Вы здесь

Тайны забытого оружия. ЧАСТЬ 2. ПСИХОТРОНИКА: ОТ ЗОМБИ ДО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (А. И. Первушин)

ЧАСТЬ 2. ПСИХОТРОНИКА: ОТ ЗОМБИ ДО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Не так давно наш словарь пополнился словом «зомби». Так называют людей, крайне жестко запрограммированных на выполнение определенных действий – фактически живых роботов. Достигается это путем применения сильнейшего нервно-паралитического яда. Человеку, намеченному стать «зомби», добавляют этот яд в пищу, после чего он перестает дышать, у него стекленеют глаза, синеет кожа. Через некоторое время якобы умершего человека похищают из могилы и путем «особых процедур» оживляют. После этого «зомби» можно использовать в своих целях: он не помнит ни своего имени, ни своего прошлого, не несет в себе никаких морально-нравственных и этических ценностей, а делает только то, что ему говорят. Казалось бы, всё это не имеет отношения к нам. Однако не спешите с выводами. Людей превращают в «зомби» не только в далекой Африке.

2.1. Зомбификация: уровни погружения

«Самое худшее – глаза. И это вовсе не мое воображение. Это были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее, почувствовал: Великий Боже, может, всё это невероятное – правда...»

Так описывает Уильям Сибрук в своей книге «Таинственный остров» встречу с самым зловещим созданием среди всех загадочных существ, порожденных миром сверхъестественного – гаитянским зомби.

Участь зомби ужасна. Это автомат без разума, обреченный жить в полусне тяжелого физического труда. Он способен двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит свое прошлое и не осознает настоящее. Не призрак, но и не живое существо, он, по сути дела, ходячий мертвец, помещенный навечно в пограничную зону между жизнью и смертью.

С помощью колдовства бывшим человекам придают видимость жизни, а лишая души и разума, фактически обрекают на смерть. Зомби – это порождение бокоров, гаитянских колдунов, исповедующих религию вуду.

Уже в 1884 году в книге миссионера Джона Хайти описывались отвратительные подробности этой религии: поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев и даже каннибализм.

Колдунам давно известна тайна получения порошка, при помощи которого заранее намеченную жертву можно привести в состояние зомби. Процедура приготовления порошка – сложный и тайный процесс. Доподлинно не известно, подмешивался ли он в пищу или наносился на кожу человека, но в любом случае препарат настолько приостанавливает деятельность организма, что жертва как бы умирает. Далее душа ее «запечатывается» в бутыль, и черный колдун вуду получает полную власть над ней.

Потом могила похороненного раскапывается (обязательно в полночь!), умершего вынимают и начинается ритуал оживления. Способность самостоятельно двигаться жертва восстанавливает примерно через двенадцать часов после смерти. Но теперь это уже не человек, а зомби... Разумеется, сей страшный обряд всегда проводился в глубокой тайне и только на кладбище. Нередко зомби производились по заказу в качестве совершенно бесплатной рабочей силы. Это могла быть и месть жертве или ее семье.

Сравнительно недавно мир получил возможность ознакомиться с откровениями самого настоящего зомби. Некий Клавдий Нарцисс, якобы скоропостижно скончавшийся в 1962 году, был похоронен как умерший. Впоследствии Нарцисс поведал миру, что во власть колдуну его продал родной брат, с которым возникли споры из-за наследства. К несчастью, Нарцисс не воспринял всерьез его угрозы – иначе б он отдал всё, что угодно, лишь бы избегнуть уготованной ему ужасной участи.

Итак, он был похищен, умерщвлен и похоронен, а затем тайно воскрешен. Вместе с несколькими подобными ему зомби он трудился на плантациях почти круглые сутки. Никакого гонорара за это не полагалось, да и деньги зомби были совсем ни к чему ― они удовлетворялись едой. Пища была добротной и достаточно обильной, но, как ни странно, в состав ее никогда не добавляли соль. Нарцисс смутно сознавал себя и даже сохранил обрывки воспоминаний о бывшей семье, но всё это скорее напоминало грезы наяву. Он мог только наблюдать события и себя самого со стороны, но абсолютно никак не мог вмешаться в происходящее.

