Вы здесь

Тайны исчезнувших цивилизаций. Глава III. Гиперборея от слова «гипер» (Л. И. Зданович)

Глава III. Гиперборея от слова «гипер»


С тех пор, как неграмотный крестьянин, пахавший поле в окрестностях Неаполя наткнулся на статую Венеры, с появлением из пыли веков Помпеев, со времен открытия Египетских тайн Шампольоном человечество живет в постоянном ожидании новых находок археологов. Будучи прикладной частью исторической науки, археология нет-нет, наподобие строптивой служанки озадачивает ученых мужей, погрязших в кабинетной пыли, И тогда в ученом мире происходит сенсация, и в готовящихся к печати учебниках появляется новая глава.

Настоящую сенсацию принес с собою 1998 год. В газете «Литературная Россия» № 15 за 1998 год было объявлено об открытии легендарной Гипербореи. Об этом поведал не кто иной, как Альберт Валентинов, журналист, всегда «державший руку на пульсе» современной науки. Приведем длинную цитата из этой статьи.




Валерий Демин, руководитель экспедиции «Гиперборея-97», доктор философских наук – рассказал о доказательствах, материальных следах северной прародины человечества:

«…И мы их нашли – в самом центре Кольского полуострова, в глухой Левозерской тундре, вблизи загадочного Сейдозера.

Начать с того, что сама дорога к Сейдозеру, которую обнаружили участники экспедиции, оказалась вроде бы мощеной – булыжники и обработанные плиты аккуратно уложены в таежный грунт. Конечно, за истекшие тысячелетия их осталось немного: большинство ушло под землю. Но и те, что остались, свидетельствуют: здесь была развитая цивилизация – дикари дорог не прокладывают.

Но первое, что приковывает внимание исследователей, – гигантское изображение человека на отвесной скале, взметнувшейся на противоположной стороне озера. Черная, трагически застывшая фигура с крестообразно раскинутыми руками. Размеры ее можно определить лишь на глазок, сравнивая с высотой окрестных гор, обозначенной на карте: метров 70, а то и больше. Добраться до этой фигуры на почти вертикальной гранитной плоскости можно только со специальным скалолазным снаряжением, которого экспедиция не имела…

Уж очень это напоминает фигуру, правда, куда меньшей величины, в музее атомной бомбардировки Хиросимы – тень человека на бетонной плите, все что осталось после ядерного взрыва и сверхмощной огненной вспышки. Но в таком случае что за гигантское существо могло обитать когда-то на Земле и каким оружием оно было уничтожено?

…Сыны человеческие боролись с расой великанов, некогда населявших Землю… Кстати, Титаны, согласно наиболее архаичным мифам, вообще обитали на Крайнем Севере.»

Чем же привлекли гигантов суровые просторы тундры? Может быть, тем, что они-то как раз и не были столь уж суровыми? Не исключено, что нынешние полярные шапки появились относительно недавно, а до этого земные полюса могли находиться совсем в других местах. Сдвиг полюсов – страшнейший планетарный катаклизм, сравнимый с Всемирным потопом. А может быть, оба они и произошли одновременно. И в мгновение ока цветущая, изобилующая тропическими лесами и живностью местность превратилась в тундру. Остатки народа исполинов рассеялись по планете, ища себе пропитания. Но нашему глазу порой встречаются следы их былого величия.

«… На склоне горы Нинчурт они (участники экспедиции. – Автор) нашли то, что искали, – руины Гипербореи..

…Циклопические развалины, гигантские отесанные плиты правильной геометрической формы, стены с пропилами явно техногенного происхождения, просверленные неведомым суперсверлом глыбы. И ступени, ведущие в никуда.

