Вы здесь

Тайны Стены Плача. Глава 2. Физика Стены (П. Е. Люкимсон, 2010)

Глава 2

Физика Стены

В поисках каменоломен Ирода

Стена Плача никогда не входила в престижный список “десяти чудес света”, и, вне сомнения, любой знаток истории без труда перечислит дошедшие до нас куда более древние и величественные памятники старины – скажем, египетские пирамиды или руины тех же древнегреческих храмов.

Но, во-первых, если придерживаться мнения, что Стена Плача и в самом деле являлась западной стеной еще Первого Иерусалимского Храма, то она – по меньшей мере, в своем основании – была воздвигнута куда раньше тех же древнегреческих храмов. А, во-вторых, даже если считать, что она была сооружена во времена царя Ирода, то все равно речь идет об одном из самых уникальных сооружений древности, заслуживающем самого пристального внимания и заставляющего еще раз задуматься о мастерстве и возможностях строительной техники наших предков.

Как показали археологические раскопки, во времена Ирода Великого длина Западной Стены составляла 488 метров. Она располагала 4 воротами, и вдоль нее тянулось множество лавок. Согласно выводам, сделанным на основании тех же раскопок, высота Стены в разных ее частях была не одинаковой: в северной ее части она достигала порядка 30 метров, а к югу снижалась едва ли не до 9 метров.

В своей книге “Западная Стена. Законы и обычаи” раввин Стены Плача Шмуэль Рабинович приводит следующие данные о ее структуре:


– Стена Плача сложена из 45 рядов каменной кладки, из которых 28 рядов были возведены в древности, а 16–17 представляют собой куда более позднюю надстройку.

– Из 28 наиболее древних рядов кладки 11 сегодня находятся под землей, а 17 возвышаются над ее поверхностью.

– Общая высота Стены Плача составляет 40 метров, из которых 19 возвышаются над землей, а 21 спрятаны в ее недрах.

– Есть все основания предполагать, что 17 первых рядов кладки стены (из 28 самых древних) относятся к периоду Первого Храма, к эпохе царя Соломона и даже Давида (хотя, согласно Библии, царь Давид не приступил к строительству Храма, так как Бог запретил ему это). Ученые настаивают, что все ряды кладки Стены Плача относятся исключительно к эпохе Второго Храма.

– Средняя высота камней, из которых сложена Стена Плача составляет 1.05 м, однако в ней есть и камни, высота которых достигает 8.75 м. Средняя высота камней более поздней кладки исламского периода составляет 0.70-0.85 м., однако и среди кладки этого периода есть несколько камней, высота которых составляет порядка 5.80 м.

– Поверх кладки этого периода есть еще более поздняя кладка из камней высотой примерно 55 см. Общая высота этой части Стены составляет 2.2 м. Так как на всем своем протяжении Стена сложена из камней разного размера, то в ней есть камни и значительно меньшего размера – до 37 см высотой.

– Ширина Стены Плача составляет 4.6 м.

– Длина открытой сегодня для молящихся и туристов Стены Плача составляет 57 м. Около двух третей из них отведены для молящихся мужчин, и около одной трети – для женщин.

– Ежегодно открытую молитвенную площадку перед Стеной Плача посещает не менее 7 млн. человек.


Согласно историческим хроникам, которые подтвердили и современные исследования, Стена Плача была сложена без всякого скрепляющего их раствора – следующий слой камней просто укладывался на предыдущий, удерживая его силой своей тяжести.

Это было поистине грандиозное строительство. Ведь если даже считать, что средняя высота камней, из которых она складывалась, составляла порядка 1 метра, а ширина достигала 4 метров, то вес каждого такого камня составлял от 10 до 15 тонн.

Однако Иосиф Флавий в своих “Иудейских древностях” утверждает, что длина камней, заложенных в первые ряды Стены Плача достигала порядка 20 умот, то есть больше 10 метров, а некоторые из них были вообще длиной в 20 метров.

