Часть 2
Алатырь-камень: миф или реальность?
Поставив перед собой задачу обнаружить бел-горюч Алатырь-камень на географической карте мира, необходимо определиться, что же мы ищем и каковы вероятные места расположения искомого объекта. В предыдущей части книги мы выяснили «особые приметы» и отличительные особенности бел-горюч Алатырь-камня. Теперь необходимо попытаться проанализировать места возможного местонахождения этого сакрального артефакта, существующие в ряде известных легенд и преданий. Сравнив данные поиска с географической картой мира, нужно определить то единственное место, где может скрываться одна из главных сакральных святынь русского народа…
Глава 1
Остров Буян
Если провести социологический опрос на улицах российских городов, задав прохожим единственный вопрос: «Существует ли на самом деле остров Буян?» – ответ будет, скорее всего, один: «Конечно, нет, это сказка!»
Между тем, в ряде серьезных источников, таких, например, как «Энциклопедия Средневековой Европы» или «Мифы народов мира», изданных ещё в советские годы, приводятся версии реального существования этого острова. Современным источникам вторят древнегреческие авторы. В то же время из множества версий существования острова Буян, по мнению автора книги, серьёзного рассмотрения заслуживает лишь одна.
Легенда гласит: «Летела Мировая Уточка над бескрайним морем-океаном и несла в клюве волшебный Алатырь-камень. Вдруг небольшой камень начал расти. Не удержала его Уточка, выронила в море. Но камень, даже оказавшись на морском дне, продолжал расти. Вскоре над водой показался остров Буян, а затем и белая Алатырь-гора. На ней полуконь-получеловек Китоврас по приказу Сварога, отца Богов, выбил копытом искры, каждая из которых мгновенно превращалась в одного из славянских Богов».
По другой версии, искры становились каменными плитами с выбитыми на них законами Богов славян. Так гласит легенда; причём, если принять её текст за истину, то для обнаружения бел-горюч Алатырь-камня необходимо всего лишь найти место в Мировом океане, над которым метафорическая Мировая Уточка уронила Алатырь-камень.
Утопия?
Вовсе нет!
Сегодня многие историки, этнографы, писатели и путешественники склоняются к мысли, что истинный остров Буян – это современный остров Рюген, расположенный в Германии около города с удивительно русским названием Росток. Сходство поразительно, как, впрочем, и сама история острова.
Своё современное название он получил сравнительно недавно, после того, как вошёл в состав Германии. До этого момента на протяжении тысячелетий он именовался «Руян», что в переводе на современный русский язык означает «русский остров».
Населял остров забытый в наши дни народ – раны. Как утверждает энциклопедия «История Европы», уже в девятом веке племя Ранов считалось самым бесстрашным на Балтике, ему платили дань большинство близлежащих государств. Но не только блестящими воинскими подвигами был знаменит остров и вовсе не за военные заслуги он назван прототипом легендарного острова Буян.
Главной тайной Руяна, не афишируемой широко и по сей день, был город-крепость Аркона. Руины этого города ежегодно привлекают тысячи туристов на остров Рюген. Дело в том, что одной из главных причин, по которой раны покорили окрестные народы, было то, что их соседи по Балтийскому побережью не без основания считали жителей острова способными напрямую общаться с Богами. Будто бы боги лично помогают жителям острова в ратных делах, предсказывая поражение или победу, и нередко сами выступают во главе армии славян.
Столица острова, город-крепость Аркона, обнесённая 10-12-метровой стеной, располагалась на высоком валу, остатки которого сохранись до наших дней. Внутри города кроме жилых построек находились великолепные деревянные храмы-светилища, посвящённые славянским богам острова. Это были великолепные изящные деревянные здания, внутри которых находились кумиры славянских богов.
Возможно, это покажется странным, но до 1168 года Аркона считалась главным культурным, военным и религиозным центром славянской цивилизации, державшим в страхе и повиновении все Балтийское побережье. Поклониться Богам ранов съезжались правители большинства европейских государств, поскольку заступничество богов Арконы почиталось превыше иных высших сил, существовавших на Балтике. Даже дельфийский Оракул Греции пользовался меньшей популярностью, чем кумир Свентовита – верховного божества славян.
Возможно, именно по этой причине сегодня существует большой пласт информации о греческих, римских, египетских или христианских богах, но практически ничего не известно о кумирах славянских Богов тех лет. Очевидно, их популярность оказалась настолько велика, что после крушения Арконы её победители постарались сделать всё возможное, чтобы как можно быстрее стереть светлые образы славянских Богов не только из памяти народа, но также из летописей, ведь именно по ним историки реконструируют события далёкого прошлого.
Храмы города поражали своей красотой и богатством. Среди множества построек Арконы выделялись три главных храма. Первый принадлежал Перуну, или Перкунасу, как его называли на Балтике. Кумир Бога был о семи лицах на единой голове, семи мечах на поясе и об одном оголённом мече в левой руке, олицетворющем воинские доблести, войну и победы. Вторым был Бог о пяти лицах без сабель и мечей, которого называли Яровитом или Ярилой, олицетворяющий плодородие. Третьим самым большим и главным храмом острова являлось светилище Свентовита, отца Богов, воплощение Рода. Считалось, что именно от Свентовита произошли как Боги славян, так и сами раны, являвшиеся прямыми потомками Богов.
Наиболее достоверные сведения о храме Свентовита дошли до нас благодаря записям, оставленным знаменитым средневековым путешественником Саксоном Грамматиком. В книге «История Дании» он достаточно много места уделяет описанию Арконы и его взаимоотношениям с Данией. По словам путешественника: «Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур. В самом храме стоял большой, превосходящий человеческий рост кумир с четырьмя головами на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой…».