Он оставался зомби в течение восемнадцати лет. Сознание вернулось к нему совершенно неожиданно. После этого ему удалось бежать с плантации и даже добраться до дома. А дальше произошло то, что было вполне предсказуемо: родственники узнали Нарцисса, но их страх перед всемогуществом бокоров был так силен, что они решили не признавать своего сородича. Изгнанный из семьи Нарцисс в дальнейшем попал в руки специалистов. Его фотография, на которой он запечатлен сидящим рядом со своей могилой, облетела весь мир.

Возникает вопрос: насколько достоверны подобные истории? Католические и протестантские священники, попавшие на Гаити, приводят свидетельства, которым трудно не верить. Например, как они собственными глазами видели покойника, отправляли заупокойную службу, закрывали гроб крышкой и бросали землю в могилу, ― а спустя несколько дней или недель вдруг встречали «бывшего покойника» с застывшим взглядом и лицом-маской: невменяемого, но не мертвого...

В странах, где распространен культ вуду, люди боятся стать зомби гораздо больше, чем по-настоящему умереть, поэтому в некоторых деревнях стали вводить меры, исключающие возможность похищения умерших. Иногда эти меры очень жестки – вплоть до обезглавливания трупа.

Но вернемся к современным исследователям. Американские ученые попытались получить состав порошка, процесс его изготовления и процесс зомбирования у самих колдунов вуду путем подкупа. Многочисленные анализы показали, что основным компонентом средства является тетродотоксин – нервно-паралитический яд, в сотни раз превышающий по силе воздействия пресловутый цианистый калий. В состав снадобья входит рыба иглобрюх, высушенная на солнце (именно она содержит в себе тетродотоксин), морская жаба Борджия, морской червь, огромное количество высушенных трав, человеческие останки и еще ряд компонентов.

Однако все попытки провести процесс зомбирования в лабораторных условиях закончились неудачей. Секрет порошка, который позволяет управлять психикой человека после его смерти, до конца не раскрыт – так же, как и тайна сосуда, куда «вкладывается» душа погребенного заживо.

Религия вуду жива, и она существует не только на Карибских островах, на Кубе и Ямайке ― тайные общества последователей вуду появлялись в некоторых штатах США. А в последнее время и в крупных городах России! Люди верят, что при помощи этих ритуалов могут легко и полностью подчинить себе другого человека, овладев его жизнью и смертью...

2.2. «Психо-машины» Иосифа Сталина

Те, кто верят в мир духов и в существование строгих законов, этим миром управляющих, верят и в то, что можно поставить эти законы на службу человеку и государству. Так возникают предпосылки техномагии – паранаучной дисциплины, оперирующей астральными объектами и иллюзорными сущностями.

Техномаги ХХ века пытались построить аппарат, способный воздействовать на душевное состояние человека. Одни планировали таким образом лечить людей, другие – подчинять их своей воле. Но почти нигде работы по созданию таких аппаратов не вышли за пределы частной инициативы. Единственным исключением стала молодая Советская Республика...

Началась эта история с электроиндукционной гипотезы «проявляющегося в месмеризме взаимодействия организмов», предложенная в 1875 году знаменитым химиком Александром Михайловичем Бутлеровым.

Месмеризм в те годы был весьма популярен в Европе, в США и в России. Под этим термином понималось учение австрийского врача Антона Франца Месмера о «животном магнетизме». Месмер пытался объяснить некоторые странные явления, которые якобы указывали на существование особой энергии, излучаемой живыми существами и способной передаваться от одного организма к другому. Полагая, что с помощью этого взаимодействия можно внушать «состояние здоровья» больным, Месмер начал разъезжать с «лечебными сеансами» по всей Европе, но его магнетических пассов оказалось недостаточно, чтобы излечить многих страждущих. Некоторые из высокопоставленных пациентов умерли, случился грандиозный скандал, и Месмеру пришлось вернуться в Австрию, где он провел остаток дней в нищете и безвестности.

Размышляя над опытами Месмера, русский химик Бутлеров задумался над тем, не могут ли взаимодействовать «нервные токи организмов» – подобно взаимодействию электрических токов в проводниках. На основе его выкладок уже в 1887 году с развернутым обоснованием электроиндукционной гипотезы мысленного внушения выступил профессор философии, психологии и физиологии Львовского университета Юлиан Охорович.

