Вы здесь

Тайны мозга. Особенности работы мозга и способы воздействия на него (Ксения Разумовская, 2013)

Особенности работы мозга и способы воздействия на него

Скрытые шифры сознания

Ученые знают о мозге многое, но далеко не все. Но главное, что они знают, – это то, что мозг – высший продукт развития материи и что все разнообразие проявлений психики зависит от мозга. Сознание – функция мозга.

«…Наше сознание и мышление, – писал Энгельс, – как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа – мозга».

Но современная психология донесла до нас и такие понятия, как «неосознанный ум», «подсознательный ум», «сознательный ум». Многие вещи мы приписываем работе нашего подсознания. Парапсихологи утверждают, что наше подсознание – это наработка наших прежних жизней, оно обладает огромнейшей силой. И. П. Павлов писал: «Мы отлично знаем, до какой степени душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного». Бессознательное присутствует во всех формах психической деятельности человека. Оно постоянно взаимодействует с сознанием.

Неосознаваемая, подсознательная деятельность мозга занимает в нашей жизни далеко не последнее место. В головной мозг поступает множество разнообразных сигналов как от внутренних органов, так и из внешнего мира. Все они оставляют в нем свои следы. Но не все фиксируется, не все улавливается нашим сознанием. Иногда, когда человек думает о чем-то, его глаза могут заметить какую-то вещь, но в этот миг до его сознания это не дойдет. Но глаза, увидев вещь, дали в мозг сигнал о ней, и в нем остался след. Позднее этот след может неожиданно «всплыть», появиться в сознании. Чаще всего это происходит во сне, иногда эти сигналы, не дойдя до нашего сознания в четкой форме, могут вызвать смутное и неопределенное чувство тревоги. Мы можем, например, испытать чувство опасности, не зная, откуда она придет. Но наши опасения сбываются.

Подсознательную деятельность мозга иногда называют интуитивной, интуицией. Интуиция присутствует в сознании в виде готового суждения, приходит в голову как некое «озарение», вспышка в мозге. «Интуиция, – пишут авторы книги «Тайны предвидения» А. Белявский и В. Лисичкин, – удивительное свойство человека. Наши психологи совсем недавно наконец всерьез занялись изучением этого явления. Возможно, это высшая ступень человеческого мышления, сплав всех знаний, полученных нами в жизни, как осмысленных, так и незаметно прокравшихся в наше подсознание, всей генетической информации поколений, переданной в мозг, всех чувств человека…»

Интуиция связана очень тесно с ранее приобретенными знаниями и навыками, с накопленным опытом и логикой мышления, т. е. с вполне осознанными психическими процессами. И чем больше у человека знаний, опыта, тем чаще его посещают «светлые мысли», возникают правильные интуитивные решения.

Можно привести много случаев, когда сознательное переходит в бессознательное. Многое из того, что часто повторяется, мы делаем автоматически, но стоит ошибиться, как наше подсознание тут же подсказывает, как надо делать. И в этой области человеческой психики тоже много белых пятен. Разгадкой их занимается современная наука, в том числе и парапсихология.

Ученые говорят, что в подсознание поступает не менее 95 % всей информации, которую получает мозг. Но в подсознании имеются также и знания, которые сам человек никогда не приобретал. Эти неосознанные знания влияют на жизнь человека, на его поведение, потому что в них заключена информация и о окружающем его мире, и о предках, и обо всем человечестве. При определенных условиях некоторая часть этих знаний может из подсознания просочиться в сознание, так как между бессознательным и сознанием существует связь, каналы, по которым проходит информация.

В результате полученной информации происходит незаметное воздействие на психику. Подсознание также принимает от нас все, что мы ему говорим, внушаем.

Внушение

Внушение широко распространено в нашей жизни. Оно бывает целенаправленным или непроизвольным. Его применяют медики, да и вообще во многих сферах человеческой деятельности. Главное состоит в том, каким образом и во имя каких целей производится внушение – во имя интересов человека или во зло. Бывает, что человеку внушают помимо его желания, вне его воли.

Внушение играет роль в различных областях человеческой жизни. Оно проявляется в поведении человека, подвергшегося внушению, в его чувствах и поступках. Оно играет существенную роль и в формировании его общественного сознания.

