воду ходить, тут ему и голову сложить, говорили раньше в народе.

На колодец в районе Китай-города строители метрополитена наткнулись зимой. Археологи днем и ночью дежурили под землей, все время были начеку, поэтому почти сразу же приступили к раскопкам. Морозы в ту пору стояли жуткие. Кувшины приходилось вытаивать из мерзлоты паяльными лампами. Когда добрались до четырнадцатиметровой глубины, насчитали сорок сосудов. Долго потом вспоминали об этих находках.

В середине XVII в. в районе нынешней Пушкинской площади был основан Страстной девичий монастырь. В монастырском срубном колодце был обнаружен стеклянный флакон со штампом «Святая вода Страстного монастыря». В колодце на Тургеневской площади археологи нашли внушительных размеров топор. Кто-то даже предположил, что это орудие палача, но оказался обычный мясницкий инструмент. В колодце-тайнике под Арсенальной башней ученые наткнулись на ядра, шлемы, стремена…

Столица росла, и наряду с использованием колодезной воды на территории Москвы стали искать другие источники водоснабжения. В 1779 г. Екатерина II приказала «…генерал-порутчику Бауру произвести в действие водяные работы для пользования первопрестольного нашего града Москвы». Баур остановил свой выбор на мытищинских ключах, чистых и обильных. Осенью 1804 г. мытищинский водопровод был введен в действие. По этому поводу «Вестник Европы» писал: «Сия вода, чистая и прозрачная, эта первая после воздуха потребность жизни проведена в столицу из мытищинских колодцев». В конце XIX в. вместо малонадежных деревянных над ключами были пробурены трубчатые или, как их тогда называли, бруклинские колодцы.

И все же мытищинские ключи не смогли решить в полной мере проблему обеспечения города качественной питьевой водой. Не спасал дело и акведук, который шел в столицу из пригорода; кстати, известные римские акведуки разбросаны по всем уголкам, куда распространял свои владения Рим – Малая Азия, Франция, Испания и Северная Африка, но мало кто знает, что большая их часть пролегала под землей. В середине XIX в. в разных частях Москвы пытались заложить артезианские скважины. Но в одном случае фонтанирующие воды не были обнаружены, в другом – при бурении оборвалась штанга с буром, в третьем – вода оказалась непригодной для питья. Опять выручили рытые колодцы. Специалисты обследовали ключи Ходынского поля, за Трехгорной заставой, на Девичьем поле (колодец «Вавилон»), за Рогожской заставой. В 1867 г. на Ходынском поле близ скакового круга был устроен деревянный колодец, который давал 300 тысяч ведер в сутки. Преображенский водопровод использовал воду так называемого Святого колодца, который находился близ Яузы на улице Стромынке. Память об этом колодце сохранилась в названиях Колодезной улицы и Колодезного переулка.

…Иные ритмы определяют жизнь современной столицы. Сегодня на каждого москвича в сутки расходуются сотни литров воды, протяженность водной распределительной сети столицы более пяти тысяч километров – водохранилища и артезианские скважины в достатке напоили многомиллионный город. Но московские колодцы и родники не стали музейной редкостью. Они по-прежнему нужны москвичам, вода из старых колодцев обладает особым вкусом и сладостью, особой притягательной силой. В стремительных экспрессах метро горожане бережно держат на коленях банки и бидончики с ключевой водой из Коломенского, Покровского-Стрешнева, Орехова-Борисова, Тимирязевского парка.

Москвичи любят и заботятся о своих родниках и колодцах. В Покровском-Стрешневе есть источник, который в народе называют «Царевна Лебедь». Возле него всегда многолюдно, весело позванивают две струи. Поскрипывают ступеньки крутой лестницы, спадающей с горы к источнику. Рядом с родником несколько табличек. На одной – характеристика родника: «Температура и летом и зимой постоянно плюс шесть градусов, расход воды в сутки – 60 тысяч литров…» Примечательно, что инициаторами оформления родника в 1972 году стали сами горожане. В благодарность за это сказочная «Царевна Лебедь» каждый день одаривает москвичей чистой ключевой водой…

А в Коломенском, близ популярного у населения источника «Кадочка», местности угрожают зарождающиеся неглубоко под поверхностью земли оползни. Главная задача строителей – укрепить берег, одеть его в бетон и гранит. В том месте, где пролегает набережная, бьют из-под земли несколько ключей. Их свели в один, и над этим главным ключом построили своеобразный водозаборный колодец. Кстати, он стоит на том месте, где когда-то, судя по старинным гравюрам и рисункам, находился один из коломенских колодцев. «Кадочка» продолжает питать коломенские пруды, а москвичи с удовольствием пользуются ее вкусной водой.

…Следующий раздел Музея воды показывает современное состояние дел городских инженерных сооружений, в том числе и подземных. Демонстрируется вся сложность процесса забора воды из природных водоемов, ее очистки и обработки, а также последующей подачи, над и под землей, промышленным и индивидуальным потребителям. Немало внимания экспонатами и моделями уделено теме нейтрализации и утилизации канализационных стоков в мегаполисе. Да и сам Музей Мосводоканала (полное название экспозиционного объекта) представляет собой канализационно-насосную станцию в Крутицах XIX века, возведенную по проекту русского архитектора М.К. Гептнера. Ныне это краснокирпичный приметный памятник промышленной архитектуры. По отзывам посетителей, это самый домашний музей Москвы, как по тематике, так и по ощущениям.


Восставшие коммуникации

Такой памятник малой архитектуры, в народе именуемый «каракатицей», «червем», «тысяченожкой» и другими малопривлекательными названиями, установлен по улице Можайский Вал, 8Б, недалеко от пересечения ее с улицей Киевской возле Киевского вокзала (метро «Киевская»). В народе его называют более экспрессивно – «Взбесившиеся коммуникации». Эта бронзовая скульптура с трубами, люками, краниками стоит возле головного офиса Метробанка. Ее автор Кирилл Александров попытался таким образом показать последствия технократической революции. Так себе представляет картину скульптор, а случайные прохожие вольны комментировать и интерпретировать, как кому заблагорассудится. А вот сценаристы фильма «Терминатор-3: Восстание машин» были бы явно довольны авторской фантазией.


Для людей это причудливое изваяние стало уже чем-то привычным


Из канализационного люка выползает на поверхность металлическое чудовище. У него явно просматривается туловище, некое подобие то ли рук, то ли щупалец, количеством четыре штуки, и даже что-то похожее на голову с антеннами. В замедленной съемке – это просто искривленная труба, торчащая из подземного люка. Видимо, руководство Метробанка обладает недюжинным чувством юмора, если решилось на такое экспериментальное украшение своей территории и не боится ассоциации о том, что деньги вкладчиков «вылетят в трубу». В любом случае сотрудники банка считают эту «загогулину», тянущуюся из приоткрытого канализационного люка к небу, символом своей организации.