Долгое время считалось, что великий историк древности позволил себе в данном случае некоторое преувеличение. Однако раскопки, проведенные в последние десятилетия, неожиданно показали, что Флавий был прав – в южной части Стены действительно были найдены камни, длина которых превышает 10 метров, а вес составляет порядка 70 тонн.

Затем при раскопках в районе знаменитой арки Вильсона были обнаружены камни длиной 12 и высотой более, чем в 3 метра. С учетом того, что их ширина составляет свыше 4 метров, речь идет о камнях весом в 400 тонн!

И вот эти данные уже делают Стену Плача поистине одним из самых грандиозных древних памятников Средиземноморья. Да, в эпоху Второго Храма на Ближнем и Среднем Востоке и в самом деле возводились сооружения не менее, а то и более величественные. Однако все они строились из камней или кирпичей обычного размера, скрепляемых тем или иным раствором. Никому из строителей (по меньшей мере, на Ближнем Востоке) в ту эпоху и в голову не приходило использовать для возведений стен или зданий камни весом от 70 до 400 тонн!

В связи с этим, разумеется, возникает сразу несколько вполне резонных вопросов.

Во-первых, насколько технически было осуществимо в ту эпоху перемещение камней такого размера на столь большие растояния и возведение из них стен такой высоты?

Во-вторых, откуда строители брали эти камни?

В-третьих, что побудило их использовать для стены именно гигантские камни, а скажем, не обычные кирпичи?

Ответ на последний вопрос вроде бы понятен.

Священное Писание однозначно требует, чтобы для строительства Храма использовался именно природный, то есть созданный непосредственно Богом камень, а не кирпич, являющийся творением рук человеческих и представляющий собой, в сущности, столь же непрочный, разрушающийся со временем материал, как и сам человек. Кроме того, согласно тому же Писанию, камни для строительства Храма не должно было касаться железо, так как из него делаются не только оружия труда, но и оружие, а ничто, способствующее пролитию человеческой крови не могло быть использовано при строительстве Храма. Легенда рассказывает, что царь Соломон решили эту головоломную инженерную задачу и выполнил повеление Бога, добыв чудесного червя по имени Шамир, способного раскалывать любую скалу и любой камень, на который он был положен.

Историки высказывают предположение, что на самом деле роль мифического «шамира» играла какая-то кислота. Так как камни, из которых сложена Стена, представляют собой обычный известняк, то царь Соломон и его строители могли обрабатывать их с помощью соляной или даже концентрированной уксусной кислоты, обходясь, таким образом, без железных орудий.

Во времена царя Ирода железные оружия производства, несомненно, использовались для выламывания и обтесывания камней, но не исключено, что этот великий царь и строитель попытался соблюсти, как минимум, одно правило строительства Храма, то есть построил его стены именно из камней, а не из кирпичей.

Известный израильский историк и археолог Меир Бен-Дов считает, что, помимо религиозных, Иродом в данном случае двигали чисто технические и политические мотивы.

Ирод, по версии Бен-Дова, решился на расширение Храмового комплекса без разрешения Рима, которое он, как его вассал, конечно же, обязан был испросить. В этой ситуации ему нужно было вести строительство как можно более быстрыми темпами – чтобы, прежде чем известие о нем дойдет до Рима, и власти примут решение о его законности, новые стены вокруг Храмовой горы уже стояли, и римляне оказались бы поставленными перед фактом.

“Как это ни странно прозвучит, – пишет Меир Бен-Дов, – но строительство из таких гигантских камней было в древности куда более быстрым, чем строительство из камней обычного размера или кирпичей”. И поясняет свою мысль: один камень высотой в 3 и шириной в 15 метров, уложенный на свое место, означал весьма существенное продвижение к концу постройки, а доставить и уложить его было куда легче и быстрее, чем изготовить соответствующее количество кирпичей и раствора для их скрепления.