Что подразумевает под собой понятие «внушение»? В первую очередь, говорят психологи, это привитие программы поведения, которая навязывается одним человеком другому, она может исходить и от группы лиц и передаваться одному человеку или множеству людей. Когда это внушение в виде слов, определенного стереотипа поступает в наше сознание, то там срабатывает механизм привития этой программы. После этого следует процесс выхода на исполнительные системы. Поведение человека начинает соответствовать заложенной в нем программе, и все кончается ее исполнением.

Ученые, исследуя механизм внушения, успешно применяют его для усовершенствования психической, эмоциональной и физической деятельности человека. Оно применяется, например, при аутогенной тренировке. Внушая себе многократно одно и то же, мы можем добиться желаемого. На этом основан, например, метод лечения Сытина, его настрои, которые сейчас широко рекламируются.

Ученые часто применяют вместо слова «внушение» его латинский эквивалент «суггестия». Суггестивными возможностями, говорят ученые, обладают различные виды искусства, и в первую очередь телевидение, кино и радио. Информация, которую нам преподносит пропаганда, преследует задачу целенаправленного воздействия на человеческое подсознание. Воспринимая подсознанием то, что ему преподносится, человек и ведет себя в соответствии с этим, ориентируется на определенные стереотипы, которые ему закладывают в его мозг. Пропагандисты в завуалированной форме, часто с применением современных приборов, разработанных учеными в процессе экспериментов, навязывают людям идеалы и нормы, не всегда выражающие его интересы и убеждения, которые нередко вступают в противоречие с его представлениями.

С помощью внушения происходит воздействие на мысли, настроения и чувства, поступки человека. Само по себе внушение нейтрально, оно представляет собой закономерное психическое явление. Но когда его применяют в антигуманных целях, можно говорить о его отрицательном значении. То есть критерием его оценки являются его социальные цели.

По наблюдениям ученых, внушению особенно подвержены люди со слабой волей, некритическим мышлением, низким уровнем образования, женщины, дети. Механизм внушения заключается в том, что подвергающийся внушению человек начинает действовать не в результате логических размышлений и своих убеждений, а так, как ему говорят, подталкивают, в соответствии с той установкой, которую ему дают. Его оценки начинают зависеть от того, что ему внушили. Особенно старается пропаганда внушить свое отношение к общепризнанным авторитетам, отдельным личностям. Это проявляется с особой силой во время избирательных компаний, мы все это ощутили на себе. Внушение связано с воображением. Психологи дают ему такое определение – чувственно переживаемое воображение. По определению советского невропатолога, психиатра и психолога В. М. Бехтерева, «под внушением следует понимать непосредственное прививание, большей частью путем слова и жестов, к психической сфере данного лица идеи, чувства, эмоции… помимо его активного внимания, т. е. в обход его критикующей личности». То есть ученый еще раз подчеркивает, что внушение относится к бессознательным формам деятельности головного мозга.

Глагол «внушать» происходит от древнерусского и церковно-славянского «внаушати», что означает – услышать, внедрить в сознание. Даль объясняет слово «внушать» как «вносить в уши, вселять, вперять, вкоренять, внедрять, передавать, убеждать, поселять в мыслях, помыслах, заставлять думать, хотеть, побудить к восприятию представлений словами или другим способом».

Внушению, говорят ученые, способствуют два условия, два понятия внушаемости: психологическая установка и конфортность. Психологическая установка – это готовность субъекта к совершению определенных действий. Она настраивает человека на конкретную деятельность или восприятие. Другими словами, психологическая установка – это готовность принять внушение.

Установка снижает критическое отношение к действительности, диктует характер восприятия, способствует восприятию внушаемого независимо от существующей действительности. Уровень критичности снижают сильные эмоции, они заставляют человека действовать по той схеме, программе, которую ему навязывают. Психологическая установка бывает жизнеутверждающей, зовущей к преодолению трудностей, подавлению отрицательных эмоций – страха, пассивности, но может носить и противоположный характер, обрекающий человека на бездеятельность, парализующий его волю.

Теперь расскажем, что такое конфортность в понимании наших ученых. Этот термин связан с психологией. Это что-то вроде рефлекса, подражания. Впервые об этом понятии заговорил В. М. Бехтерев в 1908 году. Он назвал его «общественной заразой». Это стадность, присущая животному миру. В. Гете определил это так: «Куда люди, туда и я». Несмотря на то что в этом заключается как бы отрицательный смысл, подражание необходимо человеку, потому что через подражание передается опыт. С конфортным поведением людей мы сталкиваемся сплошь и рядом. Конфортность может охватывать массы. Митинги, парады, демонстрации и др. массовые мероприятия – это все конфортность, которую порождает общий эмоциональный подъем. Людей здесь объединяют общие потребности и стремления, благодаря конфортности достигается взаимопонимание и повышается внушаемость каждого человека.