Существуют легенды, будто при храме содержался белый конь, на котором по ночам сам Свентовит выезжал на войну. Бывало, что служители храма, придя на службу, с удивлением замечали взмыленную холку коня, как будто кто-то всю ночь скакал на нём.
В двадцатые годы прошлого века немецкий археолог К. Шуххардт подтвердил легенды об удивительном городе-храме. В 1920 году он, подобно Генриху Шлиману, после длительных археологических раскопок обнаружил останки главного храма Арконы, чем полностью подтвердил описание, данное Саксоном Грамматиком. Позднее сведения о светилищах Руяна вошли во многие известные исторические энциклопедии и сборники этнографических материалов. О необычном острове писал Лев Гумилёв, его история содержится в энциклопедии «История Средневековой Европы», причём все авторы как один отмечают огромное политическое и военное влияние, которое Аркона оказывала на всё Балтийское побережье.
Раз в году, в последний день лета, после уборки хлеба, проходила встреча славянского Нового года. Этот один из самых любимых в народе праздников древние славяне отмечали 1 сентября.
Во время торжеств сам Свентовит с помощью жреца отвечал на вопросы жителей острова и их гостей. Многие ритуалы, сопровождавшие праздник столетия назад, сохранились до наших дней!
По традиции за день до начала торжеств старший жрец храма выметал из него веником мусор, что символизировало конец года. Так и сегодня мы убираем квартиру перед Новым годом, чтобы не взять с собой в Новый год проблемы года уходящего. Далее жрец вынимал из руки Бога рог с вином и выливал его под ноги божеству, прося у него даровать славянам плодородие и успех в ратных делах в следующем году. Дело в том, что до этого весь уходящий год рог стоял наполненный вином, и если за год вина испарялось мало, то следующий год должен был быть урожайным и счастливым, и наоборот, если вина испарилось много, то Новый год не предвещал ничего хорошего. Далее жрец наполнял рог свежим вином и выпивал его, произнося тост за то, чтобы следующий год оказался радостным и удачным для всех славян. Так и мы за новогодним столом провожаем старый год и пьём за наступление нового, в точности повторяя обычаи предков. Во второй раз наполнив рог свежим вином, жрец оставлял его в руке божества до следующего сентября. Закончив ритуал с вином, помощники жреца выносили огромный пирог высотой в человеческий рост. Жрец становился в центр пирога и спрашивал, видно ли его окружающим, после чего благодарил солнце за удачу в завершившемся году и просил у него поддержки в будущем. Скорее всего, именно с этих времен пошла на Руси и во всей Северной Европе традиция любой праздник заканчивать праздничным пирогом или тортом.
После трапезы славяне приступали к гаданиям. Выводили белого коня Свентовита и просили его пройти через символические ворота, сделанные из трёх копий. Как только конь, ведомый главным жрецом храма, выходил из «ворот», становилось ясно, чего ждать славянам в предстоящих сражениях. Если конь ступал правой ногой – год обещал быть удачным в ратных делах, а если левой, то грозил бедствиями и неурожаем, а намеченный ранее военный поход непременно отменяли. Этот ритуал положил начало другой распространённой в России примете, дожившей до наших дней, – с какой ноги лучше вставать поутру.
Впрочем, не стоит думать, что Аркона славилась исключительно безобидными гаданиями: например, претенденту на королевский престол требовалось взобраться по отвесной скале со стороны моря на меловую гору под названием «Королевский трон», возвышающуюся на 180 метров над уровнем моря, и только после удачного завершения этого ритуала наследник престола объявлялся королем Арконы.
К середине XIII века город и его храмовые комплексы стали настолько влиятельны и богаты, что на них обратили внимание немецкие крестоносцы. Каждый, кто приезжал за советом к Свентовиту, оставлял у его храма богатые дары. Племена, воюющие под знамёнами Арконы, третью часть своей добычи передавали храму. В сражении, в котором участвовали раны от имени Свентовита, как правило, воевало триста профессиональных воинов на белых лошадях с золотыми поясами, которые всю свою добычу в случае победы передавали храму Свентовита. Такое положение дел сильно раздражало Ватикан, который видел в Арконе одного из своих главных конкурентов и противника распространения христианской веры в Северной Европе.
Папские епископы прозвали остров Руян «седалищем идолослужения», после чего судьба острова была предрешена. 15 июня 1168 года на него напали рыцари-крестоносцы по приказу датского короля Вольдемара. После долгой кровопролитной битвы Аркона пала, но не сдалась морально. Долгие годы на острове тлел огонь сопротивления, периодически перерастая в открытые столкновения с иноземными властями.
Несмотря на то, что остров перешёл в юрисдикцию Дании, им продолжал управлять король-славянин. Полностью славянское правление на острове пресеклось лишь в 1325 году, а остров «пошёл по рукам»: сначала он стал частью Померании, в середине XVII века отошёл к Швеции, а с 1815 года по решению Венского конгресса Рюген стал принадлежать Пруссии. Лишь во времена существования ГДР остров был частично возвращён русским военным – там расположилась советская военная база.
Сегодня сложно на 100 % сказать, является ли самый большой остров Балтийского побережья тем самым легендарным островом Буян, но косвенные доказательства говорят в пользу именно этой версии. Даже названия окрестных немецких городов имеют русское звучание, а меловые скалы, окружающие остров, с большой долей вероятности могут оказаться прототипом Алатырь-горы. Они находятся «на море-океане», имеют белый цвет, а в самом городе, который на русский язык переводится как «Белая гора», находился крупный храмовый комплекс древних славян. Теоретически это место полностью подходит под описание острова Буян, данное в сказках, былинах и заговорах русского народа.