Кроме того, после окончания укладки очередной порции кирпичей нужно было подождать, пока скрепляющий их раствор окончательно высохнет. Для того, чтобы ускорить этот процесс, древние строители разжигали под свежевыложенной стеной огромные костры. Но даже при этом на полное высыхание раствора требовалось от 24 до 48 часов. Вдобавок ко всему, для таких костров нужно было дерево, а лесов вокруг Иерусалима всегда было очень мало, и дерево в древней Иудее было куда более ценным материалом, чем камень.

Наконец, стена выложенная из гигантских камней обладала куда большей устойчивостью и куда меньше была подвержена разрушению временем, чем стена из кирпича. Таким образом, Ирод и в самом деле попросту выбрал самый быстрый и оптимальный вариант строительства.

Что же касается вопроса перевозки, подъема и точной подгонки камней такого размера друг к другу и сооружения точно лежащего на них следуюшего слоя, то никаких технических проблем с решением такой инженерной задачи, по мнению того же Меира Бен-Дова, в эпоху Ирода уже не было.

В качестве доказательства этого он ссылается на известного римского архитектора 1 в.н. э. Витробия. В своей книге “Архитектура”, написанной им в качестве учебника для учеников собственной архитектурной школы, Витробий подробно описывает, как следует вести строительство с помощью камней такого размера. К примеру, согласно Витробию, на камень любой, даже поистине гигантской величины можно было набить деревянные колеса, после чего его доставка уже не представляла особого труда. Поднимались и укладывались такие камни с помощью системы специальных блоков, внешне напоминавших огромные деревянные подъемные краны.

Более того – Меиру Бен-Дову удалось провести небольшой исторический эксперимент, доказывающий, что камни Стены Плача были уложены друг на друга именно по технологии, описанной Витробием.

Это произошло в 1968 году, когда израильские археологи начали в районе Стены Плача массированные раскопки, а в Иерусалиме начал возводиться Дворец президента страны. Архитектору, который отвечал за оформление разбитого при Дворце сада пришла в голову идея установить в этом саду композицию из трех камней, лежавших некогда в Западной Стене Храма – по его мнению, это было бы красиво и символично одновременно.

Не желая вступать в пререкания с канцелярией президента страны, отвечавшее за раскопки Управление древностей дало разрешение на вывоз трех камней. С величайшей осторожностью строители погрузили их на машины и доставили в сад при президентском дворце. Однако спустя несколько дней к Меиру Бен-Дову позвонил прораб, отвечавший за возведение каменной композиции, и спросил, известно ли ему, каким образом древние строители умудрялись точно класть камень на камень?

Дело в том, объяснил прораб, что современная техника, конечно, позволяет это сделать, но, во-первых, не обеспечивает необходимой точности, а, во-вторых, не дает гарантии, что при укладке один из камней не будет поврежден. А его строго предупредили, что от камней при сооружении композиции не должен быть отколот ни один кусочек, так как каждый из них представляет собой величайшую историческую ценность.

Тогда-то Бен-Дов и посоветовал прорабу воспользоваться техникой, описанной в “Архитектуре” Витробия. Несколько недель ушло на подготовку к этому уникальному историческому эксперименту, и в итоге он завершился полным успехом: с камни легли друг на друга без малейшего зазора между ними.

Правда, пролежали они в дворцовом саду недолго. Когда авторитетные израильские раввины узнали, что три камня от Западной Стены были использованы для украшения сада, да вдобавок еще один был подарен мэром Иерусалима Тедди Колеком какому-то американскому бизнесмену, сделавшему большое пожертвование на нужды города, они пришли в неистовство. Раввины заявили, что каждый камень Стены является святыней и не может быть использован ни с какой иной целью. Опасаясь грандиозного скандала, который мог разразиться на весь еврейский мир, президент немедленно отдал указание вернуть камни на место и то же самое потребовали сделать от бизнесмена.

Таким образом, камни были возвращены к Стене Плача, но вот результаты проделанного по инициативе Меира Бен-Дова уникального исторического эксперимента отменить уже никто не мог.