Однако электроиндукционная гипотеза объясняла взаимодействие организмов только на близких расстояниях. Это затруднение успешно преодолевала электромагнитная гипотеза телепатии. Она была одновременно высказана тремя независимыми друг от друга исследователями: Фаустоном (доклад 1 марта 1892 года в секции электричества Франклиновского института), Шмидкунцем (книга «Физиология внушения», 1892) и Круксом (статья «Некоторые возможности применения электричества», 1892). Более подробно свою «радиационную гипотезу» последний из названных авторов, английский физик Уильям Крукс, изложил в статье «Иной мир – иные существа», напечатанной в апрельском номере «Бюллетеня Астрономического общества Франции» за 1898 год. Статья тут же была опубликована в русском переводе. В ней Крукс впервые в истории электромагнитной гипотезы телепатии указал возможную частоту колебаний мозгового излучения – 1018 колебаний в секунду! Излучения с такой частотой колебаний, отмечал Крукс, «проникают через наиболее плотные среды, не уменьшаясь, так сказать, в своей интенсивности, и проходят их со скоростью света и почти без преломления и отражения».

«Мне кажется, – писал в заключение Уильям Крукс, – что подобными лучами возможна передача мысли. С некоторыми допущениями мы найдем здесь ключ ко многим тайнам психологии».

Электромагнитная гипотеза неоднократно рассматривалась и в начале текущего столетия как в России, так и за рубежом, став почти общепринятой. Оставалась самая малость: получить прямые или косвенные доказательства ее истинности.

* * *

Приход к власти большевиков не прекратил исследования в этом направлении. Наоборот, правительство Ленина, помешанное на идее Мировой революции, было заинтересовано в получении принципиально нового оружия, с помощью которого можно было бы помочь «братьям по классовой борьбе» в других странах. Тем более что кавалерийский наскок Михаила Тухачевского на Польшу весной 1920 года провалился под стенами Варшавы – теперь нужно было подготовиться посерьезнее.

Замечу, что задача прямой регистрации электромагнитного излучения мозга впервые была детально рассмотрена в 1920 году академиком Петром Петровичем Лазаревым.

В статье «О работе нервных центров с точки зрения ионной теории возбуждения» Лазарев предположил, что «посколькупериодическая электродвижущая сила, возникающая в определенном месте пространства, должна непременно создавать в окружающей воздушной среде переменное электромагнитное поле, распространяющееся со скоростью света, то мы должны, следовательно, ожидать, что всякий наш двигательный или чувствующий акт, рождающийся в мозгу, должен передаваться и в окружающую среду в виде электромагнитной волны».

В другой работе, опубликованной в том же году, Лазарев высказался в пользу возможности «уловить во внешнем пространстве мысль в виде электромагнитной волны». Эта задача, считал Петр Петрович, является одной из интереснейших задач биологической физики.

«Конечно, – отмечал он, – a priori можно указать на огромные трудности нахождения этих волн. Потребуется ряд лет напряженной работы для того, чтобы непосредственно открыть эти явления на опыте, но во всяком случае необходимость их предсказывается ионной теорией возбуждения».

Примерно в то же время к этой теме обратились писатели-фантасты. Они читали популярные статьи о телепатии, знали подробности дискуссии о природе излучения мозга. И, разумеется, творчески перерабатывали полученную информацию. Например, в 1924 году был опубликован роман Виктора Гончарова «Психо-машина». В нем описывается, как ученые-контрреволюционеры изобретают машину, способную аккумулировать и направлять психическую энергию человечества. Но самое страшное, что с помощью этой «психо-машины» можно было убивать людей по определенным признакам их психической конституции:

«Поставленная же на максимум и заряженная известным образом, она может уничтожить тот или другой класс или сословие человечества, истощая психомагнитом мозг в несколько секунд... Вепрев, кроме того, использовал ее для своего передвижения... Но об этом после... Впрочем, для ясности придется сказать сейчас... Дело в том, что не заряженная никем психо-машина поглощает только энергию, которая продуцируется мозговой субстанцией человечества добровольно, в повседневной жизни... Такая – она не опасна, как не опасен и радиомагнит, когда он ловит только излишки радиоволн... Вепрев построил две одинаковых машины; одну он хочет использовать для своего передвижения по воздуху – подобные опыты уже производились и удачно, другую же в качестве орудия истребления нетерпимых им органически большевиков... Он фанатично ненавидит их, но, повторяю, великолепно умеет владеть собой... Вы слышали о смерти собак? Недавно было? Ага! Это был первый опыт... Вепрев исходил из положения, что человек и собака – животные одного и того же происхождения, т. е. млекопитающие... Он зарядил машину собакой... не понимаете как? Очень просто: у собаки вынимается мозг, приводится химическим путем в состояние эмульсии и вливается в бак психо-машины... Вот... Заряженная таким образом и пущенная, надо сказать весьма слабо, машина всё же истребила всех собак окрестных деревень, радиусом от хутора, как от центра, в 6-7 верст... Вы думаете, что собаки погибли только в вашей деревне? Ошибаетесь...»

Дальше герои Гончарова узнают, что подобными психо-машинами злобные аристократы Луны уже сотни тысяч лет угнетают лунных пролетариев. Только мужественное вмешательство останавливает психический террор на Земле и в космосе...

Другие советские писатели подхватили столь плодотворную идею. Владимир Орловский (Грушвицкий) в своем первом романе «Машина ужаса» (1925 год) рассказывал об установке, выплескивающей в эфир волны страха. Машина была построена капиталистами с целью захватить власть над миром ― но она же и кладет конец капитализму. Анархия, внушенная людям посредством машины ужаса, перерастает в революционный взрыв. Изобретатель машины Эликот, американский архимиллионер, побежден русским ученым Моревым.

Принцип действия аппарата, подчиняющего волю многих людей воле одного изобретателя описывается так:

«Все психические и физиологические процессы в живом организме связаны с электрическими токами, пробегающими по нервным путям, причем эти токи прерывчатые, пульсирующие и посылающие в пространство волны электромагнитных колебаний. Поэтому если два индивидуума настроены в унисон, т. е. способны испускать волны одинаковой длины, то они обязаны также отвечать токами, пробегающими по нервным путям одного из организмов, раз они появились в другом соответственном. В этом кроется причина влияния одного человека на другого».

Морев нашел возможным расширить пределы настройки и таким образом изучать психику людей. Он изобрел два прибора: при помощи одного он улавливал и записывал электромагнитные волны, излучаемые нервно-мозговыми центрами людей, а при помощи другого – мог изолировать человеческую психику от влияния таких волн.

* * *

Некоторый промежуточный итог в теме телепатического воздействия подвел знаменитый ленинградский фантаст Александр Беляев. В 1929 году он выпустил роман «Властелин мира», ставший классикой жанра.

Герой романа, немец Штирнер, изобрел психо-машину и при ее помощи достиг необычайного могущества. Однако, встретив сильного противника в лице русского изобретателя Качинского, с одной стороны, и устав бороться – с другой, он при помощи машины заставляет себя самого забыть прошлое и начать новую жизнь новым человеком. Устройство психо-машины объясняется Качинским следующим образом:

«Я нашел ряд очень близких аналогий в строении нервной системы и мозга с конструкцией радиостанции. Частицы мозга играют роль и микрофона, и детектора, и телефона; фибриллярные нити нейронов имеют на конце виток, удивительно напоминающий проволочную спираль – соленоид; вот вам и самоиндукция... Интересно, что с физиологической точки зрения даже профессор-физиолог, с которым я работал, не в состоянии был удовлетворительно объяснить значение этой спирали. В свете же электротехники она получает вполне логичное объяснение. Природа, очевидно, создала этот виток для усиления электротоков. Есть у нас в теле даже лампы Раунда – это ганглиозные колбочки сердца. Источник энергии сердца соответствует батарее аккумуляторов, а периферическая нервная система – заземлению. Так, изучая строение человеческого тела, я пришел к полному убеждению, что наше тело представляет собой сложный электрический аппарат – целую радиостанцию, способную излучать и принимать электромагнитные колебания.

