Вы здесь

Тайны Алатырь-камня. Часть 1. Портрет неизвестного (Д. С. Соколов, 2016)

Часть 1

Портрет неизвестного

Внимательно изучив множество путеводителей, географических атласов или энциклопедий непознанного, читатель вряд ли обнаружит точные координаты месторасположения бел-горюч камня Алатырь на географической карте России.

Сегодня невозможно точно сказать, что это за камень – обыкновенный булыжник или драгоценный самоцвет, поскольку его поиски сродни предложению «сходить туда, не знаю куда, принести то, не знаю что»… Версий, описывающих, чем на самом деле является легендарный бел-горюч камень Алатырь, существует несколько десятков, но ни одна из них на сегодняшний день не получила фактического подтверждения или подкреплённого фактами опровержения.

В то же время реальное существование этого чудесного персонажа славянской мифологии сомнению не подлежит, поскольку количество его упоминаний в русских заговорах, сказках, былинах или обрядах не поддаётся исчислению. При этом большинство исследователей феномена «бел – горюч камня Алатырь» отмечают один интересный факт: какая бы вера не господствовала на Руси, ведизм или православие, как бы не менялись в текстах деревенских заговоров имена Богов или святых, к которым обращались ведуны, волхвы или православные старцы, – бел-горюч камень Алатырь присутствовал в тексте заговора всегда!

Как же его найти в реальной жизни?

Для этого необходимо сначала определиться с характеристиками самого камня, составить его «портрет» и только затем проверять многочисленные версии расположения бел-горюч камня Алатырь на максимальное сходство с подобранными характеристиками.

Итак, в путь!

Глава 1

Всем камням отец

Для начала поисков на карте России бел-горюч камня Алатырь предварительно необходимо рассказать, откуда появился этот термин и почему каждому русскому человеку так важно узнать, где расположен этот легендарный камень.

Безусловно, большинство читателей прекрасно знают, о чём идет речь; но, возможно, кто-то впервые узнал об этом камне или никогда не слышал преданий, рассказывающих историю появления этого сакрального объекта славянской мифологии.

Чаще всего бел-горюч Алатырь-камень упоминается в русских деревенских заговорах волхвов, колдунов или ведунов. Вот текст типичного заговора девушки от пореза добра молодца, напечатанный в сборнике «Сказания русского народа», собранные И. П. Сахаровым (С.-Петербург, 1835 г.): «На море на Окиане, на острове Буяне, лежит бел-горюч Алатырь камень, под тем камнем скрыта сила могучая, которой нет конца. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шёлковую, рудо-жёлтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я раба такого-то от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань».

В большинстве подобных заговоров, наказывающих врагов, лечащих болезни или предотвращающих какие-либо беды, непременно упоминается про бел-горюч камень Алатырь, находящийся на острове в море или на берегу моря. Волшебное действие заговора, как правило, творит сам камень или сила, сокрытая под ним, по слову и воле человека, читающего заговор. Разумеется, никто никогда научно не подтверждал и не опровергал действенность подобных заговоров, однако тот факт, что их тексты прошли сквозь века и не потеряли своей актуальности до сих пор, придаёт им достоверности. Правда, из текстов древних заговоров невозможно определить реальное месторасположение бел-горюч камня Алатырь, поскольку каждый из них располагал камень в новом месте: «на синем море-Окиане», «на острове Буяне», «в пучине моря», «на Фаворской горе», «на Рипейских горах», «в чистом поле», «в дьявольском болоте», «у корней мирового дерева».

Присутствует бел-горюч камень Алатырь и в ряде мифологических текстов древности. Он, например, упоминается в легендарной Голубиной книге, в которой говорится о природе и иерархии всех вещей в мире. В Духовном стихе о Голубиной книге прямо указывается, что огромная каменная книга выпала с неба на остров Буян, находящийся посреди моря-океана, к мировому дереву (дубу) на Алатырь-камень (Алатырь-гору), который является «всем камням – отцом».