На самом деле мы просто не знаем, куда они вели 20 тысяч лет назад. Но самая, пожалуй, впечатляющая находка – останки древнейшей обсерватории с 15-метровым желобом, уводящим вверх, к звездам, с двумя визирами – внизу и вверху. По виду и функциональному назначению он похож на большой секстант знаменитой обсерватории Улугбека под Самаркандом, однако гораздо древнее…»

Из мрака ушедших тысячелетий доходят до нас сказания об исполинах, в древности населявших планету Земля. Древнеэллинские мифы утверждают, что титаны были порождением Геи – богини Земли, то есть самой Земли (не говорит ли это почти прямо в то, что эллины верили в самозарождение пра-жизни?) Библейские тексты указывают, что они появились на заре развития первой человеческой расы, потомков Адама, погубленных Всемирным потопом (мы же с вами и все нынешнее пятимиллиардное человечество – потомки Ноя и его сыновей).

В Бытии (гл. 6, стих 2) сказано: «… тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их себе в жены, какую кто избрал».

Эти «сыны Божии» описаны в книге Еноха, книге полуотвергнутой ранней церковью за утверждение, что падшие ангелы («нефилимы» или Наблюдатели) были физическими существами, способными на сексуальное сношение с людьми. Эта рукопись была старательно утеряна и вновь найдена (в эфиопском коптском монастыре) в начале девятнадцатого века. Рукопись датируется вторым веком до н. э., но восходит к более древнему источнику. Сам Енох, отец Мафусаила (Бытие 5; 18-24), был то ли похищен, то ли приглашен в горние чертоги, как говорилось:… «и ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Это не аналог нашего просторечия «бог прибрал». И до Еноха и после него Библия совершенно точно указывает, что люди умирали, в том числе и Мафусаил, и Каинан, и Сиф, и Енос, и Малелеил, и Иаред, и Ламех, и Ной – все умерли и были погребены, и только «Енох ходил перед Богом и не стало его, потому что Бог взял его» (курсив мой – Автор).

Но после него осталась книга. В ней говорится о том, как двести наблюдателей «сошли» на гору Хермон (на границе Сирии, Ливана и Израиля). Это были «элохимы» (по еврейски – «сияющие») и люди едва могли смотреть на них. Вопреки совету их лидера Шемьязы, они под предводительством Азазеля сделались местными поселенцами, обучали людей запретным искусствам и взяли жен человеческих, которые рождали им «гигантов». В результате Бог, как пишет Енох, сказал наблюдателям неба, которые покинули его и загрязнили себя, связавшись с женщинами, что «дети их погибнут, а сами они не будут знать милости и пощады».

«В то время были на земле исполины», – повествует Бытие (VI, 4). Далее мы натыкаемся на явное несоответствие текста здравому смыслу. Конечно, если гиганты были столь порочны, что Бог послал Потоп, все было бы понятно. Но священный текст избирает иную трактовку: – «… особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди (!) (разрядка моя – Автор). За что в таком случае покарал их Господь? Или же он более опасался своих сынов, чем их потомство и его уничтожил заодно? Этот эпизод объясняется в апокрифической Книге Еноха так: гиганты были рождены смертными женщинами как «нечестивые отпрыски» ангелов, называемых наблюдателями. За это наблюдатели были прокляты, ибо Бог «не создал жен для вас, так как вы существа духовные и обитель ваша на небе». Что же касается гигантов, которые «были рождены духом и плотью» их участью должно было стать «злыми духами и обитать на земле… Духи гигантов должны быть подобны облакам, которые угнетают, разлагают, и портят землю… и не будет для них пищи и будут испытывать жажду и должны будут скрываться.»

Таким образом, у Еноха гиганты не кровь и плоть, но демоны, духи тайных ссор и раздоров в нематериальных плоскостях, высасывающие человеческую энергию. В сказках Джек (эквивалент нашего Иванушки-дурачка) взбирается по шаманическому бобовому стеблю или Древу Жизни, чтобы встретиться и победить Гиганта в Облачном Замке, «астральном» владении, населенном жадными людоедскими существами.

Тем не менее гиганты не обязательно зло. Они могут быть дремлющей силой природы, запертой в Цепи Причин, хранилище расового инстинкта и жизнеспособности, как «гигант Альбион» у Блейка. Гигантские языческие фигуры плодородия, высеченные в меловых утесах встречаются в южной Англии (гигант Серн Эббаса, Верзила в Уилмингтоне, гигант Гога и Магога в Уондлбери-Кэмпе близ Кембриджа).