В. М. Бехтерев писал: «Действия толпы в значительной мере обязаны внушению и взаимовнушению, даже сводящемуся к простому подражанию».

Ученые дают нам понятия внушения прямого, опосредованного и косвенного. При прямом внушении информация, переданная речью, поступает непосредственно к центрам мозга, управляющим психической, эмоциональной или физической деятельностью. Для передачи информации посредством чего-то применяют химические, биологические, физические, психологические средства, в последнее время называют психотронное оружие.

Выделяют еще адекватные и неадекватные формы внушения. Адекватные отражают реальную действительность такой, какая она есть, и отвечают потребностям человека, которого подвергают внушению. Неадекватные внушения – внушения иллюзорные. Они преднамеренно искажают реальную действительность.

Внушение неразлучно с эмоциями. Оно адресуется к бессознательному в человеческой психике. Производится внушение с помощью речи. Слово есть продукт сложной деятельности человеческого мозга. Это нить, которая идет от человека к человеку, способ кодирования окружающего мира, средство общения, инструмент сознания, мысли, выражение обобщенного отражения действительности. Слова способны производить глубокие изменения в организме. Это не просто сочетания звуков. Сила слова в заряде информации, которое оно несет, а также необходимость в ней.

Внушаемость свойственна каждому человеку. Но степень подверженности внушению у людей разная. Одни внушения могут восприниматься человеком, другие нет. Все люди подвержены внушению, но каждый различается по степени внушения. Как правило, в большей степени воспринимаются те внушения, которые отвечают потребностям человека.

По наблюдениям ученых, у мужчин диапазон внушаемости с возрастом снижается, у женщин до 15-летнего возраста он ниже, чем у мужчин, в 16—20 лет повышается и превышает уровень мужской внушаемости. С возрастом диапазон внушаемости понижается также и у женщин, но менее интенсивно, чем у мужчин. Очень высок диапазон внушаемости у детей, что не требует даже объяснения. Все мы родом из детства.

От того, какие установки нам внушили в детстве, зависит наша взрослая жизнь. Ученые считают, что первые шесть лет в человеческой жизни – время особенно сильных впечатлений. В это время в нашем мозге, который можно сравнить с компьютером, закладываются самые глубинные программы. Исследования последних лет показали: развитие будущего ребенка зависит не только от физического, но и эмоционального состояния матери. Эмоциональная травма поражает обоих.

Также важен процесс его прихода в мир – роды. Если при рождении он встречает грубый прием, ослепляющий свет, холод, оглушающие звуки, неосторожные прикосновения, это может отразиться на его последующем развитии: именно в это время может произойти процесс перекрытия потока энергии от мозга к телу и от тела к мозгу. Кодом его подсознания, программой дальнейшего развития может стать страх, тормозящий процессы его ума.

Имея в виду детскую эмоциональность, В. М. Бехтерев писал: «Наше воспитание вообще основывается в значительной мере на внушении и вызывании подражания как неизбежных способов воздействия на родителей и вообще старших лиц на детей и подростков».

В коллективе внушаемость повышается, действует взаимное подражание и заражение. На внушении основана религия, религиозная психология. Внушение здесь необходимо, потому как в религии преобладает роль мистического, а логические доводы отодвигаются на задний план. Француз Мишель де Монтен говорил, что религия далека от разума.

Вера – главное условие внушения. Во внушении вера выступает как выражение психологической установки, повышения внушаемости, готовности принять внушаемое. Веру, в свою очередь, порождает чувство страха. Внушение содержит в себе страх перед наказанием божьим, т. е. вера ведет к страху. В результате образуется прочная замкнутая система, которую трудно разрушить. Вера нужна, потому что выступает как средство психологической защиты, к ней прибегают в самые тяжелые периоды жизни, когда нужно за что-то зацепиться, когда ослаблена воля и ум легко поддается внушению.

Любая религия связана с самой чувствительной частью жизни человека – страхом смерти. Но она внушает бессмертие души, которая продолжает существовать в потустороннем мире, где ее ждет вознаграждение или наказание, где она будет жить в раю или аду, в зависимости от заслуг человека на земле. Продолжение существования человека в загробном мире, бессмертная душа – стержень всех религиозных вероучений.