Современные мифологические словари дают достаточно подробное описание бел-горюч камня Алатырь. Правда, большинство подобной литературы появилось в России в 90-е годы двадцатого века и достоверность приведенной ниже легенды не подтверждена, тем не менее, вполне вероятно, что она была почерпнута авторами мифологических словарей из неких древних источников и является истиной. Если же обобщить все тексты, то окажется, что бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времён. Со дна Молочного океана подняла его Мировая Уточка и понесла в небо. Сначала бел-горюч камень Алатырь был очень маленьким. Хотела было Мировая Уточка спрятать его в своём клюве, но произнёс Сварог заветное слово, и начал камень расти. Не удержала его Мировая Уточка, уронила в воду. В том месте, где бел-горюч камень Алатырь упал в океан, из воды поднялась Алатырская гора с камнем на вершине. Стал Сварог, отец Богов, бить по камню посохом. После каждого удара из искр рождались Боги.

Считается, что на бел-горюч камне Алатырь, лежащем на Алатырской горе на острове Буяне посреди моря, начертаны священные для славян законы Сварога. Позднее на бел-горюч камне Алатырь полуконь-получеловек Китоврас выстроил храм Всевышнего, связавший воедино три мира: горний, небесный и явленный.

В ряде мифологических источников указывается, что бел-горюч камень Алатырь – на самом деле Алтарь, на котором Бог сам себя приносит в жертву, так как сам и является Алатырем. Учитывая, что подобная трактовка бел-горюч камня Алатырь встречается в достаточно большом количестве источников, можно предположить, что авторы этих строк считали, что бел-горюч камень Алатырь каким-то непостижимым образом заключает в себе Божественное начало.

Нередко легенды располагают бел-горюч камень Алатырь на пересечении миров: Яви (нашего мира), Нави (мира мертвых) и Прави (мира Богов). В некоторых источниках камень лежит на берегу реки Смородины у входа в мир Нави. В этой связи интересно отметить, что в ряде преданий Бог грома, молнии и воинской доблести Перун набирается сил, сидя на бел-горюч камне Алатырь в саду Ирии (славянский рай).

Достаточно интересны хранители бел-горюч камня Алатырь. Практически во всех мифологических текстах в этой роли выступают мудрая змея Гарафена и птица Гагана (в некоторых источниках – птица Гамаюн). В то же время не стоит считать, что бел-горюч камень Алатырь – понятие исключительно славянского эпоса.

Вовсе нет!

Нередко о камне белого цвета, исцеляющем все болезни и исполняющем желания, рассказывают и европейские легенды. Так, в Греции существует предание о волшебном камне Омфал, считающемся, как и бел-горюч камень Алатырь славян, центром мира. Древние греки также наделяли его чудодейственной силой и считали отцом всех камней.

Говоря о размерах бел-горюч камня Алатырь, наши предки приводили достаточно странные его характеристики: «двуедин – и мал и велик», «и лёгок и тяжёл», «объединяет все миры», «и горяч и студён», «непознаваем, от Земли его не отнять никому».

Культ бел-горюч камня Алатырь был настолько важен нашим предкам, что они создали для него особый праздник, который отмечался 14 сентября (27 сентября по новому стилю). В народе его называли Ирьев день. Считалось, что на следующий день птицы и змеи уходят в Ирий (славянский рай) до весны. Древние славяне верили, что в этот день змеи собираются в кучи, спускаются в ямы и пещеры и там лижут бел-горюч камень Алатырь. И только после этого ритуала они уходят на зиму в Ирий.

Глава 2

Тайна балтийского янтаря

Достаточно часто бел-горюч камень Алатырь связывают с понятием «Алтарь». Действительно, оба слова созвучны, обозначают некое сакральное место и вполне могли бы проистекать одно из другого. Причём вопреки распространенному мнению понятие «Алтарь» появилось задолго до образования современных мировых религий.

Исторически Алтарём обозначался камень, плита или иное возвышение, предназначенное для общения с Богами или жертвоприношений, в некоторых случаях Алтарь служил сразу обеим целям.