Или он может быть Мейсоу в мифе о Хопи, высокомерном предпринимателе Третьего Мира, который был понижен в должности, когда этот мир погиб и ушел к Владыке Мертвых он получил второй шанс как предприниматель нового Четвертого Мира… так как «у него были люди».

Или Финн Мак-Кул с его семимильными сапогами, который, согласно ирландской мифологии, блуждает по Шотландии, где, как Фингал одним прыжком прыгнул с остекленевшего форта Нокфаррел через Статпеффер-Велли на высоты Бен-Уайвис. Говорят, что поэты, которые ищут вдохновения, проводя ночи в Седалище Гиганта (Gigant's Seat) на высоте Кейдер-Идрис в Уэльсе, неизбежно к рассвету сходят с ума. Это может значить только одно – они нашли то, чего искали. Гигантизм связан с выходом за местные физические рамки в то, что другие называют безумием.

Способность духовной тайны, доброй или злой, преодолевать физический размер кажется неизбежной, принимая во внимание, что, когда дети смотрят на взрослых, они кажутся им незаслуженно всемогущими гигантами, которые высятся над ними.

Что свидетельствует о большом росте людей прошлых эпох?

Скелеты 30000-летней давности (палеолит) дают средний рост взрослого мужчины 177 см, взрослой женщины 165 см. Но затем, когда земледелие вытеснило охоту, средний рост сильно понизился и восстанавливается только сейчас. В 1960 году средний рост американских мужчин был 175 см. Дети китайских и вьетнамских эмигрантов в Америке на богатой мясом пище значительно более высокорослы, чем их питающиеся рисом родители. Звезды таких баскетбольных команд как «Гарлем Глобтроттерс» – это гиганты по любому счету. Таким образом фольклор о гигантах следует рассматривать в контексте доступности протеинов (возможно вот почему в столь многих сказках и народных сказах гиганты были людоедами).

Идея гигантизма относится к удивительным культурным достижениям. Стоунхендж издревле был известен как «Танец Гигантов». Это предполагает не только, что сами мегалиты – это замерзшие гиганты (на гэльском fir ghreig – «ложные люди»), но и то, что только гиганты могли поднять камни такого веса.

Тем более, что попадаются даже следы исполинов. Ступня бога – гигантский след левой ступни человека, был обнаружен в начале века в глухом лесистом уголке южноафриканской провинции Трансвааль. Длина отпечатка около 130 сантиметров, ширина 60 сантиметров. Отпечаток настолько отчетлив, что видны даже «гребешки» почвы, выдавившейся между пальцами. Между тем след оставлен на вертикальной гранитной плите.

Ученые так и не пришли к выводу, что это – игра природы, или реальный отпечаток ноги. Африканцы же верят в божественное происхождение следа и считают это место священным.

Загадкой остается и внешний вид гигантов. Был ли у них единственный глаз, как у Полифема, сто рук или хвосты – это до сих пор не выяснено. Однако их высокое умственное развитие и склонность к архитектуре на базе дикой природы – это несомненно.

Ко многим холмам и курганам Англии относятся прочно живущие в фольклоре рассказы о феях или гигантах, что указывает не только на страх и почтение, которые поколения людей питали к их неизвестным строителям, но также на ассоциации с паранормальными явлениями. Связь с «гигантами» может быть вызвана огромным объемом работы, которая несомненно требовалась при их создании. Говорят, что некоторые холмы странного искусственного вида (как Баттхаус-Напп в Херфордшире) или имеющие явные искусственные навершия (Рекин в Шропшире) созданы дьяволом. Некоторые оккультисты утверждают, что дорожки которые вьются вокруг другого холма, который кажется слишком правильным, чтобы быть естественным, (Гластонбери-Тора), составляют посвятительный лабиринт.