Есть, правда, одно «но». В том случае, если остров Рюген – это остров Буян, а меловые скалы – Алатырь-гора, которая, по легенде, выросла из бел-горюч Алатырь-камня, где то место, в котором сокрыта «сила могучая, которой нет конца»? Ведь именно наличие этой силы и делает бел-горюч Алатырь-камень главным персонажем большинства древнерусских заговоров и былин.
Глава 2
«Голубиная книга»
Следующим местом возможного расположения острова Буян, а вместе с ним и легендарного бел-горюч Алатырь-камня может оказаться место падения на Землю «Каменной», или «Голубиной», книги. Тем более что «Голубиная книга» является таким же духовным символом русского народа, как и бел-горюч Алатырь-камень или остров Буян, выступающие в мифологических и фольклорных текстах как единое целое.
В «Голубиной книге» описана иерархия всех вещей в мире, в том числе указаны не только свойства бел-горюч Алатырь-камня, но и место его земного расположения. Казалось бы, что может быть проще: необходимо пойти в ближайшую библиотеку и прочесть о том, какой камень всем камням отец и где он находится. Однако не всё так просто. Дело в том, что в библиотеках действительно существуют переводы духовного стиха о «Голубиной книге», но они неполные, часто отрывочные и сильно различаются по содержанию. Текста же самой «Голубиной книги» нет ни в одной библиотеке мира!
Долгое время считалось, что местонахождение оригинала книги неизвестно, хотя на севере России, в том числе в Карелии, в деревнях бродячие певцы – калики перехожие – испокон веков исполняли духовный стих о «Голубиной книге», являющейся источником сакральных знаний русского народа. Поиском священного артефакта занимались многие известные исследователи и творческие люди прошлого и настоящего, среди них Гумилёв, Рерих, Ломоносов. Все они в финале своих поисков сходились во мнении, что следы «Голубиной книги» теряются где-то в Карелии.
Несмотря на то, что сегодня известно несколько вариантов духовного стиха, рассказывающего о «Голубиной книге», все они в целом передают один и тот же сюжет, расходясь лишь в деталях.
Как и полагается сакральному тексту, передающему в том числе и космогонические сведения о происхождении мироздания в понимании русского человека, он довольно фантастичен. Так как сегодня известно более двадцати различных вариантов духовного стиха, начало их различно. В одном из них книга выпадает из грозовой тучи в град Иерусалим, в другой она падает с неба «на славную на Фавор гору, ко чудну кресту животворящему, ко Алатырю белу камню, ко честной главе ко Адамовой», в третьей версии книга выпадала на Меру-гору, на остров Буян, стоящий посреди моря бездонного, к сырому дубу, что корнями всю землю охватил. Казалось бы, ответ найден, необходимо лишь определить координаты местонахождения книги, и Алатырь-камень будет найден.
Увы!
Книга оказывается размерами в длину сорок саженей, а в ширину двадцать, и отвечает на различные вопросы, интересовавшие древнего человека – от происхождения Земли до философских понятий добра и зла. Размеры книги просто потрясают: это примерно сто семьдесят метров в длину и сорок два метра в ширину. Кто же мог написать такую книгу?
Автор этого «произведения» указывается в самом духовном стихе о «Голубиной книге». Одни варианты стиха утверждают, что её писал Иисус Христос, другие – Бог Саваоф, третьи – Велес, вещий Бог славян. Очевидно, такое различие вызвано дохристианским и православным толкованием одного значительно более древнего манускрипта, поскольку текст духовного стиха передавался из уст в уста несколько тысячелетий подряд.
Духовный стих о «Голубиной книге» в своё время настолько поразил Николая Рериха, что тот в 1922 году написал картину «Голубиная книга». На ней великий художник изобразил громадную книгу, упавшую с небес и включающую в себя всю мудрость мира. Позднее в своих работах он отмечал: «Люди определённо делятся на два вида: одни умеют радоваться Небесному Зодчеству, а для других оно молчит, потому что их сердца безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам, и это возвышает их воображение, а воображение – лишь следствие наблюдательности. И с первых дней рождения каждому человеку суждена несказуемая по красоте своей Небесная Книга».
Тем не менее, у каждого произведения искусства должен быть реально существующий автор, пусть даже передавший божественное откровение в своем творении. Однако в случае с «Голубиной книгой» его нет, как будто действительно книга была создана Богом и затем подарена славянам. Ведь сама по себе «Голубиная книга» – это перечень вопросов и ответов о строении космоса, природы, иерархии вещей в мире, понятиях добра и зла. Аналогичные вопросы и ответы встречаются в белорусской «Песне о Севрюке», в «Авесте» – священной книге зороастризма; индоарийская «Ригведа» также содержит такой же перечень вопросов и ответов, что и «Голубиная» книга.
В разное время поисками «Голубиной книги» занималось множество исследователей. Все они оказались едины во мнении, что искать каменную книгу следует где-то на Русском Севере, в Карелии. При этом одни исследователи оценивают возраст духовного стиха в 18 тысячелетий, другие говорят о более скромных цифрах в 2,5 тысячелетия. Если же говорить об одной из первых физических записей духовного стиха, то она известна – в 1760-х годах его записал один из первых собирателей русского фольклора Кирша Данилов. При этом лично услышать пение духовного стиха о «Голубиной книге» можно было до середины прошлого века – калики и «полубродячие» певцы, бродя по Русской Земле, исполняли духовный стих вплоть до середины 1940-х годов. Этот факт косвенно подтверждает замечание о деревне Нигижме Пудожского района Республики Карелия в полевом дневнике экспедиции 1940 г.: «…как калики, так и другие певцы принимались здесь в богатых домах. За кусок хлеба они исполняли былины и духовные стихи, которые охотно слушали». В духовном стихе о «Голубиной книге» сказано, что после её падения на Землю к ней собралось сорок царей, сорок королей, сорок попов, сорок дьяконов, много народу. Читали они эту книгу три года, а прочитать смогли всего лишь три страницы. И тогда в одном из вариантов Володимир Володимирович, великий князь, обратился ко царю Давиду, в другом варианте к Баяну Вещему, чтобы тот по памяти пересказал ему содержание каменной книги. Так гласят различные варианты духовного стиха.