Внушенная вера лежит в основе всякого чуда. Вся мистика, искусство магии основано на внушении, на слепой вере в сверхъестественное.

В. М. Бехтерев пришел к выводу, что «пути для передачи психологических состояний с помощью внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, нежели пути передачи мыслей путем убеждения. Вот почему внушение в общем представляет собою более распространенный фактор, нежели убеждение», – сказал он, подчеркнув тем самым главное – огромную распространенность внушения в отношениях между людьми.

Области применения внушения разнообразны. Внушение может участвовать в ощущениях, восприятиях, поведении отдельной личности, больших и малых социальных групп. Члены коллектива взаимно суггестивно влияют друг на друга. В процессе взаимовлияния создается общая целевая психологическая установка, формируется общественное сознание.

Большое внушающее влияние оказывают на людей слухи. Они обычно распространяются при дефиците информации. Если официальные власти не объясняют истины происходящего, люди заменяют дефицит информации собственными домыслами. Распространение слухов возможно на стихийной основе, но встречается и умышленное их распространение. Они применяются в психологической войне. Объективность, полнота и оперативность официальной информации – вот что можно противопоставить возникновению и распространению слухов.

В последнее десятилетие к внушению проявляют интерес в различных сферах деятельности человека: в педагогике, спорте, физическом и умственном труде, авиации и космонавтике, в области парапсихологии, психотронике и биоэнергоинформатике. Но есть стремления к негуманному использованию экстрасенсорных, психокинетических и иных необычных способностей человека, ведутся научные изыскания для использования парапсихологических способностей человека в военных целях. Некоторые ученые ведут исследования для того, чтобы использовать возможности человеческой психики на благо человека, другие же создают психотронное оружие, чтобы поработить волю человека, его сознание. Речь здесь идет о психотронной войне, психотронных генераторах, о квартирах, подвергающихся облучению с определенными целями.

Знания становятся на службу силам войны, грабежа, торговли, наживы – всему тому, что подразумевает власть денег и господства над людьми. Колдовская практика туземных чародеев – губителей людских душ – берется на вооружение некоторыми людьми, желающими стать «властелинами мира».

Такое применение возможностей и знаний человека, одаренного сверхъестественными способностями, то есть в военных, антисоциальных целях, а также средств, методов, устройств, конструкций, которыми пользуются для негуманных действий, – это путь превращения их в оружие, психотронное оружие, как называют это сейчас ученые.

Гипноз как форма внушения

Наука прошла долгий и трудный путь познания такой деятельности нашей психики, как внушение, в поисках его разгадки. Оттого, что долгое время отсутствовала научная концепция познания деятельности головного мозга вообще, не было и четкого объяснения значения внушения в психической деятельности человека. Но со временем появились ученые, которые занялись исследованием природы внушения и его использования в интересах людей.

Одним из первых был австрийский ученый, врач, швейцарец по происхождению Франц Антон Месмер, который, кроме того, занимался еще и изучением теологии, права и медицины. Он был доктором философии, в 32 года защитил диссертацию «О влиянии планет на человека». В ней он выдвинул теорию, что планеты действуют на человека посредством особой магнетической силы и человек, овладевший этой силой, способен излучать ее на других людей, благотворно влияя на их организм. Он открыл магнетизм, который есть в человеке, но не в каждом, а только в людях одаренных, которым эта способность дана свыше и сообщает власть и могущество над другими людьми. Месмер утверждал, что магнетическая сила передается через невесомую эфироподобную жидкость – «магнетический флюид», которым заполнена вся Вселенная. Через него небесные тела влияют друг на друга, воздействуют на неодушевленные предметы и живые организмы. Эти целебные магические флюиды передаются пассами (passes (фр.) – плавные движения рук гипнолога вдоль тела пациента) от людей, одаренных этими флюидами.

Месмер обладал талантом психического и эмоционального воздействия на людей, т. е. использовал психологический механизм внушения. С именем этого ученого начинается история науки о внушении.

В 1843 году Брэд выпускает книгу «Неврология, или Трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к магнетизму, со включением многочисленных успехов, применения его к лечению болезней». Внушенный сон – такое определение дал в этой работе Брэд гипнозу (от греческого hypnos – сон). Термин быстро привился и вытеснил в то время популярное слово «магнетизм». Профессор из университета Нанси, заведующий кафедрой терапии И. Бернгейм в конце девятнадцатого века пришел к выводу, что все проявления гипноза сводятся к внушению. Он относил гипноз к нормальным явлениям, свойственным здоровому человеку, но говорил также и о больших возможностях внушения в состоянии бодрствования, т. е. внушения без гипноза.