Английское предание гласит, что многие длинные курганы (некоторые свыше 300 футов) хранят в себе похороненных гигантов. Традиция утверждает, что в некоторых, когда их вскрыли, оказались скелеты людей ростом более двух с половиной метров. Эти курганы все еще смущают археологов. Их каменные погребальные камеры занимают лишь очень малую часть, остальное состоит только из земли. Еще более таинственными являются так называемые британские «холмы крепости», которых только в Англии около 1500. Они часто состоят (как в Крофт Эмбри в Херфордшире) и огромных ограждений на вершины холма, окруженных крутыми земляными валами и рвами. Они называются «Железный Век» и предполагается, что они служили оборонительными селищами, хотя кажется, что немногие использовались в этом качестве.

Те же самые сомнения относительно того, что люди прошлого могли такое построить относятся к Баальбеку в Сирии, Великой пирамиде и еще многим мегалитическим сооружениям, с некоторыми из которых мы также познакомимся в этой книге. Все это, по мнению ряда ученых и энтузиастов, должно было быть построено гигантами или пришельцами. Кто же еще мог сдвинуть такие огромные камни? Конечно же не простые люди!

В то же время с гигантами соседствовали простые люди, во всем походившие на нас. Они рождались жили, продолжали свой род и уходили, освобождая место для новых поколений. Бережно хороня своих предков они завещали потомкам хранить память о них. Одно из таких кладбищ обнаружили на двух островках в Онежском озере.

Кладбище прачеловека


Неподалеку от Клименецкого полуострова, что на Онежском озере, есть два острова – Северный Олений и Южный Олений. Веками на Южном Оленьем крестьяне Северной Руси добывали известь: остров богат известковым камнем. Добывали, обжигали, до того навыжигали, что извели все деревья на острове. И еще виднее стало: почти каждый, промышляя известковый камень, роя ямы, где заблагорассудится, натыкался в земле на человеческие кости.

Кости были древние. Назвали эту землю «могильником». А в советское время создали на этой земле предприятие по добыче известняка… Так про Южный Олений остров узнали, наконец, археологи.

В 1936 году на острове побывали археологи Н.Н.Гурина и Г.П.Гроздилов. Они обнаружили, что здесь расположена самая огромная усыпальница неолитической поры из известных первобытных кладбищ Севера.




Сделав свое заключение, археологи передали эстафету большой археологической экспедиции под руководством В.И Равдоникаса. Три года группа работала на раскопках в Заонежье. на карельском островке, который на картах, как правило, не отмечается, хотя и находится в нескольких километрах от знаменитых Кижей.

Остров протянулся с северо-запада на юго-восток на три километра, ширина же его не превышает 500 метров. Первое, что бросается в глаза: вокруг острова всегда спокойна вода Онеги. Вся местность защищена от бурь архипелагом мелких островков и длинными мысами, вдающимися в озеро.

Становится понятным, по каким признакам избиралось место для древнего кладбища. Если учесть, что мертвых перевозили на лодках ночью, то, конечно, вспоминаются языческие взгляды на Страну мертвых в Египте, Древней Греции…

Предполагаемый могильник разбили на квадраты. Обозначив место первого раскопа, принялись за лопаты, очень быстро расчистили квадрат от дерна… Дойдя до галечника, стали снимать его тонкими слоями (штыхами). Примерно с глубины полуметра появились первые признаки могил – красноватые пятна. Это пятна красной охры – ею посыпали погребенного. С такого момента лопаты и кирки уходят в сторону, уступая место ножам Начинается расчистка погребений. Используются инструменты и тоньше – скальпель, шило, кисточка, которыми удаляются с костей и предметов частицы земли. Работа вступает в стадию ювелирной точности.

Раскопки на Оленьем показали, что скелеты погребенных людей находились в разных позах. Большинство лежали на спине лицом вверх, головой на восток. Руки вытянуты вдоль туловища, иногда согнуты в локтях и сложены на животе. Другие же покойники положены на боку – или на правом, или на левом. В некоторых случаях ноги согнуты в коленях. Были, хотя и очень немного, скорченные скелеты.