Если же говорить о времени более близком к нам, то имеются предположения, что эту книгу читали Михайло Ломоносов и Николай Гумилёв, ею очень серьёзно интересовались Николай Пржевальский и Генрих Шлиман…
Учитывая, столько достойных исследователей искали оригинал «Голубиной книги», было бы логично предположить, что хотя бы один из них хоть на шаг, но приблизился к тайне. В то же время поиск этой сакральной драгоценности русского народа сродни поиску святого Грааля. В 1904 году на Русский Север отправился Николай Гумилёв, где в устье реки Индель, притока реки Выг, впадающей в Белое море около Беломорска, обнаружил на удивление плоские скалы с высеченными на них петроглифами. Как он потом писал в своих дневниках, его взору открылись сотни метров текста, высеченного неведомыми значками на скалах. Вернувшись в Санкт-Петербург, он доложил о своей находке Императору Николаю II, после чего все дальнейшие поиски Голубиной книги проходили уже под покровительством государства!
Говорят, Гумилёву всё же удалось на скалах Белого моря обнаружить некое подобие словаря петроглифов, а затем перевести всю каменную книгу целиком. Казалось, ещё немного, и мы могли бы узнать, о чём сказано в самой загадочной книге русского народа; но, увы, с этого момента все исследования каменной книги окутывает сплошной туман тайны. Сегодня ни в одном открытом архиве нельзя найти ни дневников Николая Гумилёва с переводом каменной книги, ни его стихов, посвящённых ей. Можно лишь догадываться, что прочёл Гумилёв на скалах Белого моря в Карелии. Правда, известно, что в своих последующих экспедициях в эти места исследователь попал на архипелаг Кузова и идентифицировал его с легендарным островом Буяном, поскольку в некоторых вариантах духовного стиха «Голубиная книга» выпадает с небес именно на него. Проведя раскопки на Русском Кузове, Гумилёв обнаружил гробницу древней царицы, в которой нашёл уникальный гребень из золота тысячной пробы, получить которое даже при нынешних технологиях практически невозможно. На гребне была изображена уникальной красоты девушка, плывущая на спине дельфина. Не исключено, что гребень принадлежал древнему допотопному народу – возможному автору каменной книги, ведь гробница была найдена в каменной пирамиде. Сам Гумилёв, предполагая, что обнаружил захоронение царицы викингов, весьма удивился, поскольку, как известно, этот народ никогда никаких пирамид для своих захоронений не строил. Следовательно, это были останки правительницы намного более древней цивилизации.
Дальнейшая судьба гребня тоже покрыта мраком тайны. По легенде, Николай Гумилёв передал его Николаю II, а тот – Великому князю Сергею Михайловичу, который в свою очередь подарил его балерине Матильде Ксешинской. Как впоследствии писала сама балерина, этот гребень у неё много раз пытались купить американские коллекционеры, но она не соглашалась. В революцию он вместе с другими драгоценностями исчез.
Из современных исследователей ближе всех к разгадке тайны «Голубиной книги» продвинулся Константин Севенард. В 2005 году он повторил путешествие Николая Гумилёва на Архипелаг Кузова с целью найти захоронение древней царицы и определить возможное местонахождение самой «Голубиной книги». Вскрытую гробницу на одной из сопок Русского Кузова он действительно обнаружил, но вот самой каменной книги, к сожалению, не нашёл. По его мнению, изложенному в нескольких опубликованных им монографиях, каменная, или «Голубиная», книга находится к югу от расположенного на Кузовском Архипелаге подземного храма, имеющего форму семилепестковой розы, в дельте реки Выг под Беломорском. Причём после того как Николаю Гумилёву удалось прочесть «Голубиную книгу», по словам Константина Севенарда, прямо над местом расположения петроглифов книги для Николая II и его семьи был построен летний дворец, причал для яхты и даже подведена ветка железной дороги. Говорят, император вплоть до начала Первой Мировой войны регулярно бывал в этих местах. В революцию же, как пишет Севенард, по приказу императора были построены три плотины и петроглифы книги оказались затоплены. Во времена Хрущёва на этом месте возвели Белопужскую ГЭС, после чего русло реки Индер было окончательно изменено. В настоящее время петроглифы книги, по мнению К. Севенарда, находятся под двухметровым слоем воды. Интересные выводы делает карельский этнограф, автор ряда книг о древних тайнах этого края Алексей Попов. Он считает, что первоначально книга называлась не «Голубиной», а «Глубинной» – из-за глубины сосредоточенных в ней космогонических знаний. Поскольку в ней описывалось всё творение мира – начиная от появления вселенной и звёзд до иерархии вещей на Земле: какая рыба всех главней, какой камень всех главней, какое дерево всех главней, какой царь всех главней, какой Бог всех главней, и заканчивая определением философских понятий о добре и зле, о борьбе правды с кривдою. Позднее, с приходом христианства, название книги было изменено на «Голубиная», так как в христианстве именно голубь является носителем Святого Духа и сакральных знаний. Таким образом, у нас появляется второе место, в котором теоретически мог бы находиться Алатырь камень – это острова Русский и Немецкий Кузов в Карелии. Однако на этих островах исследователями, к сожалению, не обнаружено крупного валуна или камня, сколько-нибудь напоминающего бел-горюч Алатырь-камень. Сегодня многие исследователи феномена «Голубиной книги» склоняются к мысли, что её текст – это знаменитые древнейшие, до сих пор не расшифрованные петроглифы, оставленные на скалах Белого моря неизвестной цивилизацией прошлого. Но они находятся не на одной скале, а на группе скал. В связи с этим отождествлять Алатырь-камень со скалами Белого моря было бы неверно.