Как правило, Алтари были широко распространенны в культах политеистических религий, внешне имея форму стола, столба или колонны. Сооружали древние Алтари до появления храмов там, где человек, по его мнению, имел контакт с Богом. Такими местами могли быть ручей, река, берег моря, роща или гора.

Созвучие слов «Алатырь» и «Алтарь», возможно, действительно не случайно; вопрос лишь в том, какое из них первично.

Не исключено, что, определив, из какого материала создавались Алтари в дохристианской Руси, мы узнаем, чем на самом деле являлся легендарный бел-горюч камень Алатырь.

Действительно, сопоставив мифологические характеристики бел-горюч камня Алатырь и одного из материалов, наиболее широко использовавшегося в богослужениях на побережье Балтийского моря – основного ареала обитания носителей славянской мифологии, – можно предположить, что им был янтарь. В пользу этой версии говорит тот факт, что подобного мнения придерживались многие выдающиеся исследователи славянского фольклора прошлых веков.

Янтарь при сгорании становится белого цвета и выделяет сладкий запах, похожий на запах горящего ладана. В древности кусочек янтаря нередко клали на Алтарь и поджигали для наполнения помещения удивительными ароматами. Греки и вовсе называли янтарь «электроном», подчеркивая его электростатичность. А в восточных текстах можно встретить перевод слова янтарь как «янь» – энергия и «тер» – земля. Соединив две части вместе, получаем выражение «энергия Земли».

Но ведь и под бел-горюч камнем Алатырь сокрыта сила могучая, которой нет конца… Уж не об энергии ли Земли шла речь в древних преданиях и заговорах?

Янтарь использовали в культовых целях древние египтяне, этруски, индейцы, скифы, балтийские народы, датчане и, конечно, славяне. Все упомянутые народы считали, что янтарь – магический хранитель, защитник от злой ворожбы и целитель, обладает свойством энергетически подпитывать человека. Древние строители, зная о целебных свойствах янтаря, наносили его мелкие частицы на стены храмов для антисептики.

Выходит, что янтарь и есть бел-горюч камень Алатырь?

Посмотрим, что об этом говорили исследователи прошлого, и сравним все «за» и «против»…

Большинство энциклопедических словарей и этнографических сборников, пытающихся с рациональной точки зрения объяснить, происхождение понятия «бел-горюч камня Алатырь», приводят произношение его названия, принятого в странах Балтийского моря, – Латыгор или Латырь. По мнению ряда исследователей, среди которых О. Н. Трубачев, Р. Якобсон, М. Фасмер, это название прямо указывает на тождественность понятий «бел-горюч камень Алатырь» и «янтарь»; последний, как известно, добывают на Балтике.

Действительно, по утверждению местных этнографов, на севере Московской области еще в конце 19 – начале 20 веков можно было услышать предание о бел-горюч камне Алатырь как об огромном куске алого янтаря. В легенде говорилось, что это природное образование способно лечить болезни и даже воскрешать покойников. При обращении к камню здорового человека он исполнял семь его самых заветных желаний, но лишь в том случае, если просьба шла от самого сердца.

В ряде этнографических и мифологических источников также утверждается, что в прошлом Балтийское море называли Алатырским. Однако автор книги не нашёл реальных исторических документов, подтверждающих или опровергающих эту информацию.

Впрочем, если «латырь» с балтийских языков на русский переводится как «янтарь», который в основном действительно добывается на Балтике, то море и правда могло носить это название. Примечательно, что по-немецки янтарь – «берштайн», по-шведски – «берштейн», по-польски – «бурштын», но перевод на русский язык во всех этих случаях един – «горючий камень». Не менее интересен тот факт, что все государства, население которых является носителем вышеперечисленных языков, имеют выход к Балтийскому морю – месту добычи янтаря.