Таким образом, как видим, ответ на все вопросы, связанные со строительством Западной Стены был получен. Точнее, на все, кроме одного: откуда именно брали камень для этого строительства. И однозначного ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Ясно, что Ирод должен был использовать для этого местные каменоломни, но где же они располагались? Даже когда в 2009 году под Иерусалимом обнаружили каменоломню времен царя Ирода, этот вопрос остался открытым, так как, судя по всему, выламываемые в ней камне были по размерам все же меньше, чем те, которые использовались для строительства Стены.

И это – та историческая загадка, которую предстоит разгадать уже следующему поколению археологов.

* * *

Так как каждый камень Западной Стены считается святым, то не только ни один из них, но и даже мельчайшие отколовшиеся от них осколки, согласно действующему религиозному закону, не могут быть унесены от Стены. Тем, кто приходит к Стене для молитвы. Строжайшим образом запрещено их подбирать и уносить в качестве «сувениров». Нарушителей этого запрета, согласно распространенному поверью, ждет жестокое наказание Свыше.

Все отколовшиеся от Стены камушки подбираются работающими возле нее уборщиками раввинам-смотрителям Стены, а те упаковывают их и помещают на специальный склад.

Два раза в год вход к Стене закрывается для публики, к ней подгоняется кран и поднимающиеся на него специалисты начинают тщательно, один за другим осматривать каждый камень Западной Стены, проверяя, нет ли в нем повреждений. При этом он берет с собой мешочки с отколовшимися камешками, и в случае, если видит расщелину, в которую можно прочно вложить один из таких камешков, делает это.

В последние годы камни Стены стали осматривать с помощью самой современной аппаратуры, однако при этом требования ведающей всеми делами Стены администрации к тем, кто производит такие работы, не меняются. Все они должны быть религиозными евреями и перед началом таких работ окунуться в специальный ритуальный бассейн – микву, чтобы очиститься от «тумъы» – ритуальной, духовной нечистоты.

Стоит заметить, что внешний вид Стены Плача сегодня несколько отличается от того, каким он был, скажем, столетие назад. Дело в том, что в 1944 году, после долгих согласований с раввинами и Вакфом[17], англичане получили разрешение от тех, и от других разрешение тщательно вымыть ее камни, очистив их от многовековой грязи. При этом они предложили евреям одновременно выкорчевать из Стены все живущие в ней растения, однако раввинат Иерусалима ответил на это предложение категорическим отказом, так как эти растения, по его мнению, являются неотъемлемой частью Стены Плача.

Жизнь Стены

Каждый, кому довелось побывать у Стены Плача или видеть ее фотографии, наверняка обращал внимание на свисающие с ее стен растения, свидетельствующие о том, что Стена отнюдь не безжизненна – напротив, она полна жизни и готова дать приют под своей сенью любому живому существу.

Израильские ботаники насчитали семь основных видов растений, весьма привольно чувствующих себя на камнях этой еврейской святыни.

К пусть и не самым распространенным, но самым значимым из растений Стены считаются каперса колючая (Сapparis spinosa) – чрезвычайно жизнестойкое растение, которое было замечено на Стене еще мудрецами Талмуда. По их мнению, оно появилось на Стене отнюдь не случайно, а потому что наряду с лилией является своеобразным символом еврейского народа. Подобно тому, как каперса колючая является “самым стойким из растений”, так и еврейский народ можно назвать “самым стойким из народов”. Мудрецы обращали внимание на то, что каперса имеет необычайно глубокие корни, и даже если вырвать это растение, казалось бы, вместе с корнями, какая-то часть из них все равно сохранится, и вскоре ее ветви вновь появятся на Стене; она снова начнет стремительно расти, плодоносить и разбрасывать свои семена. Но разве, вопрошали мудрецы, не таков и еврейский народ?! Сколько раз его пытались уничтожить; сколько раз врагам казалось, что им удалось добиться “окончательного решения еврейского вопроса” и вырвать этот народ с корнем из человеческой истории, а он снова и снова возрождался, сохраняя верность своим историческим и религиозным корням!