Глава 3
Алатырь-камень: мистика победы
Две версии возможного местонахождения легендарного бел-горюч Алатырь-камня – на острове Рюген в Северном море и в скалах Белого моря, на которых изображены легендарные петроглифы, – не подтвердились. Тем не менее, частое упоминание бел-горюч Алатырь-камня в древних заговорах, легендах и мифологических текстах славян однозначно говорит о том, что сам камень или некий его прототип существовал в реальности!
Но в таком случае на географической карте России должно существовать месторасположение этого легендарного камня. Наиболее верный способ его обнаружения – обращение к первоисточникам: мифам и легендам древних славян. В славянской мифологии должно существовать предание, прямо указывающее на современное местонахождение легендарного бел-горюч Алатырь-камня.
Оказывается, подобная легенда действительно существует! Впервые место возможного расположения осколков бел-горюч Алатырь-камня стало известно благодаря немецкому путешественнику семнадцатого века Адаму Олеарию, рассказавшему в своем труде «Описание путешествия в Московию» о древнем предании, испокон веков существовавшем на Руси. Легенда в пересказе Адама Олеария утверждает, что в стародавние времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч Алатырь-камень. Разбили они его на девять частей и заложили по одному из осколков камня в девяти городах, окружавших Москву: Коломне, Серпухове, Дмитрове, Туле, Волоколамске, Верее, Наро-Фоминске, Боровске и Сергиевом Посаде. Московиты, как утверждал Адам Олеарий, уверены, что осколки бел-горюч Алатырь-камня надёжно хранят Москву от многих бед, от войны и иноземного вторжения.
Особенно интересным с точки зрения немецкого историка оказался камень, действительно расположенный недалеко от Дмитрова в так называемом Шутовом лесу около села Турбичево. Этот камень славится своими целебными свойствами: по преданию, если взять воду из речки, протекающей неподалёку, и скатить её капли по бокам камня, а затем, собрав их, окропить больного – он непременно исцелится. Вторым не менее удивительным свойством камня была способность оберегать окрестности Дмитрова от вторжения захватчиков, поглощая агрессию воюющих сторон.
В легендах, собранных Адамом Олеарием, также существует предание о том, что именно к этому камню московский князь Иван Третий приводил своё войско перед битвой с татаро-монголами, вошедшей в историю как стояние на реке Угре.
Шутов камень. Фото Дмитрия Соколова.
Камень помог. В тот момент, когда два войска сошлись на разных берегах реки, сражения не произошло, а войска, простояв друг напротив друга некоторое время, разошлись в разные стороны. Разумеется, официальная история приводит множество иных вполне логичных причин, по которым битва не состоялась; тем не менее, поход Ивана III за помощью к камню также является историческим фактом.
Известен случай, когда в 1282 году к Дмитрову с разных сторон приблизились четыре княжеские дружины с целью захвата города. Войсками руководил один из сыновей Александра Невского, враждовавших между собой. Перепуганные жители спрятались за крепостными стенами, однако войска противоборствующих сторон у городских стен так и не появились. Позднее выяснилось, что противники встретились в нескольких километрах от города, неподалёку от Шутова камня, заключили перемирие и разошлись.
С позиций сегодняшнего дня в этом нет ничего удивительного, но тогда это казалось чудом. Дети Александра Невского настолько не ладили между собой, что военные стычки между ними были делом обыденным. Мало того, во время войн и неминуемого захвата и разорения городов победившая сторона старалась проявить наибольшую жестокость к пленным. Тем невероятнее кажется нежданный мир, заключённый в Шутовом лесу около сакрального валуна.
В следующий раз два князя, также не ладившие между собой, решили выяснить отношения в открытом бою с участием верных дружин. Но когда они отправились на место предполагаемого сражения, то… заблудились всё в том же Шутовом лесу и ни с чем разъехались по домам.
Не исключено, что во время Великой Отечественной войны сакральный валун также сыграл свою роль в дни решающей битвы за Москву. Разумеется, нет и не может существовать достоверных свидетельств о том, что кто-то из советских вождей или военачальников обращался к камню за помощью, хотя им мог оказаться любой местный житель. Тем не менее, факт остается фактом – немцы в решающий период с 27 ноября по 5 декабря 1941 года окончательно были остановлены именно под Дмитровом около Перемиловской высоты!
Это место стало крайней точкой на северо-восточном направлении, куда смогли прорваться оккупанты, и находится оно относительно недалеко от легендарного Шутового камня.
Впрочем, нельзя слепо доверять единственному, пусть даже известному на весь мир немецкому путешественнику; должны существовать и иные серьезные источники, бережно сохранившие до наших дней легенду о явлении на Руси бел-горюч Алатырь-камня.