В 1882 году гипнотизм был признан французской академией наук. С 1886 года начинает выходить журнал «Гипнотизм экспериментальный и гипнотический».

В 1899 году в Париже проходил 1 Международный конгресс по экспериментальному и терапевтическому гипнотизму. Среди его участников был молодой, но уже известный русский профессор, зав. кафедрой психиатрии Казанского университета Владимир Михайлович Бехтерев. Под внушение и гипноз начали подводить научно обоснованную психологическую и физиологическую базу.

В России большое внимание гипнозу уделил В. Я. Данилевский. Ученый считал, что гипноз – это эмоциональное, чисто рефлекторное торможение влияния и воли, а также говорил, что гипнотизация человека сводится к принуждению, сосредоточению внимания и угнетению воли.

В двадцатые годы XX века в Москве было создано научное общество гипнологов, которое возглавил академик В. М. Бехтерев. Это был человек неуемной энергии, огромного дарования, энциклопедических знаний. Он сочетал в себе высокую эрудицию психолога, психиатра, психоневролога, невропатолога, нейроморфолога и физиолога. Был он и искусным экспериментатором.

Всю жизнь ученый сохранял интерес к внушению и гипнозу. Он вывел практическое применение внушения за пределы медицины и заложил фундамент исследования социально-психологического внушения. В 1897 году он выступил с докладом «Внушение и его роль в общественной жизни» на актовом собрании Военно-медицинской академии. Впервые было проанализировано значение внушения во взаимоотношениях человека с человеком и в происхождении психических эпидемий.

В 1927 году в докладе, прочитанном на I Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, Бехтерев рассказал о методах и преимуществах коллективного внушения. Один из крупных невропатологов в шутливой форме изрек: «Знают прекрасно устройство мозга только двое: Бог и Бехтерев». Следует отметить тот факт, что через 32 часа после этого выступления Бехтерева не стало.

Гипноз – это сон, в который человек впадает под воздействием чужой воли, другого человека, который, обладая особыми способностями, данными ему от природы, внушает ему состояние сна. Но несмотря на то что человек вроде бы как спит, в мозгу у него остаются участки, которые бодрствуют и принимают сигналы, идущие из мозга другого человека, и он подчиняется командам гипнотизера. Вероятно, в этом состоянии работает его подсознание, которое записывает все, что вокруг него происходит, в то время как отдельные участки, скорее всего те, которые отвечают за механизмы сна, спят. Несмотря на то что феномен гипнотизма изучается наукой, тайна его так и не разгадана до конца, поэтому это состояние окружено ореолом мистического, так же как и люди, владеющие способностями вводить в гипноз.

Эти способности гипнотизера проявляются в разной степени, различна и степень восприятия человека, над которым экспериментируют. В состояние гипноза можно вводить не только отдельного человека, но и целые коллективы. Но здесь речь уже идет о способах контроля над человеческой психикой, более детальный разговор о которой будет впереди, а пока мы, чтобы не быть голословными, приведем примеры гипнотических состояний, свидетелями которых были обыкновенные люди, живущие среди нас.

Вот такую историю поведала нам одна из сотрудниц нашего издательства в разговоре о необычных явлениях, испытанных нами в жизни.

«Моей сестре сейчас 64 года. Это очень правильный, честный человек, по образованию врач, воспитанный в атеистических традициях, осуждающий суеверия, рассматривающий все с позиций научного мировоззрения. Не могу сказать, как она объясняет случай, происшедший с нею в годы войны, может быть, как медик, обладающий некоторыми познаниями в области рассматриваемого нами явления, она составила для себя определенное мнение о природе того, свидетелем чего стала. Я же, не вдаваясь в анализ происшедшего, просто расскажу, о чем она, а потом и наша мать поведали мне, родившейся уже после войны.

Ей было 8 лет в 1941 году, она была самой старшей в семье из детей. От отца, который ушел на фронт в первые же дни войны, перестали приходить письма. Мать сильно переживала, предполагая худшее. В случае гибели мужа остались бы сиротами четверо детей. В доме, кроме нее и ребятишек, находились в эти дни и посторонние люди: девушка, прибывшая из соседнего района для рытья окопов, и молодой офицер из расположенной в этой местности воинской части, которого определили в наш дом на постой. Это был статный красивый капитан с большими угольно-черными глазами, копной густых черных волос на голове, по национальности украинец. Видя, как молодая женщина убивается, пребывая в неизвестности и теряясь в догадках в отношении судьбы, постигшей ее мужа на фронте, он решил ей помочь.