Зимой это растение на Стене заметить довольно трудно, но вот весной оно появляется в самых разных ее частях, распуская розово-белые цветы, которые в народе обычно называются “каперсами”. В древности евреи готовили из этого растения одну из самых популярных в те времена пряностей, так как они обладают кисло-соленым, немного острым и чуть терпким вкусом. И сегодня в Испании, Италии, Алжире и целом ряде других стран сушенные колючие каперсы используют для приготовления маринадов и соусов для мясных и рыбных блюд.

Следующим любопытным растением, обретающимся на Стене является хвойник (Ephedra campylopoda). Как следует из самого его названия, это хвойное, почти безлиственное растение, которое довольно широко встречается в Израиле. Хвойник является “двуполым” растением и его “женские” ветви приносят небольшие красные плоды, которые с удовольствием поедают снующие вокруг Стены птицы. Родовое имя хвойника – Ephedra – напоминает о том, что из него вполне можно приготовить эфедрин, чрезвычайно полезный при различных легочных заболеваниях. Возможно, именно поэтому, а не по каким-либо мистическим причинам, многие из тех, кто страдает такими заболеваниями, стоя у Стены, начинают чувствовать значительное облегчение – подходя к Стене, они невольно вдыхают испускаемые хвойником пары эфедрина.

И все же самым распространенным из растущих на стене растений является золотистая белена (Hyoscyamus aureus), обладающее довольно крупными листьями. Этот вид белены характерен именно для Иерусалима, и еще древние знали, что ее цветы и плоды обладают слабым наркотическим действием. Иосиф Флавий в своих “Иудейских древностях” подробно описывает желтые цветки этого растения с чашечкой, заканчивающейся пятью колючками в форме чашечки, которую Флавий сравнивает с короной первосвященника.

Знаток растений легко опознает на Стене и сирийскую долгушу (Podosnoma syriacum) c ее характерными маленькими темными листьями. Долгуша – типичный “настенный” цветок, умеющий, как и хвойник, пускать свои корни в самую глубь стены.

В разных местах Стены можно увидеть также скалистый мох (Phagnalon rupestre), сицилийский львиный зев (Antyrrhinum siculoum) и горец (Polygonum Aquisetiformae).

В связи с этим, разумеется, встает вопрос о том, откуда эти растения берут необходимую для их жизнеобеспечения воду? Впрочем, найти ответ на него не трудно. Само месторасположения Стены Плача таково, что она больше открыта дождям, чем другие уцелевшие стены Храмового комплекса, и именно эти объясняется то, что она, больше, чем остальные стены покрыта растениями.

Дождевая вода, во-первых, хорошо впитывается известняком, а, во-вторых, задерживается в щелях стены, в которые проникают и корни растений. Кроме того, как легко заметить, подавляющее большинство растущих на Стене и в ее глубине растений достаточно выносливы. Многие из них (как, к примеру, тот же хвойник) выделяют ароматные эфирные масла, которые, испаряясь, уменьшают температуру воздуха вокруг ветвей и таким образом снижают потребность этих растений в воде.

Помимо растений, как уже было сказано, у Стены обитает множество птиц.

Не случайно многие переводчики “Псалмов” спорят, как правильно перевести знаменитую строчку из воспевающего Иерусалимский Храм 84-ого псалма: “Гам ципор маца байт вэ-дрор – кен”. Одни переводят слово “дрор” как ласточка, и тогда эта строка звучит как “И птица находит себе дом, и ласточка – гнездо себе…”

Другие считают, что слово “дрор” на иврите означает “воробей”, то есть данную строку следует переводить, как “И птица находит себе дом, и воробей гнездо себе…”

Кто в данном споре прав, выяснить, похоже, невозможно, так как у Стены плача обретаются как воробьи, так и ласточки. Правда, если первые живут там постоянно, то ласточки – относительно редкие гостьи, но и те, и другие гнездятся в расселинах Стены Плача.

Устраивают здесь свои гнезда в Стене и голуби, обитающие возле нее в огромных количествах – что и вызывает у ученых сомнения в предании о том, что 9 Ава на Стене появляется некий особый голубь или голубка – вполне возможно, молящиеся просто выдают желаемое за действительное.