Действительно, сегодня историкам хорошо известно, что с середины XII по конец XVII века на Руси существовали укрепления в виде засечной черты. Как правило, это были лесные завалы – засеки. В них в большом количестве создавались замаскированные ловушки. Довольно часто засечная черта представляла собой несколько рядов засек, между которыми ставились частоколы, насыпались валы или рылись рвы. Пройти сквозь такую засеку без потерь могли лишь военные отряды местных жителей. На Руси подобная мера защиты от вторжения вражеских войск особенно хорошо себя зарекомендовала во время нашествия кочевников, поскольку их дикая конница, непобедимая лишь на открытой местности, оказывалась абсолютно беззащитной в русских лесах. Государство росло, границы отодвигались всё дальше, но засечные черты не разбирались, а на месте новых границ создавались следующие засечные черты, образуя, таким образом, несколько колец обороны вокруг каждого из русских княжеств.
При этом города, в черте которых старцы, по преданию, зарыли обломки бел-горюч Алатырь-камня, оказались крепостями вокруг Москвы, объединёнными когда-то между собой засечной чертой. Так, например, в Можайске местные краеведы утверждают, что в их городе издавна бытовала легенда о старцах, пришедших с Бел-моря (скорее всего, Белого моря). Оказавшись в московских землях, они посетили несколько монастырей, расположенных в городах-крепостях вокруг Москвы. В каждом городе старцы рассказывали местным жителям о своих видениях огромных вражеских полков у границы Русского государства. Как утверждали путники, необходимо было срочно укреплять рубежи государства. С Бел-моря старцы принесли с собой бел-горюч Алатырь-камень, внешне похожий на большой плоский камень, имеющий девять неровных углов, и предложили разбить его на девять частей, а затем спрятать по одному осколку камня в девяти городах, уже упоминаемых Адамом Олеарием: Волоколамске, Звенигороде, Боровске, Верее, Серпухове, Коломне, Дмитрове и Троице-Сергиевом монастыре. Причём если соединить все девять городов на карте прямой линией, то получится девятиугольник, напоминающий своими контурами Алатырь-камень.
Так и поступили. Разбили камень на девять частей, каждый из паломников взял по одному осколку камня и отнёс его в намеченный им город.
В этом случае, если легенда верна, то можно определить хотя бы примерные географические точки на карте Подмосковья, в которых необходимо искать осколки бел-горюч Алатырь-камня. Разумеется, подобные поиски имеют практический смысл лишь в том случае, если древние легенды донесли до нас информацию и о непосредственных точках на карте городов засечной черты, в которых могли бы быть спрятаны части бел-горюч Алатырь-камня. В то же время многие краеведы и этнографы, подробно изучавшие этот вопрос, склоняются к мысли, что осколки камня должны быть спрятаны в так называемых «центрах изначалья», которые присутствуют в каждом древнем городе Руси.
Обнаружение этих мест, возможно, позволит по косвенным признакам обнаружить и сами осколки бел-горюч Алатырь-камня, зарытые в каждом из городов. Наибольший вклад в изучение понятия «центр изначалья» внёс известный писатель-этнограф Вадим Бурлак. В своих книгах он неоднократно предпринимал попытки понять, что же в действительности скрывается за этим понятием.
Оказывается, этот термин существовал у многих народов. Считалось, что если в селении нет «центра изначалья», то оно не только никогда не станет городом, но будет постоянно подвергаться различным бедам: мору, пожару, наводнению, землетрясению либо нашествию врагов. Тем не менее, сколько этнограф ни пытался узнать у населения различных городов России, что это за мифический центр изначалья, никто так ему и не смог объяснить тайну этого понятия. Версии были самые разные, говорили, что этот центр обладает особой энергетикой и пока он существует, будет жить и город.
После долгих поисков удача улыбнулась исследователю: он выяснил, что в Москве «центр изначалья» находился на месте Водовозной башни Кремля. Когда-то на этом месте жило племя вятичей, а на месте башни стоял священный дубовый столб чёрного цвета. Предки современных москвичей имели традицию обносить новорождённых младенцев вокруг столба по направлению на восход солнца, а покойников, наоборот, на закат.
Воины, отправлявшиеся на войну, для удачи в ратных делах танцевали вокруг столба специальный танец – хоровод, а путешественник, отправлявшийся в дальний путь, брызгал на него водой из Москвы-реки, чтобы счастливо вернуться домой. В полнолуние около столба оставляли ножи, мечи и иное оружие, чтобы оно впоследствии всегда метко разило врага. Но это Москва; нас же интересуют центры изначалья, расположенные в городах «девятиуголья» засечной черты.
Официальных данных о местонахождении этих мест, безусловно, нет, но существуют народные предания, рассказывающие о расположении «центра изначалья» в каждом из интересующих нас городов. В Коломне он находится под Пятницкой башней Коломенского кремля. В Серпухове это место под Затворной башней местного кремля, построенной в XIV столетии. До наших дней она не дожила и сегодня сложно говорить о точном месте её расположения. В Верее «центр изначалья» предположительно находился также на месте построенного в XV веке кремля. Причём, как утверждают легенды, до его постройки на этом месте уже стояли более древние оборонительные сооружения, в том числе «оглядна башня со звоном». Под ней, по преданию, и схоронили старцы часть заветного бел-горюч Алатырь-камня. Однако где точно она располагалась, установить также пока не удалось. По одним предположениям, она могла быть между памятником И.С. Дорохову и лестницей, ведущей к его памятнику. Именно с этой точки хорошо просматриваются подходы к оборонительным сооружениям Верейского кремля со стороны запада и северо-запада, откуда чаще всего совершали набеги на Верею враги. По мнению Н. А. Голубевой, башня «Угловая» находилась на месте поворота южного вала на северо-запад, на том месте, где сейчас расположен
Алатырь-камень в кремле города Дмитрова. Фото Дмитрия Соколова.