«Я могу рассказать тебе, что произошло с твоим мужем. Но только никому ни слова о том, что увидишь», – предупредил он. Кого-то из детей послали к соседке за кусочком коровьего масла, которое он растопил. Затем он приказал моей сестре сесть на стул. Сам встал напротив, капнул маслом на ноготь своего большого пальца и велел пристально смотреть на ноготь, сосредоточив внимание в одной точке. «Все, что увидишь, рассказывай нам, – сказал он. – Если это будет гроб, значит, отца твоего нет в живых».

Сестра уставилась на ноготь. Некоторое время она молчала, все с интересом к происходящему смотрели, что же будет дальше. «Папа, папа! – закричала вдруг девочка во весь голос. – Я вижу папу! Он в больнице, лежит на кровати! Вокруг него люди в белых халатах! Они пилят ему ногу!» – кричала она, захлебываясь от неожиданности открывшегося ей таинства, происходящего с ее отцом где-то за многие сотни километров от места, где она находилась со своими родными. «Ну, ждите, скоро получите от отца известие», – прокомментировал капитан-волшебник.

Через несколько дней в дом пришел двоюродный брат отца. Он принес письмо от кого-то из близких, в котором также упоминалось и о том, что наш отец ранен и находится в госпитале в Свердловске. Сам отец, тридцатилетний молодой мужчина, стройный и интересный блондин, ушедший на войну от красавицы жены и детей здоровым и на двух ногах, никак не мог решиться и сообщить ей о том, что стал инвалидом.

Но вскоре принесли письмо и от него самого. Отец рассказал, что был ранен под Тихвином, ему раздробило коленку, когда он, будучи связистом, пытался установить связь на линии фронта. Много часов под перекрестным огнем, истекая кровью, он пролежал на снегу. Под прикрытием темноты его утащила с места ранения на плащ-палатке фронтовая медсестра. Когда он оказался на операционном столе, у него началась гангрена, а сам он находился в бессознательном состоянии. Немцы уже в это время входили в город, в спешном порядке шла эвакуация раненых из госпиталя. Отец очнулся в тот самый момент, когда вынули градусник из подмышки его соседа, и стал свидетелем диалога, происходившего между медиками. «За сорок, без сознания», – сообщил один из них второму, стоявшему рядом. «Оставляйте, места всем не хватит, а ему все равно не выжить», – приказал, видимо, старший по званию. Отец вынул свой градусник и, уже теряя сознание, взглянул на него: за сорок! Последним усилием воли он встряхнул градусник… Очнулся уже в самолете, уносившем его из тыла врага.

Несколько месяцев пролежал он в госпитале города Свердловска. Трижды ему делали операцию, спасая от гангрены, трижды пилили ногу, оставив обрубок, торчащий из бедра. «Меня спас профессор Вишневский», – рассказывал позже отец. Все, что видела сестра во время гипнотического сеанса, проведенного квартировавшим офицером, оказалось явью: больница, медсестры в халатах, распиленная нога.

Нашей матери капитан рассказал, что обладает даром гипноза, но вынужден это скрывать, учитывая отношение к «колдунам» в те времена. Пытались его способности изучать в каком-то институте, но это ему пришлось не по нраву, а тут и война началась.

Следует добавить, что когда мать по секрету рассказала про сеанс гипноза и это предсказанье своей подружке, та попросила экстрасенса (в современном определении) тоже погадать ей. Здесь в сеансе участвовала уже наша тетя, которая была всего на полгода старше моей сестры. Она, пристально глядя на ноготь «колдуна», возвестила сначала, что видит только черную точку, но погодя некоторое время тихо сказала: «Я вижу гроб». Спустя некоторое время женщина получила извещение о смерти мужа. Упоминала рассказчица также и о молодой девушке, которая приехала на «окопы» из города Кузнецка, районного центра Пензенской области. Ей было предсказано еще в первом сеансе гипноза, что отец ее останется жив, и девочка описала, считывая информацию все с того же пальца постояльца, как произойдет встреча ее семьи с отцом, вернувшимся с фронта.

Когда это произошло, из Кузнецка пришло письмо. Как рассказала бывшая постоялица, все было в соответствии с описанием. Отец пришел ранним утром, когда все спали, постучал в окно…