Ноги покойников подтягивали коленями к животу и даже к груди Кисти рук, согнутых в локтях, направляли к подбородку. Встречались могилы, в которых погребены не один, а два и три человека. В таких случаях большие кости соседствовали с маленькими, детскими. Детей хоронили вместе с родственниками или родителями. Чаще всего – ребенка с матерью. Лишь в двух случаях ребенка положили с ребенком.

Встретилась могила, где мужчина похоронен с двумя женщинами. В середине широкой ямы на спине лежал мужской костяк, а справа и слева от него – по одному женскому скелету. Причем они лежали лицами к мужчине, то есть погребены на разных боках.

Особенностью Оленеостровского могильника является малое число погребенных стариков и детей. Первое обстоятельство объясняется тем, что в неолите редкие люди доживали до старости. А второе – существующими правилами похорон, когда младенцев не предавали земле. Например, еще совсем недавно северные народы умершего ребенка пеленали в ткань и завертывали в бересту. Такой «сверток» полагалось поместить в дупло дерева или подвесить на ветвях в специальном ковчежце. Такие погребения сохраняют следы не дольше 50 лет.

В могилах обнаружено много личных вещей, погребенных вместе с покойными. В основном, это изделия из кости, рога и камня. Всего собрано свыше семи тысяч предметов. Костяные наконечники гарпунов с зазубринами, костяные наконечники стрел – прямые, игловидные, до 30 см в длину.

Есть сложные наконечники – составные, с кремневым острием. Встречаются наконечники с кремневыми вкладышами, подогнанными друг к другу в специально прорезанных пазах. Чисто кремневые наконечники тщательно отработаны. Костяной кинжал, украшенный по кости узором, с кремневыми пластинчатыми лезвиями, вставленными в пазы. Трапециевидные пластинки пригнаны очень тщательно.

Немного орудий рыболовства – «бородки» рыболовных крючков, на которые насаживалась приманка. Зато найдено много скребков, резцов, ножей разного назначения, костяных лощил и приколок. Встретилось немного тесел и топоров из сланца с тщательно отшлифованными наконечниками и остриями.

Найдено множество (5527) украшений. Это подвески из клыков медведя, резцов лося, пластинки из резцов бобра с нарезками на обоих концах, другие подвески из кости и камня. Найдены скульптурные изображения – образцы древнего искусства. Их немного, но это шедевры неолита Севера. Массивный костяной стержень с условным изображением головы лося – как бы предвестник «звериного стиля» скифских курганов: та же экспрессия, та же свобода движения, несмотря на то, что изображена только голова животного. Подобная выразительность свойственна только очень зрелому искусству. Неожиданны и два скульптурных изображения змей, вырезанных из кости. Три маленькие фигурки человека, в которых можно усмотреть будущие мотивы Северного искусства резьбы по кости: например, условность не прорисованных, а едва намеченных рук человечка на одной из фигурок.

К сожалению, климат уничтожил предметы из дерева, одежду, но расположение украшений на скелете (подвески) или наконечников стрел, лежащих друг возле друга, очень плотно, позволило археологам, с привлечением этнографов, восстановить основные принципы одежды и форму ее, а также утверждать, где и как носил он футляр для стрел и лука (колчан). Даже теплый капор из шкуры, украшенный подвесками из резцов бобра или лося, который древний человек носил на голове, восстановлен. Характерной чертой была одинаковость костюма для мужчин и для женщин, целиком состоявшего из шкур убитых животных. Позже выделанные шкуры разрисовывались или расцвечивались.

Женщины от мужчин отличались только ношением куска меха, служившего как бы фартуком. Его тоже обшивали резцами лося и бобровыми пластинками, а мужчина носил еще колчан из дерева или кожи – на поясе, на груди или спине.

Раз уж возникла возможность воссоздать в целом внешний вид человека древнего Заонежья, ученым захотелось наверняка знать облик этого человека, тем более что количества найденных черепов для этого вполне хватало…

По костям черепа М.М.Герасимов воссоздал облик мужчины и портрет женщины из Оленеостровского могильника.