памятник солдату с девочкой на руках. Если так, то любой человек, постоявший некоторое время на этом месте, получит большую подпитку энергией, а найдя осколок бел-горюч Алатырь-камня, и вовсе обретёт бессмертие. В Можайске этнографы располагают «центр изначалья» под Петровской башней построенного в 1231 году кремля. Но, как и в случае с Вереёй, где точно располагалась эта башня, сегодня уже неизвестно. В Звенигороде «центр изначалья» находился под башней с вестовым колоколом, который также называли «Звонкий сторож». В Волоколамске это холм на левом берегу реки Гроденки, известный с древнейших времён. Здесь, как утверждают легенды, совершали магические обряды поклонения солнцу, ветру, сухопутным и водным духам древние новгородские купцы на пути в Москву. Однако вычленить необходимый холм из множества аналогичных исследователям так и не удалось. Что же касается местонахождения «центра изначалья» в Сергиевом Посаде и в Рузе, то об этом история умалчивает. В Дмитрове это место, скорее всего, располагалось под северо-восточными воротами деревянного, не сохранившегося до наших дней кремля. В то же время в современном Дмитрове в кремле действительно лежит огромный валун с «вплавленной» в него древней подковой. На камне выгравирована надпись, утверждающая, что это и есть тот самый легендарный бел-горюч Алатырь-камень. Как знать, может быть, и правда Дмитров – единственное место среди городов «девятиуголья», в котором этнографам удалось найти часть Алатырь-камня. Предположение, конечно, красивое, но маловероятное.
Глава 4
Священные гости с небес
К сожалению, ни в одном из городов «девятиуголья» не сохранилось ни достоверных сведений, ни построек тех лет, когда старцы, пришедшие с Белого моря, зарыли в центрах изначалья городов, окружающих Москву, осколки бел-горюч Алатырь-камня. В то же время искать камень, не имея точных ориентиров, не только малорезультативно, но и бессмысленно.
Получается, очередная версия поиска бел-горюч Алатырь-камня зашла в тупик. Мы не смогли обнаружить камень на острове Буян, современном острове Рюген. Его не оказалось на скалах Белого моря, куда, по преданию, упала знаменитая «Голубиная книга». Неужели бел-горюч Алатырь-камня не существует в реальном мире? Откуда, из каких потайных кладовых сознания он мог появиться в текстах сотен русских заговоров и преданий? Почему на Руси на протяжении тысячелетий его реальные прототипы почитают местные жители?
Оказывается, существует теория, в которую органично вписываются все предыдущие версии. Если она верна, то бел-горюч Алатырь-камень действительно когда-то мог гореть, он действительно упал с неба на Русском Севере в области Белого и Балтийского морей. Волхвы или старцы северных скитов на самом деле могли принести его в Подмосковье, чтобы, предварительно разделив на части, закопать в «центрах изначалья» русских городов-крепостей вокруг Москвы.
Так чем же является знаменитый бел-горюч Алатырь-камень на самом деле?
Ответ прост – это крупный метеорит, когда-то упавший на территории Русского Севера. Если сопоставить все характерные признаки, приписываемые бел-горюч Алатырь-камню, окажется, что древний метеорит как нельзя лучше подходит под каждый из них.
Русская мифология утверждает, что бел-горюч Алатырь-камень несла Мировая Уточка в своём клюве и уронила. Камень, падая, увеличился в размерах, пока не упал на Землю в виде огромной глыбы-горы. Действительно, если представить себя на месте жителя Древней Руси, то падение метеорита для него будет выглядеть точно так, как описано в предании: маленький камень с грохотом и свистом будет увеличиваться в размерах, пока не упадёт на Землю. Эпитет «бел-горюч», скорее всего, описывает пламя и дым, образующиеся вокруг метеорита во время его вхождения в атмосферу и падения на поверхность планеты.
Чего только стоит одно описание падения Тунгусского метеорита, когда вываленная тайга полыхала за десятки километров от места взрыва огромного огненного болида. В то же время в мифологии всех без исключения народов Земли метеорит считается священным сакральным камнем, посланным небесами. Достаточно часто ему приписывают и необычные способности, например, исцелять больных. Суммируя сказанное, можно достаточно подробно описать явление бел-Горюч Алатырь-камня на территории Руси. Когда-то на Землю в районе между Белым и Балтийским морями упал крупный метеорит.
Разумеется, местные жрецы, волхвы и священнослужители поспешили к месту падения небесного гостя, сочтя его явление за знак свыше. Очевидцы на месте падения метеорита обнаружили, что все окрестные скалы исписаны древними петроглифами. Так могло появиться предание о «Голубиной книге». Жрецы, волхвы или священнослужители, известные на Руси под общим названием «старцы», нашли место падения метеорита, но смогли увидеть лишь осколки некогда большого космического тела. Подобный эффект хорошо известен астрономам. Метеорит при падении на Землю обычно раскалывается на несколько частей. Не исключено, что подобных частей как раз и было девять. Приняв падение космического тела за знак свыше, грозящий Руси иноземным нашествием, старцы поспешили отнести части метеорита в крупные города-крепости вокруг Москвы, чтобы, проведя магический ритуал закапывания метеоритов в «центрах изначалья» этих городов, обезопасить их и Москву от нашествия врагов.