Если же говорить о географическом расположении огромной глыбы янтаря, которую древние предания окрестили бел-горюч камнем Алатырь, то, по легенде, она должна находиться на одном из островов Ботанического или Финского заливов. Причем рассказчики легенды утверждали, что в этой глыбе замуровано удивительное животное, обладающее волшебными способностями, по их словам, напоминавшее то ли единорога, то ли мамонта.

Если предположить, что бел-горюч камень Алатырь – это и есть янтарь, то должна прослеживаться некая связь между приписываемой людской молвой бел-горюч камню Алатырь способностью лечить людей и исполнять их желания и какими-то реальными, подтверждёнными опытным путем свойствами янтаря.

Парадоксально, но информация о необычных целительных свойствах янтаря действительно существует. Так, древние целители народов, населявших Балтийское побережье в X–XI веках, утверждали, что янтарь помогает от болей в желудке, от обморока и лихорадки. Они верили, что янтарь может сворачивать кровь, прекращать рвоту, устранять худобу, приводя обмен веществ в организме человека к некоему идеальному балансу. Получается, что целебные свойства, приписываемые в заговорах бел-горюч камню Алатырь, присутствуют и в янтаре. Существует даже фактическое объяснение наличия выражения «бел-горюч».

Сегодня любой школьник знает, что янтарь – это окаменевшая смола, встречающаяся в природе в различном виде, от камешков весом в несколько грамм до многокилограммовых глыб. Безусловно, окаменевшая смола может гореть, а находясь на палящем Солнце, янтарь начинает светиться необычным внутренним белым светом.

В то же время, если основательно взвесить все факты, говорящие за то, что янтарь является прообразом бел-горюч камня Алатырь, и факты, говорящие против этой версии, то их окажется поровну.

В пользу «янтарной версии» говорят следующие факты: в переводе с большинства языков народов, населяющих балтийское побережье, янтарь дословно значит «горящий камень»; прототип острова Буян, священного острова славян, на который, по легенде, упал бел-горюч Алатырь-камень, – остров Рюген, который находится в Балтийском море; янтарь обладает целебными свойствами, приписываемыми бел-горюч камню Алатырь.

Против янтаря говорит то, что, во-первых, – бел-горюч камень Алатырь во всех известных текстах именуется всё же «бел-горюч», то есть камень белого цвета, а не светящийся белым под воздействием солнечных лучей, как янтарь, который может иметь разные оттенки, но никогда не бывает белого цвета. Во-вторых, в текстах заговоров и преданий бел-горюч камень Алатырь «и мал и велик» одновременно, в мифологии же он и вовсе предстаёт то небольшим камнем, то целой горой. Но янтарных гор на свете не существует. В-третьих, согласно мифам древних славян бел-горюч камень Алатырь явился миру в начале времён и является, согласно духовному стиху о Голубиной книге, «отцом всем камням». Если попытаться переложить эти слова на современный язык, то бел-горюч камень Алатырь должен быть единым камнем, существовавшим в понимании древних славян «с начала мира», в то время как янтарь являлся всегда лишь объектом добычи. В-четвёртых, во всех легендах бел-горюч камень Алатырь, падая с неба, «был мал, да вырос». Янтарь же не только не мог расти, но и с неба тоже никогда не падал.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что доводы против «янтарной версии» перевешивают аргументы за неё.

Очевидно следующее: для того чтобы понять, чем же на самом деле являлся, а возможно, и является по сей день бел-горюч камень Алатырь, необходимо, объединив качественные признаки, описывающие сакральный камень, попытаться исследовать все известные географические места, в которых заговоры, легенды или предания располагали бел-горюч камень Алатырь.

Сопоставив все известные описания, автор книги получил примерный «портрет» нашего героя.

Бел-горюч камень Алатырь должен обладать следующими характеристиками: быть белого цвета; «явиться в начале времён» (состоять из вещества, образовавшегося, как минимум, одновременно с солнечной системой); иметь целительные и магические свойства; должен был упасть с неба и существовать в разных ипостасях – от небольшого камня до если не горы, то, как минимум, крупной скалы.