Я поставил опыты над внушением своей мысли животным. В клетке из густой железной сетки, стоящей на изоляторах, помещался экспериментатор, а перед клеткой находилась собака. Когда клетка не была заземлена, собака удачно выполняла мысленные приказы экспериментатора. Да впрочем, электромагнитная природа мозговых и нервных колебаний была доказана работами Лазарева, Бехтерева и Казамали.

Раз известна природа этих волн, то воспроизвести их механически уже не представляет труда. Усильте их трансформаторами, и мысли-волны потекут, как обычная радиоволна, и будут восприниматься людьми.

Машина моя строится и состоит из антенны усилительного устройства с трансформаторами и катодными лампами и индукционной связи с колебательным контуром антенны. Вы можете излучить определенную мысль на антенну моей “передающей радиостанцией”, она усилит это излучение и пошлет в пространство. Эта новая “пушка” и будет действовать на людей и подчинять нам их волю».

Самое интересное в этом описании, что оно вполне реально. Качинский – советский инженер-электрик Бернард Бернардович Кажинский, а все эксперименты, описанные в романе Беляева, он проводил в действительности с 1922 по 1926 год в Москве, в Практической лаборатории по зоопсихологии Главного управления научными учреждениями Народного комиссариата по просвещению.

Бернард Кажинский лично столкнулся с проявлением телепатии, после чего всю свою жизнь посвятил поискам «ключа» к ее тайнам.

Однажды августовской ночью 1919 года в Тбилиси он проснулся от довольно громкого звона металла, который был подобен звуку серебряной ложечки о тонкий стеклянный стакан. Как потом выяснилось, этот звук должен был слышать в последний момент жизни его девятнадцатилетний друг М., умиравший в то время от брюшного тифа в соседнем квартале.

Случившееся настолько потрясло юношу, что он с головой ушел в изучение вопросов передачи мысли на расстоянии. Как человек технического склада ума Кажинский предположил, что передача сверхчувствительной информации от одного организма к другому осуществляется посредством радиоволн, а человеческий мозг является абсолютным подобием радиостанции с передатчиком и приемником. По его мнению, в нервных клетках имеются конденсаторы, сопротивления, индуктивные катушки, колебательные контуры, катодные радиолампы и антенны.

Тут нужно заметить, что в начале 1920-х годов о свойствах радиочастот и законах распространения радиоволн специалистам почти ничего не было известно. Короткие волны, не говоря уж об УКВ-диапазоне, оставались загадкой. Именно поэтому Кажинский посчитал, что телепатические связи осуществляются через УКВ-диапазон. Но самое удивительное во всей этой истории то, что инженер сумел экспериментально доказать свою правоту!

В 1922 году он построил и апробировал экранирующие радиоволны устройства – клетки, сделанные из частой металлической сетки и снабженные заземлением. И первый же проведенный опыт подтвердил электромагнитную гипотезу инженера!

Вот что он пишет в своей книге «Биологическая радиосвязь», изданной в 1923 году: «Когда дверца клетки была закрыта, сидевшему внутри экспериментатору В. Л. Дурову не удавалось передать подопытному животному (собаке Марсу), находившемуся снаружи, никакого мысленного задания. Но стоило открыть дверцу, как Марс в точности исполнял приказы».

Современники высоко оценили эти эксперименты. Основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский писал о Кажинском:

«Явления телепатии не могут подлежать сомнению. Не только накопилось огромное количество соответствующего фактического материала, но чуть ли не каждый поживший семьянин не откажется сообщить о лично им испытанных телепатических явлениях. Почтенна попытка объяснить их с научной точки зрения. Такую попытку делает Б. Б. Кажинский. Он сравнивает нервную систему человека с радиотелеграфом. Он находит и соответствующие органы в теле животного...»

Позднее Кажинский работал над проектом «регистратора мыслей». Он писал: «уже одна возможность технического осуществления “регистратора мыслей” должна знаменовать собой эпоху». По его мнению, в случае если бы удалось создать такой регистратор, можно было бы и построить прибор, воспроизводящий технически те же колебания, то есть воспроизводящий мысль – «искусственную мысль»!

Надо отдать должное Кажинскому ― он первым из исследователей оценил огромную опасность, которую могут представлять психо-машины для человечества. Именно по этой причине он поделился информацией о проводимых опытах с известными писателями-фантастами того времени.

Конец ознакомительного фрагмента.