Если принять во внимание все легенды, рассказывающие о бел-горюч Алатырь-камне, то приведённая версия окажется наиболее логичной и правдоподобной. Правда, лишь в том случае, если в исторических документах найдутся свидетельства падения на севере России в средневековье крупных метеоритов. Также необходимо проверить, действительно ли падение того или иного метеорита сопровождалось оптико-визуальными эффектами, которые предания приписывают появлению бел-горюч Алатырь-камня. Проанализировав описание падения ряда крупных метеоритов, автор книги пришёл к выводу, что большинство из них полностью укладываются в приведённую версию происхождения бел-горюч Алатырь-камня.
Действительно, падение метеорита всегда сопровождается сильными звуковыми и световыми явлениями. Внешне это явление выглядит как стремительное перемещение по небосводу ослепительно яркого огненно-белого болида. Если падение метеорита происходит днём, на его месте образуется облако, как правило, тёмного цвета. Описывая физические процессы, происходящие с метеоритом во время его попадания в атмосферу Земли, учёные утверждают, что проникновение в атмосферу происходит со скоростью 15–20 км/с. Метеорит сталкивается с сильнейшим сопротивлением воздуха на высоте 100–120 км от поверхности Земли. В этот момент перед ним происходит быстрое, практически мгновенное сжатие и разогрев воздуха. Метеорит также раскаляется до нескольких тысяч градусов и в виде огненного камня, постепенно увеличивающегося в размерах, с рёвом пролетает над наблюдателями. Но как только метеорит входит в нижние плотные слои атмосферы на высоте 10–20 километров, он, «увязнув» в воздухе, тормозит и быстро остывает. Как следствие, прекращается его свечение и метеорит падает на Землю, как самый обыкновенный камень. Достоверность приведённой версии происхождения легенды о бел-горюч Алатырь-камне подтверждается религиозным почитанием метеоритов, распространённым по всей планете, тем более что падение космических тел с той или иной частотой наблюдается на всей поверхности Земли. Тем не менее, каждый упавший метеорит в средние века мгновенно становился священным или почитаемым объектом.
Сегодня во всём мире известно более 1600 упавших метеоритов. Не менее популярно понятие «метеоритного дождя». Во время этого каменного ливня, буквально «взламывая» атмосферу планеты, в неё врывается крупный метеорит, который затем раскалывается на множество мелких частей. Именно они и падают на Землю в виде своеобразного метеоритного дождя. Нередко от ударов массивных метеоритов на Земле образуются кратеры разной величины. Один из крупнейших кратеров, образованных вследствие падения подобного метеорита, – знаменитое «Ущелье Дьявола» в США: его поперечник составляет 1200 метров, а глубина достигает 170 метров. Только мелких обломков упавшего метеорита вокруг кратера было найдено общим весом более двадцати тонн! Сложно себе даже представить, какое впечатление могло произвести на местных жителей падение этого космического «чудовища»…
В то же время любой астроном или этнограф, изучавший историю метеоритов, впоследствии ставших культовыми объектами, возразит, что метеориты состоят из железа. И будет прав, но лишь наполовину, поскольку метеориты подразделяются на три класса: железные, железокаменные и каменные. Причём большинство метеоритов, оказавшихся на поверхности Земли, как раз каменные!
Железный метеорит легко отличить от обычного камня из-за его состава – сплав никеля с камнем. Железокаменный метеорит обычно представляет из себя полую железную трубку, заполненную силикатным веществом, и визуально легко отличим. В то же время каменный метеорит внешне практически не отличается от обычного камня, и именно поэтому каменные метеориты мало исследованы.
Этот факт в очередной раз косвенно подтверждает версию о происхождении бел-горюч Алатырь-камня как каменного метеорита, упавшего в раннем средневековье на территории севера современной России. Тем более что падение каменного метеорита сопровождают точно такие же звуковые и визуальные эффекты, как и при падении его железного или железокаменного собрата.
Тот факт, что его обломки оказались практически неотличимы от крупных валунов севера России, в глазах наших предков сделал большинство крупных каменных валунов характерного иссиня-чёрного цвета почитаемыми. Тут важно отметить, что большинство каменных метеоритов, которые составляют до 90 % от всех попадающих в атмосферу Земли метеоритов, состоят из материала, который ученые называют хондрит, или различных подгрупп силикатных минералов. Говоря простым языком, каменные метеориты имеют такой же состав, что и вещество, из которого когда-то сформировались скальные породы крупных планет, в том числе и Земли. Поэтому нет ничего необычного в том, что наши предки обожествляли все крупные валуны – ведь в каждом из них они видели очередного «гостя с небес».
Для полного подтверждения версии о происхождении бел-горюч Алатырь-камня, предложенной автором книги, остаётся выяснить, падал ли в раннем средневековье на территории современного севера России крупный метеорит, оставивший свой след в летописях средневековой Руси.
Глава 5
Космический гость
Во время анализа исторических хроник, содержащих описание падения метеоритов в средневековье и более ранние периоды, оказалось, что древние тексты буквально переполнены описанием подобных событий.
В качестве первого упоминания о падении метеорита на землю, отмеченного в письменных источниках, историки называют запись, сделанную в 644 году до нашей эры. А наиболее древним найденным на Земле метеоритом считается космическое тело, упавшее в Китае в районе города Шэньян. В преданиях жителей этого города испокон веков существовала легенда о том, что находящаяся по соседству с городом гора Хуашитай является священным местом, а ходить на неё строго возбраняется. Заинтересовавшись древним преданием, учёные тем не менее решили тщательно обследовать гору. В результате долгих поисков они действительно обнаружили упавший когда-то в этих местах крупный метеорит. Его размеры составляли 160х50х60 метров. Анализ материала, из которого состоял «космический гость», показал, что древний метеорит имеет возраст, равный четырём с половиной миллиардам лет.
Конец ознакомительного фрагмента.