По этому серьезному вопросу уже давно «ломались копья» в ученом мире. Неолитический человек, можно сказать, намеренно не оставил нам своего подлинного портрета. Хотя, как мы видим, портрет лося, например, не оставляет желать лучшего. Ни в могилах, ни в пещерах, ни на скалах человек лесного неолита, живший в те же годы, когда египетские фараоны «запечатлевали» себя в камне и золоте, не оставил нам своего портрета: рисунки и фигурки людей очень условны и защищены от колдовского взгляда знаками, нарочно отдаляющими изображение от реального.

Что поделать, это было связано с его мировоззрением. Недаром даже нынешние представители народов Севера отказываются фотографироваться, полагая, что человек, отдавая другому свое изображение тем самым расстается с частицей своей души.

Источником работы М.М.Герасимова был не только Оленеостровский могильник: в прошлом веке было найдено много черепов на южном побережье Ладоги. Впервые воссоздать облик человека лесного неолита взялся известный художник-передвижник М.П.Клодт. Впрочем, это был первый опыт, оказавшийся неудовлетворительным. И хотя рисунки М.П.Клодта украсили изданный геологом А.А.Иностранцевым труд «Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера» (Спб, 1882), – ученые «не приняли» человека, как бы сошедшего с иллюстраций к романам Фенимора Купера или Майн Рида. Ладожанин М.П.Клодта оказался почти двойником индейца Северной Америки – мощная квадратная голова, сильно выступающий орлиный нос…

С тех пор антропология достигла значительных успехов. М.М.Герасимов, используя им самим разработанный научный метод, осуществил десятки индивидуальных портретов древних людей, в том числе и облики мужчины и женщины, живших на южном Ладожском берегу в III тысячелетии до н. э., оказавшихся вполне «европейскими». Он же воссоздал и портреты оленеостровцев…

Да, мужчина Заонежья оказался чистым европеоидом. А вот женщина… Помня исключительную полемику по поводу Клодтовского «индейца», археологи сделали вид, что темы расовой принадлежности оленеостровцев не существует. Правда, время для поднятия таких тем было не совсем подходящее… Потом вопрос ушел как бы сам по себе, поскольку метод М.М. Герасимова новым поколениям «воссоздателей» показался несовершенным.

А ведь ответ кроется еще в раскопках Оленьего острова. Оленеостровский могильник, представляющий из себя племенное кладбище, на самом острове разделен на две части – северную и южную. И в той, и в другой – захоронения двух разных родов одного и того же племени. И хоть Энгельс и «не позволяет» на стадии племени четко назвать нацию и даже народность населяющих племя людей, но ведь совершенно же ясно, что до прихода с юга славян на этих землях могли обитать только будущие угро-финны!

А этот народ, давным-давно расселившийся по многим уголкам Евразии, имеет еще и двоякое происхождение – и европеоидное, и монголоидное. И сегодня под самой финской границей на Севере России живет почти чисто монгольского облика племя саамы – ближайших родственник европейцев-финнов. Эстонцы и ханты-манси имеют один общий угро-финский корень. Ни для кого не секрет, что индейцы, разновидность желтой расы, происходят от монгольского корня. Не так уж и не прав был знаменитый М.П. Клодт!

Еще одной отличительной особенностью Оленеостровского могильника явилась та, что были обнаружены единичные вертикальные погребения. Как выяснилось, это были могилы вождей, похороненных стоя, в глубоких ямах. В одной из них покойник поставлен ногами на скалу и прислонен спиной к наклонной поверхности стены могилы.

Весь костяк с ног до головы засыпан охрой. При нем найдены триста подвесок, колчан со стрелами, костяной кинжал, сланцевые ножи и многое другое. Он был первый.

Первый среди равных. Но похоронен по-особому: еще не различаясь по собственности, вожди уже имели определенные отличия – хотя бы то, что он и мертвый должен был быть, как живой: вождь и воин не может лежать…

А может, в вертикальных погребениях таится какая-то другая загадка?..